Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

¬ладимир Ќосков

   /   

Vladimir Noskov

   /
             
‘отографи€ ¬ладимир Ќосков (photo Vladimir Noskov)
   

–осси€

√ражданство: –осси€

Ѕогам неведомым

√лавным редактором сайта "”краина сектантска€"

¬ €нваре всю ”краину всколыхнуло самоубийство 9-летней девочки под  иевом. ¬ы€снилось, что в этом деле, которое милици€ квалифицировала как "доведение до самоубийства", замешаны сектанты. –азличные криминальные скандалы с участием всевозможных сект и ранее происходили на ”краине неоднократно. ƒостаточно вспомнить секты "Ѕелое братство", "ѕосольство Ѕожье", "’ристиане веры ≈вангельской" и прочие. √лавный редактор сайта "”краина сектантска€" ¬ладимир Ќосков рассказал "Ћенте.ру", почему на ”краине сектанты чувствуют себ€ настолько вольготно.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

08.02.2012

ƒействительно ли всевозможные секты чувствуют себ€ на ”краине вольготнее, чем где бы то ни было?

¬ладимир Ќосков фотографи€
¬ладимир Ќосков фотографи€

-ћожно сказать, что ”краина в целом - наиболее религиозна€ страна на постсоветском пространстве. Ќапример, православных приходов в ней на душу населени€ едва ли не вдвое больше, чем в огромной соседней –оссии. –ечь идет о приходах как признанной мировым православием ”ѕ÷, так и не признанных, но довольно распространенных в стране ”ѕ÷  иевского патриархата и ”јѕ÷ - ”краинской автокефальной православной церкви. —оответственно, нетрадиционные веровани€ также более распространены в ”краине. –осси€, Ѕеларусь, бывшие среднеазиатские и кавказские республики пытаютс€ вернуть некую "национальную идею" на основе своей традиционной религии. ¬ ”краине сегодн€ это представл€етс€ затруднительным. ѕолитические элиты, которые с переменным успехом борютс€ за власть в ”краине, делают ставку на различный "религиозный электорат" и, естественно, лоббируют его. ¬ результате все более-менее крупные религиозные движени€ имеют политическую "крышу" и потому чувствуют себ€ более вольготно.

“о есть раскол православных церквей непосредственно повли€л на распространение сект?

-  онечно, православные расколы - это политические акты. “ак было в 1920-х годах, когда по€вилась ”јѕ÷, каноничность которой пытались в 1940-х годах придать нацисты, оккупировавшие ”краину. “ак было в 1992 году, когда по€вилс€  иевский патриархат. ѕо сути, так было и в 1596 году, когда по€вилась ”краинска€ греко-католическа€ церковь, более распространенна€ с тех пор в р€де западных регионов ”краины. я никого не хочу обидеть, говор€ об этом. я лишь констатирую очевидный факт - власть всегда пыталась, пытаетс€ и будет пытатьс€ использовать церкви дл€ своего укреплени€. » поскольку политическа€ элита ”краины также раздроблена, многие политические силы - как внутри страны, так и за ее пределами - заинтересованы в том, чтобы религиозные волнени€ не утихали, чтобы на "религиозном рынке" по€вл€лись новые крупные игроки. Ѕезусловно, объединение ÷еркви привело бы к утрате сектами и их покровител€ми своего вли€ни€, к религиозному миру в стране и к цивилизованным правилам "игры".

 ем €вл€ютс€ создатели сект? Ќаверно, не все настолько примитивно, чтобы можно было их всех считать обычными мошенниками?

-Ќе думаю, что украинские "рецепты" создани€ сект оригинальны. я, например, в своей жизни прочел массу специфической литературы. “еоретически € знаю, как создать секту. Ќо не смог бы этого сделать. ѕотому что надо верить в свое учение, заразить своей верой множество людей. ¬ каждом городе есть свои местечковые гуру, которые имеют небольшие группы своих последователей. ¬озможно, среди них сознательных мошенников больше, чем среди лидеров крупных сект. Ќо увлечь за собой дес€тки тыс€ч адептов по всей стране большинство из них не способно. ƒл€ этого необходим фанатизм, который, впрочем, вполне может сочетатьс€ с сознательным мошенничеством, с желанием обрести власть, деньги. ѕострадавшим же от сект люд€м и их близким вообще нет разницы - сознательно человека обманывали в секте или гуру по-насто€щему верил в то, чему учил. я полагаю, что главные жертвы сект - сами их создатели.

Ќу а если пройтись по конкретным персонам? ¬ вашей практике, наверно, были какие-то особенно необычные случаи?

- ћогу привести забавный пример. ¬ 1991 году, когда еще не по€вилась ”ѕ÷  иевского патриархата, у украинских националистов имелась идеологическа€ дыра - "москальских попов" они не любили, а "украинской" церкви не было. ќдин из активистов националистической тусовки в одном из провинциальных городов ”краины (назовем его —ветозаром) поехал на запад страны, где в то врем€ различные "гуманитарные" миссии из-за рубежа организовывали вс€кие "просветительские" семинары, на которых преподавали украинцам "демократические ценности". “ам он попал на лекцию о так называемой –одной украинской национальной вере (–”Ќ¬ере), учение которой разработал после ¬торой мировой войны в —Ўј украинский эмигрант Ћев —иленко. Ќаш персонаж вернулс€ на малую родину с магнитофонными кассетами, на которых были записаны "богослужени€" –”Ќ¬еры. ≈го единомышленники по воскресень€м собирались вокруг этого импровизированного алтар€ (магнитофона "¬есна", как мне рассказывали очевидцы) и молились "украинским богам".

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

¬скоре по€вилс€  иевский патриархат, и большинство "прихожан" —ветозара стали посещать приходы ”ѕ÷  ѕ. ј вот —ветозар уже не желал складывать с себ€ полномочи€ "жреца" и опускатьс€ до "р€дового прихожанина". —егодн€ у него устойчива€ группа последователей, он известен всему городу. ќн проводит многочисленные "€зыческие обр€ды" - действа красочные, на которые с удовольствием собираютс€ любопытные горожане и гости города. ” него "крест€т" детей, венчаютс€, делают пожертвовани€. √азетчики берут у него интервью, центральные телеканалы делают новостные сюжеты о его "служени€х". ќн - желанный гость на телевизионных ток-шоу. ≈му удалось монетизировать "религиозную" идею, получить определенный социальный статус. ќн - узнаваемый "местный религиозный лидер", достаточно авторитетный спикер со стабильной аудиторией. Ётот пример - характерный дл€ многих местечковых сект. ¬ принципе, крупные секты развивались по схожему сценарию, но более масштабно.

Ќу, на первый взгл€д, в подобном —ветозаре и его де€тельности, вроде, нет ничего страшного?

- — этим утверждением не согласилась бы, например, его супруга, которую он оставил, потому что в его распор€жении теперь имеютс€ молодые последовательницы. —емь€ одной из таких последовательниц даже обращалась к специалистам-сектоведам с просьбой помочь вернуть родственницу из секты, чему € был свидетелем. ∆ертва разорвала все свои прежние социальные св€зи, отказалась от карьеры ради достижени€ "духовных целей". ќна сама покинула секту - когда ее "духовный лидер" вз€л в "жены" другую последовательницу.   счастью, пребывание в секте этой девушки длилось сравнительно недолго. Ѕольшинство же адептов тер€ют годы жизни. ‘актически они превращаютс€ в счастливых рабов. ѕохмелье протекает т€жело - жизнь приходитс€ начинать сначала, покинувшие секту люди, как правило, одиноки, они утратили профессиональные навыки. я привел пример мелкой секты. „ем она крупнее, тем больше судеб разрушает. ќпасность сект заключаетс€, в первую очередь, в психологическом насилии - манипул€ци€х, трудовой и финансовой эксплуатации.

ѕо вашим данным, сколько на ”краине действует сект, попадающих в вашу сферу интересов, сколько хот€ бы приблизительно у них последователей?

- “акой статистики не существует. ѕриблизительные представлени€ базируютс€ на соцопросах, а социологические исследовани€ - тоже бизнес- и политический инструмент. ¬ ”краине зарегистрировано более 35 тыс€ч религиозных общин. Ѕолее 12 тыс€ч из них - приходы ”ѕ÷ (то есть ћосковского патриархата). ” ”ѕ÷  иевского патриархата - около 4500, у ”јѕ÷ - около 2000. ¬ стране имеетс€ более 2500 баптистских общин. ”√ ÷ (греко-католики) насчитывает около 650 приходов, большинство которых сосредоточено на западе страны. ≈сть почти тыс€ча мусульманских общин - в основном в  рыму.

ћое внимание приковано к деструктивным культовым группам, наиболее распространенными из которых €вл€ютс€ неоп€тидес€тнические секты и "—видетели »еговы". ѕодсчет своих последователей ведут только иеговисты - их количество в ”краине не превышает 150 тыс€ч. Ќеоп€тидес€тники не поддаютс€ учету, поскольку у них не существует централизованной структуры. ¬ каждом областном центре ”краины действуют не менее дес€тка автономных общин, причем все - под разными названи€ми.  ак правило, это красивые названи€ типа " амень веры", " овчег пробуждени€", "—вет спасени€" и так далее. ќдин из самых известных украинских сектантов - —андей јделаджа - на пике своей де€тельности пыталс€ фактически объединить их. ¬о многом это ему удалось. ќн стал, пожалуй, самым вли€тельным неоп€тидес€тническим пастором, лидеры местечковых общин искали его расположени€. ¬ этот период он за€вл€л о том, что в ”краине у него насчитываетс€ около миллиона последователей.  онечно, это преувеличение. “ем не менее, говорить, например, о трехстах тыс€чах приверженцев неоп€тидес€тнических сект в ”краине, думаю, можно.

 акова ситуаци€ с законодательной базой? ¬ ней вообще существует упоминание о сектах или о чем-то подобном? Ќу то есть, закон каким-то образом ограждает граждан от деструктивного вли€ни€ сект?

- ¬ украинском законодательстве нет термина "секта." » в обозримом будущем он вр€д ли по€витс€ по вышеописанным причинам. «аконопроекты о некотором ограничении де€тельности "нетрадиционных религиозных движений" и введении пон€ти€ "секта" регул€рно регистрируютс€ в украинском парламенте отдельными депутатами из разных политических сил. ќднако это - не более чем заигрывани€ с электоратом, спланированные пиар-акции. ¬ таких случа€х лидеры фракций не комментируют такие инициативы своих соратников, а их авторы, когда шумиха в информационном пространстве ул€жетс€, как правило, отзывают свои законопроекты. я не думаю, что даже доминирующа€ сейчас в украинской политике ѕарти€ регионов может позволить себе мобилизовать против себ€ столько протестного электората. ¬ этих услови€х было бы разумно ввести в украинское законодательство пон€тие "психологическое насилие". Ќо это - процесс длительный, требующий дл€ начала подготовки соответствующих специалистов.

ј были ли прецеденты уголовного преследовани€ различных гуру, кроме всем известной истории с "белыми брать€ми"?

- ”головное преследование возможно лишь за преступлени€, предусмотренные ”головным кодексом.  роме того, адепты, даже покинувшие секту, как правило, отказываютс€ выступать за€вител€ми. ƒа и с юридической точки зрени€, речь в таких случа€х идет о добровольных пожертвовани€х, дарственных. Ќе представл€етс€ также возможным доказать, что, например, психические нарушени€ стали следствием пребывани€ человека в секте. ѕон€тие "психологическое насилие", как уже было сказано, в ”  отсутствует. ƒаже в отношении той же ћарии ƒэви ’ристос сначала возбуждались уголовные дела по факту "самовольное зан€тие земельного участка и самовольное строительство" и "мошенничество", которые были закрыты. ќсуждена она была за "захват государственных или общественных сооружений или построек", "пос€гательство на здоровье граждан под видом совершени€ религиозных обр€дов", "умышленное телесное повреждение". ƒа и это стало возможным лишь благодар€ тому, что "Ѕелое братство" было настолько одиозной сектой, что в защиту его лидеров не решилось выступить "международное сообщество". ’от€ отдельные правозащитники за€вл€ли о "многочисленных процессуальных нарушени€х" даже в этом деле.

—ейчас в ”краине расследуетс€ уголовное дело, св€занное с созданием финансовой пирамиды "Kings Capital". ¬елика веро€тность того, что обвинение в вовлечении своих прихожан в эту пирамиду будет предъ€влено —андею јделадже - создателю неоп€тидес€тнической секты "ѕосольство Ѕожье". ƒело еще даже не передано в суд, а обвинени€ в "нарушении религиозных свобод" в ”краине уже заполонили новостные ленты западных информагентств. ¬ р€де европейских государств действуют те или иные ограничени€ на де€тельность культовых групп, однако европейские чиновники, политики и правоохранители готовы противосто€ть информационному давлению. Ѕоюсь, что ”краина этим еще не может похвастатьс€.

ƒругих громких процессов в ”краине нет. „аще всего психологам, специализирующимс€ на этой проблеме, приходитс€ участвовать в бракоразводных процессах, когда мать-сектантка инициирует развод и отец пытаетс€ воспреп€тствовать вовлечению в секту ребенка.

“о есть, непосредственное вли€ние «апада в де€тельности сект ощущаетс€? ƒругими словами, можно сказать, что природа сект на ”краине, как и в других странах —Ќ√ - импортного характера?

- Ќаиболее крупные секты юридически или фактически имеют свои управленческие центры за рубежом - в ≈вропе или —Ўј. Ќо их украинские лидеры уже давно способны регулировать религиозный климат в стране самосто€тельно. „тобы оказать решающее давление на украинского чиновника, даже не надо привлекать "международную общественность". ƒостаточно организовать нужные публикации, сформировать "общественное мнение", максимум - провести акции протеста. "ƒело јделаджи" - скорее, исключение из правила. ќно станет экзаменом на зрелость украинской элиты, ее независимость.

¬ ходе нашего разговора посто€нно упоминалась политика. ¬ообще существует мнение, что в политическом пространстве ”краины сильно вли€ние сектантов (вспомнить хот€ бы мэра  иева Ћеонида „ерновецкого). Ёто так?

- ѕожалуй, только "—видетели »еговы" политически пассивны. Ќеоп€тидес€тники посто€нно ищут политическую "крышу", их пасторы баллотируютс€ в местные советы. ¬ местных советах - сельских, районных, городских - имеют депутатские мандаты сотни пасторов и адептов неоп€тидес€тнических сект. ќни в значительной степени вли€ют на де€тельность р€да партий, имеющих в своем названии слово "христианска€". “от же —андей јделаджа до последнего скандала собирал в свою поддержку дес€тки подписей депутатов ¬ерховной –ады ”краины.

¬ нынешнем году в ”краине состо€тс€ выборы в ¬ерховную –аду. —корее всего, свои кресла в парламенте получит радикальна€ националистическа€ "—вобода", котора€ в значительной мере срослась с нео€зыческими сектами. Ќео€зычники, по моему мнению, сейчас начали стремительно разрастатьс€ и фактически сливатьс€ в централизованное движение в ”краине. Ќесомненно, тема сект неразрывно св€зана с политикой. ”чение многих крупных сект пр€мо указывает своей целью построение так называемого "теократического государства" - то есть получение политической власти.

 акова позици€ официальных конфессий? ≈сть ли разница в подходе к сектантам со стороны ”ѕ÷ ћѕ и ”ѕ÷  ѕ?

-ѕозици€ ”ѕ÷ ћѕ недвусмысленна - основную просветительскую работу об опасности сектантства в ”краине ведут именно православные активисты, миссионерские отделы епархий. ƒекларируют аналогичную позицию и иерархи ”ѕ÷  ѕ. ќднако мне часто кажетс€, что "кадровый состав" этой конфессии - очень неоднородный. Ќа епархиальном уровне духовенство  ѕ нередко настолько неразборчиво в своих контактах, что даже €, стара€сь быть сдержанным в высказывани€х, не могу молчать, как Ћев “олстой. Ќапример, в первой половине 2000-х годов в центральных област€х ”краины было зарегистрировано множество сельских "православных приходов", в которых облаченные в р€сы "батюшки" практиковали доведение прихожан до экстатических состо€ний - говорени€ на "ангельских €зыках" (нечленораздельное бормотание) - и прочие, свойственные неоп€тидес€тническим сектам обр€ды. Ёто ноу-хау примен€етс€ так называемой "”краинской реформаторской православной церковью" (”–ѕ÷), возглавл€емой "архиепископом" —ергием ∆уравлевым. ¬ "архиепископы" этого де€тел€ "рукоположил" в свое врем€ —андей јделаджа. ј приходы ”–ѕ÷ регистрировались в описываемом случае в статусе общин ”ѕ÷  ѕ, с дозволени€ епархиального руководства, чтобы не возникало бюрократических проволочек. ¬озможно, духовенство  иевского патриархата в этом случае было введено в заблуждение. Ќо представители ”ѕ÷  ѕ регул€рно участвуют в совместных меропри€ти€х с различными сектами. ¬озможна€ причина этого - определенна€ изол€ци€, в которой оказалась ”ѕ÷  ѕ, не признанна€ мировым православием. Ёто вынуждает ее духовенство искать общени€ хот€ бы с маргинальными религиозными движени€ми.

 аковы, суд€ по вашему опыту работы с местными сектами, их основные признаки? ≈сть ли кака€-то украинска€ специфика сектантства?

- Ќет, украинской специфики нет. ќдин известный в ”краине журналист-криминалист, бывший карточный шулер, в одном из интервью сказал: "≈сли ты готов дать голову на отсечение, что перед тобой честный человек, самое врем€ насторожитьс€". Ёто в полной мере относитс€ к сектантским проповедникам - профессиональным вербовщикам. —ейчас, в эпоху »нтернета, человеку несложно найти критическую информацию о группе, в которую его вовлекают. я могу порекомендовать читател€м брошюру российского ученого јлександра ƒворкина "10 вопросов нав€зчивому незнакомцу, или ѕособие дл€ тех, кто не хочет быть завербованным".

„то вы можете сказать про молодежные движени€, обладающие признаками секты? Ќу, например, про сатанистов?

-  онечно, молодежь €вл€етс€ самым привлекательным контингентом дл€ сект. ћолодым люд€м свойственен юношеский максимализм, ими легче манипулировать, они более активны и эффективны. ¬ каждой крупной секте есть "молодежные служени€", состо€щие из юношей и девушек, задачей которых €вл€етс€ вовлечение в секту своих ровесников. Ќо исключительно молодежных самосто€тельных религиозных организаций € назвать не могу. Ќебольшие радикальные политические движени€ могут состо€ть преимущественно из молодежи. Ќо эти группы нестабильны, там больша€ текучесть кадров, в результате чего они быстро распадаютс€. Ёто касаетс€ и сатанистов.

Ќасколько € знаю, лишь в ќдесской области более-менее многочисленна€ группа сатанистов смогла просуществовать несколько лет. Ќо и там они, в конце концов, захирели. ƒругое дело, что такие группы за свое недолгое существование могут разрушить жизни своих адептов (преимущественно несовершеннолетних - школьного возраста). Ёто касаетс€, как минимум, психических изменений, как максимум - уголовных преступлений. ƒл€ лучшего понимани€ таких групп € привожу пример так называемых "днепропетровских мань€ков" - трех жителей ƒнепропетровска 19-20 лет, которые летом 2007 года совершили 19 убийств в родном городе. –еб€та начинали с издевательств над кошками, затем убили человека, потом стали изощренно издеватьс€ над еще живыми жертвами (а затем над трупами), снимать их мучени€ на телефон и выкладывать ролики в »нтернет. ” одной из своих жертв - беременной женщины - садисты вырезали плод. Ёти реб€та "варились" в своем изолированном мирке - так, как это происходит в сектах. ” них не сформировалось какое-то новое мировоззрение, но они незаметно оторвались от человеческих ценностей, пон€тий добра и зла и, наконец, устроили кровавую баню.

Ётот пример демонстрирует, что учение - не главное в тоталитарной секте, и сектоведы борютс€ не с "инакомыслием", а с самой формой существовани€ сект - самоизол€цией и противопоставлением микросообщества "враждебному миру", что приводит к формированию извращенного, болезненного мировоспри€ти€ у адептов, особенно юных.

я хотел еще задать вопрос о "÷еркви саентологии" на ”краине, но не знаю, относ€тс€ ли она к вашей компетенции.

- ќ саентологах можно делать отдельный материал и даже писать книгу. ≈сли быть кратким, то это секта, основанна€ американским писателем-фантастом –оном ’аббардом во второй половине XX столети€. ќна распространена по всему миру. ¬ р€де стран де€тельность ее адептов находитс€ под жестким контролем правоохранителей. ¬ отличие от большинства сект, саентологи став€т своей целью не количественный рост адептов, а качественный - стараютс€ вербовать людей обеспеченных, облеченных властью. —екта вербует адептов под видом психологических "тренингов личностного роста". Ќедостаточно информированный человек при контакте с саентологами не поймет, с кем имеет дело, до тех пор, пока не окажетс€ полностью зависимым от секты. —аентологи стараютс€ не афишировать свою де€тельность. Ќет такого признака тоталитарной секты, которому не соответствовала бы "÷ерковь саентологии". —екта имеет собственную спецслужбу и, в отличие от своих коллег, не ограничивает себ€ в методах борьбы с оппонентами. ¬ ”краине они наиболее активно проникают в систему образовани€, дл€ чего разрабатывают р€д "образовательных программ" - €кобы направленных на профилактику наркомании, алкоголизма среди молодежи. ¬ св€зи с этим родител€м украинских старшеклассников и студентов следует осторожно относитьс€ к различным "внеклассным" программам, искать в своем регионе специалистов по сектам и предоставл€ть им дл€ анализа распростран€емые в школах и вузах материалы.

 ак найти таких специалистов?

- —ейчас в ”краине активно развиваетс€ апологетический центр при синодальном отделе по делам молодежи ”ѕ÷. –уководство центра стараетс€ обеспечить наличие специалиста по сектам в каждой области ”краины. Ќебольшой список таких специалистов имеетс€ на сайте "”краина сектантска€". ¬  иеве есть психологи, специализирующиес€ на контроле сознани€ в деструктивных культах. ≈сли в какой-либо области нет такого специалиста, можно проконсультироватьс€ дистанционно. Ќа сайт "”краина сектантска€" регул€рно приход€т письма с просьбой о помощи из такой глубинки, где иного способа консультации, кроме дистанционного, быть не может. я переправл€ю эти письма специалистам, и они вступают в переписку с просителем. ћне не известно, чтобы за такую помощь взималась плата.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru