Людибиографии, истории, факты, фотографии

Борис Хмельницкий

   /   

Boris Hmelnitsky

   /
             
Фотография Борис Хмельницкий (photo Boris Hmelnitsky)
   

День рождения: 26.06.1940 года
Место рождения: Уссурийск, СССР
Дата смерти: 16.02.2008 года
Место смерти: Москва, Россия
Возраст: 67 лет

Гражданство: Россия

Робин Гуд на все времена: Борис Хмельницкий о Высоцком и не только

Актер, автор музыки к спектаклям театра на Таганке

Актерская дружба – крепкая. Она проверяется годами, испытывается соперничеством, кочует со сцены за кулисы и продолжается даже после смерти – память об ушедших друзьях артистическая братия бережно хранит, и не дает нам, зрителям, забыть своих кумиров. Такая дружба привела в Израиль знаменитого Бориса Хмельницкого. В дни, когда мы отмечаем очередную годовщину со дня рождения Владимира Высоцкого, его друг по экрану, по сцене Таганки и просто по жизни приехал в нашу страну для подготовки фестиваля памяти Владимира Семеновича "Я, конечно, вернусь…", который состоится в феврале. Известные артисты, работавшие с Высоцким и близко его знавшие, будут рассказывать о нем в песнях и монологах.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

28.01.2006

- Борис, давайте начнем разговор с фестиваля. Какие артисты приедут к нам в Израиль?

Борис Хмельницкий фотография
Борис Хмельницкий фотография

- Приедут Валерий Золотухин с женой Ириной Линдт, Армен Джигарханян, Анастасия Вертинская, Алика Смехова, Александр Михайлов, Александр Панкратов-Черный, Никита Джигурда...

Реклама:

- Его, кажется, называли преемником Высоцкого - та же мужественная внешность, то же аплуа, и даже голос - хриплый - чем-то похож...

- В одном из своих интервью Владимир Высоцкий сказал: "Я не люблю, когда поют мои песни. Может, кто-то споет лучше меня, но это уже не я"... Поэтому я сам почти никогда не пел песен Володи, хотя у нас было много общих работ. И когда другие исполняют песни Высоцкого, я их просто не воспринимаю. Лучше его не споешь. Но Никита Джигурда в этом году выпустил свой компакт-диск: он написал музыку на стихи Высоцкого, и я считаю, что он очень здорово это сделал. Никита - очень энергичный, очень талантливый и очень яркий человек.

- А сам Высоцкий не обижался на тех, кто публично исполнял его вещи?

- В творческих вопросах Володя обижался только на себя. Даже когда с кем-то ругался – скажем, по поводу ролей – он считал виноватым себя. Например, обижался, когда его роли в театре передавали кому-то другому на период болезни. Хотя и понимал, что театр от этого страдать не должен, спектакли должны идти.

- То есть, вы считаете, что роль вместо Володи другой актер мог бы сыграть, а песни его никто другой исполнять не может?

- Роль написал другой автор и поставил другой режиссер. И тут актер - рабочая сила. И если Володя подводил – что было делать? А он подводил, часто был болен... Тут, кстати, не надо путать: дело ведь не в том, что он не умел выпивать - Володя был болен, неизлечимо.

Лучшие дня


Иоанн Аргиропул
Посетило:274
Иоанн Аргиропул
Полина Виторган
Посетило:271
Полина Виторган
Последний русский император
Посетило:265
  Николай II

А насчет того, чтобы петь его песни... Вот у меня однажды, еще при жизни Высоцкого, был концерт, и я сказал Володе: "Может, я спою песню из фильма "Стрелы Робин Гуда"? Иду на сцену, выступаю. Полный зал. Пою, а у меня все время за спиной - голос Володи. И он как бы все время мне мешает, не дает нормально петь. На следующее утро встречаюсь с Володей. Он: "Ну, как, спел?" - "Ага, но больше петь эту балладу я не буду. У тебя это лучше получается. А вот читать стихи я буду. Это лучше получается у меня".

- Вы - великолепный артист, замечательный музыкант. Но не кажется ли вам, что ваша жизнь проходила как бы "в тени" Высоцкого?

- Нет, что вы! Я был в порядке, как и он, когда мы вместе работали. Слава Богу, театр у нас был очень популярный, и актеры, все как один, знаменитые: Валера Золотухин, Леня Филатов, Вениамин Смехов, Леня Ярмольник, Алла Демидова, Зина Славина – и никто не был затмеваем другими... Мы все много снимались, ездили с концертами… Это продолжается и по сей день, артисты Таганки – это особая величина.

- Какую Таганку имеете Вы в виду - Любимова или Губенко?

- Того театра, который был, уже нет. Но я не делю артистов на "старых" и "новых". Они все для меня - Таганка…

Я не присутствовал при том скандале, при дележе - я тогда уже ушел из театра. Но, как бы там ни было, кто бы ни был прав или виноват, мой учитель - Любимов, и театр создал он. На учителей и родителей в суд не подают.

- Но Высоцкий был вам ближе всех?

- У меня с Володей были нормальные человеческие отношения. Я его любил и люблю. И он меня, кажется, любил. И даже посвятил мне стих.

Мы много написали вместе, кое-что даже у меня дома. Иногда нам помогала моя сестра Луиза - она замечательный композитор. Бывало, сидит, слушает, потом не выдерживает: "Вот, Володя, у тебя два аккорда. Ну, может, четыре. А если здесь такой взять аккорд? Будет лучше! Возьми тут вторую субдоминанту". Володя говорит: "Чего? Как это?". Она: "Ну, возьми так, так и так...". Он взял: "Как здорово звучит!". Луиза говорит: "Да, это называется вторая субдоминанта". А Володя: "Нет, я не о музыке. Как это красиво звучит - субдоминанта!..".

- Но ведь Высоцкий играл по наитию. Он в первую очередь был Поэтом и Актером - от Бога, а музыкой просто "украшал" свои гениальные тексты. Вы со мной не согласны?

- Есть профессиональные музыканты, а есть исполнители, которые играют непрофессионально - но как!!! Так берет ноты, что видишь – перед тобой великий музыкант! Володя Высоцкий - явление уникальное. В его музыке столько мощи, что мне наплевать, чисто он берет аккорд или нет, и сколько вообще аккордов он знает.

- Вот вы говорите о Высоцком в настоящем времени - для вас он не умер?

- Как нас учили, энергия никуда не исчезает, она переходит из одного состояния в другое. Тем более, душа человека... этого никто не знает, но я думаю, что такая энергетика - вечная.

- Как вы считаете, почему многие актеры так подвержены пьянству?

- Потому что у нас работа такая - экстремальная. Мы все пропускаем через свою нервную систему, через свои эмоции. Актеры живут и умирают на сцене, на съемках - так ушли Миронов, Вертинский, Шукшин… Высоцкий тоже умирал на сцене, ему уколы делали за кулисами, когда он играл Гамлета. И многие другие играют на пределе - больной, не больной, - нельзя не выйти на сцену, нельзя на сцене показывать свою боль.

- Вы видите ситуацию из-за кулис. А публике этого не видно. Она заплатила - и хочет зрелища.

- Да, зрителю этого не понять. Бывает даже, что и великий спектакль зритель посмотрит - и уходит, и этот спектакль не оставляет никакого следа в его душе.

- Почему вы решили привезти фестиваль в Израиль? Еврейские корни?

- Этот проект совместный, в нем примут участие и израильские артисты - Наталья Войтулевич-Манор, Павел Дементьев…

А насчет еврейских корней - нет, в роду у нас не было евреев, ни бабушек, ни дедушек. Но теоретически...

- Все мы немножечко евреи?

- ...все мы - люди, созданные на земле. Но вот дочка моей сестры уже имеет еврейские корни. Муж Луизы - Борис Маклярский, сын того самого Михаила Маклярского, которого называли мозгом советской контрразведки. Он был одним из тех, кто разрабатывал Сталинградскую битву, Курскую дугу, партизанские отряды... Сейчас о нем передачи делают, рассекречивают какие-то материалы.

Но я не делю людей на национальности. Главное, чтобы человек был нормальный.

- Ну, вот бард Тимур Шаов, например, сказал мне в интервью, что он "еврей по друзьям". Что вы на это скажете?

- У меня очень много друзей евреев, известные люди, мы встречаемся, юморим, выпиваем вместе – при этом я всегда говорю: "Так, только не говорите потом, что я, русский, вас спаиваю!".

- Вы сказали, что ушли с Таганки. Но ведь продолжаете сниматься?

- Бывает. Но в последние три года время я готовил свой диск, все время уделяя этому.

- Три года – один диск? Не многовато ли?

- Диск можно было сделать за два дня, но его надо было выстрадать. Это - мой отчет по жизни. Там семнадцать песен, и все подобраны очень тщательно. Вот чем наш театр отличался от других? Подбором репертуара. Лучшей афиши, чем на Таганке, не было ни в одном театре! И Шекспир, и Достоевский, и Булгаков, и Островский... Так же и здесь: в моем компакт-диске такой уровень поэзии и музыки! Я собрал все, что я люблю. Я пока выпустил небольшую партию, попробовать. Все раскупили!

- Недавно отмечали юбилей Хазанова. Его вышла поздравлять Лолита и сказала: "У нас профессия ненадежная, надо иметь какое-то дело про запас". Если бы вдруг настало такое тяжелое время, что нет заработка артистам и музыкантам, чем бы вы стали заниматься?

- Пошел бы на кухню...

- Вы тоже, как и многие актеры, умеете готовить?

- Я не "тоже" умею. Я это умею! Лучшие повара - это мужчины. Так вот я готовлю потрясающе! Вот если бы я зашел в любой ресторан и приготовил бы там свои пельмени или блинчики, еще вопрос, какие бы блюда люди заказывали - мои или фирменные ресторанные. Я ведь вырос в семье охотников, а охотники всегда очень хорошо готовили. Кулинария – обширное поле для фантазии, и я на кухне действительно много фантазирую.

Однажды Макаревич пригласил меня в свою передачу "Смак", так этот получасовой выпуск принес мне большую известность, чем иные работы в театре и кино! А ведь я там не сделал ничего особенного - я просто пожарил картошку. Но я так ее пожарил! Надо было видеть, как я ее переворачивал. Это надо уметь! Чем блюдо легче, тем оно сложнее. Не думайте, что приготовить жареную картошку очень легко. Это искусство – готовит вкуснятину из ничего – пришло ко мне еще во времена студенчества. Когда ничего нет, а вы пригласили девушек в компанию, приходится выдумывать... Получали мы мало, и коронное блюдо было – плавленый сырок. Но умудрялись так приготовить эти несчастные бутерброды – с чесноком, с зеленью… И все девушки были довольны!

- И жены тоже?

- Да.

- А, позвольте спросить, женаты ли вы?

- Сейчас - нет, меня все женщины бросили. Я никогда не скажу, что я бросил - это не по-мужски. И вообще я считаю позором выносить личное на суд широкой общественности. Но и так всем известно, что у меня было две жены, и обе замечательные: Марианна Вертинская и Ира Гончарова. Они меня бросили, и правильно.

- Вы рассуждаете как истинный рыцарь – тем более, что многим зрителям вы запомнились именно в этом качестве. Не важно, Робин Гуд или Айвенго – но рыцарь. Как вы относитесь к тем образам, которые вас прославили?

- Замечательно. Я счастлив, что у меня были такие роли. У меня было много ролей, разных, и в театре, и в кино. Но сыграть роль, на которой воспитывается поколение – это большой подарок судьбы. Ко мне до сих пор подходят люди и говорят, что выросли на этом фильме.

- Вы не воспринимаете это как намек на возраст?

- А что тут такого? Ну, да, мне в июне исполнилось 65 лет. Да, фильмы с моим участием смотрит не первое поколение зрителей. Не каждому такое было дано!

Да вот, буквально на днях я шел ночью по Бат-Яму, на пляж. Темно, ничего не видно. Навстречу - компания, человек восемь, говорят по-русски. И вдруг один подходит ко мне: "Это вы?! Наш Робин Гуд?!!". Второй говорит: "А я вас видел в Москве, в спектакле на Таганке"…

Вот вы спрашивали, не оказался ли я в тени Володи Высоцкого… Конечно, мы столько лет проработали бок о бок, и даже тот же Робин Гуд на экране поет володиным голосом. Но по сей день люди меня узнают без причастности к Володе. Вспоминают, конечно, что мы вместе с ним работали, что я играл у Любимова. Но вспоминают именно мои роли. Даже те, которые я сам уже забыл.

- Конечно, разве такого артиста забудешь! Приезжайте еще, мы ждем вас в феврале!




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Богат и знаменит
Посетило:996
Джон Ву
Украшает мужика борода
Посетило:1064
Антанас Контримас
Маргарита Дуглас
Посетило:1005
Маргарита Дуглас

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history