Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ќлег Ћундстрем

   /   

Oleg Lundstrem

   /
             
‘отографи€ ќлег Ћундстрем (photo Oleg Lundstrem)
   

ƒень рождени€: 02.04.1916 года
ћесто рождени€: „ита, –осси€
ƒата смерти: 14.10.2005 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 89 лет

√ражданство: –осси€

ќлег Ћундстрем. Ѕиографи€

 омпозитор, дирижер, джазовый музыкант

ќлег Ћеонидович Ћундстрем Ц народный артист –—‘—– (1984), заслуженный артист –—‘—– (1973). ќн удостоен почетной степени доктора наук ћеждународной академии —ан-ћарино (1993), Ќациональной музыкальной премии Ђќваци€ї (1996), ордена Ђ«а заслуги перед ќтечествомї III степени.

17.01.2024

–одилс€ 2 апрел€ 1916 года в „ите в семье потомка обрусевших шведов, св€завших свою судьбу с –оссией, Ћундстрема Ћеонида ‘ранцевича (преподавател€ физики „итинской гимназии) и его супруги Ц √алины ѕетровны. √одом позже родилс€ второй сын Ц »горь.

ќлег Ћундстрем фотографи€
ќлег Ћундстрем фотографи€

ƒети Ћеонида ‘ранцевича, названные так в честь древних киевских кн€зей, вместе с отцом в 1921 году переезжают в ’арбин (ћанчжури€) Ц Ђстолицуї русского земл€чества в  итае, в числе советских специалистов, зан€тых на обслуживании  ¬∆ƒ, куда отца пригласили на работу сначала преподавателем физики в средней школе, а позже Ц лектором ’арбинского политехнического института.

јкадемический подход ко всему, за что бы он ни бралс€, сложилс€ у ќлега еще в детском возрасте. ќднажды, услышав в 12-летнем возрасте полюбившийс€ фокстрот, он безошибочно расписывает его на трио Ц с мелодией, басом и аккомпанементом.

ќлег Ћундстрем фотографи€
ќлег Ћундстрем фотографи€

ќн увлекаетс€ живописью, учитс€ играть на скрипке. ¬ 1932 году ќлег после обучени€ в коммерческом училище поступает в ѕолитехнический институт, и одновременно Ц в музыкальный техникум, который оканчивает по классу скрипки в 1935 году.

1930-е годы Ц поголовное увлечение новым танцем Ц фокстротом и, соответственно, новой музыкой Ц джазом. ѕервое врем€ эта весела€ ритмична€ музыка не привлекала особого внимани€ ќлега, пока случайно (в 1933 году), подбира€ пластинки дл€ очередной вечеринки, он не наткнулс€ на пластинку совершенно неизвестного в то врем€ оркестра ƒюка Ёллингтона. ѕьеса эта называлась Ђƒорогой, старый югї. ќна ошеломила ќлега, и он сразу пон€л, что это не только музыка дл€ ног, но нечто большее.

ќлег Ћундстрем фотографи€
ќлег Ћундстрем фотографи€

— этого момента началось увлечение джазом. ќлег по слуху аранжировал и воспроизводил пьесы с пластинок. ¬ 1934 году, однажды собравшись, молодые музыканты решили собрать свой джаз-оркестр и руководителем выбрали (путем голосовани€) ќлега Ћундстрема.

¬ 1936 году ќлег решает испытать судьбу в Ўанхае. ќн подписывает первый профессиональный контракт в отеле Ђянцзыї, затем в 1937 году Ц в ÷индао.

” Ћундстрема уже в эти годы созрела мысль, что можно исполн€ть в джазовой обработке и русские песни. ќн делает аранжировки: Ђѕесни о капитанеї ». ƒунаевского, Ђ„ужие городаї ј. ¬ертинского, Ђ атюшаї ћ. Ѕлантера и др. ¬се они пользуютс€ неизменным успехом у слушателей. 1940 год Ц вершина попул€рности Ц выступление в самом престижном боллруме Ђѕарамаунтї. ¬ оркестре уже 14 человек, где ќлег Ц дирижер. ј такие импровизаторы как јлексей  от€ков, »горь Ћундстрем, јлександр √равис выдвигаютс€ в число лучших музыкантов города. ќркестр становитс€ одним из лучших в Ўанхае. ѕресса называет ќлега Ћундстрема Ђкоролем джаза ƒальнего ¬остокаї.

Ћучшие дн€

ќтец информатики
ѕосетило:14091
јлан ћатисон “ьюринг
—ветлана  рючкова: Ђ√адкий утенокї
ѕосетило:10743
—ветлана  рючкова
ёрий Ўатунов: Ѕывший солист ЂЋаскового ма€ї
ѕосетило:9846
ёрий Ўатунов

¬ 1941 году, в начале войны ќлег поступает во французский ¬ысший технический центр. ќкончив его как инженер-архитектор в 1944 году, ќлег про€вл€ет себ€ все-таки как композитор. Ёто на первый взгл€д парадоксальное €вление, свойственное р€ду выдающихс€ композиторов (Ѕородин был химиком, ‘летчер ’ендерсон окончил университет јтланты как химик и математик, правда, Ћев Ћандау, игравший в ленинградской Ђджазовой капелле аспирантовї, пошел по иному пути), видимо помогло ќ. Ћундстрему в написании произведений. ѕослевоенные годы Ц годы нового творческого подъема. ¬ его оркестре уже 19 человек, полный Ѕиг-бенд.   концерту в театре ЂЋайсеумї, посв€щенному окончанию ¬торой мировой войны, ќлег пишет свое первое самосто€тельное произведение Ђ»нтерлюди€ї, использу€ –ахманиновские интонации. ѕозже Ц пьесу Ђћиражї на восточные мотивы, продолжа€ попытки внести свой вклад в джаз.

¬ 1947 году ќлег Ћундстрем вместе с музыкантами оркестра переезжает в ———–, в  азань. Ётот город был выбран потому, что там была консерватори€. ѕервоначально приехавший оркестр решают сделать джазовым коллективом “ј——–. Ќо постановление ÷   ѕ—— об опере ¬ано ћурадели Ђќкт€брьї в 1948 году ломает все. ¬ы€сн€етс€, что джаз народу не нужен. » музыкантов распредел€ют в оперный театр, в оркестры кинотеатров. ќлег поступает в “еатр оперы и балета в качестве скрипача, а осенью 1948 года вместе с большой группой приехавших музыкантов становитс€ студентом  азанской государственной консерватории. ¬ 1953 году ќлег Ћундстрем оканчивает консерваторию по классу композиции (профессор ј.—. Ћеман) и внефакультативно Ц по симфоническому дирижированию (профессор ». Ўерман), оставшись там преподавать теоретические дисциплины и вести студенческий симфонический оркестр.

Ќо джаз не забыт. ¬ 1955 году оркестр записывает на радио и на грампластинки целую серию пьес татарских композиторов в обработке дл€ джаза ќлега Ћундстрема, и при помощи директора “атарской государственной филармонии ћ.‘. Ѕоголюбова, худрука ј.—.  лючарева и режиссера ».—. ѕетровского дает серию концертов в помещении  азанского драматического театра, которые прошли с большим успехом и обратили на себ€ внимание московских концертных организаций.

1 окт€бр€ 1956 года приказом министра культуры –—‘—– на базе коллектива под руководством ќлега Ћундстрема создаетс€ концертный эстрадный оркестр в системе ¬√ ќ (позже –осконцерта). Ќачалась больша€ гастрольно-концертна€ жизнь. ѕочти за 40 лет коллектив объездил более 300 городов нашей необъ€тной –одины и дес€тки за рубежом. —отни тыс€ч зрителей посетили концерты, миллионы слушали по радио и смотрели по телевидению блест€щий оркестр ќлега Ћундстрема.

ћногие годы ќлег Ћундстрем и его оркестр Ц неизменные участники крупных международных джазовых фестивалей: Ђ“аллин-67ї, Ђƒжаз ƒжембори-72ї в ¬аршаве, Ђѕрага-78ї и Ђѕрага-86ї, Ђ—офи€-86ї, Ђƒжаз в ƒюктауне-88ї в √олландии, фестиваль искусств ———– и »ндии в 1988 году, Ђ√ренобль-90ї во ‘ранции, фестиваль пам€ти Ёллингтона в ¬ашингтоне 1991 год, фестиваль биг-бэендов Ђ»матра-92ї в ‘инл€ндии, р€д международных фестивалей, проводившихс€ в нашей стране.

Ђ√лубокое проникновение в характер джазового исполнительства, в его классические традиции, с одной стороны, и стремление внести свой вклад в этот жанр, использу€ национальный фольклор, путем создани€ и исполнени€ оригинальных джазовых произведений и аранжировок, с другой Ц вот кредо оркестра, творческий путь, по которому он идет уже не одно дес€тилетиеї. ¬ этих простых словах ќлега Ћундстрема заключена вс€ его жизнь музыканта, сумевшего пройти со своим биг-бендом через годы и превратности судьбы, сохранившего свой голос, свое понимание искусства. ћаэстро считал €зык джаза современным эсперанто, ломающим любые национальные, социальные и политические предрассудки, сближающим людей, дающим возможность общени€ и диалога. ќн всегда ориентировалс€ на насто€щий джаз, и лини€ его жизни показывает, как, несмотр€ на все внешние и внутренние преп€тстви€, он и его оркестр, отдав в свое врем€ дань прикладным жанрам джаза, танцевальным и эстрадным композици€м, последние 20 лет играли исключительно классический и современный джаз.

ќ.Ћ. Ћундстрем широко известен как композитор, дирижер, аранжировщик. ќн признанный в мире мэтр джаза. ¬ыстраива€ свои джазовые композиции, ќлег Ћундстрем соедин€л непременное в джазе эмоциональное, импровизированное начало с логикой, поистине с математическим расчетом. » дело даже не в напрашивающейс€ аналогии Ђархитектура Ц застывша€ музыкаї. —корее Ц во внутреннем ощущении красоты, гармонии, соразмерности. Ўироко известны его джазовые композиции: Ђ»нтерлюди€ї (1945), Ђћиражї (1947), Ђ–асцветает сиреньї (1955), ЂЁкспромтї (јтом-буги) (1957), Ђёморескаї (1958), Ђѕесн€ без словї (1960), ЂЁтюд дл€ оркестраї (1960), Ђѕрологї (1963), Ђћы снова вместеї (1969), ЂЅухарский орнаментї (1972), Ђ¬ горах √рузииї (1973), ЂЋюбви дорогиї (1975), Ђ—пидвейї (1980), ЂЋегенда о —ююмбекиї (1981), ЂЌаступил рассветї (1984), а также камерно-инструментальные и вокальные циклы: симфоническа€ сюита на татарские темы, симфони€ до-минор, соната дл€ виолончели с фортепиано, две пьесы дл€ скрипки с фортепиано, вокальный цикл на стихи китайских поэтов, музыка к драматическим спектакл€м.

ѕомимо полутора дес€тков выпущенных оркестром грампластинок и дисков ќлег Ћундстрем записал свой авторский диск Ђћы снова вместеї. ѕоследние художественные проекты маэстро (и, особенно, масштабный цикл из шести программ Ђ»стори€ биг-бенда в джазеї) Ц своеобразна€ квинтэссенци€ его творческого пути, взгл€д с вершин опыта и мастерства на пройденные дороги, на музыкантов, с которыми свела его судьба, на музыку, вызванную им к жизни.

ќлег Ћеонидович Ћундстрем Ц народный артист –—‘—– (1984), заслуженный артист –—‘—– (1973). ќн удостоен почетной степени доктора наук ћеждународной академии —ан-ћарино (1993), Ќациональной музыкальной премии Ђќваци€ї (1996), ордена Ђ«а заслуги перед ќтечествомї III степени.

—кончалс€ 13 окт€бр€ 2005 года в ћоскве.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

јнук Ёме. Ѕиографи€
ѕосетило:19901
јнук Ёме
‘абио  апелло. Ѕиографи€
ѕосетило:23860
‘абио  апелло
—амый высокий в мире подросток
ѕосетило:19847
Ѕренден јдамс

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru