Людибиографии, истории, факты, фотографии

Юрий Мамин

   /   

Yuri Mamin

   /
             
Фотография Юрий Мамин (photo Yuri Mamin)
   

День рождения: 08.05.1946 года
СССР
Возраст: 74 года

Гражданство: Россия

Я верю в возможность людей стать добрее...

российский режиссер

Воровство существует всюду. Ведь пираты распространяют свою продукцию по всему СНГ. Всюду уже есть диски с нашей картиной – и на Украине, и в Белоруссии, и в Прибалтике. Контрафактом снабжаются и американская, и немецкая, и израильская, и канадская диаспоры русских эмигрантов.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

10.06.2010

Обычно принято брать интервью перед премьерой. Когда режиссер полон надежд относительно своего успеха в прокате. Но я решил изменить этому правилу и побеседовал с режиссером Юрием Маминым вскоре после проката его картины «Не думай про белых обезьян». Из сотен российских картин, снятых в последние несколько лет, лишь считанные единицы стали коммерчески успешными. А остальные? Юрий Борисович Мамин подводит итоги и анализирует результаты проката своей, премированной на многих фестивалях, картины и размышляет о судьбе независимого художника в современной России.

Юрий Мамин фотография
Юрий Мамин фотография

Мы встречались с вами незадолго до премьеры фильма «Не думай про белых обезьян», как вы оцениваете результаты проката вашей картины?

Реклама:

- Очень сложный вопрос. Должен сказать, что я впервые на своей собственной шкуре испытал, что такое прокат в новых условиях. Потому что прежние картины приходилось делать при государственной системе планирования. Мы получали деньги от государства, и оно занималось прокатом. Собственно говоря, не было ни негосударственного проката, ни частного финансирования фильмов. Такое положение вещей прекратилось сразу же после съемок фильма «Окно в Париж» в 1994 году. Когда это произошло - я ушел на телевидение. Попытка вернуться в кино была связана с картиной «Горько!» (1998). Но картину «Горько!» инициировали инвесторы: они заказали набор анекдотов на свадебную тему и рассчитывали на этом заработать. Однако, не обладая ни опытом, ни свежими идеями, владельцы фильма не сумели ни прорекламировать, ни продать нашу комедию, что, скорее, относится к их просчетам, чем к недостаткам картины. Короче, ничего, кроме зарплаты, мы за нее не получили. Дальше я делал сериал «Русские страшилки» для телевидения. Там все было определенно и решалось договором. И вот, наконец, первая картина, которую пришлось делать в новых условиях: она постоянно останавливалась из-за нехватки средств и, по не зависящим от творческих причин обстоятельствам, мы снимали ее три года. Съемочный период нам удалось довести до конца. После съемок надо вступать в монтажно-тонировочный период, а деньги кончились. Я монтирую дома, у меня своя техника, и это можно делать почти бесплатно. Однако, необходимость компьютерной анимации и графики требует привлечения высокооплачиваемых специалистов. Запись музыки, речевое озвучивание – это опять немалые деньги. Каждая операция вызывала необходимость консервации. И вот, наконец, картина готова.

У нас в кино главенствует несколько монополий: «Первый канал» - «Студия Три Тэ» - это симбиоз, вокруг которого существуют прокатные организации – то есть весь цикл производства и реализации фильма. Есть еще несколько производителей и одновременно прокатчиков фильмов – например, «Централ Партнершип», «Каро-премьер». Они работают в плотном контакте с чиновниками из кинодепартамента, участвуют в распределении денег и получают их, несмотря на свою обеспеченность. Этот союз определяет не только финансовую стратегию, но и репертуарную политику. Владея российскими кинофестивалями, эти финансовые группы диктуют результаты конкурсов в угоду своим меркантильным интересам. Они руководят практически всем в кино: сами создают проекты (не являясь художниками), сами их продают, в чем безусловно имеют преимущества. Они устраивают беспрецедентную рекламную кампанию на своих же собственных каналах, потому что это все обходится им по «домашним» расценкам. Для всех остальных реклама на ТВ - очень дорогое удовольствие. Это не под силу ни одному конкурентному изданию или студии. Мы заведомо в неравных условиях. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) никак не реагирует на это, потому что не имеет ни финансовых, ни моральных сил: кино отдано в руки торговцев. Для них зритель это 250 рублей, в среднем. Их главная цель - привлечь как можно большую аудиторию. Возникает необходимость плодить невзыскательную массу зрителей, которая будет потреблять стандартный продукт «Макдональдса от культуры» и платить за него деньги. Когда возникает такая массовая нетребовательная аудитория, отпадает необходимость в художниках. Нужны лишь исполнители, продукция которых имеет отношение не к искусству, а к массовой культуре. И она заполнила все пространство.

«Теперь пускай из нас, из молодых, найдется - враг исканий,

В науку он вперит ум, алчущий познаний...

Или в душе его сам бог возбудит жар

К искусствам творческим, высоким и прекрасным,

Лучшие дня

Елена Вяльбе. Биография
Посетило:27918
Елена Вяльбе
Чарли Мингус. Биография
Посетило:6616
Чарли Мингус
Полтора миллиона патронов
Посетило:3943
Джерри Микулек

Они тотчас: разбой! пожар! – И прослывет у них «мечтателем опасным»!

(А.Грибоедов «Горе от ума»)

Если ты пытаешься делать вещи независимые от монополистов, то ты, во-первых, становишься их конкурентом, во-вторых, у тебя нет средств для того, чтобы с ними бороться и проталкивать свое произведение (реклама, тираж, промоушен).

Что мы могли сделать в этой ситуации? - Мы использовали интернет, мы сами изготовляли плакаты, афиши, развешивая их по городу и договариваясь с городскими службами. Это было небесполезно: картина была взята для проката компанией «Парадиз». Эту компанию рекомендовал нам Александр Голутва, заместитель министра культуры и глава кинематографии. «Парадиз» взял фильм очень небольшим тиражом - в двадцать копий.

О прокате.

Петербургский кинотеатр «Родина», вместо запланированной недели, показывал фильм более полутора месяцев. Картина успешно прошла в московском к/т «Художественный». Это происходило потому, что рекламой фильма занимались мы сами: развесили афиши, предупредили в интернете о показах: ведь фильм - это наше детище, которое мы любим и, естественно, пытаемся достойно представить! В других кинотеатрах, которые не были охвачены вниманием создателей фильма, дела обстояли хуже. Из-за равнодушия.

Пойдем дальше. Компания «Парадиз» выпустила фильм на ДВД. Рекламы никакой. Мало того: в магазинах наш фильм даже не был представлен в новинках кино. Тем не менее, он стал лидером продаж в апреле месяце, согласно справочному изданию сети магазинов «Титаник».

На какую защиту своих прав я могу рассчитывать? - Насколько я знаю, наказание за пиратство – два-три года условно, плюс штраф - пятьдесят тысяч рублей. При том, что стоимость производства измеряется миллионами долларов. Российские суды не понимают ни уровня потерь, ни понятия «упущенная выгода». Они присуждают виновникам небольшие штрафы, которые никак ни влияют на благополучие их воровского бизнеса.

Тогда, если в России такая печальная ситуация, а в странах СНГ, бывшем Советском Союзе?

- Воровство существует всюду. Ведь пираты распространяют свою продукцию по всему СНГ. Всюду уже есть диски с нашей картиной – и на Украине, и в Белоруссии, и в Прибалтике. Контрафактом снабжаются и американская, и немецкая, и израильская, и канадская диаспоры русских эмигрантов.

В интернете разграбили картину сразу же, едва ее показали на фестивалях: там появились диски, снятые прямо из кинозала. Мне сообщили, что в московском обществе анонимных алкоголиков наш фильм еще с конца прошлого года стал любимым пособием: в нем есть история художника-алкоголика. В интернете фильм распространяется с удивительной скоростью. Мои помощники закрывают до десяти новых сайтов в день. Появились пиратские сайты в Канаде и в Германии; их владельцы - бывшие русские.

Как в этих условиях расплатиться с инвесторами фильма?! Я пришел к выводу, что снимать кино в России человеку с душой и талантом невозможно. Если бы моим инвестором был бы банк – я бы стал бомжом. А если бы это были люди из криминальных структур – мне бы отрезали голову. Нам, к счастью, встретились благородные люди, которые пока не подступают ко мне с ножом к горлу, хотя, в условиях финансового кризиса им самим несладко. Но мы непременно с ними расплатимся. Иначе я не могу считать себя честным человеком. А как можно без этого жить, если ты не животное?

Что касается достоинств фильма «Не думай про белых обезьян». Читая в интернете отзывы зрителей, которые посмотрели фильм в разных уголках страны в кинозалах или на пиратских ДВД, я никогда не сталкивался с таким обилием страстных, разумных и восторженных откликов. Соотношение замечательное: из каждых десяти высказываний - семь восторженных, три ругательных. Это здорово! Притом надо сказать, что пишут люди разных возрастов, разного уровня культуры и образования. Но они часто оказываются гораздо разумнее, чем те кинокритики, которые высказывают свое мнение в СМИ. Если бы удалось собрать в кинотеатрах эту аудиторию, проблемы с окупаемостью фильма не возникло бы. Но вся проблема в том, что сегодня это невозможно!

Все так безысходно?

- Трагедия России заключается в том, что наша страна потеряла свою особенную духовную культуру, которая с конца 19 века питала весь цивилизованный мир. Это, прежде всего, небывалые для мировой литературы идеи гуманистической ответственности героя перед народом и перед страной, которые предложили нам Толстой, Достоевский, Чехов. Ни в какой литературе не было такого героя! Француз делает карьеру, используя влиятельных женщин. Если он как Жюльен Сорель выступает с обличительными речами в суде, то только потому, что его поймали с поличным. Иначе бы у него не возникло необходимости произносить эти горячие тексты. Немецкий герой ненавидит бюргерство и всяческую презренную пользу. Он мечтает сделать что-нибудь совершенно бесполезное – улететь в мир идей. Пожалуй, выбивается английский классик Диккенс со своей задачей - примирить бедных и богатых и, таким образом, сделать общество более справедливым. Что касается русских героев, то все они - Болконские, Безуховы, Раскольниковы, Ивановы – все мучаются от своей бесполезности, от того что не могут помочь своему народу и Родине – чувство долга не оставляет их. И эта идея - посвятить жизнь человечеству была нова для Европы и очень обогатила весь мир.

Россия вообще была генератором идей – художественных, научных, духовных. И все это при низком уровне производства, на фоне которого одиноко выделялись Кулибины и Левши. Но и этого было достаточно, чтобы быть выдающейся частью мировой цивилизации.

А что сегодня? - Возникает вопрос: какое нам предстоит будущее, если потерялось то, что называлось духовностью, если люди от гуманистической культуры 19 века перешли к массовой культуре потребления 21 века. Это значит, что наши соотечественники перестали читать высокую литературу, воспринимать достижения высокого искусства, заменяя все это продуктами масскульта.

Для чего я продолжаю работать? -

Я верю в возможность людей стать добрее и сделать будущий мир более совершенным!




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели

Последний ниндзя на земле
Посетило:18978
Дзиньити Каваками
Первый прыжок из космоса
Посетило:12577
Джозеф Киттингер
Самая старая леди на Эвересте
Посетило:7880
Тамаи Ватанабе

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history