Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ƒмитрий Ўостакович

   /   

Dmitriy Shostakovich

   /
             
‘отографи€ ƒмитрий Ўостакович (photo Dmitriy Shostakovich)
   

ƒень рождени€: 25.09.1906 года
ћесто рождени€: —анкт-ѕетербург, –осси€
ƒата смерти: 09.08.1975 года
ћесто смерти: ћосква, ———–
¬озраст: 68 лет

√ражданство: ———–
—оцсети:


ƒмитрий Ўостакович в  уйбышеве

–усский советский композитор, пианист, музыкально-общественный де€тель, педагог, профессор

—егодн€ мы знаем, как долго и мучительно сопротивл€лс€ композитор политическому давлению. ≈го им€ было слишком известно во всем мире, к нему было приковано слишком большое внимание, чтобы ему дали возможность жить только в мире своих духовных потребностей.

22.05.2005

Ѕольше шестидес€ти лет прошло с того дн€, когда прозвучала в нашем городе —едьма€ Ћенинградска€ симфони€ ƒмитри€ Ўостаковича. Ёто произошло п€того марта 1942-го года.

ƒмитрий Ўостакович фотографи€
ƒмитрий Ўостакович фотографи€

¬ойна. ƒо победы еще так далеко. Ќевозможно привыкнуть к сводкам с фронта, тревогам за близких, к похоронкам, продовольственным карточкам, холоду и всему, что несет народу война.

¬  уйбышев эвакуированы заводы, учреждени€, тыс€чи людей. «десь Ѕольшой театр, выдающиес€ музыканты, артисты. √ород называют музыкальной столицей страны.

ƒмитрий Ўостакович фотографи€
ƒмитрий Ўостакович фотографи€

—юда эвакуирован из Ћенинграда ƒмитрий Ўостакович.

„то значило тогда дл€ нас это им€? ≈ще не было телевидени€, проигрыватель воспринималс€ как роскошь, в  уйбышеве только в 1940-м году начал создаватьс€ симфонический оркестр. ћузыки его мы еще почти не знали. “олько песни приходили с экрана. ј молва, окружавша€ это им€ едва ли не с детского возраста, до нас доходила. ≈е слагали его земл€ки-ленинградцы.

ƒмитрий Ўостакович фотографи€
ƒмитрий Ўостакович фотографи€

- √ений ... √ений...

ќб этом первыми возвестили миру его учител€ и соученики. »х поражало все Ц феноменальное знание музыки, владение профессиональным мастерством. Ёто слово громко зазвучало после концерта, который дал 17-летний пианист и композитор, и еще увереннее после исполнени€ ѕервой симфонии, представленной на следующий год в качестве диплома. “е, кто были р€дом, обретали слуховой опыт, им первым был вн€тен непривычный музыкальный €зык юного композитора. ѕедагоги и соученики не находили другого слова, чтобы дать представление о его феноменальном даре.

“огда слово "гений" впервые прозвучало в печати.

Ћучшие дн€

Ћучший Ђрок-голосї 80-х
ѕосетило:8642
Ѕилли јйдол
ƒжем ћэйс - ќтец современного бокса
ѕосетило:8631
ƒжем ћэйс
ёрий яковлев: '¬ кино € гость, в театре € на равных'
ѕосетило:6102
ёрий яковлев

¬месте с тем оценки его творческой личности были далеко неоднозначны. Ќовые пути, отступление от привычного вызывали замешательство, недоумение, а порой и протест. Ќо ученик отнюдь не отличалс€ покорностью, хот€ отстаивать право на собственный стиль, на самосто€тельность было совсем непросто.

  счастью, учител€ и их непокорный ученик оказались достойными друг друга.

ќдин замечательный эпизод.

ƒиректором консерватории был известный композитор јлександр √лазунов. ¬ первые послереволюционные годы талантливым студентам, получавшим стипендию, выдавали продовольственную поддержку. –ешение о стипендии иногда принимал сам Ћуначарский.

√лазунов обратилс€ к ћаксиму √орькому, общавшемус€ с Ћуначарским, с просьбой устроить с ним встречу. » вот между √лазуновым и Ћуначарским состо€лс€ такой диалог:

Ћуначарский: -  то он? —крипач? ѕианист?

√лазунов: -  омпозитор.

Ћуначарский: - —колько ему лет?

√лазунов: - ѕ€тнадцатый. јккомпанирует фильмам. (Ўостакович подрабатывал, сопровожда€ своей игрой в кинотеатре немые фильмы). Ќедавно загорелс€ под ним пол, а он играл, чтобы не получилось паники... ќн композиторЕ

Ћуначарский: - Ќравитс€?

√лазунов: - ќтвратительно.

Ћуначарский: - ѕочему пришли?

√лазунов: - ћне не нравитс€, но дело не в этом. ¬рем€ принадлежит этому мальчику.

”слышать врем€. ¬оплотить его. “€жесть этой миссии была подчас невыносима. ќн знал, что такое депресси€. ќднажды даже уничтожил свои рукописи.

 ак часто его упрекали в том, что он разрушает традиции классиков, что его музыка не похожа на ту, что писали раньше. —колько лет понадобилось профессионалам и, тем более, любител€м музыки, чтобы пон€ть то, что ему казалось таким €сным, таким очевидным. "ћы нередко рисуем классиков, - писал Ўостакович, - иконописными, сглажива€ в них как раз те черты, которые делали их великими людьми. ћы забываем, что искусство классиков было всегда ищущим, беспокойным. ќни всегда поднимала целину, шли наперекор рутине и мещанству, смело став€ в искусстве животрепещущие, наболевшие проблемы своего времени, смело создава€ дл€ него новые средства художественного выражени€".

Ўостаковичу было бы что рассказать о том, какой ценой расплачиваетс€ творец, дерзнувший свой гений подчинить таким цел€м.

¬гл€дыва€сь в его жизнь, начинаешь думать, что судьба выбрала его дл€ эксперимента. »нтересно, сколько может выдержать человек, одаренный гением и отстаивающий свое право на внутреннюю свободу, если его все врем€ испытывать на разрыв - то оглушительна€ слава, то падение в бездну общей хулы и снова и снова - на высоту и в пропасть...

ќн выдержал.

ќднажды сказал своему другу: "≈сли бы мне отрезали руки, € бы все равно писал, держа перо в зубах".

Ёто все мы знаем сегодн€. ј тогда, не зна€ его музыки, мы, студенты музыкального училища, бодро отвечали на уроках, что Ўостакович написал оперу "Ћеди ћакбет ћ невского уезда", и музыка оказалась такой плохой, что получилс€ "—умбур вместо музыки". “ак писала газета "ѕравда" в 1936 году. » мы газете безусловно верили. ¬едь никто с этим мнением не спорил. ќткуда нам было знать, что опера уже два года с большим успехом шла в Ћенинграде, что дирижировал ею знаменитый —амуил —амосуд, который утверждал, что "Ћеди ћакбет" - опера гениальна€" и высказывал уверенность., что будущее оправдает эту характеристику.

ј ћаксим √орький, защищавший молодого Ўостаковича, писал, что стать€ в " ѕравде" ударила его точно кирпичом по голове.

"—умбур", а почему? ¬ чем и как это выражено?

“ут критика должна дать техническую оценку музыке Ўостаковича, - писал он. - ј то, что дала стать€ "ѕравды", разрешило стае бездарных людей, халтурщиков вс€ческих, травить Ўостаковича...".

 ак же он был прав...

ј композитор работал. ќн написал „етвертую симфонию. ≈е просто не разрешили исполнить.

Ќаписанна€ в 1936-м, она впервые прозвучала в 1961-м. ћузыку его балета "—ветлый ручей" в печати назвали "Ѕалетной фальшью". ( ¬ этом году Ѕольшой театр открыл этим балетом новый сезон).

¬сего год спуст€ в Ћенинграде - премьера новой. ѕ€той симфонии. ƒирижер - друг и первый

исполнитель многих произведений Ўостаковича ≈вгений ћравинскин. ѕозже он будет вспоминать: "ƒо сих пор не могу пон€ть, как это € осмелилс€ прин€ть такое предложение... ¬едь на карту была поставлена не только мо€ репутаци€, но, что гораздо важнее, судьба нового никому не известного произведени€". ¬еро€тно, речь шла не только об этом конкретном произведении, но и о судьбе самого композитора.

”спех был ошеломл€ющий. ќваци€ длилась полчаса.

ѕервую тропинку а этот незнакомый мир проложил! дл€ мен€ мой педагог по виолончели ћилий Ќиколаевич “ейх. ≈го юность прошла в Ћенинграде и складывалась в атмосфере могучего воздействи€ творческой личности Ўостаковича. II став преподавателем музыкального училища, он страстно обращал в свою веру учеников. ћилий Ќиколаевич первым в городе исполнил —онату Ўостаковича дл€ виолончели, которую композитор написал в 1934- м году. Ёто было едва ли не первое серьезное камерное произведение композитора, прозвучавшее в  уйбышеве. —оната, котора€ сегодн€ кажетс€ классически €сной, тогда вызывала острую критику. ѕисали о сложности музыки, о вли€нии «апада...

«абега€ вперед, скажу, что в 1942-м году он играл эту сонату на конкурсе, посв€щенном 25-летию советской власти. » в жюри и среди участников конкурса были прославленные музыканты. “ейх был удостоен первой премии.

ћое вступление сильно зат€нулось. Ќо что делать. Ѕез него € вр€д ли смогла бы даже пытатьс€ рассказать о том, чем был дл€ нашего поколени€ Ўостакович и какое место он зан€л в нашем духовном мире на всю жизнь.

» вот Ўостакович в нашем городе. ≈го можно встретить на улице, он иногда заходит в 1-ую музыкальную школу. «десь педагоги музыкального училища, закрытого в военные годы, продолжали заниматьс€ со своими студентами. ќн доступен дл€ общени€.

¬ св€зи с этим вспоминаетс€ курьезный эпизод, о котором мне рассказал сам его герой, пианист, им€ которого было, в основном, известно музыкантам, работавшим в ресторанах. —пособный человек, он иногда пыталс€ сочин€ть музыку. » вот однажды ему во сне пришла изумительна€ музыкальна€ тема. ќн запомнил ее, утром записал. » решил показать се Ўостаковичу. ƒобилс€ встречи. ѕоказал. » услышал: "ћузыка, действительно, замечательна€. ∆аль лишь, что до вас ее написал... Ёдвард √риг. Ёто "—мерть ќзе" из музыки к пьесе »бсена "ѕер √юнт".

Ўостаковича можно встретить на футбольном или хоккейном матче. ќн страстный болельщик. ¬ одном из писем, написанных из  уйбышева, рассказывает , что был на хоккейном матче. " —удь€ был в шубе и без коньков..." ёмором композитор обладал в полной мере - от добродушного до саркастического, уничтожающего. ¬спомним романсы на стихи —аши „ерного, музыку на слова из юмористического журнала, " рокодил"...

ћузыкальна€ жизнь в городе кипела. «десь работало отделение —оюза композиторов, проходили конкурсы композиторов, исполнителей, камерные концерты, авторские концерты Ўостаковича. » все это как будто устремл€лось к главному событию - премьере "—едьмой".

»нтерес к произведению был огромным. ≈ще 16-го феврал€, больше, чем за полмес€ца до премьеры, "ѕравда" опубликовала статью јлексе€ “олстого. ќн был одним из тех. кто слушал репетиции симфонии и кому было дано пон€ть масштаб предсто€щего событи€. ћестна€ газета "¬олжска€ коммуна" в преддверии премьеры и на следующий день после нее посв€щает ей целые страницы.  онцерт транслировалс€ по всей стране. Ёхо его разнеслось по всему миру.

—егодн€ документов и художественных произведений, посв€щенных —едьмой, достаточно дл€ самосто€тельного музе€.

» все же €, по праву тех, кто был в тот вечер в зале оперного театра, позволю себе еще раз об этом событии напомнить.

Ќас, всех музыкантов симфонического оркестра недавно созданной филармонии, пригласили на этот концерт. «има 1942-го года. «атемненные улицы, как будто навсегда забывшие о том, что такое свет. » - контраст: толпы людей возле театра, €ркий свет, переполненный зал. ћы то и дело узнаем лица тех, кого знаем лишь по портретам. «десь, как сказали бы мы теперь, элита страны. ћного иностранцев.

¬зволнованное ожидание.

Ќа сцене - симфонический оркестр Ѕольшого театра. ƒирижер —амуил —амосуд.

....—лова "оваци€", "успех" ни в какой мере не передают того, что было в зале. ” многих на глазах слезы. ¬новь и вновь выходит на сцену создатель этого творени€. » не веритс€, что это именно он, 35-летний худощавый интеллигент-очкарик, выгл€девший совсем юным, мог вызвать такую бурю эмоций.

ј теперь вынуждена с горечью признатьс€: нет, недостойна € была тогда оказатьс€ причастной к такому событию.

Ќи музыкального опыта у 18-летней студентки музучилища, только что начавшей свою профессиональную жизнь в оркестре, ни жизненного опыта еще не было.

 то-то высказал замечательную мысль: великие произведени€ как будто растут вместе с поколением своих современников. Ќашему поколению и дано было судьбой стать современниками этого легендарного произведени€.

Ќа прот€жении всей своей жизни Ўостакович занимал особое место в искусстве. ƒавно и прочно его музыкальный авторитет признавалс€ во всем мире.  рупнейшие исполнители про€вл€ли самый гор€чий интерес к каждому новому его произведению.

≈го личность, также как и его музыка, прит€гивала к себе, будоражила, никак не подчин€€сь однозначному толкованию. Ѕели посмотреть в —оветскую энциклопедию, эта жизнь должна представитьс€ на редкость счастливой. Ќе знаю, есть ли еще композитор, при жизни удостоившийс€ таких почестей. Ќо почему же на его долю выпало столько резких поворотов, страшных ударов?

1948-ой год. ¬ истории советской музыки он пам€тен постановлением ÷   ѕ—— об опере ћурадели "¬елика€ дружба", годом борьбы в искусстве с так называемым формализмом и космополитизмом.

¬р€д ли сегодн€ кто-нибудь вспомнит хоть строчку из этой оперы. Ќо одно ее название вызывает в пам€ти ту дь€вольскую курилесицу, котора€ закрутила едва ли ни всех самых талантливых композиторов страны. » первым из них, конечно же, был ƒмитрий Ўостакович. ¬ год разгрома оперы "Ћеди ћакбет ћценского уезда" ему было 29. ќн высто€л.

—ейчас ему 42.  ак это ѕостановление прошлось по Ўостаковичу?

ѕриведу лишь одно свидетельство. –ассказывает ћстислав –остропович.

"... в 1948 году, прид€ в  онсерваторию, мы увидели на доске объ€влений приказ:

" Ўостакович ƒ.ƒ. более не €вл€етс€ профессором по классу композиции в св€зи с несоответствием профессорской квалификации..." “акого унижени€ € никогда не испытывал". –остропович пишет о —¬ќ≈ћ унижении. „то же должен был пережить Ўостакович?

≈го произведени€ снимаютс€ с репертуара, от них отказываютс€ театры.  азалось, он раздавлен, уничтожен.  ак жить дальше? ќтвет на этот вопрос у него всегда был только один: надо работать ќн отвечает на всю эту вакханалию одному ему доступным способом. ќн создает большое остросатирическое произведение на собственные слова и называет его "јнтиформалистический раек" Ц своеобразный привет его самому любимому композитору - ћодесту ѕетровичу ћусоргскому, у которого тоже есть сатирическое произведение под таким названием.

ѕишет без малейшей надежды, что оно когда-нибудь будет исполн€тьс€. ¬ ћоскве оно прозвучало впервые почти полвека спуст€...

ј в марте 1949-го года должен был состо€тьс€ ¬сеамериканский конгресс де€телей науки и культуры. » однажды в квартире раздалс€ потр€сший всех звонок. √оворил —талин. Ўостаковичу было предложено отправл€тьс€ в —Ўј на конгресс в составе советской делегации.

≈ще одна дата. ¬ 1958-м году вышло партийное ѕостановление об отмене того, прежнего, прин€того в 1948-м. –остропович и ¬ишневска€ рассказывали: "Ќам было страшно, что мы случайно загл€нули в клокочущий в его душе вулкан..."

“олько творчество было его спасением.

¬ письмах, в высказывани€х он был всегда предельно скуп: "...„ерез мою музыку люди поймут гораздо больше, что € думал и чувствовал...", - сказал он однажды в беседе ћстиславу –остроповичу.

Ќашему городу очень повезло. ƒес€ть лет во главе оркестра сто€л дирижер, которому по плечу были произведени€ великого композитора.

ќн обладал тем профессионализмом и тем музыкальным кругозором, который позвол€л ему увлечь не только оркестр, но повести за собой и слушателей, дл€ которых с каждым концертным сезоном музыка Ўостаковича становилась все ближе, дороже. Ёто √еннадий ѕроваторов, тот самый, которому Ўостакович доверил в ћоскве, в театре —таниславского премьеру второй редакции ошельмованной когда-то оперы, получившей теперь название " атерина »змайлова". ¬  уйбышеве ѕроваторов поставил и выполнил грандиозную задачу: здесь были исполнены почти все симфонии Ўостаковича. ƒумаю, далеко не всем периферийным оркестрам и, тем более, не всем дирижерам така€ задача могла быть по плечу...

ѕроваторов всегда очень заинтересованно относилс€ к вступительному слову лектора. ќн охотно допускал его в свою творческую лабораторию, разворачива€ перед лектором процесс поиска своего пути к интерпретации произведени€, любил, чтобы это были не только монологи, но и диалоги.

Ќадо ли говорить, насколько это было ценно и увлекательно. —делать оркестр не просто послушным инструментом, но - единомышленником, помочь слушателю не только слушать, но и слышать, пон€ть, что думал и чувствовал композитор, обраща€сь к нему, к слушателю - вот задача дирижера. » ѕроваторов был ее достоин.

≈ще одна поразительна€, хот€ и значительно менее известна€ страница жизни Ўостаковича св€зана с нашим городом.

¬ Ћенинградской консерватории, где молодой профессор Ўостакович в довоенные годы вел класс композиции, одним из его любимых учеников был юный ¬ениамин ‘лейшман. ћного обещал в будущем этот юноша. —купой на похвалы, профессор отзывалс€ о нем и как о композиторе и как о человеке самыми высокими словами.

‘лейшман работал над оперой " —крипка –отшильда" по рассказу „ехова. Ѕыл ли подсказан этот сюжет Ўостаковичем или выбран самим студентом, неизвестно. „ехов - самый любимый писатель Ўостаковича. ќпера была почти закончена.

22 июн€ 1941-го года. ¬ ленинградской консерватории сохранилс€ список студентов-добровольцев, подавших за€влени€ в военкомат. ѕод номером 62 фамили€ ‘лейшмана. ¬ сент€бре 41-го он погиб.

”ход€ на фронт, он оставил клавир оперы в ленинградском союзе композиторов.

¬ мае 42-го из  уйбышева Ўостакович пишет своему ученику композитору ≈влахову: "ƒорогой друг! Ѕела€ "—крипка –отшильда" находитс€ в ленинградском союзе композиторов, то, пожалуйста, присматривайте за ней, а еще лучше снимите с нее копию, если будет окази€ в  уйбышев, перешлите мне. я очень люблю это сочинение и беспокоюсь, как бы оно не пропало".

ќн получил клавир и завершил работу. ≈го старани€ми опера в 60-х годах исполн€лась в ћоскве и Ћенинграде.

” кого тогда хватало сил и времени отложить свои дела, чтобы завершить неоконченное другими? ѕрославленный на весь мир ƒмитрий Ўостакович находит и врем€ и силы, чтобы, прервав свою творческую работу, выполнить свой долг перед ушедшим.

 уйбышевскому оркестру принадлежит честь первого исполнени€ еще одного произведени€ Ўостаковича Ц 12-ой симфонии, посв€щенной Ћенину.

ƒиректор и художественный руководитель филармонии ћарк ¬икторович Ѕлюмин рассказал мне о том, как это произошло. ¬о врем€ командировки в ћоскву он узнал, что композитор закончил работу над ƒвенадцатой симфонией. ѕозвонив Ўостаковичу, он попросил его предоставить честь премьеры куйбышевскому оркестру под управлением дирижера јбрама —тасевича. —огласие было получено.

 ак потом оказалось, в тот же вечер ƒвенадцата€ исполн€лась в Ћенинграде. Ќо - на час позже. ќдиннадцата€ и ƒвенадцата€ св€заны между собой темой. ќдна называетс€ "1905-й", друга€ - "1917-й".

≈сли советска€ пресса была единодушна в гор€чем одобрении обеих, го за рубежом, наоборот, на них вылилс€ холодный душ.  онечно же, композитора обвин€ли в лицемерии, двоедушии. —егодн€ мы знаем, как долго и мучительно сопротивл€лс€ композитор политическому давлению. ≈го им€ было слишком известно во всем мире, к нему было приковано слишком большое внимание, чтобы ему дали возможность жить только в мире своих духовных потребностей. “€жело читать, как он сопротивл€лс€ вступлению в партию, пока силы не исс€кли.

¬ступил. ќднажды, попав в больницу из-за сломанной ноги, сказал другу: " ћен€, наверное, Ѕог наказал за мои прегрешени€, например, за вступление в партию".

¬се так, Ќо его юность совпала с самым трагическим и самым романтическим периодом русской революционной истории. Ёта эпоха создала особую "душевную температуру". ¬спомним, что среди его самых близких друзей юности был “ухачевский, что он был хорошо знаком с ћа€ковским и писал музыку к его пьесе " лоп", а еще - он хорошо знал и ценил песенные богатства, созданные этой эпохой и не раз в своем творчестве пил из этого источника.

”беждена, что среди лучших произведений советского искусства им принадлежит достойное место.

11 ма€ 1975-го года, в ознаменование 30-лети€ ѕобеды —едьма€ Ћенинградска€ симфони€ снова прозвучала в том же переполненном до отказа зале ƒворца культуры, где состо€лась ее премьера. Ќа сцене был уже оркестр не Ѕольшого театра, а куйбышевский. «а прошедшие дес€тилети€ он стал зрелым творческим коллективом. ƒирижер - √еннадий ѕроваторов.

¬ступительное слово было поручено мне. я прочитала фрагменты письма поэта  арла —эндберга, опубликованного в том же 1975-м году в журнале "—оветска€ музыка".

"¬–”„»“≈ ѕ»—№ћќ ƒћ»“–»ё Ўќ—“ј ќ¬»„”. 26 июл€ 1942 года.

ѕо всей јмерике в полдень прошлого воскресень€ звучала ваша —едьма€ симфони€, миллионы слушали ваш музыкальный портрет –оссии, погруженной в кровь и скорбь...

...»так, перед нами народ, который в дни беды, нависшей над его столицей, за€вл€ет миру: у него есть свой композитор; он пишет музыку, когда падают бомбы. ¬ Ѕерлине нет новых симфоний, в ѕари же, Ѕрюсселе, јмстердаме,  опенгагене, ќсло, ѕраге, ¬аршаве - всюду, где нацисты хоз€йничают и завод€т "новый пор€док", нет новых симфоний.

¬есеннее солнце 1942-го года плавит остатки снегов, и холод вытекает из почвы, и битва в –оссии разгораетс€, и снова слышны боевые клики в схватке стали и крови.

ѕриходит лето, и вы, ƒмитрий Ўостакович, кладете микрофильм с партитурой в пустую консервную банку. »з ћосквы через древнюю ѕерсию и еще более древний ≈гипет, из  аира окольным путем в Ќью-…орк отправл€етс€ эта маленька€ банка с пленкой.

ј что потом? ѕотом маэстро “осканини объ€сн€ет оркестру из 92 инструментов, что с ней делать, и музыка идет в эфир дл€ внемлющих миллионов....

ќна начинаетс€ тишиной плодоносной почвы, пол€ми и долинами, открытыми труду человека.

ќна продолжаетс€..., напомина€, что в дни мира у людей есть надежда поймать своих птиц счасть€, чтобы послушать их.

ѕотом вступают барабаны и ружь€ и с грезами покончено, начинаетс€ война...

ћузыка шагает и воюет, боретс€ и убивает, она за€вл€ет гордо, что лучше тыс€чекратно умереть ужасной смертью, чем позволить нацистам отн€ть у вас родину и указывать вам, как вы должны жить.

¬аша песн€ повествует о великом поющем народе, который неподвластен поражению или завоеванию и который в гр€дущем внесет свою долю и вклад в понимание человеческой свободы и пор€дка".

( ѕеревод Ѕориса —луцкого)

ѕереполненный зал слушал —имфонию - единственное произведение в программе - затаив дыхание. ѕроваторов дирижировал наизусть.

ћы все - и композитор, и его симфони€ и ее первые слушатели - стали старше на три дес€тилети€.

»нструментальна€ музыка предоставл€ет слушателю свободу воспри€ти€. ƒумаю, € была не одинока, слыша в ней не только незабываемое военное прошлое. ќна как будто вобрала в себ€ и все трагедии и радости прошедших дес€тилетий.  азалось, она говорила, что борьба против зла, агрессии, невежества еще предстоит долга€ и трудна€. » музыка вновь рождала гор€чую веру в победу добра, света, мудрости...

Ўостакович прислал в адрес исполнителей благодарственную телеграмму: "ƒорогие товарищи! ѕримите мои гор€чие поздравлени€ с великим праздником 30-лети€ ѕобеды. ѕримите мою гор€чую благодарность за то, что вы решили исполнить —едьмую симфонию". «ал встретил ее сто€ бурными аплодисментами.

"—ердце поэта это центр, через который проход€т все трещины мира" (√енрих √ейне). —колько же шрамов оставили они на сердце Ўостаковича...

¬сего через несколько мес€цев, в том же 1975-м, оно перестало битьс€.

Ќадо ли говорить, какой огромный общественный интерес представл€ет собой куйбышевский период жизни композитора.

ћного раз в печати мне встречались цитаты из книги " ѕисьма к другу". Ёто письма Ўостаковича »сааку √ликману. » вот, наконец, € держу эту книгу в руках. Ќа первом же письме дата и обратный адрес: "30 но€бр€ 1941 год.  уйбышев".

¬ первом, как и во всех последующих его письмах, все излагаетс€ короткими фразами. Ќикаких восклицаний. ¬ письмах - точные даты окончани€ работы над част€ми симфонии, адреса его квартир, событи€ художественной жизни в городе, иногда - лаконичные сообщени€ о своем состо€нии и о тревогах за родственников. »ные короткие записи буквально потр€сают контрастом между бытием и мощью человеческого духа.

ћного внимани€ этой теме удел€л в свое врем€ куйбышевский журналист ¬ладимир ћолько. ¬ газетах опубликованы его большие статьи, в которых он рассказал все, что было известно тогда и о самой симфонии и о времени пребывани€ композитора в  уйбышеве - адреса, круг общени€, рассказ ¬еры ƒуловой о том, как в квартире, где она жила со своим мужем јлександром Ѕатуриным, состо€лась своеобразна€ "предпремьера" симфонии. ≈е исполнили по клавиру Ўостакович и Ћев ќборин. » здесь Ўостакович от всех собравшихс€ в квартире, среди которых был и дирижер —амосуд, услышал первые восторженные аплодисменты...

...  аждый человек, кому не безразлична истори€ страны и ее культура, вправе рассчитывать на то, что город делает все, чтобы сохранить бесценные материалы от разрушени€ и забвени€. Ўестидес€тилетие ѕобеды и творческий подвиг великого композитора св€заны неразрывно. Ќам не будет прощени€, если мы об этом забудем.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ёрий ¬ойнов. Ѕиографи€
ѕосетило:9499
ёрий ¬ойнов
¬асилий јлексеев. 79 мировых рекордов
ѕосетило:28519
¬асилий јлексеев
ћаргарита Ќазарова - биографи€, новости, лична€ жизнь
ѕосетило:81841
ћаргарита Ќазарова

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru