
В 1897 году молодой архитектор с острым взглядом и властным характером стоял на краю горного утёса в Пенсильвании. Впереди не было никаких зданий, только дикий лес и река, прорезающая каньон. Через сорок два года на этом месте появится дом, парящий над водопадом, словно творение природы, а не человека. Это будет Fallingwater — и станет воплощением революции в архитектуре.
Но это был финал. История началась намного раньше, в сельском Висконсине, в семье интеллектуалов и романтиков.
Фрэнк Ллойд Райт родился 8 июня 1867 года в Ричленд-центре, Висконсин. Его отец, Уильям Кэри Райт, был образованным музыкантом и композитором из семьи новоанглийских интеллектуалов, мать — Анна Ллойд-Джонс, дочь огненного унитарианского проповедника, эмигрировавшего из Уэльса в поисках свободы.
Детство прошло в близости к природе, на краю цивилизации. Отец играл Бетховена на рояле, погружённый в романтические идеи; мать верила в практичность фермерского труда. Эта двойственность — идеалистический романтизм в сочетании с прагматичностью — станет стержнем личности будущего архитектора.
В доме Райтов висели гравюры японских художников. Восток был экзотичен для Висконсина конца XIX века, но это становилось частью интеллектуального воздуха, которым дышала семья. Природа, простота, гармония — идеи, которые позже лягут в основу его архитектурной революции.
Школьные годы были тяжёлыми. Райт был упрямым, нетерпеливым, с трудом подчинялся традиционному обучению. Но когда отец дал ему набор деревянных кубиков Фребеля — первый развивающий конструктор в истории педагогики — всё изменилось. Мальчик часами создавал структуры, понимая, как части составляют целое. Это было его первым уроком архитектуры.
Райт изучал гражданское строительство в Университете Висконсина, затем работал у архитектора Джозефа Лаймана Силсби, после чего присоединился к партнёрству Адлера и Салливана в Чикаго.
Чикаго 1880-х годов кипел энергией реконструкции после великого пожара. Это был город экспериментов, где рождалась американская архитектура. Луис Салливан, его учитель, был гением, проповедовавшим, что функция определяет форму. Райт впитывал эту философию, но уже видел, что её недостаточно.
В 1893 году, в возрасте 26 лет, Райт открыл собственную успешную архитектурную практику в Чикаго. Это был решительный разрыв. Вместо традиционных викторианских стилей, Райт начал создавать дома, которые казались американцам революционными — низкие, распахнутые, с огромными окнами, в гармонии с ландшафтом.
Это стиль получит имя: Prairie School. Дома расстилались по земле, словно одна из её форм, избегая вертикали традиционной архитектуры. Каждый план был органичен — комнаты перетекали одна в другую, не разделённые жёсткими стенами. Это была радикальная переконцептуализация домашнего пространства.
Но успех не давал Райту спокойствия. Его личная жизнь была бурной: он был женат, но это не мешало ему искать страсть вне семьи. Конец 1909 года: истощённый творчески и беспокойный эмоционально, Райт оставил семью для длительного пребывания в Европе с Мамах Бортвик, клиенткой, в которую он был влюблён несколько лет.
В Европе Райт издал два портфолио своих работ. Это были манифесты. Опубликованные в 1911 году издательством Эрнста Васмута, они содержали рисунки (Wasmuth Portfolio) и фотографии его зданий. Европейские архитекторы были потрясены. Это был голос нового мира, который они слышали впервые.
Вернувшись в Америку с репутацией экспериментатора, Райт обосновался в Талиесине — доме, который построил сам в сельском Висконсине. Это было святилище его идей, школой, где он обучал молодых архитекторов и мыслителей.
В Талиесине родилась философия, которая определит остаток его жизни. Райт черпал вдохновение из принципов своей веры и трансцендентализма, считая прежде всего глубокую связь с природой и веру в ценность индивида, не в одиночку, а как части сообщества людей, работающих вместе в общей цели.
Органическая архитектура Райта предполагала, что все компоненты здания должны казаться единым целым, словно они принадлежат друг другу. Он верил, что здания должны быть в гармонии с окружением: «Хорошее здание — это не то, которое портит ландшафт, а то, которое делает ландшафт красивее, чем он был до постройки».
Это была не просто архитектура. Это была философия жизни.
В 1935 году к семидесятилетнему Райту пришла комиссия, которая изменит историю. Богатая семья Кауфманов из Питтсбурга хотела дом над водопадом. Обычный клиент получил бы безопасное решение. Райт вместо этого создал революцию в камне и стали.
Fallingwater — это венец достижений Райта в органической архитектуре и признана Американским институтом архитекторов «лучшим произведением американской архитектуры всех времён». Дом символизирует гармонию между человеком и природой через продуманный дизайн, который органично вписывается в окружение.
Террасы дома нависают над водопадом, парящие в воздухе. Камень фундамента — из самого утёса, на котором стоит дом. Вода, природа, постройка — всё едино. Внутри льётся свет, вид на лес открывается из каждого окна. Это не дом, стоящий на природе; это природа, обретшая сознание сквозь архитектуру.
Журналист Time назвал это «самым красивым домом в Америке».
За свою семидесятилетнюю карьеру Райт спроектировал более 1100 зданий, из которых реализовал более 500, написал двадцать книг и множество статей, был популярным лектором в США и Европе.
Это не просто цифры. Каждое здание — это философское высказывание. Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке с его спиралью, возносящейся из земли, словно раковина наутилуса. Дом над морем. Храмы и школы. В каждом — поиск гармонии между человеком, его жилищем и природой.
Райт был противоречивым человеком. Гениален в искусстве, но часто груб в жизни. Великодушен к идеям, но жесток в суждениях. Вел деловые дела небрежно, оставляя долги. Был дважды женат, затем жил с женщиной, которую полюбил, вызывая скандалы в обществе. Его ученики обожали его и ненавидели одновременно.
Но его архитектура была безупречна.
Фрэнк Ллойд Райт умер 9 апреля 1959 года в Фениксе, Аризона. Его признали «величайшим американским архитектором всех времён».
Но наследие — это не просто титулы. Это здания, в которых живут люди. Каждый дом, спроектированный Райтом, дышит с природой. Каждый план открыт потокам света и воздуха. Каждый дизайн переговаривается с ландшафтом вместо того, чтобы ему противостоять.
Райт учил архитекторов думать не о стилях, а о смысле. Не о украшениях, а о гармонии. Не о том, чтобы подавлять природу, а о том, чтобы с ней танцевать.
Его идеи, казавшиеся революционными в 1900 году, теперь кажутся очевидными. Зелёная архитектура, устойчивый дизайн, органические формы — всё это началось с одного упрямого висконсинца, который верил, что дом должен быть не крепостью против природы, а её продолжением.
Райт установил как основные принципы архитектуры простоту, человечность, честность и связь с окружением — эти принципы питали бы жизнь обитателей дома и укрепляли бы благосостояние всего общества.
Это была не просто архитектура. Это была утопия, воплощённая в кирпиче, стекле и стали.
Франк Райт - фотография из открытых источников
Посмотреть фото
| Родился: | 08.06.1867 (91) |
| Место: | Ричленд-Сентер (US) |
| Умер: | 09.04.1959 |
| Место: | Финикс () |