Людибиографии, истории, факты, фотографии

Йохан Вильгельм Снелльман

   /   

Johan Vilhelm Snellman

   /
             
Фотография Йохан Вильгельм Снелльман (photo Johan Vilhelm Snellman)
   

День рождения: 12.05.1806 года
Возраст: 75 лет
Место рождения: Стокгольм, Швеция
Дата смерти: 04.07.1881 года
Место смерти: Киркконумми, Финляндия

Гражданство: Финляндия

Биография

финский философ, писатель, журналист и государственный деятель

Финский философ, писатель, журналист и государственный деятель, один из известнейших фенноманов XIX века. Сыграл ключевую роль в становлении финского языка в качестве государственного языка Финляндии и Финской марки в качестве финской национальной валюты.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print

11.03.2010

Предки Снелльмана происходили из Похьянмаа (швед. Österbotten, фин. Pohjanmaa), где многие из них служили чиновниками или священниками. Его дед по матери Маттс Рёринг был землемером, а дед по отцу Герхард Снельман — капелланом. Отец, Кристиан Хенрик Снельман в самом конце XVIII в. учился в Уппсале, однако позднее увлёкся морем, стал обучаться навигационному делу, затем служил морским капитаном до 1834 г. В 1803 г. Кристиан Хенрик Снельман женился на Марии Магдалене Рёринг, которая, как и он сам, была уроженкой Остроботнии. Они поселились на острове Сёдермальм в Стокгольме, на котором в то время жили моряки и их семьи. В браке родилось пятеро детей, второй из которых, Йохан Вильгельм, появился на свет в Стокгольмской гавани на корабле Patience в 1806 году. В 1813 г. семья переезжает в город Коккола в Центральной Похьямаа, бывший тогда крупным морским портом. В 1814 году, когда Йохану Вильгельму было восемь лет, его мать умерла при родах дочери Анны в возрасте 34 лет. Отец, увлекавшийся чтением и религиозной философией, выйдя в отставку, обосновался в приобретённом им имении Пало в Алахярмя, в котором жил до своей смерти в 1855 году.

Йохан Вильгельм Снелльман фотография
Йохан Вильгельм Снелльман фотография

Снелльман начал своё обучение в частных учебных заведениях в Коккола. В 1816 году Снелльмана отправили на обучение в Улеаборгское тривиальное училище. В Улеаборге он жил у своей тёти Анны и её мужа, красильщика Пипониуса, а на лето выезжал в имение тёти в Рантсила. Двоюродная сестра Снельмана Мария Пипониус позднее стала женой Элиаса Лённрота.

Реклама:

В 1822 году пожар уничтожил Улеаборгское тривиальное училище, поэтому Снелльману не удалось получить диплом об его окончании.

Йохан Вильгельм Снелльман фотография
Йохан Вильгельм Снелльман фотография

Лето 1822 года Снелльман провёл в имении своей мачехи в Алахярмя. Там он встретил младшую сестру мачехи Анну Кристийну, жившую в Рауталампи, и у них завязался роман. Хотя было всего шестнадцать лет, а ей — значительно больше, они всё же были помолвлены.

Учёба в университете

5 октября 1822 г., в возрасте шестнадцати лет, Снелльман был зачислен в Абоскую Императорскую академию. В том же году в эту же академию поступили Й. Л. Рунеберг и Элиас Лённрот, хотя они были старше Снельмана. Среди соучеников Снелльмана были также Йохан Кьеммер, Йохан Якоб Нервандер и Фредрик Цигнеус. Большинство студентов Академии относились к романтически настроенной шведоязычной интеллигенции, сочувствовавшей фенноманам и разделявшей их идеи. Так, Адольф Ивар Арвидссон призывал к пробуждению финского национального духа и самосознания, и считал, что общий язык (финский) объединит фенноманов «внутренней идейной и духовной связью, которая укрепляет все партии и объединения».

Снельман планировал стать священником, и вскоре он получил теологическую стипендию. Периодически ему приходилось прерывать учёбу и работать домашним учителем, что оказало значительной влияние на его будущие взгляды на семью и воспитание. По некоторым сведениям, одно время Снельман ходил в море, возможно с отцом. Во всяком случае, он был осведомлён в мореходстве и позднее работал диспашером, специалистом по морскому страхованию.

Весной 1828 г. Снельману исполнилось 22 года, и он мог бы сдавать экзамены на право служить пастором, однако ещё предыдущей весной он принял решение продолжать учёбу для получения степени кандидата философии. Он и до этого углублённо изучал историю и литературу, а благодаря своему товарищу Й. Я. Нервандеру и инспектору студенческого землячества профессору К. Г. Хельстрёму приобрёл некоторые познания в области физики и естественных наук. Также он выучил библейский греческий язык и латынь.

Лучшие дня



Посетило:155
Олег  Соколов
Браво, Людмила Марковна
Посетило:121
Людмила Гурченко
Актриса с детства
Посетило:101
Энн Хэтэуэй

При сдаче кандидатских экзаменов по философии и греческому языку Снелльман получил по этим дисциплинам высшие оценки. Греческий язык был основной изначальной специальностью куратора Снелльмана Й. Я. Тенгстрёма, ставшего впоследствии профессором философии, и многих других ведущих преподавателей университета, а также, основной дисциплиной Рунеберга, ставшего близким другом Снелльмана. Кроме того, энтузиазм вызвала освободительная война в Греции, и Россия, в состав которой в то время входила Финляндия, приняла сторону греков.

В сентябре 1827 года Абоская академия была уничтожена пожаром. После этого император Николай I решил перенести её в Гельсингфорс, где она возобновила свою работу в октябре 1828 г. как Александровский Императорский университет. Тогда Снелльман успешно сдал экзамен для получения стипендии. После этого он сосредоточился на фундаментальном изучении философии Гегеля. В это же время Тенгстрём как раз начал преподавать в качестве профессора философии, опираясь именно на систему Гегеля. В шведских же университетах, в отличие от Гельсингфорсского, в доминировал идеализм Шеллинга, что было связано с тамошней литературой. В Финляндии Тенгстрём, его друзья и ученики отличались от идейного мира Швеции в отношении литературы, философии и политики. Философские течения были связаны с развитием событий в Европе, ставшей ареной столкновений старой системы, заложенной на Венском конгрессе, с новыми революционными устремлениями.

В 1828 году профессуры теоретической и практической философии были объединены в одну должность, на которую был назначен Тенгстрём.

В 1831 году Снельман защитил кандидатскую диссертацию, в 1832 получил степень магистра, а в 1835 стал доцентом философии.

Субботнее общество

В начале 1830-х годов Снелльман тесно контактировал с другими студентами, проникшимися феннофильскими идеями. Единомышленники объединились в литературно-философский кружок «Субботнее общество», или «кружок Тенгстрёма», в состав которого вошли, вчастности, Рунеберг, его супруга Фредрика, Сакариас Топелиус, Нервандер и Цигнеус. Каждую субботу участники общества собирались в доме одного из его членов, и беседовали о литературе и философии. Главным предметом бесед была философия и эстетика Гегеля и её осмысление с точки зрения задач финского национального движения и развития литературы в Финляндии. Сначала обществом руководил Нервандер, затем — Рунеберг. В 1832 году был основан печатный орган «Субботнего общества» — газета «Гельсингфорс Моргонблад» (Гельсингфорсская утренняя газета). Однако Снелльман, будучи активным участником общества, тем не менее, не публиковался на страницах газеты из-за некоторых разногласий с возглавлявшим её Рунебергом. Вчастности, патриотизм Рунеберга был преисполнен благоговения перед родной природой, тогда как Снелльман считал дремучие финские леса скучными.

В этот период Снелльман обладал огромным влиянием как куратор и интеллектуальный лидер всего финского студенчества. В 1834 г. он стал исполняющим обязанности куратора большого студенческого землячества Похьянмаа, а когда оно разделилось, в 1837—1839 гг. был куратором землячества Северной Похьянмаа. Инспекторами землячеств был вначале Хельстрём, затем его сменил Тенгстрём.

До 1836 года года он также преподавал латынь в Гельсингфорсском лицее, основанном членами «Субботнего общества», и опубликовал небольшой учебник по латинскому языку.

После отъезда Рунеберга в Борго 1837 году кружок фактически прекратил своё существование.

За границей

После диссертаций, посвящённых абсолютности системы Гегеля и идее Лейбница о силе истории, в 1837 году Снелльман издал учебник «Введение в логику», содержавший изложение концепций «бытия» и «сущности», выдержанное в соответствии с теорией Гегеля. Вторая часть учебника была запланирована, однако так и не появилась. Тем не менее, работа заинтересовала стокгольмского книгоиздателя З. Хоггстрёма в публикации трёхтомного учебника по учению Гегеля. В 1837 году Снелльман издаёт в Стокгольме «Элементарный курс философии. Часть I, Психология», который появился на книжных прилавках в августе 1838 года. В 1840 году вышли вторая и третья части — «Логика» и «Теория права». В них Снелльман следовал за более капитальными трудами Гегеля, и основаны они были на доцентских лекциях Снелльмана.

Снелльман обладал огромным влиянием как куратор и неофициальный интеллектуальный лидер всей студенческой молодёжи Финляндии. Он активно выступал с позиции осознанной нравственности и пытался переориентировать студенчество в направлении укрепления общей нравственности, чувства ответственности и товарищества. В этом же духе позднее было выдержано его сочинение «Студент Финляндии. Приветствие новичкам», которое раздавалось не одному поколению финских студентов. Из-за приверженности идее университетской автономии в вопросах преподавания и своего принципиального упорства у Снелльмана стали возникать трения с руководством университета. Кроме того, Снелльман хотел читать дополнительные лекции на тему академической свободы, что было неприемлемо в то время, когда нагнетались страсти из-за «великого кураторского конфликта». В результате судебного процесса он получил репутацию скандалиста, хотя и не лишился своего положения. Позже, в 1840 году он издал в Швеции брошюру «Об университетской учёбе», основанную на этих его планировавшихся лекциях и получившую хождение главным образом в финском варианте. Позднее он неоднократно возвращался к этой теме в статьях, а также в лекциях, прочитанных в 1856 году.

В 1836 году Снелльман опубликовал в Швеции объёмную полемическую рецензию, а в 1837 году издал первую часть своего учебника. В 1837 году он опубликовал в Гельсингфорсе первый том литературного обозрения «Испанская муха» (швед. Spanska flygan), второй и третий номера которого вышли в 1840—1841 годах. Приехав в конце 1839 года в Стокгольм, Снелльман сразу стал помощником редактора еженедельника «Фрейя», войдя в ведущие литературно-политические круги Швеции. Статьи Снелльмана в журнале «Фрейя» быстро приобрели известность. Он не был согласен с радикальной линией газеты «Афтонбладет», но в то же время не присоединялся к правительственному фронту. В своих статьях Снелльман рассматривал проблему сеймовой реформы, таможенные вопросы, в целом понятия государства, сословия, корпорации, народного хозяйства, а также школьный вопрос. Он уделил внимание национальному движению чехов, венгров и других народов, писал о критике библии Д. Ф. Штрауса.

На рубеже 1839—1840 годов Снелльман написал «продолжение» к роману Альмквиста «Это возможно». В романе Снелльмана «Это возможно. Картинка из жизни. Продолжение» описывалась последующая история и распад пары любовников — героев романа Альмквиста. Снелльман предлагает выводы, соответствующие его учебнику по психологии, написанному в этот же период. Кроме того, он заложил основы представлений об обществе, которые затем изложил в труде «Учение о государстве» (1842). Позднее он вернулся к теме брака и любви в книге «Четыре венчания. Картины в манере Тербурга. Часть I. Любовь и любовь» (Стокгольм, 1843; немецкий перевод в 1844). Однако вторая и начало третьей части книги были изъяты из продажи и пущены в макулатуру.

Снелльман также хотел преподавать в Уппсале, однако получил отказ. В 1840 году он отправился в путешествие — вначале он посетил Копенгаген, в конце сентября 1840 приехал в Тюбинген, а в конце мая 1841 отправился в поездку по Европе, посетив Вену, Берлин, Мюнхен, Прагу, Дрезден и Лейпциг. В Тюбингене Снелльман написал книгу «Идея личности» (нем. Versuch einer speculativen Entwicklung der Idee der Persöhnlichkeit). Этот труд был связан с дебатами по философии религии, в ходе которых книга Штрауса внесла раскол в ряды последователей Гегеля и которые в целом породили большие научные и общественные дискуссии. В этот же период Снелльман знакомится с трудами Монтескьё, Макиавелли, Вольтера и Фейербаха. Также он продолжал изучать сочинения Спинозы и Гегеля. Взгляды Гегеля и Штрауса расходились в понимании «общего» и «особенного» в индивиде, и об этом Снелльман написал свою книгу.

Вернувшись в Стокгольм, Снелльман продолжил заниматься литературной деятельностью — писал статьи и обширные рецензии, предложил свои услуги в качестве переводчика и автора комментариев к основному труду Штрауса, поделился своими впечатлениями о поездке в книге «Германия. Описания и воспоминания о путешествии 1840—1841».

Пребывание в Германии и Стокгольме сыграло огромную роль в духовном развитии Снелльмана. Свои шведские встречи и впечатления он описал в цикле литературных портретов «Шведские силуэты», который был выпущен весной 1848 года в виде серии из четырёх больших статей в журнале «Литтературбладет». Важнейшими результатами зарубежных поездок Снелльмана стали его труды, посвящённые проблемам личности, а также его основной труд в области социальной философии — «Учение о государстве», изданный в Стокгольме в конце 1842 года.

Поездка за границу способствовала тому, что Снелльман увидел широкий горизонт и развитые экономику, политику и журналистику, познакомился с начинавшейся эрой «буржуазной публичности» и, таким образом, обрёл дистанцию, которая была необходима для критики ситуации в Финляндии.

Жизнь в Куопио

Помимо трудов европейских философов, большое влияние на Снелльмана и его взгляды оказала полемика о государственном статусе Финляндии, которую, опираясь на различные политологические и юридические аргументы, вели между собой И. Вассер и Й. Я. Нурдстрём, поддерживаемый А. И. Арвидссоном. Воодушевившись венгерскими, чешскими и ирландскими дискуссиями по национальным вопросам, Снелльман уже летом 1840 года в письме к своим друзьям критиковал финляндское общество и социальную пропасть, отделявшую привилегированные сословия и университет от простого народа, которую он понимал прежде всего как языковой вопрос.

В конце 1842 года Снелльман вернулся в Финляндию. Как и прежде, он стал читать лекции в университете, одновременно стараясь найти удобный случай изложить свои социальные взгляды в журналистской форме. Однако консул Г. О. Васениус отказал ему в должности второго редактора газеты «Гельсингфорс Тиднингар» (наряду с Топелиусом). Тем не менее, весной 1843 года Снелльман был назначен ректором средней школы Куопио, где была типография, но не было местной газеты. Единственной публикацией, подписанной Снелльманом в тот период, стала небольшая заметка 4 декабря 1843 года, извещавшая об издании газеты «Сайма». Газета стала выходить с января 1844 года.

Ещё в «Спанска Флюган», а затем в Швеции Снелльман критиковал другие периодические издания, и это также стало характерной чертой «Саймы». Газета отражала требования нового, индустриализированного и современного общества, критикуя при этом старое, существующее общество. Однако, по мнению Топелиуса, программа Снелльмана была утопична и преждевременна с точки зрения условий и возможностей Финляндии того времени. Сам Снелльман, вероятно, видел преимущество жизни в провинции, где он мог проводить более жёсткую линию, тогда как в Гельсингфорсе его было бы легче заставить идти на уступки. Программа газеты «Сайма» представляла собой адаптацию идей «Учения о государстве» и «Фрейи» к финским условиям, при этом из политических соображений эти идеи подавались в полемическом ключе. Снелльман применил к Финляндии дебаты, которые велись вокруг национальной идеи у чехов и венгров, дополнив идеи, навеянные ситуацией в провинции Саво. Ранее он усвоил взгляды на народное хозяйство и на активизацию народных масс, и в результате наряду с «Саймой» возникло издание «Друг крестьянина», в первых номерах которого давались советы по строительству хлевов, а также присутствовали размышления о происхождении финнов, тогда как в первом номере «Саймы» основное внимание было уделено «Истории рабочего класса» Гранье де Кассаньяка и перспективам обновления историографии, открываемым этим трудом. Основу «Саймы» составляли статьи, связанные с проблемами воспитания, женского образования, школ и университета. Много места отводилось также обзорам зарубежной, прежде всего шведской, литературы.

С лета 1845 года генерал-губернатор князь Меншиков начал следить за статьями из газеты «Сайма», которые для него переводились. Он приказал написать Снелльману, что с предложениями, затрагивающими улучшения в общественной жизни, следует обращаться непосредственно к властям, а не вызывать публичное недовольство «нынешним положением страны». А весной 1846 года к газете был приставлен строгий цензор. Чиновников не устраивал прежде всего резкий и саркастический тон Снелльмана, подрывавший их авторитет. Этот аспект стал ещё существеннее с обострением общеполитической ситуации в Европе весной и летом 1846 года в связи с восстанием в Кракове, деятельностью «профессорского парламента» в Германии, а также из-за Шлезвиг-Гольштинского вопроса. Всё это так или иначе было связано с интересами России. В конце 1846 года Сенат отменил разрешение на издательство «Саймы». Однако в начале 1847 года Снелльман получил возможность распространять свои взгляды в ежемесячном журнале «Литтературблад» («Литературный листок для всеобщего гражданского просвещения»). Официально издателем журнала являлся Элиас Лённрот. Летом 1847 года Снелльман совместно с Э. Й. Ленгманом предпринимает поездку в Германию, Францию, Бельгию и Англию с целью ознакомления с лесной промышленностью.

18 ноября 1845 года Снелльман вступил в брак с семнадцатилетней Йоханной Ловисой Веннберг (14 января 1828 — 4 июня 1857)[2], дочерью аптекаря из Куопио Андерса Веннберга и Авроры Олсон. В браке родилось пятеро детей — Ханна (р. 22.11.1846), Андерс Хенрик (р. 16.8.1848), Йохан Людвиг (р. 14.3.1850), Вильгельм (р. 6.10.1851) и Карл (р. в 1855). Андерс Хенрик Снелльман (ум. в 1911) был членом судебного департамента Сената в 1905—1909 годах, а Карл Снелльман (ум. в 1828) был директором Национальной дорожной администрации Финляндии в 1909-1925 годах. В 1917 году Карл Снелльман получил звание действительного государственного советника.

Снелльман работал на своей должности в школе в Куопио до конца 1849 года.




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Секс-символ Франции
Посетило:430
Ален Делон
Не только талантливый артист, но и замечательный режиссер
Посетило:450
Итан Хоук
Карьера на одной сцене
Посетило:425
Карло Коссута

Добавьте свою новость

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history