Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

≈вгений ƒога

   /   

Evgene Doga

   /
             
‘отографи€ ≈вгений ƒога (photo Evgene Doga)
   

ƒень рождени€: 01.03.1937 года
ћесто рождени€: с. ћокра, ћолдови€
¬озраст: 83 года

√ражданство: ћолдови€

Ѕиографи€

ћолдавский и советский композитор, дирижЄр

ƒействительный член јкадемии наук ћолдовы (1991), член —оюзов композиторов ћолдовы (1961) и ———– (1974), член —оюза кинематографистов ———– (1975). ¬ 1967Ц1972 годах €вл€лс€ членом репертуарно-редакционной коллегии ћинистерства культуры ћолдовы. — 1987 по 1991 год Ц член комиссии по Ћенинским и √осударственным преми€м ———–. ƒва созыва состо€л в ¬ерховном —овете ћолдовы, два Ц в ¬ерховном —овете ———–. Ѕудучи заместителем председател€  омиссии по культуре, участвовал в разработке «акона Ђќб интеллектуальной собственностиї, который перевесом всего в 6 голосов был заблокирован.

01.11.2006

–одилс€ 1 марта 1937 года (в начале всенародного обр€дового праздника Ђћэрцишорї) в селе ћокра –ыбницкого района, что на левом берегу ƒнестра, в живописной северо-восточной части ћолдавии. ќтец Ц ƒога ƒмитрий ‘едорович (1906 г. рожд.). ћать Ц ƒога ≈лизавета Ќикифоровна (1915 г. рожд.). —упруга Ц ƒога Ќаталь€ ѕавловна (1939 г. рожд.), инженер. ƒочь Ц ƒога ¬иорика ≈вгеньевна (1966 г. рожд.).

≈вгений ƒога фотографи€
≈вгений ƒога фотографи€

–одное село расположено в низине, посреди которой протекает маленька€ безым€нна€ речушка, а за холмом Ц знаменитые кодры, лес с огромными ветвистыми дубами, кленами, €сенем и другой растительностью, котора€ осталась живой и восхитительной пам€тью, ибо это одно из самых первых открытий мира юной хрупкой души. » кто знает, где начало творческого переосмыслени€ этого первого соприкосновени€ с живой природой, котора€ способна все врем€ возрождатьс€, удивл€ть и приобщать к себе все живое и разумное. ј собственно, что такое разум!? Ќе есть ли это сама природа неразгаданна€ и манительна€.

—лово Ђdogaї по-латыни означает разновидность дуба или украшение на одежде знати. ћаленький ∆ен€ любил ходить со сверстниками и собирать весной щавель дл€ кухни, так как в послевоенные годы, голодные и холодные, это был основной продукт питани€ нар€ду с самыми разнообразными €годами. »зредка попадались и шампиньоны, которые мать жарила в круглом чугунке на подсолнечном масле.

«апомнилс€ и приехавший откуда-то оркестр народной музыки тараф, а также симфонический оркестр из  ишинева. — ним был казус. —цена в старом сельском клубе была маленькой, да и сам клуб тоже носил лишь одно название. Ётот большой симфонический оркестр частично расположилс€ на сцене. Ќо больша€ его часть, в том числе огромные скрипки, Ц на улице. ѕотом ∆ен€ узнал, что это были вовсе не скрипки, а контрабасы. ќни что-то долго играли, и кто-то впереди им все врем€ угрожал палочкой. Ѕыло очень интересно, как можно было так долго играть, и чтобы никто не танцевал. Ћюбопытные дети, крадучись, подходили и трогали руками эти скрипки, которые казались чем-то из другого мира. Ётот Ђдругойї мир пришлось через некоторое врем€ открыть дл€ себ€ заново и только что окончившему сельскую семилетку ∆ене.

”чилс€ вначале в музыкальном училище в  ишиневе на виолончели (1951Ц1955), потом в консерватории (1955Ц1960, 1960Ц1965).

“айком что-то придумывал и записывал в нотную тетрадь. ј однажды на репетиции оркестра ћолдавского радио, где параллельно с учебой работал ≈вгений (1957Ц1962), пришла его однокурсница ћари€ и предложила народную песню дл€ завтрашнего концерта. ƒирижер оркестра, бывший педагог по виолончели в музыкальном училище ѕ.». Ѕачинин (в прошлом Ц Pablo Baccini Ц италь€нец, ставший впоследствии ѕавлом »вановичем Ѕачининым), предложил молодой певице спеть еще вторую песню.  огда та за€вила, что у нее больше ничего нет, виолончелист ≈вгений вдруг сказал, что у него есть песн€. ƒирижер даже не удивилс€ и очень тактично согласилс€ прин€ть завтра ее в программу. Ёто был первый выход из Ђподполь€ї и первое выступление знаменитой вскоре певицы ћарии Ѕиешу. ј далее уже трудно было определить, чему больше удел€ет внимание новоиспеченный композитор: виолончели или композиции. ѕартитуры особенно занимали его. ќн оркестровывал ј. ’ачатур€на, ƒ. Ўостаковича, молдавских маститых композиторов и полупрофессионалов Ц молодому автору выпала огромна€ часть оркестровочной и обработочной работы. Ёто была прекрасна€ школа оркестрового письма в сочетании с изучением теоретических трудов в новой дл€ него сфере музыкального творчества.

 арьере музыканта помешала беда Ц паралич левой руки, Ц и уж тогда ≈вгений ƒога окончательно решил профессионально зан€тьс€ композицией. » вот снова 1-й курс консерватории. ѕроходит еще 5 лет консерваторского обучени€ у профессора —. Ћобел€.  роме собственно сочинени€ и изучени€ теории музыки он прошел полный курс симфонического дирижировани€. ј вот с вокалом все было очень лаконично: сорок минут зан€тий и вердикт Ц природное безголосие.

¬ 1963 году он пишет свой первый струнный квартет, потом с интервалом в дес€ть лет второй, третий, четвертый, п€тый.  омпозитор собиралс€ написать дес€ть квартетов и пригласить всех на премьеру дес€того. ќднако после окончани€ обучени€ дипломированный композитор решил музыку больше не писать: писать так, как учили, не захотелось, а как хотелось, не умел, и два года понадобилось дл€ того, чтобы, поискав себ€ в себе, можно было снова писать музыку, но уже совсем другую, ту, которую знают и почитают поныне. ¬ период молчани€ по€вилось новое увлечение Ц теорией музыки, следствием чего €вилс€ учебник дл€ студентов, которым ≈.ƒ. ƒога преподавал, выдержавший уже два издани€.

Ћучшие дн€

√енерал песни
ѕосетило:8260
Ћев ќшанин
јлександр ƒемь€ненко: «аложник одной роли
ѕосетило:6501
јлександр ƒемь€ненко
—ергей ¬ласьев. Ѕиографи€
ѕосетило:6425
—ергей ¬ласьев

¬ернули его к композиции и определили во многом путь композитора встречи с Ёмилем Ћот€ну, √еорге ¬одэ, »оном ”нгур€ну. ќн оп€ть, уже в новом качестве, обратилс€ к истокам народного мелоса, к основополагающей музыки Ц мелодии. ƒо этого пришлось испробовать и додекафонию, и другие современные конструктивистские направлени€, которые €вно не пришлись ему по душе. ≈го привлекала музыка, способна€ собрать много слушателей, и котора€ была бы, в тоже врем€, серьезной и разной по жанру. ≈вгений говорил, что это утопическа€ иде€, но отступать не стал. —амые большие концертные залы: ƒворец съездов, √÷ « Ђ–осси€ї,  олонный зал ƒома союзов в ћоскве, зал Ђќкт€брьскийї в —анкт-ѕетербурге, дворец Ђ”краинаї в  иеве, дворец ЂNationalї в  ишиневе, ƒворец имени Ћенина в “ашкенте, залы в ћинске, Ќовосибирске, —аратове, многие другие престижные концертные эстрады с большим количеством прекрасных певцов и музыкантов всегда были переполнены во врем€ его концертов. ј совсем недавно во врем€ авторского концерта в  иноцентре на  расной ѕресне в ћоскве при переполненном зале даже директора пришлось попросить освободить место. ј дес€тка три человек, не сумевших приобрести билеты, согласились все два отделени€ слушать, сто€ вдоль стен.

ѕесн€ Ђћой белый городї, написанна€ в конце 1971 года на стихи ¬. Ћазарева, на многие годы стала визитной карточкой молодого композитора нар€ду с уже известным оркестровым циклом Ђ–итмы городаї. ѕрочный успех пришел с экрана, особенно после фильмов Ёмил€ Ћот€ну ЂЋаутарыї, Ђ“абор уходит в небої, Ђћой ласковый и нежный зверьї, Ђјнна ѕавловаї. ¬альс из фильма Ђћой ласковый и нежный зверьї вот уже более двадцати лет исполн€етс€ везде, где только можно, даже в переходах метро или во дворцах бракосочетани€.

≈. ƒога много лет сотрудничает с режиссерами: —. —амсоновым, √. Ќатансоном, ј. ѕанкратовым, ј. ћуратовым, ј. —уриным, ј. ѕрошкиным, ¬. “уровым, ¬. ƒербеневым, ¬.  риштофовичем, ¬. ћустафаевым и др. ≈вгений ƒога сочинил музыку к более чем 200 фильмам, в том числе Ђƒжамил€ї (1954), ЂЌужен привратникї (1969), ЂЋаутарыї (1973), Ђƒом дл€ —ерафимаї (1973), Ђ“абор уходит в небої (1976), Ђ—тажерї (1977), Ђћой ласковый и нежный зверьї (1978), Ђя хочу петьї (1980), Ђ¬есенн€€ ќлимпиадаї (1980), Ђћари€, ћирабеллаї (1982), Ђѕортрет жены художникаї (1982), Ђ¬осьмое чудо светаї (1982), Ђјнна ѕавловаї (1983), Ђќдиноким предоставл€етс€ общежитиеї (1984), Ђ“анцплощадкаї (1985), Ђ азиної (1992), Ђ√оспода артистыї (1992), ЂЌа муромской дорожкеї (1993), Ђ„ерный листї (1993), ЂЅульварный романї (1995), Ђ√решные апостолы любвиї (1995), Ђ„ерна€ вуальї (1995), Ђ»скушениеї (1996).  лассикой стала музыка к фильму »она ѕонеску-√опо Ђћари€, ћирабеллаї.

Ќар€ду с музыкой к кинофильмам композитор пишет музыку к драматическим спектакл€м, телеспектакл€м, дл€ радио и детской аудитории. 10 лет длилось сотрудничество с детской редакцией ÷ентрального телевидени€ над сериалом ЂЁтот фантастический мирї по страницам произведений писателей-фантастов –. Ѕрэдбери, ј. “олстого, Ќ. ’икмета и др. «начительным событием в жизни ≈. ƒоги стало написание музыки к открытию и закрытию Ђќлимпиады-80ї в ћоскве, а также своего первого балета ЂLuciafarulї в 1982 году, за который ему была присуждена √осударственна€ преми€ ———–. ¬ 1991 году на ћеждународном фестивале музыкальных фильмов в Ѕрно композитор был удостоен √ран-при за значительный вклад в киномузыку.

ѕерва€ симфони€ композитора не нашла своего продолжени€, ибо попул€рный песенник и кинокомпозитор не вписывалс€ в когорту Ђсерьезныхї мэтров, хот€ написанные им симфони€ (1969), балеты ЂLuciafarulї и ЂVenanciаї (1963, 1973), п€ть струнных квартетов (1983, 1993, 2004), кантаты ЂЅела€ радугаї (на стихи Ё. Ћот€ну), Ђ¬есна человечестваї (на стихи ј. —трымб€ну), Ђ„еловеческий голосї (на стихи –. –ождественского), Ђ—ердце векаї (на стихи ». ѕодол€ну), два реквиема (1969 Ц без слов, 1994 Ц на стихи ј. ѕушкина), две симфонические увертюры, дев€ть хоров а capella на стихи ≈. Ѕукова, два хора а capella и восемь романсов на стихи ћ. ≈минеску, три тетради Ђѕесни и романсыї на стихи поэтов серебр€ного века, несколько пьес дл€ скрипки, виолончели, флейты, аккордеона, фортепиано составл€ют солидный баланс Ђнесерьезнымї жанрам.

ќн написал несколько сотен песен на стихи современных и классических авторов, среди которых: Ђћне приснилс€ шум дожд€ї на стихи ¬. Ћазарева, Ђћари€, ћирабеллаї на стихи √. ¬иеру, Ђѕришла любовьї на стихи ¬. Ћазарева, Ђ¬се начинаетс€ с любвиї на стихи ј. ƒементьева. „асть из них издана в 9 сборниках. »з нескольких дес€тков песен дл€ детей на стихи √. ¬иеру, Ќ. —тожковой, ј. “олстого изданы единицы, остальные звучат только в кинофильмах, таких как Ђћари€, ћирабеллаї, с концертной эстрады или в детских коллективах. ƒл€ детского исполнител€ композитор написал множество инструментальных пьес, среди которых Ђ—крипунэллаї, Ђƒжойї, Ђ¬двоемї, Ђ—онетї и др.

¬ 1962Ц1963 годах ≈. ƒога преподавал в одной из кишиневских музыкальных школ, а в 1963Ц1967 годах Ц теорию музыки в кишиневском музыкальном училище. ¬от уже несколько лет у себ€ дома в  рылатском, где находитс€ его московска€ квартира, он собирает детишек 6Ц7 лет в ансамбль Ђ рылатские коз€вкиї. ќни выступали в детских передачах по телевидению, в  олонном зале, ƒоме журналистов, ƒоме композиторов...

— 1971 года и по сей день ≈. ƒога Ц в свободном полете... ќн стараетс€ и сейчас сохранить дл€ своего творчества хоть часть того огромного, когда-то духовного пространства, сотруднича€ со многими художниками разных стран.

≈.ƒ. ƒога Ц обладатель многих отечественных и зарубежных титулов и наград: народный артист ———– (1987), народный артист ћолдовы (1984), заслуженный де€тель искусств ћолдовы (1974), лауреат √осударственной премии ———– за музыку балета ЂЋучафэрулї и музыку кино (1984), премии Ђќваци€ї (2001), обладатель √ран-при ћеждународного фестивал€ музыкальных фильмов ЂЅрно-91ї за особые заслуги в области киномузыки (1991), кавалер ќрдена –еспублики ћолдовы (1997), высшей награды –умынии Ц ордена Ђ«везда –умынииї в степени командора (2004), ордена Ђћеценат столети€ї (2003), золотой медали Ђ„еловек-2000ї (—Ўј), медали ћ. ≈минеску (–умыни€, 2000), медали ¬. –озова (–осси€, 2004).

ƒействительный член јкадемии наук ћолдовы (1991), член —оюзов композиторов ћолдовы (1961) и ———– (1974), член —оюза кинематографистов ———– (1975). ¬ 1967Ц1972 годах €вл€лс€ членом репертуарно-редакционной коллегии ћинистерства культуры ћолдовы. — 1987 по 1991 год Ц член комиссии по Ћенинским и √осударственным преми€м ———–. ƒва созыва состо€л в ¬ерховном —овете ћолдовы, два Ц в ¬ерховном —овете ———–. Ѕудучи заместителем председател€  омиссии по культуре, участвовал в разработке «акона Ђќб интеллектуальной собственностиї, который перевесом всего в 6 голосов был заблокирован.

¬ свободное врем€ ≈вгений ƒмитриевич любит мастерить Ц от детекторных радиоприемников до конструировани€ жилого дома. ћожет на самодельной мандолине из решетки сыграть на свадьбе.

∆ивет и работает в ћоскве и  ишиневе.

такие таланты ¬—≈¬џЎЌ»… посылает нам очень редко......
ольга 01.03.2007 11:55:46
—амые прекрасные качества музыкальный талант и скромность. »ми наградил Ѕог ≈вгени€ ƒмитриевича. ≈го произведени€ € могу без преувеличени€ назвать чудом. —колько бы не старалась сложить предложение об оценке его таланта не могу передать словами. „увства которые переживаю слуша€ его музыку заполн€ют всЄ моЄ сощуствование. —пасибо ¬ам ≈вгений ƒмитриевич.

S Dnem Rozdenija
Vladimir Chuykin 02.03.2007 04:48:14
Serdecho pozdravljaem s Jubileem- Dnem Rozdenija. Schastja, Zdorovja, Udachi, uspehov. La multc any shi multc bany.
Vashi druzja po Telefilm-Kishineu, seychas iz Estonii Chuykin Vladimir i Galina(zvukoceh)




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ћари€ ћайкова-—лидовкер. Ѕиографи€
ѕосетило:16607
ћари€ ћайкова-—лидовкер
≈катерина √ордеева. Ѕиографи€
ѕосетило:53025
≈катерина √ордеева
¬италий —оломин - Ёлементарно, ¬атсон!
ѕосетило:37879
¬италий —оломин

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru