Людибиографии, истории, факты, фотографии

Михаил Кочетков

   /   

Mihail Kochetkov

   /
             
Фотография Михаил Кочетков (photo Mihail Kochetkov)
   

День рождения: 06.05.1961 года
Место рождения: Москва, СССР
Возраст: 59 лет

Гражданство: Россия

«Как торчат усы хризантемами...»

Российский поэт, автор и исполнитель песен, бард.

По признанию коллег и поклонников его творчества, стихи Кочеткова располагаются на обширном пространстве между Галичем и Бродским. В его песнях — поэтика городской кухни, сдавшиеся, опустившиеся герои, которые живут в мире, где «вся-то мебель — четыре стакана, старый стол и хромая кровать». А сам Михаил обладает гипнотическим обаянием, могучей положительной аурой.

22.08.2003

Сегодня гость «Алефа» — легендарный Глухарь, бард Михаил Кочетков. По признанию коллег и поклонников его творчества, стихи Кочеткова располагаются на обширном пространстве между Галичем и Бродским. В его песнях — поэтика городской кухни, сдавшиеся, опустившиеся герои, которые живут в мире, где «вся-то мебель — четыре стакана, старый стол и хромая кровать». А сам Михаил обладает гипнотическим обаянием, могучей положительной аурой. Зритель полюбил «Гнездо глухаря», утреннюю передачу на пятом канале российского телевидения, за нечто волшебно складывающееся из застенчивой мальчишеской улыбки и злодейских драгунских усов, из лирического мерцания в очах и хриплого иронического баритона.

Михаил Кочетков фотография
Михаил Кочетков фотография

Не смотри, что плешь раньше времени,

Лучше мне под нос посмотри,

Как торчат усы хризантемами,

Для тебя одной целых три,

Ну, конечно, конечно, два, а не три...

(Из песни М. Кочеткова «Старомодная, угловатая»)

— Зяма, Циля, тихо, свои! — Проходите, пожалуйста. Они добрые. А вон там, смотрите, чучело. Я его, красавца, сам подстрелил!

Лучшие дня

Зинаида Кириенко: Легенда «Тихого Дона»
Посетило:12253
Зинаида Кириенко
Франко Дзеффирелли: Еще один в ряду великих флорентийцев
Посетило:6041
Франко Дзеффирелли
Знаток театральной старины
Посетило:5290
Алексей Бахрушин

Кажется, я эту птицу уже где-то видела. Ну конечно, — на Никитской, в бард-кафе «Гнездо глухаря». Пока я разглядываю редкостный пернатый экспонат, а парочка длинноухих такс по имени Зяма и Циля пристрастно обнюхивают мои туфли, хозяин заваривает чай.

— Вы меня вовремя поймали — еще день, и я бы уехал на Грушу! (Грушинский фестиваль авторской песни. — М.Г.) Позвали возглавлять жюри. Прямо с корабля на бал! Я только что из Лондона прилетел. Вот майку оттуда привез — смешная, правда? Знаете, что на ней за листики? Конопля! И сама она из конопли. Я там решил сувениров накупить, зашел в одну лавку на окраине, а она оказалась жутко наркоманской. Придется теперь делать всем такие атипичные подарки. Ну, это я шучу, вообще-то я туда не за ними ездил. Я там песни пел.

— В Лондоне слушают российских бардов?

— Слушают, а как же! У меня было два концерта. Пришли зрители, знающие русский язык, причем не на уровне «мир, водка, Путин», а по-настоящему. Наверно, из двухсот тысяч «наших», живущих в Англии, эти — самые верные.

Остальные довольно легко переносят разлуку с родиной, и неудивительно. Англия, при всей своей королевской недоступности, по-хорошему правильная и очень свободная страна.

— А где лучше поется?

— Наверно, все-таки здесь, в России. Ну, как англичанину врубиться в наш сленг? Когда читаешь: «Стал вредным я и мелочным, / Глухим на оба уха, / Давно не тянет к девочкам, / Тем более — к старухам. / И в дворницкой под лестницей / Года мои проходят. / Давно пора повеситься — / Все руки не доходят» — наверно, такое в России поймут лучше.

— Давно у вас роман с авторской песней?

— С детства! Первые стихи я еще в детском саду сочинил и до сих пор помню: «Сам генерал пожал мне руку дверью...» До того они мне понравились, аж ноги в кулак сложились! Я по жизни «себе на уме», оттого, наверно, и пишется.

И Гамлетом был я, и мрачным Отелло,

И чистой страницей, и грязным бельем.

Но это не ваше собачее дело,

А это собачее дело мое...

В общем, люблю я это «собачее дело» — сочинять стихи...

— Нет желания воскресить бардовский ТВ-проект «Гнездо глухаря», имевший в свое время высокий зрительский рейтинг?

— Лично у меня — ни малейшего. Мне вся эта история с «Гнездом глухаря» на ТВ тяжело далась, я почти ничего не писал, пока делал программу. Я больше потерял, чем нашел, — до сих пор восстанавливаюсь. Сейчас у меня есть новые стихи, двенадцать новых песен, диск вышел. Совершено не хочется влезать в старую шкуру. К тому же финансовая зависимость от спонсоров мало вдохновляет.

— Но ведь проект «Гнездо глухаря» существовал и раньше телепередачи. С чего все начиналось?

— С меня: я плохо слышу — это классно! В нашем мире лучше чего-нибудь недослышать... На самом деле, мысль была митяевская (Олег Митяев — известный бард. — М.Г.), я только название подарил. Сперва это было такое движение «за идею» — мы выступали бесплатно до тех пор, пока не раскрутились.

— Говорят, что шансон вытесняет авторскую песню, так ли это?

— В старом клубе «Гнездо глухаря» изначально планировалось два зала: большой для бардов и малый для шансонье. Ничего не вышло. В театре «Перекресток» у Виктора Луферова пытались объединить джаз, рок, шансон и бардов — и снова не получилось. Смешивать нельзя — аудитории разные. Что касается шансона, наш народ привязан к блатной лирике — кто-то сам сидел, у кого-то брат или кум, или сват «на зоне», а кое-кто и лагеря застал. Этой публике нужен шансон, который наконец оформился как жанр, перестал быть маргинальным фольклором и выплеснулся в эфир. У бардов другой слушатель. Правда, в одной передаче с Ксенией Стриж (популярная ведущая на «Радио шансон». — М.Г.) и Мищуков, и Митяева, и Высоцкого с Галичем записали в шансонье, хотя и ребенку понятно, что качество их песен, мягко говоря, иное, чем у хитов на «Радио шансон».

— Вы можете обозначить критерий качества?

— Легко! Это когда слушаешь — и мурашки на загривке. То, что Набоков называл «священный трепет вдоль хребта». Но и слушатель должен быть искушенный, не «от сохи». Хотя я в русских деревнях, в самой глубинке, встречал людей с потрясающим поэтическим слухом.

— Коммерциализация в КСП (клуб самодеятельной песни) — это плохо?

— Она не в КСП, она в жизни. Возьмите хоть симфонический концерт — вы что, никогда не видели логотипов «Газпрома» над сценой консерватории? Есть жанры, которым без поддержки не выжить. Раньше они зависели от государства, сегодня — от двух-трех добрых дядей. Среди КСПшников имеется несколько человек, которым улыбнулась удача в бизнесе, и на их деньгах сидят все остальные, потому что билеты где-нибудь в Омске или в Донецке никогда не будут стоить, как в Москве, а ведь надо еще и гонорары выплачивать! То, что происходит в КСП, — нормальная профессионализация в струе обычного рынка.

— Что самое главное в авторской песне?

— Вовремя закусить! Ладно, шучу. Самое главное — возникающий диалог, ты в нем оставляешь свои мысли, чувства, душу. Вообще-то для песни это перебор. Песня — круговое действо: сели, попели, выпили, еще попелиѕ Бардам свойствен крен в индивидуализм — к очень личной манере исполнения, к особости слова. Кстати, вы замечали, что у самых лучших авторов песни возвращаются «в народ»? Но, на самом деле, авторская песня живет по тем же законам, что и любой другой жанр искусства.

— Вы — счастливый человек?

— Я не просто счастливый — я невероятно счастливый! Я пережил три революции, двух президентов, множество эпох! Ни в одном государстве не было столько перемен — а я тут жил, и все это видел! Хотя не все нравилось. Дефолт 1998 года, например, оказался отвратительной штукой, я на нем столько потерял! Вернее, стольких. До девяносто восьмого я был богат, зарабатывал пять тысяч долларов в месяц! Потом случился август — я думал, ну, утрясется все как-нибудь, пересидим... и оказался в сплошных долгах. И, как ни странно, стало так легко — я понял, что и впрямь не в деньгах счастье... А сейчас я из Лондона привез целую пачку фунтов! Не верите? Жена тоже не поверила и правильно сделала. У них купюры бывают только по пятьдесят фунтов и по двадцать — ими-то мне весь гонорар и выдали. Я домой приехал, «смотрите, — говорю, — мы опять богатые! Недели на две...»

СКРИПАЧ

Михаил Кочетков

Посвящается моему дедушке Захару Самуиловичу

Мой дедушка старый, но добрый старик

Мечтал, что я стану большим скрипачом

И даже в далеком Милане

Я буду играть на концерте...

А внук его глупый закатывал крик,

Ведь он не хотел быть большим

скрипачом, —

Он плавать мечтал в океане

На старом пиратском корвете.

Среди акул и альбатросов мечтал

стоять он на борту,

Слегка подвыпившим матросом,

с огромной трубкою во рту,

Крича в бою осипшим басом:

«На абордаж, орлы, вперед!»

И быть огромным, одноглазым

и даже раненым в живот.

Как он мечтал из океана вернуться

на родной причал,

Веселый, раненый и пьяный —

о, Б-же мой, как он мечтал!

В портовом кабаке «Ривьера»,

ее в объятьях задушив,

Орать «А ну, скрипач, холера!

Сыграй мне чо-нить для души!..»

Но время проходит, и дедушки нет,

Он больше не будет стоять над душой,

Теперь-то ему безразлично,

Что внучек — скрипач в ресторане...

Он по вечерам достает инструмент

И мучает скрипку — и всем хорошо.

Ему ж это все безразлично —

Ведь он далеко в океане.

Среди акул и альбатросов мечтал

стоять он на борту

Слегка подвыпившим матросом

с огромной трубкою во рту,

Крича в бою осипшим басом:

«На абордаж, орлы! Вперед!»

Быть одноногим, одноглазым

и даже раненым в живот.

Как он мечтал из океана вернуться

на родной причал,

Веселый, раненый и пьяный —

о, Б-же мой, как он мечтал!

В портовом кабаке «Ривьера»,

в ее объятьях умереть,

Крича: «А ну скрипач-холера!

Давай играй! Я буду петь!..»

Он спел бы под скрипку про скрип

старых мачт,

Про боцмана — злую собаку.

А маленький, злой, одинокий скрипач

Играл бы на скрипке — и плакал...

Из досье:

Михаил КОЧЕТКОВ

Родился 6 мая 1961 г. в Москве. Окончил Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (1984). Актер. Участник творческого объединения «Первый круг». Песни пишет с 1979 г. С декабря 1995 на коммерческом телеканале «Телеэкспо» вел в прямом эфире песенную передачу с участием бардов «Гнездо глухаря». Организовал в Москве бард-кафе «Гнездо глухаря», где выступают барды. Автор книги «Два алкоголика на даче». В апреле 2003 года выпущен диск «Когда накроюсь медным тазом...»

Молодца!
Андрей-Одесса 19.08.2007 08:15:40
С творчеством Михаила ознакомился вчера по радио. Обалдеть! Настоящий поэт! И душа за стихами большая, как...




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели

Ингеборга Дапкунайте: Звезда театра и кино с европейским характером
Посетило:20254
Ингеборга Дапкунайте
Ксения Раппопорт: актриса, которая умеет говорить без слов
Посетило:41973
Ксения Раппопорт
Олег Антонов. Биография
Посетило:23393
Олег Антонов

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru