Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ћоше ћаймонид

   /   

Moshe Maimonides

   /
             
‘отографи€ ћоше ћаймонид (photo Moshe Maimonides)
   

ƒень рождени€: 01.01.1135 года
ћесто рождени€:  ордова, ≈гипет
ƒата смерти: 13.12.1204 года
ћесто смерти: ‘устат, ≈гипет
¬озраст: 69 лет

√ражданство: ≈гипет

∆Єсткий учитель и искатель истины

≈врейский философ и богослов Ч талмудист

” него много имен. Ќа европейских €зыках его знают как ћаймонида. ¬ еврейской литературе как –амбама Ц аббревиатура слов Ђрабейну (наш учитель) ћоше бен ћаймонї. ¬ арабской литературе он известен под именем јбу »мран ћуса бен ћаймун ибн јбд-јлла аль  уртуби, в древнерусской Ц как ћоисей ≈гипетский. —лава его разнеслась не только в еврейском, но и в мусульманском, христианском мире, а личность и труды вызывали €ростные споры, доходившие до прокл€тий и сожжени€ книг.

03.04.2005

 акого масштаба и звучани€ должны быть личность и труды человека, чтобы восемь столетий спуст€ после его смерти цивилизованный мир вспоминал о нем и отдавал дань его заслугам.

ћоше ћаймонид фотографи€
ћоше ћаймонид фотографи€

Ќеобозрима вереница лет, увод€ща€ нас в глубины времени, в декабрь 1204 года, когда под  аиром скончалс€ придворный врач султана и руководитель еврейской общины ≈гипта ћоше бен ћаймон. ≈го останки перевезли в ѕалестину и погребли в “верии, где могила и по сей день служит объектом паломничества.

„то же сделал этот человек?

√овор€т, что религиозные евреи, идучи на смерть в нацистских лагер€х уничтожени€, пели јни мааним Ц молитву, основанную на тринадцати догматах веры, сформулированных ћаймонидом.  ажда€ из тринадцати частей молитвы начинаетс€ формулой ани мааним бе-эмуна шлема Ц верую полной верой. ѕели же перед смертью обычно двенадцатый догмат: ¬ерую полной верой в пришествие ћессии, хот€ он и медлит. ѕри всем том € каждый день надеюсь, что он придет.

¬ера в пришествие ћессии лишь часть догматического комплекса ћаймонида. ќстальные его слагаемые можно свести к трем основным категори€м.

1. Ѕ-г, ≈го существование, единство, бестелесность, вечность и запрещение идолопоклонства.

2. «акон, пророчество, неповторимость пророчества ћоисе€, Ѕ-жественное происхождение письменного и устного «акона, его вечность и неизменность.

3. ¬еровани€ о награде и наказании, вездесущность Ѕ-га, Ѕ-жественное возда€ние за добро и зло, и, наконец, приход ћессии и воскресение мертвых.

Ћучшие дн€

Ћучший Ђрок-голосї 80-х
ѕосетило:8982
Ѕилли јйдол
ƒжем ћэйс - ќтец современного бокса
ѕосетило:8970
ƒжем ћэйс
ёрий яковлев: '¬ кино € гость, в театре € на равных'
ѕосетило:6736
ёрий яковлев

»зложив в своей знаменитой книге ѕовторение закона (ћишне “ора) главные догматы еврейской веры, ћаймонид определил также нравственные об€занности, вытекающие из этих догматов дл€ каждого человека.

ѕрежде всего, он - выдающийс€ кодификатор ”стного «акона.   XII веку многотомный “алмуд представл€л собой огромную и беспор€дочную массу законов, нравоучений, сводов научных знаний, на изучение которых надо было затратить целую жизнь. Ѕолее того, творцы ћишны и √емары Ц этих двух частей “алмуда Ц нередко противоречили друг другу, и вывести из их мнений и рассуждений точные правила повседневной жизни было довольно трудно.

ћаймонид поставил перед собой задачу классифицировать всю талмудическую и послеталмудическую литературу и на основании “оры и “алмуда составить полный свод еврейских законов и поучений, дав руководство по решению спорных вопросов в области права и ритуала.

≈го капитальный, состо€щий из четырнадцати книг труд ѕовторение закона выполн€ет эту задачу. “ем самым была заложена основа дл€ составлени€ последующих кодексов и доведени€ законодательства и ритуала, регулирующих жизнь р€дового евре€, до его сознани€. Ѕлагодар€ своду законов ћаймонида талмудическое законодательство окончательно утвердилось среди евреев, а ћишне “ора сделалась необходимым пособием дл€ вс€кого раввина, судьи и главы общины.

—обственно, одной лишь этой книги достаточно дл€ того, чтобы стать главным делом жизни законоучител€. Ќо есть ведь еще другой великий труд, оставивший след в духовной жизни человечества, Ц ѕутеводитель растер€нных (ћоре небухим), где ћаймонид предстает во всей глубине и остроте своей философской мысли.

„то означает такое странное название? Ќазначение этого сочинени€, Ц пишет ћаймонид, Ц поощрение понимани€ истинного духа закона и руководство теми верующими, которые, остава€сь верными “оре, изучали вместе с тем философию и поражены противоречи€ми между истинами философии и буквальным смыслом “оры. ¬от откуда состо€ние растер€нности.

ƒругой вариант перевода названи€ этого труда, в котором мыслитель поставил перед собой задачу примирить истины откровени€ с истинами разума, Ќаставник колеблющихс€.

¬рач, мудрец, руководитель

 ак верующий еврей ћаймонид преклон€етс€ перед учением ћоисе€ и пророков, как мысл€щий человек признает учение јристотел€ и других греческих философов. ќсновна€ мысль книги состоит в том, что чиста€ религи€ и чистый разум во всем согласны между собой. » религи€, и разум признают существование Ѕ-га как причины или начала вс€кого Ѕыти€ и стрем€тс€ довести человека до высшего совершенства. ѕодобно другим философам, сформировавшим западную мысль, Ц ‘илону јлександрийскому и ‘оме јквинскому Ц ћаймонид стремилс€ согласовать основанный на вере сакральный мир ѕисани€ и мир греков, запечатленный в различных философских системах, согласовать јфины и »ерусалим.

ћоре небухим €вилось венцом как еврейского вероучени€, так и еврейской средневековой религиозной философии. » недаром эту книгу изучали не только евреи, но и христиане (в латинском переводе), и мусульмане.

≈сли в ћишне “ора перед нами выдающийс€ кодификатор «акона, жесткий и точный вероучитель, то в ћоре небухим Ц философ, искатель истины, наставник колеблющихс€.

≈сть еще и третий лик Ц духовного руководител€ народа, гор€чо люб€щего его и наделенного чувством ответственности за его судьбу. ћногочисленные респонсы Ц письменные разъ€снени€ по различным правовым вопросам Ц отражают центральную роль ћаймонида в общинной жизни евреев как ≈гипта, так и других стран. Ќекоторые из них Ц поразительные человеческие документы, отражающие гуманизм и широту мышлени€ их автора.

»менно таков респонс, направленный нормандцу-прозелиту (новообращенному) ќвадии, спрашивающему, может ли он считать себ€ евреем в полном смысле этого слова. ѕроника€сь чувствами этого одинокого и неуверенного человека, ћаймонид пишет ему, что никакой разницы между евреем по рождению и тем, кто прин€л еврейство, нет. јвраам Ц отец всех праведных, всех идущих его пут€ми.

Ќо и этим не исчерпываетс€ облик ћаймонида. ќн еще и выдающийс€ врач, последователь √иппократа и √алена, осуждающий применение чар, заклинаний и амулетов, высказывающийс€ против слепой веры в авторитеты и поощр€ющий в своих учениках склонность к наблюдению и критическому размышлению. —охранились многие медицинские сочинени€ ћаймонида и в том числе “рактат об астме.

 ак он успевал все Ц писать, лечить, руководить общиной? ¬ одном из писем ћаймонид рассказывает о том, как проходит его день: —ултан живет в новом  аире, а € в ‘остате (старом городе). ≈жедневно по утрам € об€зан €вл€тьс€ ко двору. ≈сли заболеет султан или кто-либо из жен или детей его, € остаюсь там почти целый день. Ќо и в те дни, когда все благополучно, € могу возвращатьс€ в ‘остат только после полудн€. “ам € уже застаю в прихожей своего дома массу людей Ц магометан и евреев, важных особ и простолюдинов, судей и чиновников, дожидающихс€ моего возвращени€. я слезаю с осла, умываюсь и выхожу к ним, извин€€сь и прос€ их подождать, пока € что-нибудь поем. «атем выхожу к больным, чтобы лечить их, и прописываю рецепты. ¬ечером € чувствую крайнюю усталость и все-таки веду ученую беседу, иногда до двух часов ночи. “олько по субботам € имею возможность беседовать с членами общины и давать им наставлени€ на всю неделю.

ѕодобна€ многогранность образа, которую впоследствии называли ренессансной, характерна дл€ многих выдающихс€ евреев средневековой »спании и ¬остока. ќни были часто врачами, министрами и одновременно учеными-талмудистами и руководител€ми общин.

ѕрин€ть ислам или умереть

∆изнь ћаймонида была полна скитаний и т€желых испытаний, характерных дл€ евреев того времени, полного как исламского, так и христианского фанатизма. ќн родилс€ в 1135 году в мусульманской части »спании, в  ордове, где его отец был духовным судьей общины и выдающимс€ талмудистом. »спанское еврейство той поры жило напр€женной духовной жизнью, выдвинув из своей среды множество великих ученых, философов и поэтов. » юный ћаймонид полностью использует возможности этой среды дл€ своего образовани€, много читает по-арабски и по-еврейски, ревностно изучает “алмуд, философию, естественные науки.

¬скоре  ордова подпадает под власть мусульманских фанатиков-альмахидов, и семь€ вынуждена покинуть город, пересел€етс€ в —еверную јфрику, в город ‘ес, на территорию нынешнего ћарокко. ќднако и там их преследует требование прин€ть ислам или умереть. ѕриходитс€ предприн€ть полное опасностей морское путешествие, чтобы попасть в ѕалестину. Ќо здесь владычествуют крестоносцы, чей религиозный фанатизм не уступает мусульманскому. ¬ конце концов семь€ посел€етс€ в ‘остате под  аиром, где, суд€ по всему, про€вл€лась некотора€ веротерпимость, а победитель крестоносцев султан —аладин имел славу просвещенного властител€. «десь семью ожидает разорение: во врем€ кораблекрушени€ погибает младший брат ћаймонида, а вместе с ним гибнет и все его состо€ние, заключавшеес€ в бриллиантах, которыми он торговал. ѕомощь брата давала ћоисею спокойно заниматьс€ духовной и литературной де€тельностью.

ѕриходилось искать средства существовани€, и молодой раввин становитс€ врачом, да каким Ц одним из лучших медиков своего времени, получившим в конце концов приглашение ко двору —аладина. √овор€т, что подобное предложение ему делал и –ичард Ћьвиное —ердце, но ћаймонид предпочел христианскому двору мусульманский.

ѕоразительна судьба творений ћаймонида. ≈го законченна€ религиозно-философска€ система, согласующа€ иудаизм и философию, была определенным этапом на пути духовного развити€ человечества, где рациональное начало конфронтировало с мистическим, а Ѕ-жественна€ мудрость противопоставл€лась мудрости человеческой. ¬ Ђћишне “ораї традиционалисты видели попытку заменить изучение “алмуда, составл€вшее смысл существовани€ многочисленных духовных академий (ешив), систематическим кодексом, подмен€ющим иудейскую духовную образованность.

Ќо еще больше споров, начавшихс€ еще при жизни философа и продолжившихс€ после его смерти, вызывала ћоре небухим Ц эта вершина средневекового духовного рационализма. ќни касались отношений между разумом и рационалистической философией с одной стороны и верой и традицией Ц с другой.

Ёто была борьба двух мировоззрений, различных как в религиозном, так и в этическом смысле. ѕротивники ћаймонида укор€ли его сторонников в том, что они относ€тс€ с большим уважением к греческой философии, чем к талмудической мудрости, пренебрегают религиозными предписани€ми, уверив себ€ в том, что им известен сокровенный смысл этих предписаний, что они переступают границы дозволенного в своих аллегорических толковани€х —в€щенного ѕисани€. ¬ ответ слышались обвинени€ в том, что противники ћаймонида преп€тствуют научно-философскому постижению природы и “оры, которое €вл€етс€ единственным источником религиозного познани€, что они в своих веровани€х отступают от монотеизма. —обственно, и возникновение каббалы, этого великого мистического учени€, впитавшего в себ€ антиаристотелевское начало, содержавшеес€ в неоплатонизме, было ответом на распространение маймонидовского рационализма. «десь шел извечный спор между верой и разумом, который в разных интеллектуальных обличь€х продолжаетс€ и по сей день.

» недаром уже в XX веке в еврейской мысли получила хождение теори€ оппозиции двух начал национальной еврейской истории: демократической религии чувства и умственного аристократизма Ц рационализма. ≈сли в XIII веке против философии ћаймонида и сухой схоластики “алмуда выступала мистическа€ каббала, то в XVI Ц XVIII веках эта оппозици€ выступала в сочинени€х —пинозы с одной стороны, и в мессианских движени€х и хасидизме Ц с другой. ћожно продолжить подобного рода сопоставлени€, напомнить о том, что в нынешние времена мессианские ча€ни€ народа воплотились в политическом сионизме, что еврейска€ мысль породила религиозный экзистенциализм Ўестова и Ѕубера.

¬озвраща€сь к ћаймониду, скажем в заключение, что его литературное наследие становитс€ все более доступным дл€ русско€зычного читател€. ¬озрождение после более чем полувекового перерыва русской иудаики привело в возникновению в »зраиле и –оссии школы философов, историков и теологов, чьими старани€ми по€вл€ютс€ новые переводы ћаймонида.

правильное название молитвы
sveta 28.02.2007 12:51:28
ѕравильное название молитвы "ани маамин" (€ верю).




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ѕравила питани€ от Ѕрюса Ћи
ѕосетило:72686
Ѕрюс Ћи
√алина ѕрозуменщикова. Ѕиографи€
ѕосетило:18324
√алина ѕрозуменщикова
ёрий ¬ойнов. Ѕиографи€
ѕосетило:9545
ёрий ¬ойнов

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru