Людибиографии, истории, факты, фотографии

Борис Вышеславцев

   /   

Boris Vysheslavtsev

   /
             
Фотография Борис Вышеславцев (photo Boris Vysheslavtsev)
   

День рождения: 30.10.1877 года
Возраст: 76 лет
Место рождения: Москва, Россия
Дата смерти: 05.10.1954 года
Место смерти: Женева, США

Гражданство: Россия

Биография

Русский философ

В 1914 защитил магистерскую диссертацию Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print

08.08.2003

ВЫШЕСЛАВЦЕВ, БОРИС ПЕТРОВИЧ (1877–1954), русский философ. Родился в Москве 3 (15) октября 1877. В 1899 окончил юридический факультет Московского университета, продолжил образование в Марбурге у П.Наторпа и Г.Когена. В 1914 защитил магистерскую диссертацию Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии. С 1917 – профессор философии права Московского университета. В 1922 был выслан из России. Преподавал в основанной Н.А.Бердяевым Религиозно-философской академии в Берлине, в Богословском институте в Париже, работал редактором в издательстве ИМКА-Пресс. С 1925 – один из редакторов религиозно-философского журнала «Путь». В 1950-е годы сотрудничал с Национально-трудовым союзом (НТС). Основные произведения Вышеславцева эмигрантского периода: Этика преображенного Эроса. Проблемы Закона и Благодати, 1931; Кризис индустриальной культуры, 1953; Вечное в русской философии, 1955. Умер Вышеславцев в Женеве 5 октября 1954.

Уже в своей книге о Фихте, положительно характеризуя принципы трансцендентального идеализма, Вышеславцев особо подчеркивал «иррациональные» элементы в фихтеанстве и значение интуиции в познании. «Тема метафизики – вся таинственная беспредельность, развертывающаяся в интуиции». Интуиция оказывается своего рода «прорывом» к абсолютному, которое «не дано в понятиях». Этот интерес к иррациональному в бытии и познании получил развитие в последующем творчестве Вышеславцева. В Этике преображенного Эроса он утверждал, что «мы окружены непознаваемым и недоказуемым», что «иррациональная глубина бытия смотрит на нас отовсюду». В то же время для Вышеславцева «иррациональное» отнюдь не противостоит разуму, а, напротив, является «основой» разумности в мире и в человеке: «Это Абсолютное, будучи иррациональным, лежит в основе рационального как его основание». В этом отношении философская позиция Вышеславцева близка метафизике всеединства (особенно учению о «непостижимом» С.Л.Франка).

Реклама:

В опыте построения нравственной метафизики Вышеславцев обращался к психоаналитическим теориям Фрейда и Юнга. Традиция нормативной этики («этики закона»), считал он, оказалась подорванной в самих своих основах благодаря учению о «бессознательном». Кантианский долг апеллирует исключительно к разуму и совершенно игнорирует иррациональное, бессознательное начало в человеческой душе. Основой «новой», творческой этики, по Вышеславцеву, должна стать «преображающая сила воображения». Психоаналитическая «сублимация», в его трактовке, фиксирует ту же динамику психической жизни, которая в христианской мистике выступает как процесс духовного преображения и «обожения» личности. Новая этика, «преодолевающая морализм», соединяет эти две традиции и оказывается способной «преображать и сублимировать». Иррациональное (эротическое) и рациональное в человеке образуют единую основу его этической позиции и нравственных действий. Принципиальным же недостатком психоаналитического понимания «сублимации» является, согласно Вышеславцеву, отсутствие в теории Фрейда метафизической «вертикали»: нет Абсолюта, нет богочеловеческого процесса и, соответственно, нет высшей (возвышающей) цели для сублимации, которая в «плоскостно»-позитивистском варианте оказывается либо хаотически-витальным актом, либо обретает вполне «технологический» смысл в системе психоаналитической практики. К философам, которые отстаивали метафизический смысл «бессознательного» и, одновременно, признавали человеческую свободу (свободу «произвола», «абсолютного выбора»), Вышеславцев в первую очередь относил Н.Гартмана. Для самого Вышеславцева обращение к бессознательному – это движение к Абсолюту, к «очевидности иррациональной глубины бытия». Без такой «возвышающей» цели человек оказывается «закованным в самом себе», «пойманным в заколдованном кругу самосознания». В конечном счете, согласно Вышеславцеву, сама человеческая свобода раскрывается в отношении к Абсолюту и есть не что иное, как «свободная зависимость».




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Валерий Ободзинский не просто пел про любовь. Он ее проповедовал
Посетило:370
Валерий Ободзинский
Анна Павлова: Танцующий бриллиант или ожившее вдохновение
Посетило:351
Анна Павлова
Ярчайшая звезда украинской эстрады
Посетило:340
Тина Кароль

Добавьте свою новость

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history