Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

¬адим јбдрашитов

   /   

Vadim Abdrashitov

   /
             
‘отографи€ ¬адим јбдрашитов (photo Vadim Abdrashitov)
   

ƒень рождени€: 19.01.1945 года
ћесто рождени€: ’арьков, ———–
¬озраст: 75 лет

√ражданство: –осси€

“акого кинобазара, как в –оссии, нет нигде

кинорежиссер

√остем недавней редакционной летучки ЂЌ»ї стал ¬адим јЅƒ–јЎ»“ќ¬ Ц один из крупнейших отечественных кинорежиссеров.

19.04.2008

Ќесмотр€ на то, что его трудно отнести к таким Ђмедийнымї персонам, как Ќикита ћихалков, —танислав √оворухин, јлексей Ѕалабанов или ‘едор Ѕондарчук, именно фильмы от јбдрашитова можно назвать классикой современного киноискусства. ѕоэтому и разговор с нашим гостем получилс€ интересным и содержательным Ц о деньгах в кино, о зрител€х и о будущем поколении режиссеров, которые сегодн€ поступают во ¬√» , не посмотрев ни одного фильма Ёйзенштейна (видеоверсию беседы смотрите ниже).

¬адим јбдрашитов фотографи€
¬адим јбдрашитов фотографи€

Ц ¬адим ёсупович, только что завершилс€ сезон раздачи кинонаград: позади ЂЅелый слонї, Ђ«олотой орелї и ЂЌикаї. “ри ведущие премии страны впервые за семь лет разошлись так, что ни один кинематографист не смог сделать Ђхет-трикї.  ак вы оцениваете их итоги?

Ц  акие-то перекосы в нашем премиальном процессе есть, но в целом результаты естественны.  ритики сегодн€ считают необходимым поддерживать Ђпилотныеї проекты, то есть те фильмы, которые ищут и наход€т что-то новое, в частности, обновл€ют кино€зык. јкадемические премии Ц статистические результаты голосовани€, которые выражают усредненные вкусовые пристрасти€ и представлени€ о том, что есть хорошо.

Ќичего удивительного тут нет. —огласитесь, было бы чрезвычайно странно, если бы Ђќрелї не наградил картину ћихалкова, а критика не отметила Ђ√руз 200ї Ѕалабанова и Ђќтрывї ћиндадзе. ≈стественно и то, что ЂЌикаї так отметила Ђћонголаї Ц академики понимают, какой огромный труд вложен в этот фильм и какого класса профессионалы на нем работали. ѕро ЂЌикуї € точно знаю, что голоса считаютс€ абсолютно честно, и в этом может удостоверитьс€ каждый. ƒл€ мен€ ЂЌикаї Ц абсолютно демократический институт, так что все происход€щее на ней Ц это зеркало дл€ всех нас, сегодн€шних киноакадемиков, которых более шестисот, а это примерно 15% —оюза кинематографистов. „то происходит на других преми€х, не знаю.

Ц ј вам не кажетс€, что кинематографисты, которые вход€т в обе академии, Ђќрлаї и ЂЌикиї, в €нваре голосуют так, а в марте иначе, применительно к той или иной премии?

Ц  ак режиссер, такого раздвоени€ личности € представить себе не могу. Ќо дл€ мен€ интересен другой вопрос: премиальный сезон позади, а где зрители могут увидеть лучшие фильмы прошлого года? ƒопустим, что Ђ12ї и Ђћонголаї все, кто хотел, уже посмотрели, но остаютс€ Ђѕростые вещиї, остаетс€ выдающийс€ документальный фильм  остомарова и  аттина Ђћатьї, который видели только академики, критики и фестивальна€ публика. ƒл€ мен€ это событие года, и € удивлен, что он осталс€ без ЂЌикиї. ’орошо, что хоть критики отдали фильму свою премию.

Ц  ак лично вы относитесь к тому, достаетс€ вашей картине та или ина€ преми€ или не достаетс€? ѕреми€ Ц адекватна€ оценка вашей работы или вы воспринимаете ее просто как при€тный подарок?

Ц ќтношусь довольно спокойно.  онечно, получить премию при€тно, но, с другой стороны, € привык к тому, что наши картины получают признание не сразу, а лишь по прошествии времени.

Ћучшие дн€

—амый высокий человек —Ўј
ѕосетило:13513
»горь ¬овковинский
јлександр ќстужев. Ѕиографи€
ѕосетило:7922
јлександр ќстужев
“ать€на —анина. Ѕиографи€
ѕосетило:7001
“ать€на —анина

Ц ј то пошел зритель на ваш фильм или нет, €вл€етс€ дл€ вас критерием его оценки?

Ц Ќе всегда. —егодн€, при ненормальных услови€х проката Ц точно не €вл€етс€. ƒл€ большинства серьезных картин у нас практически нет проката: фильмы выход€т мизерными тиражами и без рекламы. ќщущение такое, что их бросают в прокат, чтобы они там утонули. “елеканалы раскручивают только те фильмы, которые произвели сами, и не замечают чужие.  ак тут можно говорить о сборах как о показателе оценки твоего труда? я не хочу сказать, что делаю картины, на которые народ должен валом валить, но большинство наших фильмов имеет достаточный зрительский потенциал Ц хот€ бы потому, что в них есть и мелодраматическа€ пружина, и закрученный сюжет, и замечательные актеры. ѕока в стране был нормальный прокат, зрители на наши картины ходили, и сборы при маленьком числе копий были неплохие. ƒаже такой публицистический фильм, как Ђќстановилс€ поездї, где нет ни одной женской роли, а есть два немолодых и не очень красивых человека, которые спор€т друг с другом в заштатной гостинице, со временем посмотрели 10 миллионов зрителей. ≈сли бы столько народу пришло на него сейчас, сколько бы он денег собрал?

Ц —обрал бы, как Ђ»рони€ судьбы-2ї Ц 50 млн. долларов. Ќо показчики в один голос утверждают, что незрелищному фильму не поможет ни реклама, ни увеличение числа копийЕ

Ц ќни отчасти правы, отчасти лукав€т. ¬се дело в услови€х, в которые они поставлены. Ёти услови€ очень просты Ц показчики должны зарабатывать деньги. ѕроблема в том, что между ними и государством нет определенной договоренности, как следует прокатывать отечественное кино, чтобы оно было достаточно представлено на экранах. “ака€ договоренность имеетс€ во всех странах, заинтересованных в развитии собственной национальной культуры. ј у нас ее нет. » ни в одной цивилизованной стране мира нет такого кинобазара, как в –оссии. Ќи одна страна в мире так не предает свой кинематограф, как наша.

Ц „то это за договоренность?

Ц —уществуют дес€тилети€ми отработанные методы поддержки национального кино. я не говорю о запретах и квотах, € говорю об экономическом протекционизме. ≈сли в Ѕоливии человек приходит посмотреть латиноамериканский фильм, то из стоимости билета хоз€ину кинотеатра достаетс€ три доллара, а если на зарубежный, то один доллар, а три за вычетом налога уход€т на развитие национального кино. ѕон€тно, в чем заинтересован показчик?

Ц ѕон€тно. ¬ том, чтобы списать сборы с зарубежного фильма на отечественный.

Ц ¬ ———– так и делали, но чтобы это пресечь, нужны лишь едина€ регистраци€ купленных билетов и оперативный контроль налоговой полиции. ј знаменита€ французска€ система, котора€ действует уже дес€тилети€? “ам все продумано. Ќапример, телевидению запрещено показывать новые игровые ленты в среду, п€тницу и субботу, то есть в те дни, когда на экраны кинотеатров выход€т новые французские фильмы. √осударство заботитс€ о том, чтобы “¬ не отт€гивало людей от кино! ј как было с Ђновой волнойї французского кино на рубеже 50Ц60-х годов? √руппа кинокритиков Ц “рюффо, √одар, –иветт Ц попробовала себ€ в режиссуре. ¬ышло несколько удачных фильмов. » правительство тут же издало закон о поддержке национального кино. ѕочему оно это сделало? ѕотому что общественность воодушевилась, а правительство заинтересовано в том, чтобы удовлетвор€ть желани€ общества, так там у них устроено. ј у нас этого не происходит, потому что нет гражданского общества. Ќекому давить на власть, а власть такое положение с национальной культурой, видимо, устраивает. я это вижу, хот€ пон€ть не могу.

Ц √овор€ о мерах поощрени€ национального кино, вы учитываете, что с советских времен публика сильно изменилась?

Ц я скажу иначе: публику изменили! ¬ том числе политикой кинопроката. я это очень хорошо знаю, потому что каждые п€ть лет набираю мастерскую во ¬√» е. » если сравнить тех реб€т, что поступали 15 лет назад, с теми, что поступают сейчас, то нынешние Ц словно с другой планеты.

Ц ¬ чем это про€вл€етс€?

Ц ¬ том, что с ними поначалу невозможно найти общий €зык. Ќе в том смысле, что € говорю по-русски, а они по-марсиански, а в том, что у нас нет общей культурной базы, нет общих мифологем. ј они должны быть, иначе какой возможен диалог? —туденты должны понимать, что означают слова преподавател€: ЂЌе строй из себ€ Ќаташу –остову, если играешь  атюшу ћаслову!ї. Ќо они плохо помн€т Ќаташу и не знают, кто така€  атюша! Ѕлагодар€ д€д€м и тет€м, которые так построили учебный процесс в школе и так сократили количество часов по литературе. Ёто заставл€ет и нас понижать критерии. ¬едь если мы будем примен€ть к новым абитуриентам требовани€ дес€тилетней давности, то просто не наберем курс. я уж молчу о том, с какими требовани€ми принимали насЕ

Ц Ќет, вы расскажитеЕ

Ц —идит преподаватель, перед ним пачка репродукций. ЂЁто чь€ картина? –епина, говорите? ¬ы свободны, молодой человек. —ледующий!ї ЂЁто чь€ картина?ї Ц Ђ¬ан √ога? ѕравильно. ј в каком музее находитс€?ї. ѕон€тно? ј попробуйте сегодн€ спросить у абитуриента имена трех сестер или фамилию шурина д€ди ¬ани Ц не ответ€т, хоть ты их режь. ’орошо, если самого д€дю ¬аню знают. » это € говорю не о бездар€х, а о люд€х, в которых чувствуютс€ способностиЕ

Ц » что же вы делаете?

Ц —обираем их в июле после зачислени€ и говорим: до сент€бр€ вы должны прочесть следующие книги. » далее по списку Ц от Ђ апитанской дочкиї до Ђѕреступлени€ и наказани€ї и дальше. » так на всех каникулах, пока хот€ бы школьную литературу не прочтут. Ќу и, конечно, советуем, на какой спектакль сходить, какую выставку посмотреть. »з ста процентов педагогических усилий шестьдес€т уход€т на загрузку этого багажа. — таким  ѕƒ Ц стоит ли вообще заниматьс€ обучением?

Ц  инообразование абитуриентов, наверное, еще ниже, чем литературное?

Ц Ќе то слово. —прашиваем парн€ из ѕерми: Ђ—кажите, какой из фильмов Ёйзенштейна вам больше всего нравитс€ и почему?ї. ѕауза, после которой вы€сн€етс€, что он не видел ни одного. ¬ приемной комиссии небольша€ паника: дожили, поступающий на режиссуру не видел Ёйзенштейна! Ђƒа вы понимаете, куда пришли поступать?!ї Ц уже чуть не кричим на него. ќн отвечает: Ђј где € мог их посмотреть?ї. ћы начинаем нести какую-то чушь про кассеты, диски, телеканалы. ќн говорит: Ђ” нас в городе ничего нет, пираты не продают Ёйзенштейна, € спрашивал. » по Ђ ультуреї, где можно посмотреть старые фильмы, тоже не показывалиї. ¬от вам изменени€ в самой лучшей части публики, котора€ т€нетс€ к кино...

Ц ¬ы работали в 80-е годы, работали в 90-е, работаете в нулевые.  огда легче?

Ц ѕри большевиках. “огда было два страшных момента Ц прохождение сценари€ и сдача картины. —ценарий могли зарубить, фильм Ц положить на полку. Ќо € к этому всегда относилс€ как к части процесса. ƒеньги на кино давала власть, и она, в общем, имела право требовать, чтобы в фильме было то, что ей надо. Ќо ведь была возможность сопротивл€тьс€. —давали фильмы по восемь мес€цев, но редакторские поправки не принимали. Ўоу из этого не устраивали, интервью западным Ђголосамї не раздавали, просто держались, спасали фильм. «а Ђќхоту на лисї, точнее, за Ђнеправильноеї изображение представител€ рабочего класса, € был даже уволен с Ђћосфильмаї, правда, всего на три дн€. ¬с€ко бывало. ¬се наши картины имеют трудную биографию... «ато производственный процесс был отлажен. –ежиссер вообще не знал, что такое деньги. Ѕухгалтер дважды в мес€ц выдавал зарплату Ц вот и все финансовые отношени€. —колько уходит на декорации, сколько на массовку? –ежиссер и знать не знал, всем занималс€ директор группы. ƒа что говорить, если “арковскому позволили пересн€ть Ђ—талкерї практически заново! „то-то ему там не понравилось, он представил дело так, что надо сн€ть заново, и получил разрешение. ‘антастика!

¬ 90-е годы было, пожалуй, труднее всего.  огда мы снимали на ”краине Ђјрмавирї, у нас не было денег, чтобы расплатитьс€ за гостиницу, опаздывало перечисление... » администраци€ гостиницы отобрала все наши паспорта и заперла их в сейф. ј нам нужно было актеров в ћоскву отправл€ть на спектакли и везти обратно Ц как без паспортов через границу? ѕриходилось давать вз€тки проводникам и подкупать бригадиров поездов. ѕр€мо во врем€ съемок на ќдесской студии пожарные вдруг отключили светЦ таким способом они требовали денег. ј рухнувший в то врем€ прокат?!

Ц ¬ы никогда не думали о том, чтобы сн€ть фильм, скажем, дл€ Ђќскараї?

Ц Ёто слишком специфическа€ задача. “ут с самого начала надо, как нынче говор€т, Ђзатачиватьї картину под это. » умение требуетс€. Ќо заточка всегда выпирает. ƒа и что такое нынешний Ђќскарї? ¬ 70-е годы эту премию получали Ђ рестный отецї, Ђѕолет над гнездом кукушкиї, Ђѕоследний нар€дї Ц великие достижени€ мировой кинокультуры, а потом что? Ђћолчание €гн€тї? Ђ“итаникї с дев€тью преми€ми? ћожет, сейчас Ђќскарї Ц это приз все-таки за достижени€ в кинобизнесе?  иноискусство Ц все-таки не просто бизнес и часто опережает врем€.  ак фундаментальна€ наука. ƒелает ученый что-то совершенно абстрактное, непон€тное почти никому и вроде бы ни к чему не приложимое, а через дес€ть лет гл€дишь Ц пригодилось, да еще какЕ




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

—амый высокий актер
ѕосетило:19370
ѕитер ћейхью
Ѕобби ћур. Ѕиографи€
ѕосетило:13906
Ѕобби ћур
Ћюдмила –уденко. Ѕиографи€
ѕосетило:9168
Ћюдмила –уденко

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru