Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

¬асилий Ўукшин

   /   

Vasiliy Shukshin

   /
             
‘отографи€ ¬асилий Ўукшин (photo Vasiliy Shukshin)
   

ƒень рождени€: 25.07.1929 года
ћесто рождени€: с. —ростки, , ¬олгоградска€ ,———–
ƒата смерти: 02.10.1974 года
ћесто смерти: станица  летска€, , ¬олгоградска€, ———–
¬озраст: 45 лет

√ражданство: ———–
—оцсети:


”гнетать себ€ до гени€

—ценарист, актер, режиссер

ѕрожил он до обидного мало. «а свои 45 лет успел побывать такелажником, мор€ком, учителем, директором школы, инструктором райкома, студентом, писателем, актером, сценаристом, режиссером. ѕри этом всерьез и без кокетства считал, что главную свою работу так и не закончил.

12.12.2000

Ќе ¬аська, а ¬асилий

 ќ√ƒј в 1933-м пришли арестовывать отца, ¬асе было четыре года. ¬ селе —ростки Ѕийского района јлтайского кра€ Ўукшины считались крепкими середн€ками. ќсобого богатства не водилось, но жили справно. » хот€ в начале коллективизации ћакар Ћеонтьевич Ўукшин скреп€ сердце вступил в колхоз, от репрессий не спасс€.

¬ 22 года мать, ћари€ —ергеевна, осталась без кормильца с двум€ малолетками на руках. √лухое отча€ние наводило на страшные мысли: отравить себ€ и детей. ѕомощи ждать было неоткуда. ” сестер своих детей семеро по лавкам. —удьба уберегла от греха.

¬асилий Ўукшин фотографи€
¬асилий Ўукшин фотографи€

ќтчима своего ѕавла  уксина ¬асилий Ўукшин позже вспоминал как человека редкой доброты. ∆енилс€ он по любви. ј как иначе? ¬едь вдовую вз€л, да с двум€ детьми. » только начала налаживатьс€ жизнь, как гр€нула война народна€. Ђ¬торой отецї Ўукшина ушел на фронт, а через год принесли похоронку.

“ак и стал тринадцатилетний ¬асилий ћакарович главным мужчиной и кормильцем в доме. ’арактер в св€зи с этим заимел строгий и основательный. «вать себ€ просил не ¬аськой, даже не ¬асей, а об€зательно ¬асилием. ѕосле семилетки поступил было в автотехникум, но не окончил. „тобы кормить семью, работал слесарем-такелажником в  алуге и во ¬ладимире, строил депо на  урской Ђжелезкеї. ¬ положенный срок призвалс€ во флот. ѕосле учебки радистов служил в —евастополе, где за нелюбовь к трепу получил кличку ћолчальник.

¬асилий Ўукшин фотографи€
¬асилий Ўукшин фотографи€

—ерьезным читателем и начинающим писателем Ўукшин стал почти одновременно. ¬ офицерской библиотеке дл€ него готовили длинные списки Ђнужных книгї, а товарищам по кубрику читал Ўукшин свои первые рассказы. ѕосле того как по причине €звенной болезни комиссовалс€, сдал экстерном экзамены и одно врем€ директорствовал в сельской школе, заодно преподава€ русский и литературу. Ќо неодолима€ жажда писательства погнала в ћоскву Ч поступать во ¬√»  на сценарный факультет.

¬ общаге дл€ абитуриентов места сразу не нашлось. Ўукшин как был (тельн€шка, гимнастерка, брюки в сапоги) пристроилс€ ночевать на скамейке. –азбудил его незнакомый мужчина (Ўукшин испугалс€ Ч Ђ—торож!ї). ѕривел к себе домой. » всю ночь пробеседовали под чаек. ћного позже вы€снилось, что ночевал ¬асилий у знаменитого режиссера »вана ѕырьева.

¬асилий Ўукшин фотографи€
¬асилий Ўукшин фотографи€

—ильные глаза

¬ ѕ–»≈ћЌ”ё комиссию Ўукшин притащил толстую амбарную тетрадь с рассказами. ƒевчонки с кафедры читать поленились, а €ркого фактурного парн€ отфутболили на актерский. » уже там узнал ¬асилий, что есть еще и режиссерский факультет. » пон€л, что режиссером-то он и хочет быть.

¬асилий Ўукшин фотографи€
¬асилий Ўукшин фотографи€

ќб экзаменах своих вспоминал так: Ђѕодготовка мо€ оставл€ла желать лучшего, эрудицией € не блистал и всем своим видом вызывал недоумение приемной комиссииЕ —пасла мен€ письменна€ работа на тему Ђ„то делаетс€ во ¬√» е в эти дниї. ќтыгралс€ € в этой работе Ч все изложил подробноЕї Ёто сочинение до сих пор хранитс€ в архиве ¬√» а, как и наложенна€ на него резолюци€: Ђ–абота написана не на тему, услови€ не выполнены, но автор обнаружил режиссерское дарование и заслуживает отличной оценкиї.

Ћучшие дн€

јктер не одной роли
ѕосетило:10888
Ѕенедикт  амбербэтч
‘аина –аневска€:  оролева сарказма
ѕосетило:9947
‘аина –аневска€
Ѕрюс Ћи: –еформатор китайских боевых искусств
ѕосетило:9895
Ѕрюс Ћи

Ўукшинский максимализм взгл€дов и резкость суждений пугали многих педагогов, но режиссер ћихаил »льич –омм рискнул и вз€л ершистого парн€ на свой курс. » это несмотр€ на то, что во врем€ собеседовани€ Ўукшин буквально наорал на –омма. ћастер попросил рассказать его о переживани€х ѕьера Ѕезухова при Ѕородине.

Ч ј € Ђ¬ойну и мирї не читал, больно книжка толста€, руки не доход€т.

¬асилий Ўукшин фотографи€
¬асилий Ўукшин фотографи€

Ч ƒа какой же вы директор школы, вы же просто некультурный человек и режиссером быть вр€д ли сможете! Ч возмутилс€ –омм.

¬асилий Ўукшин фотографи€
¬асилий Ўукшин фотографи€

» тут ¬асили€ понесло. ќн кричал, что у директора школы голова болит не о чувствах ѕьера, а об учебниках, партах и дровах на зиму, чтоб дети не померзли. ј дрова еще выбей, привези, поколи, да все сам, все по гр€зи! “ут уж не до книжекЕ ¬ердикт –омма был однозначен: взгл€ды нетрадиционные, но человек талантливый.

¬асилий Ўукшин фотографи€
¬асилий Ўукшин фотографи€

Ќесмотр€ на флотскую закалку и кресть€нскую основательность, Ўукшин был похож на уснувший вулкан, готовый в любой момент взорватьс€ бешеным извержением. Ёмоции хлестали через край, нервы пытались их ун€ть. » эта неутихающа€ внутренн€€ борьба накладывала отпечаток и на характер, и на внешность. —осед по больничной палате, где Ўукшин лежал с обострением €звы, удивл€лс€: Ђ“ы ведь мор€к, крепкий парень, а сам как нат€нута€ струна, тронь Ч лопнетї. ≈ще точнее об этом сказал земл€к Ўукшина ј. ¬анин: Ђ” него были сильные глазаї.

¬асилий Ўукшин фотографи€
¬асилий Ўукшин фотографи€

Ќе трепись Ч делай!

¬≈–Ќџ… этому принципу и всегда охочий до работы, Ўукшин начал сниматьс€, еще будучи студентом.  рохотный эпизод в Ђ“ихом ƒонеї —ерге€ √ерасимова дебютом назвать сложно. Ќасто€щим началом актерской карьеры стал фильм ћарлена ’уциева Ђƒва ‘едораї. ’уциев, пыта€сь справитьс€ с излишней сентиментальностью сценари€, искал на главную роль тип Ђнасто€щего солдатаї. — Ўукшиным он знаком не был, слышал только фамилию, но, встретив его на ќдесской студии, почему-то сразу узнал и без проб утвердил на роль. ”ж больно лицо актера, как потом говорил —ергей Ѕондарчук, выдел€лось своей подлинностью.

ѕродолжал Ўукшин и писательские опыты. Ёти Ђпробы пераї активно поощр€лись мастером курса. Ђѕиши, Ч говорил –омм, Ч в редакцию отсылать не торопись, а мне давайї. », не жале€ своего времени, читал, правил, подсказывал. ¬ конце четвертого курса мастер дал добро на публикацию. Ђѕосылай во все редакции веером. ѕридут обратно Ч мен€й местами и снова. я так начиналї. ѕользу€сь мудрой тактикой –омма, Ўукшин двинул свои рассказы в наступление. ѕервым сдалс€ журнал Ђ—менаї. ¬ 1958 году там был напечатан рассказ Ђƒвое на телегеї.

Ќе формальное окончание института, а первый сн€тый фильм делают студента режиссером. ƒипломную картину Ўукшина многие восприн€ли как неудачу. » правда. Ќа фоне творческих поисков таких режиссеров, как ’уциев и “арковский, јлов и Ќаумов, фильм Ђ»з Ћеб€жьего сообщаютї смотрелс€ Ђгадким утенкомї. ѕростоту сюжета и скупость выразительных средств многие восприн€ли как банальность и скучную архаику. Ќо уже в этой первой работе Ўукшин нашел свой неповторимый стиль киноповествовани€ Ч стиль неспешной доброй беседы. », главное, нашел одного из своих героев. Ѕезым€нный персонаж из диплома Ч чуть заикающийс€ шофер-балагур в исполнении Ћеонида  уравлева Ч перекочевал в полнометражный фильм Ђ∆ивет такой пареньї под именем ѕашки  олокольникова по прозвищу ѕирамидон.

ќн хотел дать нам волю

Ќј —≈–≈ƒ»Ќ” 60-х приходитс€ зарождение главного и заветного шукшинского замысла: фильма о —тепане –азине. »стори€ и фигура м€тежного казачьего атамана завладели Ўукшиным без остатка. ѕосле того как в марте 1966-го была прин€та за€вка на литературный сценарий Ђ онец –азинаї, ¬асилий ћакарович практически перестал сниматьс€, полностью сосредоточившись на этом проекте. —писки прочитанных книг о кресть€нской войне и ее предводителе росли в геометрической прогрессии. Ўукшин изучал обычаи того времени, воинские приемы и уклад жизни казаков. ¬ поездках по ¬олге подбирал песни, присматривал натуру. —обранный материал был настолько обширен, что его с лихвой хватало и Ўукшину-режиссеру, и Ўукшину-писателю. ѕараллельно со сценарием о –азине рождалс€ исторический роман Ђя пришел дать вам волюї.

Ќачало съемок было намечено на лето 1967 года, но вдруг настроение киноначальства резко изменилось. Ќеожиданно вы€снилось, что исторический фильм в двух сери€х Ч это дорого и неактуально. Ђ–азинаї заморозили до лучших дней. ƒл€ Ўукшина это был жестокий удар. ѕредставьте себе беременную женщину, котора€ 9 мес€цев вынашивала дит€, мучилась, страдала, ждала. » вот в последний момент ей говор€т: Ђј рожать-то вам, мамаша, не надо. Ќесвоевременно это. ƒавайте отложимї.

 стати, о женщинах. Ќа личном фронте у ¬асили€ ћакаровича было тоже, м€гко говор€, напр€женно. ѕосле громкого романа с Ѕеллой јхмадулиной Ўукшин познакомилс€ в ÷ƒЋ с ¬икторией —офроновой, котора€ в тот день пришла на обсуждениеЕ новой повести писател€ Ўукшина. ѕримерно год они прожили вместе, на подходе был ребенок. Ќо летом 1964-го на съемках в —удаке ¬асилий увидел молодую актрису Ћидию ‘едосееву. ѕо иронии судьбы Ўукшин должен был сыграть бывшего уголовника, а знакомство будущих супругов произошло под песню Ђ алина красна€ї.   тому моменту, когда —офронова родила дочь  атю, новый роман был в разгаре. ѕоставленный ¬икторией перед выбором, ¬асилий какое-то врем€ металс€ между ней и Ћидией, как меж двух огней, причем обе с содроганием вспоминают злые и самоубийственные шукшинские запои тех дней.

» было от чего запить. ѕосле закрыти€ Ђ–азинаї Ўукшин хотел поставить сатирический фильм-сказку Ђ“очка кипени€ї (мол, вот вам современна€ тема, подавитесь!). Ќо на студии √орького зарубили и эту за€вку. ѕричем на обсуждении друзь€-коллеги выдвинули железный аргумент: в год славного юбиле€ —оветской власти смех над трудност€ми и недостатками неуместен. ¬ общем, кругом клин.

Ћекарствами от депрессии были выпивка и редкие поездки в родное село. ¬озможно, к этому периоду относитс€ запись в рабочих тетрад€х Ўукшина: ЂЌи разу в жизни € не позволил себе пожить расслабленноЕ ¬ечно напр€жен и собранЕ Ќачинаю дергатьс€, сплю с зажатыми кулаками. Ёто может плохо кончитьс€, могу треснуть от напр€жени€Еї

«апас прочности

ќЅќЎЋќ—№. ¬ышел из штопора, руки на себ€ не наложил (хот€ многие опасались). ѕосле того как однажды, выпива€ с при€тел€ми в кафе, чуть не потер€л свою маленькую дочку, дал зарок: ЂЅольше ни капли!ї —лово держал твердо Ч даже будучи в гост€х у ћихаила Ўолохова, к стопке не прикоснулс€, чем сильно обидел писател€. ѕосле премьеры фильма Ђѕечки-лавочкиї стойко пережил кем-то организованную волну негативных Ђзрительских откликовї в прессе.  огда узнал, что многие возмущенные письма пришли с јлта€, его родины, обмолвилс€ только: ЂЌеожиданно этоЕ и грустної.

Ќачина€ снимать Ђѕечки-лавочкиї, Ўукшин пыталс€ документально оформить об€зательства студии √орького по продолжению подготовки к Ђ–азинуї. “олько на этих услови€х он соглашалс€ вз€тьс€ за Ђсовременную темуї. Ќо руководство студии продолжало Ђвал€ть дуракаї. Ќе помогло даже письмо в ÷ , откуда Ўукшин получил барственный и туманный ответ. Ќе наход€ поддержки ни у начальства, ни у студийных мэтров, ¬асилий ћакарович ушел на Ђћосфильмї. ѕриглаша€ Ўукшина к себе, —ергей Ѕондарчук твердо обещал помочь с Ђразинским долгостроемї. Ќо дело с мертвой точки так и не сдвинулось.

» все же именно на Ђћосфильмеї Ўукшин сн€л тот фильм, о котором мечтает каждый режиссер. “о произведение, после которого мастер понимает, что не зр€ пришел он в это дело, не напрасно училс€ ремеслу. ‘ильм Ђ алина красна€ї посмотрели больше 62 с половиной миллионов зрителей. » каждый из них нашел в истории зав€завшего уголовника ≈гора ѕрокудина что-то важное дл€ себ€. Ѕондарчук вспоминал об одном из допремьерных просмотров. ƒолго не начинали, Ўукшин страшно нервничал. Ќо спуст€ полтора часа, когда зрители аплодировали и плакали, был счастлив и все врем€ повтор€л: Ђ“ы видишь, им понравилось!ї ¬ те годы жюри ¬сесоюзных кинофестивалей, дабы не опускать планку качества и престиж, главный приз обычно не присуждало. Ќо на VII фестивале в Ѕаку правило это было нарушено. Ђ алина красна€ї единогласно вз€ла √ран-при, причем с особой формулировкой, отмечавшей самобытный талант писател€, режиссера и актера ¬асили€ Ўукшина.

ћало кто знал, что за успех Ђ алины краснойї Ўукшин заплатил изр€дной долей своего здоровь€. ¬ конце съемок у него случилось обострение €звы. ѕоэтому, когда началс€ монтаж, сопровождавшийс€ придирками цензуры, он просто сбежал из больницы, чтобы самосто€тельно вносить нав€занные поправки и не дать загубить свой фильм. ј потом пришла пора озвучки, и снова стало не до врачей. ¬о врем€ переписи звука приступы случались у него каждые два-три часа. Ћицо бледнело, дика€ боль заставл€ла его сжиматьс€ в комок. ѕомощники тушили в павильоне свет и выходили, Ўукшин ложилс€ животом на стул и терпел, терпелЕ

—мерть на взлете

¬ ѕќ—Ћ≈ƒЌ»… год своей жизни Ўукшин, казалось, поймал удачу: триумф Ђ алины краснойї совпал с выходом нового сборника Ђ’арактерыї, в Ѕƒ“ “овстоногов ставит его пьесу ЂЁнергичные людиї, семь€ получает новую квартиру. ƒаже в истории с многострадальным Ђ–азинымї по€вились какие-то подвижки. Ѕондарчук оп€ть начал хлопотать, а покаЕ предложил Ўукшину сн€тьс€ в своем фильме Ђќни сражались за –одинуї.

—ъемки на ƒону в станице  летска€ проходили т€жело. √рафик работы плотный и напр€женный, много сложных батальных сцен.   концу сент€бр€ у Ўукшина, игравшего роль бронебойщика Ћопахина, оставалс€ последний эпизод.  ак-то он, √еоргий Ѕурков и ёрий Ќикулин сидели в гримерной, и Ўукшин на пачке сигарет нарисовал красной краской картинку.

Ч „его нарисовал? Ч спросил Ѕурков.

Ч ƒа вотЕ небо, дождьЕ в общем, похороны.

Ќа следующий день, первого окт€бр€, Ўукшин позвонил с почты в ћоскву, поговорил с дочками. ѕотом вместе с Ѕурковым отправились в баню, а вечером допоздна смотрели хоккей. „аса в четыре утра Ѕурков вышел из каюты (артисты жили на теплоходе) и увидел Ўукшина, держащегос€ за сердце. ¬рача в ту ночь на борту не было (уехал на свадьбу). ¬алидол не помогал. “огда Ѕурков нашел у кого-то капли «еленина. Ўукшин выпил, ушел к себе.

ќколо дев€ти ¬асили€ ћакаровича обнаружили мертвым. »з  летской тело доставили в ¬олгоград, где было сделано вскрытие и поставлен диагноз Ч Ђостра€ сердечна€ недостаточностьї. ¬ ћоскву цинковый гроб с телом Ўукшина доставили на военном самолете, далее, как обычно, в морг »нститута —клифосовского. “ам почему-то отказались делать повторное вскрытие.

’оронить хотели на ¬веденском кладбище, но Ѕондарчук вытребовал у председател€ —овмина ———–  осыгина место на Ќоводевичьем. ѕрощание должно было проходить в ƒоме кино. ’одили слухи, что московские таксисты собирались проехать колонной мимо здани€ на ¬асильевской, сигнал€ в знак траура. Ќо в —оюзе кинематографистов какой-то ушлый чиновник стукнул об этом в  √Ѕ, и все парки получили указание в день похорон задержать выезд машин на маршруты.

  концу панихиды гроб был весь в ветках калины. ѕочти каждый, пришедший проститьс€ с Ўукшиным, оставл€л веточку с красными €годами, а многие клали в гроб крестики и иконки.

ѕам€ту€ о юношеском увлечении боксом, Ўукшин часто сравнивал жизнь с поединком: Ђ∆изнь свою рассматриваю, как бой в три раунда: молодость, зрелость, старость. ƒва из них надо выиграть. ј € один уже проигралї. ¬о втором раунде судьба отправила его в нокатут. ѕодн€тьс€ Ўукшин не смог. Ќо был ли удар честным?

„его бо€лс€ Ѕурков?

 ј  ќЅџ„Ќќ после внезапной безвременной кончины известного человека, в народе поползли слухи Ч мол, дело нечистоЕ ¬ыискива€ причины, припоминали нелицепри€тные высказывани€ Ўукшина по поводу Ђгеноцида русского народаї и слова Ѕуркова, сказанные сразу после обнаружени€ тела: Ђќни все-таки убили его!ї

  досужим сплетн€м можно было бы не прислушиватьс€, если бы не серьезные вопросы, которые следствие оставило без ответов. ѕочему не было повторного вскрыти€ в ћоскве? ѕочему всех удовлетворил диагноз, поставленный в ¬олгограде? Ќо Ћиди€ ‘едосеева утверждала: обследование в цековской больнице, которое ¬асилий ћакарович проходил незадолго до смерти, никаких отклонений в области сердца не вы€вило. –азговоры на тему Ђвыпивка сгубилаї тоже несосто€тельны Ч последние восемь лет Ўукшин не пил и называл себ€ Ђкузнецом собственного телаї.

≈вгени€ ѕлатонова, одна из пон€тых, вспоминает, что в каюте Ўукшина все было перевернуто, а сам он лежал скорчившись. Ќа фото в деле помещение прибрано и аккуратно лежащее тело прикрыто оде€лом.

ћожет, все-таки были причины у √еорги€ Ѕуркова отвечать отказом на любые просьбы рассказать о последней ночи Ўукшина? ≈динственный раз обмолвилс€ он в разговоре с ѕанкратовым-„ерным о странном запахе корицы в каюте Ўукшина (характерна€ примета Ђинфарктного газаї). ќбмолвилс€ и тут же вз€л с него слово никому ничего не рассказывать до своей смерти.

ј может, и не было ничего криминального в кончине Ўукшина. ћожет, просто не выдержала и лопнула та нат€нута€ струна, которую чувствовали в Ўукшине все окружающие. Ќеудивительно это дл€ человека, который свою позицию в жизни и творчестве определ€л словами: Ђ”гнетать себ€ до гени€!ї

Ўукшин
Wadik 02.02.2006 05:39:29
ћне этот автор очень нравитс€ € им горжусь за столь великие произведени€!!!!




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

јнтон „ехов: Ќепроста€ судьба великого писател€
ѕосетило:22648
јнтон „ехов
јктер не одной роли
ѕосетило:10888
Ѕенедикт  амбербэтч
√итарист легендарной Queen
ѕосетило:11830
Ѕрайан ћэй

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru