
Национальный музей антропологии - важнейший государственный музей Мексики, - расположен в парке Чапультепек в Мехико и содержит уникальную коллекцию археологических экспонатов доколумбовой эпохи.

Площадь музея достигает 8 гектаров, а здание, в котором он находится, представляет собой внушительное сооружение из 23 выставочных залов, опоясывающих внутренний двор с фонтаном.

На этой обширной территории разместилась крупнейшая в мире коллекция месоамериканского искусства: культуры народов майя, ацтеков, ольмеков, тольтеков, сапотеков и других народов древней Мексики

Зал майя Одна из древнейших цивилизаций Центральной Америки начала формироваться в предклассическую эру (2000 г. до н.э. - 250 г. н.э.), а к моменту прибытия конкистадоров уже находилась в глубоком упадке.

Майя строили каменные города, многие из которых были покинуты задолго до прихода европейцев, другие были обитаемы и после.

На фото - фасады храмов майя. Они были срезаны «черными археологами» и вывезены в США для частных коллекционеров. Однако впоследствии возвращены полицией властям Мексики.

Ныне часть фасадов выставлена здесь, в парке Чапультепек. Более того - из «конфиската» во дворе музея собран небольшой храм, принадлежащий культуре майя.

Помимо архитектуры майя достигли большого успеха в изобразительном и других прикладных искусствах.

На фото - ритуальный обсидиановый нож. Колюще-режущие орудия майя, не умеющие выплавлять железо, изготавливали именно из обсидиана, секрет обработки которого не известен до сих пор.

Кроме того, цивилизация известна своими изумительными фресками. Что касается прочих наук, майя имели глубокие знания в области астрономии, а также создали весьма эффективную систему земледелия.

Календарь, разработанный майя, использовали и другие народы Центральной Америки.

Для письма применялась иероглифическая система, расшифрованная на данный момент лишь частично.

Стоит отметить, что расшифровкой письменности занимался советский ученый Ю.В.Кнорозов, причем, не выезжая из СССР.

Только спустя некоторое время исследователю удалось съездить в Мексику по приглашению местных властей.

На фото - искаженный череп майя. Подобно некоторым африканским племенам, у майя было принято изменять форму черепов своих детей с помощью специальных приспособлений.

Отсюда - характерная форма голов на всех изображениях майя, включая фрески, барельефы и скульптурные маски.

На фото - реконструкция захоронений майя. В более ранних захоронениях мертвые лежат прямо или в позе эмбриона. Более поздние захоронения – «сидячие».

На фото - самое знаменитое захоронение одного из королей майя.

Из-за зеленой маски короля и его саркофага, украшенного изображениями поднимающейся в небо «колесницы», исследователями была выдвинута теория об инопланетном происхождении «богов» майя.

Среди ученых эта теория поддержки не нашла - считается, что изображение парящей «колесницы» - лишь метафорические изображения мира живых и мертвых.

На фото - барельеф «божества» майя во дворе музея.

Зал ольмеков О точном времени существования загадочной цивилизации ведутся многочисленные споры: предшествовали ли ольмеки майя, или пересекались с ними в развитии по времени, или же и ольмеки и майя - один и тот же народ, - не известно.

Зато известно, что именно для ольмеков характерна самая необычная и изысканная во всем центральноамериканском искусстве скульптура, представленная гигантскими каменными человеческими головами, алтарями и стелами.

Эти гигантские изваяния со специфическими особенностями оставлены цивилизацией ольмеков по всей территории Мексики и соседних стран.

Некоторые из них до сих пор остаются в джунглях, но наиболее хорошо сохранившиеся перевезены в музей. Никто не знает, что изображают эти скульптуры, зачем их устанавливали и кому посвящали.

На фото - культурные реликвии ольмеков, вызывающие множество научных споров, в том числе, своей похожестью на полинезийские изображения и истуканы острова Пасхи.

Еще одна загадочная тематика сохранившихся скульптурных изваяний той эпохи - смеющиеся женщины. Некоторые ученые предполагают, что изображенные персонажи находятся в религиозном или наркотическом трансе.

Также прикладное искусство ольмеков известно исключительно изящными фигурками небольшого размера и другими предметами, вырезанными из нефрита.

Зал ацтеков Эта весьма молодая индейская цивилизация, просуществовавшая с XIV по XVI века, обладала богатой мифологией и выдающимся культурным наследием.

У входа в зал ацтеков - фигура ягуара с жертвенной чашей. Сюда складывались сердца принесенных в жертву.

Ацтеки всегда считались самой жестокой народностью среди индейцев. Наряду с жертвоприношением здесь был распространен и религиозный каннибализм.

На фото - жертвенный алтарь.

Ежедневно на закате солнца во всех ацтекских храмах приносились человеческие жертвы богам, чтобы они позволили солнцу взойти на следущий день.

На фото - легкие доспехи, изготовленные из выдубленной человеческой кожи, снятой с тела целиком.

Однако кровопролитие продолжалось относительно недолго - расцвет цивилизации пришелся на годы незадолго до завоевания Америки испанцами.

Ацтеки имели развитую письменность, которая представляла собой пиктографическое письмо с элементами иероглифики. Надписи выполнялись в виде бумажных кодексов или вырезались в камне и затем раскрашивались.

Однако стоит отметить, что ацтекское письмо не было приспособлено для записи человеческой речи или длинных текстов, и в этом смысле не являлось полноценной письменностью.

Прочтение записей было достаточно затруднено и неоднозначно. Один и тот же знак мог иметь несколько значений.

Сфера применения письменности ограничивалась до исторических хроник, содержавших записи о военных походах, важных событиях и генеалогии правителей, а также записей астрономического, астрологического и мифологического характера.

Испанцы, опасаясь колдовства, сжигали все письмена ацтеков, которые попадали им в руки. Были уничтожены целые библиотеки с тысячами свитков.

На фото - ацтекская столица Теночтитлан до прихода испанцев. Город находился на искусственных насыпных островах посередине большого озера. С берегом его соединяли насыпные дамбы-дороги.

На фото - пирамида ацтеков в разрезе. На макете видно, что пирамиды строились «слоями»: когда город разрастался и требовал более солидной пирамиды, на имеющейся надстраивался еще один слой.

Интересна история возникновения Теночтитлана. Племена, пришедшие в долину Мехико с севера, верили в предсказание, - они считали, что создадут великую империю в том месте, где им будет явлен знак – орел, сидящий на кактусе и поедающий змею.

Однажды они увидели такой знак. Но кактус, на котором сидел орел, рос на небольшом камне посереди горного озера. Не сомневаясь в предсказании, ацтеки решили строить столицу здесь.

Теночтитлан был основан в 1325 году. А на гербе Мексики до сих пор изображен орел, сидящий на кактусе со змеей в когтях.

Ацтеки также, как и майя, не умели обрабатывать железо и использовали обсидиан. Ножи из обсидиана получались черезвычайно острыми и прочными.

Кроме того, обсидиан обладает антисептическими средствами, что позволяло ацтекским хирургам проводить достаточно сложные операции, предотвращая заражение.

Удивительно, но в наше время обработка обсидиана, для которой ацтеки использовали каменные орудия, возможна лишь при помощи алмазных резцов.

На фото - хижина-кухня ацтеков.

На фото - реконструкция рынка ацтеков.

На фото - статуи жрецов, в традиционных ритуальных одеждах.


На фото - статуя богини Коатликуе – матери бога Солнца.

На фото - календарь ацтеков. До недавнего времени считался самой крупной находкой, представляющей науку и письменность ацтеков.

Так календарь был раскрашен.

На фото - стилизованные фигурки животных.

На фото - музыкальные инструменты. Многие изготовлены из костей животных и людей.

На фото - ацтекский бог искусства. В орнаментах на его одежде изображен кактус пейот, из которого добывают мескалин - галюциногенный наркотик.

Нельзя не упомянуть, что все искусство и быт ацтеков были подчинены единой цели - умилостивить богов.

Ацтекская мифология оказала значительное воздействие не только изобразительное искусство, но и на литературу и философию этого народа.

Бесчисленное множество религиозных реликвий и культурных ценностей оставили по себя не только ацтеки, но и индейцы в целом.

И если бы не конкистадоры, которые не только расправились со значительной частью населения, но и уничтожили саму месоамериканскую культуру, возможно, мы знали бы об этих высокоразвитых цивилизациях гораздо больше.
