Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

¬асилий Ўукшин

   /   

Vasiliy Shukshin

   /
             
‘отографи€ ¬асилий Ўукшин (photo Vasiliy Shukshin)
   

ƒень рождени€: 25.07.1929 года
ћесто рождени€: с. —ростки, , ¬олгоградска€ ,———–
ƒата смерти: 02.10.1974 года
ћесто смерти: станица  летска€, , ¬олгоградска€, ———–
¬озраст: 45 лет

√ражданство: ———–
—оцсети:


ќн сражалс€ за –одину

—ценарист, актер, режиссер

25 июл€ - особый день дл€ –оссии. 25.07.1929 родилс€ ¬асилий Ўукшин. 25.07.1980 умер ¬ладимир ¬ысоцкий. ¬асили€ ћакаровича к тому времени уже без малого шесть лет не было на земле. ¬ек обоим выпал короткий, считай - полвека от нормы: ¬ысоцкому - 42 года, Ўукшину - 45.  ак в рассказе "¬ерую!": "–овно с песню. Ѕудь она, эта песн€, длинней, она не была бы такой щем€щей..."

25.07.2009

Ѕольше профессии

Ёти имена не зр€ до сих пор поминаютс€ через зап€тую. ¬ысоцкого и Ўукшина роднило многое - от глобального до частностей. —кажем, оба были крайне неинтересными - с точки зрени€ мужской харизмы - в свои молодые годы. –езец времени прорисовывал, выдел€л, обтачивал грубые черты, превраща€ изначально примитивную работу в шедевр. ” обоих - когда созрела, проступила изнутри душа, тогда и лицо преобразилось. ѕрибавилось не то чтобы красоты (из письма Ўукшина двоюродному брату художнику »вану ѕопову: "Ёто несколько субъективно, но € не выношу красивых мужчин"), но того, что ценнее - значительности. — каким гор€щим взором слушает герой Ўукшина блоковских "—кифов" в фильме —ерге€ √ерасимова "” озера": "ћильоны - вас. Ќас - тьмы, и тьмы, и тьмы. ѕопробуйте, сразитесь с нами!.."  амера не уходит, держит - именно что раскосые жадные очи при высоких монгольских скулах...

ќднако главное, что объедин€ет Ўукшина и ¬ысоцкого: оба они - "непрофессионалы", чуждые миру узкой специализации. ¬ысоцкий - поэт, актер, музыкант. Ўукшин - писатель, актер, режиссер. ѕопробуй разъ€ть ¬ладимира —еменовича на составные элементы - ерунда получитс€: три аккорда, скромные, почти дилетантские стихи да √амлет, тем и ценный, что по-актерски вовсе не сыгранный... — Ўукшиным похожа€ петрушка. ≈сть прозаики мощнее, режиссеры талантливее, актеры по диапазону богаче. Ќо везде человек отдельно, професси€ отдельно. ј Ўукшин, как и ¬ысоцкий, в каждой строчке, в каждом кадре собственным криком кричит. ќ чем бы ни были книги и фильмы Ўукшина, в итоге они всегда - о нем самом. » удавалось ему, уже сид€ в зале, над своим плакать, будто над чужим - если пробирало...

¬асилий Ўукшин фотографи€
¬асилий Ўукшин фотографи€

Ћучшее, что осталось после Ўукшина в кино, исполнено им полностью, от замысла до выхода на экраны: написано, поставлено, сыграно. «десь велика€ любовь к делу и от нее - ревность, котора€ не допускает "разделени€ труда".  ак невозможно представить, чтобы с твоей девушкой гул€л один, танцевал другой, ужинал третий. ≈ще острее: как ни одна женщина не захочет без крайней нужды, по доброй воле, чтобы ребенка дл€ нее зачинало и носило постороннее лоно...

“€жела судьба тех, кто больше профессии, должности, звани€, записи в трудовой книжке. √ораздо легче - вровень. » даже если меньше - все равно лучше.   маленьким снисход€т из жалости, больших ненавид€т от зависти. Ћюди, не способные отдать свое дело в чужие руки, существуют и сегодн€. »х по-прежнему (ничего со времен Ўукшина не изменилось) обхихикивают. ƒразн€т: "јктер N в фильме режиссера N по сценарию N, продюсер - N, производство студии N" ...Ќад подобной страстью всегда будут потешатьс€, счита€ ее за слабину. ј ведь страсть-то - не к себе, любимому, - к делу. —ила, заключенна€ в такой "слабине", прет затем с экрана победительно, оглушающе - узким специалистам не снилось.

¬асилий Ўукшин фотографи€
¬асилий Ўукшин фотографи€

"”веруй, что всЄ было не зр€"

¬асилий Ўукшин умер 2 окт€бр€ 1974 года - 35 лет будет нынешней осенью - на съемках фильма —ерге€ Ѕондарчука "ќни сражались за –одину". ¬ каюте теплохода "ƒунай", пришвартованного к донскому берегу. Ќаселенный плавпункт "ƒунай"-на-ƒону...

¬асилий Ўукшин фотографи€
¬асилий Ўукшин фотографи€

ѕоследние годы жизни ¬асилий ћакарович алкогол€ не употребл€л вовсе - даже пива. ѕо медицинскому заключению, сердце износилось от кофе и курева. ѕо людскому разумению, Ўукшин надорвалс€, пыта€сь напр€жением всех сил - и свыше того - прит€нуть родные алтайские —ростки к ћоскве. ƒеревню - к городу.  ра€ - к центру. Ќе так прит€нуть, чтобы окраина самоуничижалась и завидовала, чтобы деревн€ пополн€ла р€ды хамовитых люмпенов. Ќет - с обоюдосторонним достоинством. — возможностью диалога - хот€ бы такого, как в "ѕечках-лавочках", где город посмеиваетс€ над деревней, деревн€ - над городом...

—ам-то Ўукшин осталс€ в ћоскве Ўукшиным. Ќе без усили€, но высто€л твердо. Ќе столько другим удивл€лс€, сколько собой удивл€л. » в недоумение впадал, наверное, почему все так не могут.

”чась во ¬√» е, на курсе ћихаила –омма, был активистом по борьбе с узкими брюками. ¬ чем впоследствии не раскаивалс€: "≈сли арми€ молодых людей зашагала по улицам в узких штанах, то часть их, этак с батальон, об€зательно выскакивает вперед и начинает отча€нно обращать на себ€ внимание. » они-то, дума€, что они народ крайне интересный, смелый, скоро начинают раздражать... ѕотому что... здесь дешевый способ самоутверждени€. Ќалицо пуста€ растрата человеческой энергии, ума, изобретательности".

Ћучшие дн€

јктер не одной роли
ѕосетило:10888
Ѕенедикт  амбербэтч
‘аина –аневска€:  оролева сарказма
ѕосетило:9947
‘аина –аневска€
Ѕрюс Ћи: –еформатор китайских боевых искусств
ѕосетило:9895
Ѕрюс Ћи

Ќе в брюках, конечно, дело. » от того, что понимаешь, - не в брюках, легче становитс€. ј то вспомнить только нашу драку вокруг фильма "—тил€ги" и Ћеонида ярмольника, который доказывал мне, что в выпендреже сво€ правота. ƒа на здоровье. Ќо, оказываетс€, по ту сторону воевали не серые, зомбированные комсомольцы, а €ркий, задиристый, свободолюбивый Ўукшин. ≈сть кого выставить против ярмольника. ѕопробуйте, сразитесь с нами.

«а полтора мес€ца до смерти Ўукшин в каком-то смысле вернулс€ к теме "узких брюк", только возвел ее на вершину обобщени€: "–усский народ за свою историю отобрал... такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту... ”веруй, что всЄ было не зр€: наши песни, наши сказки, наши неимоверной т€жести победы, наши страдани€ - не отдавай всего этого за понюх табаку". "ѕонюх табаку" - €сно, пон€тие раст€жимое.

“олько где же сегодн€ - полюбопытствуют с ехидцей, - эти самые качества, не подлежащие пересмотру?  уда делись? ƒа куда бы ни делись - искать надо по месту пропажи. ј то тер€ем у себ€, а ищем в чужих земл€х, под фонарем...

Ѕелла јхмадулина (ее воспоминани€ приведены в шукшинской биографии, созданной ¬ладимиром  оробовым) сетует, что Ўукшин не любил ѕастернака. “ут можно, разумеетс€, предположить, что парень с јлта€ чувствовал в Ѕорисе Ћеонидовиче интеллигентскую щербинку между жизнью и поэзией, легкокрылую взвешенность, и дл€ него - корневого - это было и странно, и комично, и враждебно. Ќо скорее - ѕастернак ничего не написал о Ўукшине. “ак бывает сплошь и р€дом, ни о ком не свидетельствует ни хорошо, ни дурно; просто кто-то - весь твой, будто родн€, а с другим - ни единой общей клеточки. я вот знаю, например, что на мое человеческое становление јндрей “арковский вли€ни€ не оказал. ј ¬асилий Ўукшин - в огромной степени. Ёти его слова принимаю, как "ќтче наш": "‘орма - она и есть форма: можно отлить золотую штуку, а можно - в ней же - остудить холодец... ѕроизведение искусства - это когда что-то случилось, в стране, с человеком, в твоей судьбе".

Ўукшин не был в полной мере ни деревенским, ни городским, он был росси€нином. Ќадорвал сердце, ст€гива€ кра€ пропасти между ћосквой и –оссией, но мог только притормозить процесс. ќстановить - конечно же нет. ѕоследним алтайских мужиков приводил в ћоскву ћихаил ≈вдокимов - уже как экзотику, потеху, клоунов: "ћорда красна€ така€..." ј если не цирк-зоопарк, тогда ассимил€ци€ и поглощение. Ѕари јлибасов, "ƒл€ семьи € выбираю лучшее", "главный по тарелочкам", м€гкие халатики - все, что св€зано с фамилией Ўукшина в новую эпоху. Ќо то дела интимные, семейные, не наши.

¬алюта и —тенька –азин

ќтмечать 80-летие ¬асили€ Ўукшина начали еще в но€бре 2008-го. “огда латыш јлвис ’ерманис выпустил в “еатре Ќаций спектакль с ≈вгением ћироновым и „улпан ’аматовой. –одным режиссерам иде€ шукшинской постановки в голову не стукнула, и ’ерманис по праву прин€л тон назидательный: "Ўукшин - это ваше золото, ваша валюта..." ј мы сидим в растер€нности - ну, срезал, чисто срезал, не хуже √леба  апустина.  онвертируемый ¬асилий ћакарыч... ћен€ем наши песни, победы и страдани€ на ваши по курсу...

√осподин ’ерманис, помнитс€, еще удивл€лс€, почему Ўукшина не оказалось в списке финалистов проекта "»м€ –осси€". "“ам, - говорит, - половина каких-то подонков..." Ќадо бы, конечно, принести пока€ние (в "ѕечках-лавочках", помните, вагонный интеллигент, "профурсетка в шл€пе": "≈сли вам сделали замечание, должны прислушатьс€"). Ќо анекдот судьбы в том, что сам ¬асилий Ўукшин долгие годы сходил с ума - если не по "подонку", то, во вс€ком случае, по герою спорных достоинств. ќтнюдь не гению чистой красоты. ќн тоже в список финалистов не попал - —тепан –азин...

1974 год. —таница  летска€. ¬асилий Ўукшин на съемках у —ерге€ Ѕондарчука— читательской точки зрени€, роман "я пришел дать вам волю" несравнимо уступает великолепным шукшинским коротким рассказам. ≈сть в нем кака€-то подражательность, "шолоховатость" (как и в "Ћюбавиных"). Ќо дл€ автора дороже грозного атамана геро€ не было. ќн думал о нем всю жизнь, мечтал "я пришел дать вам волю" экранизировать - дорого, масштабно. —ам готовилс€ —теньку сыграть.

¬ чем тут секрет? Ќе заказ же это был от партии и правительства - на создание образа народного геро€. ƒа и образ-то - мороз по коже. ¬с€ кровожадность –азина представлена Ўукшиным в натуралистических подробност€х. — порубленными, утопленными, расстрел€нными, с детьми, за ноги подвешенными, - до тошноты и озноба читательского. ј про злосчасть€ мужиков, дл€ которых —тенька вроде бы жестокий, но справедливый заступник, - только общие слова.  ак с трибуны на собрании позднесоветской эры. ѕри этом вынужден был признать Ўукшин, что волю, которую €вилс€ раздавать —тепан, сами мужики вз€ть не захотели. ќна ведь хуже кабалы. –азбой и кровопролитие порабощают душу навсегда. Ѕес с ней - с такой волей, с минутой, по цене вечности купленной...

ѕод "заказ" шукшинский роман вр€д ли бы сгодилс€.  ак вам цитата: "¬зросла на русской земле нека€ больша€ темна€ сила... „ерной тенью во все небо наползала всеобща€ беда... “а сила, которую мужики не могли осознать и назвать словом, называлась - √ќ—”ƒј–—“¬ќ".

ј вот мать старшей дочери Ўукшина,  ати - ¬иктори€ —офронова, дочь известного литфункционера, утверждает: "ќн люто, до скрежета зубовного ненавидел советский строй, полага€... что большевики уничтожили русскую деревню, основу российской государственности". ѕротиворечие какое-то. ƒа весь Ўукшин соткан из противоречий, "раздрызгов". Ќу, хот€ бы: какой воли жаждала его душа? ќ какой воле может мечтать дерево? ¬ывернутьс€ корн€ми из земли? √лупо искать в Ўукшине гармонии, целостности, равновеси€. Ѕудь в нем всЄ это - не ушел бы сорока п€ти лет от роду...

„то касаетс€ ненависти к советскому строю, у ¬аси Ўукшина, мальца четырехлетнего, по навету расстрел€ли отца. ќбвинили в пособничестве лесным бандам. ќднако о тех, кто устанавливал по сибирским селам новую власть, ¬асилий ћакарович напишет затем роман "Ћюбавины".  амн€ на сердце, значит, не лежало? Ўукшин взрослый никакой смертельной обиды от стро€ не претерпел, и в этом тоже его сходство с ¬ысоцким: больше разговоров о притеснени€х, нежели реальных притеснений. ¬асилий ћакарович получил две √оспремии и орден “рудового  расного «намени. ѕри недолгой своей жизни выпустил шесть книг, сн€л п€ть фильмов: "∆ивет такой парень", "¬аш сын и брат", "—транные люди", "ѕечки-лавочки", " алина красна€".  стати, "∆ивет такой парень" - перва€ режиссерска€ работа - была отправлена на венецианскую ћостру и удостоена там "«олотого льва".

¬ конце концов - хоть дл€ самого это и неважно - Ўукшин похоронен на Ќоводевичьем...

»з письма к сестре: "ћы все где-то ищем спасени€. “вое спасение в дет€х. ћне - в славе. я ее, славу, упорно добиваюсь. я добьюсь ее, если не умру раньше". ќн добилс€. ”мер в славе, а она надолго его пережила.

"’очу, чтобы мен€ похоронили по-русски..."

ќн не сн€л фильма про —теньку. Ќа —теньку вышла в судьбе его стенка, стена.  то-то скажет: власть бо€лась, кто-то: Ѕог уберег. — Ѕогом и церковью в романе "я пришел дать вам волю", м€гко говор€, сложности. "¬ы, кабаны жирные!.. Ћучше свинь€м бросить, чем вам отдать!.. ƒл€ чего церковь-то? ¬енчать, что ли? ƒа не все ли равно: пусть станут парой возле ракитова куста, попл€шут - вот и повенчались"...

¬споминаетс€ заодно поп из рассказа "¬ерую!" - не св€щеннослужитель, а черт его знает что такое. ƒл€ нас сегодн€шних. Ќо не дл€ Ўукшина. ¬ырождением кресть€нства болел ¬асилий ћакарович, а изводом духовного сослови€, обмелением этого мор€ до мутной лужи - видимо, нет. ¬ "ѕечках-лавочках" говорит замшелый беззубый сросткинский дед: "–аньше государство держалось на богобо€зненности: то грех делать, другое грех делать. “еперь-то € пон€л, что все это глупости были...".

“а же ¬иктори€ —офронова рассказывает: хотел ¬асилий ћакарович зайти в храм, но на пороге споткнулс€ и упал. ѕодн€вшись, повернул обратно. Ѕлизким сказал: "ћен€ не пустили". ¬опрос не в том, насколько это верно. ѕросто он знал, что могут не пустить. » за что именно - знал. ќт одного этого падени€, от одной фразы Ўукшину вышло пользы более, чем иному - от целого молебна...

ѕоследние мгновени€ жизни ≈гора ѕрокудина¬ предвкушении главной (как ему думалось) работы ¬асилий Ўукшин создал две великие картины, которых не ждал с таким трепетом. ѕока не удавалось запуститьс€ с "я пришел дать вам волю" на студии √орького - зате€лись "ѕечки-лавочки". ѕереметнулс€ на "ћосфильм", но и здесь потребовали сначала "зарекомендовать" себ€ малобюджетной современной лентой. “ак возникла " алина красна€". Ќа премьеру в московский ƒом кино Ўукшин приехал инкогнито - в больничном халате. ∆ить ему оставалось мес€цев дев€ть.

јх, какое красивое завещание!.. Ёффект свыше - дл€ того, кому вообще нравились эффекты. ќн не был "правильным" человеком - ¬асилий Ўукшин. ¬прочем, дл€ чего прикрыватьс€ кавычками? ѕросто: правильным не был. »з письма сестре: "я хочу, чтобы мен€ похоронили по-русски, с отпеванием, с причитани€ми - и чтоб была жива мо€ мама...".  то способен мечтать о таком горе дл€ собственной матери - пережить сына? Ќо великое шукшинское эго трагическим сюжетом закругл€ло жизнь-песню. „тобы ни убавить, ни прибавить.

ѕо его и вышло.

- я Ўукшина читать не могу - плакать начинаю, - сказала, увидев книжку у мен€ в руках, соседка по даче, мо€ ровесница, поглажива€ головенку двухлетнего сына.

- Ќу, это характеризует теб€ с наилучшей стороны... - по неловкости захотелось отшутитьс€.

ј если отбросить ухмылочки, так оно и есть.

ѕомните, √убошлеп утешал зареванную Ћюсьен, цедил брезгливо про ≈гора-√оре ѕрокудина: "Ќе жалей ты его... ќн был мужик. ј их на –уси много".

 абы так - еще бы ничего. Ќо ведь мало их. ѕодозреваю, что в глубинах страны так же плачевно обстоит дело с мужиками, как и в столице.

»ли не знаем мы –уси, не видим ее мужиков, потому что некому вытащить их на свет Ѕожий? ѕотому что нет Ўукшина...

”стами Ўукшина

∆енщина - это стартер: когда-нибудь да подведет.

—фотографируем по стаканчику!

я таких интеллигентов одной левой делаю.

ѕирамидон прокл€тый!

("∆ивет такой парень")

Ќа наш век чемоданов хватит.

—делай так, чтобы € теб€ долго искал.

- ѕодожди, это √егель какой-то получаетс€.

- Ќу, при чем тут √егель-то? я же вас не оскорбл€ю...

("ѕечки-лавочки")

”меешь радоватьс€ - радуйс€, не умеешь - сиди так.

Ћюди, которые из всех достижений человечества облюбовали себе печку...

»меешь свои четыре класса и две ноздри? „итай "ћурзилку" и дыши носом.

- » сколько сейчас дают за недоразумение?

- ѕ€ть.

- ћало. –аньше больше давали.

Ќарод дл€ разврата собралс€!

 акой € вам гражданин? я вам товарищ! » даже друг и брат!

„удак же ты. Ќа букву "мэ".

я из вас букет сделаю и посажу в клумбу. √оловками вниз.

(" алина красна€")




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

јнтон „ехов: Ќепроста€ судьба великого писател€
ѕосетило:22648
јнтон „ехов
јктер не одной роли
ѕосетило:10888
Ѕенедикт  амбербэтч
√итарист легендарной Queen
ѕосетило:11830
Ѕрайан ћэй

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru