Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ѕорис Ёйфман

   /   

Boris Eyfman

   /
             
‘отографи€ Ѕорис Ёйфман (photo Boris Eyfman)
   

ƒень рождени€: 22.07.1946 года
ћесто рождени€: –убцовск, , јлтайский край ,———–
¬озраст: 74 года

√ражданство: –осси€

Ѕиографи€

—оветский и российский хореограф, балетмейстер,

Ѕ.я. Ёйфман - Ќародный артист –оссии (1995), лауреат √осударственной премии –оссии (1999), лауреат театральной премии —анкт-ѕетербурга "«олотой —офит" (1995, 1996, 1997), премий —оюза театральных де€телей –‘ "«олота€ маска" (1996, 1999), премии "“риумф" (1996). ¬ 1998 году удостоен высшей духовной награды детей –оссии - ордена "ћира и —огласи€" по номинации "Ќовое слово в хореографии". Ќагражден ќрденом кавалера искусств ‘ранции (1999).

03.04.2005

–одилс€ 22 июл€ 1946 года в городе –убцовске јлтайского кра€. ќтец - Ёйфман янкель Ѕорисович (1906 г. рожд.). ћать -  урис  лара ћарковна (1918 г. рожд.). —упруга - ћорозова ¬алентина Ќиколаевна (1953 г. рожд.). —ын - Ёйфман јлександр Ѕорисович (1995 г. рожд.).

Ѕорис Ёйфман фотографи€
Ѕорис Ёйфман фотографи€

ќдин из ведущих хореографов мира Ѕорис Ёйфмана свои первые шаги как постановщик танцев сделал уже в 16 лет. — 1962 по 1966 год он руководил детским хореографическим коллективом. ¬ 1972 году он окончил балетмейстерское отделение Ћенинградской государственной консерватории имени –имского- орсакова. ≈го первые постановки - балеты "∆изни навстречу" (1970, муз.  абалевского), "»кар" (1970, муз. ј. „ернова, ¬. јрзуманова), "Ѕлест€щий дивертисмент" (1971, муз. ћ. √линки), "‘антази€" (1972, муз. ј. јренского) - вызвали взволнованный отклик зрителей и пристальное внимание критиков. ƒипломна€ работа молодого хореографа - балет "√а€не" на музыку ј. ’ачатур€на (1972) - был создан и показан на сцене ћалого театра оперы и балета в Ћенинграде. Ёто было блистательное начало творческого пути.

— 1971 по 1977 год Ѕ.я. Ёйфман работал балетмейстером в Ћенинградском јкадемическом хореографическом училище имени ј.я. ¬агановой (ныне јкадеми€ русского балета имени ј.я. ¬агановой). ѕосле "√а€нэ" им были созданы балеты: "–усска€ симфони€" (1973, муз. ¬.  алинникова), "¬стречи" (1975, муз. –. ўедрина), "∆ар-птица" (1975, муз. ». —травинского), "ѕрерванна€ песн€" (1976, муз. ». алныньша), "...ƒуши прекрасные порывы" (1977, муз. –. ўедрина). ¬се они с большим успехом шли на сцене ленинградского “еатра оперы и балета имени  ирова. —пектакль "∆ар-птица" принес Ѕ.я. Ёйфману мировую известность: вскоре после премьеры в Ћенинграде он был показан в ћоскве и на гастрол€х в японии. ѕомимо театральных постановок в эти годы Ѕ.я. Ёйфман стал автором фильмов-балетов: "¬ариации на тему рококо", "»кар", "Ѕлест€щий дивертисмент".

¬ 1977 году молодой хореограф получил возможность создать свой театр при Ћенконцерте, который получил название "Ќовый балет", а впоследствии был переименован в —анкт-ѕетербургский государственный академический “еатр балета под руководством Ѕориса Ёйфмана. Ќе име€ ни сцены, ни посто€нных репетиционных помещений, с маленьким коллективом, он сумел произвести сильнейшее впечатление первой же программой, в которую вошли спектакли: "“олько любовь" (муз. –. ўедрина), "»скушение" (муз. –. ”эйкмана), "ѕод покровом ночи" (муз. Ѕ. Ѕартока), "ѕрерванна€ песн€" (муз. ».  алныньша), "ƒвухголосие" (муз. ƒ. Ѕаррета - из репертуара "ѕинк ‘лойд").  амерный балет "ƒвухголосие" зрители до сих пор вспоминают как потр€сение. ¬ последующие годы Ѕ.я. Ёйфман поставил спектакли "∆ар-птица" (1978, муз. ». —травинского) и "¬ечное движение" (1979, муз. ј. ’ачатур€на).

“еатр Ѕ.я. Ёйфмана изначально возник как авторский, как театр одного хореографа, что дл€ тех лет было €влением уникальным. ѕервые спектакли коллектива были обращены к молодежной аудитории. —мелым экспериментом стал балет "Ѕумеранг" на музыку ƒ. ћаклафлина, о котором "Ќью-…орк таймс" опубликовала статью под заголовком "Ѕорис Ёйфман - человек, который осмелилс€".

—тановление “еатра балета под руководством Ѕ.я. Ёйфмана св€зано с духовным воспитанием целого поколени€ российского зрител€. –епертуар театра поражал своим многообразием: трагеди€ и буффонада, библейска€ притча и психологическа€ драма, рок-балет и детска€ сказка... ¬елико было и жанровое разнообразие постановок: полнометражные одноактные спектакли, камерные балеты и хореографические миниатюры.

¬сего за годы своей плодотворной творческой де€тельности он создал более 40 балетов, которые отличаютс€ масштабностью поднимаемых тем, оригинальностью хореографического решени€.

¬ своих спектакл€х Ѕ.я. Ёйфман обращаетс€ к важнейшим вопросам человеческого быти€, стремитс€ проникнуть в тайны человеческой психики. ‘илософска€ направленность - характерна€ черта его творчества.  аков бы ни был сюжет спектакл€, хореограф всегда вскрывает важнейшие нравственные проблемы, стремитс€ пон€ть и отразить противоречи€ жизни, духовного мира человека. ¬ его спектакл€х напр€женность драматических коллизий, кажетс€, достигает предела. ќднако, показыва€ жестокое устройство мира, автор этим не ограничиваетс€, проника€ вглубь человеческой души. —тремление Ѕ.я. Ёйфмана к драматизации и высшему напр€жению про€вл€етс€ в создании массовых сцен, которым придаетс€ особое значение: почти всегда это кульминации спектаклей, где кордебалет принимает активнейшее участие и несет важную смысловую нагрузку. ¬ –оссии сегодн€ это единственный театр современного балета, поражающий грандиозными ансамблевыми построени€ми. —оздава€ свой стиль, Ѕ.я. Ёйфман прорабатывал разные пластические системы, театр стал дл€ него своеобразной лабораторией. ’ореограф не ограничивает себ€ рамками чисто балетного спектакл€, ибо дл€ него главное - театральность. ≈го постановки - синтетическое зрелище, открывающее новые формы, новые принципы танцевального действи€.

Ћучшие дн€

Ћучший Ђрок-голосї 80-х
ѕосетило:8642
Ѕилли јйдол
ƒжем ћэйс - ќтец современного бокса
ѕосетило:8631
ƒжем ћэйс
ёрий яковлев: '¬ кино € гость, в театре € на равных'
ѕосетило:6102
ёрий яковлев

Ќа репертуаре театра оформилась балетна€ труппа с особым пластическим мышлением. јртисты, блистательно владе€ классическим танцем, обладают даром перевоплощени€. Ѕ.я. Ёйфман, €вл€€сь создателем новой актерской школы, определ€ет искусство балета прежде всего как духовный процесс. ≈ще в конце 1980-х годов театральна€ критика отмечала, что хореографи€ Ѕориса Ёйфмана - €вление "наиболее новаторское, самобытное и творческое, а его философские, психологические балеты-притчи - уже хореографи€ XXI века".

Ѕалетмейстер первым на балетной сцене обратилс€ к творчеству ‘.ћ. ƒостоевского. —пектакль "»диот", поставленный им на музыку Ўестой симфонии ѕ. „айковского, стал замечательным событием в культурной жизни страны.

Ќе менее €рким €влением стал спектакль Ѕ.я. Ёйфмана "„айковский" на музыку ѕ.». „айковского, премьера которого состо€лась 12 сент€бр€ 1993 года в √осударственном театре оперы и балета —анкт-ѕетербургской консерватории. Ёто - поэтична€, тончайша€ и одновременно до отча€нности смела€ попытка проникнуть в сложнейший духовный мир гени€.  аса€сь самых потаенных струн души, дела€ это благородно и, одновременно, экспрессивно, балетмейстер вовлекает в водоворот своих фантазий потр€сенного зрител€, ставшего свидетелем того, чего не выразить словами: зримого сценического воплощени€ жизни души. —обыти€ жизни великого композитора угадываютс€, но не они главное. ¬ центре - м€туща€с€ душа художника, страдающего от непонимани€. ћотивы произведений ѕ.». „айковского вплетены в ткань спектакл€, тесно св€заны с внутренней жизнью геро€. ¬ приемах театрального воплощени€ симфонической музыки хореограф предлагает смелые, убедительные решени€, наход€ в музыкальном материале контуры творческой судьбы композитора.

¬ спектакле "ƒон  ихот, или ‘антазии безумца" (1994) смела€ фантази€ балетмейстера "накладывает" новый сюжет на хорошо знакомую всем любител€м балета музыку Ћ. ћинкуса. ’ореограф-мыслитель, хореограф-философ возвращает зрител€ к образу великого "безумца" и рыцар€ - образу, который со временем изр€дно потускнел. Ётот балет-притча €вилс€ во многом автобиографическим. ќн повествует о времени, когда тоталитарное общество вводило жесткие ограничени€ на творчество художника, и о том, что творческий порыв, жажду самовыражени€ даже в самых жестоких услови€х нельз€ уничтожить. —пектакль, безукоризненный по своему вкусу, звучит истинным гимном творчеству. Ќоваторство пластического решени€, €ркость и динамика сценического действи€ дают сильнейший импульс, пробуждают веру в несокрушимую силу »скусства, ƒобра и Ћюбви.

¬ 1995 году Ѕ.я. Ёйфман снова возвращаетс€ к творчеству ‘.ћ. ƒостоевского балетом " арамазовы" на музыку —. –ахманинова, –. ¬агнера и ћ. ћусоргского. ќднако если ранее он следовал сюжету, передава€ сложный внутренний мир чувств героев (в спектакле "»диот"), то здесь он воплощает движение идей романа "Ѕрать€  арамазовы" и его роковых пророчеств. ѕеред зрителем предстает титаническа€ борьба идей и страстей. ¬ убедительных и €рких пластических образах выражены сложнейшие философские проблемы, которые никогда ранее не поднимались на балетной сцене. —ама жизнь јлексе€ предстает в спектакле как воплощение истории –оссии: от верующей - к сокрушающей все вокруг - и снова возвращающейс€ к Ѕогу. ћузыка гениальных композиторов сплавл€етс€ воедино с пластикой, сценографией и виртуозным исполнительским мастерством всей труппы, благодар€ чему кульминационные точки спектакл€ достигают огромной эмоциональной силы.

28 €нвар€ 1997 года в –оссийском государственном академическом театре драмы имени ј.—. ѕушкина состо€лась премьера балета Ѕ.я. Ёйфмана " расна€ ∆изель" на музыку ѕ. „айковского, ∆. Ѕизе и ј. Ўнитке. Ѕалет посв€щен великой русской балерине ќ. —песивцевой, прожившей в искусстве короткую, но блистательную и €ркую, как ослепительна€ вспышка, жизнь. ѕередава€ судьбу великой балерины, автор приоткрывает историю танцевального искусства ’’ века: от классического экзерсиса до авангарда, от бытового танца до высокого психологизма. √ениальна€, хрупка€, трепетна€ душа, как душа самого балетного искусства, воплощенна€ в человеческом облике, - противостоит не просто окружающему миру, но миру в момент катастрофы, раскола и смуты. Ётот спектакль - насто€ща€ дань пам€ти, восхищени€ и любви: еще одна судьба из череды судеб многих великих российских художников, казалось бы навсегда ушедших, вновь возвращаетс€ на русскую сцену. ¬ балете " расна€ ∆изель" автор лаконичен, даже строг в пластическом изображении всего, что касаетс€ окружени€ великой балерины, и в то же врем€ необыкновенно фантастичен и изобретателен при передаче непростых жизненных коллизий трагической судьбы и сценической жизни балерины.  ак оживша€ греза, героин€ спектакл€ несет современным зрител€м свет возвышенной любви и красоты. Ётим во многом объ€сн€етс€ громкий успех спектакл€ в –оссии и за рубежом.

— не меньшим успехом был встречен зрител€ми спектакль Ѕ.я. Ёйфмана "ћой »ерусалим" (1998). ≈го перва€ часть, поставленна€ на музыку "–еквиема" ћоцарта, - истинный гимн бессмертию человеческого духа, неистребимости его творческого порыва. ¬тора€ часть спектакл€ говорит о вечных глубоких темах ¬еры, Ќадежды, Ћюбви в €ркой современной форме. √ерои стрем€тс€ пон€ть себ€, найти свой путь среди трех религий мира: христианской, иудейской и мусульманской и обретают гармонию, осознав, что все они - дети единого Ѕога. ¬ балете использована современна€ техно-музыка, а также религиозна€ и этническа€ музыка различных народов. Ѕалетмейстер обращаетс€ к молодому зрителю, говорит на пон€тном ему "€зыке", стрем€сь приобщить его к глубоким гуманистическим иде€м.

ѕомимо уже упом€нутых спектаклей за годы художественного руководства театром Ѕ.я. Ёйфман поставил балеты: "ѕоединок" (1980, муз. ј. ’ачатур€на); "ѕокорение стихии" (1981, муз ƒ. Ўостаковича); балеты "јвтографы" (1981); "»гры" (муз. ¬ивальди), "ѕро и контра" или " онтрапункт" (муз. ј. Ўнитке), "–еквием балерине" (муз. Ѕетховена); "ѕознание" (1981, муз. “. јльбинони); "Ѕезумный день, или ∆енитьба ‘игаро" (1982, муз. ƒж. –оссини в обработке “.  огана); "Ћегенда" (1982, муз. “.  огана); " омпозици€" (1982, муз. ј. ¬еберна); "’удожник" (1983, муз. ‘. Ўуберта);  амерные балеты "ћетаморфозы" (1983):"јри€" (муз. Ё. ¬ила-Ћобоса), "ѕрогулка" или "–андеву" (муз. ќ. Ќиколаи), "ѕредисловие к √амлету" (муз. ». Ѕрамса); " априс" (1983, муз. √. Ѕерлиоза); "ƒвенадцата€ ночь, или „то угодно" (1984, муз. √. ƒоницетти); "ѕоединок" (1986, муз. ¬. √аврилина); "»нтриги любви" (1986, муз. ƒж. –оссини в обработке “.  огана); "ћастер и ћаргарита" (1987, муз. ј. ѕетрова); "ѕиноккио" (1989, муз. ј. ќффенбаха); "„еловеческие страсти" (1990, муз. ’. —арманто); "”бийцы" (1991, муз. ».—. Ѕаха - √. ћалера, ј. Ўнитке); "–еквием" (1991, муз. ¬.ј. ћоцарта); "»ллюзии" (1992, муз.  . ѕети); "–усский √амлет" (1999, муз. Ћ. Ѕетховена, √. ћалера); "ƒон ∆уан и ћольер" (2001, муз. ¬.ј. ћоцарта, √. Ѕерлиоза). ѕо многим спектакл€м Ѕ.я. Ёйфмана сн€ты телевизионные фильмы-балеты.

Ѕ.я. Ёйфман - Ќародный артист –оссии (1995), лауреат √осударственной премии –оссии (1999), лауреат театральной премии —анкт-ѕетербурга "«олотой —офит" (1995, 1996, 1997), премий —оюза театральных де€телей –‘ "«олота€ маска" (1996, 1999), премии "“риумф" (1996). ¬ 1998 году удостоен высшей духовной награды детей –оссии - ордена "ћира и —огласи€" по номинации "Ќовое слово в хореографии". Ќагражден ќрденом кавалера искусств ‘ранции (1999).

Ѕ.я. Ёйфман принимает активное участие в работе ћеждународной балетной секции при ёЌ≈— ќ, €вл€етс€ и.о. профессора јкадемии русского балета имени ј.я. ¬агановой.

∆ивет и работает в —анкт-ѕетербурге.

личное
мила 20.11.2008 08:55:23
добрый день,Ѕорис! ћы с јркадием долго искали в интернете и вот нашли ¬ас. ’очу перед ¬ами отчитатс€; все что касаетс€ вашего поручени€ наша семь€ исправно выполн€ет. Ёто наш адрес по которому ¬ы можете нас найти
ƒосвидань€. — уважением ћила и јркадии,  ишинев




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ёрий ¬ойнов. Ѕиографи€
ѕосетило:9499
ёрий ¬ойнов
¬асилий јлексеев. 79 мировых рекордов
ѕосетило:28519
¬асилий јлексеев
ћаргарита Ќазарова - биографи€, новости, лична€ жизнь
ѕосетило:81841
ћаргарита Ќазарова

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru