Людибиографии, истории, факты, фотографии

Имя:

Ирина Асмус

Name:

Irina Asmus

День рождения: 28.04.1941 года
Возраст: 44 года
Место рождения: Ленинград, Россия
Дата смерти: 15.03.1986 года
Место смерти: Гомель, Беларусь

Гражданство: Беларусь

Биография

Клоунесса, актриса

Она еще играла в театре, но цирковая арена манила, недаром говорят: кто хоть раз переступил барьер манежа, тому обратного пути нет. В ее правдивости Ирине Асмус пришлось убедиться на собственном опыте. Притягательная сила этого мира была так велика, что Ирина, одна из ведущих актрис театра, решает вернуться на манеж.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print

13.12.2004

Как верно подметил классик: талантливые люди талантливы во всем. Или во многом. Такой была артистка цирка, театра, телевидения Ирина Асмус.

фотография Ирина Асмус
фотография Ирина Асмус

Танцевать и петь любят все девочки. Половина их мечтает о том, чтобы сделать это профессией. Добиваются поставленной цели единицы. Ирина с детства верила, что станет артисткой, только не знала какой - драматической, эстрадной или цирковой. Семья ее часто переезжала из города в город, так что постоянно ходить в какой-либо кружок Ирина не могла и довольствовалась случайными занятиями. Тем не менее поступать она решила не куда-нибудь, а в Хореографическое училище Большого театра. И почти поступила, но... была предупреждена, что с таким росточком на лавры рассчитывать нечего. Тогда было решено поступить в цирковое училище. На вступительных экзаменах маленькая девочка с большим бантом станцевала зажигательный неаполитанский танец и с залихватским видом исполнила популярную в те годы песню "Бесаме мучо", чем привела в шоковое состояние приемную комиссию. К счастью, все обошлось, и Ирина стала студенткой Государственного училища циркового и эстрадного искусства. После окончания училища она выступала в номере эквилибристов на першах под руководством Л. Костюка.

Реклама:

Перши - это такие длинные палки. Эквилибрист, "верхний", как говорят в цирке, влезает по першу, который держит его партнер, под самый купол и там, на крохотном пятачке, демонстрирует различные трюки. Это работа смелых, сильных людей, которые породнились с риском. Это профессия для людей с характером, а именно такой и была Ирина. Судьба предупредила ее - Ирина получила на репетиции серьезную травму, и с выступлениями на высоте врачи велели воздержаться. Тогда Ирина вспоминает свое увлечение театром и, недолго думая, поступает в драматическую студию при ленинградском Театре юного зрителя, причем сразу на второй курс.

Вначале ей определили амплуа травести - актрисы, играющей детей. Но заданные рамки оказались тесными. Асмус переходит в Театр им. В.Ф. Комиссаржевской и в пьесе Б. Ласкина "Время любить" играет Машу. Это была редкая удача: первая же работа позволила ей проявить талант и незаурядной драматической актрисы, и певицы, и танцовщицы. А потом последовали роли Джульетты, Золушки, принцессы Елизаветы в "Принце и нищем", Раймонды в "Романтике для взрослых"... Интересную актрису заметила критика, о ней писали ленинградские газеты. Но по-прежнему, в дни школьных каникул, Ирину можно было видеть в цирке, где она, отпросившись из театра, играла то пионера Вольку ибн Алешу, то хвастливого Незнайку, то зловредную старуху Шапокляк.

Кстати, в это время у нее и появилось прозвище "Ириска", которое потом стало ее цирковым псевдонимом. Драматург Александр Володин, хорошо знавший Асмус по театру, безмерно удивился, вновь увидев ее на манеже: "Ириска! Ты что здесь делаешь?". Ласкательное прозвище так прижилось, что по-другому Ирину в цирке перестали называть.

Она еще играла в театре, но цирковая арена манила, недаром говорят: кто хоть раз переступил барьер манежа, тому обратного пути нет. В ее правдивости Ирине Асмус пришлось убедиться на собственном опыте. Притягательная сила этого мира - звучной музыки, многоцветных столбов света, свисающих из-под купола канатов, бледно-желтой тырсы манежа - была так велика, что Ирина, одна из ведущих актрис театра, решает вернуться на манеж.

Реклама:

Итак, внутренняя борьба, которая происходила в артистке - театр или цирк, - закончилась победой последнего. На его манеже появилась соло-клоунесса Ирина Асмус. Соло-клоун, как вы уже, наверное, знаете, - клоун, который один выступает на манеже. Это почетно, но очень сложно. Впрочем, для Ириски слово "сложно" было, как красная тряпка для быка, - оно только манило, звало к преодолению "новой высоты".

Многие цирковые драматурги бились над проблемой - какие слова вложить в уста женщины-клоуна, что она должна делать на арене? Удалось это известному конферансье, выпускнику режиссерского факультета ГИТИСа Сергею Дитятеву, который написал и поставил Ирине программу.

Вот как выглядели ее репризы.

...Артистка, расшалившись, дует на прожекторы, и они гаснут. Цирк погружается в темноту, слышен вой вьюги. В неверном свете зажженной свечи зрители видят съежившуюся, замерзшую фигурку. Понимая, что может случиться непоправимое, Ириска дыханием согревает робкий огонек, от которого постепенно оживают огни цирка, и бережно уносит с манежа свечу - символ света...

Эта жизнеутверждающая сценка "Да будет свет!" прочно вошла в репертуар Ирины Асмус. В ней полностью раскрывался драматический талант артистки.

Еще одна любимая клоунада артистки - "Дрессировщица". Здесь уже объектом сатиры становятся некоторые женщины, полжизни проводящие у телефона. Демонстрируя "дрессированного змея", горе-укротительница то и дело хваталась за телефонную трубку, забыв обо всем на свете. "Змей" негодует, зрители смеются: "Ох уж этот "вечерний звон"!".

В семидесятые годы на экранах телевидения появилась замечательная передача для детей "АБВГДейка". Так вот Ирина Асмус была одной из главных ее героев, точнее, героинь. Съемки шли параллельно с гастролями, поэтому частенько артистка, едва сняв грим, мчалась в аэропорт, чтобы успеть на самолет до Москвы. Помимо "АБВГДейки", принесшей ей большую известность, артистка снялась в передаче ленинградского телевидения "Дискотека", документальных фильмах "Представление" и "На манеже Ириска"...

В последние месяцы жизни у нее не все ладилось. Ее почему-то заменили в "АБВГДейке" на другую исполнительницу, хотя все дети Советского Союза были безумно влюблены в Ириску. Ирина очень переживала этот уход.

Асмус погибла во время представления в Гомеле. Рассказывает Ю. Осипов: "Ириску поднимали под купол на шейной петле. Трюк эффектный: она держит во рту "зубник", а потом во время подъема вращается вокруг оси. И на самом верху вдруг сломалась машинка вращения - в металле оказался брак. Ириска упала на арену с восьмиметровой высоты и умерла прямо на глазах обожающей ее ребятни".

Жизнь Ирины Асмус, клоунессы Ириски, была яркой, но короткой - будто сверкнула на небосклоне звезда, сорвалась и растворилась в черной ночи...

Исходный текст: Энциклопедия "Мир цирка", том прервый "Клоуны", с.323-329.

111
Tone 2009-04-26 21:52:10
Такого человечка хорошего. Потеряли это мне дед рассказал что это клоунесса его детсва Очень грусно




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Павел Климкин
Посетило:19354
Павел Климкин
Беременность вместо рака: Выкидыш двойней
Посетило:870
Серпил Бага
Секрет кавказского долгожителя
Посетило:1036
Аппаз Илиев

Добавьте свою новость

Здесь
history