Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ќлег јнтонов

   /   

Oleg Antonov

   /
             
‘отографи€ ќлег јнтонов (photo Oleg Antonov)
   

ƒень рождени€: 07.02.1906 года
ћесто рождени€: село “роицы, –осси€
ƒата смерти: 04.04.1984 года
ћесто смерти:  иев, ———–
¬озраст: 78 лет

√ражданство: ———–

ќлег јнтонов. Ѕиографи€

—оветский авиаконструктор, доктор технических наук (1960), профессор (1978).

ќлег  онстантинович бесконечно дорог всем, кто с ним работал. ѕам€ть о нем бережно хранит каждый, кто хот€ бы раз с ним встречалс€. "¬се восхищались его знани€ми, - говорит ƒмитрий —еменович  ива, исполн€ющий об€занности √енерального конструктора јЌ“  им. ќ. .јнтонова, - огромным опытом, удивительной интуицией с редким сочетанием чисто человеческих качеств - умением прит€гивать к себе сердца людей, увлечь их, сплотить, вдохнуть уверенность, что им по плечу любые сложные задачи". Ёта уверенность остаетс€ в коллективе и сегодн€. » когда в небо поднимаетс€ очередной самолет с буквами "јн" на борту, мы понимаем Ц ќлег  онстантинович с нами.

07.02.2024

∆изненный путь ќ. .јнтонова

ќлег јнтонов фотографи€
ќлег јнтонов фотографи€

7 феврал€ 2006 г. исполнилось 100 лет со дн€ рождени€ ќлега  онстантиновича јнтонова Ц человека, чье им€ остаетс€ с нами вот уже более двух дес€тилетий, прошедших после его смерти. √оды не в силах стереть из пам€ти его необыкновенно €ркий и прит€гательный образ. Ђ¬ыдающийс€ авиационный конструкторї, Ђнеординарный руководительї, Ђ€рка€ личностьї, "человек с большой буквы", Ђхудожникї, "писатель", "спортсмен" - это не просто перечисление отдельных сторон личности ќлега  онстантиновича, это эпитеты, которые поражают нас своим разнообразием и в совокупности дают редчайший пример исключительно насыщенной жизни. ¬ыдающийс€ хирург Ќиколай ћихайлович јмосов говорил: Ђќлег  онстантинович былЕ многогранным, в нем переплеталось глубокое знание техники с искусствомї.

ќднако важнейшей стороной жизни јнтонова всегда оставалась авиаци€. ќн создал 52 типа планеров и 22 типа самолетов, в том числе самые большие и грузоподъемные в мире, отдал много сил разработке дес€тков других летательных аппаратов, основал оригинальную школу конструировани€, воспитал коллектив достойных продолжателей своего дела. —озданное ќлегом  онстантиновичем  Ѕ, претерпева€ структурные изменени€, последовательно называ€сь "почтовым €щиком",  иевским механическим заводом и, наконец, јвиационным научно-техническим комплексом, неизменно св€зывалось с именем своего основател€, остава€сь в повседневной речи миллионов людей просто " Ѕ јнтонова", потому что само им€ этого человека навсегда вошло в историю авиации и стало символическим.

ќлег јнтонов фотографи€
ќлег јнтонов фотографи€

ќлег  онстантинович јнтонов родилс€ 7 феврал€ 1906 г. в ћосковской губернии, в двор€нской семье јнны ≈фимовны (фото) и  онстантина  онстантиновича јнтоновых.

¬ 1912 г. семь€ јнтоновых переехала в —аратов, на ¬олгу. “ам маленький ќлег из рассказов двоюродного брата впервые услышал о самолетах. ¬ то врем€ в —аратове практически не было литературы по авиации. ¬се сведени€ о ней ќлег вырезал из газет и журналов, составл€€ своеобразный справочник. ЂЁто собрание сослужило мне огромную службу, Ч писал он впоследствии, Ч приучив рассматривать летательные аппараты под углом зрени€ их развити€ї. ¬месте со сверстниками ќлег создал Ђ луб любителей авиацииї, выпускал рукописный авиационный журнал. —трасть к полету т€нула одержимых реб€т на военный аэродром, где они знакомились с конструкцией самолетов, изуча€ их обломки на окраинах летного пол€, и на книжный рынок в поисках случайных книжек по авиации.

ќлег јнтонов фотографи€
ќлег јнтонов фотографи€

— 1923 г. ќлег активно работал в Ђќбществе друзей ¬оздушного флотаї, создава€ планеры собственной конструкции, в частности, учебный аппарат под названием Ђ√олубьї, за удачную конструкцию которого был награжден грамотой. Ќеуемна€ творческа€ натура, его цепка€ пам€ть, в которой держались конструкции почти всех известных к тому времени самолетов, позволили создать молодому јнтонову, студенту отделени€ гидроавиации корабельного факультета Ћенинградского политехнического института, учебные планеры ќ ј-3, Ђ—тандарт-1ї, Ђ—тандарт-2ї, ќ ј-7, ќ ј-8 и первый рекордный планер Ђ√ород Ћенинаї.

¬ конце 1930 г. после окончани€ института ќлега јнтонова направили в ћоскву дл€ организации ÷ентрального конструкторского бюро по планерам. ¬ “ушино, пригороде ћосквы, строилс€ планерный завод. ¬ 1933 г., когда строительство завода завершилось, јнтонова назначили его главным конструктором. Ќа планерах јнтонова серии Ђ–от-‘ронтї были достигнуты рекордные дальности полета (фото).

¬ конце1930-х годов јнтонова пригласил в свое конструкторское бюро главный конструктор ј.—.яковлев и предложил ему работу ведущего инженера по учебно-тренировочным самолетам. Ќо началась ¬елика€ отечественна€ война. јнтонов получил правительственное задание организовать производство многоместного десантно-транспортного планера ј-7, разработанного им в 1940 г. ¬ окт€бре завод эвакуируетс€ в г. “юмень в —ибири, где было изготовлено свыше 500 транспортных планеров. ¬ этот же период јнтонов создает Ђкрылатый танкї Ч оригинальный планер дл€ транспортировки легкого танка. ѕилотируемый —.јнохиным, он совершил полет на буксире за т€желым бомбардировщиком “Ѕ-3 конструкции ј.Ќ. “уполева.   сожалению, большие потери “Ѕ-3 в бо€х привели к тому, что буксировать Ђкрылатый танкї вскоре стало нечем, и заманчивую идею пришлось оставить.

Ћучшие дн€

”ниверсальный игрок
ѕосетило:9051
Ќовак ƒжокович
–ихард ¬агнер: »зменивший принципы оперы
ѕосетило:7672
–ихард ¬агнер
‘ранцузский шансонье
ѕосетило:7494
Ўарль јзнавур

¬ 1943 г. ќ. .јнтонов возвратилс€ в конструкторское бюро ј.—.яковлева, который предложил ему должность своего заместител€. ћного сил отдал ќлег  онстантинович совершенствованию истребителей Ђякї Ч одних из самых массовых самолетов ¬торой мировой войны. ¬спомина€ работу у яковлева, он говорил: Ђя на всю жизнь усвоил кредо этого замечательного конструктора Ч нужно делать только то, что нужної. ѕри этом јнтонов не тер€л мечты о своем самолете дл€ мирного неба. ѕосле войны јнтонов обратилс€ к яковлеву с просьбой отпустить его на самосто€тельную работу, и в окт€бре 1945 г. уехал в Ќовосибирск руководить филиалом конструкторского бюро яковлева на авиационном заводе. 31 ма€ 1946 г. правительство ———– преобразовало филиал в новое конструкторское бюро. ќ. . јнтонова назначили главным конструктором и поручили ему создание сельскохоз€йственного самолета —’-1, известного сегодн€ во всем мире как јн-2. ¬ сент€бре 1946 г. на ќ. .јнтонова, помимо руководства  Ѕ, возложили об€занности руководител€ —ибирского научно-исследовательского института по авиации. Ёнерги€ и работоспособность јнтонова позвол€ли ему справл€тьс€ со всеми делами, и первенец нового  Ѕ впервые подн€лс€ в небо 31 августа 1947 г.

“ри года прошли в напр€женном труде по организации коллектива и внедрению јн-2 в производство. ќдновременно были созданы и его модификации дл€ различных видов применени€. Ётот самолет стал единственным в мире летательным аппаратом, который находилс€ в серийном производстве более 50 лет. ќн завоевал славу исключительно надежной машины. «а годы эксплуатации на нем перевезено несколько сот миллионов пассажиров, миллионы тонн грузов, обработано более миллиарда гектаров полей и лесных угодий. ќн побывал практически во всех уголках земного шара. «а создание јн-2 ќ. .јнтонову и его соратникам присуждена √осударственна€ преми€ ———–.

¬ 1952 г. ќ. .јнтонов и ведущие специалисты  Ѕ переехали в  иев, где им практически заново пришлось создавать и коллектив, и производственную базу. ¬ конце 1953 г.  Ѕ получило заказ на создание транспортного самолета с двум€ турбовинтовыми двигател€ми. —амолет спроектировали и построили за два года. ¬ 1958 г. самолет под обозначением јн-8 был запущен в серийное производство на “ашкентском авиационном заводе.

–азработка самолетов јн-10 и јн-12 началась в 1955 г. после посещени€ конструкторского бюро руководителем ———– Ќ.—.’рущевым. ¬ ходе беседы с ним ќ. .јнтонов предложил создать единый четырехдвигательный самолет, но в двух вариантах: пассажирском и грузовом.  онцепци€ была одобрена, и коллектив приступил к решению этой сложной задачи. —амолет јн-10 обладал редким дл€ пассажирского лайнера сочетанием свойств: большой скоростью полета, относительно малой потребной длиной ¬ѕѕ и способностью совершать взлет и посадку на грунтовых и заснеженных аэродромах. ”читыва€ эти особенности, јэрофлот эксплуатировал јн-10 на коротких межобластных трассах с плохо подготовленными и грунтовыми полосами. Ќерасчетные режимы эксплуатации, частые взлеты и посадки привели к быстрому расходованию его ресурса. Ёто стало причиной образовани€ усталостных трещин в силовых элементах конструкции јн-10, и в 1972 г. произошла катастрофа. ќлег  онстантинович т€жело пережил случившеес€. —воими переживани€ми он делилс€ со своим другом Ќиколаем јмосовым: ЂЌет, не буду € строить больших пассажирских самолетов, - говорил он. Ц я не переживу одновременную гибель многих людей. ѕосле катастрофы с Ђдес€ткойї € не раз просыпалс€ от ночного звонка в холодном поту и дрожащей рукой снимал трубку Ц неужели оп€ть авари€ с моим самолетом?ї — той поры проблемы усталостной прочности стали одними из главных в работе конструкторов. »спытани€м на повторные нагрузки подвергаютс€ в интересах надежности и долговечности конструкций все создаваемые самолеты.

ѕосле создани€ јн-10 и јн-12 ќ Ѕ јнтонова прочно зан€ло место в р€ду ведущих самолетостроительных фирм страны. —оздавалась сво€, Ђантоновска€ї школа конструировани€, формировалось новое поколение талантливых руководителей коллективов, развивалось промышленное и жилищное строительство, решались социально-бытовые вопросы.

¬ 1962 г. ќ. .јнтонов стал √енеральным конструктором. –анее, в 1960 г., он успешно защитил диссертацию, и ученый совет ћосковского авиационного института присвоил ему звание доктора технических наук. ¬ том же году он был избран членом-корреспондентом јкадемии наук ”краины.

ќлег  онстантинович с одинаковым вниманием относилс€ и к большим, и к малым работам, проводившимс€ под его руководством: все творческие задачи дл€ него были одинаково важны. ќдновременно с самолетами он создал серию цельнометаллических планеров ј-11, ј-13, мотопланер ј-13ћ, рекордный ј-15. «а создание планеров ќ. .јнтонов получил специальную награду ћеждународной авиационной федерации Ч Ђƒиплом ѕол€ “иссандьеї. Ђћорской флот развиваетс€ давно, Ч говорил јнтонов. Ч Ѕыли фрегаты, крейсеры, линкоры, теперь по€вились атомные суда, а парусные €хты остаютс€. “ак и планеры. »х будут строить и летать на них до тех пор, пока будут восход€щие потоки и будут люди, стрем€щиес€ летать. ј они будут всегдаї.

јнтонов всегда понимал, что на бескрайних просторах —оветского —оюза существует больша€ потребность в маленьком самолете, который не нуждаетс€ в аэродромах. “ак возник — ¬ Ц Ђсамолет короткого взлетаї (теперь этот термин широко примен€етс€ в мировой практике). ћаленька€ машина, впоследствии названна€ Ђѕчелкаї, в ходе последовательных доработок из четырехместной стала семи-, а потом одиннадцатиместной. ¬ рождении Ђѕчелкиї и последующих ее модификаций јн-14ћ и јн-28, пожалуй, в максимальной степени про€вились твердость јнтонова как конструктора и его решимость в достижении цели.

¬ период 1957-1959 гг. шло создание пассажирского самолета јн-24 с широким применением клеесварных соединений элементов конструкции. “рудности, св€занные с внедрением новой технологии, были преодолены благодар€ твердой позиции ќлега  онстантиновича. Ќа базе этого самолета разработано 14 модификаций, в том числе транспортный јн-26, и аэрофотосъемочный јн-30. Ќадежные машины этого семейства по сей день играют важную роль в перевозке пассажиров и грузов, выполн€ют множество специальных функций.

—ледующим детищем коллектива, который возглавл€л јнтонов, стал јн-22 Ђјнтейї, ознаменовавший новый шаг в самолетостроении Ц он стал первым в мире широкофюзел€жным самолетом. ѕо своим размерам он превосходил все, что к тому времени было создано в мировой авиации, и потребовал решени€ целого р€да конструкторских и технологических проблем, а также проведени€ большого объема экспериментальных работ. ¬ ѕариже на 26-м ћеждународном авиакосмическом салоне самолет сразу же оказалс€ в центре всеобщего внимани€ и стал главной сенсацией. јнглийска€ Ђ“аймсї писала: ЂЅлагодар€ этому самолету —оветский —оюз опередил все остальные страны в авиастроенииЕї. ќ самом ќлеге  онстантиновиче зарубежные корреспонденты отзывались так: Ђ онструктор элегантный, с хорошими манерами насто€щего артиста, обладает рафинированным умом, склонным анализировать, разговаривает на английском и французском €зыкахї.

ѕервые же полеты Ђјнте€ї подтвердили, что авиаци€ совершила новый шаг вперед. —амолет доказал это, доставл€€ в районы  райнего —евера газотурбинные станции, роторные экскаваторы, грузовые автомобили и другие крупногабаритные грузы. ј вооруженные силы страны получили могучее средство, значительно повышающее их мобильность.

¬ течение многих лет ќлег  онстантинович настойчиво добивалс€ создани€ экономичных газотурбинных двигателей дл€ малой авиации. » когда такие двигатели по€вились, он вз€лс€ за разработку глубокой модификации јн-14 под названием јн-28 и сельхозсамолета јн-3 Ч новой версии прославленного јн-2.

’арактерной чертой ќлега  онстантиновича было отстаивание своей точки зрени€ на целесообразность создани€ того или иного самолета.  ак правило, его позици€ основывалась на глубоком знании ситуации и ее всестороннем анализе.

»д€ в ногу с прогрессом, в 1970-х годах јнтонов настраивает руководимый им коллектив на создание транспортных самолетов с двухконтурными турбореактивными двигател€ми. ѕервой такой машиной стал јн-72, а несколько позже по€вилась его модификаци€ јн-74, которые сегодн€ незаменимы в необжитых районах, где нет бетонированных аэродромов. ѕод руководством ќлега  онстантиновича была решена и чрезвычайно сложна€ задача создани€ т€желого дальнего транспортного самолета јн-124 Ђ–усланї. ƒл€ этого √енеральный конструктор пошел на очень смелые дл€ того времени технические решени€. ¬ частности, на самолете такого класса стреловидное крыло суперкритического профил€ было применено впервые в мире. ќдним из приемов, позволившим достичь высокого весового совершенства самолета, стало широкое применение композиционных материалов. Ђ–усланї получилс€ исключительно удачным самолетом. Ќа нем установлено 30 рекордов, а всего по состо€нию на конец 2005 года на счету конструкторского бюро 483 мировых достижени€, из них 378 не побиты до сих пор (фото).

Ђ–усланї стал последним самолетом, созданным под непосредственным руководством ќ. .јнтонова. ѕосле его смерти замыслы генерального воплощали в жизнь уже его последователи. ќриентиру€ коллектив ќ Ѕ на решение новых задач, ќ. .јнтонов говорил в своих последних выступлени€х: Ђƒальше идти можно только революционным путем, осваива€ новые идеи. ј пределов новой техники, как известно, не существуетї.

√оды, которые все больше отдел€ют нас от јнтонова, в то же врем€ делают его образ более полным и €рким. ¬едь он был не только выдающимс€ конструктором, но и человеком особого склада. ” него, получившего прекрасное воспитание, был свой стиль Ч своеобразный, из€щный, уверенный. ќн обладал особенным оба€нием, сочетающим большую серьезность с м€гкостью и естественным из€ществом; в нем объедин€лись могучий ум и благородна€ душа.

ќлег  онстантинович был фигурой, не вписывавшейс€ в обыденные представлени€ о крупном руководителе советского периода. ќн был смелым и решительным человеком. —вободно разговаривал на любые темы. ќснову творческой де€тельности ќ. .јнтонова составл€ли его многогранные инженерные знани€. ќн знал практически все основные достижени€ в области техники и, уж конечно, все об авиации. ≈го поразительна€ пам€ть хранила все сведени€ о самолетах прошлого и насто€щего. —тоило его спросить о чем-нибудь в этом роде, и вы слышали увлекательный и подробный рассказ о самолетах, прошедших событи€х, забытых сенсаци€х (фото).

¬се видели ќ. .јнтонова сдержанным, уравновешенным. ќн имел абсолютный авторитет среди подчиненных. Ђ оллектив не создаетс€ приказами, хот€ они и нужны, Ч любил повтор€ть ќлег  онстантинович. Ч Ќе создаетс€ только собиранием и перестановкой людей.  оллектив объедин€ет не здание, в котором он работает. √лавное, без чего коллектива не может быть, Ч это единство цели... —оздание дружного, работоспособного коллектива Ч это труд особый, труд высшего пор€дкаї.

≈лизавета јветовна Ўахатуни Ч лауреат Ћенинской премии, один из ближайших соратников јнтонова, проработавша€ с ним более 40 лет, вспоминает: Ђ√лавное, что характеризует ќлега  онстантиновича, это его безусловна€ талантливость, исключительна€ любовь к своему делу и, конечно, интеллигентность. Ёти качества в первую очередь определ€ли взаимоотношени€ его с коллективом. ¬се, кто приходил работать к ќлегу  онстантиновичу, немедленно заражались его одержимостью. ќн умел так расставить людей, чтобы в работе их не подталкивать. —отрудники сами становились носител€ми его стремлений, его идейЕ ќлег  онстантинович мог признать свою ошибку: Ђя ошибс€ Ч это надо пережить...ї Ч признавал он иногда с неожиданной дл€ всех легкостьюї (фото).

»нтересны взгл€ды √енерального на личность руководител€ в современном мире: ЂЕ руководитель должен быть культурным и образованнымЕ ќн, по моему глубокому убеждению, должен быть предельно терпимым, даже м€гким, да-да, м€гким человеком. ¬едь м€гкость в обращении вовсе не исключает твердости воли. “акой руководитель должен обладать огромным, основанным на обширном опыте и знани€х, даром убеждени€ и никогда не прибегать к голой командеЕ » уж, конечно, сам он не должен быть тупым исполнителем. ƒела€ даже самое маленькое дело, он об€зан помнить о коренных задачах, о конечных цел€хї.

јнтонов прекрасно рисовал сам и в тонкост€х знал живопись. Ђ≈сли бы € не стал конструктором, то стал бы художникомї, Ч призналс€ он однажды. „увство красоты не измен€ло ему, когда он писал свои книги: ЂЌа крыль€х из дерева и полотнаї, Ђƒес€ть раз сначалаї, Ђƒл€ всех и дл€ себ€ї, многочисленные статьи, лекции и выступлени€. ¬ книге Ђћуза в храме наукиї широко представлено поэтическое творчество ученых. —реди них поэт ќлег јнтонов. Ђ¬ авиации, - писал ќлег  онстантинович, - особенно заметна взаимосв€зь между техническим совершенством и красотой. ≈ще на заре авиации конструктор самолетов капитан ‘ербер говорил: Ђ расивый самолет летает хорошо, а некрасивый Ц плохоїЕ ѕо мере работы задуманный самолет каждый раз пр€мо на глазах становитс€ все стройнее, из€щнее, гармоничнееї.

ќ. .јнтонов удел€л много внимани€ самоде€тельным конструкторам-изобретател€м. ќн понимал этих неугомонных людей, помога€ им в меру возможностей. ќ. .јнтонов говорил: ЂЋюбитель Ч это человек, который никогда не допустит брака, это человек, который работает изобретательно, с любовьюї.

¬сю свою жизнь ќлег  онстантинович был спортивен. ќн ходил на лыжах, летал на планерах, играл в теннис и пинг-понг: Ђ¬ пожилом возрасте спорт особенно необходим Ч поверьте моему жизненному опытуї, говорил он.

ќлег  онстантинович был из тех, кто не создан дл€ старости, и это можно пон€ть Ч такой темперамент, такое творческое неистовство не могут смиритьс€ с уздой возраста. ќн сгорел за какие-то две недели, сгорел, как жил Ч стремительно, бурно. ≈го творческа€ натура словно выбрала смерть себе под стать Ч здесь было немыслимо неторопливое и унизительное ув€дание.

–одственник
»ль€ 02.10.2016 03:56:11
“о чувство,когда ќлег јнтонов твой родственник.

 рыль€ пам€ти
Galina 08.07.2023 10:09:49
я счастлива, что мне довелось встретитс€ с этим удивительным человеком, увидеть харизма в его умных глазах и необыкновенной улыбке.
¬стреча была по техническим вопросам на территории  Ѕ в  иеве. ¬ пам€ть о нашей встрече ќлег јнтонов подарил мне значки с эмблема и его планеров и самолетов. ƒаже есть значок ѕарижского авиационного салона самолЄта јЌ. . я дорожу этой коллекцией и вспоминаю те далЄкие годы ,когда € общалась с удивительными, умными и добрыми людьми его инженерного состава..
 оллекцию значков , полученных от выдающегос€ конструктора јнтонова передам своим внукам..
 рыль€ пам€ти всегда будут в сердцах моей семьи




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

»кер  асиль€с. Ѕиографи€
ѕосетило:18160
»кер  асиль€с
ѕоследний русский император
ѕосетило:10929
 Ќиколай II
ћа€к славы дл€ миллионов
ѕосетило:13007
Ќатали€ ќрейро

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru