Настоящая трагедия разыгралась в доме Дебюсси. Клод с грустью сообщил Лили, что никогда ее не забудет, но ничего не может с собой поделать. Эмма целиком заполонила его сердце. В ответ разразился грандиозный скандал - Лили кричала, билась в истерике, рвала его ноты... Дипломатичный Дебюсси покинул дом. Он был на улице и поэтому не услышал раздавшегося выстрела, но его услышала консьержка. Вбежав в квартиру, она увидела Лили в луже крови. Рядом с ней валялся револьвер.
Банкир Сигизмунд Бардак сидел в своем роскошном парижском кабинете и просматривал секретные счета. Он нервничал. Гость, которого пригласила на беседу с ним его жена Эмма, опаздывал. Банкир поднялся, взял трость, надел шляпу и собирался уходить в банк, но именно в это время слуга доложил о приходе делового гостя Клода Дебюсси. Несмотря на солнечный день, композитор был в черном; изысканно вежливый, он собирался говорить с господином Сигизмундом Бардаком о способностях его сына Рауля. Но банкир уже не был склонен к собеседованию и только спросил: сколько раз в неделю тот будет заниматься с сыном, сколько это будет стоить и сможет ли он научить его сочинять музыку?! Клод Дебюсси слегка улыбнулся и ответил: "Сие зависит не от меня, а от Бога". Резко повернулся и вышел первым.
Клод Дебюсси фотография
Проходя мимо гостиной, он увидел Эмму, в легком шифоновом платье, элегантную, улыбающуюся. Она пригласила его зайти. Она уже поняла, что разговор не состоялся, и ей хотелось изменить настроение композитора. Эмма попросила его сесть за фортепьяно. Но Клод был явно не в духе. Поцеловав ей руку, он ушел.
Реклама:
И долго бродил по улицам Парижа, раздумывая об участи композитора, его вечной бедности, зависимости от сильных мира сего... Что толку иметь огромный талант, если его не ценят и не уважают? По старой памяти он зашел в свое любимое кафе "Шануар". Кофе, бокал красного вина, беседа с другом, известным критиком, ненадолго заглушили досаду от встречи с банкиром. Уже поздно вечером композитор отправился домой. Кажется, впервые ему не захотелось встретиться с женой, прелестной блондинкой из Бургундии, Лили Дебюсси. Она теперь часто оставалась ночевать в своем Ателье в центре Парижа, где показывала роскошные туалеты приходящим сюда "дорогим дамам".
Клод Дебюсси фотография
Войдя в подъезд, Клод Дебюсси кивнул консьержке, а она бросилась к нему, указывая на огромную корзину роз, стоявшую у окна. "Это Вам, господин Дебюсси, принес посыльный". Он бережно взял корзину, почувствовав дивный аромат роз. Поднялся к себе. Лили не было. Он прошел в кабинет и поставил корзину на стол. Сняв обертку, увидел визитную карточку Эммы Бардак, на обороте которой было написано: "Клоду Дебюсси с нежностью". Он долго-долго смотрел на эти цветы, а потом сел и написал: "Я перецеловал каждый лепесток этих роз, как целуют любимые уста. Цветы так свежи, как будто только что сорваны, на них лежит то ли роса, то ли вечерняя влага, то ли Ваши слезы. Я вдыхаю их запах и ощущаю аромат духов. А они мне говорят что-то такое, что невозможно выразить на человеческом языке. Я счастлив..." Утром письмо было отправлено с посыльным.
Так начался их бурный роман. Они виделись ежедневно, встречаясь в Булонском лесу. Клод Дебюсси приносил ей листки нот, каждый день он писал для нее то романс, то эскиз из фортепьянного произведения. Она великолепно читала ноты и радовалась его вдохновению. Иногда Эмма приглашала его в роскошные салоны своих друзей, там она пела, а он садился за рояль...
Клод Дебюсси фотография
В августе 1904 года Эмма с друзьями решила отправиться в Англию - отдохнуть, походить в музеи, на концерты... Клод Дебюсси, нетерпеливый и страстный, нагнал компанию и... украл Эмму. Вдвоем они отправились на остров Джерси. Эмма увидела в одном из холлов отеля рояль, который тотчас же перекочевал в их номер. И Клод Дебюсси начал писать одно из самых светлых своих сочинений - "Остров Радости". Здесь все сверкает: море, солнце, небо, человеческие глаза. И слышится шелест трав и шепот признаний. "Остров Радости" - это признание Клода Дебюсси в любви, признание, выраженное в ликующих звуках. Они решили не расставаться.
Париж встретил их холодно. Каждому предстоял развод. Банкир был поражен решительным объяснением с ним Эммы. Разговор длился несколько минут. Сигизмунд Бардак сообщил, что уходит и оставляет дом детям. Вряд ли он печалился, так как вскоре публично объявил о своей связи с известной актрисой. Зато настоящая трагедия разыгралась в доме Дебюсси. Клод с грустью сообщил Лили, что никогда ее не забудет, но ничего не может с собой поделать. Эмма целиком заполонила его сердце. В ответ разразился грандиозный скандал - Лили кричала, билась в истерике, рвала его ноты... Дипломатичный Дебюсси покинул дом. Он был на улице и поэтому не услышал раздавшегося выстрела, но его услышала консьержка. Вбежав в квартиру, она увидела Лили в луже крови. Рядом с ней валялся револьвер. Друзья разыскали Дебюсси лишь ночью и тотчас поехали с ним в больницу. Жизнь Лили висела на волоске... Пуля попала в сердце.
Она лежала в больнице более полугода, а когда вышла, ей подали счета за лечение и лекарства. Неоплаченные счета потрясли всех. Париж разделился на два лагеря: одни были за Клода, другие - против него. Знаменитые композиторы, критики, поэты решили вскладчину оплатить счета. Но они не простили этого Клоду Дебюсси. Лили была сломлена... И сказала в суде, что она не даст развода. И все же...
Лучшие дня
Георгий Ярцев. Биография Посетило:11258
Михаил Трухин. Биография Посетило:8672
Веселый герой с печальным взглядом Посетило:6680
Клода Дебюсси многие любили, его обаяние, притягательность, очарование его музыки снискали массу поклонников. Среди них были и крупные издатели. Знаменитая фирма Дюран-Дюран предложила ему выплату ежемесячных, и немалых, гонораров в счет будущих сочинений. Это помогло влюбленным купить в центре Парижа, на улице Альфо, квартиру. Вскоре Эмма почувствовала, что ждет ребенка, и чета уехала в Англию. Дебюсси ждал с нетерпением рождения сына или дочери. Он никогда не имел детей. А ему уже за сорок!
Раннею осенью чета решила поехать на южное побережье, в городок Истборн. Они гуляли, музицировали, но и здесь Клод Дебюсси писал, закончены "Маски", "Море" (Три симфонических эскиза). "Галантные празднества"... Здесь Эмма родила дочь, в имени которой - Клод-Эмма - слилась их любовь.
...Наконец Лили предложила Клоду дать развод, но с условием выплаты ей алиментов из его гонораров. Эмма тоже начала бракоразводный процесс, отложенный в суде на год, предъявив иск Сигизмунду Бардаку на выплату алиментов. Получив развод и большую сумму денег, к которой прибавился и гонорарный аванс Клода, чета купила особняк недалеко от Булонского леса на авеню Де Буа. Из окон "лирического дома", в котором Дебюсси прожил до конца дней, неслись звуки "Острова Радости", смех Клод-Эммы, лай колли Ксанфо... Здесь наконец Клод Дебюсси обрел свой кабинет, в котором все дышало роскошью. Картины на стенах. Лаковое панно, драгоценность из Японии, с чудными золотыми рыбками, отразившимися в его музыке, в серии "Образы". Пьеса написана легкими, изящными мазками, в которых улавливается кружение и трепетание золотых красавиц - рыбок. Она напоминает ранние пейзажи Матисса, Клода Моне, импрессионистские полотна Пьера Сера... Смотря на рыбок, слушая их звучание под рукой Дебюсси, театральный критик Роберт Кемп сказал: "Мы купались в звучащем свете, мерцание опалов снисходило на нас. Ведь это было время ''запечатленных впечатлений''".
В своем уютном доме, он впервые почувствовал себя артистическим хозяином. И - решил иногда собирать друзей для совместного музицирования. Собирались в его аристократической гостиной. Эмма хорошо знала, что нужно для успеха мужа, и приглашала издателей, дирижеров, пианистов... Она могла, невзначай, во время беседы попросить Клода сыграть новое произведение (Дебюсси был, как известно, непревзойденным пианистом!). Конечно, это давало неотразимый эффект: произведение печаталось, его брали для своих концертов пианисты, дирижеры.
Комната ребенка находилась далеко от кабинета Клода, и он никогда не слышал ни плача, ни крика дочери. Но несколько раз в день заходил в детскую, чтобы посмотреть на спящую девочку, такую прелестную, в розовом шелковом одеянии... Он мог сидеть в той белоснежной комнате и часами смотреть на своего ребенка. Многим казалось, что он любил только музыку и Клод-Эмму.
Ребенок быстро развивался... Довольно рано девочка начала говорить. А уже в год с небольшим она могла внимательно слушать игру отца. Вскоре Эмма начала заниматься с ней музыкой. Когда девочке исполнилось три года, Клод Дебюсси подарил ей сюиту "Детский уголок", состоящую из шести опусов: I. Доктор. II. Колыбельная слону. III. Серенада кукле. IV. Снег танцует. V. Маленький пастух. VI. Кукольный кэк-уок. Внизу на нотах стояло - "С нежными извинениями от папы". Эта особа уже в четыре года великолепно исполняла всю серию этих картинок, а "Пастуха" играла почти как папа. Это вызывало трепет у слушающих игру девочки. Замечу, что Клод Дебюсси обожал Мусоргского, эта сюита навеяна его "Детской".
"Детский уголок" был издан Дюраном сразу же после написания. Клод сам придумал обложку к нотам, на которой разбросаны веселые игрушки. Собственно, они-то и явились прототипами этих опусов. Не забудем, что это был 1908 год и во Францию уже пришли негритянские блюзы, рэг-таймы, джаз... Кэк-уок - это модный в то время рэг-тайм. Клод Дебюсси был верен себе: даже в детском произведении он стремился схватить время за шиворот. Композитору захотелось узнать, как примет "Детский уголок" публика, и впервые он был исполнен пианистом Гарольдом Бауэром в концерте Cercle Musical. Последовавший за исполнением шквал аплодисментов подсказал Дебюсси, что публика великолепно поняла его музыкальный юмор.
Ради своих возлюбленных, как он называл жену и дочь, Дебюсси совершил концертное турне по Европе в качестве дирижера своих произведений. В 1910 году, завершив Первую тетрадь "Прелюдий", Дебюсси уехал в Вену. Не успев как следует расположиться в гостинице, он уже пишет своей маленькой дочке серию прелестных открыток... Этот душевный разговор с ребенком, которому не исполнилось еще и пяти лет, поражает юмором и печалью. Это маленький любовный роман с дочкой, открытой всему прекрасному. Вот как звучит одна из открыток: "...папа вернулся в свой отель и написал историю, которая заставила всхлипывать золотых рыбок, и вложил всю свою нежность в нижеследующую подпись, которая является самым прекрасным из всех титулов, какими наградила его слава. Папашушу".
После Вены Клод вернулся в Париж. Эмма тяжело переживала разлуку с мужем. Но - впереди была Россия. Его друг Виктор Кусевицкий, дирижер и виолончелист, заключил с ним контракт на концерты в Москве и Петербурге. Концертов было много, в разных залах: в Дворянском собрании, Обществе свободной эстетики, Доме песни на Тверской, Купеческом клубе... Кусевицкий возил Дебюсси и в Петербург, в Большой зал филармонии... Такой аристократический прием не мог не радовать Клода, но он устал, скучал, проклиная разлуку с дочерью... Жена посылала ему печальные письма, обвиняя в измене, в том, что виновата "проклятая музыка"... Он отвечает ей: "Если выбирать между тобой и музыкой, то ревновать, скорее, могла бы музыка... Будь уверена, что если бы случилось так, что я больше не стал бы ее писать, то, скорее всего, ты перестала бы меня любить..." Отовсюду он посылал ей лирические телеграммы: "Поезда не ходят быстро. С нетерпением, целую". Из Пизы (Италия): "Здесь есть фиалки, которые бы тебе понравились. Но тебя нет здесь. Зачем же тогда фиалки?" Эту трепещущую способность любить Клод Дебюсси распространял не только на свою жизнь, но и на свою музыку.
Он был уже болен, болезнь изнуряла его, но он писал до тех пор, пока мог держать перо в руке. Перед выходом на сцену он говорил себе: "Страдать, умирать, но оставаться чистым и гармоничным!" Худой, изможденный, еле держащийся на ногах, играл он как молодой бог... Он умер 25 марта 1918 года в 10 часов вечера. Ему было пятьдесят пять лет. Итальянский писатель, великий фантазер, влюбленный в Дебюсси, Габриэле Д'Аннунцио на следующий день написал: "Он умер, Орфей прерванных сновидений. Сладкозвучный мед не стекает больше в соты... Соловьи, возвестите Аретузе, что он умер и что песня погибла вместе с ним... Кто отныне будет петь на его розовых кустах?"
А есть ли могила этого гениального Клода Дебюсси? Ведь он существовал всегда. "Это - архитектура, которая отражается, колышется в воде. Это облака, которые нагромождаются и распадаются. Это засыпающие ветви, дождь на листьях. Это сливы, которые падают, разбиваются и истекают золотом. Но все это бормотало, лепетало, не могло обрести человеческого голоса, чтобы высказаться. Тысяча неуловимых чудес нашли наконец того, кто смог их выразить". Эту лукавую мудрость высказал Жан Кокто, хорошо знавший Дебюсси, а знать Дебюсси - значит любить его.