Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ёрий јрабов

   /   

Yuriy Arabov

   /
             
‘отографи€ ёрий јрабов (photo Yuriy Arabov)
   

ƒень рождени€: 25.10.1954 года
ћесто рождени€: ћосква, ———–
ƒата смерти: 27.12.2023 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 66 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


¬о времена “олстого € был бы литератором средней руки

–сский советский и российский прозаик, поэт, сценарист

Ќа дн€х в ѕушкинском музее состо€лась торжественна€ церемони€ награждени€ лауреатов независимой премии Ђ“риумфї, котора€ ежегодно вручаетс€ де€тел€м литературы и искусства за значительный вклад в отечественную культуру.

05.02.2008

»мена лауреатов были объ€влены еще в начале декабр€, и дл€ собравшихс€ в зале не было секрета в том, что одним из четырех награжденных оказалс€ ёрий ј–јЅќ¬ Ц автор сценариев к лентам јлександра —окурова, ѕавла Ћунгина и јлександра ѕрошкина. Ќакануне церемонии ёрий Ќиколаевич рассказал ЂЌовым »звести€мї о своем творчестве, взгл€дах на развитие кино и поэтической жизни –оссии.

ёрий јрабов фотографи€
ёрий јрабов фотографи€

Ц ёрий Ќиколаевич, вы знаете, за что вас наградили? «а какой-то конкретный сценарий этого года или Ђпо совокупностиї?

Ц я и сам не знаю. ” мен€ есть предположение, что в поле зрени€ попали сценарии к паре телефильмов, которые оказались не столь уж плохими, как это обычно прин€то на нашем телевидении: Ђƒоктор ∆ивагої и Ђ«авещание Ћенинаї. Ќо если по совокупности, то € буду доволен.

Ц ¬ы думаете, могут дать премию за стихи?

Ц Ќе уверен. я не занимаюсь менеджментом собственной поэзии. я к этому потер€л интерес еще в дев€ностых, потому что видел, что это может произойти только с помощью нав€зывани€ поэзии обществу. ј € что-либо нав€зывать не люблю. я человек свободолюбивый и считаю, что люди должны выбирать свободно то, что им нравитс€.

Ц ¬ одном из своих стихотворений вы выразили мысль, что ЂЅог был писателем, его перевели неточної. ” вас часто бывают случаи неточного перевода вашего сценари€ на кинопленку?

Ц Ѕывают в основном из-за того, что вдруг из сценари€ выпадает, скажем, кака€-то важна€ сцена, расположенна€ в кульминационной или разв€зочной части сценари€.  онечно, всегда в таких случа€х бывает обидно. Ќо когда это делает талантливый человек —окуров, это прощаешь. » не прощаешь, если это делает менее талантливый человек.

Ц ћного ли лент по вашим сценари€м сейчас наход€тс€ в работе?

Ћучшие дн€

—амый высокий в мире подросток
ѕосетило:19584
Ѕренден јдамс
ѕол ћаккартни: Ћучший бас-гитарист всех времЄн
ѕосетило:12940
ѕол ћаккартни
¬еликий полководец
ѕосетило:11988
√еоргий ∆уков

Ц  ирилл —еребренников заканчивает картину Ђёрьев деньї в городе ёрьев-ѕольском. Ёто будет очень странна€ истори€. јлександр ѕрошкин готовитс€ к картине Ђ„удої по моему сценарию. Ёто будет картина, отвечающа€ названию. ќ том, как в 1956 году в маленьком городишке произошло чудо, и как люди это восприн€ли. јлександр —окуров готовитс€ к постановке Ђ‘аустаї. ¬ вольной современной интерпретации.

Ц ј какие из последних кинопремьер удивили вас?

Ц Ђ—вободное плаваниеї, Ђѕростые вещиї, Ђѕыльї, Ђјлександраї, Ђ»згнаниеї.

Ц »звестно, что вы Ц один из основателей клуба Ђѕоэзи€ї. Ёто клуб открытый или закрытый дл€ простых почитателей поэзии?

Ц ¬ы знаете, такого клуба уже не существует. ≈го создал в 1986Ц1987 годах Ћеонид ∆уков, который решил сделать альтернативу —оюзу —оветских писателей, собрав всех авангардистов. “огда в нашем клубе были практически все: јлександр ≈ременко, Ќина »скренко, ћарк Ўатуновский, »ван ∆данов, ƒмитрий ѕригов, Ћев –убинштейн. ј когда вы€снилось, что в новых услови€х относительной свободы и относительной анархии можно существовать самостийно, все разбрелись в разные углы. » стали делать карьеру самосто€тельно. Ќаверное, де€тельность клуба закончилась после смерти Ќины »скренко, замечательного русского поэта. ѕосле 1996 года клуба Ђѕоэзи€ї уже не существовало. ќн сохранилс€ только в неких легендах нон-конформистской тусовки. “ак он существует и по сей день.

Ц ј куда вы ходите теперь слушать стихи?

Ц ѕрактически никуда. Ќо € знаю место, куда можно пойти и послушать. ¬ районе ÷ƒЋ открылс€ сейчас некий интернациональный поэтический клуб, где собираютс€ 30Ц40-летние поэты. я не сообщаю координат, потому что туда устрем€тс€ толпы графоманов, и тогда клубу конец. ¬ы знаете, поэтам вообще очень трудно в –оссии. ѕишут все, и все друг другу читают, и в этом смысле критерии текста размыты.  огда мы активно существовали как поэты и собирали залы, нам казалось, что мы Ц последние завершающие творческие величины поэтического процесса. Ќо после нас по€вились другие люди. —начала была группа  узьмина. ѕоэт јндрей –одионов прекрасно собирает сейчас полные залы. » краю этому процессу не видно. ƒругое дело, что обществом это востребовано уже не будет так, как было востребовано в 60-е годы, когда в стихах чувствовалс€ глоток свободы. —ейчас свобода разлилась как-то более широко и низко по разным €чейкам общества, но талантливые поэты будут всегда. ј кто талантливей Ц никто не знает. Ќаверное, тот, кто сумеет выбить себе Ќобелевскую премию. Ёто, наверное, главный критерий таланта (смеетс€).

Ц ¬ажна€ сторона вашей де€тельности Ц педагогика. ћожно ли научитьс€ писать сценарии, прослушав курс ваших лекций во ¬√» е?

Ц ћожно прослушать и не научитьс€. “ут как повезет. ¬√»  сжигает все мое врем€. ѕреподавать надо с полной отдачей. Ёто же люди, молодые люди, которым нужно сочувствие. ј дл€ сочувстви€ нужны душевные усили€, душевное тепло. ѕоэтому пишу € только с ма€ по сент€брь, когда студенты на каникулах. ј остальные полгода € учу людей, как это делать.

Ц ј этому можно научить?

Ц ћожно научить причинно-следственной св€зи, котора€ лежит в основе драматургии, и также формату сценари€. Ќаблюдению и репродуцированию мира не в описани€х, а в поступках и следстви€х этих поступков.

Ц ¬ы приложили руку к сценарию, по которому сн€т Ђќстровї Ћунгина?

Ц Ќи руки, ни ноги € к нему не прикладывал. я просто курировал эту работу. ћой ученик ƒима —оболев писал самосто€тельно. ќн написал блест€щий и востребованный сценарий.

Ц ј блест€щий сценарий всегда востребован?

Ц Ќет. —ценарий востребован, когда он попадает в некую конъюнктуру. „то и произошло со сценарием Ђќстроваї. Ќикогда и никто еще не видел на экране жизнь батюшки, тем более, юродивого. »стори€ о св€щеннике оказалась очень востребована обществом.  огда фильм показывали по телевидению, его рейтинг был ниже только новогоднего Ђќбращени€ президента к странеї. ¬остребованность очень важна. ћожно написать сценарий значительно лучше Ђќстроваї, и он ни на мизинец не приблизитс€ к славе.

Ц  аким вы видите развитие авторского кино в –оссии?

Ц Ѕудущее очень простое. «а 10Ц15 лет, но не меньше, если у нас не будет войны с собственным народом, постепенно сформируютс€ культурные продюсеры.  оторые не будут воспринимать русское кино как колониальное, доедающее объедки с коммерческого западного кино и порождающее все эти Ђстрел€лкиї и Ђмочиловкиї. ƒл€ того чтобы такие продюсеры сформировались, нужна образовательна€ система и индивидуальные качества отдельных людей. ќни уже есть, но их единицы. я назову –омана Ѕорисевича, спродюсировавшего Ђ—вободное плаваниеї и Ђѕростые вещиї, јндре€ —игле, который продюсировал —окурова и который сейчас спродюсировал Ђѕреступление и наказаниеї. »з совсем молодых могу предположить, что может что-то получитьс€ у »рины —молко, котора€ сейчас работает с ƒимой —оболевым. Ќекоторые крупные студии, например, Ђ÷ѕЎї, начинают формировать пакеты авторского кино. ƒол€ авторского кино всегда будет мала, но она будет. ¬ каждом культурном кинопроизводстве есть место дл€ ƒжима ƒжармуша. ¬ јмерике он не идет на широких экранах, но его фильмы смотр€т в любом киноинституте. Ћет через 15Ц20 мы достигнем подобной ситуации с авторским кино, оп€ть же, если не будет войны с народом.

Ц ¬ одном из интервью вы выразились в том смысле, что нации уже нет.  то же пойдет смотреть авторское кино?

Ц Ёто немножко резко, но наци€ действительно разрушена, и требуетс€ врем€ дл€ ее восстановлени€. ѕричем дл€ восстановлени€ не на потребительских основах. Ќельз€ жить в буржуазном обществе и петь при этом гимн буржуазии. Ёто некультурно. Ётого нет даже в јмерике. », несмотр€ на масскульт, мы должны отвоевать что-то другое. ћы должны держатьс€ русской культурной традиции литературы дев€тнадцатого века, прислушиватьс€ к православию и быть цивилизованными. “о, что мы потер€ли, никогда не возродитс€, но на этой основе что-то будет.

Ц ≈сли бы вам предложили жить в дев€тнадцатом веке, который вам, как мне кажетс€, более близок, вы согласились бы?

Ц ƒа.

Ц » какой путь вы бы дл€ себ€ избрали?

Ц ƒумаю, тот же самый. я был бы литератором средней руки, где-то во втором эшелоне, поскольку тогда работали “олстой и ƒостоевский, и с ними € вр€д ли смог бы соревноватьс€.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ќепокорна€ дочь
ѕосетило:33129
јлександра «ахарова
—амый высокий в мире подросток
ѕосетило:19584
Ѕренден јдамс
Ёрнесто „е √евара: ' оманданте  убинской революции'
ѕосетило:124025
Ёрнесто „е √евара

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru