Актер, автор музыки к спектаклям театра на Таганке
На прошлой неделе мы простились с Борисом Хмельницким. Прекрасный актер, он так и не стал звездой первой величины, недораскрутился — и в театре, и в кино. Может, потому, что был на редкость (для артистической среды) порядочным и мужественным.
Брутальный мужчина с седой бородой, отважный киношный Робин Гуд. Трудно представить, что на заре актерской юности в Театре на Таганке его звали Бэмби — такой он был беззащитный, нежный и пушистый, словно олененок из диснеевского мультика.
Реклама:
Беззащитность Хмельницкого была особенно явной, когда он начинал говорить — Борис страшно заикался! При своей эффектной внешности он совершенно не владел сценической речью и даже экзамены в Щукинском училище сдавал иногда письменно — не мог говорить. Но его педагог, режиссер и актер Юрий Любимов, поверил в юношу и сказал скептикам, что все решится после первого самостоятельного показа на первом курсе. И вот этот «дефективный» парень вышел на сцену и к всеобщему удивлению отбарабанил весь текст без запинки. Любимов вынес вердикт: «В жизни пусть заикается сколько хочет, а на сцене у него все будет в порядке». И взял его в свой только что образовавшийся Театр на Таганке. В первом же спектакле театра, «Добрый человек из Сезуана», Борис выступил не только как актер, но и как аккордеонист, и как композитор!
Борис Хмельницкий фотография
Заикание время от времени к нему возвращалось, и Хмельницкий очень переживал. Но однажды Любимов сообщил: «Боря, Высоцкий в больнице, надо кого-то вводить на роль Галилея» (а это главная роль с огромным количеством текста!). И поставил срок — 15 дней. Утром на прогоне Бориса заклинило, он не мог внятно произнести ни слова и, умирая от стыда, в антракте кинулся к режиссеру: «Юрий Петрович, отменяйте вечерний спектакль!» — «И не подумаю. Сыграешь как миленький!» И ведь сыграл… Правда, в кино его частенько переозвучивали — видимо, не у всех режиссеров есть такая сила убеждения, как у Любимова.
«По трупам не хожу»
Одной из жен Хмельницкого была дочь Александра Вертинского, Марианна. Об этом союзе Владимир Высоцкий написал:
«Свет московский язвил, но терпел.
Год по году бежал,
Лучшие дня
Мебель становится... быстрее Посетило:7817
'Лучко – тургеневская героиня' Посетило:6388
Выдающийся дирижер всех времен Посетило:4274
Жаль, что тесть не дожил –
Он бы спел, обязательно спел:
«Внученьки, внученьки,
Машенькина масть!
Во хороши рученьки
Дай вам Бог попасть!»
Внучка Александра Вертинского и дочь Бориса Хмельницкого, Даша, попала в хорошие родительские руки, ей с детства помогали развивать таланты, и она попробовала себя в кино, снявшись в двух фильмах вместе с отцом, а потом поступила на дизайнерский факультет архитектурного института (видимо, сказались гены бабушки-художницы). И хотя Борис и Марианна давно расстались, они оставались друзьями и самыми близкими людьми для Даши.
Последние годы Хмельницкий в театре не служил, в кино снимался мало — болел. Но все-таки, тряхнув стариной, принял участие в проекте Владимира Бортко «Тарас Бульба». Что получилось, увидим осенью.
Как-то один его коллега по Театру на Таганке сказал: «Не понимаю Бориса. Он мог сыграть Воланда в «Мастере и Маргарите», но не стал драться за роль, и ее отдали другому. Да ради таких ролей надо идти по трупам!» Узнав об этой реплике, Хмельницкий усмехнулся: «Если ходить по трупам, потом будешь дурно пахнуть. Не хочу, чтобы от меня воняло». В террариуме единомышленников под названием театр к нему можно было поворачиваться спиной, а это много значит!
Для Бориса Алексеевича память о Владимире Высоцком, с которым дружил, была священна. Каждый год Хмельницкий организовывал в 25 января и 25 июля праздник в честь Высоцкого. В этом январе он тоже все сделал на высшем уровне, и, хотя ноги уже отказывали и сам прийти не мог, руководил всем на расстоянии.
Когда стало ясно, что ему осталось жить считанные часы, Даша позвонила маме. Марианна приехала, и Борис скончался у нее на руках…