Людибиографии, истории, факты, фотографии

Милорад Павич

   /   

Milorad Pavic

   /
             
Фотография Милорад Павич (photo Milorad Pavic)
   

День рождения: 15.10.1929 года
Место рождения: Белград, Сербия
Дата смерти: 30.11.2009 года
Место смерти: Белград, Сербия
Возраст: 80 лет

Гражданство: Сербия
Соцсети:


Пишущие женщины удивляют талантом и образованностью

Сербский поэт, писатель, переводчик и историк сербской литературы XVII—XIX вв.

15 октября исполняется 80 лет знаменитому сербскому постмодернисту

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

16.10.2009

Автор романов "Хазарский словарь", "Пейзаж, нарисованный чаем", "Внутренняя сторона ветра", "Другое тело", "Бумажный театр", теоретик и практик нелинейной прозы, придумавший писать роман-лексикон, роман-гадание, роман-клепсидру, роман-дельту и много чего еще, должен был летом приехать в Москву. Но, к сожалению, писатель уже в аэропорту почувствовал себя плохо, и визит был отменен. Что не отменяет выхода его новых книг. На днях на русском языке вышел его роман "Мушка" (рецензию читайте в ближайших номерах "Известий"), а в ноябре выходит сборник его публицистики "Биография Белграда". В книгу среди прочего вошли эссе о том, как писались самые известные его романы, размышления писателя о том, как изменился читатель и что ждет книгу в ближайшем будущем. "Известия" эксклюзивно публикуют отрывки из книги, которую впервые на русском языке в ноябре выпустит издательство "Амфора".

Милорад Павич фотография
Милорад Павич фотография

Если я не ошибаюсь, дело было весенним утром в 1979 году. Солнце заливало спальню, в которой стояла кровать, покрытая сиреневым бархатным покрывалом. На ней я разложил 47 листов бумаги. На каждом было написано одно из названий 47 статей или глав той книги, которую я тогда писал. У книги уже было имя. Она называлась "Хазарский словарь". В комнату вошел один из моих сыновей и с удивлением спросил:

Реклама:

- Папа, что это ты делаешь?

Я не знал, как ответить на его вопрос. В то время компьютеры еще не вошли в обиход, не было этого устройства и у нас дома. А я писал нечто такое, что было бы удобно читать с помощью компьютерной клавиатуры. Сегодня тех, кто пишет такие нелинейные тексты, во всем мире называют электронными писателями. К их числу, благодаря некоторым моим произведениям, отношусь и я.

Суть дела в том, что наш способ чтения, который практиковался в течение тысячелетий, в настоящее время уже несколько устарел и может быть изменен. Для этого писатель должен уступить часть своей работы читателю, сделав его более равноправным участником процесса создания литературного произведения. Надо предоставить читателю возможность самому прокладывать себе путь в романе, стихотворении или рассказе, содержание которых может меняться в зависимости от того, какая карта чтения будет выбрана. Сегодня теория литературы называет этот процесс по-разному (hypertext, nonlinear narratives, interactive fiction, la litterature a contrainte, при том что последний французский термин имеет более широкое значение).

Однако тот, кто хочет изменить способ чтения романа, должен изменить и способ его написания. Надо создать такое произведение, которым можно пользоваться как интерактивной прозой. Это требует совершенно другой, новой техники написания романа или рассказа - техники, которая заранее предусматривает и обеспечивает разные ходы в чтении произведения.

* * *

На книжной ярмарке в разговоре о моем только что вышедшем романе-таро ("Последняя любовь в Константинополе". - "Известия"), который может служить также пособием по гаданию, один приятель спросил меня, можно ли гадать на компьютере. Я ответил в основном утвердительно и послал ему синопсис моего романа, объясняющий, как сделать из романа компьютерную карточную игру. В отличие от множества других компьютерных игр с картами это был особый случай, который позволял установить связь компьютера не только с гаданием, но и с романом на компактном диске.

Лучшие дня

Яркий имидж и заметный стиль
Посетило:4568
Бадди Роджерс
Виват, Капитан Америка
Посетило:3435
Кристофер Эванс
Кто разработал и испытал акваланг?
Посетило:3181
Жак Ив Кусто

И вот что произошло позже с этим моим кратким синопсисом. Вопрос, поставленный в названии этой статьи, задал мне и мой лондонский издатель, и я послал ему тот же вышеупомянутый синопсис. Когда роман "Последняя любовь в Константинополе" был издан на английском языке в 1998 году в Лондоне издательством Питера Оуэна, а в 1999 году в Соединенных Штатах Америки издательством "Дифур", оказалось, что оба издателя то ли по какому-то недоразумению, то ли намеренно напечатали вместе с романом тот текст о гадании с помощью компьютера, который я привожу ниже:

1. Чтение. На экране появляется титульная страница романа. Если щелкнуть мышкой на имени автора, он кратко объяснит вам, что такое таро (с. 5-6 романа). Если щелкнуть на названии ("Последняя любовь в Константинополе"), вам будут предложены два варианта: первый - чтение романа по порядку, второй - дважды щелкнув мышкой, вы получаете разложенные веером карты. Как только с помощью мышки вы выберете интересующую вас карту, появится соответствующая глава. Если щелкнуть на подзаголовке "Пособие по гаданию", вы можете гадать (предсказывать судьбу) с помощью карт.

2. Гадание. Компьютер предлагает вам разные способы раскладывания карт (Магический крест, Большая триада, Кельтский крест и т.д. См. с. романа 187-189). Выберете один из них. У вас будет три возможности.

А) Если вы хотите гадать сами, возьмите свои карты таро, положите их на ночь под подушку, а на следующий день перетасуйте и "срежьте" колоду. Внесите в компьютер карты в том порядке, в каком они оказались после перетасовки. После этого он разложит их перед вами веером рубашкой вверх, и вы сможете выбрать те, по которым будете гадать. Если вы решили раскладывать их Магическим крестом, щелкните на "Магическом кресте", и перед вами появится схема с объяснением (с. 187 романа). Выберете пять карт, и компьютер разложит их по схеме "Магического креста", причем цифры на их рубашках покажут вам, в какой последовательности следует открывать карты. Чтобы карта открылась, щелкните на ней мышкой, и она повернется лицом, таким образом вы откроете все карты по схеме "Магического креста", то есть в соответствии с указанными на рубашках цифрами. Как только карта перед вами открылась, вы можете получить ее толкование (оно находится в конце книги на с. 191-192 романа), причем толкование будет прочитано женским голосом, если карта легла правильно, и мужским голосом, если она перевернута (цифрой вниз). По желанию можно поменять голоса. Дважды щелкнув мышкой на открытой карте, вы откроете соответствующую главу романа, ту, что относится к данному ключу и дает более широкое его толкование (с. 9-183 романа). По вашему выбору вы можете прочитать главу сами или прослушать ее.

Б) Если вы хотите, чтобы вам погадал кто-то другой, оставьте колоду на ночь у себя под подушкой, а на следующее утро тот, кто будет вам гадать, должен перетасовать и "срезать" ее левой рукой. Он же должен внести в компьютер последовательность карт в колоде, после чего компьютер разложит их веером по столу. Вы будете выбирать карты, но они будут разложены по той схеме, которую выберет гадающий. Именно он должен открывать карты с помощью мышки и находить толкование ключей.

В) Если вы хотите, чтобы судьбу вам предсказал компьютер (правда, я вам этого не советую), доверьте ему то, что доверили бы лицу, которое вам гадает (вариант Б).

* * *

В романе "Пейзаж, нарисованный чаем" героиня влюбляется в читателя. А он в ответ на это в конце книги убивает ее. Однако роман может иметь и другую развязку - happy end, если книгой увлеклась читательница, героиня спасется и будет жить. А спасет ли книгу "женская литература"? Мы не знаем ответа на этот вопрос, но факт остается фактом: на заре XXI века наблюдается бум в женской литературной деятельности.

Еще в XVIII веке успех романа во многом зависел от женской читательской публики, зачастую обладавшей весьма скромными интеллектуальными способностями, о чем свидетельствует и специальный литературный термин - "роман для служанок с черной лестницы".

Сегодня, на заре нового тысячелетия, мы столкнулись с новым явлением - никогда в истории чтения еще не бывало такого количества женщин-писателей столь высокого уровня (...). Пишущие женщины удивляют своим числом, своим талантом и своей образованностью. Они появились внезапно и стали существенным фактором современных литературных событий. Первыми их открыли читатели...




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели

Интеллектуалка из Голливуда
Посетило:11735
Натали Портман
Неугомонный Джонни Депп
Посетило:5668
Джонни Депп
Джуди Гарленд: С песней по жизни
Посетило:8543
Джуди Гарленд

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history