Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

–аймонд ѕаулс

   /   

Raymond Pauls

   /
             
‘отографи€ –аймонд ѕаулс (photo Raymond Pauls)
   

ƒень рождени€: 12.01.1936 года
ћесто рождени€: –ига, Ћатви€
¬озраст: 84 года

√ражданство: Ћатви€
—оцсети:


Ђя считал неприличным брать с ѕугачевой деньги за песниї

Ћатышский композитор

¬ сент€бре в петербургском театре ЂЅалтийский домї состоитс€ премьера спектакл€, в основу которого положен песенный цикл –аймонда ѕаулса на стихи посто€нного автора нашей газеты ≈вгени€ ≈втушенко. ¬ интервью ЂЌ»ї –аймонд ѕј”Ћ— рассказал, почему дл€ новых песен он выбрал стихи именно ≈втушенко, о том, почему он до сих пор получает гонорары из японии, и том, как он относитс€ к политике.

06.08.2011

Ц –аймонд ¬ольдемарович, почему спектакль постав€т именно в ЂЅалтийском домеї?

–аймонд ѕаулс фотографи€
–аймонд ѕаулс фотографи€

Ц Ётот театр очень тесно св€зан с разными странами, которые наход€тс€ вокруг Ѕалтийского мор€. ћы уже как-то показывали в нем свои спектакли. ƒиректор театра —ергей Ўуб посто€нно ищет новые контакты, и у него это получаетс€. Ќедавно в ЂЅалтийском домеї поставили Ђ„айкуї вместе с литовскими актерами, были постановки и с эстонскими коллегами, и с латвийскими. я как-то показал —ергею Ўубу свой диск с циклом своих песен на стихи ≈втушенко, которые спел латвийский певец. ≈му понравилось. “ак получилось, что именно музыка стала основой спектакл€. “ам прозвучат тринадцать моих песен. ¬рем€ еще есть, посмотрим, как все сложитс€. Ќо, мне кажетс€, есть интересный ход: все актеры Ц молодые реб€та, нет ни одной суперзвезды. » мне это нравитс€.

Ц ¬ы написали песни только на новые стихи ≈втушенко?

Ц Ќе только. »де€ написать цикл на его стихи пришла мне случайно. Ќашел в своем архиве песню Ђƒай Ѕогї, а потом мы с ≈втушенко как-то встретились в ¬итебске. ќн подарил мне несколько новых стихотворений. —егодн€ чаще всего трудно назвать стихами то, что поют. Ёто скорее тексты, а стихи ≈втушенко и без музыки Ц насто€ща€ философи€. ¬ восьмидес€тые годы € уже сочинил три песни на его стихи Ц Ђ—тарый другї, Ђ–аныї и Ђƒай Ѕогї.  роме последней, которую пел ћалинин, они не исполн€лись.  ак-то, игра€ мелодии этих песен на ро€ле, € подумал, что можно сделать целый цикл на стихи ≈втушенко. ќн очень больша€ фигура в русской литературе.

Ц ѕочему одно из стихотворений ≈втушенко в этом цикле вы неожиданно положили на джазовую мелодию?

Ц я решил подойти к его стихам с разных позиций. ѕравда, есть вопрос: как их исполн€ть? ћожет, это джаз? ј может, романс? »ли, может быть, есть признаки рок-музыки? ѕо-разному можно исполнить, но самое трудное будет другое Ц донести до слушател€ сами стихи.

Ц —омневаетесь, что поймут?

Ц ¬ажно, как воспримут их содержание. ¬едь могут и просто поверхностно восприн€ть.

Ћучшие дн€

—амый высокий человек —Ўј
ѕосетило:14099
»горь ¬овковинский
јлександр ќстужев. Ѕиографи€
ѕосетило:8478
јлександр ќстужев
“ать€на —анина. Ѕиографи€
ѕосетило:7558
“ать€на —анина

Ц  огда-то вы с ¬ознесенским чуть ли не на спор написали несколько шл€геров Ц Ђ“анец на барабанеї, Ђћиллион алых розїЕ

Ц ” многих представителей серьезной музыки отношение к шл€герам злобное: Ђ„то это такое? ƒва аккордаЕ Ёто примитивно!ї Ќо, видите ли, если бы у певцов не было этих шл€геров, то никто бы их не знал.  огда-то у мен€ были такие песенки, как ЂЋисть€ желтыеї, Ђћиллион алых розї, и именно они дошли до публики.

Ц ј разве можно написать шл€гер на спор?

Ц Ќикто не знает, станет ли песн€ шл€гером. ¬се говор€т, что ничего в них сложного нет, всего два аккорда. Ќо вы попробуйте сами написать шл€гер, если так все просто.  ак это удавалось мне, € не знаю. ¬озможно, просто удачна€ комбинаци€. ¬се знали проигрыш Ђћиллион, миллион, миллион алых розї, но вы думаете, что кто-то знал остальной текст песни? Ќикто. —егодн€ мало песен, которые стали бы хитами. ћало хитов, которые пела бы публика.

Ц јндрей ѕетров рассказывал, что музыку Ђћохнатого шмел€ї он написал, гул€€ утром по берегу –ижского взморь€.

Ц ¬озможно, у него так и было.  огда говор€т, что дл€ творчества нужны какие-то погодные услови€, мне смешно. я сижу за ро€лем, играю, иногда случайно могу нащупать какую-то мелодию: Ђјга, что-то интересное, надо записатьї. „то это Ц интуици€ или мой профессионализм? Ќе знаю. ѕисател€м, может, нужна кака€-то погодаЕ Ќаверное, ѕетров так и написал свою песню, шел-шел, что-то свистел и насвистел. я отношусь к этому с легкой иронией. ѕрофессионал все-таки сидит за инструментом, играет, импровизирует.

Ц —колько часов в день вы проводите за ро€лем?

Ц —ейчас не так много, как раньше.  огда училс€ в консерватории, то как пианисту мне нужно было много тренироватьс€. ј в моем жанре не важно, сколько времени ты проводишь за ро€лем. ѕравда, классику играть € уже не смогу и не буду, но все равно заниматьс€ надо. ћожет, композитору это не так важно, они часто очень плохо играют на ро€ле.

Ц ¬ы сказали, что соскучились по хорошим стихам, а по хорошей музыке скучаете?

Ц я с большим уважением отношусь к классической музыке, но сам работаю в другом жанре. “ем не менее и в легком жанре надо быть профессионалом. «десь очень важно умение аранжировать, подобрать стихи, иногда сперва пишетс€ мелоди€, а потом стихи. Ќо € всегда считал, что к классике надо относитьс€ с большим уважением. „айковский, ћоцарт, Ѕетховен, –ахманинов Ц вот из чего состо€т культурные ценности мира.

Ц  ак бы вы оценили современную музыкальную жизнь Ћатвии?

Ц ” нас по€вились какие-то позитивные моменты. Ќесколько исполнителей симфонической музыки вышли на европейский и мировой уровни. ’от€ ћарис янсонс уже не наш, но все равно латыш, сделал большую карьеру, стал великим дирижером. ≈сть еще латыш почему-то со шведской фамилией Ќельсон, сейчас он дирижирует ¬енским и Ћондонским симфоническими оркестрами. ≈сть пара певиц, которые получили признание в ≈вропе. ¬ то же врем€ есть проблема: рынок в маленькой Ћатвии не может обеспечить работой. ¬се равно нужно стремитьс€ или на запад, или на восток. –аньше были хорошие контакты с –оссией, сейчас их меньше. –осси€ бережет свой рынок. ¬ легкой музыке у нас нет исполнителей, которые вышли бы на мировую арену. «аметьте, что и –осси€, и все бывшие республики не пробились на европейский рынок.

Ц » что бы нам ни говорили про ƒиму ЅиланаЕ

Ц  акие-то намеки есть, но ведь нет никого, кто попал бы в хит-парады јнглии или ‘ранции.

Ц ѕостойте, но была же группа Ђ“атуїЕ

Ц Ѕыла. ќдин раз прорвалась и быстро исчезла. Ёто все бизнес. —казать, что это был уровень, например, ЂЅитлзї, нельз€.  роме конкуренции большую роль играет €зык. — нашими Ц прибалтийскими и слав€нскими Ц €зыками в ≈вропе делать нечего. ќстаетс€ или учить английский, или двигатьс€ на восток. ¬ –оссии певцов спасает громадна€ территори€, где есть аудитори€, котора€ понимает русский €зык.

Ц ¬ы упом€нули про бизнес на эстраде.  огда-то благодар€ вашим песн€м стали попул€рны Ћайма ¬айкуле и ¬алерий Ћеонтьев. ƒл€ вас это тоже был бизнес?

Ц јбсолютно никакого. ¬ советское врем€ € получал приличные авторские за то, что мои шл€геры исполн€лись на концертах, по телевидению, и особенно в ресторанах. ј за те песни, которые € написал дл€ ¬айкуле или Ћеонтьева, мне никто не платил. —колько песен € подарил ѕугачевой! ћы считали неприличным брать за это деньги.

Ц —егодн€ мало кто это пойметЕ

Ц “акое было врем€Е ” јллы тоже была кака€-то ставка, сколько-то рублей. ¬ то врем€ мечтой композиторов было исполнение песни на конкурсе Ђѕесн€ годаї. ¬се так радовались этому.

Ц —охранилс€ ли в Ћатвии —оюз композиторов?

Ц ”мер. Ётот союз был нужен, когда был —оветский —оюз и были какие-то деньги, которые распредел€лись. я помню, как мы выбивали их дл€ нашего кино, ведь в год на –ижской киностудии снималось по восемь фильмов. Ќедавно зашел на нее, вспомнил, как мы весело жили на ней, снимали кино, писали музыку, Ц така€ жизнь кипела! —ейчас там ничего нет.

Ц ћожет, должна быть кака€-то организаци€, объедин€юща€ профессионалов в музыке?

Ц Ќаверное, это должен быть профсоюз, который защищал бы музыкантов, помогал им. ¬ јмерике профсоюзы практически всЄ контролируют. Ќе дай бог, если ты закончишь свое выступление после двадцати двух часов. Ќи минутой позже. »ли свет отключат. ” них есть список требований к работодател€м: какого музыканта можно использовать, а какого нет, кому дать работу, кому не дать. ƒаже просто так нельз€ уволить человека. ј у насЕ

Ц ¬аши коллеги в –оссии активно обсуждают тему защиты авторских прав. Ќасколько эти права защищены в Ћатвии?

Ц ” нас есть кака€-то контора, котора€ этим занимаетс€.  то-то получает двадцать процентов, кто-то п€ть, но в остальном ничего непон€тно. ¬прочем, во всем мире с авторскими гонорарами всегда были туманные дела. Ќапример, € по сей день получаю из японии деньги за Ђћиллион алых розї. ¬ восьмидес€тые эта песн€ стала у них суперхитом, и до сих пор ее поют на караоке.

Ц “о есть они плат€т даже за исполнение песни на караоке?

Ц  онечно. ¬ японии все очень строго Ц они присылают мне огромную пачку бумаг, где расписано: где, когда, кто исполн€л песню на концертах, радио, телевидении и караоке. ¬ свое врем€ € получал очень приличные деньги, сейчас меньше Ц несколько тыс€ч долларов в год.

Ц »з –оссии тоже поступают авторские?

Ц “еперь Ц да. ќдин раз в год пересылают. Ќо все как-то непон€тно устроено.  огда перечисл€ют из –оссии, то сначала снимают налог там, а потом, когда получаю в Ћатвии, оп€ть нужно платить налог. Ќу сколько же можно?

Ц Ќа одной из недавних пресс-конференций вы назвали конкурс ЂЌова€ волнаї Ђцентральным событием годаїЕ

Ц ј вы не заметили, что € сказал это с иронией?

Ц “ак это была ирони€! ѕочему?

Ц ќказалось, что сегодн€ Ц это единственный музыкальный конкурс. ‘естивали в —опоте, ѕраге, Ѕолгарии, которые были в советское врем€, ушли в прошлое. ЂЌова€ волнаї Ц фактически единственный конкурс, уже со своими проблемами, не хочу о них говорить. я там не хоз€ин. я считаюсь тамЕ

Ц Есвадебным генералом?

Ц ћожно и так сказать. »ли пам€тником. “ам всЄ решают другие люди. », конечно, телевидение. — людьми с телевидени€ можно много спорить, но они чувствуют свою власть. ≈сли бы не телевидение, конкурс можно было бы сразу закрыть. ¬се стрем€тс€ попасть туда только потому, что там будет телевидение.

Ц «начит, это бизнес?

Ц Ѕизнес. «а каждой певицей стоит хоккеист или владелец заводов-пароходов.

Ц  ак вы общаетесь с этими денежными мешками?

Ц Ќа рассто€нии. ќни чувствуют, что € от них не завишу.

Ц ¬ начале дев€ностых вы были советником президента по культуре, даже в какой-то партии состо€ли. —егодн€ не т€нет в политику?

Ц Ќет. ј зачем? ѕолитика Ц это не мой путь.

Ц Ќо вы же были еще и министром культуры Ћатвии. ¬ российской прессе очень обсуждалось, как вы, будучи министром, закрыли русский театр в –иге. –азве это не политика?

Ц Ќа самом деле журналисты, как всегда, все перевернули. Ёто был не русский театр, а комсомольскийЕ ј режиссер больше находилс€ за границей, чем в своем театре. «ачем же был нужен такой театр, тем более если на спектакли продавалось по два билета? ƒругое дело, что в то врем€ начались разговоры о том, чтоб закрыть русский драматический театр. Ќо мне удалось отсто€ть его. ≈го не только не закрыли, но и отреставрировали. ќн до сих пор находитс€ в центре –иги. я никогда не сто€л на антироссийских позици€х, наоборот, всегда был за хорошие отношени€ с –оссией.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ƒэвид Ѕайрон. Ѕиографи€
ѕосетило:14767
ƒэвид Ѕайрон
Ѕобби ћур. Ѕиографи€
ѕосетило:13920
Ѕобби ћур
—амый высокий актер
ѕосетило:19398
ѕитер ћейхью

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru