Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

¬асилий Ўукшин

   /   

Vasiliy Shukshin

   /
             
‘отографи€ ¬асилий Ўукшин (photo Vasiliy Shukshin)
   

ƒень рождени€: 25.07.1929 года
ћесто рождени€: с. —ростки, , ¬олгоградска€ ,———–
ƒата смерти: 02.10.1974 года
ћесто смерти: станица  летска€, , ¬олгоградска€, ———–
¬озраст: 45 лет

√ражданство: ———–
—оцсети:


«агадка смерти

—ценарист, актер, режиссер

...¬гиковские педагоги бо€лись его брать. ќн был правдолюбец, совершенно не понимал, что можно говорить, чего нельз€. ѕедагоги опасались, что он всех перебаламутит и их из-за него выгон€т с работы. Ќо в него поверил ћихаил –омм...

12.12.2000

¬асилий Ўукшин родилс€ 25 июл€ 1929 года в селе —ростки Ѕийского района јлтайского кра€ в кресть€нской семье. ≈го родители были уроженцами той же местности и по социальному положению считались кресть€нами-единоличниками, или середн€ками.  огда в 1930 году началась сплошна€ коллективизаци€, их заставили вступить в колхоз. √лава семьи - ћакар Ћеонтьевич Ўукшин - стал работать механизатором на молотилках, в деревне пользовалс€ заслуженным уважением. ќднако в дальнейшем это не спасло его от репрессий: в 1933 году ћакара Ћеонтьевича арестовали.

¬асилий Ўукшин фотографи€
¬асилий Ўукшин фотографи€

ќставшись с двум€ маленькими детьми на руках, 22-летн€€ ћари€ —ергеевна Ўукшина впала в отча€ние. ≈сть свидетельства, что в тот момент она хотела отравить себ€ и детей, лишь бы не видеть того, что происходило вокруг. Ќо это отча€ние длилось недолго. «атем пришло трезвое осознание того, что надо жить, если не ради себ€, то хот€ бы ради детей. » вскоре ћари€ —ергеевна вышла замуж повторно, за односельчанина ѕавла  уксина.

ќднако и этот брак оказалс€ недолгим - в 1942 году  уксин погиб на фронте.

ћама ћари€ —ергеевна
ћама ћари€ —ергеевна

ѕо воспоминани€м очевидцев, Ўукшин рос мальчишкой замкнутым, что называетс€, "себе на уме". ¬ общении со сверстниками он держал себ€ строго и требовал, чтобы те называли его не ¬асей, а ¬асилием. “е, естественно, не понимали подобных просьб и частенько насмехались над товарищем. ¬ таких случа€х Ўукшин поступал соответственно своему характеру-убегал в протоки  атуни и скрывалс€ на ее островах по нескольку дней.

¬ 1944 году Ўукшин окончил семь классов —росткинской школы и поступил учитьс€ в автотехникум в городе Ѕийске (35 км от —росток). Ќо закончить его он так и не сумел - чтобы прокормить семью, пришлось учебу бросить и устраиватьс€ на работу.

¬асилий Ўукшин фотографи€
¬асилий Ўукшин фотографи€

ѕервым местом работы Ўукшина стал трест "—оюзпроммеханизаци€", который относилс€ к московской конторе. ”строившись туда в 1947 году в качестве слесар€-такелажника, Ўукшин вскоре был направлен сначала на турбинный завод в  алугу, затем - на тракторный завод во ¬ладимир.

¬ апреле 1949 года последовала нова€ смена рабочего места - на этот раз его отправили на строительство электростанции на станцию ўербинка ћосковско- урской железной дороги. “ам он проработал несколько мес€цев, после чего попал на строительство железнодорожного моста на станции √олицыне. »менно там (в окт€бре) его и застала повестка из военкомата о призыве на действительную военную службу.

¬асилий Ўукшин фотографи€
¬асилий Ўукшин фотографи€

ќкончив учебку по специальности радиста, Ўукшин в 1950 году попал в одну из частей „ерноморского флота, дислоцированную в —евастополе.

Ћучшие дн€

јнна ÷уканова- отт. Ѕиографи€
ѕосетило:10595
јнна ÷уканова- отт
„ико ‘римен. Ѕиографи€
ѕосетило:6966
„ико ‘римен
'„ерв€к' по имени ¬ин ƒизель
ѕосетило:6925
¬ин ƒизель

ќднако прослужить "от звонка до звонка" Ўукшину не удалось - в 1953 году у него обнаружилась €звенна€ болезнь желудка. ѕо рассказам самого Ўукшина, ему стало плохо пр€мо на палубе. ≈го скрутила така€ адска€ боль, что он едва не потер€л сознание. ¬ид€ это, врач приказал нескольким матросам срочно доставить его на берег. ј на море в это врем€ разыгралс€ шторм. Ќо иного выхода не было, и Ўукшина положили в шлюпку. ѕозже ¬. Ўукшин так вспоминал об этом: "¬от так раз - и вверх, а потом вниз проваливаешьс€. ј боль - пр€мо на крик кричал: "–еб€та, реб€та, довезите!" —тыдно, плачу, а не могу, кричу. ј они гребут. Ќе смотр€т на мен€, гребут. ƒовезли".

¬асилий Ўукшин фотографи€
¬асилий Ўукшин фотографи€

¬скоре медицинска€ комисси€ √лавного военного госпитал€ „ерноморского флота комиссовала Ўукшина.

¬ернувшись в родные —ростки, Ўукшин сдал экстерном экзамены и поступил на работу в школу сельской молодежи в качестве учител€ 5-7-х классов (преподавал русский €зык и литературу) и одновременно директора. ќднако проучительствовал недолго. ѕоступил было в автомобильный техникум, но вскоре пон€л, что и это не его стез€ - поршни и цилиндры вгон€ли его в тоску. “е же чувства он испытал, когда устроилс€ работать инструктором райкома партии. » вот тогда Ўукшин решает отправитьс€ в ћоскву, поступать на сценарный факультет ¬√» а. ћать не стала преп€тствовать сыну в этом желании, более того, сделала все, что могла - продала корову и вырученные деньги отдала сыну. “ак летом 1954 года Ўукшин оказалс€ в ћоскве. ќдет он был в полувоенный костюм, гимнастерку, из-под которой виднелась тельн€шка, на ногах были брюки клеш и сапоги.

ѕрид€ на сценарный факультет ¬√» а, Ўукшин представил на суд экзаменаторов свои рассказы, которые были записаны в толстую амбарную тетрадь. “ак как почерк у Ўукшина был очень мелкий, а тетрадь была очень толста€, девушки в приемной комиссии читать написанное поленились, решив про себ€, что этот абитуриент типичный графоман. ќднако, чтобы не обижать его, решили посоветовать: "” вас фактурна€ внешность, идите на актерский". ¬от что рассказывал бывший сокурсник Ўукшина кинорежиссер ј. ћитта: "“ут от студентов Ўукшин узнал, что есть еще и режиссерский факультет. ј он пон€ти€ не имел, что есть така€ професси€ - режиссер. ƒумал, что дл€ постановки фильма собираютс€ артисты и договариваютс€ между собой, как снимать. ќказалось, что режиссер- хоз€ин картины, главный человек. “огда он подал на режиссерский.

¬асилий Ўукшин фотографи€
¬асилий Ўукшин фотографи€

¬гиковские педагоги бо€лись его брать. ќн был правдолюбец, совершенно не понимал, что можно говорить, чего нельз€. ѕедагоги опасались, что он всех перебаламутит и их из-за него выгон€т с работы. Ќо в него поверил ћихаил –омм...

¬асилий Ўукшин фотографи€
¬асилий Ўукшин фотографи€

Ќа экзамене –омм ему говорит: "Ќу, расскажите, как себ€ чувствовал ѕьер Ѕезухов в Ѕородинском сражении". Ўукшин отвечает: "я это не читал. ќчень толста€ книжка, руки не доход€т". –омм нахмурилс€: "¬ы что же, толстых книжек совсем не читаете?" Ўукшин говорит: "Ќет, одну прочел. "ћартин »ден". ќчень понравилась". –омм сказал: " акой же вы директор школы, вы некультурный человек. Ќет, вы не можете быть режиссером". » тут вдруг Ўукшин стал на него кричать: "ј вы знаете, что такое директор школы? ƒрова к зиме у председател€ сперва выбей, потом вывези да наколи, чтоб детишки не мерзли. ”чебники раздобудь, парты почини, керосину добудь, учителей размести. ј машина - с хвостом на четырех копытах, и ту в колхозе не выпросишь. √де шагом, где бегом, гр€зь - во... √де уж тут книжки читать!" ¬гиковские бабки были счастливы - нагрубил –омму, сейчас его выгон€т. ј –омм за€вил: "“олько очень талантливый человек может иметь такие нетрадиционные взгл€ды. я ставлю ему п€терку".

¬асилий Ўукшин фотографи€
¬асилий Ўукшин фотографи€

ѕоступив во ¬√» , Ўукшин поселилс€ в общежитии института на “рифоновской улице. ¬ 1955 году вступил в р€ды  ѕ——. ¬ декабре того же года, из-за обострени€ €звы желудка, Ўукшин попал в ќстроумовскую больницу.

—емь€ Ўукшиных
—емь€ Ўукшиных

¬ 1956 году состо€лс€ дебют Ўукшина в кино: в фильме —. √ерасимова "“ихий ƒон" (втора€ сери€) он сыграл в крошечном эпизоде - изобразил выгл€дывающего из-за плетн€ матроса. — этого матроса и началась кинематографическа€ судьба Ўукшина-актера.

¬асилий Ўукшин фотографи€
¬асилий Ўукшин фотографи€

Ћетом следующего года Ўукшин оказалс€ на практике в ќдессе и совершенно внезапно получил приглашение от режиссера ћарлена ’уциева сыграть главную роль в его фильме "ƒва ‘едора".

Ўукшин на „ерном море
Ўукшин на „ерном море

‘ильм "ƒва ‘едора" вышел на экраны страны в 1959 году, и его премьера состо€лась в столичном ƒоме кино на улице ¬оровского. ѕричем Ўукшин это торжественное меропри€тие едва не пропустил. Ќакануне он выпил лишнего, устроил скандал в общественном месте, и его задержала милици€.  огда об этом узнал ’уциев, он тут же бросилс€ выручать Ўукшина. ќн приехал в отделение милиции и встретилс€ с его начальником. –азговор был долгим, и страж пор€дка долго не хотел идти навстречу режиссеру. ѕри этом его аргументы были довольно убедительными. "” нас перед законом все равны! - говорил он. - ј артисту тем более непозволительно вести себ€ подобным образом!"

ћама ћари€ —ергеевна
ћама ћари€ —ергеевна

» все же ’уциеву удалось уломать милиционера. —уд€ по всему, решающее значение имело то, что ’уциев пригласил начальника отделени€ на премьеру картины, пообещал устроить ему лучшие места в зале. “ак состо€лась премьера этого фильма. ќна оказалась очень успешной, и Ўукшина-актера заметили.

Ўукшин на съемках
Ўукшин на съемках

ѕараллельно с успехами в кино довольно успешно складывалась и литературна€ судьба Ўукшина. — третьего курса, по совету –омма, он стал рассылать свои рассказы по всем столичным редакци€м в надежде, что кака€-нибудь из них обратит внимание на его труды. » он не ошибс€. ¬ 1958 году в © 15 журнала "—мена" был опубликован его рассказ "ƒвое на телеге". ќднако эта публикаци€ прошла не замеченной ни критикой, ни читател€ми, и удрученный Ўукшин на врем€ перестал рассылать свои произведени€ по редакци€м.

¬асилий Ўукшин фотографи€
¬асилий Ўукшин фотографи€

Ќезамеченной оказалась и дипломна€ работа Ўукшина во ¬√» е -короткометражный фильм "»з Ћеб€жьего сообщают" (1961). ‘ильм рассказывал об одном будничном рабочем дне сельского райкома партии в жаркий период летней страды. ѕосмотрев его, многие коллеги Ўукшина посчитали фильм несовременным, в какой-то мере даже скучным.

¬асилий Ўукшин фотографи€
¬асилий Ўукшин фотографи€

ћежду тем актерска€ карьера Ўукшина в те годы складывалась гораздо успешнее, чем режиссерска€. ѕосле фильма "ƒва ‘едора" приглашени€ сниматьс€ посыпались на него со всех сторон. Ѕуквально за короткий период Ўукшин сн€лс€ в целом р€де картин: "«олотой эшелон" (1959), "ѕроста€ истори€" (1960), " огда деревь€ были большими", "јленка", "ћишка, —ерега и €" (все-1962), "ћы, двое мужчин" (1963) и др.

¬ас€ Ўукшин на службе
¬ас€ Ўукшин на службе

¬ начале 60-х одно за другим стали выходить в свет и литературные произведени€ Ўукшина. ’ронологи€ этих публикаций такова: рассказы "ѕравда", "—ветлые души", "—тепкина любовь" были напечатаны в журнале "ќкт€брь" - в © 3 за 1961 год; "Ёкзамен" - в © 1 за 1962-й; " оленчатые валы" и "Ћел€ —елезнева с факультета журналистики" - в © 5 за тот же год.

¬ас€ Ўукшин
¬ас€ Ўукшин

¬ 1963 году в издательстве "ћолода€ гварди€" вышел первый сборник ¬. Ўукшина под названием "—ельские жители". ¬ том же году в журнале "Ќовый мир" (© 2) были напечатаны два его рассказа: " лассный водитель" и "√ринька ћалюгин" (цикл "ќни с  атуни"). Ќа основе этих рассказов Ўукшин вскоре написал сценарий своего первого полнометражного фильма "∆ивет такой парень". —ъемки картины начались летом того же года на јлтае.

¬ас€ Ўукшин (крайний слева)
¬ас€ Ўукшин (крайний слева)

Ќа главную роль - шофера ѕаши  олокольникова - Ўукшин пригласил своего однокурсника по учебе во ¬√» е Ћеонида  уравлева, которого он уже однажды снимал в своей дипломной работе "»з Ћеб€жьего сообщают". Ќа другие роли он пригласил р€д известных актеров, часть из которых согласилась работать с режиссером-дебютантом, часть- нет.

ћама ћари€ —ергеевна
ћама ћари€ —ергеевна

 артина "∆ивет такой парень" вышла на экраны страны в 1964 году и получила восторженные отклики публики. ’от€ сам Ўукшин был не слишком доволен его прокатной судьбой. ƒело в том, что фильм почему-то записали в разр€д комедий и, отправив в том же году на международный кинофестиваль в ¬енецию, выставили его на конкурс детских и юношеских фильмов. » хот€ картине присудили главный приз, Ўукшин таким поворотом событий был не удовлетворен. ≈му даже пришлось выступить на страницах журнала "»скусство кино" (© 9) с собственным по€снением к фильму. ¬от что он за€вил: "я очень серьезно понимаю комедию. ƒай нам бог побольше получить их от мастеров этого дела. Ќо в комедии, как € ее понимаю, кто-то должен быть смешон. √ерой прежде всего... √ерой нашего фильма не смешон".

¬асилий Ўукшин фотографи€
¬асилий Ўукшин фотографи€

¬ те же годы существенные изменени€ происходили и в личной жизни Ўукшина. ¬ 1963 году многие судачили о его романе с известной поэтессой Ѕеллой јхмадулиной, которую он даже сн€л в своей первой картине "∆ивет такой парень" (она сыграла журналистку). ќднако через несколько мес€цев их роман благополучно завершилс€, и судьба свела Ўукшина с другой женщиной - ¬икторией —офроновой. Ѕыло ей в ту пору 33 года, она была разведена и трудилась редактором в журнале "ћосква". ¬от что она вспоминает о тех дн€х: " ак-то € прочитала в "Ќовом мире" цикл рассказов "ќни с  атуни". јвтор Ўукшин. ћне понравилось. ѕозже € узнала, что в ÷ентральном доме литераторов состоитс€ обсуждение его новой повести, и пошла туда вместе с друзь€ми.

ѕризнатьс€, та повесть Ўукшина была слабой. ≈е критиковали. » € тоже.  огда все стали расходитьс€, € почувствовала, что... мои ноги не идут. ћне стало жаль Ўукшина. я подошла, стала его утешать, напомнила о других - удачных - произведени€х.

ѕотом ушла с друзь€ми в кафе. «аказали столик, и вдруг туда же заходит Ўукшин. — Ѕеллой јхмадулиной. ” них тогда заканчивалс€ роман, и это был их прощальный вечер. — ними были еще јндрей “арковский с женой. —лучайно или нет, но мы оказались с Ўукшиным за столиками лицом к лицу. » весь вечер смотрели друг другу в глаза. ’от€ мне, в общем-то, несвойственна така€ смелость.

ѕотом он мен€ нашел. я тогда только развелась с мужем, детей не имела...

∆или мы вместе, но ¬ас€ часто был в разъездах, на съемках.  огда приезжал, к нам приходили его друзь€: оператор —аша —аранцев, ¬ас€ Ѕелов. ћы все спорили. я и мама защищали советскую власть, а ¬ас€ ругал. ” него же отец был репрессирован. » он вообще очень отличалс€ от всех. ¬ шкафу, например, у него сто€ла иконка.

я Ўукшина очень любила. ј он был ревнив. ќднажды даже подралс€ с —аранцевым из-за того, что тот, проща€сь, мен€ поцеловал.

ќднажды он позвал мен€ на родину, в —ростки. ћать и сестра ¬асили€ мне показались строгими, но хорошими. ƒо тех пор пока мы с Ўукшиным были вместе, они поддерживали со мной отношени€. ѕотом с ¬асей что-то произошло, он охладел. я пон€ла, что мы скоро расстанемс€. —казала об этом ему. » вскоре забеременела..."

¬идимо, перва€ серьезна€ трещина в их отношени€х произошла летом 1964 года, когда Ўукшин отправилс€ в —удак на съемки фильма " акое оно, море?" (режиссер Ё. Ѕочаров). » там судьба свела его с 26-летней киноактрисой Ћидией ‘едосеевой.

Ћ. ‘едосеева приехала в столицу из Ћенинграда и в 1957 году поступила во ¬√» . “огда же начала сниматьс€. ¬ 1959 году на экраны страны вышел фильм "—верстницы", в котором ‘едосеева сыграла одну из главных ролей - студентку “аню.

¬ том же году во врем€ съемок очередного фильма в  иеве она познакомилась с актером киностудии имени ƒовженко ¬€чеславом ¬орониным (снималс€ в фильмах: "ѕервый эшелон", "»ванна", " очубей", "—он" и др.) и в 1960 году родила от него девочку, которую назвали Ќастей. ќднако рождение ребенка отрицательно сказалось на ее учебе во ¬√» е - вскоре за систематические пропуски зан€тий ‘едосееву отчислили из института. ѕришлось ее молодому супругу идти на поклон к декану актерского факультета ¬√» а. Ётот поход завершилс€ успехом - ‘едосееву восстановили в институте и зачислили в мастерскую —. √ерасимова и “. ћакаровой.

ћежду тем возвращение ‘едосеевой в столицу сыграло с молодой семьей злую шутку. “ак как ¬оронин продолжал жить в  иеве, а ‘едосеева в ћоскве (при этом их дочка жила у бабушки в Ћенинграде), виделись они крайне редко и в конце концов отвыкли друг от друга. ѕоэтому к 1964 году, когда ‘едосеева закончила ¬√»  и уехала сниматьс€ в картине " акое оно, море?", ее брак с ¬орониным успел превратитьс€ в чистую формальность.

 огда ‘едосеева узнала, что ее партнером по съемкам будет Ўукшин (он должен был сыграть роль бывшего уголовника, матроса ∆орку), она расстроилась. –азговоры о пь€ных загулах этого человека давно ходили в кинематографической среде, поэтому ничего хорошего от встречи с ним актриса не ждала. Ѕыл даже момент, когда она попросила режиссера подыскать, пока не поздно, замену Ўукшину, иначе они все с ним намаютс€. Ќо режиссер заверил ее, что все будет нормально.

ѕерва€ встреча Ўукшина и ‘едосеевой произошла в поезде по дороге в —удак. ќна ехала в одном купе со своей дочкой Ќастей и операторами картины. Ўукшин пришел к ним в гости, причем пришел не с пустыми руками - принес с собой бутылку вина.

Ћ. ‘едосеева вспоминает: "я потихоньку наблюдала за Ўукшиным: глаза у него зеленые - веселые, озорные и хулиганистые.  омпани€ оказалась на редкость при€тной, и € запела. » запела - " алину красную". ќн вдруг странно посмотрел на мен€ и подхватил...

 огда же все заснули, чувствую, как кто-то входит в купе. —мотрю - ¬ас€. “ихонько присаживаетс€ ко мне и говорит: "Ќу, давай, рассказывай о себе". ¬сю ночь мы проговорили.

 огда ехали в автобусе в —удак, остановились в лесочке. ѕомню, € перва€ вошла в автобус, а Ўукшин за мной и что-то под пиджаком держит. —прашиваю: зверька поймал? ј он мне - маленький букетик цветов. ѕотом узнала, что это были первые цветы, которые он подарил женщине. я долго хранила их".

Ќесмотр€ на внезапно вспыхнувшее в нем чувство к молодой актрисе, Ўукшин и на этих съемках позвол€л себе напиватьс€. ѕравда, делал это в свободное от съемок врем€. ¬ кадр же он всегда входил свежий. ¬ процессе съемок он вызвал с јлта€ своих маленьких плем€нника и плем€нницу, детей сестры Ќаташи. —делал это дл€ того, чтобы детишки увидели наконец море, про которое читали только в книжках.

ћежду тем 12 феврал€ 1965 года у ¬иктории —офроновой родилась девочка от Ўукшина. ≈е назвали  атей. ”знав об этом, Ўукшин приехал в роддом и передал молодой матери... бутылку портвейна. » самое удивительное - эту передачу прин€ли.

„ерез несколько дней ¬икторию с ребенком выписали из роддома, и когда они вышли на улицу, там их уже дожидалс€ Ўукшин. Ќо радостной встречи не получилось. ¬иктори€ уже знала, что ее любимый встречаетс€ с другой женщиной, и тут же потребовала от него сделать окончательный выбор. Ќо ничего вразумительного Ўукшин ей сказать так и не смог. » она его выгнала. » хот€ он и после этого продолжал приходить к ней и к ребенку, однако теплых отношений между ними уже не было.

¬. —офронова вспоминает: "¬ас€ оказалс€ меж двух огней. ќн жил то с Ћидой, то со мной. ≈му дали квартиру в —виблове, и, когда у него что-то с ней не заладилось, она ушла, он пригласил нас с  атей к себе. ћы приехали, но мне было там неуютно, к тому же ¬ас€ пил. ћы уехали к себе..."

“ем временем творческа€ энерги€ Ўукшина трансформируетс€ в целый р€д новых литературных и кинематографических проектов. ¬о-первых, выходит нова€ книга его рассказов под названием "“ам вдали...", во-вторых, в 1966 году на экранах по€вл€етс€ его новый фильм - "¬аш сын и брат", который через год удостаиваетс€ √осударственной премии –—‘—– имени братьев ¬асильевых.

ћысли о –оссии привели Ўукшина к идее сн€ть фильм о —тепане –азине. ѕо словам Ћидии ‘едосеевой, в течение всего 1965 года Ўукшин внимательно изучал исторические труды о второй кресть€нской войне, конспектировал источники, выбирал из антологий нужные себе народные песни, изучал обычаи середины и конца XVII века и совершил ознакомительную поездку по разинским местам ¬олги. ¬ марте следующего года он подал за€вку на литературный сценарий " онец –азина", и эта за€вка первоначально была прин€та. —ъемки фильма намечались на лето 1967 года. Ўукшин был целиком захвачен этой идеей и ради ее претворени€ в жизнь забросил все остальные дела: он даже прекратил сниматьс€ в кино, хот€ его звали к себе на съемочную площадку многие известные режиссеры. “олько дл€ —. √ерасимова он сделал исключение, сн€вшись в 1966 году в эпизодической роли журналиста-международника в его картине "∆урналист". ќднако все оказалось напрасным - высокое кинематографическое начальство внезапно изменило свои планы и съемки фильма заморозило. ѕри этом были выдвинуты следующие доводы: во-первых, сейчас нужнее фильм о современности, во-вторых, двухсерийный фильм на историческую тему потребует огромных денежных затрат.  ороче, Ўукшину дали пон€ть, что съемки фильма о –азине откладываютс€ на неопределенное врем€.

“о же самое произошло и с другой идеей Ўукшина - желанием экранизировать собственную сатирическую сказку "“очка зрени€". ¬о врем€ обсуждени€ этой за€вки на студии имени √орького коллеги Ўукшина внезапно прин€ли его идею в штыки. »звестный режиссер —. ёткевич, к примеру, за€вил: " артина в целом предстает настолько неутешительной, что вр€д ли она принесет много радости зрител€м, даже желающим надсме€тьс€ над своими недостатками и трудност€ми в наступающем юбилейном году" (приближалось 50-летие советской власти). ”бийственные выводы коллег произвели на Ўукшина т€гостное впечатление.

¬споминает —. –остоцкий: "” мен€ в столе лежит копи€ письма, которое € однажды направил ¬асилию Ўукшину в его алтайские —ростки. Ќе так давно мне эту копию передала одна женщина. ¬ свое врем€ было очень т€желое положение у ¬асили€ ћакаровича - и творческое, и бытовое. Ћечилс€ он двум€ способами: русским национальным напитком и поездками на родину в —ростки. ¬от уехал он в очередной раз. я в этот период фильм снимал. » вдруг вызывает мен€ директор киностудии имени √орького √ригорий »ванович Ѕритиков и говорит: "—тае, с ¬асей плохо, поезжай, привези". Ќе мог € тогда поехать - нельз€ было бросить съемочную группу, остановить картину. —ел за это письмо. ¬ нем € рассуждал о самоубийстве - все ведь бо€лись именно этого, что Ўукшин что-нибудь с собой сделает. ј € писал о своем поколении, о войне, о том, что вхожу в три процента счастливчиков 1922 года рождени€, которые вернулись в мае 1945-го. ¬асилий ћакарович приехал. Ќадо было его знать... ќн подошел ко мне в коридоре киностудии и пожал руку: "—пасибо".

ј вот что вспоминает о тогдашнем состо€нии мужа Ћ. ‘едосеева-Ўукшина: "¬ас€ мог две-три недели пить, был агрессивный, буйный. я выгон€ла из дома всех, кого он приводил. Ќа себе его не раз притаскивала. Ѕыл даже случай, когда увидела мужа лежащим около дома, а € тогда была беременна€. Ћифт не работал. „то делать? ¬звалила на себ€ и потащила. ƒумала, рожу. ƒо этого два года у нас не было детей, дл€ мен€ это было трагедией.  огда же родилась ћаша (в 1968 году), он бросил на врем€ пить. ƒети его спасли...

ќн за 10 лет нашей жизни только раза три, от силы п€ть, объ€сн€лс€ мне в любви, да и то - от обиды или ревности. » вместе с тем хорошо знал мен€, понимал".

„ерез год после рождени€ ћаши в семье Ўукшиных на свет родилась еще одна девочка - ќл€. Ёто радостное известие застало Ўукшина в окрестност€х ¬ладимира на съемках очередной картины - "—транные люди". ¬ основу ее легли три шукшинских рассказа: "„удик", "ћиль пардон, мадам!" и "ƒумы".

ѕуть этого фильма к экрану оказалс€ довольно сложным. ÷елых восемь мес€цев сдавал его Ўукшин. ¬ процессе съемок и сдачи его он успел сн€тьс€ в нескольких картинах: у —. √ерасимова в "” озера", у ». Ўатрова в "ћужском разговоре", у ё. ќзерова в "ќсвобождении" и советско-венгерском фильме "ƒержись за облака" (в но€бре 1969 года слетал на съемки в Ѕудапешт). ј в начале следующего года фильм "—транные люди" наконец был прин€т и вскоре выпущен на экран.

¬ но€бре Ўукшина пригласили на премьеру "—транных людей" в ѕариж. ¬месте с ним туда выехал и режиссер √леб ѕанфилов. ¬от как он вспоминал об этом:

"Ўукшин в бороде —тепана –азина, в кепочке массового пошива и в плаще неизвестного происхождени€ едет в ѕарижский  иноцентр на премьеру своей картины "—транные люди" и моего "Ќачала". ≈дем мы вместе. ѕомню, перед демонстрацией нас угощали каким-то замечательным, сверхмарочным шампанским - из подвалов времени. ¬куса не помню - так волновалс€. ј ¬ас€ и вовсе не пил. ќн вообще в то врем€ дал зарок не пить ни капли и свое слово сдержал до самой смерти. ѕотом рассказывал, что однажды пошел со своей маленькой дочкой гул€ть. ¬стретил при€тел€, зашли на минуту отметить встречу. ƒочку оставили на улице. » забыли. ј когда вышел из кафе, дочки не оказалось. ¬ ужасе он обегал весь район. „то пережил - не рассказывал, но, по-видимому, это так его потр€сло, что он покл€лс€ никогда больше не пить, что и выполнил. ћне кажетс€, что он вообще выполн€л все, что задумывал, все, что зависело от него, лично от него, от силы его воли, его характера. Ќо, конечно, ничего не мог сделать, когда ему мешали, когда за него решали".

ќб этом же рассказ ј. «аболоцкого: "— 1969 года (€ работал с ним до последних дней) ни разу ни с кем Ўукшин не выпил. ƒаже на двух его дн€х рождени€ не тронул он спиртного, а нам разливал без паузы, рассказывал не без гордости: у ћихаила јлександровича в гост€х не выпил, на что обиженный Ўолохов обронил ему: "Ѕуду в ћоскве у теб€, чашки чаю не трону".

ќднажды € расспрашивал его: " ак это тебе удаетс€? Ќадо же, был в „ехословакии и пива там не попробовал! Ќу как такое возможно росси€нину?! »ль ты себе пружину какую вшил?" ќн не сердилс€, прохажива€сь по номеру гостиницы: "Ќе в пружинах дело. Ѕыл € по протекции ¬асиленко у одного старичка доктора, который, знал €, лечил ≈сенина, и из той беседы вынес - только сам €, без лекарств, кузнец своего тела. Ќадо обуздывать себ€..."

¬ 1969 году ¬. Ўукшину было присвоено звание заслуженного де€тел€ искусств –—‘—–. „то касаетс€ творческих планов Ўукшина в тот период, то его не оставл€ла надежда добитьс€ постановки фильма о —тепане –азине. ¬ феврале 1971 года он пишет очередную за€вку на им€ директора киностудии имени √орького √. Ѕритикова с просьбой разрешить ему сн€ть эту картину. Ќо ему оп€ть за€вили, что сейчас нужнее фильм о современности, и в итоге уже второй раз Ўукшин был вынужден снимать вместо "–азина" совсем другую картину. Ётим фильмом стали "ѕечки-лавочки". ¬ своей за€вке Ўукшин так излагает содержание сценари€ этого фильма: "Ёто оп€ть тема деревни, с "вызовом", так сказать, в город. »ван –асторгуев, алтайский тракторист, собралс€ поехать отдохнуть к „ерному морю. »стори€ этой поездки и есть сюжет фильма. »сторию эту надо приспособить к разговору об:

1. »стинной ценности человеческой.

2. ќ внутренней интеллигентности, о благородстве.

3. ќ достоинстве гражданском и человеческом..."

Ќа роль »вана –асторгуева Ўукшин с самого начала наметил своего любимого актера-Ћеонида  уравлева. ќднако тот внезапно отказалс€ от этого предложени€ и предложил Ўукшину... вз€ть эту роль себе. Ўукшин так и сделал. » не ошибс€. Ќ. «орка€ позднее писала: "¬от тут-то и обнаружилось, какого артиста имеет советский кинематограф в ¬асилии Ўукшине! ќткрылось во всю ширь широкого экрана, в максимальном приближении к нам на крупных и сверхкрупных планах: режиссер и оператор в "ѕечках-лавочках" увлекались широким экраном и сверхкрупными планами, специально выдел€ли и укрупн€ли в лице человека как бы центральную "зону общени€" и мимической выразительности-глаза, губы. Ќаверное, юмор есть первое свойство актерской игры Ўукшина в "ѕечках-лавочках". » еще тонка€, просто филигранна€, изысканна€ отделка роли". ќднако публика, в отличие от критики, прин€ла этот фильм достаточно сдержанно.

¬ конце 1972 года Ўукшин перешел со студии имени √орького на "ћосфильм". —делано это было по одной причине: на "ћосфильме" ему пообещали помочь в осуществлении его давнего замысла - постановки фильма о —тепане –азине. —. Ѕондарчук вспоминал: "Ўукшин перешел в ѕервое творческое объединение киностудии "ћосфильм", художественным руководителем которого € €вл€юсь, когда уже был написан сценарий "я пришел дать вам волю" - о —тепане –азине. ћне казалось, что на студии детских фильмов имени √орького картину по этому сценарию будет трудно поставить. Ўукшину нелегко там работалось. ќн и сам говорил об этом. » переход его на "ћосфильм" был внутренне предрешен".

ќднако и здесь ситуаци€ с "–азиным" оказалась достаточно сложной. –уководители "ћосфильма" отделывались расплывчатыми обещани€ми и конкретных сроков постановки Ўукшину не называли. ≈му даже пришлось искать помощи в ÷   ѕ——, но и там ответ был туманный: "ћы постараемс€ разобратьс€..."

“ем временем, пока в ÷  разбирались, Ўукшин приступил к съемкам очередной своей картины - " алина красна€". –абота над ней началась весной 1973 года в ¬ологодской области, под Ѕелозерском.  ак и в "ѕечках-лавочках", Ўукшин в этой картине выступил в трех ипостас€х: режиссер, сценарист и исполнитель главной роли. Ќа встрече со зрител€ми в Ѕелозерске той же весной Ўукшин так объ€сн€л замысел фильма: "Ёта картина будет поближе к драме. ќна - об уголовнике. ”головник... Ќу, какого плана уголовник? Ќе из любви к делу, а по какому-то, так сказать, стечению обсто€тельств житейских...

≈му (≈гору ѕрокудину) уже, в общем, сорок лет, а просвета никакого в жизни нет. Ќо душа-то у него восстает против этого образа жизни. ќн не склонен быть жестоким человеком... » вот, собственно, на этом этапе мы и застаем нашего геро€ - когда он в последний раз выходит из тюрьмы. » оп€ть перед ним целый мир, цела€ жизнь".

«аключительна€ часть работы над картиной совпала у Ўукшина с обострением €звенной болезни. ¬споминает ¬. ‘омин: "я сам своими глазами видел, как буквально умирал, та€л на глазах Ўукшин, сбежавший из больницы, чтобы исполнить нав€занные "исправлени€" и тем самым спасти картину от худшего. " алина красна€" была уже вс€ порезана, а самому автору надо было немедленно возвращатьс€ в больницу. Ќо он бо€лс€ оставить фильм в "разобранном" виде, чтобы как-то "зализать", компенсировать нанесенные раны, хотел сам осуществить чистовую перезапись. —мены в тон-студии казались нескончаемыми - по двенадцать и более часов в сутки. Ќо буквально через каждые два-три часа у ¬асили€ ћакаровича начиналс€ очередной приступ терзавшей его болезни. ќн становилс€ бледным, а потом и белым как полотно, сжималс€ в комок и ложилс€ вниз лицом пр€мо на стуль€. » так лежал неподвижно и страшно, пока боль не отступала. ќн стесн€лс€ показать свою слабость, и его помощники, зна€ это, обычно уходили из павильона, оставл€€ его одного. “ушили свет и уходили.

—идели в курилке молча. ѕроходило минут двадцать-тридцать. »з павильона выходил Ўукшин. ¬се еще бледный как смерть. ѕошатыва€сь.  ак-то виновато улыба€сь. “оже курил вместе со всеми. ѕыталс€ даже шутить, чтобы как-то подн€ть настроение. ѕотом все шли в павильон. » снова приступ..."

‘ильм " алина красна€" вышел на экраны страны в 1974 году и буквально потр€с зрителей. Ѕез преувеличени€ можно было сказать, что ничего подобного в отечественном кинематографе еще не было. –ассказывает —. Ѕондарчук: "ѕомню один из первых просмотров фильма. Ёто было в √осплане ———–. “ак случилось, что до последней минуты мы не знали, будем показывать фильм или нет. ¬се были очень напр€жены, особенно Ўукшин. ѕросмотр все-таки состо€лс€.  огда фильм окончилс€, зрители аплодировали и на глазах у многих были слезы, Ўукшин все повтор€л мне: "“ы видишь, им понравилось!" ќн ликовал".

Ќа VII ¬сесоюзном кинофестивале в Ѕаку в апреле 1974 года " алина красна€" была награждена главным призом - первый случай в практике проведени€ отечественных кинофорумов. ѕричем жюри специально оговорило свое решение: "ќтмеча€ самобытный, €ркий талант писател€, режиссера и актера ¬асили€ Ўукшина, главна€ преми€ фестивал€ присуждена фильму киностудии "ћосфильм" " алина красна€".

 роме этой награды, фильм в дальнейшем соберет и целый букет других: приз польских критиков "¬аршавска€ сирена-73", приз фестивал€ в «ападном Ѕерлине и приз ‘≈—“-75 в ёгославии.

ѕоследний год жизни Ўукшина складывалс€ дл€ него на редкость удачно как в плане творческом, так и личном. ¬ 1973 году вместе с семьей он наконец переехал из тесной комнатки на ѕере€славской улице в новую квартиру на улице Ѕочкова. ¬ свет выходит новый сборник его рассказов "’арактеры", который тут же становитс€ главным событием в прозе и предметом острейших дискуссий. ¬ Ѕольшом драматическом театре √. “овстоногов решаетс€ ставить спектакль по пьесе Ўукшина "Ёнергичные люди". (Ёто было первое сотрудничество Ўукшина с театром - до этого он театр не любил, унаследовав эту нелюбовь от своего учител€ ћ. –омма.) √енеральна€ репетици€ спектакл€ состо€лась в июне 1974 года с участием Ўукшина и произвела на него прекрасное впечатление.

», наконец, он ни на день не забывал о своей давней мечте - поставить фильм о —тепане –азине. Ќесмотр€ на то что съемки его все врем€ отодвигались на неопределенное врем€, надежды сн€ть его он не тер€л. —вое твердое обещание помочь ему в этом деле дал —. Ѕондарчук, но взамен этой помощи он уговорил Ўукшина сн€тьс€ в его новой картине - "ќни сражались за –одину". Ўукшину в нем предсто€ло сыграть роль бронебойщика Ћопахина. —ъемки должны были проходить в августе - окт€бре 1974 года на ƒону. “ак как эти мес€цы оказались последними в жизни ¬. Ўукшина, стоит остановитьс€ на них подробнее.

4 сент€бр€ в "Ћитературной газете" был опубликован рассказ Ўукшина " л€уза", который вызвал огромный интерес у читателей (его читал даже сам Ћ. Ѕрежнев) и жаркие дискуссии. ќ чем говорилось в этом очерке? Ўукшин описывал в нем действительный случай, который произошел с ним несколько лет назад. ќ сути его рассказывает —. Ѕондарчук: "∆енщина-вахтер нагло оскорбл€ла Ўукшина при дет€х и посторонних люд€х. —начала она не хотела пускать к нему в больницу дочерей, отговарива€сь обычным "не положено", хот€ к другим больным детей пропустили.  то-то посоветовал ему "дать ей полтинник". Ќо он не мог бы никогда "дать". Ќе умел. Ќесколько часов спуст€ та же женщина не пустила к нему писателей, приехавших в ћоскву специально дл€ делового разговора с ним. ќголтелое хамство вахтерши, которой он ничего плохого не сделал, поразило его. » Ўукшин в больничной одежде и тапочках ушел из больницы, несмотр€ на то что на дворе был декабрь и что врачи поставили ему диагноз "остра€ пневмони€".

 огда рассказ был опубликован, Ўукшин получил письмо от врачей этой больницы, которые писали, что он, "оболгав" их персонал, тем самым опорочил всех работников медицины. Ўукшин растер€лс€. ќн не знал, что делать. » мы не знали, как ему помочь. Ёто был период отча€ни€, который он не мог вынести..."

ѕочти весь сент€брь Ўукшин находилс€ на ƒону, в районе поселка  летска€, на съемках фильма "ќни сражались за –одину". √рафик съемок был настолько плотным, что Ўукшин даже не смог выбратьс€ в ћоскву 1 сент€бр€, чтобы проводить дочку ћашу в первый класс. Ћишь несколько раз он уезжал оттуда: во второй половине мес€ца в столицу, где начиналс€ подготовительный период фильма "—тепан –азин", и в Ћенинград, на съемки эпизода в картине √. ѕанфилова "ѕрошу слова" (эпизод снимали 18 сент€бр€, Ўукшин играл в нем провинциального драматурга ‘едора).

  началу окт€бр€ Ўукшин практически полностью завершил роль Ћопахина, и ему оставалось отсн€тьс€ в последнем эпизоде. 4 окт€бр€ он должен был вернутьс€ в ћоскву.

ё. Ќикулин вспоминал: "”дивительное совпадение. «а день до смерти ¬асилий ћакарович сидел в гримерной, ожида€, когда мастер-гример начнет работать. ќн вз€л булавку, опустил ее в баночку с красным гримом и стал рисовать что-то, чертить на обратной стороне пачки сигарет "Ўипка". —идевший р€дом Ѕурков спросил:

- „то ты рисуешь?

- ƒа вот видишь, - ответил Ўукшин, показыва€, - вот горы, небо, дождь, ну, в общем, похороны...

Ѕурков обругал его, вырвал пачку и спр€тал в карман. “ак до сих пор он и хранит у себ€ эту пачку сигарет с рисунком ¬асили€ ћакаровича".

Ќесмотр€ на этот мистический эпизод, Ўукшин 1 окт€бр€ был в нормальном состо€нии, внешне выгл€дел хорошо. ¬ тот день он позвонил с почты поселка  летска€ домой в ћоскву, интересовалс€ делами дочерей (ћаша тогда ходила в первый класс, ќл€ - в детсад). ∆ены дома не было, так как еще 22 сент€бр€ она улетела на кинофестиваль в ¬арну. ѕосле звонка домой Ўукшин вместе с Ѕурковым сходил в баню, потом вернулс€ на теплоход "ƒунай" (там жили все артисты, снимавшиес€ в фильме). «атем до глубокой ночи смотрели по телевизору хоккейный матч ———– -  анада. ѕо его окончании разошлись по своим каютам. Ќо Ѕуркову почему-то не спалось. „аса в 4 утра он вышел из каюты и в коридоре увидел Ўукшина. “от держалс€ за сердце и стонал. "¬алидол не помогает, - пожаловалс€ он. - Ќет у теб€ чего-нибудь покрепче?" ‘ельдшерицы той ночью на теплоходе не было (она уехала на свадьбу), но Ѕурков знал, что у кого-то из артистов есть капли «еленина. ќн сходил и принес их Ўукшину. “от выпил их без меры, запил водой и ушел к себе в каюту. ѕосле этого прошло еще несколько часов. „асов в дев€ть утра Ѕурков вновь вышел в коридор с твердым намерением разбудить Ўукшина (именно он делал это ежедневно).

√. Ѕурков так рассказывал об этом: "я постучалс€ к Ўукшину. ƒверь была не заперта. Ќо € не вошел, а от двери увидел... рука, мне показалось, как-то... я чего-то испугалс€. ќкликнул его. ≈му же на съемку было пора вставать. ќн не отозвалс€. Ќу, думаю, пусть поспит. ќп€ть всю ночь писал.

я пошел по коридору и столкнулс€ с √убенко. "Ќиколай, - попросил €, - загл€ни к ¬асе, ему скоро на съемку, а он чего-то не встает..."

ќн к нему вошел. —тал тр€сти за плечо, рука как нежива€... потрогал пульс, а его нет. Ўукшин умер во сне. "ќт сердечной недостаточности", - сказали врачи. я думаю, они его убили.  то они? Ћюди - людишки нашей системы, про кого он нередко писал. Ќу, не кресть€не же, а городские прохиндеи... сволочи-чинуши..."

“ело Ўукшина в тот же день доставили в ¬олгоград, где врач сделал вскрытие в присутствии студентов. ƒиагноз-сердечна€ недостаточность. »з ¬олгограда цинковый гроб на военном самолете доставили в ћоскву. √роб был упакован в громадный дерев€нный €щик с четырьм€ ручками. ≈го сопровождали Ѕондарчук, Ѕурков, √убенко, “ихонов, оператор ёсов, другие участники съемочного коллектива. “ело Ўукшина привезли в морг »нститута —клифосовского. ќднако там отказались делать повторное вскрытие, мотивиру€ это тем, что одно вскрытие уже было произведено. «атем началась длинна€ эпопе€ с устройством похорон. ћать Ўукшина ћари€ —ергеевна хотела увезти тело сына на родину, в —ростки, и там похоронить. Ќо ее уговорили оставить его в ћоскве. ћестом захоронени€ первоначально было определено ¬веденское кладбище. “ам уже приготовили могилу, однако Ўукшин в нее так и не лег (в феврале 1975 года в ней похоронили знаменитого боксера ¬. ѕопенченко). ƒело в том, что в день похорон Ѕондарчук лично отправилс€ в ћоссовет и стал требовать, чтобы Ўукшина похоронили на Ќоводевичьем кладбище. ƒело тогда дошло до самого ѕредседател€ —овета ћинистров ———– ј.  осыгина. "Ёто тот Ўукшин, который о больнице написал?"- спросил он, име€ в виду статью " л€уза" в "Ћитературной газете". Ѕрежнев в тот момент находилс€ в √ƒ–, и  осыгин вз€л ответственность за решение этой проблемы на себ€. ¬ конце концов вопрос с Ќоводевичьим решилс€ положительно.

¬ тот день таксисты ћосквы решили, как один, колонной проехать мимо ƒома кино, где проходила панихида, и клаксонами подать сигнал печали. ќднако сделать это им не позволили. ¬ —оюзе кинематографистов узнали об их инициативе и тут же св€зались с  √Ѕ. —разу после этого по всем таксомоторным паркам последовало распор€жение задержать выезд машин в город.

¬споминает Ё.  лимов: "ћы приехали с Ћарисой Ўепитько в ƒом кино, где шло прощание. √роб на постаменте. ќкеан слез. —мен€лс€ через каждые несколько минут траурный караул. » мы готовимс€ надеть эти жуткие пов€зки. » в этот момент мен€ берет за рукав некто  и€щенко. Ѕыл такой редактор в √оскино, возглавл€л куст исторического фильма. » он ко мне так приникает и шепчет: "ћы тут посоветовались, - а гроб р€дом стоит, в двух шагах, - что "–азина", Ёлем √ерманович, вам надо делать. ¬ ÷  мы уже проконсультировались..." ћен€ будто током ударило! –азворачиваюсь - пришиб бы его, наверное, на месте. Ћариса успела мен€ схватить: "“ы что?! «десь..."

 огда гроб выносили из ƒома кино, еще не знали даже, где хоронить придетс€. Ќа госнебесах еще решали, чего ¬ас€ достоин, чего не достоин. ѕронесс€ слух: на Ќемецком! ¬ последнюю минуту принесли другую весть: разрешили на Ќоводевичьем..."

¬споминает ј. «аболоцкий: "  концу панихиды ћари€ —ергеевна (мать ¬. Ўукшина) просит мен€ вытащить из гроба калину, от нее сырости много - ее действительно много нанесли, - и €, убира€ маленькие веточки, под белым покрывалом нащупал много крестиков, иконок и узелков... ћного прошло возле гроба росси€н, и они положили заветное Ўукшину в гроб. ≈го хоронили как христианина. ¬о врем€ последнего прощани€ родных Ћиди€ ‘едосеева отдала мне скомканную пр€дь его волос, ничего не сказала. я опустил в гроб и эти волосы (а может, по ним-то можно было определить, от какой же "интоксикации" наступила смерть. ¬едь говорил же врач в ¬олгограде: смерть от интоксикации кофейной или табачной).

≈ще помню четко: когда несли гроб уже после прощального митинга на кладбище к месту захоронени€, сбоку, через нагромождени€ могил, пробиралс€ рысцой испуганный директор студии имени √орького √ригорий Ѕритиков. ќн походил на возбужденного школьника, совершившего шалость. » мне вдруг вспомнились слова ћакарыча на кухне: "Ќу мне конец, € расшифровалс€ √ригорию. я ему о геноциде против –оссии все свои думы выговорил".

ѕосле смерти Ўукшина в народе внезапно поползли слухи о том, что умер он не естественной смертью - мол, ему помогли это сделать. Ёти слухи циркулировали даже в кинематографической среде: сам Ѕондарчук однажды призналс€, что какое-то врем€ считал, что Ўукшина отравили. Ќо эти слухи никакого реального подтверждени€ так и не нашли. » вот в наши дни о них заговорили вновь. ¬от несколько публикаций.

Ћ. ‘едосеева-Ўукшина: "я уверена: в ту ночь произошло убийство. „его ¬ас€ и бо€лс€ последнее врем€. ќн показывал мне список своих родственников, которые умерли насильственной смертью. Ѕо€лс€, что разделит их участь. ѕредчувствие было. (—огласно этому списку, в разное врем€ погибли: отец, семь д€дьев и два двоюродных брата Ўукшина.} "√осподи, дай скорее вернутьс€ со съемок! ƒай бог, чтоб ничего не случилось!" —лучилось.

 огда на разных уровн€х за€вл€ют, что не выдержало больное сердце Ўукшина, мне становитс€ больно. ¬ас€ никогда не жаловалс€ на сердце. ћама мо€ в тот год сказала: "¬ас€, ты такой красивый!" - "Ёто полынь! - ответил он. - я такой же крепкий, такой здоровый, что полынь степна€".

ќн чувствовал себ€ прекрасно, несмотр€ на безумные съемки, ужасную войну, которую снимал Ѕондарчук.

 ак раз перед съемками "ќни сражались за –одину" Ѕондарчук устроил его на обследование в самую лучшую цековскую больницу. ¬рачи не нашли никаких проблем с сердцем. ” мен€ до сих пор хран€тс€ кардиограммы. “ам все слава богу.

√овор€т, что умер оттого, что много пил. ≈рунда! ¬ас€ не брал в рот ни капли почти восемь лет."

„то странно: ни —ергей ‘едорович Ѕондарчук, ни √еоргий Ѕурков, ни Ќиколай √убенко, ёрий ¬ладимирович Ќикулин, ни ¬€чеслав “ихонов - ни один человек так и не встретилс€ со мной позже, не поговорил откровенно о той ночи. я так наде€лась узнать именно от них, что же случилось на самом деле..."

Ќ. ƒранников, председатель ¬олгоградского филиала ÷ентра ¬.ћ. Ўукшина, житель станицы  летской: "¬ станице до сих пор ход€т разные толки. » поводы дл€ этого есть. ≈ще жива ≈вгени€ яковлевна ѕлатонова, партизанка, жена √еро€ —оветского —оюза ¬енедикта ѕлатонова. ≈е брали пон€той. ≈вгени€ яковлевна рассказывает, что, когда они приехали на "ƒунай", все в каюте было разбросано. Ѕудто кто-то что-то искал. ј сам Ўукшин лежал скорчившись. Ёто никак не в€жетс€ с фотографией криминалистов, где ¬асилий ћакарович лежит в ухоженной каюте, прикрытый оде€лом, словно спит.

ј еще вызывают подозрение у станичников чистые сапоги. «ачем ему надо было мыть кирзачи? ¬едь назавтра вновь с утра на съемку.  то и что смыл с его сапог, гадают наши казаки".

ј. ¬анин: "≈сть, есть тайна в смерти Ўукшина. ƒумаю, многое мог бы поведать ∆ора Ѕурков. Ќо он унес тайну в могилу. Ќа чем основаны мои подозрени€? –аз двадцать мы приглашали ∆ору в мастерскую скульптора —лавы  лыкова, чтоб откровенно поговорить о последних дн€х Ўукшина. ∆ора жил р€дышком. ќн всегда соглашалс€, но ни разу не пришел. » еще факт. Ќа вечерах пам€ти Ўукшина Ѕурков обычно напивалс€ вусмерть. ќднажды € одевал, умывал его, чтоб вывести на сцену в божеском виде. “от хотел послать мен€ подальше. я ответил: "∆ора, не забывай про мои кулаки!" » тогда пь€ный Ѕурков понес такое, что мне стало страшно и еще больше насторожило..."

„то именно "понес" Ѕурков, ¬анин не сообщает, однако завесу тайны над этим приподнимает актер ј. ѕанкратов-„ерный. ¬от его слова:

"∆ора Ѕурков говорил мне, что он не верит в то, что Ўукшин умер своей смертью. ¬асилий ћакарович и ∆ора в эту ночь сто€ли на палубе, разговаривали, и так получилось, что после этого разговора Ўукшин прожил всего п€тнадцать минут. ¬асилий ћакарович ушел к себе в каюту веселым, жизнерадостным, сказал Ѕуркову: "Ќу теб€, ∆орка, к черту! ѕойду попишу". ѕотом Ѕурков рассказывал, что в каюте чувствовалс€ запах корицы - запах, который бывает, когда пускают "инфарктный" газ. Ўукшин не кричал, а его рукописи - когда его не стало - были разбросаны по каюте. ѕричем уже было прохладно, и, вернувшись в каюту, ему надо было сн€ть шинель, галифе, сапоги, гимнастерку... ¬асили€ ћакаровича нашли в нижнем белье, в кальсонах солдатских, он лежал на кровати, только ноги на полу. я видел эти фотографии в музее киностудии имени √орького. Ќо почему рукописи разбросаны? —квозн€ка не могло быть, окна были задраены. ∆ора говорил, что Ўукшин был очень аккуратным человеком. ƒа и Ћиди€ Ќиколаевна ‘едосеева-Ўукшина рассказывала о том, что, когда они жили в однокомнатной квартире, было двое детей, теснота, поэтому все было распределено по своим местам - машинка печатна€, рукописи и так далее. ј когда дети спали, курить было нельз€, и Ўукшин выходил в туалет, клал досочку на колени, на нее тетрадку и писал. –азбросанные по полу каюты рукописи - не в стиле Ўукшина, не в его привычках: кто-то копалс€, что-то искали.

“акими были подозрени€ Ѕуркова. Ќо ∆ора побаивалс€ при жизни об этом говорить, поделилс€ об этом со мной как с другом и сказал: "—ан€, если € умру, тогда можешь сказать об этом, не раньше".

¬от любопытный список примет, которые сопутствовали смерти ¬. Ўукшина:

Ћетом 1972 года дочки Ўукшина гостили у бабушки под Ћенинградом. “есть поймал в лесу зайчонка, и к осени они привезли его с собой в ћоскву. «а€ц подрос, бешено кидалс€ на стены, шторы. ѕришлось сдать его в ”голок ƒурова.  огда Ћиди€ Ќиколаевна рассказала про "живую игрушку" ћарии —ергеевне Ўукшиной, та запричитала: "ќй, Ћида, притащить из леса живого зайца - к смерти!"

‘едосеевой-Ўукшиной вручили сценарий фильма "ќни сражались за –одину", в котором ей предсто€ло сыграть одну из ролей. » вы€снилось, что сыграть ей предстоит... вдову. » это при живом-то муже! "ƒа ты играй не вдову, а женщину", -успокаивал ее Ўукшин. ”вы, роль оказалась пророческой.

¬ тот последний вечер 1 окт€бр€ с почты Ўукшин с друзь€ми отправилс€ в баню к станичнику «ахарову. » надо же! ¬ъезжа€ во двор, задавили любимого кота хоз€ина. Ўукшин, никогда прежде не замеченный в суеверии, почему-то расстроилс€: "Ёто к несчастью!" » через несколько часов его настигла смерть...

кн. «вездные трагедии: загадки, судьбы и гибели. —.45-73

Ѕольшое спасибо
ѕашка 22.02.2006 02:19:52
’очу сказать огромное спасибо за представленный материал. ¬сЄ изложено просто великолепно. ƒействительно при€тно видеть, что такие люди не остаютс€ незамеченными. ћне очень понравилась биографи€ Ўукшина, еЄ изложение и авторский стиль. —пасибо!!!

¬от эта жизнь
Kolt 05.04.2006 12:33:39
¬от так жизнь у Ўукшина € аш ќхр*нел. ј смерть кошки и правда дурна€ примета

гений и кгб
IL' da Booza 07.04.2008 04:10:50
он был гением. причем об этом меперь мало кто знает. из этой статьи € пон€л, что к его убийству причастно "государство".

ћо€ Ћюбовь
¬енера 18.07.2008 12:17:47
я из Ѕолгарии и слишком молодa€, чтобы знать и любить Ўукшинa-, но точно так это. ћой отец имел книгу рассказов, " алина  расна€", единственнa€, что былo возможно найти от его- было достаточно.

ћое сердце ушло, уведенное с первыми предложени€ми "—елских людeй" Ўукшина. Ёто было написано за тридцать лет до того, кoгдa € читалa это, но € былa их, в российской деревне с людьми ..., кoтоpыe были так подобни болгарским деревенским люд€м...

—егодн€ вечером € смотрелa " алина  расна€", € виделa Ўукшинa. Ёто очень редkий талант, быть в состо€нии писать настолько простой, но настолько мощный и верный, что, как только люди читают это, они никогда не могyт забыть снова. –оберт Ѕернс мог это, Ќикола ¬апцаров мог сделать это также (болгарский поэт) и Ўукшин могyл.. я пропускаю его власть выразить только насколько € ЋёЅЋё и восхищаюсь им. ¬озможно это кажетс€ слишком сильным - но те - эмоции, которые этот исключительный человек вызвал. я люблю тeбe, ¬асилий Ўукшин.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ѕокоритель полюсов
ѕосетило:11284
–уаль јмундсен
√итарист легендарной Queen
ѕосетило:11003
Ѕрайан ћэй
јнна ÷уканова- отт. Ѕиографи€
ѕосетило:10595
јнна ÷уканова- отт

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru