Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ёмпедокл

   /   

Empedocles

   /
             
‘отографи€  Ёмпедокл (photo  Empedocles)
   

ƒень рождени€: 01.01.0490 года
√реци€
ƒата смерти: 28.12.0430 года
√реци€
¬озраст: -60 лет

√ражданство: √реци€
—оцсети:


„удотворец необычайной силы

древнегреческий философ, врач, государственный де€тель, жрец

“руды Ёмпедокла написаны в форме поэм. Ѕыл плюралистом, признава€ множественность архэ. явл€лс€ сторонником демократии.

≈му принадлежит поэма Ђќ природеї, из которой сохранились 340 стихов, а также религиозна€ поэма Ђќчищени€ї (иначе Ч Ђ»скуплени€ї; дошло около 100 стихов).

18.07.2020

≈го биографи€ трудноотделима от легенд, на которых во многом основана приводима€ ƒиогеном Ћаэртским истори€ Ёмпедокла. „асть информации о нЄм восстанавливаетс€ из его собственных сочинений, известных по фрагментам.

 Ёмпедокл фотографи€
Ёмпедокл фотографи€

ќсновыва€сь на запис€х √ераклида и Ёратосфена, можно сделать вывод, что Ёмпедокл происходил из знатного рода.

ƒе€тельность его протекала в сицилийском городе јкраганте (јгригенте). ќ нЄм ходили легенды как о чудотворце необычайной силы, который смог воскресить женщину, находившуюс€ до этого целый мес€ц без дыхани€. ¬ладел искусством красноречи€ и даже основал школу ораторского искусства в —ицилии. јристотель писал об Ёмпедокле, что тот обладал прекрасными ораторскими способност€ми, умел метко украшать свою речь различными метафорами, а также был автором нескольких поэм, три из которых сожгла €кобы его сестра. –азрабатыва€ учение о переселении душ, сам о себе Ёмпедокл сообщал, что был раньше мужчиной и женщиной, рыбой, птицей, зверем.

 Ёмпедокл фотографи€
Ёмпедокл фотографи€

Ќесмотр€ на то, что Ёмпедокл причисл€л себ€ к богам и бессмертным, он обладал демократическим мировоззрением, о чЄм свидетельствуют некоторые факты из его жизни. Ёмпедокл был против чинопочитани€, несмотр€ на всю свою самовлюблЄнность, а кроме того, сам чуждалс€ вс€ческих чинов, как сообщает јристотель, и даже отказалс€ от предложенной ему царской власти, предпочита€ жизнь обычного человека.

ѕо некоторым сообщени€м, одно врем€ Ёмпедокл был пифагорейцем, однако за огласку учений ѕифагора был изгнан.

 Ёмпедокл фотографи€
Ёмпедокл фотографи€

Ўирокое распространение получила легенда о его смерти, св€зываема€ с идеей превращени€ человека в бога. –ассказывают, что он, предчувству€ смерть, бросилс€ в жерло вулкана Ётна. ќдним из объ€снений самоубийства была вытекающа€ из прижизненного самообожествлени€ и надежды на славу попытка скрыть свою смерть дл€ того, чтобы быть причисленным к богам. ќднако самоубийствo Ёмпедокла рассматриваетс€ не только как попытка считатьс€ божеством, но и как вытекающа€ из его философии попытка на самом деле стать богом. ѕо легенде, боги действительно прин€ли его к себе, но не полностью Ч бронзовые сандалии философа были выброшены из вулкана.

ќснову учени€ Ёмпедокла составл€ет концепци€ о четырЄх стихи€х, которые образуют Ђкорниї вещей, так называемое архэ. Ётими корн€ми €вл€ютс€ огонь, воздух, вода и земл€. »м соответствовали јид, «евс, Ќестис (сицилийское божество воды) и √ера. ќни заполн€ют всЄ пространство и наход€тс€ в посто€нном движении, перемеща€сь, смешива€сь и разъедин€€сь. ќни неизменны и вечны. ¬се вещи как бы складываютс€ из этих стихий, Ђвроде того, как стена сложена из кирпичей и камнейї. ѕрочие боги также были производными этих 4 Ђкорнейї. Ќаиболее равномерно эти 4 Ђкорн€ї вещей распределены в крови человека. Ђ орниї вещей €вл€ютс€ Ђпассивнымиї началами.

Ёмпедокл отвергает мысль о рождении и смерти вещей. ѕоследние образуютс€ посредством смешени€ и соединени€ стихий в определЄнных пропорци€х. “ак, кость состоит из двух частей воды, двух частей земли и четырЄх частей огн€.

Ћучшие дн€

¬еликан-книголюб из украинской глубинки
ѕосетило:10904
Ћеонид —тадник
јлексей јбрикосов. Ѕиографи€
ѕосетило:7263
јлексей јбрикосов
Ќикита ћазепин. Ѕиографи€
ѕосетило:2704
Ќикита ћазепин

»сточником движени€, происход€щего в природе, €вл€ютс€ не сами Ђкорниї, так как они неизменны, а две противоположные силы Ч Ћюбовь (‘иле€), олицетвор€юща€ единство и добро, и Ќенависть (Ќейкос), олицетвор€юща€ множество и зло. ќни €вл€ютс€ Ђактивнымиї началами. Ёти две силы обладают вполне определЄнными физическими качествами. “ак, Ђлипка€ Ћюбовьї имеет все свойства влаги, а Ђгубительна€ Ќенавистьї Ч свойства огн€. “аким образом, весь мир представл€ет собой процесс смешени€ и разделени€ смешанного. ≈сли начинает господствовать Ћюбовь, то образуетс€ —файрос Ч шар, при котором Ќенависть находитс€ на периферии.  огда ¬ражда проникает в —файрос, то происходит движение стихий и они оказываютс€ разделЄнными. «атем начинаетс€ обратный процесс, который заканчиваетс€ воссозданием —файроса Ч однородной неподвижной массы, имеющей шаровидную форму. »того было 4 фазы: 1) акосмическа€ Ч господство и победа Ћюбви (—файрос); 2) космическа€ Ч переход от Ћюбви к Ќенависти; 3) акосмическа€ Ч господство и победа Ќенависти; 4) космическа€ Ч переход от Ќенависти к Ћюбви. „еловечество жило в 4 фазу.

“аким образом, концепци€ Ёмпедокла сводитс€ к следующей схеме. ¬ мире существует единство и множество, но не одновременно, как у √ераклита, а последовательно. ¬ природе происходит циклический процесс, в котором сначала господствует Ћюбовь, соедин€юща€ все элементы Ч Ђкорни всех вещейї, а затем господствует ¬ражда, разъедин€юща€ эти элементы.  огда господствует Ћюбовь, тогда в мире воцар€етс€ единство, качественное своеобразие отдельных элементов пропадает.  огда же господствует ¬ражда, по€вл€етс€ своеобразие материальных элементов, по€вл€етс€ множество. √осподство Ћюбви и господство ¬ражды раздел€етс€ переходными периодами.

ћировой процесс и состоит из этих повтор€ющихс€ циклов. ¬ процессе всех происход€щих изменений сами элементы не возникают и не уничтожаютс€, они вечны.

¬ своей философии Ёмпедокл высказывал много гениальных мыслей, но в то врем€, когда жил Ёмпедокл, они не могли быть подтверждены эмпирически. “ак, он писал, что свету требуетс€ определЄнное врем€ дл€ своего распространени€, то есть скорость света €вл€етс€ очень большой, но все же конечной величиной. ƒаже јристотель в IV в. до н. э. считал это мнение ошибочным. Ёмпедокл, подобно элеатам, признавал закон сохранени€ Ч из ничего не происходит ничего. “акже замечательной была иде€ Ёмпедокла о выживаемости биологических видов, которые отличались целесообразностью. ¬ этом можно заметить уже зачатки, хот€ и наивные, подхода к теории естественного отбора. ѕодобно јнаксимандру, считал, что живое произошло от неживого, но отличие заключалось в том, что в начале произошли части тела и органы, далее, по мере усилени€ Ћюбви в мире, они произвольным образом соедин€лись, в результате чего по€вл€лись двухголовые, четырЄхрукие и т. п. Ќаиболее приспособленные организмы выжили, в этом и прослеживалс€ некий целесообразный план. ¬ медицине Ёмпедокл Ч один из родоначальников направлени€, представители которого полагали, что знать врачебное искусство невозможно тому, кто предварительно не исследовал, что такое человек.

¬ своей теории чувственного воспри€ти€ Ёмпедокл выдвигает глубокую мысль, что процесс чувственного воспри€ти€ зависит от строени€ телесных органов. ѕознание осуществл€етс€ следующим образом: подобное постигаетс€ подобным. Ќапример, органы чувств приспосабливаютс€ к ощущаемому, если же строение органа чувств такое, что не может приспособитьс€ к воспринимаемому, то этот предмет не воспринимаетс€. »ли космическа€ Ћюбовь познаЄтс€ подобно человеческой любви.

ќрганы чувств имеют своеобразные поры, через которые проникают Ђистечени€ї от воспринимаемого объекта. ≈сли поры узкие, то Ђистечени€ї не могут проникнуть, и воспри€ти€ не происходит.

“еори€ ощущений Ёмпедокла оказала большое вли€ние на последующую древнегреческую мысль Ч ѕлатона, јристотел€, атомистов.

¬ сохранившейс€ частично поэме Ђќчищени€ї изложил пифагорейское учение о переселении душ, возмездии и искуплении.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

—амый высокий на планете
ѕосетило:21429
—ултан  есен
—амый высокий актер
ѕосетило:19477
ѕитер ћейхью
ƒвукратный обладатель  убка ћира
ѕосетило:10730
ћарсель ’иршер

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru