Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

 лод ƒебюсси

   /   

Claude Debussy

   /
             
‘отографи€  лод ƒебюсси (photo Claude Debussy)
   

ƒень рождени€: 22.08.1862 года
ћесто рождени€: —ен-∆ермен-ан-Ће, , департамент »велин ,‘ранци€
ƒата смерти: 26.05.1918 года
ћесто смерти: ѕариж, –осси€
¬озраст: 55 лет

√ражданство: ‘ранци€

 лод ƒебюсси: ≈сли теб€ нет, зачем тогда фиалки?

‘ранцузский композитор, музыкальный критик

Ќасто€ща€ трагеди€ разыгралась в доме ƒебюсси.  лод с грустью сообщил Ћили, что никогда ее не забудет, но ничего не может с собой поделать. Ёмма целиком заполонила его сердце. ¬ ответ разразилс€ грандиозный скандал - Ћили кричала, билась в истерике, рвала его ноты... ƒипломатичный ƒебюсси покинул дом. ќн был на улице и поэтому не услышал раздавшегос€ выстрела, но его услышала консьержка. ¬бежав в квартиру, она увидела Ћили в луже крови. –€дом с ней вал€лс€ револьвер.

22.08.2023

Ѕанкир —игизмунд Ѕардак сидел в своем роскошном парижском кабинете и просматривал секретные счета. ќн нервничал. √ость, которого пригласила на беседу с ним его жена Ёмма, опаздывал. Ѕанкир подн€лс€, вз€л трость, надел шл€пу и собиралс€ уходить в банк, но именно в это врем€ слуга доложил о приходе делового гост€  лода ƒебюсси. Ќесмотр€ на солнечный день, композитор был в черном; изысканно вежливый, он собиралс€ говорить с господином —игизмундом Ѕардаком о способност€х его сына –аул€. Ќо банкир уже не был склонен к собеседованию и только спросил: сколько раз в неделю тот будет заниматьс€ с сыном, сколько это будет стоить и сможет ли он научить его сочин€ть музыку?!  лод ƒебюсси слегка улыбнулс€ и ответил: "—ие зависит не от мен€, а от Ѕога". –езко повернулс€ и вышел первым.

 лод ƒебюсси фотографи€
 лод ƒебюсси фотографи€

ѕроход€ мимо гостиной, он увидел Ёмму, в легком шифоновом платье, элегантную, улыбающуюс€. ќна пригласила его зайти. ќна уже пон€ла, что разговор не состо€лс€, и ей хотелось изменить настроение композитора. Ёмма попросила его сесть за фортепь€но. Ќо  лод был €вно не в духе. ѕоцеловав ей руку, он ушел.

» долго бродил по улицам ѕарижа, раздумыва€ об участи композитора, его вечной бедности, зависимости от сильных мира сего... „то толку иметь огромный талант, если его не цен€т и не уважают? ѕо старой пам€ти он зашел в свое любимое кафе "Ўануар".  офе, бокал красного вина, беседа с другом, известным критиком, ненадолго заглушили досаду от встречи с банкиром. ”же поздно вечером композитор отправилс€ домой.  ажетс€, впервые ему не захотелось встретитьс€ с женой, прелестной блондинкой из Ѕургундии, Ћили ƒебюсси. ќна теперь часто оставалась ночевать в своем јтелье в центре ѕарижа, где показывала роскошные туалеты приход€щим сюда "дорогим дамам".

 лод ƒебюсси фотографи€
 лод ƒебюсси фотографи€

¬ойд€ в подъезд,  лод ƒебюсси кивнул консьержке, а она бросилась к нему, указыва€ на огромную корзину роз, сто€вшую у окна. "Ёто ¬ам, господин ƒебюсси, принес посыльный". ќн бережно вз€л корзину, почувствовав дивный аромат роз. ѕодн€лс€ к себе. Ћили не было. ќн прошел в кабинет и поставил корзину на стол. —н€в обертку, увидел визитную карточку Ёммы Ѕардак, на обороте которой было написано: " лоду ƒебюсси с нежностью". ќн долго-долго смотрел на эти цветы, а потом сел и написал: "я перецеловал каждый лепесток этих роз, как целуют любимые уста. ÷веты так свежи, как будто только что сорваны, на них лежит то ли роса, то ли вечерн€€ влага, то ли ¬аши слезы. я вдыхаю их запах и ощущаю аромат духов. ј они мне говор€т что-то такое, что невозможно выразить на человеческом €зыке. я счастлив..." ”тром письмо было отправлено с посыльным.

“ак началс€ их бурный роман. ќни виделись ежедневно, встреча€сь в Ѕулонском лесу.  лод ƒебюсси приносил ей листки нот, каждый день он писал дл€ нее то романс, то эскиз из фортепь€нного произведени€. ќна великолепно читала ноты и радовалась его вдохновению. »ногда Ёмма приглашала его в роскошные салоны своих друзей, там она пела, а он садилс€ за ро€ль...

 лод ƒебюсси фотографи€
 лод ƒебюсси фотографи€

¬ августе 1904 года Ёмма с друзь€ми решила отправитьс€ в јнглию - отдохнуть, походить в музеи, на концерты...  лод ƒебюсси, нетерпеливый и страстный, нагнал компанию и... украл Ёмму. ¬двоем они отправились на остров ƒжерси. Ёмма увидела в одном из холлов отел€ ро€ль, который тотчас же перекочевал в их номер. »  лод ƒебюсси начал писать одно из самых светлых своих сочинений - "ќстров –адости". «десь все сверкает: море, солнце, небо, человеческие глаза. » слышитс€ шелест трав и шепот признаний. "ќстров –адости" - это признание  лода ƒебюсси в любви, признание, выраженное в ликующих звуках. ќни решили не расставатьс€.

ѕариж встретил их холодно.  аждому предсто€л развод. Ѕанкир был поражен решительным объ€снением с ним Ёммы. –азговор длилс€ несколько минут. —игизмунд Ѕардак сообщил, что уходит и оставл€ет дом дет€м. ¬р€д ли он печалилс€, так как вскоре публично объ€вил о своей св€зи с известной актрисой. «ато насто€ща€ трагеди€ разыгралась в доме ƒебюсси.  лод с грустью сообщил Ћили, что никогда ее не забудет, но ничего не может с собой поделать. Ёмма целиком заполонила его сердце. ¬ ответ разразилс€ грандиозный скандал - Ћили кричала, билась в истерике, рвала его ноты... ƒипломатичный ƒебюсси покинул дом. ќн был на улице и поэтому не услышал раздавшегос€ выстрела, но его услышала консьержка. ¬бежав в квартиру, она увидела Ћили в луже крови. –€дом с ней вал€лс€ револьвер. ƒрузь€ разыскали ƒебюсси лишь ночью и тотчас поехали с ним в больницу. ∆изнь Ћили висела на волоске... ѕул€ попала в сердце.

ќна лежала в больнице более полугода, а когда вышла, ей подали счета за лечение и лекарства. Ќеоплаченные счета потр€сли всех. ѕариж разделилс€ на два лагер€: одни были за  лода, другие - против него. «наменитые композиторы, критики, поэты решили вскладчину оплатить счета. Ќо они не простили этого  лоду ƒебюсси. Ћили была сломлена... » сказала в суде, что она не даст развода. » все же...

Ћучшие дн€

Ћучший Ђрок-голосї 80-х
ѕосетило:8982
Ѕилли јйдол
ƒжем ћэйс - ќтец современного бокса
ѕосетило:8970
ƒжем ћэйс
ёрий яковлев: '¬ кино € гость, в театре € на равных'
ѕосетило:6736
ёрий яковлев

 лода ƒебюсси многие любили, его оба€ние, прит€гательность, очарование его музыки снискали массу поклонников. —реди них были и крупные издатели. «наменита€ фирма ƒюран-ƒюран предложила ему выплату ежемес€чных, и немалых, гонораров в счет будущих сочинений. Ёто помогло влюбленным купить в центре ѕарижа, на улице јльфо, квартиру. ¬скоре Ёмма почувствовала, что ждет ребенка, и чета уехала в јнглию. ƒебюсси ждал с нетерпением рождени€ сына или дочери. ќн никогда не имел детей. ј ему уже за сорок!

–аннею осенью чета решила поехать на южное побережье, в городок »стборн. ќни гул€ли, музицировали, но и здесь  лод ƒебюсси писал, закончены "ћаски", "ћоре" (“ри симфонических эскиза). "√алантные празднества"... «десь Ёмма родила дочь, в имени которой -  лод-Ёмма - слилась их любовь.

...Ќаконец Ћили предложила  лоду дать развод, но с условием выплаты ей алиментов из его гонораров. Ёмма тоже начала бракоразводный процесс, отложенный в суде на год, предъ€вив иск —игизмунду Ѕардаку на выплату алиментов. ѕолучив развод и большую сумму денег, к которой прибавилс€ и гонорарный аванс  лода, чета купила особн€к недалеко от Ѕулонского леса на авеню ƒе Ѕуа. »з окон "лирического дома", в котором ƒебюсси прожил до конца дней, неслись звуки "ќстрова –адости", смех  лод-Ёммы, лай колли  санфо... «десь наконец  лод ƒебюсси обрел свой кабинет, в котором все дышало роскошью.  артины на стенах. Ћаковое панно, драгоценность из японии, с чудными золотыми рыбками, отразившимис€ в его музыке, в серии "ќбразы". ѕьеса написана легкими, из€щными мазками, в которых улавливаетс€ кружение и трепетание золотых красавиц - рыбок. ќна напоминает ранние пейзажи ћатисса,  лода ћоне, импрессионистские полотна ѕьера —ера... —мотр€ на рыбок, слуша€ их звучание под рукой ƒебюсси, театральный критик –оберт  емп сказал: "ћы купались в звучащем свете, мерцание опалов снисходило на нас. ¬едь это было врем€ ''запечатленных впечатлений''".

¬ своем уютном доме, он впервые почувствовал себ€ артистическим хоз€ином. » - решил иногда собирать друзей дл€ совместного музицировани€. —обирались в его аристократической гостиной. Ёмма хорошо знала, что нужно дл€ успеха мужа, и приглашала издателей, дирижеров, пианистов... ќна могла, невзначай, во врем€ беседы попросить  лода сыграть новое произведение (ƒебюсси был, как известно, непревзойденным пианистом!).  онечно, это давало неотразимый эффект: произведение печаталось, его брали дл€ своих концертов пианисты, дирижеры.

 омната ребенка находилась далеко от кабинета  лода, и он никогда не слышал ни плача, ни крика дочери. Ќо несколько раз в день заходил в детскую, чтобы посмотреть на сп€щую девочку, такую прелестную, в розовом шелковом оде€нии... ќн мог сидеть в той белоснежной комнате и часами смотреть на своего ребенка. ћногим казалось, что он любил только музыку и  лод-Ёмму.

–ебенок быстро развивалс€... ƒовольно рано девочка начала говорить. ј уже в год с небольшим она могла внимательно слушать игру отца. ¬скоре Ёмма начала заниматьс€ с ней музыкой.  огда девочке исполнилось три года,  лод ƒебюсси подарил ей сюиту "ƒетский уголок", состо€щую из шести опусов: I. ƒоктор. II.  олыбельна€ слону. III. —еренада кукле. IV. —нег танцует. V. ћаленький пастух. VI.  укольный кэк-уок. ¬низу на нотах сто€ло - "— нежными извинени€ми от папы". Ёта особа уже в четыре года великолепно исполн€ла всю серию этих картинок, а "ѕастуха" играла почти как папа. Ёто вызывало трепет у слушающих игру девочки. «амечу, что  лод ƒебюсси обожал ћусоргского, эта сюита наве€на его "ƒетской".

"ƒетский уголок" был издан ƒюраном сразу же после написани€.  лод сам придумал обложку к нотам, на которой разбросаны веселые игрушки. —обственно, они-то и €вились прототипами этих опусов. Ќе забудем, что это был 1908 год и во ‘ранцию уже пришли негрит€нские блюзы, рэг-таймы, джаз...  эк-уок - это модный в то врем€ рэг-тайм.  лод ƒебюсси был верен себе: даже в детском произведении он стремилс€ схватить врем€ за шиворот.  омпозитору захотелось узнать, как примет "ƒетский уголок" публика, и впервые он был исполнен пианистом √арольдом Ѕауэром в концерте Cercle Musical. ѕоследовавший за исполнением шквал аплодисментов подсказал ƒебюсси, что публика великолепно пон€ла его музыкальный юмор.

–ади своих возлюбленных, как он называл жену и дочь, ƒебюсси совершил концертное турне по ≈вропе в качестве дирижера своих произведений. ¬ 1910 году, завершив ѕервую тетрадь "ѕрелюдий", ƒебюсси уехал в ¬ену. Ќе успев как следует расположитьс€ в гостинице, он уже пишет своей маленькой дочке серию прелестных открыток... Ётот душевный разговор с ребенком, которому не исполнилось еще и п€ти лет, поражает юмором и печалью. Ёто маленький любовный роман с дочкой, открытой всему прекрасному. ¬от как звучит одна из открыток: "...папа вернулс€ в свой отель и написал историю, котора€ заставила всхлипывать золотых рыбок, и вложил всю свою нежность в нижеследующую подпись, котора€ €вл€етс€ самым прекрасным из всех титулов, какими наградила его слава. ѕапашушу".

ѕосле ¬ены  лод вернулс€ в ѕариж. Ёмма т€жело переживала разлуку с мужем. Ќо - впереди была –осси€. ≈го друг ¬иктор  усевицкий, дирижер и виолончелист, заключил с ним контракт на концерты в ћоскве и ѕетербурге.  онцертов было много, в разных залах: в ƒвор€нском собрании, ќбществе свободной эстетики, ƒоме песни на “верской,  упеческом клубе...  усевицкий возил ƒебюсси и в ѕетербург, в Ѕольшой зал филармонии... “акой аристократический прием не мог не радовать  лода, но он устал, скучал, проклина€ разлуку с дочерью... ∆ена посылала ему печальные письма, обвин€€ в измене, в том, что виновата "прокл€та€ музыка"... ќн отвечает ей: "≈сли выбирать между тобой и музыкой, то ревновать, скорее, могла бы музыка... Ѕудь уверена, что если бы случилось так, что € больше не стал бы ее писать, то, скорее всего, ты перестала бы мен€ любить..." ќтовсюду он посылал ей лирические телеграммы: "ѕоезда не ход€т быстро. — нетерпением, целую". »з ѕизы (»тали€): "«десь есть фиалки, которые бы тебе понравились. Ќо теб€ нет здесь. «ачем же тогда фиалки?" Ёту трепещущую способность любить  лод ƒебюсси распростран€л не только на свою жизнь, но и на свою музыку.

ќн был уже болен, болезнь изнур€ла его, но он писал до тех пор, пока мог держать перо в руке. ѕеред выходом на сцену он говорил себе: "—традать, умирать, но оставатьс€ чистым и гармоничным!" ’удой, изможденный, еле держащийс€ на ногах, играл он как молодой бог... ќн умер 25 марта 1918 года в 10 часов вечера. ≈му было п€тьдес€т п€ть лет. »таль€нский писатель, великий фантазер, влюбленный в ƒебюсси, √абриэле ƒ'јннунцио на следующий день написал: "ќн умер, ќрфей прерванных сновидений. —ладкозвучный мед не стекает больше в соты... —оловьи, возвестите јретузе, что он умер и что песн€ погибла вместе с ним...  то отныне будет петь на его розовых кустах?"

ј есть ли могила этого гениального  лода ƒебюсси? ¬едь он существовал всегда. "Ёто - архитектура, котора€ отражаетс€, колышетс€ в воде. Ёто облака, которые нагромождаютс€ и распадаютс€. Ёто засыпающие ветви, дождь на листь€х. Ёто сливы, которые падают, разбиваютс€ и истекают золотом. Ќо все это бормотало, лепетало, не могло обрести человеческого голоса, чтобы высказатьс€. “ыс€ча неуловимых чудес нашли наконец того, кто смог их выразить". Ёту лукавую мудрость высказал ∆ан  окто, хорошо знавший ƒебюсси, а знать ƒебюсси - значит любить его.

ƒебюси
Oleg Morshteyn 24.05.2020 04:17:46
¬еликолепно трогательно




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ѕравила питани€ от Ѕрюса Ћи
ѕосетило:72686
Ѕрюс Ћи
√алина ѕрозуменщикова. Ѕиографи€
ѕосетило:18324
√алина ѕрозуменщикова
ёрий ¬ойнов. Ѕиографи€
ѕосетило:9545
ёрий ¬ойнов

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru