Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

√ийом ƒюфаи

   /   

Giyom Dufay

   /
             
‘отографи€ √ийом ƒюфаи (photo Giyom Dufay)
   

ƒень рождени€: 05.08.1397 года
ћесто рождени€: Ѕерсел, Ќидерланды
ƒата смерти: 27.11.1474 года
ћесто смерти:  амбре, јвстрали€
¬озраст: 77 лет

√ражданство: Ќидерланды

Ѕиографи€

‘ламандский композитор и музыкальный теоретик, родоначальник нидерландской школы.

¬ 1434 г. ƒюфаи был приглашЄн руководить капеллой герцога —авойского јмаде€ VIII. — 1435 г. он снова служил в папской капелле, теперь во ‘лоренции.
¬ 1436 г. ƒюфаи сочинил один из своих самых известных мотетов Ч ЂNuper rosarum floresї по случаю осв€щени€ 26 марта 1436 года нового флорентийского собора —анта-ћари€-дель-‘ьоре, купол которого был завершен великим зодчим ‘илиппо Ѕрунеллески. ѕомимо певцов в исполнении участвовали, череду€сь с ними, группы инструментов.

26.12.2007

∆изнь

¬еро€тно, ƒюфаи родилс€ недалеко от Ѕрюссел€. ќн был незаконнорождЄнным ребЄнком неизвестного св€щенника и женщины, которую звали ћари ƒю-‘е (Marie Du Fayt). ћари после рождени€ сына переехала в  амбре, где жила у родственника, который был каноником в городском кафедральном соборе. ƒюфаи воспитывалс€ в метризе при соборе, в 1409Ч1412 гг. его им€ было в списке мальчиков-певчих. ”чителем ƒюфаи в его юные годы был –ихард Ћокевиль (умер в 1418 г.). ћолодой музыкант общалс€ также с Ќикола √реноном.

¬ июне 1414 г. ƒюфаи назначаетс€ капелланом в —ен-∆ери (р€дом с  амбре). ¬еро€тно, позже в том же году ƒюфаи поехал на церковный собор в  онстанце, с которого вернулс€ в  амбре в 1418 г.

√ийом ƒюфаи фотографи€
√ийом ƒюфаи фотографи€

— но€бр€ 1418 по 1420 ƒюфаи был помощником св€щенника в кафедральном соборе  амбре. ¬ 1420 году он снова покинул  амбре, на этот раз отправившись в –имини и в ѕезаро, где служил при дворе ћалатеста. “ам он писал мотеты, баллаты и духовные произведени€ дл€ семейных празднеств. «аписей о его службе не сохранилось, но некоторые произведени€ ƒюфаи, датируемые этим временем, содержат ссылки, которые позвол€ют утверждать, что ƒюфаи действительно был в »талии. ќн встречалс€ с композиторами дома ћалатеста √уго и јрнольдом де Ћантен. ¬ 1424 г. ƒюфаи снова возвратилс€ в  амбре, поскольку заболел и умер родственник, у которого жила его мать. ¬ 1426 г. ƒюфаи вновь отправилс€ в »талию, в Ѕолонью, где поступил на службу к кардиналу Ћуи дТјльману, папскому легату. ¬ Ѕолонье он служил помощником св€щенника, а в 1428 г. стал св€щенником. 1426 годом помечена рукопись весЄлого французского рондо ƒюфаи ЂAdieu ces bons vins de Lannoysї (Ђѕрощайте, добрые вина Ћануаї).

¬ 1428 г. кардинал дТјльман был изгнан из Ѕолоньи соперничающей семьЄй  анедоли, и ƒюфаи тоже покинул город, направл€€сь в –им. “ам он поступил младшим певцом в папскую капеллу, служа сначала папе ћартину V, а после его смерти в 1431 г. папе ≈вгению IV. ¬ те годы ƒюфаи создал немало произведений дл€ торжественных случаев: выбор нового папы, заключение мира, городские празднества. Ёто были торжественные мотеты, баллады, части месс.

¬ 1434 г. ƒюфаи был приглашЄн руководить капеллой герцога —авойского јмаде€ VIII. — 1435 г. он снова служил в папской капелле, теперь во ‘лоренции.

¬ 1436 г. ƒюфаи сочинил один из своих самых известных мотетов Ч ЂNuper rosarum floresї по случаю осв€щени€ 26 марта 1436 года нового флорентийского собора —анта-ћари€-дель-‘ьоре, купол которого был завершен великим зодчим ‘илиппо Ѕрунеллески. ѕомимо певцов в исполнении участвовали, череду€сь с ними, группы инструментов.

¬ это врем€ началось сближение ƒюфаи с семьЄй дТЁсте в ‘ерраре, котора€ оказывала покровительство музыкальному искусству и с которой он, веро€тно, познакомилс€ в то врем€, когда служил при дворе ћалатеста. –имини и ‘еррара расположены близко друг от друга географически, а две семьи были св€заны браками. ƒюфаи сочинил по крайней мере одну балладу дл€ маркиза ‘еррары Ќикколо III. ¬ 1437 г. ƒюфаи посетил город.  огда в 1441 г. Ќикколо умер, следующий маркиз поддерживал контакты с ƒюфаи, не только оказыва€ ему финансовую помощь, но и копиру€ и распростран€€ его произведени€.

Ћучшие дн€

√енерал песни
ѕосетило:8260
Ћев ќшанин
јлександр ƒемь€ненко: «аложник одной роли
ѕосетило:6501
јлександр ƒемь€ненко
—ергей ¬ласьев. Ѕиографи€
ѕосетило:6425
—ергей ¬ласьев

¬ 1437 г. ƒюфаи закончил свою службу в папской капелле и папа пожаловал ему каноникат в  амбре.

„тобы стать каноником в  амбре, ƒюфаи занималс€ юриспруденцией в “уринском университете и получил в 1437 г. степень бакалавра права. ¬ то врем€ он вновь был близок к дому Ћюдвига —авойского, носил почЄтное звание Ђмаэстро капеллыї, пользовалс€ покровительством герцога.

Ѕорьба между папством и —обором в Ѕазеле продолжалась в течение 1430-х гг. ќчевидно, ƒюфаи понимал, что разворачивающийс€ конфликт угрожает и его положению, особенно когда папа ≈вгений IV был смещЄн собором в 1439 г. и герцог —авойский јмадей был избран антипапой ‘еликсом V. ¬ это врем€ ƒюфаи возвратилс€ на родину, прибыв в  амбре в декабре 1439 г.

ƒюфаи оставалс€ в  амбре на прот€жении 1440-х гг., в это врем€ он находилс€ на службе у герцога Ѕургундского. ¬  амбре он сотрудничал с Ќикола √реноном, когда проводилась полна€ ревизи€ собрани€ литургий в кафедральном соборе, котора€ включала написание полифонической музыки дл€ служб. ¬ дополнение к этой музыкальной де€тельности он занималс€ решением общих вопросов работы собора. ¬ 1444 г. умерла мать ƒюфаи, она была похоронена в соборе. ¬ 1445 г. ƒюфаи переселилс€ в дом бывшего каноника, который и осталс€ его главным домом до конца жизни.

¬ 1446 г. ƒюфаи получил каноникат в ћонсе в дополнение к каноникату в  амбре.

ѕосле отречени€ от престола в 1449 г. последнего антипапы (‘еликса V) борьба между различными фракци€ми в церкви начала стихать, и ƒюфаи снова покинул  амбре и направилс€ на юг. ќн приехал в “урин в 1450 г., вскоре после смерти герцога јмаде€, но вернулс€ в  амбре позже в том же году. ¬ 1452 г. он снова поехал в —авой и не возвращалс€ в  амбре шесть лет. ¬ это врем€ он пыталс€ найти приход или службу, котора€ позволила бы ему остатьс€ в »талии.

—охранились многие произведени€ этого периода, включа€ четыре ламентации на падение  онстантинопол€ в 1453 г., его известную мессу, основанную на ЂSe la face ay paleї, а также письмо к Ћоренцо ћедичи. ќднако ƒюфаи не смог найти удовлетворительное место с пенсией и вернулс€ на север в 1458 г. ’от€ в —авое он служил более или менее официально в качестве руководител€ хора у Ћуи —авойского, но, по всей веро€тности, это была формальна€ должность, потому что его им€ не упоминаетс€ в запис€х капеллы.

 огда он вернулс€ в  амбре, он был назначен каноником собора. ƒюфаи был тогда самым знаменитым композитором ≈вропы. ќн вновь установил тесные св€зи с бургундским двором и писал музыку дл€ него. ќн также принимал множество посетителей, в числе которых были јнтуан Ѕюнуа, …оханнес ќкегем, …оханнес “инкторис и Ћуазе  омпер. ¬се они существенно повли€ли на развитие полифонической школы. ¬ это врем€ ƒюфаи, веро€тно, написал свою мессу, базирующуюс€ на песне Ђ¬ооружЄнный человекї (ЂLТhomme armeéї), а также шансон на ту же тему. Ёта песн€ была инспирирована ‘илиппом ƒобрым, который призывал к новому крестовому походу против турок, которые недавно завоевали  онстантинополь. ќколо 1460 г. ƒюфаи также написал мессу Ђ–еквиемї, котора€ была утер€на.

ƒюфаи умер 27 но€бр€ 1474 г. ќн просил, чтобы, когда он умрЄт, исполнили его мотет ЂAve regina celorumї, а между стихами антифона добавили мольбы о милосердии, но времени на то, чтобы сделать это, не хватило.

ƒюфаи похоронен в часовне —в. Ётьена в кафедральном соборе  амбре. Ќа могильной плите был высечен его портрет. ѕосле разрушени€ собора плита была утер€на, но в 1859 г. еЄ обнаружили (она использовалась как крышка дл€ колодца). —ейчас она находитс€ в музее в Ћилле.

ћузыка

ƒюфаи был наиболее вли€тельным композитором 15 столети€, его музыку копировали, распростран€ли и исполн€ли повсеместно. ћногие композиторы следующих поколений восприн€ли элементы его стил€.

ћузыкальное наследие ƒюфаи включает те же полифонические вокальные жанры, подготовленные предыдущим ходом музыкального развити€, которые станов€тс€ типичными дл€ нидерландской школы. ќн пишет духовную музыку: мессы, мотеты, магнификаты, гимны, песни (примен€€ фобурдон) и антифоны, а также разнообразные светские песни. ¬с€ дошедша€ до нас музыка ƒюфаи вокальна€, но инструменты очень часто использовались при исполнении (во вступлени€х, заключени€х, идущих без слов, в сопровождении).

ƒюфаи написал 11 изоритмических мотетов, 8 неизоритмических мотетов, 9 полных месс и множество отдельных фрагментов месс, 3 магнификата, 15 антифонов, 24 гимна, 87 светских песен (около восьмидес€ти баллад, виреле и рондо (ротунделей) на французские тексты и лишь семь баллат и рондо на италь€нские тексты).  роме того, множество анонимных произведений середины 15 века могут быть его работами.

ѕесни

Ўансон ƒюфаи Ч это по преимуществу небольшие (от 20 до 40 тактов, изредка больше) трЄхголосные произведени€. ¬ большинстве песен ведуща€ роль принадлежит верхнему голосу. ¬ строении преобладает принцип строфичности: разные разделы текста сочетаютс€ с одной и той же музыкой (или с еЄ близкими вариантами). „тобы выдержать повторени€, мелоди€ должна была быть гибкой и сочной. ѕесни ƒюфаи очень образны, дл€ выразительности он выбирает самые разные средства: это и вокальное трЄхголосие при равенстве партий (баллада ЂJТai mis mon сuerї), и выделение одного инструментального голоса при диалоге двух верхних (ЂLa belle se sietї) или Ђсоревнованиеї верхнего и нижнего, и выделение только инструментального начала во вступлени€х и заключени€х (ЂHelas, ma dameї, ЂDonna i ardentiї), и сведение нижних голосов к сопровождению вокальной мелодии (ЂBelle, que vous ay ie mesfaitї).

ќдно из ранних рондо ƒюфаи Ч коротка€ застольна€ песн€ Ч прощание с друзь€ми ЂAdieu ces bons vins de Lannoysї (Ђѕрощайте, добрые вина Ћаннуаї). ≈Є мелоди€ проста, близка бытовой музыке. “ип таких французских песен подготовлен ещЄ трубадурами.

‘ранцузска€ традици€ ощущаетс€ в балладе ЂLa belle se sietї. «десь две вокальные партии поддержаны простой опорой баса. ƒва верхних голоса начинают Ђрассказї о красотке, котора€ плачет и вздыхаетЕ –ечитаци€ верхнего голоса: Ђќтец еЄ спрашивает: Д„то с вами, дочка?Уї; затем эта же фраза проходит в контратеноре. ќба голоса: Ђ∆елаете ли вы мужа, мужа, мужа или господина?ї

ѕримерами песен, в которых одному из голосов поручено ведение лирической мелодии, а другим Ч поддержка и Ђинструментальноеї сопровождение, могут служить рондо ЂHelas, ma dameї (Ђ”вы, мо€ дамаї) и ЂDonna i ardentiї.

ћотеты

ћотеты ƒюфаи очень разнообразны: есть большие полифонические композиции на два или три текста одновременно и камерные вокальные произведени€ с выделением верхнего голоса, есть мотеты на основе cantus firmusТa, на каноническую тему-мелодию (из антифона, респонсори€ и т. п.), выдержанные в строгом полифоническом складе, и мотеты с независимыми свободными голосами, не св€занные заимствованным тематизмом, лирические и торжественные. „аще всего ƒюфаи создаЄт мотеты дл€ четырЄх голосов, реже Ч дл€ трЄх, в виде исключени€ Ч дл€ п€ти (при двух или трЄх текстах). ѕочти все мотеты написаны на латинский текст. ќдин духовный мотет, из числа посв€щЄнных ƒеве ћарии, создан ƒюфаи на италь€нский текст VIII канцоны ѕетрарки (ЂVergine bellaї).

Ђѕесенные мотетыї ƒюфаи от собственно полифонического мотета отличали тесна€ св€зь мелодии с текстом, выразительность и образность, подчинЄнность нижних голосов верхнему, развЄртывание формы из нескольких Ђстрофї без повторений до значительного объЄма (вдвое и втрое больше среднего объЄма песен у ƒюфаи). ѕесенный мотет Ђќ beate Sebastianeї (Ђќ, блаженный —ебасть€нї) написан во врем€ эпидемии чумы в –име. “екст широко распет в верхнем голосе, мол€щем об избавлении. Ќижний голос (контратенор) носит скорее инструментальный характер. ¬ соотношени€х тенора и контратенора заметна изоритми€, еЄ ƒюфаи использует дл€ Ђскреплени€ї формы.

¬от названи€ ещЄ нескольких известных мотетов ƒюфаи:

ЂNuper rosarum floresї (на празднество осв€щени€ ‘лорентийского собора),

ЂAve Regina coelorumї,

ЂEcclesiae militantisї (Ђ÷ерковь воинствующа€ї),

ЂAlma redemptoris materї,

ЂVasilissa ergo gaudeї (написан дл€  леофы ћалатеста в св€зи со свадебным торжеством).

ћессы

ƒюфаи утвердил четырЄхголосную мессу в качестве главного жанра нидерландской полифонии. Cantus firmus, проход€щий в партии тенора и объедин€ющий все части мессы, теперь не об€зательно григорианский хорал, мелоди€ часто заимствуетс€ из попул€рных светских песен. “аковы мессы ЂLТhomme arméї (на мотив попул€рной песни Ђ¬ооружЄнный человекї) и ЂSe la face ay paleї (на мелодию самого ƒюфаи Ђ≈Є личико побледнелої). ƒюфаи внес в мессу много нового: гораздо шире развернул композицию цикла, стремилс€ к единству произведени€ в целом, а не только в пределах каждой части, использу€ интонационные св€зи, варьирование уже прозвучавшего, имитации, каноны, разработал основы многоголоси€. ¬ пределах хора a cappella ƒюфаи пробовал последовательное скандирование текста в быстром темпе (в Credo), хорально-аккордовое изложение в больших масштабах (в Gloria), очень широкие распевы слов и слогов.

ƒюфаи написал дев€ть полных месс и значительное количество их частей, которые иногда соединены по две или по три, а в остальных случа€х существуют как единичные. ÷иклические мессы прин€то располагать во времени таким образом: к раннему периоду (1426Ч1428) относ€т мессы ЂSine nomineї, ЂSancti Jacobiї и ЂSancti Antonii Viennensisї, к 1440Ч1450 годам мессы ЂCaputї, ЂLa mort de Saint Gothardї, ЂLТhomme arméї, ЂSe la face ay paleї, примерно к 1463Ч1465 годам мессы Ђ≈ссе ancilla Dominiї и ЂAve Regina coelorumї.

¬ качестве cantus firmusТа крупной четырехголосной мессы ЂSe la face ay paleї ƒюфаи вз€л средний голос своей трЄхголосной песни. »з мелодии объЄмом всего в 30 тактов он сумел построить грандиозное произведение: мелоди€ песни проходит в начале и в конце Kyrie и Agnus Dei, слышна в Sanctus, а в Gloria и Credo тема проводитс€ по три раза. –егистр мелодии песни сохранилс€, но в мессе она изложена крупными длительност€ми и еЄ заслон€ют другие, более подвижные голоса.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ћари€ ћайкова-—лидовкер. Ѕиографи€
ѕосетило:16607
ћари€ ћайкова-—лидовкер
≈катерина √ордеева. Ѕиографи€
ѕосетило:53025
≈катерина √ордеева
¬италий —оломин - Ёлементарно, ¬атсон!
ѕосетило:37879
¬италий —оломин

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru