День рождения: 26.04.1959 года
Место рождения: Вологда, СССР
Возраст: 62 года
Гражданство: Россия
Олег Ларионов. Биография
Русский писатель, публицист
На всероссийском уровне известность писателю принесли повести «Дембельский аккорд» и «Пепел», выпущенные одним из крупнейших издательств Европы «ЭКСМО» в серии «Русский бестселлер». Публиковался в издательствах «Художественная литература», Северо-Западном и др., в США и Японии, ряде российских журналов, в том числе в «Наш современник». Работает с крупными формами – повестью и романом, пишет рассказы и очерки, новеллы, прозаические миниатюры. Сочетает в произведениях острый сюжет, психологизм и драматичность.
10.02.2022
Олег Иванович Ларионов родился 26 апреля 1959 г. в семье служащих в Вологде. С 1966 по 1976 гг. обучался в средней школе № 15 г. Вологды (класс «А»). Закончил музыкальную школу при Доме офицеров по классу «фортепиано». Много лет занимался спортивным плаванием. В 1976 году поступил на филологический факультет Вологодского государственного пединститута. Успешно завершив первый курс, впоследствии перевелся на факультет иностранных языков Ярославского ордена Трудового Красного Знамени государственного педагогического института им. К. Д. Ушинского (ныне университет), который закончил в 1981 г.
С 1981 по 1983 гг. проходил срочную службу в рядах Советской Армии на границе с Финляндией на должностях рядового и сержантского состава. Принимал участие в армейских и фронтовых оперативно-стратегических учениях. Ныне офицер в отставке.
Реклама:
Был переводчиком английского языка в группах иностранных специалистов на Череповецком металлургическом комбинате, научным сотрудником областного научно-методического центра народного творчества. Поработал в различных отраслях хозяйства, в том числе и в полукриминальных кооперативах, типичных для периода развала Советского Союза. Полученные впечатления послужили неплохой фактурой для будущих произведений. Однако в дальнейшем судьба складывается, как у многих, владеющих пером – дорогами журналиста районных, городских и областных газет.
В журналистике О. Ларионов дебютировал еще в советский период в качестве корреспондента газеты «Маяк» Вологодского района. Затем работает в «Деловой Вологде», «Вологодском комсомольце». С 1994 по 1999 гг. - спецкор областной газеты «Русский огонек», её редактор – известный поэт Виктор Коротаев).
Параллельно О. Ларионов пишет художественные произведения, издает несколько книг прозы и поддерживает тесные отношения с Вологодской писательской организацией.
В 1999 году писатель Василий Белов, консультируя оппозиционных депутатов областного парламента, рекомендует О. Ларионова помощником в Законодательное Собрание Вологодской области, а также на должность главного редактора областной газеты «Эхо земли» (учредитель Крестьянский союз области), которая занимается жесткой критикой олигархического режима, социально-экономического строя и постсоветского устройства России. О. Ларионов редактирует газету с 1999 по 2010 гг. вплоть до ее закрытия по политическим мотивам.
С марта 2012 г. по настоящее время О. Ларионов помощник депутатов Законодательного Собрания Вологодской области (фракция КПРФ), главный редактор газеты «Наш голос» Вологодского областного отделения КПРФ – единственной оппозиционной газеты, оставшейся в области. Одновременно на общественных началах является членом редколлегии газеты «Вологодский литератор» (издание Вологодского регионального отделения Союза писателей России»), активно сотрудничает с газетой «Правда».
Отец двух дочерей – Юлии Ларионовой 1988 и Марины Ларионовой 1996 гг. рождения (обе в замужестве оставили фамилию отца).
Лучшие дня
Георгий Ярцев. Биография Посетило:11258
Михаил Трухин. Биография Посетило:8672
Веселый герой с печальным взглядом Посетило:6680
Родители
Мать, Маргарита Ильинична Ларионова (в девичестве Егорова, 08.05.1931 г. – 12.01.1988 г.), коренная вологжанка, окончила научно-исследовательский Всесоюзный институт метрологии им. Д.И. Менделеева в Ленинграде, была руководителем производственных подразделений на крупных предприятиях города (заводы ГПЗ-23 и "Северный коммунар"). По линии матери родственники О. Ларионова были высокопоставленными партийными работниками в Херсонской области Украинской ССР, их потомки живут в Киеве.
Отец, Иван Михайлович Ларионов (07.07.1928 г. – 12.10.1999 г.), уроженец Кадуйского района Вологодской области, местечка близ усадьбы знаменитого «короля поэтов» Игоря Северянина во Владимировке (подробнее – в очерке «Путь сатирика и эпоха» (Олег Ларионов)/ Проза.ру (Журнал «Лад», №1, 2009 г. Журнал «Отечеству на пользу», №8, 2019 г., «Сатирик и эпоха»).
Закончил военное училище в городе Канске на Дальнем Востоке. В начале 1950-х И.М. Ларионов – кадровый офицер внешней (военной) разведки в Китае, переводчик японского и английского языков. В частности, он занимался радиоперехватом эфира вероятного противника – Японии и США. Японскому языку его обучал один из знаменитых писателей-фантастов Аркадий Стругацкий, который в то время преподавал в военном училище в г. Канске.
После демобилизации И.М. Ларионов закончил экономический факультет Ленинградского государственного университета, многие годы работал главным экономистом крупного треста «Облмежколхозстрой». Опубликовал несколько сотен научных работ по экономике. Последние двадцать лет жизни – доцент, преподаватель Вологодского технического университета.
Автор известного на Северо-Западе России сатирического романа «Поющие глухари» (Северо-Западное книжное издательство, 1985 г., Архангельск-Вологда). Роман этот, написанный в срединные годы так называемого советского «застоя», прошедший множество скитаний по издательствам и цензурных отказов, опубликованный в период ранней «перестройки», вызвал в свое время широкий общественный резонанс. Это одно из очень немногих крупных сатирических произведений в стране, которые смогли дойти до читательской аудитории в советскую эпоху.
Также является автором сатирической повести «На новом перевале» (Вологда, 1994 г.). Сатирические романы-антиутопии «Чудеса на реке Глумянке» и «Ротонда» остались неопубликованными. В них «вершители судеб», развалившие страну, предстают в обличье упырей и прочей «нечистой силы» – образов, рожденных вековым протестным сознанием русского народа.
Часть рукописного наследия И.М. Ларионова, фотографии и др. материалы находятся на хранении в Государственном архиве Вологодской области и в Череповецком музейном объединении.
Литературная деятельность
Писатель благодаря усилиям матери научился читать с раннего возраста, пристрастившись к занятиям литературой и занимаясь сочинительством все школьные годы. С детских лет и по настоящее время ведет дневники, многие записи из которых используются впоследствии при создании литературных произведений. Публиковать в местных газетах как журналистские материалы, так и рассказы стал с 14 лет. Через год вступил в областное творческое объединение «Рифма», где познакомился со многими будущими коллегами по литературному цеху (руководитель – член Союза писателей СССР, корреспондент ТАСС Юрий Леднев). В девятнадцатилетнем возрасте представил в Вологодское областное отделение Союза писателей СССР 600-страничную машинописную рукопись романа «Потерянный сфинкс», и стал «вхож» в знаменитую в стране писательскую организацию, известную именами Николая Рубцова, Василия Белова, Сергея Орлова.
Рукопись вызвала противоречивые и неоднозначные отзывы. Однако автора приметил Василий Белов, который был одним из руководителей областного семинара молодых авторов. И вскоре в областной газете «Красный Север» выходит небольшая статья маститого писателя, посвященная итогам мастер-класса, с добрыми и обнадеживающими словами в адрес О. Ларионова (16 декабря 1979 г., № 288). Позднее, по словам прозаика Сергея Багрова, на одном из писательских собраний В. Белов сказал: «Ларионова нужно принимать в Союз писателей не тогда, когда станут выходить его книги, а сейчас, когда он воспринимает мир своих героев искренне и честно».
В это же время О. Ларионова в числе троих делегатов направляют в Ленинград на многодневную конференцию молодых писателей Северо-Запада России, проходившую во Дворце молодежи; здесь он знакомится с ленинградскими писателями и издателями. Вступительную статью к литературным материалам О. Ларионова, опубликованным в «Вологодском комсомольце» и представляющим автора широкой аудитории, готовит критик Василий Оботуров. Несмотря на определенную строгость в оценке творчества молодого литератора, критик в качестве позитивного момента отмечает душевную непосредственность и исповедальность прозы О. Ларионова. Положительные рецензии на произведения О. Ларионова в разное время пишут поэт Александр Романов, писатели Василий Елесин и Сергей Багров (Вологда), Николай Журавлев (рецензент Северо-Западного книжного издательства, руководитель Архангельского отделения Союза писателей СССР в 1973-1990 гг.). Член Союза писателей СССР, поэт и литературовед Александр Швецов в своей статье «Поймет ли он, чем ты живешь?..» (журнал «Север», №8, 1987 г.) называет Олега Ларионова «одним из самых талантливых молодых прозаиков России».
Рецензенты обращают внимание на поэтичность мировидения автора, романтичность восприятия, глубокий психологизм, невыдуманность героев, отсутствие подражательности какому-либо модному литературному кумиру (подобной подражательностью и шаблонностью очень часто грешат начинающие).
Более подробно об этом периоде своей творческой биографии автор рассказывает в очерках «Дух и романтика комсомола» (Олег Ларионов)/ Проза.ру и «Мне нужен такой дедушка» (Олег Ларионов)/Проза.ру - последний посвящен воспоминаниям о В. Белове.
Несмотря на определенную опеку советского государства, проявляемую в отношении творческой молодежи, путь к книжным изданиям оказался очень нелегким (о злоключениях рукописей писателя посетовал читателям в вышеупомянутой статье «Поймет ли он, чем ты живешь?..» А. Швецов).
Первые публикации в коллективных сборниках появились только в конце 1980-х годов, то есть когда автору уже было под тридцать. Первая книга, повесть «Пепел», выходит еще в СССР в 1990 г. в Ленинградском отделении Ордена Трудового Красного Знамени издательства «Художественная литература». В том же году выпущена со вступительной статьей подборка из девяти рассказов «Белый лист» в коллективном сборнике прозы «Под Большой Медведицей», своеобразная «книга в книге» (Архангельск, Северо-Западное книжное издательство, 1990 г.).
В случае с публикацией повести «Пепел» писатель становится первопроходцем в Вологодской области: книга выпускается за счет средств автора, и весь пятитысячный ее тираж выдается ему на руки. Автор весьма успешно распространяет ее в Вологде, Череповце, Ярославле, раздает автографы (в ту эпоху такой книжный бизнес был вне конкуренции). На вырученные деньги О. Ларионов издает и распространяет еще две книги – сатирическую повесть «Восхождение Президента» (о только еще нарождавшейся криминальной советской буржуазии) и сборник сатирических рассказов «Вести из страны дураков». Последний мастерски иллюстрирует талантливый художник Михаил Копьев. О необычном для начала 90-х литературно-коммерческом опыте молодого писателя, равно как и о его произведениях сообщают многие местные газеты, и даже – дважды – центральная «Литературная Россия».
В 1994 г. в 35-летнем возрасте О. Ларионова принимают в Вологодскую писательскую организацию, зарекомендовавшую себя весьма притязательными требованиями к кандидатам, высокой «проходной планкой». В советское время подобное достижение обеспечивало профессиональную писательскую карьеру, плановое издание книг с высокими тиражами и гонорарами, позволяющими безбедно жить в течение нескольких лет, гарантировало получение бесплатного жилья, творческие туры за государственный счет, оплачиваемые из бюджета выступления перед читателями и т.д.
С крушением Советского Союза и ликвидацией государственной поддержки литературы и искусства членство в Союзе писателей стало лишь вопросом престижа. О. Ларионов оказался среди того самого «потерянного поколения» тридцатилетних литераторов, едва начавшаяся, внушающая надежды будущая карьера которых оборвалась на взлете без каких-либо перспектив: литературная профессия перестала в стране значить что-либо, госсистема книгоиздания прекратила существование, тиражирование частными фирмами книг не бульварного содержания превратилось в дорогостоящее и убыточное предприятие, авторские гонорары были либо символическими, либо не платились вовсе. При этом тогда еще не существовало интернета, который мог бы послужить альтернативой связи писатель-читатель.
В тот период прозаик посвящает себя в основном публицистике. Боевое крещение в качестве журналиста он получил еще в конце 80-х годов в газете «Маяк» Вологодского района. В 1987 г. по рекомендации коллектива журналистов его принимают в Союз журналистов СССР. В начале 90-х он работает в газете «Деловая Вологда». С 1994 по 1999 годы (до ликвидации издания) – спецкор областной газеты «Русский огонек» (преемницы «Вологодского комсомольца»), редактор которой – известный поэт Виктор Коротаев).
В 1995 г. О. Ларионов познакомился с владелицей японского издательства «Кобуши Шобо» Казуко Ватанабэ (Токио). Знакомство стало возможным благодаря, Ивану Михайловичу Ларионову, свободно владевшему японским языком. Он прочел книгу японского философа-марксиста Канъити Курода, отца издательницы, «Сны Горбачева», где действия советского генсека по уничтожению СССР, сдаче территорий, демонтажу общества социальной справедливости, его пресмыкательство перед Западом и открытое предательство интересов народа подвергались жесткой критике. Японский философ усматривал в акциях Горбачева и Ельцина не только преступления против Советского Союза, но диверсию против вековых идеалов всего человечества, плевок в сторону гениального наследия мыслителей, боровшихся за ликвидацию эксплуататорских общественно-экономических формаций.
И.М. Ларионов написал на японском языке отзыв о книге и направил его г-же К. Ватанабэ. В последующие годы супружеская чета Ватанабэ неоднократно организовывала в Москве встречи с почитателями творчества К. Курода, в которых принимал участие и О. Ларионов. Ряд его статей был переведен на японский язык, они публиковались в разных сборниках издательства «Кобуши Шобо» в Токио.
Осенью 2010 г. чета Ватанабэ прилетела в Вологду в гости к О. Ларионову ознакомиться с достопримечательностями русского севера. О. Ларионов организовал встречу с вологодскими писателями и журналистами. Своеобразным отчетом о встрече стала статья в журнале «Лад».
О. Ларионов пробует себя как киносценарист. В 2002 г. вологодская киностудия «Десница» снимает по его сценариям несколько документальных фильмов. В 2013 г. автор пишет и публикует полную и сокращенную версии сценария художественного фильма «Чужой Город» по мотивам одноименного романа.
* * *
С 1999 по 2010 гг. О. Ларионов - главный редактор областной газеты «Эхо земли», в которой следует традициям прохановской газеты «Завтра». На эту должность его рекомендовал писатель Василий Белов. За эти годы О. Ларионов сближается со знаменитым писателем, берет у него интервью, помогает с переводами писем, приходившим из-за рубежа. В 2003 г. Василий Белов рекомендует О. Ларионова в качестве представителя Вологодской писательской организации для участия в международной культурной программе по линии ЮНЕСКО.
О. Ларионов редактирует и издает газету «Эхо земли» вплоть до ее закрытия по политическим мотивам в 2010 г. (учредители переметнулось на сотрудничество с компрадорской аристократией и ее политической обслугой).
В эти годы О. Ларионов не оставляет занятия литературой. Несомненной удачей является издание повестей «Дембельский аккорд» и «Пепел» в крупнейшем в Европе издательстве «ЭКСМО» в серии «Русский бестселлер» (Москва, 2000 г.), что приносит автору всероссийскую известность. Именно острый сюжет и беспощадность социального среза повести «Дембельский аккорд» позволяет издателям включить книгу в популярную массовую серию. Однако вдумчивая критика сразу обращает внимание на ее глубинный смысл, абстрагированный от декораций армейской среды – «размышление о природе и внутренней сущности человека, о его стадности и его индивидуализме, об истоках его слабости и его духовной силы» (см. «Отзывы»).
Руководство издательства предлагает писателю заключить договор о постоянном сотрудничестве, но выдвинутые финансовые условия он находит неприемлемыми. К тому же литературная работа под заказ противоречит представлениям автора о свободе самовыражения личности и самой сущности творчества.
В 2008 г. в издательстве «Русь» (Вологда) выходит почти 900-страничный сборник писателя под общим названием «Чужой город». В него входят промежуточная версия одноименного романа, киносценарий по нему, повести «Дембельский аккорд», «Пепел», рассказы, миниатюры, избранные статьи, отзывы о творчестве писателя. Издание снабжено комментариями и многочисленными иллюстрациями.
Потеряв работу, автор трудится охранником на одном из авторемонтных предприятий Вологды. Но вскоре депутаты фракции КПРФ в Законодательном Собрании Вологодской области, хорошо знакомые с политическими убеждениями О. Ларионова по его статьям в газете «Эхо земли», предлагают ему возглавить выпуск областной газеты «Наш голос», единственной из оппозиционных газет, оставшихся в области. С марта 2012 г. по настоящее время О. Ларионов является главным редактором периодического издания. За свою профессиональную деятельность неоднократно подвергался судебным и иным преследованиям.
Параллельно на общественных началах О. Ларионов тесно сотрудничает с центральной газетой «Правда». По итогам 2013, 2014, 2015 и 2016 гг. автор включается в опубликованные ежегодные списки лучших внештатных авторов газеты, награждается медалью «100 лет газете «Правда», участвует в мероприятиях, посвященных юбилею газеты, на которых лично знакомится с Г.А. Зюгановым. Газета «Правда», которая практически никогда не печатает литературные произведения, в одном из своих номеров в 2018 г. публикует знаковый рассказ О. Ларионова «Мокша» (см. Проза.ру Олег Ларионов. «Мокша».
О. Ларионов занимается литературным составительством. Так в течение трех лет он готовил посмертное издание талантливой вологодской поэтессы Светланы Станевич, жизнь которой трагически оборвалась в 2013 г.: спасает многочисленные рукописи ее пронзительных по искренности и глубине чувств стихов от уничтожения, перепечатывает и редактирует их. В 2017 г. он подготовил через издательство «Lulu Press» к изданию том ее стихов и прозы «Прощай и прости меня, Вологда». Формат книги А4, объем более 400 страниц. О. Ларионов написал предисловие «От летящей птицы остается лишь голос или Двоичный код неизбежности», подготовил оформление (на обложке - ансамбль Софийского собора в Вологде), фотографии, комментарии. Кроме того, его статью «О чем стенали колокола» о судьбе и трагедии поэтессы публикует газета «Правда», №119 (30036) 25 – 28 октября 2013 года. См. также: О Светлане Станевич. Двоичный код неизбежности (Олег Ларионов).
В 2016 г. писатель размещает часть своих произведений на интернет-портале «Проза.ру», что кардинальным образом расширяет его читательскую аудиторию.
По итогам 2017 г. О. Ларионов становится золотым лауреатом национальной премии по литературе «Писатель года», заняв первое место в основной номинации. Наряду с премией «Поэт года» это самая масштабная в России и русском мире по количеству соискателей премия.
Конкурсный отбор осуществлялся экспертами редакционной комиссии премий на базе крупнейших российских литературных порталов «Стихи.ру» и «Проза.ру», объединяющих на сегодняшний день около миллиона авторов. Отбор номинантов премий проходил на протяжении всего 2017 года. За это время жюри оценило произведения более шести тысяч авторов. В число финалистов вошли поэты и прозаики из 51 региона России, от Крыма и Калининграда до Амурской области и Хабаровского края, а также авторы, пишущие на русском языке, из 11 стран Европы, Средней Азии и Северной Америки. В основной номинации («проза») представлены три призовых места, первое из которых и было присуждено О. Ларионову.
Торжественная церемония вручения премий по итогам 2017 г. состоялась 19 марта 2018 года в Большом конференц-зале Правительства Москвы. См. Премия «Писатель года» 2017.
Оргкомитет премии, ознакомившись с произведениями О. Ларионова, предложил издать в лауреатской серии его роман «Чужой Город» после доработки и уменьшения объема в соответствии с канонами серии. Ранее в 2008 г. этот роман символическим тиражом печатался в вологодском издательстве «Русь» и в 2013 г. в американской издательской фирме «Lulu Press», Raleigh, North Carolina. Еще раз обратившись к тексту, автор находит прежнюю версию романа достаточно «сырой», часть материала убирает, часть дописывает, и готовит новую, более удачную редакцию. В этой окончательной редакции в 2019 г. в Москве роман выходит в серии «Лауреаты национальной литературной премии «Писатель года», а также размещается на интернет-портале «Проза.ру». По традиции презентация книги проходит в Доме Правительства Москвы в 2019 г.
Рассказы О. Ларионова выходят в издании «Антология русской прозы» за 2018 и 2019 гг. (М., ИРСП), где публикуются наиболее значимые авторы современности. Также в 2017 г. интернет-портал «Проза.ру» номинирует О. Ларионова на литературная премия «Наследие»|литературную премию «Наследие» (учредители РСП и Российский Императорский Дом), и один из его рассказов включается в альманах премии.