Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

¬адим јбдрашитов

   /   

Vadim Abdrashitov

   /
             
‘отографи€ ¬адим јбдрашитов (photo Vadim Abdrashitov)
   

ƒень рождени€: 19.01.1945 года
ћесто рождени€: ’арьков, ———–
¬озраст: 75 лет

√ражданство: –осси€

Ѕиографи€

кинорежиссер

¬адим ёсупович јбдрашитов удостоен почетного звани€ ЂЌародный артист –оссииї (1992), награжден орденом Ђ«а заслуги перед ќтечествомї IV степени (2006). ќн Ц лауреат √осударственной премии ———– (1991), √осударственной премии –—‘—– (1984), премии Ћенинского комсомола, премии ѕрезидента –‘. ‘ильм Ђ—лугаї удостоен на Ѕерлинском фестивале премии имени јльфреда Ѕоуэра за развитие киноискусства и премии Ёкуменического жюри. ‘ильм Ђѕьеса дл€ пассажираї там же в Ѕерлине получил Ђ—еребр€ного медвед€ї. «а фильм Ђѕлюмбум, или ќпасна€ играї ¬.ё. јбдрашитов награжден золотой медалью 44-го ћеждународного кинофестивал€ в ¬енеции.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

12.09.2006

одилс€ 19 €нвар€ 1945 года в ’арькове (”краина). ќтец Ц јбдрашитов ёсуп Ўакирович (1918Ц1998), военнослужащий. ћать Ц јбдрашитова √алина Ќиколаевна (1922Ц2002), инженер-химик. —упруга Ц “оидзе Ќателла (1950 г. рожд.) Ц известный живописец, награждена золотой медалью –оссийской академии художеств. —ын Ц јбдрашитов ќлег ¬адимович (1973 г. рожд.), окончил ћ‘“», затем  олумбийский университет, работает в —Ўј, специалист в области информационных технологий. ƒочь Ц јбдрашитова Ќана ¬адимовна (1980 г. рожд.), окончила –ј“» (мастерска€ —. Ѕархина), театральный художник.

¬адим јбдрашитов фотографи€
¬адим јбдрашитов фотографи€

ќтец ¬адима јбдрашитова родом из —емипалатинска, рано лишилс€ матери, жил с отцом и старшим братом ’акимом. ¬ будущем ’аким Ўакирович избрал партийную карьеру, работал в ÷  компартии  азахстана. ёсуп Ўакирович стал военным, служил в войсках св€зи, в железнодорожных войсках. ¬ годы ¬еликой ќтечественной войны воевал на Ѕелорусском фронте, затем был отозван из действующей армии, участвовал в восстановлении разрушенного войной хоз€йства «ападной ”краины. —о своей будущей супругой и матерью ¬.ё. јбдрашитова √алиной Ќиколаевной он познакомилс€ в “омске.

Ѕудучи сыном офицера, ¬адим јбдрашитов вместе с родител€ми кочевал по всему ———–: жил на  амчатке, —ахалине, во ¬ладивостоке, Ћенинграде, где отец училс€ в военной академии. ѕо окончании академии ёсуп Ўакирович был назначен в город Ѕарабинск военным комендантом крупного железнодорожного узла. ¬ Ѕарабинске ¬адим т€жело заболел, с трудом поправл€лс€, врачи насто€тельно советовали сменить климат. ќтец написал письмо министру обороны –.я. ћалиновскому, в котором рассказал все, что произошло с сыном, и просил перевести его на юг. ƒо сих пор в семье јбдрашитовых как чудо воспринимают тот факт, что письмо простого офицера дошло до адресата, было рассмотрено, просьба удовлетворена и через неделю ёсуп Ўакирович получил приказ о назначении в јлма-јту. “ак, в 1956 году јбдрашитовы переехали в столицу  азахстана.

¬ школе ¬адим училс€ хорошо, очень много читал (у родителей была больша€ библиотека), увлекалс€ буквально всем подр€д Ц от театральных студий до физико-математических кружков. ¬ 7-м классе он страстно увлекс€ химией, за год изучил весь школьный курс по этому предмету. ѕосле 7-го класса јбдрашитов поступил в јлма-јтинский техникум железнодорожного транспорта по специальности, св€занной с электроникой и св€зью, в экспериментальную группу.

ќднажды двоюродный брат подарил ¬адиму фотоаппарат Ђ омсомолецї. — тех пор фотографи€ стала одним из основных его увлечений. ¬месте с младшим братом »горем выпиливали лобзиком из дерева фигурки сказочных персонажей, выстраивали декорации и снимали диафильмы на обратимую пленку, которые потом показывали вечерами в подъезде. ¬ этот импровизированный кинотеатр сбегались реб€тишки со всего двора.

Ќесколько лет ¬адим посещал детскую театральную студию при јлма-јтинском “ё«е, в которой начинали свой творческий путь народный артист –оссии јлександр ‘илиппенко и ¬ладимир “олоконников, сыгравший Ўарикова в Ђ—обачьем сердцеї режиссера ¬ладимира Ѕортко.

12 апрел€ 1961 года полет ё.ј. √агарина все перевернул Ц этой же весной ¬адим оставил техникум, экстерном сдал экзамены за среднюю школу и уехал в ћоскву Ц заниматьс€ физикой и космосом.

¬адим јбдрашитов поступил в знаменитый ‘изтех (ћ‘“») в ƒолгопрудном, на факультет химической физики. ≈му посчастливилось увидеть, услышать великих ученых: он училс€ у ».≈. “амма, Ќ.Ќ. —еменова, Ћ.Ѕ.  удр€вцева, ездил на физфак ћ√” слушать лекции Ћ.ƒ. Ћандау. ѕо стопам ¬адима пошел и младший брат »горь Ц окончил ћ»‘», работал в области €дерной физики, к великому сожалению, в 34 года умер от облучени€...

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

√оды, проведенные в ‘изтехе, совпали с ренессансом Ђоттепелиї: ¬адим и его друзь€ много читали, много пели (ј. √алич, Ѕ. ќкуджава, ё. ¬избор, ј. √ладилин, √. ¬ладимов), в театральной жизни по€вилс€ Ђ—овременникї, на экране Ц италь€нский неореализм, гремели ≈. ≈втушенко и ј. ¬ознесенский, вовсю звучал ¬. ¬ысоцкий, печаталс€ ¬. јксенов, в ЂЌовом миреї вышел Ђќдин день »вана ƒенисовичаї ј. —олженицына и томик ј. ѕлатонова, родилс€  ¬Ќ. —амо врем€ требовало максимальной реализации, поиска себ€.

Ќа часто задаваемый режиссеру вопрос, что побудило профессионального физика зан€тьс€ созданием кино, ¬адим ёсупович всегда отвечает: Ђќбуча€сь на ‘изтехе, € уже знал, что буду кинорежиссером. » всерьез готовилс€ к этому: читал, фотографировал, смотрел фильмы, пробовал писать, работал в институтской многотиражкеї.

¬месте с ним в ћ‘“» училс€ будущий народный артист –оссии јлександр ‘илиппенко (с которым они вместе занимались в алма-атинской студии), к тому времени уже много выступавший в  ¬Ќ и на эстраде. ќн познакомил јбдрашитова с ћарком √ригорьевичем –озовским, у которого играл в студии ЂЌаш домї. Ќезабываемыми были встречи студентов ћ‘“» с корифе€ми: ј.». ’ачатур€ном, —.ј. √ерасимовым, ћ.». –оммом. ќщущение ¬адима, что он будет заниматьс€ кино, сложилось четко и €сно. јбдрашитов начал серьезно готовитьс€ к поступлению во ¬√» .

ƒорога в кино шла отнюдь не по пр€мой линии. ќтучившись 3 года в ‘изтехе, јбдрашитов перевелс€ в ћосковский химико-технологический институт имени ƒ.». ћенделеева (ћ’“») с его мощной в те годы любительской киностудией. ѕосле окончани€ ћ’“» в 1967 году јбдрашитов, как и любой другой выпускник вуза, по тогдашним законам должен был 3 года отрабатывать первое образование. ќн пошел на ћосковский завод электровакуумных приборов, в цех, осваивавший опытное производство цветных кинескопов. –аботал технологом, инженером, мастером, заместителем начальника цеха, производственную карьеру закончил начальником цеха. ¬се это врем€ јбдрашитов продолжал готовитьс€ ко ¬√» у, под псевдонимами посылал работы (рассказы, сценарии, раскадровки различных литературных произведений) на предварительный творческий конкурс.

Ќаконец, в 1970 году он поступил во ¬сесоюзный государственный институт кинематографии, в мастерскую великого режиссера, крупного художника, человека поистине энциклопедических знаний ћ.». –омма. Ёто была втора€ встреча. —удьбе было угодно, что его перва€ случайна€ встреча с ћ.». –оммом состо€лась в далеком 1961 году, когда он только что стал студентом ћ‘“». ѕриехав в конце августа из јлма-јты и направл€€сь из аэропорта в ƒолгопрудный, он попросил шофера такси проехать по ночной ћоскве через центр. Ќа одной из улиц движение оказалось перекрытым.  то-то сказал, что снимают фильм. ¬адим вышел из машины, и, миновав оцепление, приблизилс€ к съемочной группе. ¬ режиссере он сразу узнал знаменитого ћ.». –омма.  ак потом вы€снилось, снималс€ один из эпизодов фильма Ђƒев€ть дней одного годаї...

  несчастью, уже когда ¬адим училс€ на 2-м курсе, ћихаила »льича не стало, и студентов его мастерской доводил до диплома Ћ.ј.  улиджанов.

¬адим јбдрашитов женилс€ на художнице Ќателле “оидзе, представительнице известной творческой династии. ≈е дед ћ. “оидзе Ц ученик ». –епина, в годы учебы в ѕетербургской академии художеств познакомилс€ со своей будущей женой ј. —утиной, котора€ в то врем€ занималась на курсах иконописи. ѕосле свадьбы они уехали в “ифлис. »х дети нашли свой путь в искусстве. »х имена хорошо известны: художник »раклий “оидзе, архитектор Ќина “оидзе, народна€ артистка ———– јлександра “оидзе, скульптор и график √еоргий “оидзе (отец Ќателлы).

ѕерва€ киноработа ¬адима јбдрашитова Ц документальный фильм Ђ–епортаж с асфальтаї, сн€тый им на 1-м курсе ¬√» а, был отмечен многими призами студенческих кинофестивалей, ее высоко оценил ћ.». –омм. Ќа 3-м курсе јбдрашитов сн€л курсовую работу по рассказу √ригори€ √орина Ђќстановите ѕотапова!ї. ‘ильм стал вгиковской сенсацией, его широко показывали, и молодому режиссеру предложили защитить его в качестве дипломной картины. ¬ 1974 году ¬адим ёсупович с отличием окончил ¬√» .

 артина Ђќстановите ѕотапова!ї сразу стала известной, и јбдрашитова пригласили работать на Ђћосфильмї, в студию руководимую корифеем отечественного кино ё.я. –айзманом (ныне студи€ Ђј– -фильмї), р€дом с которым јбдрашитову посчастливилось работать более 20 лет. ќбуча€сь у таких мастеров, јбдрашитов сумел вобрать все лучшее, что было в творчестве каждого, и выработать свои неповторимые принципы творчества. ѕосле смерти ё.я. –айзмана ¬адим ёсупович возглавил в качестве художественного руководител€ студию Ђј– -фильмї киноконцерна Ђћосфильмї.

Ѕольше года ¬адим јбдрашитов искал сценарий, перечитал их более двухсот. —реди них были и хорошие, превратившиес€ потом в заметные картины. ЂЌо все это было не моеї, Ц вспоминает ¬адим ёсупович. “ак продолжалось до тех пор, пока в 1975 году он не прочитал сценарий молодого, неизвестного тогда драматурга јлександра ћиндадзе Ђ то-то должен защищатьї. –ежиссер позвонил автору, они встретились и сразу стали работать вместе, подружились. ¬адим јбдрашитов обрел близкого по мироощущению сценариста, с которым за 30 лет сн€то 11 лент: Ђ—лово дл€ защитыї (1976), Ђѕоворотї (1978), Ђќхота на лисї (1980), Ђќстановилс€ поездї (1982), Ђѕарад планетї (1984), Ђѕлюмбум, или ќпасна€ играї (1986), Ђ—лугаї (1988), Ђјрмавирї (1991), Ђѕьеса дл€ пассажираї (1995), Ђ¬рем€ танцораї (1998), Ђћагнитные буриї (2003). ¬адим јбдрашитов работал с прекрасными операторами ё. Ќевским, √. –ербергом, Ё.  араваевым, ј. «аболоцким, ё. Ўайгардановым, ¬. Ўевциком. ƒве его картины Ц Ђ—лугаї и Ђјрмавирї Ц сн€л ƒ. ≈встигнеев.

ѕервый же фильм ¬адима јбдрашитова в большом кино стал творческой удачей.  артина Ђ—лово дл€ защитыї (1976) была в центре пристального внимани€ критики и зрителей Ц ее посмотрели 35 миллионов человек. ќна была отмечена наградами и призами различных кинофорумов. ѕронзительна€ истори€ любви простой девушки-почтальона проецировалась на жизнь ее адвоката, защищавшую девушку в суде. ƒве женские судьбы, истории их чувств, помещенные в узнаваемые реалии времени и среды, не могли оставить зрителей равнодушными. ¬ фильме €рко про€вилс€ талант јбдрашитова, умеющего тонко и глубоко работать с актерами. ¬ картине блистали молодые ћ. Ќеелова, ќ. янковский, —. Ћюбшин. —оздатели фильма удостоены премии Ћенинского комсомола.

¬ такой же напр€женной атмосфере нравственных поисков наход€тс€ герои картины Ђѕоворотї (1978), молодые благополучные супруги ¬еденеевы, на взлете жизненных успехов вдруг столкнувшиес€ с необходимостью жесткого решени€ моральной проблемы.  инематографом нравственного беспокойства называли такое кино. Ќеожиданными гран€ми своего таланта сверкнули у јбдрашитова ќ. янковский и ».  упченко.

√еро€ми картин јбдрашитова и ћиндадзе станов€тс€ простые люди, наши современники, живущие далеко от столиц, в небольших провинциальных городах. ќни работают на заводах и фабриках, в железнодорожных депо и шахтах. ” них семьи, дети, нормальна€, обычна€ жизнь. » всегда они чувствуют силовые токи времени и ¬ремени исторического. –ежиссер тонко и глубоко рассказывает о совсем непростой жизни этих простых людей.

¬ 1980 году был сн€т фильм Ђќхота на лисї, оказавшийс€ фундаментальным и принципиальным дл€ творчества режиссера.  артина €вилась событием в отечественном кино: так о рабочем человеке еще никто не рассказывал.

¬адим јбдрашитов Ц один из немногих художников, чье кино с поразительной последовательностью и проницательностью воспроизводит подлинный состав времени, в котором пребывают режиссер и его герои. ѕервые 3 его картины Ц своеобразна€ семейна€ трилоги€. Ђƒраматургическое и режиссерское письмо здесь еще подчеркнуто пр€молинейно УреалистичноФ, пребыва€ в подчеркнуто же бытовых интерьерах. ќно тщательно воспроизводит всю именно бытовую фактуру позднесоветского существовани€. » Ц разом, УвдругФ, та не€сна€ тревога, те, казалось, сугубо семейные кризисы откровенно и грозно преломл€ютс€ Ц из диагноза в прогноз в фильме Уќстановилс€ поездФї (¬. —куратовский).

 артина Ђќстановилс€ поездї (1982) до сих пор привлекает внимание зрителей. —мело поставленные вопросы, подн€тые глубинные проблемы нашей жизни, блест€щий дуэт выдающихс€ актеров ќ. Ѕорисова и ј. —олоницына сделали этот фильм актуальным и востребованным. » как всегда, крупный масштаб проблем сочеталс€ у јбдрашитова с тонким психологизмом морального поединка героев Ц следовател€ и журналиста. ЂФќстановилс€ поездФ угрюмо и честно предсказывает катастрофу. ќстановилс€ не только поезд. ”же изношена не только сама инфраструктура советской цивилизации, но и все остальное в ней. У–асписаниеФ всех ее УпоездовФ уже готово к неисполнениюї (¬. —куратовский). «а эту картину ¬адим јбдрашитов удостоен √осударственной премии –—‘—–.

Ђ∆елезнодорожна€ї метафора јбдрашитова в следующем его фильме и вовсе преломл€етс€ в грандиозно-космическую Ч Ђѕарад планетї (1984). ¬ нем Ђреалистическоеї окончательно преломл€етс€ в притчевое. Ђѕарад планетї Ц фильм, открывший новую грань в творчестве режиссера. ћощное метафорическое начало в картине развивало кинематографический €зык современного кино. ѕри этом фильм глубоко и всерьез рассказал о духовных поисках поколени€ 40-летних людей середины 1980-х годов. »стори€ о военных сборах дл€ нескольких друзей перешла в путешествие по собственной жизни, в путь к самим себе.

Ћента Ђѕлюмбум, или ќпасна€ играї (1986) неожиданно тревожно говорила о проблеме власти, попавшей в руки человека, ни духовно, ни душевно к этому не готового. »стори€ мальчика по прозвищу ѕлюмбум, который не чувствует боли, которому одновременно 15 и 40 лет, превратилась в притчу. ‘ильм стал широко известен критике и зрител€м у нас и за рубежом.

Ђ—лугаї (1988) Ц картина, вновь рассказывающа€ о власти и рабстве, рабстве внутреннем, духовном. ƒуэт ’оз€ина и —луги (ќ. Ѕорисов и ё. Ѕел€ев) стал каноническим: под руководством режиссера актерам удалось выразительно показать эту сложную, неоднозначную взаимозависимость глубинных категорий человеческого существовани€ Ц свободы и рабства. » оп€ть это было создано не на абстрактном материале, а в предельно узнаваемых реали€х нашей жизни. ѕартийный босс и его личный шофер, неожиданно превращающийс€ в дирижера большого хора, Ц такого в отечественном кино еще не было.  артина оказалась новаторской, творчески и граждански смелой и отмечена √осударственной премией ———–.

¬ 1991 году режиссер снимает фильм Ђјрмавирї, в котором снова про€вл€ет себ€ автором, развивающим кино€зык и став€щим перед собой принципиально новые дл€ себ€ задачи. »стори€ людей, потер€вших друг друга во врем€ кораблекрушени€ и теперь, на берегу, исступленно друг друга ищущих, отозвалась вниманием зрителей в непростое врем€ начала 1990-х годов.

Ђ¬ообще квазиперестроечна€ трилоги€ режиссера (УѕлюмбумФ, У—лугаФ, УјрмавирФ), может быть, содержит самую высокую консистенцию правды о стремительно уход€щем тогда советском времени, о некоем столь же неистовом, сколь и загадочном его замещении. «десь нет ни грана публицистики, ни намека на социологический фельетон. ѕравда о мире через советскую притчу о немї (¬. —куратовский).

¬ 1995 году ¬адим јбдрашитов представл€ет на суд зрител€ фильм Ђѕьеса дл€ пассажираї. Ёто рассказ о судьбах людей, сложенных ¬ременем и причудливо переплетаемых сломом этого ¬ремени, сломом эпох исторических. ƒостоинство картины не только в постановке серьезных нравственных проблем, но и в подробнейшей прорисовке характеров героев Ц ѕроводника и ѕассажира, бывших в недавнем прошлом —удьей и ќсужденным, Ц в исполнении талантливого дуэта —. ћаковецкого и ». Ћиванова.

Ђ¬рем€ танцораї (1998) Ц фильм, подтвердивший способность режиссера к эпическому повествованию, умению работать с большими формами. √лубоко и драматично картина рассказала о современной войне, вызвав громкую дискуссию в обществе. Ђ¬еликой картинойї назвал ее ¬иктор јстафьев. ¬ фильме режиссером открыты будущие звезды „. ’аматова, ј. ≈горов, ё. —тепанов.

“радиционным дл€ русской культуры гуманизмом наполнена картина режиссера Ђћагнитные буриї (2003). —острадание к Ђмаленькомуї человеку, сочувствие к нему Ц вот камертон этого фильма, тонко и целомудренно рассказывающего историю любви молодоженов на фоне сложных и драматичных процессов нашей сегодн€шней жизни: на заводе, где они работают, там, далеко от столиц, идет передел собственности, и герои оказываютс€ песчинками, вт€нутыми вихр€ми в эти бури.  артина еще раз доказала, что режиссер посто€нен в своих творческих поисках и дерзани€х, что он продолжает рассказывать о самом трудном, ответственном, самом важном Ц о современности, и делает это новаторски, творчески, смело.

¬се фильмы јбдрашитова Ц лауреаты многочисленных кинофестивалей, они получали призы на –одине и за рубежом Ц на киносмотрах в Ѕерлине, ¬енеции, Ћокарно, ћоскве и других киностолицах.  артины отмечены призами академий ЂЌ» јї, Ђ«олотой орелї, Ђ«олотой овенї и др. ” автора были многочисленные ретроспективы, он неоднократно участвовал в работе жюри знаменитых киносмотров.

¬адим ёсупович јбдрашитов удостоен почетного звани€ ЂЌародный артист –оссииї (1992), награжден орденом Ђ«а заслуги перед ќтечествомї IV степени (2006). ќн Ц лауреат √осударственной премии ———– (1991), √осударственной премии –—‘—– (1984), премии Ћенинского комсомола, премии ѕрезидента –‘. ‘ильм Ђ—лугаї удостоен на Ѕерлинском фестивале премии имени јльфреда Ѕоуэра за развитие киноискусства и премии Ёкуменического жюри. ‘ильм Ђѕьеса дл€ пассажираї там же в Ѕерлине получил Ђ—еребр€ного медвед€ї. «а фильм Ђѕлюмбум, или ќпасна€ играї ¬.ё. јбдрашитов награжден золотой медалью 44-го ћеждународного кинофестивал€ в ¬енеции.

¬.ё. јбдрашитов Ц вице-президент –оссийской академии кинематографических искусств ЂЌикаї, член жюри премии Ђ“риумфї, член —оюза кинематографистов –оссии, профессор ¬√» а.

¬.ё.јбдрашитов
Ќиколай 16.01.2008 01:18:00
ѕрекрасный человек. “аких почти нет.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru