Семён Хайкин

Semen Haykin

Фотография Семён Хайкин (photo Semen Haykin)

Россия
Дата смерти: 30.07.1968 года
Россия

Гражданство: Россия

советский физик и радиоастроном

Советский физик и радиоастроном, доктор физико-математических наук. Брат Б. Э. Хайкина.

01.04.2009

В 1919—1924 годах служил в рядах Красной Армии. В 1928 году окончил физико-математический факультет Московского университета. В 1930—1946 годах работал в Московском университете (с 1935 — профессор, в 1931—1933 — заместитель директора Института физики университета, в 1934—1937 — декан физического факультета, в 1937—1946 — заведующий кафедрой общей физики, руководитель лаборатории по разработке фазовой радиолокации и радионавигации). В 1945—1953 годах работал в Физическом институте АН СССР (заведующий сектором радиоастрономии в лаборатории колебаний). В 1948—1949 годах руководил созданием первой советской радиоастрономической станции в Крыму. В 1953 году создал в Пулковской обсерватории отдел радиоастрономии, которым заведовал до конца жизни.

Семён Хайкин фотография

Воспитанник научной школы академиков Мандельштама и Папалекси. Внёс большой вклад в развитие теории колебаний и теоретической радиотехники. Основоположник отечественной экспериментальной радиоастрономии, первооткрыватель радиоизлучения солнечной короны. В 1947 году возглавил экспедицию в Бразилию, где впервые в мире были проведены наблюдения полного затмения Солнца в радиодиапазоне. В 1956 году в Пулковской обсерватории по идее и под руководством Хайкина был сооружён радиотелескоп с антенной переменного профиля. С его помощью была обнаружена и изучена сильная круговая поляризация излучения активных областей Солнца, подробно исследованы «радиопятна», обнаружена и изучена линейная поляризация теплового радиоизлучения Луны в сантиметровом диапазоне, оценена «шероховатость» лунной поверхности, впервые исследовано распределение радиояркости по диску Венеры, проведены исследования структуры мощных радиационных поясов Юпитера, выполнены прецизионные измерения координат внегалактических радиоисточников и обнаружено, что более 40 % ярких источников в сантиметровом диапазоне имеют квазизвездную природу, детально исследовались структура и поляризация сложных внегалактических источников. Руководил разработкой проекта радиотелескопа РАТАН-600. Проводил большую научно-организаторскую и педагогическую работу.

Публикации

Андронов А. А., Витт А. А., Хайкин С. Э. Теория колебаний, 1937.

Хайкин С. Э. Что такое силы инерции. Физическое введение в механику.- М.-Л.: ГТТИ, 1939.-120 с.

Хайкин С. Э. Механика.- М.-Л.: ГТТИ, 1940.- 371 с.

Хайкин С. Э. Электромагнитные колебания и волны.- М.-Л.: Гос. энерг. изд-во, 1959.

Хайкин С. Э. Словарь радиолюбителя.- М.-Л.: Энергия, 1960. — 608 с.

Путь самурая
Кен Ватанабе
Энтони Майкл Холл. Биография
Энтони Майкл Холл
Главный тренер ФК 'Спартак'
Дмитрий Аленичев

Хайкин С. Э. Электромагнитные колебания и волны.- М.-Л.: Энергия, 1964.

Хайкин С. Э. Силы инерции и невесомость.- М.: Наука, 1967.

Хайкин С. Э. Физические основы механики. Учеб. пособие для студ. ун-тов. — М.: Физматгиз, 1963, М.: Наука, 1971.

Хайкин С. Э., Кайдановский Н. Л., Есепкина Н. А., Шиврис О. Н. Большой пулковский радиотелескоп//Известия ГАО АН СССР