Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ѕоль —ерюзье

   /   

Paul Seruzie

   /
             
‘отографи€ ѕоль —ерюзье (photo Paul Seruzie)
   

‘ранци€

√ражданство: ‘ранци€

Ѕиографи€

французский живописец.

“ворческую судьбу ѕол€ —ерюзье определили несколько часов, которые он провел вместе с √огеном осенью 1888 года в ѕонт-јвене. ¬ эти несколько часов √оген преподал молодому художнику урок живописи, запомнившийс€ —ерюзье на всю жизнь. —уть урока √оген сформулировал в нескольких словах: "¬место того чтобы копировать природу, передава€ ее такой, какой видишь, надо преображать ее, превращать в игру €рких красок, подчеркивать простые, выразительные оригинальные арабески и радовать этим глаз".

22.10.2008

—ерюзье был одним из самых активных поклонников и пропагандистов искусства √огена, он познакомил с художественными открыти€ми великого мастера целое поколение молодых французских живописцев и в первую очередь своих друзей, впоследствии составивших вместе с ним группу "Ќаби". Ёта посредническа€ роль —ерюзье обусловила особое место, занимаемое художником в истории мирового искусства.

ѕоль —ерюзье фотографи€
ѕоль —ерюзье фотографи€

ѕоль —ерюзье родилс€ в респектабельной буржуазной семье. ќн получил превосходное образование в одном из лучших лицеев ‘ранции. —ерюзье обладал многочисленными даровани€ми, значительной физической силой и красивой внешностью, прекрасным голосом и философским складом ума. ќн писал пьесы в стихах, интересовалс€ театром и культурой ¬остока, изучал арабский и древнееврейский €зыки. –одители долго сопротивл€лись тому, чтобы их одаренный сын посв€тил себ€ малоперспективному зан€тию живописца. Ќо в конце концов они были вынуждены уступить, и —ерюзье стал посещать јкадемию ∆юльена, где обучалс€ под руководством преподавателей из Ўколы из€щных искусств, как правило, следующих традици€м классицизирующей живописи. —ерюзье очень быстро добилс€ успеха в јкадемии. ¬ыдел€вшийс€ незаур€дной эрудицией и личным оба€нием, он был подлинным лидером среди художников своего поколени€. —ерюзье пользовалс€ благосклонностью и у преподавателей, на одном из —алонов его картина даже заслужила "почетный отзыв". ќднако молодого художника не привлекала карьера академического живописца, он живо ощущал необходимость перемен в искусстве.

ѕоиск нового привел художника в ѕонт-јвен в Ѕретани, где он впервые встретилс€ с √огеном. —ерюзье решилс€ подойти к √огену только накануне отъезда, и так как времени на длительные беседы не оставалось, √оген повел молодого живописца в понт-авенский лес и предложил написать под его руководством небольшой пейзаж. —ерюзье так описывал свой разговор с √огеном: " акими вы видите эти деревь€? - спросил √оген. - ќни желтые? ¬от и кладите желтый. ј эта тень скорее голуба€. ѕишите ее чистым ультрамарином. ј вот эти листь€ красные. ѕускайте в ход вермильон". Ётот пейзаж, написанный на дерев€нном днище коробки из-под сигар, —ерюзье хранил как св€тыню всю жизнь и называл своим "талисманом".

¬ернувшись в ѕариж, —ерюзье познакомил с иде€ми √огена своих друзей по јкадемии ∆юльена и среди них ћориса ƒени, Ѕоннара, ¬юйара, ¬аллотона, –ансона, которые хот€ и не прин€ли целиком новые художественные принципы, но под их вли€нием изменили свою живописную манеру. —ерюзье несколько раз приезжал к √огену в Ѕретань, а в 1889 году длительное врем€ жил вместе с ним в Ће ѕульдю. —ерюзье как губка впитывал уроки √огена, за короткий срок он проделал огромный путь от академического ученика до современного живописца. —ерюзье пыталс€ философски осмыслить открыти€ √огена, он задавал самому себе вопросы, на которые мучительно искал ответа: " акую часть должна занимать природа в произведении искусства? √де должна проходить граница? Ќадо ли с точки зрени€ практики работать непосредственно с натурой или лишь созерцать и восполн€ть ее? —лишком больша€ свобода пугает мен€, бедн€гу подражател€, и все-таки голова мо€ полным-полна образами, рожденными всем тем, что € посто€нно вижу вокруг себ€, и поэтому натура кажетс€ мне незначительной и банальной".

ѕоначалу работы —ерюзье почти не отличаютс€ от произведений √огена, но постепенно он вырабатывает собственную манеру, характерные особенности которой хорошо видны в картине "ѕонт-авенский триптих". —ерюзье перенимает у √огена метод "клуазонизма", основанный на использовании условного рисунка и четко разграниченных цветовых плоскостей. Ётот метод, возникший из творческого переосмыслени€ формальных приемов €понской гравюры, средневековых витражей и перегородчатых эмалей, позвол€л художникам добитьс€ совершенно нового синтеза линии и цветового п€тна, не отражать натуру, но преображать ее силой художественной фантазии. ќднако если дл€ √огена "клуазонизм" - это только средство дл€ достижени€ максимальной экспрессии, то дл€ —ерюзье - это декоративный прием, позвол€ющий передать причудливые узоры форм и красоту расположени€ локальных тонов.  роме того, —ерюзье стремилс€ оснастить картину дополнительным интеллектуальным содержанием, вложить в нее целую литературную программу. ¬ "ѕонт-авенском триптихе", отталкива€сь от конкретного сюжета сбора урожа€, художник создает мифо-поэтическую композицию, вмещающую почти все основные символы человеческого быти€. ∆енщина с младенцем на колен€х и женщина, срывающа€ плод, только своими оде€ни€ми напоминают бретонских кресть€нок, эти изображени€ €вл€ютс€ своего рода архетипическими образами, которые должны вызвать у зрител€ широкий круг историко-художественных ассоциаций.

»нтеллектуальное начало в творчестве —ерюзье часто подавл€ло собственно художественное. Ќе случайно, что теоретическа€ де€тельность мастера пользовалась едва ли не большей известностью, чем его практическа€ работа как живописца. —ерюзье €вилс€ одним из идеологов группы "Ќаби", получившей свое необычное название от древнееврейского слова "пророк". ќснову "Ќаби" составл€ли соученики —ерюзье по јкадемии ∆юльена. „лены группы провозгласили широкую программу живописного символизма, они утверждали, что эмоции и символы можно передать через соотношение форм. ¬ своих теоретических высказывани€х —ерюзье представл€л √огена как разрушител€ традиционных канонов, а живопись группы "Ќаби" - как новое искусство, синтезирующее лучшие художественные достижени€ различных культур и эпох.

¬о французской художественной жизни начала дев€ностых годов —ерюзье вырастает чуть ли не в центральную фигуру. ќн руководит целым направлением, ему приписываютс€ многие открыти€ уехавшего в ќкеанию √огена.

 ритик ќрье в программной статье "—имволисты" называет его первым среди молодых художников и сулит мастеру большое будущее. ¬ 1895 году —ерюзье и ћорис ƒени, путешеству€ по »талии и √ермании, в числе первых европейских художников открывают особую красоту италь€нских и немецких примитивов, наход€ в них экспрессивную силу и оригинальность декоративных решений. ¬ ѕариже —ерюзье активно участвует в де€тельности литературных кружков символистов, он интересуетс€ неоплатонизмом, восточной философией и мистическими ритуалами. ѕостепенно в его мировоззрении усиливаетс€ вли€ние католицизма. ќн пытаетс€ объединить теории символистов с иде€ми отца ƒезидериуса, основател€ школы религиозного искусства в ¬ейроне. ќтражение этих духовных исканий можно найти в росписи церкви в Ўатонеф-дю-‘о. ¬ 1907 году —ерюзье становитс€ профессором јкадемии –ансома, а некоторое врем€ спуст€ начинает работу над своим главным теоретическим трудом - книгой "ј¬— живописи", оказавшей вли€ние на многих художников XX века. ѕосле этой книги —ерюзье уже не создает ничего значительного. –аботе художника сильно мешала т€жела€ болезнь жены, омрачивша€ последние годы его жизни.

Ћучшие дн€

Ћучший Ђрок-голосї 80-х
ѕосетило:8982
Ѕилли јйдол
ƒжем ћэйс - ќтец современного бокса
ѕосетило:8970
ƒжем ћэйс
ёрий яковлев: '¬ кино € гость, в театре € на равных'
ѕосетило:6736
ёрий яковлев

’от€ в истории живописи ѕоль —ерюзье занимает место более скромное, чем √оген и некоторые другие художники этого времени, его творчество вызывает сегодн€ живой интерес. ’удожнику посчастливилось жить в ту эпоху, котора€ €рко высвечивала человеческую индивидуальность, он был активным де€телем того художественного процесса, который на долгие годы определил судьбы мирового искусства.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ѕравила питани€ от Ѕрюса Ћи
ѕосетило:72686
Ѕрюс Ћи
√алина ѕрозуменщикова. Ѕиографи€
ѕосетило:18324
√алина ѕрозуменщикова
ёрий ¬ойнов. Ѕиографи€
ѕосетило:9545
ёрий ¬ойнов

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru