Ян Эвангелиста Пуркине

Jan Evangelista Purkyne

Фотография Ян Эвангелиста Пуркине (photo Jan Evangelista Purkyne)

День рождения: 17.12.1787 года
Возраст: 81 год
Место рождения: Либоховиц на северо-западе Богемии (ныне в Чехии)Дата смерти: 28.07.1869 года
Место смерти: Прага, США

чешский физиолог

25.11.2003

ПУРКИНЕ, ЯН ЭВАНГЕЛИСТА (Purkyne, Jan Evangelista) (1787–1869), чешский физиолог. Родился 17 декабря 1787 в Либоховице на северо-западе Богемии (ныне в Чехии). Окончив местную школу, продолжил обучение в Микулове (Моравия) в гимназии, принадлежавшей монашескому ордену пиаристов. По окончании восьмилетнего обучения решил стать членом ордена. Незадолго до принятия монашеского обета Пуркине увлекся философией. Уехал в Прагу и поступил в школу философии Карлова университета. Два года спустя стал наставником сына барона Хильдпрандта, который предложил оплачивать в течение пяти лет обучение Пуркине в медицинской школе Пражского университета. По окончании университета (1818) Пуркине в течение года работал в университетской клинике. Специализировался в области хирургии, анатомии и физиологии. В 1823 был приглашен на должность профессора анатомии и физиологии университета Бреслау (ныне Вроцлав, Польша), где проработал 27 лет. С 1839 одновременно возглавлял основанный им в Бреслау Институт физиологии. В 1850 был приглашен на должность профессора физиологии в Пражский университет, в 1851 основал и возглавил Физиологический институт.

Ян Эвангелиста Пуркине фотография

Работы Пуркине посвящены общей физиологии и физиологии органов чувств. Его исследования, касающиеся зрительного восприятия, оказали большое влияние на развитие офтальмометрии и офтальмоскопии, создав предпосылки для построения теорий центрального и периферического зрения. Пуркине сконструировал прибор для измерения поля зрения (периметр), определил роль хрусталика, обнаружил изменение яркости цветов при постепенном нарастании освещенности (сначала становятся более яркими оттенки синих, а затем красно-оранжевых цветов; «феномен Пуркине»). Исследовал зрительные ощущения при действии на глаз гальванического тока и белладонны. Его именем названа характерная картина расположения сосудов в глазе (сосудистая фигура Пуркине), зеркальное отражение предметов на преломляющих поверхностях глаза (изображение Пуркине).

Пуркине провел многочисленные микроскопические исследования. Сконструировал микротом, ввел в гистологическую практику канадский бальзам и краситель индиго, разработал метод просветления тканей в скипидаре и оливковом масле. Исследовал под микроскопом движение ресничек мерцательного эпителия клеток млекопитающих, изучал микроскопическую структуру растений, кожи, желез, костей, зубов, хрящей, нервов, тканей сердца, обнаружил индивидуальные отличия в капиллярных рисунках на пальцах рук (впоследствии на основе этого открытия была создана дактилоскопия). Микроскопические исследования Пуркине легли в основу клеточной теории, которую он сформулировал в 1837. В том же году ученый установил наличие аналогии между строением животной и растительной клеток. Ввел термин «протоплазма», описал клеточное ядро. Описал нейроны спинного и головного мозга позвоночных. Обнаружил особые крупные нейроны в мозжечке (клетки Пуркине). Открыл волокна миокарда, образующие проводящую систему сердца (пучок Пуркине).

Пуркине выступал за право вести преподавание в учебных заведениях на чешском языке, пытался создать Чешскую академию, которая стала бы научным и культурным центром страны. Участвовал в организации «Журнала чешских врачей» («asopis Lkaru Ceskch»), основал Чешское медицинское общество. В конце жизни Пуркине переводил на чешский язык поэзию Гёте и Шиллера. Имя Пуркине присвоено университету Брно, Чешскому медицинскому обществу, которое учредило медаль его имени. Умер Пуркине в Праге 28 июля 1869.

Резидент шоу «Камеди Клаб»