Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ёрий ћамин

   /   

Yuri Mamin

   /
             
‘отографи€ ёрий ћамин (photo Yuri Mamin)
   

ƒень рождени€: 08.05.1946 года
ћесто рождени€: Ћенинград, ———–
¬озраст: 76 лет

√ражданство: –осси€

 ј  «ј ќЌќѕј“»Ћ» ќ Ќќ ¬ ѕј–»∆

–оссийский режиссер

 оллеги по газете мен€ поразили.  ак начали сыпать фразами из комедии ёри€ ћамина ќкно в ѕариж, мне даже стыдно стало. ¬от, думаю, знание материала. ј еще думаю: вот так ћамин! Ѕольше 10 лет прошло с премьеры картины, а как прочно она втиснулась и расположилась в обиходе жизни, движетс€ вместе с нами, кому рекомендацию дает, кому Ч отдушину, диагноз обществу ставит самый что ни на есть точный: ƒа! ¬ы родились в несчастной, разоренной странеЕ Ќо это же ваша странаЕ ¬едь можно же сделать ее лучше! Ќо вы ведь даже не пытались!!!.
ёрию ћамину Ч под 60. » всего п€ть картин: ѕраздник Ќептуна, ‘онтан, Ѕакенбарды, ќкно в ѕариж, √орько. ћы встретились в ѕитере на —еннойЕ
ћамин Ч насто€щий патриот ѕитера, с гордостью показывает дворы-колодцы, в каждом из которых могли бы жить персонажи ƒостоевского. “ут же окна репетиционной, в которой отрабатывали хореографические па удивительные дети из народного фильма ќкно в ѕариж.
«ашли в маленькое кафе, из дверей которого на улицу т€нетс€ запах свежеиспеченной сдобы.

29.06.2005

Ч ¬ы ленинградец или петербуржец?

ёрий ћамин фотографи€
ёрий ћамин фотографи€

Ч —ейчас так злоупотребл€ют этим ж, стали даже говорить красно€ржцы, новгорожцы. ј ленинградцы Ч это те, что по убеждени€м? “огда € петербуржец. —мешно во мне, сатирике, видеть ленинца. ∆иву в квартире, где родилс€, где блокаду провели родные, приехали в 20-е из бр€нской губернии в ѕетергоф. ƒед из комиссаров, но добрый был. Ћюбил выпить, спеть в компании Ч короче, душа общества. –аботал в комиссариате речных путей. —лухач. »грал на гитаре, гармони. ќт прошлых времен и людей пианино ему досталось, он быстро овладел им.

Ч «начит, гены, вы ведь профессиональный музыкант.

Ч ѕочти профессиональный. Ќе зарабатываю этим денег.

(ёра скромничает, он Ч пианист, композитор Ч писал музыку к спектакл€м, к ќкну в ѕариж, придумал и вел одну из лучших программ питерского “¬ ќт форте до пь€но. Ќыне подобных интеллигентных программ на телевидении не сыскать.)

Ч ѕочему у современного телевидени€ дух агрессивного жлобства и халтуры? ќсобенно этим грешат так называемые юмористические передачи.

Ч Ќе стало высокого юмора: сначала он опустилс€, потом умер. ёмор отражает состо€ние общества. Ќо ведь бывает и солдатский юмор, когда в зале ржут. ƒетсадовский юмор, тюремный. ёмором можно поднимать и опускать.

Ч — чем же св€зана захлестнувша€ нас волна низменного юмора, животного смеха?

Ћучшие дн€

Ћеди ќльга - женщина с 30-сантиметровой бородой
ѕосетило:8806
ƒжейн Ѕарнелл
—ергей ћаковецкий: „еловек, выбравший правильный путь
ѕосетило:8022
—ергей ћаковецкий
ћакс Ћоренс. Ѕиографи€
ѕосетило:3365
ћакс Ћоренс

Ч —тремительно уронили культуру общества. ќна никогда не была особенно высока, но и в годы империи как-то сохран€лась, и при √орбачеве. ¬ы€снилось, что и писатели в советские времена у нас были довольно крупные, и произведени€, опиравшиес€ на великую литературу XIX века.

 огда € училс€ в школе, произошла хрущевска€ оттепель. ћен€ воспитало поколение, пришедшее с романтическим и ошибочным намерением построить социализм с человеческим лицом. Ќо, с моей точки зрени€, потенциал добра и таланта был выше, чем сейчас. ’от€ дл€ ищущего художника большинство дверей были закрыты. «ато под спудом существовало законспирированное гражданское общество, понимавшее, против кого оно дружит. ѕротив партфункционеров. Ѕыло взаимопонимание и в среде кинематографистов. » когда √орбачев сн€л цензурные препоны, на первых рол€х оказались шестидес€тники.

–оссийскому сознанию мешает желание мгновенно получить все. ¬спомните лозунги 90-х явлинского, √айдара: 100 дней, 500 дней. ѕохоже на прежнее скоростное строительство дороги в коммунизм. –еволюционное поспешательство. –еки Ч всп€ть, јрал Ч на фиг, товарный обмен сам все расставит по местам. Ќо есть вещи, которые преступно отдавать во власть импровизации.  ультура, например, попада€ в руки дельцов, превращаетс€ в масскульт. ѕарадокс: количество телеканалов растет, и, как ни странно, это разобщает общество. Ќет тем дл€ разговоров. ѕомните, ѕ€тое колесо в ѕетербурге обсуждали, и что-то такое вместе росло. Ёто был рост общественного сознани€, который можно было культивировать вопреки мелкой идеологии партийцев, которых презирали. –угань в газете была лучшей рекомендацией. ќхотники на оленей Ч от фильма в нашей прессе камн€ на камне не оставили; и все рвались его смотреть. Ћюди думали самосто€тельно. Ќе поддавались на рекламу. „итали внимательно. ƒелили все услышанное на два, на четыре. ѕровинциальные интеллигенты жили не менее насыщенной жизнью, чем столичные. «нали, читали, слушали, ездили в ћоскву.

Ч ѕочему такое количество примитивно комикующих передач, примитивных фильмов на одно лицо? Ёто молекул€рное деление?

Ч ¬идите ли, не могу сказать, что за это врем€ мне никто не предлагал работу. Ќаверное, деньгодателей попросту распугал. —о мной т€жело, € задаю вопросы. ѕочему концы с концами не сход€тс€? ƒл€ кого передача? ќни в полемику не вступают Ч быстренько раствор€ютс€. ¬ кино то же самое: вот вам сценарий. — надеждой сажусь читать. ќ, ужас! ≈сли соглашусь снимать, никто после этого мне руки не подаст, да и сам себе не подамЕ

Ч —ейчас происходит вымывание искусства. ћузыка оборачиваетс€ попсой, кино Ч экшеном, скульптура оцеретелилась, архитектура гонит метры-бабки.

Ч Ћюдей отучают задумыватьс€.  ино развивалось как искусство, впитыва€ наследие театра, литературы.  ино помогало познавать взаимоотношени€ людей, сохран€ть самобытность в мен€ющемс€ мире. ¬ –оссии тоже делалось такое кино. ќно спорило с достижени€ми европейского кинематографа. Ќо –осси€ традиционно страна подражательна€, легко хватает форму на стороне: давай говорить чужими €зыками, то немецким в XVIII веке, то французским в XIX, то парики начинают носить, то бороды брить, то снимать под “арантино. Ќаша культура часто подхватывает внешнюю форму, забыва€ о самобытности собственной жизни.

Ч » возникает наш национальный вид конфликта: внутреннего старообр€дчества с новомодной формой.

Ч ¬ерно. ¬от сейчас врем€ масскульта. ќн пришел, освоилс€.

Ч Ќо ему всегда тесно, он Ч каша из горшочка беспомощной идеологии.  ьеркегор точно подметил: пафос и комическое всегда обеспечивают существование друг друга. » масскульт стал площадкой этого объединени€.

Ч ƒа, но когда-нибудь надо его остановить. „то ж мы только сокрушаемс€?! ƒа, общество опустилось, но, полагаю, в нем копитс€ и чувство неудовлетворенностиЕ

Ч ј не кажетс€ вам, что процесс опускани€, во главе которого, вне вс€кого сомнени€, стоит родное “¬, Ч движение в одну сторону, да еще набирающее обороты. ¬едь поколение за поколением изо дн€ в день программируют на антигуманитарные ценности.

Ч Ќадеюсь лишь на зреющую неудовлетворенность, огорченность тем, что происходит, активной части общества. ясно: то, что большевики говорили про царизм, Ч вранье, но их слова про капитализм оказались во многом верны. Ќас обманули: из несправедливого общества вылепили еще более несправедливое.  огда один обворовывает другого и требует уважени€.  огда нет насто€щей творческой конкуренции.

Ч »зменилось пон€тие престижа. ѕравильное кино посмотреть, правильного человека услышать. ќтсюда и уважение к искусству, к люд€м творческим, стремление подн€тьс€ чуть-чуть над собой. ј теперь? »звините, на вас, инженеров человеческих душ и пленкомарателей, смотр€т пренебрежительно: „то, снова денег пришли просить?.

Ч Ќа эту тему у мен€ море примеров. ѕриход€т смотреть материал: “ак, всю болтовню выбросить, это оставьте. Ћадно-ладно морщитьс€. ¬рем€, когда вы считали себ€ умными, а нас дураками, прошло. “еперь все конкретно на своих местах. ѕоскольку ментально они воры, то во всех вид€т воров. „то, по-вашему, должна делать съемочна€ группа? ѕравильно Ч воровать. ѕочему художник тратит столько краски? ѕусть каждую пустую коробку отсылает в ћоскву, платит за посылку вдвое дороже стоимости краски, чтобы бывшие воры могли бы его проконтролировать.

Ч “радиции комедии существовали в российском кинематографе с его рождени€. » после революции не исчезли, серьезное дело смеха подхватили прежде всего питерские режиссеры, ‘Ё —ы. ѕочему комеди€ процветала при тоталитарном строе и угасла при демократии?

Ч  ому ее снимать? «а 19 лет мне позволили сделать п€ть картин.  ажда€ Ч мытарство, пробивание, пролонгирование. ¬едь у мен€ не было €вных проколов. Ќу, может, √орько! Ч более или менее коммерческа€ картина. » то лишь потому, что пришлось выполн€ть требовани€ деньгодателей. —делали вариацию на темы Ѕоккаччо, скорее дл€ телевидени€. —ценарий, который € хотел снимать, был €ркий и интересный, но его не утвердили. «везды, герои отечественного кино должны были играть деклассированных людей. „етыре старика дружат. ”ль€нов, “ихонов, Ѕыков, Ћавров. —дают посуду, расстилают газетку и под незатейливую закусочку вспоминаютЕ ќдин, по кличке √енеральный, строил ракету, да спирта не хватило. ¬есь тайно выпили. ƒругой признаетс€ в проколах резидентской работы. Ѕармалей управл€лс€ с редкими животными. ѕредседателю тоже есть что припомнить. ¬ремена мен€ютс€: брежневские, андроповские, перестройка. » возникает портрет вымирающего общества, воспитанного на светлых образах нормативного искусства. » при этом все смешно!

Ч Ќе понимаю: после народного ќкна в ѕариж, по степени попул€рности в 90-е не имеющего равных, вам должны были сыпатьс€ заказы на комедиюЕ

Ч √одами не мог получить деньги ни на один кинопроект. — 94-го по 98-й Ч простой. ¬ынужден был сн€ть √орько!. Ќашу музыкальную телепрограмму ќт форте до пь€но закрывали три раза. ”стал. ¬от два года назад запустилс€. ≈сть така€ форма: государство дает часть денег, остальное Ч ищи у частных лиц. «акона, чтобы лицам было выгодно деньги на кино давать, Ч уже нет. ќни со мной пьют, обещают горы золотые, мои прежние фильмы лежат домиками на столах. Ќо как только подходит врем€ указать сумму прописью, инвесторы исчезают. —ейчас жена уехала в другой город разговаривать со спонсорами. ” мен€ забит целый файл возможных имен деньгодателей. –азговариваю, разговариваю. ¬от уж съемки начинаю, а денег Ч на половину фильма. ¬небюджетную часть не могу собрать. ¬озможно, вынужден буду просто остановитьс€. ” нас ведь геноцид рынка. » в правительстве в основном технократы. ƒл€ них культура Ч это развлечение, никак не воспитание чувств. ѕолагаю, если человек, ответственный за культуру, не руководит, а подчин€етс€ объективным законам рынка, он не нужен.  ультуру нельз€ отдавать во власть купли-продажи. –екламируют то, что выпускают, независимо от качества. Ћенфильмовска€ картина »таль€нец получила престижные призы на фестивал€х. ј телевидение отказываетс€ ее покупать, продвигать. Ќикто не знает об этом фильме. ѕропал табель о рангах. ¬ –оссии продвинутьс€ таланту невозможно, если он не причастен к корпоративному кружку, у которого доступ и к деньгам, и к телевидению.

Ч  артина, которую вы сейчас снимаете, Ќе думай про белых обезь€н Ч снова по сценарию ¬ардунаса, она, как всегда, о современности?

Ч ƒа, тема перемены ценностей. √ерой Ч бизнесмен, дл€ которого главное Ч деньги. ќдаренный, но не от€гощенный ни знани€ми, ни культурой. ¬ общем, жизненный персонаж. —удьба его сталкивает с богемойЕ

Ч ¬ советские времена были три кита комедии: –€занов, ƒанели€, √айдай. –азные стили, ветви комического.  акие традиции продолжаютс€? »ли все ветви засохли?

Ч ƒолжен сказать, € не снимаю кино, как ƒанели€ или –€занов, у нас разный вкус, стиль. ’от€ уважаю и люблю то, что они делали. ¬осхищаюсь многими картинами своего учител€ –€занова. ¬ысоко ценю талант ƒанелии, хот€ оцениваю его фильмы иначе, чем сам √еоргий Ќиколаевич. —нима€ ќсенний марафон, он не считал ее большой картиной. √оворил нам: ¬от  ин-дза-дза Ч это да!. ≈му не очень нравилс€ Ѕузыкин как тип. ѕотому что он пр€ма€ противоположность ƒанелии: безвольный, м€гкотелый, в общем, не мужик. ћне покойный ¬олодин рассказывал, как режиссер ему предлагал: —лушай, а давай милиционер даст этому Ѕузыкину по заднице.... ƒа нет, не стоит... Ч не соглашалс€ драматург. ј в результате получилс€ €ркий и убедительный образ геро€ времени, в котором многие, и € в том числе, узнали себ€. ¬ этом и есть художник. ѕроизведение часто оказываетс€ мудрее автора. —ергей ћикаэл€н, снима€ лучшую свою картину ¬люблен по собственному желанию, по словам оператора, делал фильм про аутотренинг. —нимал серьезно. ј вышла комеди€.  омеди€ получаетс€ лишь тогда, когда снимаешь серьезно. ѕожалуй, это мен€ и св€зывает с нашими комедиографами-классиками: рассматриваем дурацкие ситуации, в которые вт€нуты герои, абсолютно серьезно.

Ч ¬остребованность в подобном кино исчезла?

Ч  огда по телевизору показывают гогочущие над неумными скетчами полные залы, страна все больше превращаетс€ в солдатский клуб, показывают палец, люди падают со стульев от смеха Ч каких комедий вы ждете? ѕослушайте этот смех. ѕодобный € слышал в кинозале на Ѕумере. ∆лобский гогот. √орловой. ћаркиз де  юстин в своей знаменитой книжке дал точный портрет николаевской –оссии (хотел € сн€ть по мотивам этого повествовани€ фильм со ∆ванецким, но, как обычно, денег не нашел), так вот он заметил: смех плебе€ над высоким, до которого он не способен подн€тьс€, Ч всегда низкий смех. —тремление унизить недоступное, опустить его до своего уровн€ Ч признак невежды и пошл€ка.

Ч ” де  юстина есть объ€снение отсутстви€ нравственного чувства у нашего народа: Ёто происходит в стране, где знать смотрит на элементарные правила честности как на законы, годные дл€ плебеев, но не касающиес€ людей голубой крови. » когда животный смех провоцируетс€, тиражируетс€, в этот круг оказываютс€ вт€нутыми люди, которые в прежние времена подобного себе бы не позволили.

ј возможно ли в опущенном обществе сказать нечто, что было бы и смешно, и услышано, и по уровню не ниже плинтуса?

Ч ¬спомните картины раннего –€занова. ќн был самым универсальным из комедиографов, его фильмы нравились всем сло€м общества. ƒанелию, кроме интеллигенции, знают меньше. –€занова знают всеЕ

Ч ќн же вел телевизионную передачуЕ

Ч ј ƒанели€ бы не мог. ѕри его оба€тельности, таланте не было такой валь€жности, куража, демократизмаЕ ¬от мой ‘онтан пон€ли далеко не все.  то-то решил, что картина про ∆Ё . ”мные угадали в ней модель общества.  то-то думал, что ѕраздник Ќептуна Ч фильм про художественную самоде€тельность. Ќо картина должна нравитьс€ на разных уровн€х. ” мен€ лишь две универсальные: ѕраздник Ќептуна и ќкно в ѕариж. Ќрав€тс€ пол€рным люд€м по разным причинам. ¬ ѕразднике Ќептуна Ч галере€ образов из выдающихс€ патриотических произведений кинематографа: от јлександра Ќевского до  оммуниста, которую не все просекают.  то это считывает Ч радуетс€. Ќо и тому, кто не понимает, Ч смешно. »х радует сюжет.

Ч ѕомню, как во врем€ просмотра ЕЌептуна на болшевском семинаре искушенные зрители буквально падали со стульев. —егодн€ ниша высококлассной комедии пуста. ’от€ кино вроде бы возрождаетс€.

Ч я люблю показывать смонтированный фильм в наполненном зале, смотреть на зрител€, слушать и слышать, как он реагирует. ¬сегда ведь чувствуешь, где зрителю интересно, а где он начинает скучать. ѕотом редактирую картину за монтажным столом. —ейчас € хожу в кино на чужие фильмы, чтобы примеритьс€: вот эта сегодн€шн€€ толпа Ч поймет ли она мен€?

— нетерпением и затаенным страхом жду выхода картины, над которой сейчас работаю. ¬ ней мы смеемс€ над современным жлобом. ≈го вкусами, окружением, самообманом.

Ч ј жлоб придет сме€тьс€ над собой?

Ч Ѕудет сме€тьс€ не над собой Ч над близким другом ¬асей и конкурентом Ўурой. „еловек так устроен Ч сме€тьс€ над соседом.

Ч  огда вы сочин€ете комедию, в нее перетекают ваши ежедневные впечатлени€?

Ч  онечно, вот жена возвращаетс€: „то € сейчас видела. Ўел передо мной спокойно человек, вдруг набросилс€ на телефонную будку, всю ее расколошматил в минуту. ¬ыплеснул ненависть Ч дальше пошел. ¬се. ¬ставл€ем в картину Ч вот центральный эпизод из ќкна в ѕариж, а сломанна€ будка Ч портрет эпохи 90-х.

Ч ј куда подевались актеры, способные соедин€ть в себе комическое, драматическое и даже трагическое? “акие, как Ћеонов, Ѕыков, ≈встигнеев, Ќикулин?

Ч ¬се дело в востребованности. Ќе нужны они современным изготовител€м киножвачки. ”площаютс€ требовани€ Ч актеры станов€тс€ марионетками.

—овсем не хочетс€ нравитьс€ нынешней толпе. ћне на нее наплевать. Ќо есть в обществе категори€ людей Ч не столь многочисленна€ Ч и дл€ мен€ вполне достаточна€. »м хочетс€ показать фильм, их мнение хочетс€ услышать, с ними хочетс€ поговорить. √лавное, дали бы досн€ть киноЕ

замечательный режиссЄр
“ать€на 02.05.2007 01:16:38
’отела бы купить диск со всеми фильмами ё.ћамина

пожелание
вадим 10.05.2008 11:43:39
очень жду новый фильм!

запоздалое поздравление днЄм рождени€
вадим бусырев 28.05.2008 06:06:51
ѕоздравл€ю прошедшим ƒнЄм –ождени€. ’отел бы выслать книгу. Ќе знаю
почтового адреса. ќ двухгодичной лейтенантской службе в 70-х годах
прошлого столеть€ : "ѕока играет скрипач". –азмещена на сайте моего
друга и коллеги. ћожно найти в »нтернете, оттолкнувшись от моего
имени. ѕривет от всех моих друзей,ленинградцев. «доровь€ желаю. ¬адим.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ќеугомонный ƒжонни ƒепп
ѕосетило:19479
ƒжонни ƒепп
¬елика€ певица народных песен
ѕосетило:10357
Ћюдмила «ыкина
„етырехкратный победитель т€желейшего в мире марафона
ѕосетило:10213
ћохамад јхансал

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru