Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ѕулат ќкуджава

   /   

Bulat Okudgava

   /
             
‘отографи€ Ѕулат ќкуджава (photo Bulat Okudgava)
   

ƒень рождени€: 09.05.1924 года
ћесто рождени€: ћосква, ———–
ƒата смерти: 12.06.1997 года
ћесто смерти:  ламар, ‘ранци€
¬озраст: 73 года

√ражданство: –осси€
—оцсети:


Ѕулат ќкуджава в кино и в жизни

—оветский и российский поэт, бард, прозаик и сценарист, композитор

—ейчас смешно вспоминать, но в начале шестидес€тых годов прошлого века интеллигенцию наивно раздел€ли на "физиков" и "лириков". я был и тем, и другим одновременно, а потому с упр€мством физика-теоретика пыталс€ разобратьс€, в чем же секрет попул€рности Ѕулата ќкуджавы. ¬ то врем€ у мен€ была возможность только слушать его песни, хот€ назвать это слушанием - большое преувеличение. ј все дело в том, что попадала-то к нам в город кака€-нибудь дес€та€ магнитофонна€ запись-перезапись, воспроизводима€ на полуразбитом в студенческом общежитии катушечном магнитофоне "ƒнепр-7". Ќа трескучем и шип€щем катушечном монстре из замечательных песен ќкуджавы исчезала не только мелоди€, не только ирони€, но и вообще поэзи€.

12.06.2023

 ак же можно было отнестись при этом к такому вот, к примеру, тексту:

Ѕулат ќкуджава фотографи€
Ѕулат ќкуджава фотографи€

"«а что ж вы ¬аньку-то ћорозова?



¬едь он ни в чем не виноват.

Ѕулат ќкуджава фотографи€
Ѕулат ќкуджава фотографи€

ќна сама его морочила,

ј он ни в чем не виноват".

Ѕулат ќкуджава фотографи€
Ѕулат ќкуджава фотографи€

ѕоэтому хотелось ќкуджаву почитать, но его тогда практически не печатали. ѕравдами и неправдами мне удалось добыть вышедший в 1956 году в  алуге, где Ѕулат Ўалвович учительствовал после окончани€ института, первый сборник стихов поэта "Ћирика" - тоненькую книжечку в бумажной синей обложке со скрепленными одной скрепкой, как школьна€ тетрадь, листами.

ƒаже у любимого мной ¬ысоцкого найдетс€ очень немного стихов, которые можно было бы отделить от музыки и читать отдельно - так, как читаютс€ стихи ќкуджавы. ¬от эти, например, - с которых он дл€ мен€ и началс€:

Ѕулат ќкуджава фотографи€
Ѕулат ќкуджава фотографи€

ќсень ранн€€. ѕадают листь€.

Ћучшие дн€

ћаргарита Ќазарова - биографи€, новости, лична€ жизнь
ѕосетило:81141
ћаргарита Ќазарова
ѕравила питани€ от Ѕрюса Ћи
ѕосетило:72548
Ѕрюс Ћи
»таль€нский темперамент на российском экране
ѕосетило:7773
¬ладимир ћашков

ќсторожно ступайте в траву.

Ѕулат ќкуджава фотографи€
Ѕулат ќкуджава фотографи€

 аждый лист - это мордочка лись€:

¬от земл€, на которой живу:

ѕо стволам пробегает горенье,

» стволы пропадают во рву.

 аждый ствол - это тело оленье:

¬от земл€, на которой живу.

 расный дуб с голубыми рогами

∆дет соперника из тишины:

ќсторожней: топор под ногами!

ј дороги назад сожжены!

» € пон€л, что Ѕулат ќкуджава - большой поэт.

¬ 1959 году в ћоскве выходит сборник стихов "ќстрова", который многие считают его первой книгой, не зна€ о калужском издании.

¬ это врем€ он стал как бы случайно сочин€ть свои песни, и однажды вечером, жела€ развлечь и позабавить своих друзей, исполнил в компании молодых московских поэтов под незатейливый разухабистый мотивчик шутливое стихотворение про ¬аньку ћорозова, который циркачку полюбил. ѕесн€ очень понравилась, и ќкуджава за несколько дней написал еще несколько. ѕозже он не раз говорил, что одним из самых счастливых дней своей жизни считает тот, когда обнаружил, что может писать песни.

Ёти песни, совершенные в поэтическом и весьма своеобразные в музыкальном отношении, были неотразимо оба€тельны. —трана влюбилась в его песни, от них струилась доброта, мужество, красота.

Ћирика и сатира в русской поэзии неразрывно св€заны друг с другом, € думаю, со времен ѕушкина. “аковы и многие песни ќкуджавы - интимные интонации в них часто соседствуют, правда, не с сатирой, а с м€гкой иронией и юмором.

ѕесни ќкуджавы лучше всего слушать, когда он поет их сам. Ѕольшинство его песен во всей полноте их замысла и тонкости оттенков могут быть восприн€ты наиболее полно именно и только в авторском исполнении - в этом один из секретов их феноменальной попул€рности: в единстве стихов, мелодии, ритма, голоса, аккомпанемента.

»сполнить песню ќкуджавы на достойном уровне удаетс€ немногим. —реди российских исполнителей это, пожалуй, только ≈. амбурова и Ќикитины.

¬ рамках этой статьи уместно немного вернутьс€ во времени и рассказать о благотворительном вечере "Ѕулата ќкуджава в кино", устроенном 16 окт€бр€ 2001 г. в нью-йоркском ћеждународном дворце јлександром ∆урбиным, в рамках его ежегодного кинофестивал€ российских фильмов.

«адуманный как ретроспективна€ демонстраци€ фильмов, в которых участвовал сам ќкуджава, а также видеозаписей его творческих вечеров и выступлений зарубежных (шведских, €понских, польских, американских) исполнителей его песен, - вечер началс€ с показа записи выступлени€ ќкуджавы в 1994 году в редакции "Ћитературной газеты" - той самой, где он проработал до 1962 года. Ћента с записью "ѕоследнего троллейбуса" в исполнении €понской артистки, имени которой €, к сожалению, не знаю, трогательна до слез.  ажетс€, кто только не пел этот шедевр окуджавской лирики, а вот поди ж ты - €понка в сопровождении большого симфонического оркестра исполнила его с подкупающей искренностью, тонким и бережным проникновением в щем€щее сердце русского романса.

ѕели песни ќкуджавы и присутствовавшие на вечере молодые исполнители в жанре авторской песни Ѕорис јронсон, јндрей  омпанеец, ёли€ Ѕеломлинска€ и ¬алери€  оренна€, а кроме того - »рина √инзбург и сам јлександр ∆урбин.

"ѕерва€ его книга, - вспоминал на вечере ≈вгений ≈втушенко, - мне не понравилась, но было совершенно €сно, что это поэт, обладающий собственным голосом. — конца п€тидес€тых годов и до последних дней жизни Ѕулата мы с ним встречались довольно часто - и в официальной обстановке, и в тесном дружеском кругу. ѕопул€рность первых его песен росла необыкновенно быстро, но очень скоро на ќкуджаву обрушилс€ град уничижительных статей с издевательскими заголовками вроде "÷ена шумного успеха", "Ћовцы дешевой славы" и прочее. ¬о врем€ приезда в ћоскву знаменитого поэта, композитора и шансонье ∆ака Ѕрел€, € однажды принимал его у себ€ дома. » в этот же день ко мне зашел и Ѕулат.  онцерт, который они вместе дали дл€ мен€, единственного в тот вечер их слушател€, был лучшим в моей жизни. ∆аль, что мне не удалось его записать на пленку. ¬прочем, € думаю, что в дебр€х известной организации така€ запись существует:  ак-то в концерте встретились Ѕулат и автор оперы "“ихий ƒон" композитор »ван ƒзержинский. ѕосле выступлени€ ќкуджавы ƒзержинский возмутилс€: "”берите этого пошл€ка!" Ќо кто сегодн€ вспомнит хот€ бы одну музыкальную фразу из "“ихого ƒона"? ј попул€рность ќкуджавы не убывает, свидетельство тому - выступление на вечере современных авторов-исполнителей с песн€ми Ѕулата. ѕравильно сказал кто-то из них - эти песни живы потому, что они написаны не на злобу дн€, а о вечном - человеке и его чувствах".

ќсобое мнение о песн€х ќкуджавы было и у ƒмитри€ ƒмитриевича Ўостаковича. ќн сказал однажды, что у ќкуджавы настолько органично единство стихов, музыки и исполнени€, что нет надобности в том, чтобы профессиональные композиторы писали новые мелодии на тексты уже существующих песен.

ѕо заказу режиссера фильма "Ѕелорусский вокзал" јндре€ —мирнова ќкуджава написал одну из своих лучших военных песен, знаменитую "Ќам нужна одна победа". ¬начале песн€ јндрею —мирнову не понравилась, но присутствовавший на прослушивании композитор јльфред Ўнитке сказал, что "в этом что-то есть" и позже на музыкальной теме ќкуджавы сочинил мощный финал, которого в первоначальном замысле картины вообще не было.

— присущим ему артистизмом ≈втушенко продолжал рассказывать и показывать: "— 1955 года ќкуджава был членом партии, но уже с середины шестидес€тых годов начала про€вл€тьс€ его оппозици€ ко многим политическим решени€м, что не могло не сказатьс€ на отношении к нему партийных бонз. ћне, беспартийному, не раз приходилось защищать от них Ѕулата. ќсобенно остра€ ситуаци€ дл€ него сложилась во врем€ чехословацких событий - Ѕулат резко выступил против ввода советских танков в ѕрагу.  огда его за это решили исключать из партии, € пошел к председателю ћ√  √ришину отстаивать Ѕулата. —традавший гайморитом √ришин молча выслушал мен€, а потом, пот€гива€ носом, стал говорить: "ѕонимаешь, мы сейчас переходим на передовую технологию упаковки молока в картонную тару", - и потом сорок минут рассказывал мне, как по этой проблеме принимали решение, закупали импортное оборудование, переоснащали фабрики и прочее, и прочее. "¬се сделали, а оно, зараза, текЄт! «а границей не текЄт, а у нас текЄт! ¬от где у мен€ проблема! ј ты про какие-то песенки:"

¬ 1968 году в своем первом фильме " ороткие встречи" кинорежиссер  ира ћуратова использовала юмористическую песенку-зарисовку ќкуджавы "»з окон корочкой несет поджаристой".  ак близки стилистике фильма оказались негромкие песни Ѕулата! ѕесн€ из " оротких встреч" была исполнена »риной √инзбург под аккомпанемент еЄ супруга јлександра ∆урбина. »рина √инзбург рассказала о дружбе ее отца, известного переводчика немецкой поэзии Ћьва √инзбурга, с ќкуджавой, который посв€тил √инзбургу стихотворение...

 ак погл€деть со стороны:

ѕуста тщета усилий,

Ќо голоса чужой страны

ќн оживил в –оссии:

Ќикто не знает, чьей вины

ѕожаром нас душило.

ј может, не было войны?..

Ѕудь прокл€то, что было!

»з дев€того класса ќкуджава ушел на войну, был минометчиком, св€зистом, взводным запевалой. ¬ начале 1942 года был легко ранен в ногу, в 1944 году - демобилизован по т€желому ранению. —вою самую первую песню "Ќам в холодных теплушках не спалось" он написал на фронте, в 1943 году.

ќ своей встрече с поэтом рассказал и ј.∆урбин. ¬ свое врем€ он работал с режиссером ¬.ћотылем над музыкой к фильму "Ћес" по ј.Ќ.ќстровскому. "ѕо ходу пьесы, - рассказывал композитор, - пьющие актеры должны были исполн€ть приличествующий случаю романс. —тихи дл€ него написал ќкуджава. Ѕулат Ўалвович согласилс€, чтобы музыку к романсу написал €, за что € ему благодарен.  ак говорили окружающие, романс удалс€ и всем понравилс€, однако в конце концов в фильм он не вошел. ј дело все в том, что в романсе есть припев:

Ќиколай нальет, ах Ќиколай нальет,

Ќиколай нальет, а ћихаил пригубит,

ј ‘едот не пьет, ну а ‘едот не пьет,

ј ‘едот - тот сам себ€ погубит.

¬ ту пору была в разгаре антиалкогольна€ кампани€, и романс этот посчитали несвоевременным.  огда кампани€ бесславно кончилась, романс, было, снова вставили в картину. ќднако теперь цензура усмотрела в нем персональные намеки: Ќиколай - это –ыжков, ћихаил - это √орбачев, а ‘едот - Ћигачев, и хот€ Ћигачева звали не ‘едот, а ≈гор, зато он был известен как человек непьющий. » романс снова из фильма исключили".

»звестный литератор јлександр √енис встречалс€ с Ѕулатом ќкуджавой в разное врем€ и по разным поводам: был гостем поэта в его доме в подмосковном поселке ѕеределкино, общалс€ с ним в 1993 году в Ћондоне во врем€ церемонии присуждени€ Ѕукеровской премии и послецеремониальных меропри€тий в "–еформ-клубе". "Ётот талантливейший и добрейший человек всегда оставалс€ самим собой, - сказал ј.√енис. - ќн был как дерево - рос, не мен€€сь".

я случайно оказалс€ в зале р€дом с Ёрнстом Ќеизвестным.

- Ѕулат был не просто любимым поэтом, он был моим другом, - сказал Ё.Ќеизвестный. - я могу рассказывать о нем очень много. Ќо если € сделаю это сейчас, мне трудно потом будет говорить со сцены:

Ё.Ќеизвестный вышел на сцену после ≈.≈втушенко. "Ёто правда, что Ѕулат был талантливым, честным, музыкальным. Ќо он еще был последовательным в своих взгл€дах и был в какой-то степени философом. ћежду прочим, он даже внешне походил на √анди".

—ам ќкуджава по этому поводу с улыбкой рассказывал о том времени, когда он лежал в лос-анджелесском госпитале: ":иду по коридору и вижу: пр€мо навстречу мне идет √анди. Ќичего не могу пон€ть. ѕодхожу ближе - а это зеркало!"

...Ёто было трудное врем€.  огда ќкуджава гостил в  алифорнии у ј.ѕоловца, ныне президента ¬сеамериканского благотворительного фонда ќкуджавы, Ѕулату Ўалвовичу внезапно потребовалась неотложна€ операци€ на сердце. ≈е могли сделать в одном из частных лос-анджелесских госпиталей, но дл€ этого срочно понадобились очень большие деньги. ¬ своей книге "Ѕулат" ј.ѕоловец рассказывает:

" ажетс€, Ёрнст Ќеизвестный был первым, кого мы застали телефонным звонком в Ќью-…орке. ≈го реакци€ была мгновенной: "—тарик, € могу заложить дом - но ведь это недели:". „уть позже позвонил ≈втушенко: "—могу набрать тыс€ч дес€ть".

«вонили јксенов, Ќадеин, Ўем€кин, ¬ознесенский,  оротич, ≈гор яковлев, даже из московских газет: “ыс€ч 20 собрали эмигранты. я и сейчас храню их письма - трогательные, преисполненные почтительной любви к ѕоэту, - которыми сопровождались денежные чеки на 5, 10, 50 долларов. » ни копейки из –оссии: ќчнулись советский консулат в —ан-‘ранциско и посольство в ¬ашингтоне: "„то с ќкуджавой?  ака€ помощь нужна?" - "Ќужны деньги, 40 тыс€ч, или хот€ бы гарантии на эту сумму - чтобы провели операцию". ѕосле продолжительного молчани€: "Ѕудем св€зыватьс€ с ћосквой:"

—в€зываютс€ до сих пор".

ј Ё. Ќеизвестный продолжал: "» в своих песн€х, если вдуматьс€, он тоже был философом и сочин€л их по законам эстетики. —оветска€ власть и ее наделенные полномочи€ми партийцы потому и запрещали периодически его песни, что ненавидели эстетику.

¬ моей жизни был период, когда по некоторым причинам € довольно долгое врем€ провел в доминиканском монастыре. ќднажды насто€тель его произнес молитву, котора€ начиналась словами:

ѕока «емл€ еще вертитс€, пока еще €рок свет,

√осподи, дай же ты каждому, чего у него нет:

мудрому дай голову, трусливому дай кон€,

дай счастливому денег: » не забудь про мен€.

ћы все сейчас знаем эту песню, она называетс€ "ћолитва [‘рансуа ¬ийона]". Ќо когда Ѕулат написал ее, а это было в 1963 году, ему пришлось замаскировать содержание, и он назвал песню "‘рансуа ¬ийон".

јвтору этих строк не случилось быть близко знакомым с Ѕулатом Ўалвовичем, но встреча с ним все же была. ¬ 1982 году он приехал выступить в ’арьков - украинский город с сильными русскими поэтическими традици€ми. «а ќкуджавой все еще т€нулс€ шлейф крамольного поэта, хот€ к тому времени он уже был автором и блистательной исторической прозы. ћестные партийные органы сделали все возможное, чтобы уменьшить общественный резонанс выступлений поэта: билеты распростран€лись через райкомы партии, а зал предоставили в клубе “ракторного завода, наход€щегос€ в сугубо пролетарском районе, практически за городом, куда общественным транспортом добиратьс€ было трудно. “ем не менее, зал был переполнен, и € понимал, что не только познакомитьс€, но даже вз€ть автограф после выступлени€ мне не удастс€. » тогда, вз€в с собой маленькую книжку стихов ќкуджавы, € пробралс€ за сцену незадолго до начала выступлени€. ќкуджава сто€л за кулисами, гитара лежала р€дом на стуле. ќн в щелочку гл€дел в зал, рассматрива€ публику. Ќервничал.

- Ѕулат Ўалвович, - позвал € его.

- ƒа, € вас слушаю, - не оборачива€сь, откликнулс€ он.

- ћожно попросить у ¬ас автограф? ¬от ваш сборник "ћарт великодушный". ѕризнаюсь, мне нрав€тс€ не только ваши песни и стихи, но и, может быть, не меньше, ваша проза. „ита€ "ѕутешествие дилетантов", € просто замирал на таких строчках: "» москвичей разнузданных толпа о чем-то бренном клокотала". Ёто же проза поэта, как " апитанска€ дочка":

- я рад это слышать, - ответил Ѕулат Ўалвович, надписыва€ книгу. - ѕроза мо€ нравитс€ далеко не всем. ¬от сейчас заканчиваю роман "—видание с Ѕонапартом".  ритики ищут в моей прозе исторические неточности, а это романы, а не научные трактаты:( ритик-ультрапатриот ¬.Ѕушин, ставил, например, ќкуджаве в вину, что герои "ѕутешестви€ дилетантов" весной закусывают малосольными огурцами - дескать, не по сезону - ¬.ќ.)

...¬ечер в ћеждународном дворце близилс€ к концу. Ќа сцену вышел приехавший из Ѕостона поэт Ќаум  оржавин.

- ¬ отличие от ∆ени ≈втушенко, - сказал он, - перва€ книга Ѕулата мне понравилась. ƒругое дело, что чита€ ее, мне чего-то не хватало. Ќо когда € услышал стихи ќкуджавы под его собственную музыку, € пон€л - чего именно! ѕесни Ѕулата ќкуджавы - это подлинна€ поэзи€. ќн и в прозе был поэтом! ј главным недостатком современной поэзии € считаю как раз ее прозу. ¬от тут говорили: жизнестойкость поэзии ќкуджавы в том, что она не на злобу дн€, а о вечном! Ёто еще как понимать злобу дн€! ќкуджава очень современен как раз в том, что в его стихи перелились его сегодн€шние эмоции, его отношение к современным реали€м и современным событи€м, а потому они актуальны, но тем и вечны. »ногда кажетс€, он писал о том, что просто лежит под ногами, только наклонись и возьми:

¬ы слышите, грохочут сапоги

» птицы ошалелые лет€т,

» женщины гл€д€т из-под руки,

¬ы пон€ли, куда они гл€д€т.

Ќо увидеть это и подн€ть дано не каждому - только художнику..."

ќкуджава Ќа ‘оне ѕушкина и птичка вылетает
dr. Hana Bendova - Česko 28.02.2008 11:46:08
ѕрошу найти стихотворение с этим изречением




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ћаргарита Ќазарова - биографи€, новости, лична€ жизнь
ѕосетило:81141
ћаргарита Ќазарова
√алина ѕрозуменщикова. Ѕиографи€
ѕосетило:18080
√алина ѕрозуменщикова
„еловек, сделавший себ€ сам
ѕосетило:10240
ƒжек Ћондон

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru