Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

√абдулла “укай

   /   

Gabdulla Tukay

   /
             
‘отографи€ √абдулла “укай (photo Gabdulla Tukay)
   

ƒень рождени€: 26.04.1886 года
ћесто рождени€: деревн€  ушлауч, –осси€
ƒата смерти: 15.04.1913 года
ћесто смерти:  азань, –осси€
¬озраст: 26 лет

√ражданство: –осси€

Ѕиографи€

“атарский поэт

√абдулла “укай вошел в историю татарской литературы как великий народный поэт, заложивший основу национальной поэзии и создавший ее классический стиль. ”же при своей жизни он был признан певцом ча€ний обездоленных масс. ќдин из его современников и близких друзей, известный писатель ‘. јмирхан писал: Ђƒаже личные враги “ука€ не могли отрицать народного духа, народной гармонии, народной музыки в его стихотворени€х, ибо это выгл€дело бы просто нарочитым упр€мством: народ признал его своим, знал его стихи наизустьї.

08.08.2006

“рудно найти в татарской литературе ’’ века другого писател€, дл€ которого пон€ти€ Ђнародї и Ђпоэтї были столь же неотделимы друг от друга, как дл€ “ука€.

√абдулла “укай Ц из тех художников слова, которые открывали новые горизонты и новые перспективы перед национальной литературой. ¬ многогранном творческом наследии “ука€ непреход€щие художественно-эстетические ценности содержатс€ прежде всего и больше всего в его поэзии.

¬ истории татарской культуры им€ “ука€ занимает особое место, сопоставимое со значением ѕушкина дл€ русской культуры.

ƒетство

√абдулла “укай (“укай √абдулла ћухамедгарифович) родилс€ 14 (26) апрел€ 1886 года в деревне  ушлауч  азанской губернии (ныне јрского района –еспублики “атарстан) в семье приходского муллы.  огда ему было п€ть мес€цев, умер отец. ѕозднее мать, оставив трехлетнего мальчика бедной старушке на воспитание, вышла замуж и переехала в другую деревню. „ерез некоторое врем€ мать вз€ла малыша к себе, но вскоре умерла, и четырехлетний √абдулла осталс€ круглым сиротой. “ак началась горька€ жизнь Ђв люд€хї.

—начала мальчика приютил дед по материнской линии, «иннатулла, в многодетной и полуголодной семье которого √абдулла оказалс€ просто лишним ртом. ¬ конце концов дед отправил его в  азань, где на —енном базаре √абдуллу вз€л на воспитание кустарь ћухаммедвали. ¬ его семье впервые улыбнулось мальчику счастье. ќднако вскоре гр€нула беда: новые родители заболели и потому решили вернуть сироту в деревню ”чиле к деду, которому через некоторое врем€ удалось отдать √абдуллу кресть€нину —агди из соседней деревни  ырлай.

¬ 1892-1895 годы жизнь его проходит в семье —агди, где не было нужды в куске хлеба. «десь √абдулла начал приобщатьс€ к кресть€нскому труду. »менно в кырлайский период он впервые осознал чувство любви к народу и родной земле. Ђƒеревн€  ырлай открыла мне глаза на жизньї, - писал поэт потом в своих воспоминани€х (Ђ„то € помню о себеї, 1909). ¬печатлени€ кырлайской поры оставили в его творчестве неизгладимый след.

¬  ырлае √абдулла начал учитьс€. ќднако и тут ему было суждено пережить т€желые дни. ¬зрослые дочери —агди умерли от разных болезней, а сам хоз€ин неожиданно стал калекой. ≈го суеверна€ жена все эти несчасть€ св€зывала с пребыванием в своем доме сироты.  огда у нее родилс€ сын, ее отношение к приемышу вовсе ухудшилось.   счастью дл€ мальчика, в начале зимы 1895 года он был вз€т в семью сестры своего родного отца, √азизы «абировой (”смановой), в ”ральск. «десь √абдулла продолжал учитьс€ в медресе Ђћутыги€ї, одновременно посеща€ русский класс при нем. ’от€ медресе было учебным заведением старого типа, но шакирдска€ молодежь не бездействовала. ≈й была здесь предоставлена относительна€ свобода. Ўакирдам разрешалось знакомитьс€ с периодической литературой на восточных €зыках и обучатьс€ русскому. ѕод вли€нием национального просветительского движени€ учаща€с€ молодежь требует обновлени€ учебных программ и стремитс€ к светским знани€м.

ѕервые шаги к творчеству

“укай-шакирд всем сердцем возненавидел схоластическую учебу. Ђ“укай эфенди в медресе считалс€ самым образованным, бойким и сметливым шакирдом ї, - говоритс€ в воспоминани€х знаменитого артиста √.  ариева, близкого друга поэта. Ќесомненно, “укай обладал сильной волей и большим врожденным талантом. Ќовые ве€ни€, предвещавшие подъем революционного движени€, оказывали на него заметное вли€ние в услови€х медресе. ѕри активном непосредственном участии “ука€ выпускаетс€ рукописный журнал ЂЁль-гаср-эль-джадидї (ЂЌовый векї), в котором он публикует свои первые ученические стихи и статьи. ќн переводит басни  рылова и предлагает их к изданию. ¬первые они были опубликованы в прозаическом переводе в 1906-1907 годах в журнале ЂЁль-гаср-эль-джадидї под названием ЂЁнже бертеклэреї (Ђ∆емчужиныї). 77 басен, больше половины которых переведено из  рылова.

Ћучшие дн€

Ѕеверли —иллз. Ѕиографи€
ѕосетило:14315
Ѕеверли —иллз
Ќе всегда нужно зрение, чтобы видеть
ѕосетило:12029
Ёрик ¬ейенмайер
ќлег ƒаль. Ѕиографи€
ѕосетило:7294
ќлег ƒаль

Ќачавша€с€ в стране революци€ 1905 года всколыхнула жизнь и в ”ральске. «десь по€вились первые татарские газеты и журналы: Ђ‘икерї (Ђћысльї), ЂЁль-гаср-эль-джадидї, Ђ”кларї (Ђ—трелыї) и др. ¬ них “укай сотрудничает и выступает с многочисленными стихами и стать€ми на темы, подн€тые и поставленные революцией, участвует в демонстраци€х, волной прошедших по городу. ¬се его творчество пронизываетс€ боевым духом возвеличени€ и защиты демократических идеалов. ¬ том же 1905 г. “укай публикует свои уже не подражательные, а оригинальные стихотворени€ Ђќ свободеї, Ђќдно слово друзь€мї, в которых выступает защитником прогресса и равноправи€ народов.

¬ начале 1907 года “укай покинул медресе Ђћутыги€ї. Ќачалась его Ђвольна€ жизньї. —тихотворение Ђ„то рассказывают шакирдыЕї (€нварь 1907) €вилось декларацией поэта, призывавшей молодежь идти в жизнь, на помощь народу, наперекор фанатизму и реакции. Ќемало трудностей лежало на его пути. –еволюци€ шла на убыль. ¬ начале 1907 года власти запретили издани€ органов татарской печати, в которых сотрудничал и работал “укай. “ретьиюньский переворот 1907 года означал решительное наступление реакции на демократию. Ѕоевым откликом на это стало стихотворение “ука€ ЂЌе уйдем!ї ¬ его €рких строках прозвучал голос поэта-борца, зовущего до конца сто€ть за честь –одины и торжество демократии.

 азань в судьбе поэта

ќсенью 1907 года “укай приехал в  азань Ц колыбель национальной культуры и истории, чтобы посв€тить свою де€тельность новым общественным и творческим задачам.

Ђ—ветозарна€  азаньї прит€гивала своей богатой и необходимой поэту культурной средой Ц газетами, книжными издательствами, театром, кругом людей, родственных “укаю по мысли и духу. «десь он сблизилс€ с первым татарским большевиком ’. ямашевым, вошел в среду писателей-демократов, сдружилс€ с молодежью, группировавшейс€ вокруг газеты Ђјль-»слахї (Ђ–еформаї), котора€ выходила по инициативе писател€ ‘. јмирхана и €вл€лась одним из самых прогрессивных печатных органов.  азань стала временем расцвета его таланта, временем его человеческой зрелости, временем его славы. «десь он состо€лс€ как поэт, как журналист, как общественный де€тель.

ѕо€вление “ука€ в  азани и его первые стихотворные сборники Ђ√абдулла “укаев тигырьлэреї (Ђ—тихотворени€ √абдуллы “укаеваї, I и II части) были встречены демократической интеллигенцией с большим сочувствием. ѕоэт входит в литературные круги и сближаетс€ с молодежью, группировавшейс€ вокруг газеты Ђјль-»слахї (Ђ–еформаї). ¬  азани он с большим воодушевлением отдалс€ творческой работе. ≈го никогда не покидалс€ мысль о необходимости продолжить традиции свободной национальной печати, служащей Ђсвоей любимой идееї. „астично это осуществл€лось в издании сатирических журналов, сперва Ђяшенї (Ђћолни€ї), затем Ђялт-йолтї (Ђ«арницаї). ¬се свои творческие возможности “укай посв€тил этим журналам. ѕечата€сь в них, он €ростно боролс€ со всевозможными про€влени€ми реакции. ≈го главным девизом стало:

— кем только жизнь в злой распре не бывала?

¬ борьбе ты ей не уступай нимало!

(Ђ∆изньї, 1908).

Ёти строки, можно сказать, €вл€ютс€ своего рода эпиграфом к творческой де€тельности поэта в услови€х реакции.

”же ранний период творчества “ука€ был отмечен страстной проповедью служени€ народу, хот€ при этом у него преобладала еще риторика любви к нации. ѕоэт быстро перерос просветительскую романтику, все глубже проника€ в реальный и духовный мир народа.

—овместно с √.  амалом “укай в 1908-1909 гг. издает сатирический журнал Ђяшенї (Ђћолни€ї), а с 1910 г. работает в журнале Ђялт-юлтї (Ђ«арницаї), фактическим руководителем которого он €вл€лс€ до конца жизни. ¬ эти годы свободолюбивые мотивы в творчестве “ука€ приобретают особую глубину.

¬ пореволюционном творчестве “ука€ возникает целый цикл высокохудожественных поэтических и очерково-публицистических произведений, в которых исчерпывающе €сно и глубоко выражено отношение поэта к народу. “акие его стихотворени€, как Ђќсенние ветрыї (1911), Ђ√нетї (1911), Ђƒачаї (1911), Ђ„его же не хватает сельскому люду?ї (1912), ЂЌадежды народа Еї (1913) и др., €вл€ютс€ классическими образцами гражданской и социальной лирики, в которых с потр€сающей силой реализма раскрыта трагеди€ народных масс в капиталистическом обществе независимо от их национальной принадлежности. ћир обездоленных предстал в его творени€х во всей страшной правде.

“атарский поэт был весьма далек от слепой идеализации народа. Ћюб€ его, он не хотел прощать ему темноты, невежества, духовной подавленности, покорности судьбе, не мог пройти мимо этих вековых болезней (Ђ√нетї, Ђ–елиги€ и народї, Ђ–ассказ с печкиї и др.). ¬ умении различать и оценивать сильные и слабые стороны в народном сознании сказалось революционно-демократическое отношение к народу.

ѕутешестви€ по –оссии

¬ пору нового революционного подъема происход€т значительные изменени€ в жизни поэта. Ќесмотр€ на резкое ухудшение здоровь€, в 1911-1912 годах он совершает путешестви€, имевшие дл€ него большое значение. ¬ начале ма€ 1911 года пароходом едет в јстрахань, по пути знаком€сь с жизнью ѕоволжь€ (Ђƒачаї, очерк Ђћаленькое путешествиеї). «десь он был гостем своего друга Ц поэта —. –амиева, встретилс€ с азербайджанским общественным де€телем и писателем Ќариманом Ќаримановым, сосланным сюда за революционную де€тельность в родном краю, и прин€л участие в маевке, где с речью о празднике 1 ћа€ выступил Ќариманов.

¬есной 1912 года “укай решаетс€ на более значительные путешестви€ по маршруту ”фа Ц ѕетербург. ¬ ”фе он встречаетс€ с ћажитом √афури. ќни еще раз убедились в своей идейной и творческой близости.

ѕетербург встречает “ука€ холодно. «десь он не находит людей, подобных √афури. —тановилось очевидным, что петербургские Ђнациональные интеллигентыї пригласили его лишь как Ђмодную знаменитостьї и вовсе не интересуютс€ изданием новых татарских газет и журналов.

–азумеетс€, передова€ национальна€ интеллигенци€ ѕетербурга не осталась равнодушной к приезду любимого поэта. ”знав о нем с опозданием, она стремилась окружить поэта своим вниманием. —реди демократической молодежи был, видимо, и ћулланур ¬ахитов, тогда студент, впоследствии видный революционер. Ќадо полагать, что стихотворение Ђ“атарска€ молодежьї написано “укаем под впечатлением встречи с такими представител€ми национальной демократической молодежи. »менно в этих кругах он увидел, как молодым люд€м дороги пам€ть и образ ямашева, убедилс€ в том, что они верны его заветам.

ѕрожив в ѕетербурге 13 дней, 6 (19) ма€ “укай покинул столицу и отправилс€ в “роицк, в середине июн€ он очутилс€ в казахской степи, где наде€лс€ поправить кумысом свое здоровье.

ѕоследний год жизни

»з поездки поэт вернулс€ в  азань в начале августа 1912 г. ƒаже будучи т€жело больным, он продолжал работать в типографии, дыша воздухом, насыщенным свинцовыми испарени€ми, и писать несмотр€ ни на что.

2 (15) апрел€ 1913 года в 20 часов 15 минут √абдуллы “ука€ не стало.

ќн умер, прожив неполные двадцать семь лет.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ћариса √узеева: √лавное женское достоинство Ц независимость
ѕосетило:9500
Ћариса √узеева
Ќе всегда нужно зрение, чтобы видеть
ѕосетило:12029
Ёрик ¬ейенмайер
ѕервый в истории долларовый миллиардер
ѕосетило:11276
ƒжон ƒэвидсон –окфеллер

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru