Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

–оман Ѕала€н

   /   

Roman Balayan

   /
             
‘отографи€ –оман Ѕала€н (photo Roman Balayan)
   

ƒень рождени€: 15.04.1941 года
ћесто рождени€: Ќеркин-ќратаг, , Ќагорный  арабах ,———–
¬озраст: 79 лет

√ражданство: –осси€

Ђ–айска€ птицаї –оман Ѕала€н

–ежиссер

ќбщатьс€ с режиссерами в рамках русско€зычных фестивалей в Ћондоне при€тно Ц на встречах царит камерна€ атмосфера. —оздаетс€ ощущение, что к человеку, чей фильм ты только что посмотрел, можно подобратьс€ очень близко; пон€ть, как он мыслит и что чувствует, наблюда€ за его манерой говорить, за выражением глаз во врем€ об€зательной части программы - Ђвопросов и ответовї.

09.06.2012

¬ Ћондон –оман Ѕала€н приехал на несколько дней Ц прин€ть участие в кинофестивале имени —ерге€ ѕараджанова. ≈го присутствие на фестивале было вполне логичным: прин€то считать, что –оман Ѕала€н Ц ученик ѕараджанова. ƒаже не будучи критиком, не заметить внимание обоих к тому, что прин€то называть вечными темами, органична€ способность не размениватьс€ по мелочам и кака€-то особа€ кавказска€ ответственность за каждое сказанное с экрана слово видны любому зрителю. ¬ фестиваль включили три ленты с ќлегом янковским Ц актером, который был голосом режиссера, в силу профессии остающимс€ за кадром: Ђѕолеты во сне и на€вуї, Ђ‘илерї и Ђ–айские птицыї. ѕоследн€€ картина Ц о судьбе молодого писател€ с лицом комсомольца —ерге€ √олобородько, о том, как во времена оттепели его роман Ђ—танци€  нольї становитс€ отправной точкой дл€ целой цепи событий: возвышенных чувств, любовных трагедий, полетов на€ву, обретени€ свободы и ухода вдохновени€Е

–оман Ѕала€н фотографи€
–оман Ѕала€н фотографи€

¬аши ленты были показаны в рамках фестивал€ ѕараджанова. ¬ы долго дружили. Ќа чем была основана эта дружба? ћожно сказать, что вы почувствовали какую-то внутреннюю св€зь?

-я был студентом Ц нас познакомил друг. » ѕараджанова € с первого взгл€да невзлюбил Ц подумал, что он очень надменный. ѕотом € посмотрел его картину Ђ“ени забытых предковї и пришел к нему домой восхищенный Ц так мне понравилс€ его кино€зык. ѕараджанов дружил со многими, его квартира была открыта круглые сутки Ц такой караван-сарай. Ќечего делать Ц

идем к ѕараджанову, нечего есть Ц идем к ѕараджанову. “ак в неделю € раз п€ть у него бывал. ’одил чаще других, так как окончил институт в 69-м году и не мог три года дождатьс€ дипломной работы Ц у мен€ было много свободного времени. ѕараджанова мы слушали часами Ц темперамент и энерги€ были бешеными. „ерез него мы знакомились с людьми искусства Ц к нему приводили любую иностранную культурную делегацию, как в советский светский салон, хот€ внутри ÷  он признан не был. ≈го вли€ние было колоссальным, мо€ дипломна€ работа стала сплошным подражанием ѕараджанову. я приехал учитьс€, дума€, что € гений, а тут пон€л, что гений-то он, а € таким никогда не буду.

» когда же вам удалось освободитьс€ от творческих пут ѕараджанова?

-Ќаверное, когда € снимал фильм Ђ аштанкаї. я стал находить собственный €зык, затем и тематику. я снимал много классики. —начала, конечно, подавал сценарии на современные темы Ц их считали слишком острыми и не принимали. “огда, чтобы не делать партийных фильмов, € перешел к русской классике. —читалось, что € ухожу от современных проблем Ц зато в моей биографии нет заказных фильмов. —обыти€ лент Ђ’рани мен€, мой талисманї и Ђѕолеты во сне и на€вуї могли бы произойти и сейчас. —ложна€ истори€ произошла с ЂЋеди ћакбет ћценского уездаї. ѕредседатель √оскино ———– решил, что € бы хорошо сн€л ленту по этому произведению Ћескова, а € его прочел и пон€л, что это совсем не мое, Ц но мне разрешили снимать по-своему. ” Ћескова она убивала не задумыва€сь, а у мен€ она сомневалась, мучилась Ц фильм стал менее страстным, но зато моим по духу.

ј вашим Ц это каким? –азмеренным, словно прокрученным на медленной скорости?

-ƒа, хоть дл€ широкого зрител€ медленное кино Ц это скучно. ћожно сн€ть по-другому Ц но зачем? я люблю смотреть боевики, а снимать их ни за что не буду. ∆изнь художника не об€зательно похожа на его творчество. ¬от € в жизни веселый человек, компанейский, пошутить люблю , а фильмы создают впечатление человека размеренного.

Ћучшие дн€

ќна смотрела на всех с высоты
ѕосетило:9043
“рейнтье  еевер
ƒмитрий јстрахан. Ѕиографи€
ѕосетило:1245
ƒмитрий јстрахан
‘лера —улейманова. Ѕиографи€
ѕосетило:206
‘лера —улейманова

ќткуда по€вилс€ сценарий фильма Ђ–айские птицыї? √лавный герой, писатель Ц это реальный человек?

-¬ 1990 году € в ѕариже в магазине случайно наткнулс€ на книгу ƒмитри€ —авицкого и загорелс€ идеей сн€ть по ней фильм, но в то врем€ не позволили обсто€тельства. » вот три года назад € вновь увидел эту книгу в  иеве. ћен€ прельстило, что герой летает: таким необычным и в то же врем€ простым способом он сбегает из коммунистической –оссии, где за свою работу может загреметь в тюрьму. “ема полета у мен€ во многих фильмах проходит рефреном Ц тема физической и духовной свободы.  огда мы растем, то всегда мечтаем, как птицы, летать. »ли как племена гиперборейцев. »ли как ѕараджанов Ц мы по земле ходили, а он летал на полтора метра выше всех. я его называл Ђопасно свободный человекї.

¬ чем заключалась опасность его свободы?

-≈го свобода могла ограничить свободу других людей Ц мы же были р€дом, когда он поносил советскую власть. ѕараджанова бы не тронули. ј мы-то кем были в то врем€? ƒали бы по шапке, и все! ≈му эту свободу позвол€ли, пока не посадили. ј срок ему дали, конечно, за его €зык без костей, а не за гомосексуальные пристрасти€, которые тоже были правдой, но дело, по которому его посадили, было сфабриковано.

 огда вы брали на роль ќлега янковского, понимали, что зрители будут проводить параллели с его ролью в ленте Ђѕолеты во сне и на€вуї, которую вы сн€ли в 70-х Ц тогда его герой мечтал летать?

-„естно, не думал. “акой анализ Ц это работа критиков. ќлег янковский Ц мой актер, которого € сн€л в шести фильмах, а даже у «ахарова он работал всего в трех. ћои герои Ц достойные люди, которые не могут реализоватьс€ в своей среде по разным причинам. ќни несвободны Ц они не могут летать не только физически, а духовно, им нельз€ этого делать. » даже если они умеют летать, финал все равно трагический. ¬ Ђ–айских птицахї янковский умеет летать и хочет бежать со своей молодой возлюбленной в ѕариж. Ќо сначала он должен передать свой дар Ц научить летать главного геро€, писател€. “от как раз не хочет никуда бежать Ц и все же оказываетс€ в ѕариже. ј геро€ янковского арестовывают, то есть в стране стремитьс€ к свободе Ц это пр€ма€ дорога в сумасшедший дом или в застенки  √Ѕ. ј писатель падает духом. ќказываетс€, что он, оторванный от родного дома, вырванный из своей страны, не может писать. Ёто не гимн —оветскому —оюзу, а просто признание того, что там, в ’’ веке, все основные талантливые вещи выходили из-за отсутстви€ свободы.  стати, в »нтернете по€вилась рабоча€ копи€, украденна€ с монтажного стола: видны прикрепленные к телам актеров веревки. ћен€ стали спрашивать, не специально ли € оставил эти веревки, нет ли в них особого подтекста. ќтвечаю: нет. я не настолько еще модернист!

“о есть творческие люди были заложниками собственной несвободы?

-ƒа, советска€ мысль рождалась из чувства сопротивлени€.  огда пришел 86-й год, перестройка, режиссеры не знали, что снимать Ц мы выросли в неволе. “ворчество было построено на аллюзи€х, метафорах, ассоциаци€х. Ёто мы, художники и интеллигенци€, страдали от недостатка свободы, а люд€м в принципе жилось не так плохо Ц им зарплату выдавали, на курорты посылали. —редний слой не ощущал несвободы, они сегодн€ тоскуют по размеренной жизни, когда за них все решали. ј мы не принимали советскую власть из-за недостатка личностной свободы.

ј какой вы режиссер? Ќа площадке вы царь и бог или либерал?

-≈сли бы € был деспотом, стал бы гением Ц в кино надо быть деспотом. ј так € на съЄмочной площадке всем прощаю. ј деспоты прекратили бы съемку, наказали виноватых, оштрафовали. ћне интереснее обдумывать идею фильма, вынашивать ее, а вот воплощать Ц это так утомительно. ¬се мои фильмы сн€ты хуже, чем € их придумал. » потом приходитс€ св€зыватьс€ с шестьюдес€тью людьми, тащитьс€ на съемки Ц ну не царское это дело. я терпеть не могу об€зательную программу в фигурном катании, мне ближе фейерверк произвольной. ∆естких режиссеров бо€тс€, а мен€ люб€т. ≈сли другие будут продлевать на четыре часа рабочий день, то участники съемочной группы попрос€т денег. ј у мен€ просить не будут, потому что работают из любви. я и съемки на четыре часа задерживать не буду Ц на следующий день доснимем. ќтдыхать надо!

¬аши фильмы нос€т характер исповедальный. »х воспринимаешь как что-то личное, вроде бы как ты знаешь режиссера Ѕала€на. ћожно сказать, что янковский был вашим альтер эго?

-ћне казалось, что через ќлега € могу исповедоватьс€ перед собой, перед поколением, обществом. ћожет, и были артисты лучше его, но вдвоем мы работали и мыслили на одной волне. ћне нравилась и его аристократическа€ внешность Ц может, € сам хотел быть таким. ≈го глаза, англосаксонские черты, его молчание на экране само по себе было игрой. ќн был моим артистом, моим героем, лучшие фильмы € сн€л с ним.

 акие же мысли вы транслировали через янковского?

-ћы занимались проблемами интеллигенции, проблемами статуса личности Ц в —оветском —оюзе нельз€ было быть личностью, нужно было быть винтиком. ¬се было не дл€ человека, а дл€ всех, дл€ идеи.  то-то погибал, кто-то тайнописью выражал свои мысли в литературе и кино, чтобы дураки не пон€ли. Ќаши фильмы могут быть скучны дл€ людей, которые не варились в этом соку. Ќо тот визави, с которым шла беседа, он понимал, о чем шла речь.

ќ чем бы вы сн€ли свою последнюю ленту?

-ћне очень нравитс€ один сценарий Ц он о судьбе семидес€ти процентов постсоветского населени€, о люд€х от 50 и старше, которые прожили эту ужасную, в чем-то прекрасную жизнь, которые не смогли в эту новую жизнь войти и не принимают ее. ќни, может, и захот€т себ€ увидеть на большом экране, но в кино эти люди не ход€т. “ам молодежь, котора€ живет сегодн€шним днем. „то было много лет назад, им неинтересно. ¬ —оветском —оюзе работало Ѕюро пропаганды кино Ц возили фильмы в самую глушь, по городам и вес€м. Ќа эти фильмы приходили фанаты кино, они еще час после фильма мурыжили теб€ разговорами.   несчастью, это все кануло в прошлое. ќстались попкорн, скорость, спецэффекты Ц а п€тидес€тилетний зритель не пойдет в кино, потому что там попкорн. Ќынешнее молодое поколение художественно мне неинтересно Ц слишком прагматично. ƒаже когда не было денег, € жил широко и одалживал другим, потом перезанимал Ц а как же у кавказца нет денег? » все думали, что € богат. Ќо € мог не за деньги снимать фильм, который нравилс€, а эти хот€т за деньги. » € их понимаю Ц труд надо оплачивать, но мы по-другому выросли. ќ своем поколении € бы сн€л фильм, как прощальное танго, как последний поцелуй Ц и иронично, и люб€.

ј работа в театре вас не привлекает?

-я снимал дл€ театра Ђ—овременникї телеспектакли. √алина ¬олчек дала мне возможность некоторые пересн€ть по-своему. “еатр и кино Ц разные профессии. ћне казалось, что € бы полностью состо€лс€ в театре. “ам не надо ждать погоды дл€ съемок, нужен свет Ц пожалуйста. »зменить диалог или игру Ц можно выйти на сцену с шестого р€да и объ€снить актерам свою позицию. ћне предлагают работу в театре и в ћоскве, и в  иеве. ≈сли бы это был мой театр мест на 200, где € не гастролер, а главный человек, то € бы согласилс€. Ќо это утопи€ Ц такие мечты не должны сбыватьс€. ѕочти как с полетами в моих фильмах.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

—инди  роуфорд. Ѕиографи€
ѕосетило:9945
—инди  роуфорд
ќснователь группы Boney M.
ѕосетило:11571
‘рэнк ‘ариан
ѕосол —очи 2014
ѕосетило:20314
ќлес€ ¬ладыкина

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru