Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

 шиштоф «анусси

   /   

Kshishtof Zanussi

   /
             
‘отографи€  шиштоф «анусси (photo Kshishtof Zanussi)
   

ƒень рождени€: 17.07.1939 года
ћесто рождени€: ¬аршава, ѕольша
¬озраст: 81 год

√ражданство: ѕольша

Ѕиографи€

ѕольский режиссер

— 1971 по 1981 год  шиштоф «анусси был вице-президентом —оюза кинематографистов ѕольши. — 1980 года он €вл€етс€ директором и художественным руководителем киностудии "TOR". — 1987 года ведет режиссерскую работу в театрах ѕольши, »талии, ‘ранции, √ермании и –оссии (более 20 спектаклей), а также поставил 4 оперы в √ермании, Ўвейцарии, »талии и ‘ранции, осуществил около 30 постановок на телевидении ѕольши, √ермании, ‘ранции, ¬еликобритании.
 шиштоф «анусси много времени и сил удел€ет педагогической де€тельности.

21.06.2009

–одилс€ 17 июн€ 1939 года в ¬аршаве. ќтец - «анусси ≈жи (1906-1985). ћать - «анусси ¬анда (1907 г. рожд.). —упруга - √рохольска Ёльжбета (1940 г. рожд.), художник.

 шиштоф «анусси фотографи€
 шиштоф «анусси фотографи€

 шиштоф «анусси получил разностороннее образование. –ешив посв€тить себ€ науке, он окончил физический факультет ¬аршавского университета (1955-59), затем изучал философию в ягеллонском университете в  ракове (1959-62).

¬ университете «анусси увлекс€ идеей кино, сн€л 11 любительских фильмов, среди которых "“рамвай до неба" (1958), "—амолет из Ѕудапешта" (1961), "—туденты" (1962) и другие. Ќезаметно увлечение кинематографом переросло в страсть, а страсть - в жизненную необходимость. ¬ 1966 году он окончил режиссерский факультет ¬ысшей государственной школы театра и кино в Ћодзи. ≈го дипломна€ работа - телефильм "—мерть провинциала" (1966) завоевала приз "—еребр€ные львы" на фестивале в ћангейме (1968), а также призы на кинофестивал€х в ¬енеции, ¬аль€долиде, ћоскве и на родине, в ѕольше.

ѕремьера первой полнометражной кинокартины  . «анусси "—труктура кристалла" состо€лась в 1969 году на ћосковском кинофестивале (в советском прокате фильм называлс€ "–азмышление"). ‘ильм принес молодому режиссеру широкую известность и целый р€д призов на международных кинофестивал€х, в том числе "—еребр€ного кондора" за лучший сценарий и приз за лучший дебют в ћар-дель-ѕлата, приз польской кинокритики "¬аршавска€ —ирена", специальный приз жюри в ѕанаме, призы в ¬аль€долиде и  оломбо.

”же с первых шагов в профессиональном кинематографе €рко про€вилась режиссерска€ индивидуальность «анусси, его преданность философскому, проблемному кинематографу. ќн откровенно говорит, что никогда не снимал фильмы дл€ развлечени€.  ино дл€ него - "способ поделитьс€ своим жизненным опытом, размышлени€ми и тем самым помочь другим, да и самому пон€ть мир".

 иномир  шиштофа «анусси - это территори€ моральных конфликтов и этических дилемм. Ќапр€женна€ этическа€ смыслова€ лини€ сопровождаетс€ пейзажами, напоминающими (хот€ фильмы цветные) черно-белую графику. «анусси не стараетс€ приукрасить или улучшить изобразительный р€д: экономность цвета, концентраци€ на контрастах, бедность фона, на котором разыгрываетс€ действие, делают происход€щее подобным графике.  ажда€ деталь в его фильмах рассчитана, начина€ от декорации и заканчива€ диалогом актеров. Ѕлагодар€ точности драматургии, сложные - "некиногеничные" - психологические, моральные, философские конфликты станов€тс€ живыми. »бо основное средство выражени€ воли режиссера - игра актеров. ¬ его картинах снимались известные актеры «бигнев «апасевич, ƒаниэль ќльбрыхский,  ристина янда, “адеуш Ѕрадецкий, ’анна Ўаполовска, ћай€  омаровска и другие.

√ерой фильма "»ллюминаци€" (1973) стремитс€ пон€ть, что такое абсолютна€ истина, посто€нно ускользающа€ от него. ≈го нав€зчива€ иде€: наверн€ка, что-то существует вне этой жизни, и надо стремитьс€ постичь и пон€ть, что это такое. ј постичь разумом это невозможно. ѕоиск смысла жизни в конкретной, полной приземленных обсто€тельств и об€занностей действительности становитс€ манией геро€. ‘ильм получил Ђ√ран-приї, приз ‘»ѕ–≈——», приз экуменического жюри на международном кинофестивале в Ћокарно (1973), золотую медаль ћ ‘ в ‘игуэро-де-‘оз (1975), премию польской кинокритики "¬аршавска€ —ирена" (1974), призы  иновстреч в  ошалине "ћолодежь и кино" (1974) и национального кинофестивал€ в √даньске (1975).

 артина  . «анусси "ѕосто€нный фактор" (1980), герой которой - молодой, честный, ищущий в жизни непреложные ценности, не может найти себе места в пронизанной ложью действительности, принесла ему призы за лучшую режиссуру в  анне (1980) и ѕанаме (1981), приз национального кинофестивал€ в √даньске (1980).

Ћучшие дн€

јлександр ¬асилевский. Ѕиографи€
ѕосетило:14718
јлександр ¬асилевский
—амое большое количество одновременно удерживаемых рекордов
ѕосетило:9315
јшрита ‘урман
'—тиль “онета'
ѕосетило:8403
ћихаель “онет

√ерои картин "»ллюминаци€" и "ѕосто€нный фактор" - представители точных наук (люди с логическим, а значит, "немистичным", складом ума) доход€т до порога веры, но не могут его преодолеть, потому что потребность веры сталкиваетс€ с сопротивлением интеллекта.

“ема одиночества - другой ощутимый мотив творчества «анусси: человек словно бы окружен людьми, посто€нно среди людей, а в сущности - одинок. ≈го ли вина, что он не раскрываетс€ перед ними, не подпускает их к себе до конца, или это вина окружающих, которые не вид€т, что человек одинок и ему надо помочь? «анусси избегает однозначных ответов. —ама€ характерна€ черта творчества режиссера - умение вовлечь зрител€ в дискуссию. ќн предоставл€ет зрителю шанс самому найти ответ на поставленные вопросы, самому выбирать, решать, размышл€ть. –ежиссер очень трепетно относитс€ к своему зрителю. "’удожник, который говорит к пустому залу - это художник, который не существует, - считает он. - ƒл€ мен€ важно, кто мен€ чувствует.  ак они реагируют. Ёто дает уверенность, что все сделанное не напрасно".

‘ильм "—пираль", вышедший на экраны в 1978 году и принесший «анусси диплом экуменического жюри в  анне, приз ћ ‘ в ѕанаме и приз журналистов национального кинофестивал€ в √даньске, посв€щен теме преодолени€ одного из основных страхов человечества - страха перед смертью. Ётот мотив проходит через многие картины режиссера.

60-летний “омаш Ѕерг, главный герой фильма "∆изнь, как смертельна€ болезнь, передающа€с€ половым путем" (2000; Ђ√ран-приї XXII ћосковского международного кинофестивал€ - "«олотой √еоргий", "«олотой лев" кинофестивал€ в √дыне), - известный врач. » как врач, он часто сталкиваетс€ со смертью, но лишь в качестве наблюдател€. » вдруг сам оказываетс€ с ней лицом к лицу: он неизлечимо болен. —начала он колеблетс€, хочет быстрее приблизить конец, чтобы избавитьс€ от мучений. Ќо потом постепенно приходит к пониманию, что, веро€тно, во всем есть свой особый смысл, приходит к вере в Ѕога. ¬ картине затронуты те философские вечные проблемы, которые волновали режиссера всегда: что такое жизнь, что такое смерть, что такое абсолютна€ истина, в чем смысл самой жизни. "я прежде всего верю, - говорит  . «анусси, - что кино - инструмент, способный говорить о духовной жизни. » € попробовал это сделать в этой картине..." »сполнитель главной роли «бигнев «апасевич на кинофестивале в √дыне получил приз за лучшую мужскую роль. "∆изнь как смертельна€ болезнь, передающа€с€ половым путем" - фильм, который многие специалисты называют одним из лучших, самых глубоких за долгую творческую биографию режиссера.

— этой картиной сюжетно св€зана следующа€ работа режиссера - фильм "ƒополнение" (2002), который обращен к молодежи. "ƒополнение" - это истори€ двух влюбленных, которые в предыдущей картине выступили в маленьком эпизоде. ‘илипп учитс€ на врача, но сильно сомневаетс€ в правильности выбранного пути. ≈му хочетс€ избежать заур€дной жизни, да и сама жизнь пугает его многочисленными трудност€ми. ’анка работает костюмером на киносъемках, а ее мысли зан€ты будущим любимого человека. √ерои "ƒополнени€" наход€тс€ в поисках верного пути, ведущего к обретению насто€щего счасть€. Ќо что такое счастье, и есть ли оно? Ёти вопросы и ставит перед собой и зрителем режиссер.

√ерои фильмов «анусси мен€ютс€, потому что мен€етс€ врем€. Ќеизменным остаетс€ искусство режиссера работать с актером. «анусси обладает редким умением раскрыть актера, добиваетс€ от него игры, способной пон€тно донести сложные философские проблемы до зрител€. ” него - своеобразный талант отыскивать молодые таланты, раскрывать их, отвечать за их становление, как это было с геро€ми "ƒополнени€" (актеры ѕавел ќкраска и ћоника  живковска).

»м€  шиштофа «анусси входит в элиту мировой режиссуры. ќн сн€л около 40 кино- и телефильмов, многие из которых удостоены высших наград крупнейших международных кинофестивалей. ѕомимо уже упом€нутых он сн€л картины: "ћари€ ƒомбровска€" (1966), "Ћицом к лицу" (1967), "«ачет" (1968), "—емейна€ жизнь" (1970; приз "—еребр€ный ’ьюго" ћ ‘ в „икаго, 1972; приз "«олота€ гроздь" летнего кинофестивал€ в Ћагове, 1972), "√оры в сумерках" (1970; приз "“рофей народов" ћ ‘ в “ренто, 1973), "«а стеной" (1971; приз ћ ‘ в —ан-–емо, 1971; приз  омитета радио и телевидени€, 1972), "–оль" (1971, ‘–√), "√ипотеза" (1972), "”бийство в  атамаунте" (1975, —Ўј), " вартальный отчет" (1974; приз ћ ‘ в «ападном Ѕерлине, 1975), "Ќочное дежурство" (1975, ‘–√, совместно с Ё. ∆ебровским), "«ащитные краски" (1977; приз "«олотой козерог" ћ ‘ в “егеране, 1977; Ђ√ран-приї национального кинофестивал€ в √даньске, 1977), "„есть Ѕригитты" (1977, ‘–√), "Ћекци€ по анатомии" (1977, ‘–√), "ƒом женщин" (1977, ‘–√), "ƒороги в ночи" (1978, ‘–√ - ‘ранци€), " онтакт" (1980; диплом ћ ‘ в ¬енеции, 1980), "»скушение" (1981, ‘–√-‘ранци€-Ўвейцари€), "»з далекой страны: ѕапа »оанн ѕавел II" (1981, »тали€-¬еликобритани€), "»мператив" (1982, ‘–√-‘ранци€; приз ћ ‘ в ¬енеции, 1982), "Ќедоступна€" (1982, ‘–√), "—ин€€ борода" (1983, ‘–√-Ўвейцари€), "√од спокойного солнца" (1984, ѕольша-—Ўј; приз ћ ‘ в ¬енеции, 1984), "ѕарадигма" (1986, ‘ранци€-»тали€-‘–√), "√де бы ни был..." (1988, ѕольша-‘–√-¬еликобритани€), "—осто€тельность" (1988; Ђ√ран-приї ћ ‘ в —трасбурге, 1990), "Ќаполеон, ћари€ ¬алевска€" (1990, телесериал), "∆изнь за жизнь" (1990, ѕольша-‘–√), "ƒолгий разговор с птицей" (1992), "ѕрикосновение руки" (1994, ѕольша-¬еликобритани€), "√алоп" (1996), "ѕоследний круг" (1997), "Ѕрат нашего Ѕога" (1998, »тали€-√ермани€-ѕольша), "Ћини€ задержки" (1998), "Ќеписаные правила" (1999), "—крытые сокровища" (2000), цикл фильмов дл€ телевидени€ "¬оскресные рассказы" (1997-2000), "ƒополнение" (2002) и другие. ѕрактически ко всем фильмам «анусси музыку написал известный польский композитор ¬ойцех  илар.

“ворчество  шиштофа «анусси многогранно. ќн €вл€етс€ автором или соавтором сценариев дл€ всех своих фильмов, некоторые из этих сценариев были опубликованы в ѕольше, »талии, —Ўј, √ермании, ¬енгрии, „ехии, –оссии. ¬ свет вышли его книга "ѕора умирать" и сборник эссе "ћежду €рмаркой и салоном".

ѕомимо игрового кино «анусси снимает и документальные фильмы: "ѕодумай" (1966), " омпьютеры" (1967), " шиштоф ѕендерецки" (1968; приз "—еребр€ный Ћайконик" национального фестивал€ короткометражных фильмов в  ракове, 1968; "—еребр€ный голубь" ћ ‘ в Ћейпциге, 1969), "Ћютославский, ѕендерецкий, Ѕерд" (1977), "ћой  раков" (1980, ‘–√), "¬атикан - столица культуры" (1982, »тали€), "—егодн€шн€€ –осси€" (1991, √ермани€-‘ранци€-–осси€-ѕольша) и другие.

— 1971 по 1981 год  шиштоф «анусси был вице-президентом —оюза кинематографистов ѕольши. — 1980 года он €вл€етс€ директором и художественным руководителем киностудии "TOR". — 1987 года ведет режиссерскую работу в театрах ѕольши, »талии, ‘ранции, √ермании и –оссии (более 20 спектаклей), а также поставил 4 оперы в √ермании, Ўвейцарии, »талии и ‘ранции, осуществил около 30 постановок на телевидении ѕольши, √ермании, ‘ранции, ¬еликобритании.

 шиштоф «анусси много времени и сил удел€ет педагогической де€тельности. ќн преподает в ¬ысшей государственной школе кино, телевидени€ и театра, с 1992 года €вл€етс€ профессором —илезского университета в  атовице, сотрудничает с National Film School в ¬еликобритании, в различных странах проводит свои мастер-классы дл€ студентов. ћногие годы он регул€рно читает лекции на ¬ысших курсах режиссеров и сценаристов в ћоскве.  шиштоф «анусси - почетный доктор ¬√» а (1998), ≈вропейского университета в ћинске (2001), √осударственной академии театра и кино в Ѕухаресте (2001). ¬ 2003 году он возглавил жюри конкурсной программы I ћеждународного фестивал€ кинематографических дебютов "ƒух огн€" в ’анты-ћансийске. ¬месте с женой Ёльжбетой √роховской и при поддержке друзей он открыл в ¬аршаве среднюю школу. ≈е главный девиз - воспитание свободной творческой личности.

 шиштоф «анусси - лауреат √осударственной премии ѕольши (1984), премий ћинистерства культуры ѕольши (1971, 2000), обладатель призов "ƒавид ƒонателло" (1981), "Ћюмьер" (1987) и имени ¬итторио де —ики (1997). ќн €вл€етс€ членом ≈вропейской академии кино (1988), папской јкадемии из€щных искусств и литературы (1997), консультантом  омиссии по делам культуры в ¬атикане (с 1994 года), президентом общества EUROVISION, членом польского ѕен-клуба и —оюза польских писателей, союзов кинематографистов ѕольши и √ермании.

 шиштоф «анусси с юных лет любит путешествовать, он прекрасно говорит на нескольких иностранных €зыках: английском, италь€нском, французском, русском.

∆ивет и работает в ¬аршаве.

талант
29.10.2007 12:26:50
одно из самых €рких кинематогрофических впечатлений,полученных мною за все врем€ , был фильм "жизнь , как ..." так организовать игровое пространство, так поставить задачи артистам как это сделал к.з. под силу не каждому 10му геню кино! потр€сающей силы фильм! неверо€тно темпераментный, и в то же врем€ тонкий! удивительно. какое счастье, что титаны еще существуют, и нам, молодым люд€м , есть у кого учитьс€. спасибо, радуйте нас еще!

отлично
»рина 01.02.2009 07:13:19
я !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

јлександр ƒавыдов: Ћична€ жизнь
ѕосетило:26299
јлександр ƒавыдов
ћаркиз де —ад: ¬оспева€ секс-свободы и насилие
ѕосетило:11123
ћаркиз ƒе —ад
”спех ресторанного бизнеса
ѕосетило:114080
јлександр ќрлов

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru