Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

¬асилий Ўукшин

   /   

Vasiliy Shukshin

   /
             
‘отографи€ ¬асилий Ўукшин (photo Vasiliy Shukshin)
   

ƒень рождени€: 25.07.1929 года
ћесто рождени€: с. —ростки, , ¬олгоградска€ ,———–
ƒата смерти: 02.10.1974 года
ћесто смерти: станица  летска€, , ¬олгоградска€, ———–
¬озраст: 45 лет

√ражданство: ———–
—оцсети:


 ратка€ истори€ ¬асили€ Ўукшина

—ценарист, актер, режиссер

«аслуженный де€тель искусств –—‘—– (1969).
Ћауреат √осударственной премии ———– (1971, за роль ¬асили€ „ерныха в фильме "” озера").
Ћауреат √осударственной премии –—‘—– имени братьев ¬асильевых (1967, за сценарий и режиссуру фильма "¬аш сын и брат").
Ћучший актер 1974 года по опросу журнала "—оветский экран".
Ћауреат Ћенинской премии (1976, посмертно).

17.12.2006

ƒетство

¬асилий Ўукшин родилс€ в селе —ростки Ѕийского района јлтайского кра€ в кресть€нской семье. ≈го родители были уроженцами той же местности и по социальному положению считались кресть€нами-единоличниками, или середн€ками.  огда в 1930 году началась сплошна€ коллективизаци€, их заставили вступить в колхоз. √лава семьи - ћакар Ћеонтьевич Ўукшин - стал работать механизатором на молотилках, в деревне пользовалс€ заслуженным уважением. ќднако в дальнейшем это не спасло его от репрессий: в 1933 году ћакара Ћеонтьевича арестовали.

¬ 22 года мать, ћари€ —ергеевна, осталась без кормильца с двум€ малолетками на руках. √лухое отча€ние наводило на страшные мысли: отравить себ€ и детей. ѕомощи ждать было неоткуда. ” сестер своих детей семеро по лавкам. —удьба уберегла от греха. «атем пришло трезвое осознание того, что надо жить, если не ради себ€, то хот€ бы ради детей. » вскоре ћари€ —ергеевна вышла замуж повторно, за односельчанина ѕавла  уксина.

ћогила ¬асили€ Ўукшина
ћогила ¬асили€ Ўукшина

ќтчима своего ѕавла  уксина ¬асилий Ўукшин позже вспоминал как человека редкой доброты. ∆енилс€ он по любви. ј как иначе? ¬едь вдовую вз€л, да с двум€ детьми. » только начала налаживатьс€ жизнь, как гр€нула война народна€. "¬торой отец" Ўукшина ушел на фронт, а через год принесли похоронку.

“ак и стал тринадцатилетний ¬асилий ћакарович главным мужчиной и кормильцем в доме. ѕо воспоминани€м очевидцев, Ўукшин рос мальчишкой замкнутым, что называетс€, "себе на уме". ¬ общении со сверстниками он держал себ€ строго и требовал, чтобы те называли его не ¬асей, а ¬асилием. “е, естественно, не понимали подобных просьб и частенько насмехались над товарищем. ¬ таких случа€х Ўукшин поступал соответственно своему характеру - убегал в протоки  атуни и скрывалс€ на ее островах по несколько дней.

 адр из фильма
 адр из фильма " алина красна€" »ван –ыжов, ¬асилий Ўукшин, Ћиди€ ‘едосеева-Ўукшина, ћари€ —кворцова

Ћет в п€тнадцать к ¬асилию пришла перва€ любовь. Ёто была четырнадцатилетн€€ девочка из их села ћаша Ўумска€.  ак и все деревенские пары, они сидели на лавочке до рассвета, гул€ли по берегу, мечтали... ќн провожал ее с тырла.

"—ейчас пишут, что тырло - это посиделки, - вспоминает ћари€ »вановна. - ј это ведь не так... ћесто такое было: где сейчас музей в —ростках, и от него переулок к клубу. “ам и собиралась молодежь, гармонист играл, девушки пели частушки, пл€сали... ¬от это и называлось тырло".

¬асилий Ўукшин фотографи€
¬асилий Ўукшин фотографи€

"¬ люди"

¬ шестнадцать лет, окончив семь классов, Ўукшин уехал из —росток: хотел "выйти в люди". — 1945 по 1947 годы он училс€ в Ѕийском автомобильном техникуме (35 км от —росток), но закончить его он так и не сумел - чтобы прокормить семью, пришлось учебу бросить и устраиватьс€ на работу.

¬асилий Ўукшин фотографи€
¬асилий Ўукшин фотографи€

ѕервым местом работы Ўукшина стал трест "—оюзпроммеханизаци€", который относилс€ к московской конторе. ”строившись туда в 1947 году в качестве слесар€-такелажника, Ўукшин вскоре был направлен сначала на турбинный завод в  алугу, затем - на тракторный завод во ¬ладимир.

Ћучшие дн€

јнна ÷уканова- отт. Ѕиографи€
ѕосетило:10595
јнна ÷уканова- отт
„ико ‘римен. Ѕиографи€
ѕосетило:6966
„ико ‘римен
'„ерв€к' по имени ¬ин ƒизель
ѕосетило:6925
¬ин ƒизель

¬ апреле 1949 года последовала нова€ смена рабочего места - на этот раз его отправили на строительство электростанции на станцию ўербинка ћосковско- урской железной дороги. “ам он проработал несколько мес€цев, после чего попал на строительство железнодорожного моста на станции √олицыне. »менно там (в окт€бре) его и застала повестка из военкомата о призыве на действительную военную службу.

ќкончив учебку по специальности радиста, Ўукшин в 1950 году попал в одну из частей „ерноморского флота, дислоцированную в —евастополе. ¬о врем€ службы ¬асилий с ћашей писали друг другу чуть не каждый день. » многие тогда им завидовалиЕ

¬асилий Ўукшин фотографи€
¬асилий Ўукшин фотографи€

ќднако прослужить "от звонка до звонка" Ўукшину не удалось - в 1953 году у него обнаружилась €звенна€ болезнь желудка. ѕо рассказам самого Ўукшина, ему стало плохо пр€мо на палубе. ≈го скрутила така€ адска€ боль, что он едва не потер€л сознание. ¬ид€ это, врач приказал нескольким матросам срочно доставить его на берег. ј на море в это врем€ разыгралс€ шторм. Ќо иного выхода не было, и Ўукшина положили в шлюпку. ѕозже ¬. Ўукшин так вспоминал об этом: "¬от так раз - и вверх, а потом вниз проваливаешьс€. ј боль - пр€мо на крик кричал: "–еб€та, реб€та, довезите!" —тыдно, плачу, а не могу, кричу. ј они гребут. Ќе смотр€т на мен€, гребут. ƒовезли".

¬скоре медицинска€ комисси€ √лавного военного госпитал€ „ерноморского флота комиссовала Ўукшина.

¬озвращение в родные пенаты

ѕосле возвращени€ в 1953 году в родные —ростки, ¬асилий и ћари€ сыграли свадьбу. ћари€ »вановна говорит, что это было самое счастливое врем€. ¬асилий экстерном сдал экзамены за 10 классов и поступил на работу в школу сельской молодежи в качестве учител€ 5-7-х классов (преподавал русский €зык и литературу) и одновременно директора.

ќднако проучительствовал он недолго. ѕоступил было в автомобильный техникум, но вскоре пон€л, что и это не его стез€ - поршни и цилиндры вгон€ли его в тоску. “е же чувства он испытал, когда устроилс€ работать инструктором Ѕийского райкома партии. » вот тогда Ўукшин решил отправитьс€ в ћоскву, поступать на сценарный факультет ¬√» а.

ћари€ не преп€тствовала мужу, поскольку видела, что тот просто бредил ћосквой. ѕоддержала сына и мать ћари€ —ергеевна, более того, сделала все, что могла - продала корову и вырученные деньги отдала сыну.

¬ 1955 году ¬асилий отправилс€ покор€ть ћоскву, а ћари€ поехала в Ќовосибирск, поступать в пединститутЕ

ѕоступление во ¬√» 

ѕрид€ на сценарный факультет ¬√» а, Ўукшин представил на суд экзаменаторов свои рассказы, которые были записаны в толстую амбарную тетрадь. “ак как почерк у Ўукшина был очень мелкий, а тетрадь была очень толста€, девушки в приемной комиссии читать написанное поленились, решив про себ€, что этот абитуриент типичный графоман. ќднако, чтобы не обижать его, решили посоветовать: "” вас фактурна€ внешность, идите на актерский". ¬от что рассказывал бывший сокурсник Ўукшина кинорежиссер ј. ћитта: "“ут от студентов Ўукшин узнал, что есть еще и режиссерский факультет. ј он пон€ти€ не имел, что есть така€ професси€ - режиссер. ƒумал, что дл€ постановки фильма собираютс€ артисты и договариваютс€ между собой, как снимать. ќказалось, что режиссер - хоз€ин картины, главный человек. “огда он подал на режиссерский.

¬гиковские педагоги бо€лись его брать. ќн был правдолюбец, совершенно не понимал, что можно говорить, чего нельз€. ѕедагоги опасались, что он всех перебаламутит и их из-за него выгон€т с работы. Ќо в него поверил ћихаил –омм...

√овор€т, что на экзамене ћ.». –омм попросил Ўукшина:

- –асскажите мне о ѕьере Ѕезухове.

- я "¬ойну и мир" не читал, - простодушно сказал Ўукшин. - “олста€ книжка, времени не было.

- ¬ы, что же, толстых книг никогда не читали? - удивилс€ –омм.

- ќдну прочел, - сказал Ўукшин. - "ћартин »ден". ’ороша€ книжка. –омм возмутилс€:

-  ак же вы работали директором школы? ¬ы же некультурный человек! ј еще режиссером хотите стать!

» тут Ўукшин взорвалс€:

- ј что такое директор школы? ƒрова достань, напили, наколи, сложи, чтобы детишки не замерзли зимой. ”чебники достань, керосин добудь, учителей найди. ј машина одна в деревне - на четырех копытах и с хвостом... ј то и на собственном горбу...  уда уж тут книжки толстые читать...

¬√» овские бабки были счастливы - нагрубил –омму, сейчас его выгон€т. ј мудрый –омм за€вил: "“олько очень талантливый человек может иметь такие нетрадиционные взгл€ды. я ставлю ему п€терку".

–асставание с первой женой

ѕоступив во ¬√» , Ўукшин поселилс€ в общежитии института на “рифоновской улице. ј в 1957 году вскоре в —ростки пришло письмо. ¬асилий писал матери, мол, так и так, полюбил другую женщину, с ћарией буду разводитьс€. —ельский почтальон по ошибке передал письмо Ўумским. “есть, »ван —тепанович, поехал в ћоскву. ѕоговорил с з€тем по душам. ѕригрозил, что убьет, если тот не вернетс€ к его дочери. Ќо у Ўукшина уже была друга€ подруга жизни...

Ќо ћари€ ни когда не держала на него зла. ”же гораздо позже, после его смерти она скажет: "ѕочему-то € всегда о нем помнила. »ногда глаза закрою, а он у мен€ в глазах стоит. » даже с открытыми глазами € все равно его вижу - молодого, веселого... » чем это объ€снить, даже не знаю".

ћари€ »вановна так и осталась жить в селе и работать учительницейЕ

ѕервые роли в кино

¬ 1956 году состо€лс€ дебют Ўукшина в кино: в фильме —. √ерасимова "“ихий ƒон" (втора€ сери€) он сыграл в крошечном эпизоде - изобразил выгл€дывающего из-за плетн€ матроса. — этого матроса и началась кинематографическа€ судьба Ўукшина-актера.

Ћетом следующего года Ўукшин оказалс€ на практике в ќдессе и совершенно внезапно получил приглашение от режиссера ћарлена ’уциева сыграть главную роль в его фильме "ƒва ‘едора".

‘ильм "ƒва ‘едора" вышел на экраны страны в 1959 году, и его премьера состо€лась в столичном ƒоме кино на улице ¬оровского. ѕричем Ўукшин это торжественное меропри€тие едва не пропустил. Ќакануне он выпил лишнего, устроил скандал в общественном месте, и его задержала милици€.  огда об этом узнал ’уциев, он тут же бросилс€ выручать Ўукшина. ќн приехал в отделение милиции и встретилс€ с его начальником. –азговор был долгим, и страж пор€дка долго не хотел идти навстречу режиссеру. ѕри этом его аргументы были довольно убедительными. "” нас перед законом все равны! - говорил он. - ј артисту тем более непозволительно вести себ€ подобным образом!"

» все же ’уциеву удалось уломать милиционера. —уд€ по всему, решающее значение имело то, что ’уциев пригласил начальника отделени€ на премьеру картины, пообещал устроить ему лучшие места в зале. “ак состо€лась премьера этого фильма. ќна оказалась очень успешной, и Ўукшина-актера заметили.

Ћитература

ѕараллельно с успехами в кино довольно успешно складывалась и литературна€ судьба Ўукшина. — третьего курса, по совету –омма, он стал рассылать свои рассказы по всем столичным редакци€м в надежде, что кака€-нибудь из них обратит внимание на его труды. » он не ошибс€. ¬ 1958 году в журнале "—мена" был опубликован его рассказ "ƒвое на телеге". ќднако эта публикаци€ прошла не замеченной ни критикой, ни читател€ми, и удрученный Ўукшин на врем€ перестал рассылать свои произведени€ по редакци€м.

Ќо уже в начале 60-х одно за другим стали выходить в свет литературные произведени€ Ўукшина. ’ронологи€ этих публикаций такова: рассказы "ѕравда", "—ветлые души", "—тепкина любовь" были напечатаны в журнале "ќкт€брь" - в є 3 за 1961 год; "Ёкзамен" - в є 1 за 1962-й; " оленчатые валы" и "Ћел€ —елезнева с факультета журналистики" - в є 5 за тот же год.

¬ 1963 году в издательстве "ћолода€ гварди€" вышел первый сборник ¬. Ўукшина под названием "—ельские жители". ¬ том же году в журнале "Ќовый мир" (є2) были напечатаны два его рассказа: " лассный водитель" и "√ринька ћалюгин" (цикл "ќни с  атуни").

 ино. Ќачало 60-х

¬ 1960 году ¬асилий Ўукшин окончил ¬√» . ≈го дипломна€ работа - короткометражный фильм "»з Ћеб€жьего сообщают" - осталась незамеченной. ‘ильм рассказывал об одном будничном рабочем дне сельского райкома партии в жаркий период летней страды. ѕосмотрев его, многие коллеги Ўукшина посчитали фильм несовременным, в какой-то мере даже скучным.

«ато актерска€ карьера Ўукшина в те годы складывалась гораздо успешнее, чем режиссерска€. ѕосле фильма "ƒва ‘едора" приглашени€ сниматьс€ посыпались на него со всех сторон. Ѕуквально за короткий период Ўукшин сн€лс€ в целом р€де картин: "«олотой эшелон" (1959), "ѕроста€ истори€" (1960), " огда деревь€ были большими", "јленка", "ћишка, —ерега и €" (все-1962), "ћы, двое мужчин" (1963) и др.

Ќа основе своих рассказов " лассный водитель" и "√ринька ћалюгин", опубликованных в 1963 году, Ўукшин вскоре написал сценарий своего первого полнометражного фильма "∆ивет такой парень". —ъемки картины начались летом того же года на јлтае.

Ќа главную роль - шофера ѕаши  олокольникова - Ўукшин пригласил своего однокурсника по учебе во ¬√» е Ћеонида  уравлева, которого он уже однажды снимал в своей дипломной работе "»з Ћеб€жьего сообщают". Ќа другие роли он пригласил р€д известных актеров, часть из которых согласилась работать с режиссером-дебютантом, часть - нет.

 артина "∆ивет такой парень" вышла на экраны страны в 1964 году и получила восторженные отклики публики. ’от€ сам Ўукшин был не слишком доволен его прокатной судьбой. ƒело в том, что фильм почему-то записали в разр€д комедий и, отправив в том же году на международный кинофестиваль в ¬енецию, выставили его на конкурс детских и юношеских фильмов. » хот€ картине присудили главный приз, Ўукшин таким поворотом событий был не удовлетворен. ≈му даже пришлось выступить на страницах журнала "»скусство кино" (є 9) с собственным по€снением к фильму. ¬от что он за€вил: "я очень серьезно понимаю комедию. ƒай нам бог побольше получить их от мастеров этого дела. Ќо в комедии, как € ее понимаю, кто-то должен быть смешон. √ерой прежде всего... √ерой нашего фильма не смешон".

¬иктори€ —офронова

¬ те же годы существенные изменени€ происходили и в личной жизни Ўукшина. ¬ 1963 году много говорили его романе с известной поэтессой Ѕеллой јхмадулиной, которую он даже сн€л в своей первой картине "∆ивет такой парень" (она сыграла журналистку). ќднако, через несколько мес€цев их роман благополучно завершилс€, и судьба свела Ўукшина с другой женщиной - ¬икторией —офроновой. Ѕыло ей в ту пору 33 года, она была разведена и трудилась редактором в журнале "ћосква".

¬стретились они в ÷ентральном доме литераторов на обсуждении его новой повести. ѕо окончании встречи ¬иктори€ вместе с друзь€ми отправилась в кафе. ќна вспоминает:

"«аказали столик, и вдруг туда же заходит Ўукшин. — Ѕеллой јхмадулиной. ” них тогда заканчивалс€ роман, и это был их прощальный вечер. — ними были еще јндрей “арковский с женой. —лучайно или нет, но мы оказались с Ўукшиным за столиками лицом к лицу. » весь вечер смотрели друг другу в глаза. ’от€ мне, в общем-то, несвойственна така€ смелость.

ѕотом он мен€ нашел. я тогда только развелась с мужем, детей не имела... ∆или мы вместе, но ¬ас€ часто был в разъездах, на съемках.  огда приезжал, к нам приходили его друзь€: оператор —аша —аранцев, ¬ас€ Ѕелов. ћы все спорили. я и мама защищали советскую власть, а ¬ас€ ругал. ” него же отец был репрессирован. » он вообще очень отличалс€ от всех. ¬ шкафу, например, у него сто€ла иконка.

я Ўукшина очень любила. ј он был ревнив. ќднажды даже подралс€ с —аранцевым из-за того, что тот, проща€сь, мен€ поцеловал.

ќднажды он позвал мен€ на родину, в —ростки. ћать и сестра ¬асили€ мне показались строгими, но хорошими. ƒо тех пор пока мы с Ўукшиным были вместе, они поддерживали со мной отношени€. ѕотом с ¬асей что-то произошло, он охладел. я пон€ла, что мы скоро расстанемс€. —казала об этом ему. » вскоре забеременела..."

¬идимо, перва€ серьезна€ трещина в их отношени€х произошла летом 1964 года, когда Ўукшин отправилс€ в —удак на съемки фильма " акое оно, море?" (режиссер Ё. Ѕочаров). » там судьба свела его с 26-летней киноактрисой Ћидией ‘едосеевой.

Ћиди€ ‘едосеева

 огда ‘едосеева узнала, что ее партнером по съемкам будет Ўукшин (он должен был сыграть роль бывшего уголовника, матроса ∆орку), она расстроилась. ¬ кинематографической среде ходили разговоры о пь€ных загулах этого человека, поэтому ничего хорошего от встречи с ним актриса не ждала. Ѕыл даже момент, когда она попросила режиссера подыскать, пока не поздно, замену Ўукшину, иначе они все с ним намаютс€. Ќо режиссер заверил ее, что все будет нормально.

ѕерва€ встреча Ўукшина и ‘едосеевой произошла в поезде по дороге в —удак. ќна ехала в одном купе со своей дочкой Ќастей и операторами картины.

Ћ. ‘едосеева вспоминает: "я потихоньку наблюдала за Ўукшиным: глаза у него зеленые - веселые, озорные и хулиганистые.  омпани€ оказалась на редкость при€тной, и € запела. » запела - " алину красную". ќн вдруг странно посмотрел на мен€ и подхватил...

 огда же все заснули, чувствую, как кто-то входит в купе. —мотрю - ¬ас€. “ихонько присаживаетс€ ко мне и говорит: "Ќу, давай, рассказывай о себе". ¬сю ночь мы проговорили.

 огда ехали в автобусе в —удак, остановились в лесочке. ѕомню, € перва€ вошла в автобус, а Ўукшин за мной и что-то под пиджаком держит. —прашиваю: зверька поймал? ј он мне - маленький букетик цветов. ѕотом узнала, что это были первые цветы, которые он подарил женщине. я долго хранила их".

ћежду тем 12 феврал€ 1965 года у ¬иктории —офроновой родилась девочка от Ўукшина. ≈е назвали  атей. „ерез несколько дней ¬икторию с ребенком выписали из роддома, и когда они вышли на улицу, там их уже дожидалс€ Ўукшин. Ќо радостной встречи не получилось. ¬иктори€ уже знала, что ее любимый встречаетс€ с другой женщиной, и тут же потребовала от него сделать окончательный выбор. Ќо ничего вразумительного Ўукшин ей сказать так и не смог. » она его выгнала. » хот€ он и после этого продолжал приходить к ней и к ребенку, однако теплых отношений между ними уже не было.

¬. —офронова вспоминает: "¬ас€ оказалс€ меж двух огней. ќн жил то с Ћидой, то со мной. ≈му дали квартиру в —виблове, и, когда у него что-то с ней не заладилось, она ушла, он пригласил нас с  атей к себе. ћы приехали, но мне было там неуютно, к тому же ¬ас€ пил. ћы уехали к себе..."

Ќесбывшиес€ замыслы

“ем временем творческа€ энерги€ Ўукшина трансформируетс€ в целый р€д новых литературных и кинематографических проектов. ¬о-первых, выходит нова€ книга его рассказов под названием "“ам вдали...", во-вторых, в 1966 году на экранах по€вл€етс€ его новый фильм - "¬аш сын и брат", который через год удостаиваетс€ √осударственной премии –—‘—– имени братьев ¬асильевых.

ћысли о –оссии привели Ўукшина к идее сн€ть фильм о —тепане –азине. ѕо словам Ћидии ‘едосеевой, в течение всего 1965 года Ўукшин внимательно изучал исторические труды о второй кресть€нской войне, конспектировал источники, выбирал из антологий нужные себе народные песни, изучал обычаи середины и конца XVII века и совершил ознакомительную поездку по разинским местам ¬олги. ¬ марте следующего года он подал за€вку на литературный сценарий " онец –азина", и эта за€вка первоначально была прин€та. —ъемки фильма намечались на лето 1967 года. Ўукшин был целиком захвачен этой идеей и ради ее претворени€ в жизнь забросил все остальные дела: он даже прекратил сниматьс€ в кино, хот€ его звали к себе на съемочную площадку многие известные режиссеры. “олько дл€ —. √ерасимова он сделал исключение, сн€вшись в 1966 году в эпизодической роли журналиста-международника в его картине "∆урналист". ќднако все оказалось напрасным - высокое кинематографическое начальство внезапно изменило свои планы и съемки фильма заморозило. ѕри этом были выдвинуты следующие доводы: во-первых, сейчас нужнее фильм о современности, во-вторых, двухсерийный фильм на историческую тему потребует огромных денежных затрат.  ороче, Ўукшину дали пон€ть, что съемки фильма о –азине откладываютс€ на неопределенное врем€.

“о же самое произошло и с другой идеей Ўукшина - желанием экранизировать собственную сатирическую сказку "“очка зрени€". ¬о врем€ обсуждени€ этой за€вки на студии имени √орького коллеги Ўукшина внезапно прин€ли его идею в штыки. »звестный режиссер —. ёткевич, к примеру, за€вил: " артина в целом предстает настолько неутешительной, что вр€д ли она принесет много радости зрител€м, даже желающим надсме€тьс€ над своими недостатками и трудност€ми в наступающем юбилейном году" (приближалось 50-летие советской власти). ”бийственные выводы коллег произвели на Ўукшина т€гостное впечатление.

ѕагубна€ привычка

ћногие рассказывают о пристрастии Ўукшина к спиртному. ¬ чем же причина? ¬р€д ли стоит объ€сн€ть, почему в те годы пили многие выдающиес€ артисты: √еоргий Ѕурков, ¬ладимир ¬ысоцкийЕ “алантливые актеры всегда чувствуют окружающую их обстановку особенно тонко, и не всегда могут справитьс€ с навалившейс€ на них системой.

¬споминает —. –остоцкий: "” мен€ в столе лежит копи€ письма, которое € однажды направил ¬асилию Ўукшину в его алтайские —ростки. Ќе так давно мне эту копию передала одна женщина. ¬ свое врем€ было очень т€желое положение у ¬асили€ ћакаровича - и творческое, и бытовое. Ћечилс€ он двум€ способами: русским национальным напитком и поездками на родину в —ростки. ¬от уехал он в очередной раз. я в этот период фильм снимал. » вдруг вызывает мен€ директор киностудии имени √орького √ригорий »ванович Ѕритиков и говорит: "—тас, с ¬асей плохо, поезжай, привези". Ќе мог € тогда поехать - нельз€ было бросить съемочную группу, остановить картину. —ел за это письмо. ¬ нем € рассуждал о самоубийстве - все ведь бо€лись именно этого, что Ўукшин что-нибудь с собой сделает. ј € писал о своем поколении, о войне, о том, что вхожу в три процента счастливчиков 1922 года рождени€, которые вернулись в мае 1945-го. ¬асилий ћакарович приехал. Ќадо было его знать... ќн подошел ко мне в коридоре киностудии и пожал руку: "—пасибо"".

ј вот что вспоминает о тогдашнем состо€нии мужа Ћ. ‘едосеева-Ўукшина: "¬ас€ мог две-три недели пить, был агрессивный, буйный. я выгон€ла из дома всех, кого он приводил. Ќа себе его не раз притаскивалаЕ  огда же родилась ћаша (в 1968 году), он бросил на врем€ пить. ƒети его спасли..."

ƒействительно - дети его спаслиЕ ѕозже, когда ћаша подросла, с ¬асилием ћакаровичем произошел случай, после которого он навсегда зав€зал со своей пагубной привычкой. ќднажды Ўукшин отправилс€ с ћашей гул€ть. ѕо пути встретил при€тел€, зашел с ним в забегаловку, выпили, разговорились. ѕро дочку, которую оставил на минутку у входа, забыл напрочь, а когда вспомнил и выскочил на улицу, ее уже нигде не было. ¬ панике обежал весь район, все дворы и подъезды... ѕока бегал, дал себе зарок: если найдет дочь - в рот не возьмет больше ни капли. ƒочку он, наконец, нашел. —вое слово он сдержал до самой смерти, не нарушив зарок ни на Ќовый год, ни на день рождени€...

јнатолий «аболоцкий, оператор фильмов Ўукшина, рассказывал, что даже на съемках фильма "ќни сражались за –одину", будучи в гост€х у ћ. Ўолохова, когда тот уговаривал его пригубить шампанского, отказалс€ наотрез. Ќа что Ўолохов обиженно произнес: "Ѕуду у теб€ в ћоскве, чашки чаю не трону!.."

 ино на рубеже 60-х - 70-х

„ерез год после рождени€ ћаши в семье Ўукшиных на свет родилась еще одна девочка - ќл€. Ёто радостное известие застало Ўукшина в окрестност€х ¬ладимира на съемках очередной картины - "—транные люди". ¬ основу ее легли три шукшинских рассказа: "„удик", "ћиль пардон, мадам!" и "ƒумы".

ѕуть этого фильма к экрану оказалс€ довольно сложным. ÷елых восемь мес€цев сдавал его Ўукшин. ¬ процессе съемок и сдачи его он успел сн€тьс€ в нескольких картинах: у —. √ерасимова в "” озера", у ». Ўатрова в "ћужском разговоре", у ё. ќзерова в "ќсвобождении" и советско-венгерском фильме "ƒержись за облака" (в но€бре 1969 года слетал на съемки в Ѕудапешт). ј в начале следующего года фильм "—транные люди" наконец был прин€т и вскоре выпущен на экран.

¬ 1969 году ¬. Ўукшину было присвоено звание заслуженного де€тел€ искусств –—‘—–. „то касаетс€ творческих планов Ўукшина в тот период, то его не оставл€ла надежда добитьс€ постановки фильма о —тепане –азине. ¬ феврале 1971 года он пишет очередную за€вку на им€ директора киностудии имени √орького √. Ѕритикова с просьбой разрешить ему сн€ть эту картину. Ќо ему оп€ть за€вили, что сейчас нужнее фильм о современности, и в итоге уже второй раз Ўукшин был вынужден снимать вместо "–азина" совсем другую картину.

Ётим фильмом стали "ѕечки-лавочки". ¬ своей за€вке Ўукшин так излагает содержание сценари€ этого фильма: "Ёто оп€ть тема деревни, с "вызовом", так сказать, в город. »ван –асторгуев, алтайский тракторист, собралс€ поехать отдохнуть к „ерному морю. »стори€ этой поездки и есть сюжет фильма. »сторию эту надо приспособить к разговору об:

1. »стинной ценности человеческой.

2. ќ внутренней интеллигентности, о благородстве.

3. ќ достоинстве гражданском и человеческомЕ"

Ќа роль »вана –асторгуева Ўукшин с самого начала наметил своего любимого актера-Ћеонида  уравлева. ќднако тот внезапно отказалс€ от этого предложени€ и предложил ЎукшинуЕ вз€ть эту роль себе. Ўукшин так и сделал. » не ошибс€. Ќ. «орка€ позднее писала: "¬от тут-то и обнаружилось, какого артиста имеет советский кинематограф в ¬асилии Ўукшине! ќткрылось во всю ширь широкого экрана, в максимальном приближении к нам на крупных и сверхкрупных планах: режиссер и оператор в "ѕечках-лавочках" увлекались широким экраном и сверхкрупными планами, специально выдел€ли и укрупн€ли в лице человека как бы центральную "зону общени€" и мимической выразительности-глаза, губы. Ќаверное, юмор есть первое свойство актерской игры Ўукшина в "ѕечках-лавочках". » еще тонка€, просто филигранна€, изысканна€ отделка роли". ќднако публика, в отличие от критики, прин€ла этот фильм достаточно сдержанно.

" алина красна€"

¬ конце 1972 года Ўукшин перешел со студии имени √орького на "ћосфильм". —делано это было по одной причине: на "ћосфильме" ему пообещали помочь в осуществлении его давнего замысла - постановки фильма о —тепане –азине. ќднако и здесь ситуаци€ с "–азиным" оказалась достаточно сложной. –уководители "ћосфильма" отделывались расплывчатыми обещани€ми и конкретных сроков постановки Ўукшину не называли. ≈му даже пришлось искать помощи в ÷   ѕ——, но и там ответ был туманный: "ћы постараемс€ разобратьс€..."

“ем временем, пока в ÷  разбирались, Ўукшин приступил к съемкам очередной своей картины - " алина красна€". –абота над ней началась весной 1973 года в ¬ологодской области, под Ѕелозерском.  ак и в "ѕечках-лавочках", Ўукшин в этой картине выступил в трех ипостас€х: режиссер, сценарист и исполнитель главной роли. Ќа встрече со зрител€ми в Ѕелозерске той же весной Ўукшин так объ€сн€л замысел фильма: "Ёта картина будет поближе к драме. ќна - об уголовнике. ”головник... Ќу, какого плана уголовник? Ќе из любви к делу, а по какому-то, так сказать, стечению обсто€тельств житейских...

≈му (≈гору ѕрокудину) уже, в общем, сорок лет, а просвета никакого в жизни нет. Ќо душа-то у него восстает против этого образа жизни. ќн не склонен быть жестоким человеком... » вот, собственно, на этом этапе мы и застаем нашего геро€ - когда он в последний раз выходит из тюрьмы. » оп€ть перед ним целый мир, цела€ жизнь".

«аключительна€ часть работы над картиной совпала у Ўукшина с обострением €звенной болезни. ¬споминает ¬. ‘омин: "я сам своими глазами видел, как буквально умирал, та€л на глазах Ўукшин, сбежавший из больницы, чтобы исполнить нав€занные "исправлени€" и тем самым спасти картину от худшего. " алина красна€" была уже вс€ порезана, а самому автору надо было немедленно возвращатьс€ в больницу. Ќо он бо€лс€ оставить фильм в "разобранном" виде, чтобы как-то "зализать", компенсировать нанесенные раны, хотел сам осуществить чистовую перезапись. —мены в тон-студии казались нескончаемыми - по двенадцать и более часов в сутки. Ќо буквально через каждые два-три часа у ¬асили€ ћакаровича начиналс€ очередной приступ терзавшей его болезни. ќн становилс€ бледным, а потом и белым как полотно, сжималс€ в комок и ложилс€ вниз лицом пр€мо на стуль€. » так лежал неподвижно и страшно, пока боль не отступала. ќн стесн€лс€ показать свою слабость, и его помощники, зна€ это, обычно уходили из павильона, оставл€€ его одного. “ушили свет и уходили.

—идели в курилке молча. ѕроходило минут двадцать-тридцать. »з павильона выходил Ўукшин. ¬се еще бледный как смерть. ѕошатыва€сь.  ак-то виновато улыба€сь. “оже курил вместе со всеми. ѕыталс€ даже шутить, чтобы как-то подн€ть настроение. ѕотом все шли в павильон. » снова приступ..."

‘ильм " алина красна€" вышел на экраны страны в 1974 году и буквально потр€с зрителей. Ѕез преувеличени€ можно было сказать, что ничего подобного в отечественном кинематографе еще не было. –ассказывает —. Ѕондарчук: "ѕомню один из первых просмотров фильма. Ёто было в √осплане ———–. “ак случилось, что до последней минуты мы не знали, будем показывать фильм или нет. ¬се были очень напр€жены, особенно Ўукшин. ѕросмотр все-таки состо€лс€.  огда фильм окончилс€, зрители аплодировали и на глазах у многих были слезы, Ўукшин все повтор€л мне: "“ы видишь, им понравилось!" ќн ликовал".

‘ильм был необычен и дл€ самого Ўукшина. ¬едь долгое врем€ Ўукшин считалс€ исключительно мастером рассказов, представителем деревенской прозы, который и в кино ("∆ивет такой парень", "¬аш сын и брат", "—транные люди", "ѕечки-лавочки") сожалел о губительном нравственном перерождении простых людей в услови€х развити€ урбанизационных процессов. ƒо " алины красной" творчество Ўукшина нередко оценивали с точки зрени€ противопоставлени€ города и села, урбанистической безликости и деревенской естественности, бездуховности горожанина и глубинной св€зи сельского жител€ с родной землей.

Ќа VII ¬сесоюзном кинофестивале в Ѕаку в апреле 1974 года " алина красна€" была награждена главным призом - первый случай в практике проведени€ отечественных кинофорумов. ѕричем жюри специально оговорило свое решение: "ќтмеча€ самобытный, €ркий талант писател€, режиссера и актера ¬асили€ Ўукшина, главна€ преми€ фестивал€ присуждена фильму киностудии "ћосфильм" " алина красна€".

 роме этой награды, фильм в дальнейшем соберет и целый букет других: приз польских критиков "¬аршавска€ сирена-73", приз фестивал€ в «ападном Ѕерлине и приз ‘≈—“-75 в ёгославии. ј самому актеру по опросу журнала "—оветский экран" эта картина принесла звание лучшего актера 1974 года.

ѕоследний год жизни

ѕоследний год жизни Ўукшина складывалс€ дл€ него на редкость удачно как в плане творческом, так и личном. ¬ 1973 году вместе с семьей он наконец переехал из тесной комнатки на ѕере€славской улице в новую квартиру на улице Ѕочкова. ¬ свет выходит новый сборник его рассказов "’арактеры", который тут же становитс€ главным событием в прозе и предметом острейших дискуссий. ¬ Ѕольшом драматическом театре √. “овстоногов решаетс€ ставить спектакль по пьесе Ўукшина "Ёнергичные люди". (Ёто было первое сотрудничество Ўукшина с театром - до этого он театр не любил, унаследовав эту нелюбовь от своего учител€ ћ. –омма.) √енеральна€ репетици€ спектакл€ состо€лась в июне 1974 года с участием Ўукшина и произвела на него прекрасное впечатление.

», наконец, он ни на день не забывал о своей давней мечте - поставить фильм о —тепане –азине. Ќесмотр€ на то что съемки его все врем€ отодвигались на неопределенное врем€, надежды сн€ть его он не тер€л. —вое твердое обещание помочь ему в этом деле дал —. Ѕондарчук, но взамен этой помощи он уговорил Ўукшина сн€тьс€ в его новой картине - "ќни сражались за –одину". Ўукшину в нем предсто€ло сыграть роль бронебойщика Ћопахина. —ъемки должны были проходить в августе - окт€бре 1974 года на ƒону.

ѕочти весь сент€брь Ўукшин находилс€ на ƒону, в районе поселка  летска€, на съемках фильма "ќни сражались за –одину". √рафик съемок был настолько плотным, что Ўукшин даже не смог выбратьс€ в ћоскву 1 сент€бр€, чтобы проводить дочку ћашу в первый класс. Ћишь несколько раз он уезжал оттуда: во второй половине мес€ца в столицу, где начиналс€ подготовительный период фильма "—тепан –азин", и в Ћенинград, на съемки эпизода в картине √. ѕанфилова "ѕрошу слова" (эпизод снимали 18 сент€бр€, Ўукшин играл в нем провинциального драматурга ‘едора).

  началу окт€бр€ Ўукшин практически полностью завершил роль Ћопахина, и ему оставалось отсн€тьс€ в последнем эпизоде. 4 окт€бр€ он должен был вернутьс€ в ћоскву.

ё. Ќикулин вспоминал: "”дивительное совпадение. «а день до смерти ¬асилий ћакарович сидел в гримерной, ожида€, когда мастер-гример начнет работать. ќн вз€л булавку, опустил ее в баночку с красным гримом и стал рисовать что-то, чертить на обратной стороне пачки сигарет "Ўипка". —идевший р€дом Ѕурков спросил:

- „то ты рисуешь?

- ƒа вот видишь, - ответил Ўукшин, показыва€, - вот горы, небо, дождь, ну, в общем, похороны..."

Ѕурков обругал его, вырвал пачку и спр€тал в карман. ƒо конца своих дней он хранил у себ€ эту пачку сигарет с рисунком ¬асили€ ћакаровича.

Ќесмотр€ на этот мистический эпизод, Ўукшин 1 окт€бр€ был в нормальном состо€нии, внешне выгл€дел хорошо. ¬ тот день он позвонил с почты поселка  летска€ домой в ћоскву, интересовалс€ делами дочерей (ћаша тогда ходила в первый класс, ќл€ - в детсад). ∆ены дома не было, так как еще 22 сент€бр€ она улетела на кинофестиваль в ¬арну. ѕосле звонка домой Ўукшин вместе с Ѕурковым сходил в баню, потом вернулс€ на теплоход "ƒунай" (там жили все артисты, снимавшиес€ в фильме). «атем до глубокой ночи смотрели по телевизору хоккейный матч ———– -  анада. ѕо его окончании разошлись по своим каютам. Ќо Ѕуркову почему-то не спалось. „аса в 4 утра он вышел из каюты и в коридоре увидел Ўукшина. “от держалс€ за сердце и стонал. "¬алидол не помогает, - пожаловалс€ он. - Ќет у теб€ чего-нибудь покрепче?" ‘ельдшерицы той ночью на теплоходе не было (она уехала на свадьбу), но Ѕурков знал, что у кого-то из артистов есть капли «еленина. ќн сходил и принес их Ўукшину. “от выпил их без меры, запил водой и ушел к себе в каюту. ѕосле этого прошло еще несколько часов. „асов в дев€ть утра Ѕурков вновь вышел в коридор с твердым намерением разбудить Ўукшина (именно он делал это ежедневно).

√. Ѕурков так рассказывал об этом: "я постучалс€ к Ўукшину. ƒверь была не заперта. Ќо € не вошел, а от двери увидел... рука, мне показалось, как-то... я чего-то испугалс€. ќкликнул его. ≈му же на съемку было пора вставать. ќн не отозвалс€. Ќу, думаю, пусть поспит. ќп€ть всю ночь писал. я пошел по коридору и столкнулс€ с √убенко. "Ќиколай, - попросил €, - загл€ни к ¬асе, ему скоро на съемку, а он чего-то не встает..." ќн к нему вошел. —тал тр€сти за плечо, рука как нежива€... потрогал пульс, а его нет. Ўукшин умер во сне. "ќт сердечной недостаточности"", - сказали врачи. я думаю, они его убили.  то они? Ћюди - людишки нашей системы, про кого он нередко писал. Ќу, не кресть€не же, а городские прохиндеи... сволочи-чинуши..."

“ело Ўукшина в тот же день доставили в ¬олгоград, где врач сделал вскрытие в присутствии студентов. ƒиагноз-сердечна€ недостаточность. »з ¬олгограда цинковый гроб на военном самолете доставили в ћоскву. √роб был упакован в громадный дерев€нный €щик с четырьм€ ручками. ≈го сопровождали Ѕондарчук, Ѕурков, √убенко, “ихонов, оператор ёсов, другие участники съемочного коллектива.

ѕохоронили Ўукшина на Ќоводевичьем кладбище. ¬ тот день таксисты ћосквы решили, как один, колонной проехать мимо ƒома кино, где проходила панихида, и клаксонами подать сигнал печали. ќднако сделать это им не позволили. ¬ —оюзе кинематографистов узнали об их инициативе и тут же св€зались с  √Ѕ. —разу после этого по всем таксомоторным паркам последовало распор€жение задержать выезд машин в город.

ѕопрощатьс€ с выдающимс€ писателем, режиссером и актером собралось огромное количество людей.   концу панихиды гроб был весь в ветках калины. ѕочти каждый, пришедший проститьс€ с Ўукшиным, оставл€л веточку с красными €годами, а многие клали в гроб крестики и иконки.

¬ерсии смерти

ѕосле смерти Ўукшина в народе внезапно поползли слухи о том, что умер он не естественной смертью - мол, ему помогли это сделать. Ёти слухи циркулировали даже в кинематографической среде: сам Ѕондарчук однажды призналс€, что какое-то врем€ считал, что Ўукшина отравили. Ќо эти слухи никакого реального подтверждени€ так и не нашли. » вот в наши дни о них заговорили вновьЕ




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ѕокоритель полюсов
ѕосетило:11284
–уаль јмундсен
√итарист легендарной Queen
ѕосетило:11003
Ѕрайан ћэй
јнна ÷уканова- отт. Ѕиографи€
ѕосетило:10595
јнна ÷уканова- отт

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru