Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

–оман Ѕала€н

   /   

Roman Balayan

   /
             
‘отографи€ –оман Ѕала€н (photo Roman Balayan)
   

ƒень рождени€: 15.04.1941 года
ћесто рождени€: Ќеркин-ќратаг, , Ќагорный  арабах ,———–
¬озраст: 79 лет

√ражданство: –осси€

”мею водить по ресторанам

–ежиссер

Ћюбимое место –омана Ѕала€на Ц его кабинет в собственной студии в  иеве. ¬се, кто туда заход€т, понимают, что попали в творческую лабораторию. Ќи больше, ни меньше! Ќа стенах Ц фотографии, картины, старинные часы и пустые рамы... Ёто пространство Ѕала€н лепил долгие годы, никого не допуска€ к Ђпроцессуї.

01.06.2013

ќт композитора до гвозд€

–оман √ургенович, вы ощущаете себ€ дизайнером?

Ц ѕрофесси€ кинематографиста Ц синтетическа€. ќн должен хорошо разбиратьс€ в живописи, литературе, музыке. –ежиссеры народ страшно привередливый!  омпозиторы обычно обижаютс€ на мен€: Ђ—тарик, ну почему ты вз€л эту часть произведени€, а ту не вз€л?!ї Ц Ђ—тарик, да не подходит она мне...ї

–оман Ѕала€н фотографи€
–оман Ѕала€н фотографи€

»ли художники. ќни тоже часто дуютс€: приход€т со своим видением картинки, котора€ должна быть на экране. Ѕываю вынужден насиловать их волю, заставл€€ переделывать Ђпод себ€ї. ћы, режиссеры, Ц дилетанты во всех этих перечисленных вещах, но зачастую чувствуем их больше, чем профессионалы. “ак что когда € с кем-то на площадке воюю, то € ведь не против них, а просто сам за себ€. » это разные вещи...

¬ы производите впечатление человека, который очень хорошо знает, чего он хочет. ¬ы на площадке узурпатор?

Ц Ќу что вы! ≈сли бы € был узурпатором, то был бы лучшим режиссером страны! ѕри моей легкости и любви к импровизации € рассказываю лучше, чем снимаю. Ќезнакомые со мной журналисты всегда на площадке подход€т к другим представительным личност€м и никак не отождествл€ют мен€ с фамилией ЂЅала€нї, то есть с Ђсерьезным человеком и хоз€ином положени€ї. я играюсь, а не работаю. ¬сегда всех прощаю на площадке, бо€сь кого-то обидеть.   сожалению, не способен уволить человека, чтобы добитьс€ своей цели. Ёто, конечно, вредит процессу.

Ќу, а дома вы диктатор?

Ц ƒиктатором, наверное, первым делом развесил бы на стенах собственной квартиры свои любимые картины...

Ћучшие дн€

–удольфо ¬алентино. Ѕиографи€
ѕосетило:7145
–удольфо ¬алентино
¬ладимир ћа€ковский: –еволюци€, любовь, смерть
ѕосетило:6791
¬ладимир ћа€ковский
–елиги€ и рок
ѕосетило:6491
ѕетр ћамонов

 то мешает?

Ц ѕон€тное дело, супруга. Ќедавно она сделала грандиозный евроремонт и теперь тр€сетс€, когда € собираюсь вбить в свеже отремонтированную стену гвоздь. я, конечно, возмущаюсь: Ђ„то € в аптеке живу, что ли?!ї. » предлагаю: ЂЌу, давай, набьем сверху рейку и с нее, как в музее, на незаметных нит€х спустим картины в рамахї. Ќо пока Ђдоброї на это дело не получил. ћечтаю, чтобы супруга уехала куда-нибудь в отпуск, и € бы тогда быстро осуществил дерзкий замысел.

ј в каком ключе жена решила пространство квартиры?

Ц ¬се стены светлые. ќна купила старинную италь€нскую мебель (Ђпо блатуї). ¬место 20 тыс€ч евро заплатила за нее семь тыс€ч. —туль€, столы, диваны Ц все довольно красивое.

ѕрогулкам мешают букеты

 ак вы с женой познакомились?

Ц »стори€ отчасти романтическа€, отчасти вполне обычна€. ѕознакомились в ресторане Ц € отбил ее у какого-то парн€. ќна долго не желала взгл€нуть на мен€ повнимательнее, так что ухаживал мес€ца три или больше. ѕри этом был молодой и гор€чий, а ей было 17.

¬ообще-то ухаживать не умею, зато умею водить по ресторанам. ÷веты никогда не дарю, дл€ мен€ пытка идти по городу с букетом. ¬от такой провинциализм горца во мне говорит.

«наю, что вы родились в  арабахе. „то такое горска€ семь€?

Ц ќна, несомненно, консервативна, и рафинированному европейцу может со стороны показатьс€ чуть ли не отсталой. Ќо в такой семье есть прекрасные традиции. ≈сть непоколебима€ позици€ старших и безмерное к ним, старшим, уважение. —лучаютс€, конечно, и у нас исключени€ из правил, но нахальства детей по отношению к родител€м нет и в помине. ≈сли тво€ сестра задерживаетс€, то ты беспокоишьс€, где она ходит, не спишь. “о есть мы любим друг друга крепче, как мне кажетс€, и тоскуем друг о друге сильнее. Ќо не показываем этого. ƒома мы консерваторы во всем, хот€ на стороне позвол€ем себе многое.

 акие праздники отмечала семь€?

Ц ≈динственный праздник, который € помню Ц ѕасха.  расили €йца. Ќовый год не отмечали, даже елки никогда не ставили. ѕомню еще 1 ма€ и 7 но€бр€.   слову сказать, в школе мы Ђшерстили календариї: искали, какой гений родилс€ в тот ли иной день, чтобы устроить в его честь вечеринку. » на вечеринке, танцу€ танго, можно было прижиматьс€ друг к другу...

ѕро жизнь и про кино

 акой из домов считаете своим насто€щим: Ќагорный  арабах, где родились,  иев, где живете много лет, или ћоскву, где часто снимаете?

Ц —читаю, что у мен€ две родины: там, где родилс€, и там где начал творить. ѕоскольку в  арабахе не осталось никого (многие ушли из жизни, многие разъехались), то приезжа€ туда, там провожу всего два дн€ Ц в семье моего брата. ѕрихожу на могилу матери и моего отчима. ѕотом отправл€юсь в ≈реван, где три года училс€ в театральном и очень бурно проводил врем€, поэтому там мне интересно. ¬стречаю друзей, мы выпиваем, болтаем, легкомысленно себ€ ведем, шутим и много жестикулируем. ѕо этой пластике у мен€ определенно ностальги€...

„то дл€ вас дом вообще?

Ц Ёто место, откуда уходишь с сожалением, а возвращаешьс€ с радостью. Ёто как любима€ работа, на которую бежишь, тороп€сь, и сожалеешь, что вечером надо ложитьс€ спать. ’от€ признаюсь: с годами стало скучнее и в кино, и в жизни. ’орошо и подробно помню времена перестройки, о которой многие так мечтали. ј потом оказалось, что масса людей не готова к свободе, которую вдруг получила. „то с ней делать? ¬едь мы питомцы зоопарка, а не вольных прерий. » в том зоопарке четко знали, куда и к чему надо стремитьс€, а чего избегать... ”же сколько лет прошло, а мы все никак не можем найти себ€ в новой жизни.  онечно, надеемс€, что если не дет€м нашим, то хот€ бы внукам будет хорошо. Ќо пока, думаю, им еще не очень хорошо, если иметь в виду не только материальное положение.

—ейчас школьник, заканчива€ дев€тый или дес€тый класс, уже мечтает о джипе. ќн не т€нетс€ к учебе, хот€ и окружен репетиторами.  уда больше он готов развозить пиццу, работать охранником в ночном клубе или рэкетиром. ћолодой человек рассуждает, как рассуждают в јмерике Ц в обществе потреблени€. Ќовое поколение Ц совсем другое.  стати, об этом хочу сн€ть свой очередной фильм.

—казанное вами касаетс€ и студентов творческих вузов?

Ц Ќапр€мую. ¬ молодости режиссеры моего поколени€ готовы были снимать свои фильмы бесплатно. —ейчас молодежь думает: Ђ— какой стати бесплатно-то? ѕусть деньги плат€т!ї ј мы лучшие свои фильмы снимали тогда, когда денег не имели. я, конечно, не все ленты видел, но не думаю, что после 1986 года на пространстве бывшего ———– рождались шедевры. ѕо крайней мере, мне не попалс€ ни один. ƒа, есть очень хорошие фильмы, но €-то говорю о другом, Ц например, об уровне јндре€ “арковского.

ћожете ли прокомментировать то, что произошло в  арабахе, а позже в √рузии Ц в контексте вашего бывшего Ђобщего домаї?

Ц Ќе хотел бы обидеть ту или иною сторону. ¬сегда есть правда угнетающего и правда угнетаемого. »стина Ц между ними. ћне кажетс€, что € знаю эту истину, но не хотел бы говорить о конфликте арм€н и азербайджанцев или о конфликте √рузии и –оссии, потому что это не мо€ тема.

ѕ€ть процентов суперменов

“огда как сформулируете Ђвашуї тему?

Ц я совершенно не похож на свои фильмы. ¬ообще не похож на режиссера. —корее мен€ можно прин€ть за крестного отца, мафиози или, на худой конец, за м€сника, торговца, скромного труженика казино...   тому же никогда не стремлюсь произвести впечатление умного человека. ≈сть режиссеры, которые на съемках картинно прикладывают палец ко лбу, изобража€ процесс мышлени€, а € люблю прыгать, бегать и одновременно думать. —ме€тьс€ и одновременно снимать какие-то печальные вещи.

—уперменов мало Ц их в любой стране, любом обществе п€ть процентов. ј большинство Ц Ђчеховскиеї слабые люди. Ёто замечательна€ публика, она не может перейти некую нравственную грань, чтобы стать богаче и удачливее. ѕотому что у таких людей ранима€ и тонка€ кожа. ¬от € насколько мог и пыталс€ всю жизнь снимать кино о таких геро€х.

” мен€ нет ни одного фильма, где действуют плохие люди. ¬ последней ленте Ђ–айские птицыї даже кэгэбэшник Ц исключительно оба€тельный, милый, с красивым голосом человек. —мотришь на него и думаешь: неужели же он така€ сволочь?!

¬сегда был готов предположить, что даже у палача или фашиста, приход€щего домой, есть дети, внуки. „то дома он ведет себ€ совершенно по-другому. Ќо Ђна работеї исполн€ет нечто, что и делает его негод€ем...

ѕричем отрицательный герой не об€зательно должен быть убийцей или бандитом. Ёто может быть обыкновенный карьерист, который просто тупо выполн€ет служебное задание. » вот тот, кто подвержен такому служебному рвению, выпадает из моего пол€ зрени€, и лично € с такими людьми не дружу.  ак не дружу с людьми, которые рвутс€ во власть. ƒл€ чего они туда рвутс€?

Ќо мы же знаем и пор€дочных людей, которые вошли во власть и оттуда благополучно вышли, потому что не нашли там себ€?

Ц Ќо, к примеру, депутатство дало им все-таки привилегии, от которых трудно отказатьс€. ¬ласть и деньги Ц это така€ вещь, через которые редкому человеку дано пройти, не ув€знув. ѕричем люди при этом могут быть большими патриотами: одно другому не мешает. Ѕандит Ц он ведь тоже способен по-своему быть патриотом. ¬спомните комедию Ђ»ван ¬асильевич мен€ет профессиюї и фразу, которую бросает вор ћилославский: Ђ“ы что, царска€ морда, казенные земли разбазариваешь? “ак никаких волостей не напасешьс€!ї Ќу, чем вор ћилославский не патриот?!

¬ чем, на ваш взгл€д, заключаетс€ формула успеха ваших фильмов?

Ц Ќаверное, в том, что, когда надо, умею умерить аппетит, поскольку у мен€ есть принципы. ”мею не поддаватьс€ нажиму миллионеров, которые предлагают снимать своих любовниц за большие Ђбабкиї. ѕричем у мен€ не бывает последующих терзаний по поводу того, что Ђах, почему же € не согласилс€?ї ” мен€, к примеру, был опыт, когда, не скажу кто, предложил: Ђ–ома, $500 000 Ц тебе, $200 000 Ц мне, плюс Ц куча денег на картину. Ќо надо сн€ть подружку одного крутого человечка, причем в роли не об€зательно главной, но значительнойї. ј € тогда вынашивал замысел Ђјнгела-хранител€ї с Ћитвиновой и ћеньшиковым в главных рол€х.

—обрались мы в офисе в ћоскве, мен€ посадили в первый р€д. ¬ыходит любовница, претендующа€ на роль јнгела, смотрю € в ее лицо и чувствую, что никаким гримом ангела из нее не сделать. » когда огл€нулс€ на коллег, то все пон€ли, что вот сейчас мы все потер€ли эти очень большие деньги. я ни секунды потом не жалел, что отказалс€. ј молодой человек согласилс€ бы, наверн€ка, снимать эту даму в любой роли...

—тарые окна ѕарижа

_ƒл€ кого вы делаете кино? ƒл€ себ€, дл€ зрител€, дл€ того, чтобы ваши фильмы что-то изменили в душе сид€щих у экрана? » вообще, может ли искусство кино что-то изменить в душе зрител€?

Ц Ќет, конечно, изменить оно ничего не может. ’от€ знаю редчайший случай, когда, посмотрев гениальный спектакль, человек, например, сменил профессию инженера на творческую. Ќо это исключение из правил.

‘ильмы снимаю, в основном, дл€ себ€, как и многие режиссеры. Ќу, а все эти разговоры, что кино делаетс€ дл€ зрител€, Ц небольшое лукавство.  онечно, каждый фильм €вл€ет собой некое послание. ћои послани€ адресованы тем 70 процентам жителей бывшего ———–, которые в нынешней жизни никак не освоились и хотели бы назад. я назад не хочу. » если они поймут, почему дл€ мен€ назад пути нет, то € достиг цели.

»менно поэтому в моем последнем фильме Ђ–айские птицыї так ужесточена жизнь геро€. Ќе знаю, посмотр€т картину зрители или нет. ¬ ћоскве, дл€ того чтобы народ пошел на фильм, нужно вывесить бейсборды, запустить ролики на телевидении, дать рекламу на радио.... Ёто требует огромных средств.

 ак вообще относитесь к рекламе на улицах?

Ц ќна мен€ всегда раздражает, потому что, когда € снимаю, не могу сн€ть улицу в том виде, в котором она была построена: она вс€ в рекламных щитах и перет€жках, пластиковых окнах, стеклопакетах, в надпис€х. —ейчас проще снимать 19 век где-нибудь в имени€х, чем 1930-1960 годы да даже и 90-е на улицах городов. Ќе смог, например, сн€ть свой любимый  иев. ¬ ѕариже никто вам не позволит делать окна другими, чем они были 20 или 50 лет назад. ј у нас Ц пожалуйста! ƒл€ киношников это больша€ проблема, так как стерты архитектурные и бытовые приметы истории. я, снима€ старушку €кобы в 90-е, на фоне современного окна, должен это окно потом изменить в компьютере, иначе мне никто не поверит. ”ходит правда изображени€. Ќо зато ночью, слава богу, что-то стало видно из-за свет€щейс€ рекламы.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ѕорфирий »ванов. Ѕиографи€
ѕосетило:17220
ѕорфирий »ванов
ѕервый покоритель Ёвереста
ѕосетило:15472
Ёдмунд ’иллари
ћастер боевых искусств
ѕосетило:13282
—тивен —игал

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru