Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ћюдмила ÷еликовска€

   /   

Lyudmila Tselikovskaya

   /
             
‘отографи€ Ћюдмила ÷еликовска€ (photo Lyudmila Tselikovskaya)
   

ƒень рождени€: 08.09.1919 года
ћесто рождени€: јстрахань, –осси€
ƒата смерти: 06.07.1992 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 72 года

√ражданство: –осси€
—оцсети:


¬оспоминани€ о ÷еликовской

јктриса

” каждого поколени€ есть свои кумиры. ÷еликовска€ была кумиром 40-х годов. —олнечна€ женщина с лучистыми глазами. ћолодые люди присылали ей письма, где предлагали руку и сердце. ќднажды она шла по улице в Ћенинграде, а навстречу шла рота солдат.  огда они увидели ÷еликовскую, остановились, вз€ли ее на руки и несли несколько кварталов на руках. ј вс€ улица ей аплодировала.

09.09.2023

ќна любила жизнь во всех ее про€влени€х. »грала в теннис, любила лес, походы за грибами, €годами. Ћюбила в€зать, переводила с английского пьесу "’элло, ƒолли!" и пьесы “еннесси ”иль€мса. ќбожала принимать гостей, причем столы накрывались отменные. ¬се готовила сама с мамой, любила угощать, поиграть в карты, спеть романсы. ќбожала музыку, живопись, книги.

Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€
Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€

¬€чеслав Ўалевич, артист ¬ахтанговского театра: "¬ ней был азарт. ќна была легендой всей страны. —о спектаклем "ƒеньги, коварство и любовь" по "√олубой книге" ћихаила «ощенко мы объездили весь ———–. ”краина, ћолдави€, √рузи€, јрмени€ - повсюду ее встречали с восхищением: "÷еликовска€!".



Ћюдмила ћаксакова: "ќна ничего и никого не бо€лась! ќднажды она мне рассказала: "ѕредставл€ешь, мне предложили заниматьс€ стукачеством! я тут же нашлась и сказала: "Ќе могу! ¬ы знаете, € во сне разговариваю!".

Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€
Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€

ƒа, она действительно никогда и ничего не бо€лась. Ќи в творчестве, ни в жизни, ни трудностей, ни бедности, ни сильных мира сего. ќна, не задумыва€сь о последстви€х, всегда делала так, как считала нужным. » никогда ни о чем не жалела. ќчень любила слова  афки: "—той под дождем, пусть пронизывают теб€ его стальные стрелы. —той, несмотр€ ни на что. ∆ди солнца. ќно зальет теб€ сразу и беспредельно". “аким было ее отношение к жизни.

¬ фильме "—ердца четырех"

Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€
Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€

–ежиссер  онстантин ёдин заметил молодую и красивую актрису, поверил в нее и в 1940 году предложил ей главную роль Ч Ўурочки ћурашовой Ч в своей комедии Ђ—ердца четырехї. ѕо словам актрисы, это была ее любима€ картина, так как она играла саму себ€. Ќапример актриса также, как ее героин€, обожала сладкое, любила музыку и ненавидела математику.¬ этой картине ÷еликовска€ буквально уговорила режиссера разрешить ей самой спеть песню, которую до этого предполагалось озвучить с помощью профессиональной эстрадной певицы. ёдин разрешил, но во врем€ записи случилось непредвиденное Ч ÷еликовска€ так перенервничала, что у нее пропал голос. «апись пришлось отложить на неделю, что было делом неслыханным Ч из-за 19-летней студентки простаивал оркестр из 70 человек. » все же эту песню она записала. Ђќн поверил в мен€! ќн зажег мне зеленый свет! Ђ- говорила позже ÷еликовска€. — тех пор в кино, театре, на концертах Ћюдмила пела своим голосом. »сключение составил лишь Ђјнтон »ванович сердитс€ї, где поет знаменита€ певица ѕантофель-Ќечецка€.

¬ силу Ђбезыдейностиї "—ердца четырех" увидели свет только в 1944-м

Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€
Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€

«а романами и замужествами Ћюдмилы ÷еликовской, затаив дыхание, следила вс€ страна. ѕервым мужем актрисы был ёрий јлексеев-ћесхиев, сын провинциальной актрисы. Ћюдмила и ёрий вместе учились в театральном, поженились, когда были на втором курсе. »х брак продлилс€ совсем недолго.

Ћучшие дн€

Ёйсик. Ѕиографи€
ѕосетило:202
  Ёйсик
‘едор ћахнов. Ѕиографи€
ѕосетило:175
‘едор ћахнов
јделаида Ћамберт. Ѕиографи€
ѕосетило:173
јделаида Ћамберт

ѕосле этого ÷еликовска€ вышла замуж за писател€ Ѕориса ¬ойтехова. тому времени ÷еликовска€ была уже очень известной, ее окружало множество поклонников, однако в мужь€ она выбрала не самого заметного из них, но, по воспоминани€м современников, искренне ее люб€щего. Ётот брак продлилс€ несколько лет. ѕричиной его распада стала встреча с ћихаилом ∆аровымЕ .

Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€
Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€

¬ фильме "јнтон »ванович сердитс€"

ѕрофессор консерватории, фанатичный приверженец классической музыки, с ужасом узнает, что его дочь мечтает о карьере опереточной певицы... ѕартийные идеологи пребывали в растер€нности: нужна ли столь легковесна€ комеди€ фронту? ќказалось ― нужна. ”же после войны летчики одной из эскадрилий признавались, что это была Ђсама€ военна€ картина, в которой показано именно то, ради чего стоило воеватьї. Ђ огда реб€та после сражений видели на экране —имочку, эту очаровательную люб€щую девушку, им хотелось жить, ― спуст€ годы вспоминала одна из подруг ÷еликовской. ― ‘ронту нужны были именно эта улыбка, именно этот характер. –ассказывали ― и это не выдумки ― что после фильма солдаты поднимались в бой со словами: Ђ«а –одину! «а —талина! «а ÷еликовскую!ї.  то из актеров еще удостоилс€ такой воинской чести?ї.

Ѕрак с ∆аровым

Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€
Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€

¬ойна застала актрису в Ћенинграде - на съемках последних сцен фильма "јнтон »ванович сердитс€". ќна вернулась в ћоскву, но пробыла в ней недолго - 14 окт€бр€ вместе с театром она эвакуировалась в ќмск. ¬скоре туда пришла телеграмма из јлма-јты - режиссер Ћеонид “рауберг приглашал актрису на съемки фильма "¬оздушный извозчик", сценарий которого был написан ¬алентином  атаевым специально дл€ нее.

Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€
Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€

Ќа съемках "¬оздушного извозчика" судьба свела ÷еликовскую с ћихаилом ∆аровым. ” знаменитого актера тогда были проблемы в личной жизни. ≈го жена Ћюда ѕол€нска€, под вли€нием своей матери, откровенно игнорировала мужа, счита€, что он ей не ровн€. –ассказывает плем€нница ћихаила ∆арова —ветлана: "Ћюда ѕол€нска€ предпочитала по вечерам раскладывать с матерью пась€нсы, и когда кормилец возвращалс€ домой после двух смен в павильоне, то заставал скучающих дам и... никакого ужина. ѕри этом теща делала еще недовольное лицо".

Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€
Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€

ћихаил »ванович без пам€ти влюбилс€ в молодую актрису. ќн создал дл€ ÷еликовской (в военное врем€!) голливудские услови€ дл€ съемок. Ќа свет всегда ставили дублершу, а маки€ж был американский, максфакторский. Ћюдмиле ÷еликовской тогда было 23 года, ћихаилу ∆арову - 42, но их не смущала разница в возрасте, не смущало то, что оба женаты и дл€ молоденькой актрисы это будет уже третий брак.

Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€
Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€

Ќе жела€ обманывать своего супруга - писател€ Ѕориса ¬ойтехова, - Ћюдмила написала ему со съемок в јлма-јте письмо, что жить без ∆арова не может. ¬ ответ оскорбленный муж стал закидывать актрису телеграммами с угрозами: "Ѕерегитесь!", "∆дите беспощадности". ј уж когда свою св€зь с ÷еликовской обнародовал дл€ своей жены ∆аров, началось что-то страшное. ¬ конце концов не выдержало здоровье ћихаила »вановича, и он на полтора мес€ца слег в больницу.

»менно в этом браке к ней пришла насто€ща€ страсть.

— ћихаилом ∆аровым ÷еликовска€ прожила п€ть лет. ƒовольно долго снимали номер в гостинице "ћосква". ѕотом получили небольшую квартиру, окна которой выходили на гостиницу "јстори€".

¬споминает плем€нница ћихаила ∆арова —ветлана ∆арова: "Ћюс€ была необыкновенно красива и кокетлива. ћихаил »ванович с превеликим удовольствием выполн€л все ее капризы. ќн много тогда мог себе позволить - даже покупал ей старинные украшени€. »ногда € оставалась у них ночевать. ƒ€д€ ћиша относилс€ ко мне как к дочери, да и Ћюс€ баловала неимоверно - даже растирала мен€ благовони€ми.   ней приходили парикмахер, маникюрша, она любила принимать хвойные ванны. ’арактер у Ћюси был необычайно легкий. „асто в их доме собирались друзь€. ѕравда, дед, приход€ от них, иногда ворчал: "Ћюська мен€ обедом сегодн€ не кормила!"".

¬нешне это была благополучна€ пара, но близкие семьи знали: развод не за горами. ÷еликовска€ очень хотела детей, а Ћюдмиле, которой было уже под тридцать, очень хотелось иметь ребенка и в этом была причина размолвки актеров.

¬споминает —ветлана ∆арова: "–ассказывали, что как-то ÷еликовска€ призналась друзь€м: "ќ чем € жалею, так это о том, что рассталась с ћишей ∆аровым. ќн был в моей жизни самым насто€щим". –азрыв с ÷еликовской закончилс€ дл€ д€ди бессоницей, сердечными спазмами, отменой спектаклей и микроинфарктом".

ѕосле брака с ÷еликовской он женилс€ на ћайе √ольштейн, молодой хохотушке, которую встретил в одном санатории. –азница в возрасте у молодоженов была 30 лет. ћихаил ∆аров всетаки стал отцом. ќт этого брака у ∆арова - две дочери.

—пуст€ много лет ÷еликовска€ назовет первые два замужества ошибками молодости, а о ∆арове всегда будет отзыватьс€ тепло и по-доброму. » скажет: "ќн любил мен€ больше всехЕ ј € больше всех любила јлаб€на".

ѕремьера "¬оздушного извозчика" состо€лась на фронте, фильм показывали в земл€нках.  огда бойцов на передовой спрашивали, какой фильм им привезти, они заказывали: " ино с ÷еликовской!". ∆аров и ÷еликовска€ отправились на фронт под ќрел в воздушную армию ћ.ћ. √ромова в полк ћарины –асковой. “ам они провели три мес€ца, выступа€ перед бойцами. „асто во врем€ сеанса раздавалась команда: "¬оздух!".

¬ 1943 году после съемок в "¬оздушном извозчике" ÷еликовска€ была приглашена на главную роль в картину легендарного режиссера —ерге€ Ёйзенштейна.

–оль царицы јнастасии в "»ване √розном" ÷еликовска€ сыграла благодар€ ћихаилу ∆арову. ѕервоначально роль предназначалась √алине ”лановой. ¬о врем€ войны Ѕольшой театр тоже эвакуировали в јлма-јту, и Ёйзенштейн несколько дней уговаривал великую балерину, приносил ей рисунки с набросками. √алина —ергеевна согласилась и серьезно готовилась к съемкам, но Ѕольшой театр спешно отозвали в ћоскву. ѕосле ”лановой претенденток на роль јнастасии было очень много, но ∆аров, снимавшийс€ в "√розном" в роли ћалюты —куратова, насто€л на кандидатуре ÷еликовской. ’от€, признатьс€, уговаривать Ёйзенштейна долго не пришлось - он сам был в плену ее таланта еще после фильма "—ердца четырех".Ђ–адостью си€ют глаза јнастасии, ― объ€сн€л ей роль Ёйзенштейн. ― ≈е глаза си€ют счастьем... ѕойми главное, Ћюдочка: не надо играть царицу. ќна просто девочка, котора€ попала в золотую клетку. ќна, как и ты, любит бегать по саду, собирать цветы и сидеть у окошка, терпеливо ожида€ своего господина...ї.

 артина "»ван √розный" принесла актрисе отлучение от театра и другие непри€тности. ¬о врем€ съемок неправильно были установлены софиты и ей "сожгли" хрусталики глаз (вот откуда секрет искр€щихс€ васильковых глаз ÷еликовской).  роме того, она оказалась единственной из всей съемочной группы, кому не вручили —талинскую премию. »осиф ¬иссарионович со словами: "“акими царицы не бывают", - собственноручно вычеркнул ее из списка. ≈стественно, спорить с ним никто не посмел.

—ейчас трудно сказать, было это продиктовано его мнением относительно роли, или просто непри€знью к самой ÷еликовской - со —талиным у Ћюдмилы ¬асильевны были непростые отношени€. ≈й вообще удавалось сто€ть в стороне от власти, не заигрыва€ с ней.

–ассказывает сын Ћюдмилы ÷еликовской јлександр јлаб€н: "≈й действительно никто не помогал. Ќо при этом она заставл€ла уважать себ€. ¬ конце 40-х годов ее и еще одну артистку пригласили в особн€к Ѕерии "посмотреть кино". "» мы, дурочки, пошли", - сме€лась потом мама. ѕосле фильма к ним стали приставать. ћама, не дума€, одному из замов Ѕерии  обулову по "оливковой роже" врезала и побежала к выходу. Ѕежит, а сама боитс€: сейчас начнут стрел€ть. Ќо ее не тронули. –аз, думали, посмела замахнутьс€ на такого человека, может, —ам покровительствует. ј вот втора€ актриса осталась в особн€ке и спуст€ несколько лет попала в лагерь".

ѕосле войны

ѕосле войны амплуа ÷еликовской в кино почти не изменилось. ќна сн€лась в комеди€х "Ѕлизнецы" (1945) и "Ѕеспокойное хоз€йство" (1946).

ј вот что рассказывала сама актриса о том времени: "ћен€ правительство не поддерживало. Ќапример, когда выходила кака€-нибудь комеди€ јлександрова, во всех газетах по€вл€лись статьи. » всех действующих лиц расхваливали.  огда же выходили фильмы ёдина ("—ердца четырех", "Ѕлизнецы"), их ругали. » € всегда чувствовала, что дл€ руководства почему-то € актриса второго сорта. ћода, видно, была така€. Ќо мен€ очень любили простые люди, и это было огромной поддержкойЕ"

ƒействительно, несмотр€ на огромную попул€рность у зрителей, ÷еликовска€ долгое врем€ была обделена официальными почест€ми. —тоит также отметить, что ее экранный имидж был совершенно иным, чем у признанных звезд кино - Ћюбови ќрловой и ћарины Ћадыниной. √ероини ÷елликовской не несли никакого идеологического начала.

»де€ фильма "Ѕеспокойное хоз€йство" родилась у ћихаила ∆арова еще во врем€ войны, когда он представл€л картину "¬оздушный извозчик" на передовых. “огда он и решил вз€тьс€ за режиссуру и поставить фильм специально дл€ своей новой жены.

¬ картине снималось целое созвездие актеров. Ћюдмила ÷еликовска€ сыграла в фильме главную роль ефрейтора “они, в которую влюблены два летчика - √ерой —оветского —оюза  рошкин (¬италий ƒоронин) и французский офицер Ћ€рошель (ёрий Ћюбимов), которые навещают девушку между бо€ми. Ќо она отдает предпочтение ќгурцову (јлександр √раве), который, успешно выполнив первое задание, ухитрилс€ привести в часть пленных немцев. —ам ∆аров с блеском сыграл старшину —емибаба, в роли диверсанта сн€лс€ замечательный актер —ергей ‘иллипов, в крошечном эпизоде дебютировал в кино ћихаил ѕуговкин. »грал даже јлексей јджубей, з€ть ’рущова.

‘ильм подвергс€ нелицепри€тной критике за безыдейность и потрафление невзыскательным вкусам зрителей, жаждущим лишь развлечени€ в кино. «ато среди зрителей он пользовалс€ большим успехом, зан€в седьмое место среди советских фильмов в прокате 1946 года.

динственной драматической ролью ÷еликовской в кино, причем эпизодической, в те годы была лишь медсестра «иночка в картине јлександра —толпера "ѕовесть о насто€щем человеке". Ѕольшинство критиков именно эту роль считают поворотной в карьере актрисы. Ёто была работа творчески зрелой актрисы. ќднако режиссеры так и не разгл€дели в ÷еликовской этих изменений. ≈й продолжали поступать предложени€ играть роли наивных героинь, но от всех этих предложений она отказывалась. ¬ результате за последующие 9 лет актриса не сн€лась ни в одном фильме.

Ќа пути ÷еликовской возник еще один поклонник. »м оказалс€ 50-летний  аро јлаб€н - знаменитый архитектор, автор Ћенинградского проспекта и ÷ентрального “еатра —оветской јрмии в ћоскве. — 1937 года јлаб€н был депутатом ¬ерховного —овета ———–.

ѕомимо прочего он был еще отличным певцом и за€длым театралом. ѕознакомил их –убен —имонов. Ѕуквально при следующей встрече јлаб€н вз€л ÷еликовскую за руку, внимательно рассмотрел линии на ладони, потом улыбнулс€ и сказал: "ј знаете, вы будете моей женой". “ак оно и случилось. ÷еликовска€ ушла от ∆арова к јлаб€ну - не в ее характере было совмещать семейную жизнь с тайными любовными приключени€ми.

¬ 1948 году јл€б€н и ÷еликовска€ зарегистрировали свои отношени€, а через год у них родилс€ сын —аша. ѕо воспоминани€м знакомых, Ћюдмила была фанатичной, сумасшедшей матерью, посв€щавшей всю себ€ ребенку. ќкруженна€ многочисленными поклонниками, ÷еликовска€ всегда оставалась верна своему единственному любимому мужчине, как она его называла, - сыну. "—ын, - говорила она, - это ни с чем не сравнимо, и даже внук не может зан€ть такое место в сердце, как —аша".

ѕочти сразу после их свадьбы  аро —еменович попал в немилость к Ѕерии. Ћюдмила ÷еликовска€ вспоминала: "јлаб€н всю жизнь занимал очень большие посты, в течение 30 лет был секретарем —оюза архитекторов.  огда у нас решено было начать строительство высотных домов, јлаб€н выразил несогласие в присутствии Ѕерии. ƒо этого он год провел в јмерике и прекрасно понимал, что строительство высотных домов в нашей стране в те годы - показуха, нет ни необходимой технологии, ни моральных прав. » обо всем этом јлаб€н сказал в своей речи".

≈стественно все это закончилось дл€ јлаб€на печально. ¬скоре ему приказали прин€ть на работу двух архитекторов, и как он ни сопротивл€лс€, сделать ему это пришлось. ј через пару недель объ€вили, что они - шпионы. Ёто был давно отработанный сценарий. ѕосле этого вышел приказ, подписанный —талиным: освободить его от всех занимаемых должностей.

–ассказывает јлександр јлаб€н: "ќн пришел домой, встал перед мамой на колени и сказал: "ѕрости мен€, Ћюс€. ≈сли бы € только мог представить, что такое произойдет, никогда бы не посмел женитьс€ на тебе".

÷еликовска€ никогда ни в чем не упрекала јлаб€на. Ќаоборот, в те трудные годы, когда их лишили жиль€, и им приходилось скитатьс€ по друзь€м, она вс€чески его поддерживала. ¬двоем они жили на ее зарплату в 120 рублей.

¬споминает јлександр јлаб€н: "„ерез 2 года, когда стало невмоготу, родители написали в правительство письма и отправили ћолотову, Ѕулганину, кому-то еще. ¬ результате в 1953 году нам дали квартиру, а папе - работу. ≈два родители начали обустраиватьс€ в новой квартире, у мен€ обнаружили полиомиелит. –ука и нога были на дес€ть сантиметров короче другой руки и ноги. ¬рачи сказали - единственное, что может мен€ спасти - это массаж и физические упражнени€. » мама не плакала, а сама делала мне массаж, по 15 раз в день! «аставл€ла мен€ через силу бегать, прыгать и лазать по деревь€м. ћама забросила театр, кино, все свое врем€ посв€тив борьбе за мое выживание. ’от€ и признавалась потом, что если бы сразу узнала все про болезнь, наверное, выбросилась бы с балкона - так было страшно.   счастью, у мен€ оказалась редка€ форма, которую удалось побороть".

Ќедолго продолжалась их совместна€ жизнь. ¬ 59-м јлаб€н умер от рака легких. ѕозже его именем назовут одну из улиц в ћоскве в районе метро "—окол".

¬ кино ÷еликовска€ по-прежнему практически не снималась. Ћишь три фильма в середине 50-х. —амой заметной работой стала роль ќльги »вановны - жены ƒымова в драме —амсона —амсонова "ѕопрыгунь€". ƒо сих пор в активе актрисы были лишь две драматические роли - в "»ване √розном" и "ѕовести о насто€щем человеке". » вот новый насто€щий успех. ¬ 1955 году на кинофестивале в ¬енеции за эту работу ÷еликовска€ была удостоена премии "—еребр€ный Ћев —в€того ћарка" и приза "ѕизанетти" (за лучшую зарубежную картину).

¬ 1963 году актриса, наконец, дождалась признани€ у себ€ на родине - ей было присвоено звание народной артистки –—‘—–.

∆изнь с ёрием Ћюбимовым

— 1959 г. ÷еликовска€ св€зала свою жизнь с режиссером знаменитого “еатра на “аганке ёрием Ћюбимовым. «накомы они были давно: когда ÷еликовска€ училась на первом курсе театрального училища, Ћюбимов был на четвертом курсе. ќни вместе работали в “еатре имени ¬ахтангова, в 1945 году сн€лись в фильме "Ѕеспокойное хоз€йство".„ерез п€тнадцать лет судьба их соединила. ѕравда в п€тый раз замуж она не вышла - с Ћюбимовым ÷еликовска€ стала жить в гражданском браке.

¬ 1963-м третий курс ўукинского училища под руководством ёри€ ѕетровича показал на сцене театра им. ¬ахтангова Ђƒоброго человека из —езуанаї (»дею поставить эту пьесу предолжила мужу ÷еликоска€). ѕо старой дружбе ÷еликовска€ уговорила посетить спектакль, поставленный мужем, јнастаса »вановича ћико€на. ћинистры, замы министров, начальники всевозможных управлений культуры Ч весь московский бомонд пот€нулс€ на —тарый јрбат взгл€нуть на студенческий театр, которому уже разрешили выступать на своей основной сцене вахтанговцы.

¬первые, наверное, за многие годы пресса дружно восторгалась спектаклем без подсказки свыше. Ћетом и осенью 1965 года газеты и журналы наперебой хвалили молодых актеров и режиссера. “еатр открылс€ не "сам собой".

«вездное им€ Ћюдмилы ÷еликовской воздействовало не в последнюю очередь на давших "добро" на открытие “еатра на “аганке. ∆Єсткий характер Ћюдмилы ¬асильевны, совсем не соответствовавший еЄ несколько легкомысленной внешности, еЄ целеустремленность, острый ум, св€зи, идеи - всЄ это легло в фундамент молодого театра. —ам Ћюбимов о ее вкладе в открытие "“еатра на “аганке" предпочитал не упоминать.

"»з дверей начальника всемогущего в 60-е годы –еперткома мы вышли глубоко возмущенными, - вспоминает первый директор “еатра на “аганке Ќиколай ƒупак. - Ќам зарубили очередную, кровью и потом политую постановку. Ћюбимов кипел. ќн был загнан в угол и просто не знал, как боротьс€ дальше. » вдруг навстречу по€вилась Ћюдмила ¬асильевна. ќна вз€ла нас обоих под руки и своим мелодичным голосом сказала: "ѕошли, реб€та, отсюда. я нашла людей, которые возьмут на себ€ решение нашей проблемы". ÷еликовска€ была очень тонким человеком. «на€ взрывной и независимый характер своего мужа, никогда не вмешивалась напр€мую в дела театра. Ќаши конфликты - режиссЄра с директором - разрешала очень просто, отведЄт мен€ в сторону и м€гко скажет: "Ќе обращай внимани€, это у него пройдЄт". » напр€жение снималось. ≈Є вли€ние было очень велико. Ћюдмила ¬асильевна прекрасно знала литературу, музыку. ”мела деликатно "подсунуть" свежую идею, никому ничего не нав€зыва€. ћы дружили домами, часто встречались. ÷еликовска€ вообще любила собирать друзей, в их доме всегда было весело и интересно, приходили самые выдающиес€ люди. ѕользу€сь своим умом и оба€нием, она привлекала и "нужных" дл€ дела персон. ¬ообще это была светла€ личность... Ћюдмила ¬асильевна знала поэзию как насто€щий пушкинист. јктЄры получали от неЄ уникальные советы и чисто актЄрские, и литературоведческие. ∆аль, что ÷еликовска€ и Ћюбимов расстались, ведь она отдала ему столько любви, тепла и поддержки... »з-за него забросила свою карьеру".’одили упорные слухи, что знаменитые таганковские поэтические композиции и инсценировки повестей и романов (в театре их пренебрежительно называли "болванками") писала ÷еликовска€. »менно на их основе ёрий ѕетрович поставил свои самые лучшие спектакли. Ќа премьере спектакл€ "ƒерев€нные кони" ‘Єдор јбрамов сказал: "Ётого спектакл€ не было бы, если бы на отдыхе в ѕрибалтике Ћюдмила ¬асильевна не прочла мою книгу". “а же истори€ приключилась и со спектаклем "...ј зори здесь тихие" - за одну ночь ÷еликовска€ прочла в свежем номере "ёности" повесть Ѕориса ¬асильева, и к утру болванка была почти готова. ќфициально же она работала вместе с Ћюбимовым только над одним спектаклем - композицией по стихам ѕушкина "“оварищ, верь!".

"ћама прожила с ёрием Ћюбимовым 20 лет, хот€ они так и не оформили официально свои отношени€, - рассказывает сын актрисы јлександр јлаб€н. - ¬нешне всЄ выгл€дело нормально, мне интересна была их жизнь, компании, которые здесь собирались, - ѕастернак, ¬ысоцкий, Ѕакланов, ћожаев, ¬ознесенский, ≈втушенко, ‘Єдор јбрамов, Ѕорис ¬асильев, ѕЄтр  апицаЕ "

 стати, в их с Ћюбимовым квартире ¬ладимир ¬ысоцкий впервые исполнил свою знаменитую песню "я не люблю":

Ея не люблю насилье и бессилье,

» мне не жаль расп€того ’риста.

- ¬олод€, - сказала тогда Ћюдмила ¬асильевна, - так нельз€. Ћюдмила ÷еликовска€

ѕосле этого по€вилась нова€ строчка, кардинально мен€юща€ смысл песни:

Е¬от только жаль расп€того ’риста....

ќднажды в разгар многолюдного обсуждени€ спектакл€ в “еатре на “аганке она так рассердилась на Ћюбимова, что громко сказала: "ёра, ты дурак!". ¬се остолбенели. ј она на секунду задумалась, и: "Ќет, это слишком сильно сказано. ёра, ты гений!" ѕолна€ бурных событий, скандальна€ жизнь “аганки не только прошла у ÷еликовской перед глазами, но и вт€нула еЄ в свой водоворот. ¬ театре еЄ в шутку звали генералом, а Ћюбимова - полковником.

∆изнь с опальным режиссером имела и свои минусы: ей стали меньше давать ролей в театре, не приглашали в кино. ¬споминает сын ÷еликовской ј. јлаб€н: "ћама отдала Ћюбимову много прекрасных, творческих лет жизни, а он в одночасье оставил ее. »з-за него она так и не стала народной артисткой ———–. “олько из-за него! “еатр несколько раз подавал на звание, но было мнение - раз в гражданском браке с Ћюбимовым, ходу не давать. Ќа мой взгл€д, Ћюбимов - достаточно эгоистичный человек, который по-насто€щему любит только себ€. Ќе только ко мне - и к своему сыну Ќиките, который заходил к нам, он не про€вл€л человеческого тепла. “ем более что в те годы большую часть времени отдавал своему театру".

–азошлись они, как интеллигентные люди - без скандалов и вы€снени€ отношений. Ћюбимов - натура увлекающа€с€, и Ђдоброжелателиї посто€нно докладывали ÷еликовской о новых романах супруга. ќднажды актриса не выдержала и сказала супругу: Ђ”ходиї. » потом долгое не вспоминала о нем. Ћишь незадолго до смерти она призналась сыну: "„тобы жить с гением, нужно быть душечкой. я же - совсем наоборот, упр€ма€, со своим характером. ћы стали друг друга немножко раздражать. Ќаверное, нужно было все врем€ ёри€ ѕетровича хвалить, а € хвалить не умеюЕ ѕомню, однажды Ћюбимов сказал: " огда мы разойдемс€, у теб€ в доме будет праздник". Ќу, в общем, так и получилось: праздник продолжаетс€ до сих пор. “ем не менее, с ёрием ѕетровичем мы жили хорошо и расстались хорошо".

—ледующей женой ёри€ Ћюбимова стала венгерка  аталина ( ат€, как он ее называл), с которой режиссер познакомилс€ во врем€ заграничной поездки. Ћюбимову тогда было 60,  аталине - почти 30. »х сын ѕетр на русском говорит с акцентом.

ќб еЄ неверо€тной скромности ходили легенды. ≈й, кумиру нескольких поколений, были чужды любые про€влени€ звЄздной болезни: Ћюдмилу ¬асильевну совершенно не волновало, в какой машине она едет, какое ей заказали купе или номер в гостинице.

"ќна была необыкновенной женщиной из особой породы людей-астраханцев , - рассказывает Ћюдмила ћаксакова, актриса “еатра имени ≈.¬ахтангова (÷еликовска€ была родом из јстрахани). - ¬сесторонне развита€, необычайно одарЄнна€, писала пьесы, великолепно пела. » при этом в ней не было и тени зазнайства. Ќедаром говор€т, что надо пройти огонь, воду и медные трубы. ѕоследнее далеко не каждому дано пройти. ћногие станов€тс€ павлинами... ќбща€сь с ней, вы бы никогда не почувствовали еЄ славы. ќна всегда умела определить дл€ себ€ - что главное, а что нет. √лавным дл€ неЄ были дом, семь€ и театр. ќна умела радоватьс€ жизни, еЄ не смущали никакие неудобства и мелочи жизни.  огда мы вместе ездили на гастроли, она брала с собой кип€тильник, кружку, плиточку, кастрюльку и пачку "√еркулеса ". ѕри всех еЄ талантах у неЄ была единственна€ робость - перед техникой. «а границей она первой решительно влетала в номер и сразу же кидалась "наводить пор€док ": нажимала какие-то кнопки, что-то включала, выключала... Ќо всЄ это не очень поддавалось ей. я ей тогда говорила: "Ћюс€, техника в руках дикар€ мертва ".

ќна была преданным и искренним другом.  огда критики разгромили роман ѕастернака "ƒоктор ∆иваго" и по московским улицам ходили толпы "протестующих труд€щихс€" с транспарантами, ÷еликовска€ не побо€лась - купила огромный букет цветов и бросилась на дачу к писателю - знала, что именно там он пр€четс€ от всего мира. ”видев наглухо занавешенные окна, забарабанила маленькими кулачками в дверь: "Ѕорис Ћеонидович, откройте, это € - Ћюс€ ÷еликовска€!".

—танислав —адальский, снимавшийс€ с ÷еликовской в фильме "Ћес" в подмосковном Ќиколо-ѕрозорове, вспоминал: "ƒл€ мен€ олицетворение женственности - несравненна€ партнЄрша Ћюс€ ÷еликовска€. Ќа съЄмках € разбилс€ (как потом вы€снилось, отбил печень и почки), вызвали местных фельдшеров, и они решили везти мен€ в сельскую больницу. Ќо прибежала Ћюс€ и сказала им буквально следующее: "я - артистка Ћюдмила ÷еликовска€. я вас всех расстрел€ю! “олько в —клифосовского!" ѕри этом она... материлась, как сапожник! Ќикогда € от неЄ такого не слышал, ведь Ћюс€ была очень интеллигентной женщиной, цитировала ѕушкина. Ќо благодар€ ей мен€ отвезли к лучшему травматологу ћосквы и подн€ли почти из пепла".

—вою последнюю роль в кино ÷еликовска€ сыграла в 1980 г. - это была роль –аисы ѕавловны √урмыжской в экранизации пьесы ќстровского "Ћес". Ќа телевидении еЄ последними работами стали "Ќеверо€тное пари...", "ѕортрет" и "–епетитор".

¬ 1989 г. у ÷еликовской обнаружили рак. Ќо диагноз от неЄ скрывали. —ын просил врачей и медсестЄр не говорить матери, какие лекарства ей колют. «нал: она непременно возьмЄт энциклопедию и всЄ узнает сама. ≈й сделали операцию, после которой она прожила ещЄ полтора года - даже в театре играла, только последние четыре мес€ца своей жизни провела в больнице. Ѕлизкие знали, что болезнь не отступила, но виду не подавали. ƒаже навеща€ Ћюдмилу ¬асильевну в больнице, сын шутил и сме€лс€, и она говорила улыба€сь: "≈сли —аша хохочет, значит, всЄ в пор€дке". ќптимисткой она оставалась до конца своих дней...

—кончалась Ћюдмила ÷еликовска€ 4 июл€ 1992 г. в возрасте 72 лет. ѕохоронили еЄ на Ќоводевичьем кладбище, р€дом с любимым мужем -  аро јлаб€ном. ёрий Ћюбимов на похороны не пришЄл...

ќдна из 10 заповедей Ћюдмилы ¬асильевны, которые она оставила своему внуку, звучит так: "»ди своим путЄм и старайс€ радоватьс€ каждому дню, каждой минуте, как это делала €. ∆изнь похожа на зебру. „Єрна€ полоса чередуетс€ со светлой. — этим нельз€ ничего поделать. Ќужно уметь радоватьс€ жизни, иначе она превратитс€ в кошмар сумасшедшего...

≈е им€ всегда окружали легенды. ÷еликовска€, как сказали бы сейчас, была подлинным секс-символом своей эпохи.  азалось, без ее участи€ не обходилась ни одна картина того времени, а ведь на счету актрисы всего п€тнадцать художественных фильмов.

»з воспоминаний сына Ћюдмилы ¬асильевны:

”дивительный случай произошел во врем€ открыти€ пам€тника на Ќоводевичьем кладбище. —обрались друзь€, артисты ¬ахтанговского театра, вспоминали маму добрым словом. » вдруг кто-то, кажетс€ ћихаил ”ль€нов, подн€в голову вверх, воскликнул:

- —мотрите!  ак здорово!

Ќа небе расцвела радуга, уход€ща€ своими концами вверх (перевернута€). —ловно улыбка по€вилась на голубом лице небосклона. ¬се тотчас прин€лись обсуждать чудесное видение и говорить:

- «начит, Ћюс€ нас видит!

- ќна нас приветствует!

- ≈й нравитс€, что мы собрались вместе и говорим о ней!

Ёта сверкающа€ на голубом небе радуга - улыбка ÷еликовской. ќна до сих пор стоит у нас перед глазами.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

—инди  роуфорд. Ѕиографи€
ѕосетило:8812
—инди  роуфорд
ќснователь группы Boney M.
ѕосетило:10416
‘рэнк ‘ариан
—оздатель лучшей снайперской винтовки
ѕосетило:9728
≈вгений ƒрагунов

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru