Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

√леб —еменов

   /   

Gleb Semenov

   /
             
‘отографи€ √леб —еменов (photo Gleb Semenov)
   

ƒень рождени€: 18.04.1918 года
ћесто рождени€: ѕетроград, –осси€
ƒата смерти: 23.01.1982 года
ћесто смерти: Ћенинград, ———–
¬озраст: 63 года

√ражданство: ———–

ѕоэт неслучайных слов и мыслей

поэт

ћудрые, старающиес€ не быть сентиментальными и оттого еще более пронзительные стихи —еменова Ђ–евекка ћоисеевнаї близки манере Ѕориса —луцкого, с которым он дружил. —обственно, стиль —еменова оказалс€ сплавом поэтики ѕастернака и —луцкого Ц двух поэтов-антагонистов: одного подчеркнуто поэтичного и другого подчеркнуто прозаичного. » € могу представить, с какой горечью было восприн€то —еменовым выступление —луцкого против ѕастернака.

14.03.2006

„уть больше года назад вышла книга стихов, поразивша€ мен€ и мастерством, и мощью самосто€тельной мысли, и новооткрытием такой Ћенинградской блокады, которой до сих пор еще никто не написал. Ёта книга, выпущенна€ в ЂЌовой библиотеке поэтаї, Ц лебедина€ песн€, прозвучавша€ через 22 года после смерти никогда не бывшего в центре читательского внимани€ √леба —еменова.

ќн и сейчас в этом центре не оказалс€ Ц выдающа€с€ книга так и осталась незамеченной, традиционно дл€ нашей русской бесхоз€йственной самонезамечаемости, какова€, однако, прекрасно уживаетс€ с бахвальством своей уникальностью и первородностью. Ќациональное самоуничижение, равно как национальное бахвальство, Ц это невежество, подмен€ющее патриотизм. Ћюд€м, слишком зан€тым занудным ворчанием на то, как выродилась наша культура, или непомерным хвастовством, насколько мы интеллигентней и талантливей других наций, одинаково не хватает времени читать книги. “ак мы и √леба —еменова прогл€дели.

„ита€ его, € вспомнил стихи другого незамеченного поэта Ц Ќикола€ “арасова: Ђ» строгий стих, как обелиск, / среди развала и раздораї. “аковы четкие, неброско написанные стихи —еменова. ” него, правда, нет той драгоценной случайности, о которой писал Ѕорис ѕастернак: Ђ» чем случайней, тем вернее —лагаютс€ стихи навзрыдї, зато есть не менее драгоценна€ неслучайность и слов, и мыслей.

Ёто поэт молчаливой выношенности, а не вихревой спонтанности. ќн написал грациозное упражнение: Ђ—тихи в манере ѕастернакаї. ј вот его пам€ти посв€тил стихи в совершенно иной, приземленной манере, Ц стихи о том, как в день смерти поэта москвичи были слишком захвачены футбольными страст€ми, чтобы ощутить потерю автора неведомого, но, как в газетах тогда писали, антисоветского романа. ƒоктор со странной фамилией ∆иваго напоминал им, видимо, лишь заглавие детектива Ќикола€ Ўпанова Ђ“айна профессора Ѕурагої.

ћудрые, старающиес€ не быть сентиментальными и оттого еще более пронзительные стихи —еменова Ђ–евекка ћоисеевнаї близки манере Ѕориса —луцкого, с которым он дружил. —обственно, стиль —еменова оказалс€ сплавом поэтики ѕастернака и —луцкого Ц двух поэтов-антагонистов: одного подчеркнуто поэтичного и другого подчеркнуто прозаичного. » € могу представить, с какой горечью было восприн€то —еменовым выступление —луцкого против ѕастернака.

—ам —еменов больше всего на свете бо€лс€, что его впихнут в идеологический строй тех, кому могут приказать выт€нутьс€ по струнке (ЂЌам только кажетс€, что руки / легко вдоль тела опустить!ї), кому на весах истории придетс€ оказатьс€ не по своей, а по чужой и чуждой воле: Ђ–абами вбитых в нас пон€тий, / ст€нув последние трусы, / предстанем Ц как в военкомате Ц / и з€бко станем на весыї.  ака€ изобразительно и психологически точна€ строфа!

—еменов был вообще очень невеселый человек, и € не помню на лице его улыбки. ћожет, эта невеселость из-за того, что оказатьс€ блокадником, с глубокими немецкими корн€ми, было по пон€тным причинам нелегко? ћать √леба Ц актриса, выступавша€ под псевдонимом Ќатали€ ¬олотова, Ц происходила из обрусевших немцев. ” отца была редка€ фамили€ Ц ƒеген. –одители разошлись вскоре после рождени€ сына, но свои первые стихи √леб подписывал именно этой фамилией. ќднако когда отца арестовали, мать вз€ла дл€ сына русскую фамилию его отчима Ц писател€ —ерге€ —еменова, которого √леб с детства называл —ережей. —овпадение их писательских судеб через много лет про€вилось в том, что лучшей книгой отчима была повесть Ђ√олодї о первой блокаде еще ѕетрограда во врем€ √ражданской войны, а лучшими стихами √леба —еменова стали стихи о второй блокаде в ќтечественную войну Ц теперь уже Ћенинграда. —осед€ми по писательской надстройке на канале √рибоедова и первыми слушател€ми стихов √леба были такие достойные люди, как ћихаил «ощенко, ¬ениамин  аверин, ≈вгений Ўварц. ¬ их среде царили пор€дочность и вкус (€ могу судить об этом по  аверину, с которым имел счастье подружитьс€ в ѕеределкине).

ѕерва€ книга —еменова Ђ—вет в окнахї (1947) была с издевкой встречена в ЂЋитературной газетеї. “ри других книги выхолостила цензура. “ак, в сборнике Ђ—осныї (1972) пришлось с нахальной прозрачностью заменить выражение Ђћир Ѕожийї на нарочито уродливое: Ђћир гожийї. ≈лена  умпан приводит невеселую шутку —еменова: Ђ то умный, тот поймет, что здесь должно быть, решат, что досадна€ опечатка, а кто не поймет Ц так не про того и написаної.

Ћучшие дн€

ћари€ Ўарапова. Ѕиографи€
ѕосетило:40996
ћари€ Ўарапова
Ќиколай »льин. Ѕиографи€
ѕосетило:12845
Ќиколай »льин
Ќадежда ћихалкова. Ѕиографи€
ѕосетило:9251
Ќадежда ћихалкова

Ќевеселость —еменова вовсе не означала, что он был мизантропом Ц иначе бы он столько не занималс€ поэтической порослью Ћенинграда. Ћучший учитель в поэзии тот, кто обладает гармонической эклектикой вкуса, но не эклектикой совести. —овесть —еменова не ошиблась ни разу, как она ошиблась однажды у —луцкого, и не однажды у мен€ Ц особенно в юности, и несколько раз непростительно оступалась у Ѕродского, да и мало ли у кого ещеЕ ќшибки совести не перечеркивают талант лишь при условии, что их осознают и не повтор€ют.

Ќе диво ли, как естественно усвоил —еменов ассонансную рифмовку шестидес€тников, словно был нашим ровесником! ќн училс€ и у тех, кого учил.

≈го стихи о блокаде, Ђдоведенные до умаї только в начале 60-х годов, Ц это нова€ поразительна€ глава в поэтической антологии ленинградской катастрофы. Ќо многие блокадные стихи, написанные отнюдь не хитроумным эзоповым €зыком, имеют и расширительный смысл, называ€ целый период истории XX века Ђзатемнениемї. ¬думайтесь в одноименное стихотворение.

—еменов писал самонасмешливые стихотворные автопортреты: Ђя иду сутулый, но пр€мой, / а кругом косые взгл€ды ваши: / неприлично Ц брюки с бахромой, срамота Ц ботинки прос€т каши. <...> јх, и мне б костюмчик на заказ, / крашеную девку напоказ, / тонкую усмешку, толстый бас, / но едва взгл€ну на ваши лица Ц / чтобы души выросли у вас, / кто-то ж должен, думаю, молитьс€!ї Ёто зла€ некрасива€ выдумка, что никто никому ничего не должен. ≈сли все виноваты во всем Ц значит, все должны всем. «а себ€ мол€тс€ все. —еменов усмехалс€ над собой, а молилс€ за других, потому и был насто€щим поэтом.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ќиколай »льин. Ѕиографи€
ѕосетило:12845
Ќиколай »льин
—екс-символ 80-х
ѕосетило:11904
—аманта ‘окс
ћари€ Ўарапова. Ѕиографи€
ѕосетило:40996
ћари€ Ўарапова

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru