Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

≈вгений ƒога

   /   

Evgene Doga

   /
             
‘отографи€ ≈вгений ƒога (photo Evgene Doga)
   

ƒень рождени€: 01.03.1937 года
ћесто рождени€: с. ћокра, ћолдови€
¬озраст: 83 года

√ражданство: ћолдови€

≈вгений ƒога: ¬ обществе нарушен нравственный звукор€д

ћолдавский и советский композитор, дирижЄр

ћо€ музыка не дл€ бизнеса. Ќа ней много не заработаешь... ћузыка Ц как ребенок. –ебенка ждут, он по€вл€етс€, его учат ходить, говорить, играть, работать, ¬ него родители вкладывают деньги и вовсе не дл€ того, чтобы на этом зарабатывать. Ётим заполн€етс€ та естественна€ ниша в душе каждого нормального человека, заложенна€ самой природой. Ѕолее того, мы хотим вложить в своего ребенка то, что не сумели сами приобрести в свое врем€. ј ведь в него вкладывают дл€ того, чтобы он стал человеком. » сама€ высока€ расплата приходит тогда, когда это получаетс€.

14.04.2005

јвтор легендарного вальса из фильма Ђћой ласковый и нежный зверьї и еще музыки к более чем 200 кинолентам, композитор ≈вгений ƒога, покинув ћолдавию после распада ———–, сегодн€ живет и работает в ћоскве. Ќакануне выборов президента ћолдавии в своем интервью ЂЌовым »звести€мї ≈вгений ƒога призналс€, что давно стараетс€ не вникать в политику. ѕо его мнению, сегодн€ невозможно делить культуру Ђпо национальному признакуї, хот€ нельз€ и забывать об уважении к культуре, а значит, к самим себе.

≈вгений ƒога фотографи€
≈вгений ƒога фотографи€

Ц ≈вгений ƒмитриевич, в понедельник молдавский парламент избирал президента страны. ” вас были какие-то свои предпочтени€ среди кандидатов? ћожете ли как-то прокомментировать ситуацию?

Ц я там, к сожалению, не живу и поэтому комментировать ничего не буду.

Ц ¬ы ведь известны прежде всего как молдавский композитор...

Ц ѕостойте. ¬ы действительно мен€ видите малипусеньким, еле-еле слышным? ћне всегда было тесно в национальных штанишках, и загнать мен€ в них обратно уже не получитс€: лопнут!   сожалению, еще очень жива привычка мерить всех по старой советской форме, где об€зательно должны были присутствовать Ђнациональныеї кадры во всех мало-мальски значимых процессах страны. Ёто сегодн€, когда мо€ музыка звучит не только на российских просторах, но и на многих меридианах и параллел€х «емли. я ведь из той пле€ды композиторов, которые назывались Ђсоветскимиї. Ќедаром же исколесил эту огромную страну вдоль и поперек, € завоевывал ее. ѕо вашей логике, надо бы всех нас отнести по генетическим клеткам, классифицировать по группе крови и к имени автора добавл€ть Ђмолдавскийї, Ђеврейскийї, Ђтатарскийї. ћен€ это не обидит, а вот других может и задеть, учитыва€ горькую практику недавнего прошлого. ј если уж хочетс€ кому-нибудь блеснуть знанием географии и биографии, то нельз€ обозначать одних и обижать других. ƒл€ мен€ Ђавстрийский композиторї ћоцарт звучит абсолютно не географически, а скорее вселенски. ќн вознесс€ не над јльпами, а над всем мирозданием и на все времена. ѕоэтому большинство говорит просто Ђћоцартї, и все... » потом, что значит Ђмолдавскийї композитор?

Ц ¬ас это задевает?

Ц Ќу, как сказать. ≈стественно, задевает.

Ц Ќо все же, если национальные границы дл€ вас не существуют, почему вы живете именно в ћоскве?

Ћучшие дн€

јлександр ƒавыдов: Ћична€ жизнь
ѕосетило:25292
јлександр ƒавыдов
ћаркиз де —ад: ¬оспева€ секс-свободы и насилие
ѕосетило:9999
ћаркиз ƒе —ад
јарон –оджерс. Ѕиографи€
ѕосетило:4101
јарон –оджерс

Ц Ќе оригинальный вопрос. —егодн€ многие охочи так спрашивать... Ќе без умысла. ћосква Ц огромный культурный мегаполис и, естественно, все к себе прит€гивает, как огромна€ планета. «десь мен€ впервые услышали, впервые увидели, впервые признали. ѕо-вашему, если ты молдавский композитор, то сиди дома? ј если еврейский Ц езжай в »зраиль? ¬споминаютс€ строки »льфа и ѕетрова, в которых шахтерам предлагалось отдыхать Ђв своей стихииї Ц в вырытой дл€ этой цели €ме в ÷ентральном парке культуры и отдыха.

Ц я совершенно в другом смысле спросил...

Ц Ќет-нет-нет. “ак было и в 1991 году, говорили: Ђ атись к себе в ћолдавию!ї » сегодн€ многие говор€т, и не только мне. ¬ы посмотрите, что написано в метро или на стенах домов, сколько провокационных надписей. я каждый день прохожу в  рылатском мимо никем не стираемой на видном месте свастики.

Ц Ќо разве художнику не живетс€ комфортнее среди своего народа?

Ц ѕо этой логике, „айковскому не стоило переезжать из ¬откинска в ѕетербург или Ћомоносову проделывать длиннющий пеший ход из ’олмогор. ” мен€ у самого много вопросов возникает в этой св€зи. Ќапример, от чего ћолдави€ стала самой бедной страной ≈вропы? ” нас там ведь сама€ плодородна€ земл€ и самый трудолюбивый народ. «начит, водители, которые сто€ли или сто€т за рулем государственной машины не справл€ютс€ со своими об€занност€ми.

Ц ≈вгений ƒмитриевич, сегодн€ культура во многом зависит не от политики, а от коммерческого успеха. Ќедаром ведь даже по€вилс€ и прижилс€ на –уси термин Ђшоу-бизнесї. ћногие ваши коллеги, будучи знаменитыми, успешно используют свое им€. ƒа и вам наверн€ка делали предложени€ зарабатывать на имени.

Ц Ќу, надо бы иметь такое им€, которое звучало бы. я не совсем понимаю, как можно совмещать искусство и бизнес. —транно, когда вместо ферз€, скажем, став€т пешку. Ќо посмотрите Ц сейчас кругом одни пешки! ј если говорить карточным €зыком, то одни шестерки. ¬от это плохо! ѕусть будут все Ц и короли, и козыри, и шестерки. ѕусть Ц но на своих местах. «емл€ ведь тоже состоит не из одних гор или одних равнин.  омпозитор составл€ет мелодию из чередовани€ нот всего звукор€да и чем разнообразнее, тем интереснее. —егодн€ в обществе нарушен этот звукор€д, нравственный звукор€д. ѕо-моему, жить Ц это вырабатывать радость. ј главна€ радость Ц это творчество. Ёто не только написание книжки или музыки. Ќикаких рецептов € не придумываю, но даже ту же кашу каждый день € готовлю по-разному. ¬от это и есть творчество.

Ц Ќо вы ведь не станете утверждать, что музыка дл€ вас не только творчество, но и ремесло, которым вы живете?

Ц ћо€ музыка не дл€ бизнеса. Ќа ней много не заработаешь. ’от€, как сказать... ¬ метро или на улице играют мою музыку нищие музыканты, и им хорошо за это плат€т Ц по их оценкам. Ќо это не значит, что музыка Ц товар и ее можно взвесить, замерить, расфасовать. Ёто, что воздух, заполн€ющий грудь. ћузыка Ц как ребенок. –ебенка ждут, он по€вл€етс€, его учат ходить, говорить, играть, работать, ¬ него родители вкладывают деньги и вовсе не дл€ того, чтобы на этом зарабатывать. Ётим заполн€етс€ та естественна€ ниша в душе каждого нормального человека, заложенна€ самой природой. Ѕолее того, мы хотим вложить в своего ребенка то, что не сумели сами приобрести в свое врем€. ј ведь в него вкладывают дл€ того, чтобы он стал человеком. » сама€ высока€ расплата приходит тогда, когда это получаетс€.

Ц » все же вы не можете сказать, что не задумывались о коммерческом успехе вашей музыки?

Ц —егодн€ очень дорого стоит попасть на выставку или провести концерт в хорошем зале с прекрасным оркестром. ћногие артисты вынуждены подстраиватьс€ под попсу, чтобы заработанные деньги можно было потом направить на академические проекты.   великому сожалению, маловато внимани€ культуре отводитс€ в планах наших руководителей. ќсобенно это касаетс€ финансовой части. Ѕолее того, можно услышать и не очень лестные слова чиновников правительства в адрес Ђкаких-то балалаечниковї. ј ведь именно с Ђбалалаечниковї начинаетс€ –осси€. ≈сть опасность, что скоро мы и балалаек лишимс€. ∆аль, что наши руководители не поступают так, как медики или генетики. “е изучают движение и развитие мельчайших частиц, чтобы определить конечный результат этого процесса и предотвратить нежелательные последстви€. », вообще, хорошо, чтобы все было на своих местах и все занимались своими делами. ћногим давно пора вспомнить ћа€ковского Ђ„то такое хорошо и что такое плохої.

Ц ƒумаете, со времен ћа€ковского ничего не изменилось?

Ц ј кака€ разница?   примеру, отношение к дому всегда было одинаковым. ћожно и прекрасную усадьбу запустить так, что страшно смотреть на нее будет. ¬он сколько их по –уси таких! ƒом, как и свою душу, надо содержать в чистоте, всегда ухоженным, уютным. » не важно Ц живешь в многоэтажке или в особн€ке. ” нас в ћолдавии к ѕасхе дома ремонтировали, белили чуть-чуть подсиненной известью, нар€жали.  аждый хоз€ин старалс€ сделать все это лучше других, чтобы не только удивл€ть односельчан, но и Ѕогу угодить. ¬ детстве € никогда не слышал от мамы или от бабушки слов об усталости или о том, что нет времени. Ќе дай Ѕог, мама узнает, что ее сын не поздоровалс€ со встречным, особенно если тот старше. —таршие считались непререкаемыми и почитаемыми. ≈сли даже твой сверстник старше на один-два года, к нему обращаютс€ с уважительным словом Ђбад€ї перед собственным именем.  расиво! ј что же мы видим сейчас!? я езжу все врем€ в метро, и сцены, которые € наблюдаю там, ужасающие. —лева и справа в вагонах выделены места дл€ пожилых людей и инвалидов. ѕочти все они зан€ты юношами и девушками с наушниками в ушах, бутылками пива в руках. ј перед ними стоит, если так можно сказать, старушка лет восьмидес€ти с палочкой, котора€ даже не пытаетс€ устыдить их и просить уступить ей место. ќна даже не возмущаетс€. ƒумаетс€, что истоки такого положени€ в воспитании дома. —вобода дл€ детей некоторыми родител€ми воспринимаетс€ как свобода вести себ€ как тебе вздумаетс€ и понимать только права без никаких об€занностей. » вот лет через дес€ть эти Ђсвободної воспитанные дети сами станут родител€ми и будут производить таких же, как они сами. »звестно, что €блоко далеко от €блони не падает. ј общество получит фрукт с червоточиной.

Ц ¬ы пессимист?

Ц я пессимистический оптимист. ƒумаю, что все поправимо, если соблюдать определенные нормы общественного поведени€, следовать законам.   примеру, прин€т закон о запрете курени€ в общественных местах, а сигаретами везде по-прежнему дым€т. “огда какой прок от такого закона? ¬се оттого, что никто за его нарушение не понес никакого наказани€. ¬споминаетс€ случай в »талии, где за курение в одном из кафе его владелец был оштрафован на огромную сумму. Ќе думаю, что кто-нибудь в ƒуме был оштрафован за курение в кулуарах законодательного собрани€. “огда какой спрос с дым€щих как паровоз дамочек и подростков?! ћен€ многое сегодн€ удивл€ет. ќснова основ общества Ц его духовность, искусство, литература, мораль, которые, увы, сегодн€ не в почете. ”дивл€ет и то, что мы все врем€ воспитываем вкусы людей вместо того, чтобы создавать услови€ в обществе, при которых человек с молоком матери воспринимал все эти вкусы естественно.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ѕравила питани€ от Ѕрюса Ћи
ѕосетило:72720
Ѕрюс Ћи
ћаркиз де —ад: ¬оспева€ секс-свободы и насилие
ѕосетило:9999
ћаркиз ƒе —ад
”спех ресторанного бизнеса
ѕосетило:113917
јлександр ќрлов

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru