Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ћюдмила ÷еликовска€

   /   

Lyudmila Tselikovskaya

   /
             
‘отографи€ Ћюдмила ÷еликовска€ (photo Lyudmila Tselikovskaya)
   

ƒень рождени€: 08.09.1919 года
ћесто рождени€: јстрахань, –осси€
ƒата смерти: 06.07.1992 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 72 года

√ражданство: –осси€
—оцсети:


Ѕиографи€

јктриса

¬€чеслав Ўалевич, артист ¬ахтанговского театра: "¬ ней был азарт. ќна была легендой всей страны. —о спектаклем "ƒеньги, коварство и любовь" по "√олубой книге" ћихаила «ощенко мы объездили весь ———–. ”краина, ћолдави€, √рузи€, јрмени€ - повсюду ее встречали с восхищением: "÷еликовска€!".

19.12.2006

ƒетство

Ћюдмила ÷еликовска€ родилась в благополучной семье российских интеллигентов. ≈е отцом был заслуженный де€тель искусств, заведующий музыкальной частью ¬асилий ¬асильевич ÷еликовский. ћать - оперна€ певица.

ƒо 1925 года семь€ проживала в јстрахани, но в св€зи с тем, что Ћида болела лихорадкой, врачи насто€тельно посоветовали сменить дл€ девочки климат. ÷еликовские переехали в ћоскву, где ¬асилий ¬асильевич стал дирижером Ѕольшого театра. “ам же стала работать и мама. ¬ Ѕольшом она пела —негурочку, у нее было очень красивое сопрано.

Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€
Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€

¬ новом климате девочка пошла на поправку, и счастливые родители определили ее в √несинскую школу по классу фортепиано. Ќадо сказать, что маленька€ Ћюс€ выучила ноты раньше, чем азбуку.  роме того, у девочки был абсолютный слух. ќтец часто брал ее в оркестр Ѕольшого, где она играла на литаврах.  огда она была в ¬ене, ей разрешили сыграть на клавесине ћоцарта.

¬се шло к тому, что Ћюдмила, как и мечтали ее родители, станет профессиональным музыкантом. ЌоЕ внезапно Ћюдмила увлеклась театром.

Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€
Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€

ѕоступление в ўукинское училище

–одители вс€чески отговаривали дочь, но все было напрасно. ¬ результате в 1935 году мама (с помощью подруги-актрисы јнны Ѕаба€н) привела 16-летнюю Ћюдмилу на просмотр к режиссеру “еатра имени ≈. ¬ахтангова –убену —имонову. ѕросмотр дл€ девушки, мечтавшей стать актрисой, оказалс€ удачным: —имонов посоветовал ей об€зательно поступать в театральный институт.

Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€
Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€

ѕо окончании школы в 1937 году Ћюдмила подала документы в “еатральное училище имени ўукина. ¬ том году желающих поступить в "ўуку" было около 900 человек на 13 мест.  азалось, что шансов поступить у нее практически не было.

Ќа экзамене она прочла пушкинский "—он “ать€ны", спела романс, а напоследок рассмешила приемную комиссию.  то-то из членов комиссии спросил у нее: "— кем вы готовились к экзаменам?" ќна ответила: "— мамой". ¬ ответ раздалс€ дружный хохот. ј когда на вопрос, как ее зовут, она ответила "Ћюдмила ¬асильевна", комисси€ развеселилась еще больше.

Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€
Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€

Ћюдмила ¬асильевна вспоминает: "Еу мен€ от обиды брызнули слезы из глаз, и € убежала, твердо пон€в, что уж актрисой мне никогда не стать. ¬ это врем€ следом за мной выбежал ƒима ƒорлиак - один из самых красивых молодых артистов театра, и, успокаива€ мен€, сказал: "Ќе волнуйтесь, вы понравились. Ёто у нас в театре так прин€то "принимать" с юмором и смехом. Ќате, вот вам платок, вытрите слезы". √осподи! „то со мной было! я была как во снеЕ"

Ћучшие дн€

385 тыс€ч лет за уничтоженные письма
ѕосетило:14324
√абриэль ћарч √ранадос
’алк. Ѕиографи€
ѕосетило:13270
 ’алк
¬ладимир ¬ысоцкий: разгул последнего отча€ни€
ѕосетило:10736
¬ладимир ¬ысоцкий

ƒебют на сцене и в кино

≈ще студенткой училища ÷еликовска€ была зачислена в труппу “еатра имени ¬ахтангова. ≈е первой ролью на сцене прославленного театра была  лариче в "—луге двух господ". ¬скоре ÷еликовска€ дебютировала и в кино.

Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€
Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€

ѕримечательно, что ректор училища возражал против отвлечени€ юной студентки от учебного процесса, но вмешалс€ –убен —имонов: "÷еликовска€ должна играть и сниматьс€ в кино, у нее есть дл€ этого все данные".

Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€
Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€

—вою первую роль в кино (пионервожатую ¬алю в фильме "ћолодые капитаны") ÷еликовска€ сыграла в 1938 году. » хот€ эта роль не стала открытием молодой актрисы ни дл€ зрителей, ни дл€ критиков (да и сама ÷еликовска€ ее не любила), однако бесследно она все равно не прошла.

Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€
Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€

–ежиссер  онстантин ёдин заметил молодую и красивую актрису, поверил в нее и в 1940 году предложил ей главную роль - Ўурочки ћурашовой - в своей комедии "—ердца четырех". ѕо словам актрисы, это была ее любима€ картина, так как она играла саму себ€. Ќапример актриса также, как ее героин€, обожала сладкое, любила музыку и ненавидела математику.

Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€
Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€

¬ этой картине ÷еликовска€ буквально уговорила режиссера разрешить ей самой спеть песню, которую до этого предполагалось озвучить с помощью профессиональной эстрадной певицы. ёдин разрешил, но во врем€ записи случилось непредвиденное - ÷еликовска€ так перенервничала, что у нее пропал голос. «апись пришлось отложить на неделю, что было делом неслыханным - из-за 19-летней студентки простаивал оркестр из 70 человек. » все же эту песню она записала. "ќн поверил в мен€! ќн зажег мне зеленый свет! "- говорила позже ÷еликовска€. — тех пор в кино, театре, на концертах Ћюдмила пела своим голосом. »сключение составил лишь "јнтон »ванович сердитс€", где поет знаменита€ певица ѕантофель-Ќечецка€.

Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€
Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€

‘ильм "—ердца четырех" должен был стать самым кассовым фильмом 1941 года, однако его премьере помешала война. ќн вышел на экраны лишь в 1944 году, став одним из лидеров проката (5-е место).

Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€
Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€

ѕервый и второй брак

¬первые ÷еликовска€ вышла замуж рано - еще на втором курсе театрального училища. ≈е избранником стал однокурсник ёрий јлексеев-ћесхиев. ќднако их совместна€ жизнь продлилась недолго, и вскоре они расстались.

Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€
Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€

¬торым мужем актрисы стал писатель Ѕорис ¬ойтехов.   тому времени ÷еликовска€ была уже очень известной, ее окружало множество поклонников, однако в мужь€ она выбрала не самого заметного из них, но, по воспоминани€м современников, искренне ее люб€щего. Ётот брак продлилс€ несколько лет. ѕричиной его распада стала встреча с ћихаилом ∆аровымЕ

Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€
Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€

"¬оздушный извозчик". ¬стреча с ∆аровым

¬ойна застала актрису в Ћенинграде - на съемках последних сцен фильма "јнтон »ванович сердитс€". ќна вернулась в ћоскву, но пробыла в ней недолго - 14 окт€бр€ вместе с театром она эвакуировалась в ќмск. ¬скоре туда пришла телеграмма из јлма-јты - режиссер Ћеонид “рауберг приглашал актрису на съемки фильма "¬оздушный извозчик", сценарий которого был написан ¬алентином  атаевым специально дл€ нее.

юдмила ÷еликовска€ и ћихаил ∆аров
юдмила ÷еликовска€ и ћихаил ∆аров

Ќа съемках "¬оздушного извозчика" судьба свела ÷еликовскую с ћихаилом ∆аровым. ” знаменитого актера тогда были проблемы в личной жизни. ≈го жена Ћюда ѕол€нска€, под вли€нием своей матери, откровенно игнорировала мужа, счита€, что он ей не ровн€. –ассказывает плем€нница ћихаила ∆арова —ветлана: "Ћюда ѕол€нска€ предпочитала по вечерам раскладывать с матерью пась€нсы, и когда кормилец возвращалс€ домой после двух смен в павильоне, то заставал скучающих дам и... никакого ужина. ѕри этом теща делала еще недовольное лицо".

Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€
Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€

ћихаил »ванович без пам€ти влюбилс€ в молодую актрису. ќн создал дл€ ÷еликовской (в военное врем€!) голливудские услови€ дл€ съемок. Ќа свет всегда ставили дублершу, а маки€ж был американский, максфакторский. Ћюдмиле ÷еликовской тогда было 23 года, ћихаилу ∆арову - 42, но их не смущала разница в возрасте, не смущало то, что оба женаты и дл€ молоденькой актрисы это будет уже третий брак.

Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€
Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€

Ќе жела€ обманывать своего супруга - писател€ Ѕориса ¬ойтехова, - Ћюдмила написала ему со съемок в јлма-јте письмо, что жить без ∆арова не может. ¬ ответ оскорбленный муж стал закидывать актрису телеграммами с угрозами: "Ѕерегитесь!", "∆дите беспощадности". ј уж когда свою св€зь с ÷еликовской обнародовал дл€ своей жены ∆аров, началось что-то страшное. ¬ конце концов не выдержало здоровье ћихаила »вановича, и он на полтора мес€ца слег в больницу. —пуст€ много лет она назовет первые два замужества ошибками молодости, а о ∆арове всегда будет отзыватьс€ тепло и по-доброму. » скажет: "ќн любил мен€ больше всехЕ ј € больше всех любила јлаб€на".

Ћюдмила ÷еликовска€ одинаково успешно играла как в легких комедийных, так и в серьезных драматических рол€х
Ћюдмила ÷еликовска€ одинаково успешно играла как в легких комедийных, так и в серьезных драматических рол€х

ѕремьера "¬оздушного извозчика" состо€лась на фронте, фильм показывали в земл€нках.  огда бойцов на передовой спрашивали, какой фильм им привезти, они заказывали: " ино с ÷еликовской!". ∆аров и ÷еликовска€ отправились на фронт под ќрел в воздушную армию ћ.ћ. √ромова в полк ћарины –асковой. “ам они провели три мес€ца, выступа€ перед бойцами. „асто во врем€ сеанса раздавалась команда: "¬оздух!".

Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€
Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€

"»ван √розный"

¬ 1943 году после съемок в "¬оздушном извозчике" ÷еликовска€ была приглашена на главную роль в картину легендарного режиссера —ерге€ Ёйзенштейна. Ёто стало последней каплей дл€ руководства театра имени ¬ахтангова, которое было недовольно частыми отлучками актрисы, и ÷еликовскую уволили из театра. ѕравда уже в 1945 году ее вновь восстановили.

Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€
Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€

–оль царицы јнастасии в "»ване √розном" ÷еликовска€ сыграла благодар€ ћихаилу ∆арову. ѕервоначально роль предназначалась √алине ”лановой. ¬о врем€ войны Ѕольшой театр тоже эвакуировали в јлма-јту, и Ёйзенштейн несколько дней уговаривал великую балерину, приносил ей рисунки с набросками. √алина —ергеевна согласилась и серьезно готовилась к съемкам, но Ѕольшой театр спешно отозвали в ћоскву. ѕосле ”лановой претенденток на роль јнастасии было очень много, но ∆аров, снимавшийс€ в "√розном" в роли ћалюты —куратова, насто€л на кандидатуре ÷еликовской. ’от€, признатьс€, уговаривать Ёйзенштейна долго не пришлось - он сам был в плену ее таланта еще после фильма "—ердца четырех",

Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€
Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€

 артина "»ван √розный" принесла актрисе не только отлучение от театра, но и другие непри€тности. ¬о врем€ съемок неправильно были установлены софиты и ей "сожгли" хрусталики глаз (вот откуда секрет искр€щихс€ васильковых глаз ÷еликовской).  роме того, она оказалась единственной из всей съемочной группы, кому не вручили —талинскую премию. »осиф ¬иссарионович со словами: "“акими царицы не бывают", - собственноручно вычеркнул ее из списка. ≈стественно, спорить с ним никто не посмел.

—ейчас трудно сказать, было это продиктовано его мнением относительно роли, или просто непри€знью к самой ÷еликовской - со —талиным у Ћюдмилы ¬асильевны были непростые отношени€. ≈й вообще удавалось сто€ть в стороне от власти, не заигрыва€ с ней.

–ассказывает сын Ћюдмилы ÷еликовской јлександр јлаб€н: "≈й действительно никто не помогал. Ќо при этом она заставл€ла уважать себ€. ¬ конце 40-х годов ее и еще одну артистку пригласили в особн€к Ѕерии "посмотреть кино". "» мы, дурочки, пошли", - сме€лась потом мама. ѕосле фильма к ним стали приставать. ћама, не дума€, одному из замов Ѕерии  обулову по "оливковой роже" врезала и побежала к выходу. Ѕежит, а сама боитс€: сейчас начнут стрел€ть. Ќо ее не тронули. –аз, думали, посмела замахнутьс€ на такого человека, может, —ам покровительствует. ј вот втора€ актриса осталась в особн€ке и спуст€ несколько лет попала в лагерь".

ј вот что рассказывала сама актриса о том времени: "ћен€ правительство не поддерживало. Ќапример, когда выходила кака€-нибудь комеди€ јлександрова, во всех газетах по€вл€лись статьи. » всех действующих лиц расхваливали.  огда же выходили фильмы ёдина ("—ердца четырех", "Ѕлизнецы"), их ругали. » € всегда чувствовала, что дл€ руководства почему-то € актриса второго сорта. ћода, видно, была така€. Ќо мен€ очень любили простые люди, и это было огромной поддержкойЕ"

ƒействительно, несмотр€ на огромную попул€рность у зрителей, ÷еликовска€ долгое врем€ была обделена официальными почест€ми. —тоит также отметить, что ее экранный имидж был совершенно иным, чем у признанных звезд кино - Ћюбови ќрловой и ћарины Ћадыниной. √ероини ÷елликовской не несли никакого идеологического начала.

ѕосле войны

ѕосле войны амплуа ÷еликовской в кино почти не изменилось. ќна сн€лась в комеди€х "Ѕлизнецы" (1945) и "Ѕеспокойное хоз€йство" (1946). »де€ фильма "Ѕеспокойное хоз€йство" родилась у ћихаила ∆арова еще во врем€ войны, когда он представл€л картину "¬оздушный извозчик" на передовых. “огда он и решил вз€тьс€ за режиссуру и поставить фильм специально дл€ своей новой жены.

¬ картине снималось целое созвездие актеров. Ћюдмила ÷еликовска€ сыграла в фильме главную роль ефрейтора “они, в которую влюблены два летчика - √ерой —оветского —оюза  рошкин (¬италий ƒоронин) и французский офицер Ћ€рошель (ёрий Ћюбимов), которые навещают девушку между бо€ми. Ќо она отдает предпочтение ќгурцову (јлександр √раве), который, успешно выполнив первое задание, ухитрилс€ привести в часть пленных немцев. —ам ∆аров с блеском сыграл старшину —емибабу, в роли диверсанта сн€лс€ замечательный актер —ергей ‘иллипов, в крошечном эпизоде дебютировал в кино ћихаил ѕуговкин. »грал даже јлексей јджубей, з€ть ’рущова.

‘ильм подвергс€ нелицепри€тной критике за безыдейность и потрафление невзыскательным вкусам зрителей, жаждущим лишь развлечени€ в кино. «ато среди зрителей он пользовалс€ большим успехом, зан€в седьмое место среди советских фильмов в прокате 1946 года.

≈динственной драматической ролью ÷еликовской в кино, причем эпизодической, в те годы была лишь медсестра «иночка в картине јлександра —толпера "ѕовесть о насто€щем человеке" (1948). Ѕольшинство критиков именно эту роль считают поворотной в карьере актрисы. Ёто была работа творчески зрелой актрисы. ќднако режиссеры так и не разгл€дели в ÷еликовской этих изменений. ≈й продолжали поступать предложени€ играть роли наивных героинь, но от всех этих предложений она отказывалась. ¬ результате за последующие 9 лет актриса не сн€лась ни в одном фильме.

≈динственным местом работы дл€ ÷еликовской стал “еатр имени ≈вгени€ ¬ахтангова. —реди ее театральных ролей следует отметить следующие: ƒениза ("ћадмуазель Ќитуш"), царица ћари€ Ќага€ ("¬еликий государь"), ƒженевра ("√лубокие корни").

Ќовый брак

— ћихаилом ∆аровым ÷еликовска€ прожила п€ть лет. ƒовольно долго снимали номер в гостинице "ћосква". ѕотом получили небольшую квартиру, окна которой выходили на гостиницу "јстори€".

¬споминает плем€нница ћихаила ∆арова —ветлана ∆арова: "Ћюс€ была необыкновенно красива и кокетлива. ћихаил »ванович с превеликим удовольствием выполн€л все ее капризы. ќн много тогда мог себе позволить - даже покупал ей старинные украшени€. »ногда € оставалась у них ночевать. ƒ€д€ ћиша относилс€ ко мне как к дочери, да и Ћюс€ баловала неимоверно - даже растирала мен€ благовони€ми.   ней приходили парикмахер, маникюрша, она любила принимать хвойные ванны. ’арактер у Ћюси был необычайно легкий. „асто в их доме собирались друзь€. ѕравда, дед, приход€ от них, иногда ворчал: "Ћюська мен€ обедом сегодн€ не кормила!"".

ѕ€ть лет прожили вместе ћихаил ∆аров и Ћюдмила ÷еликовска€, но вскоре их отношени€ исчерпали себ€. ќдной из причин стало то, что у супругов не было детей, а Ћюдмиле, которой было уже под тридцать, очень хотелось иметь ребенка.

» тут на пути ÷еликовской возник еще один поклонник. »м оказалс€ 50-летний  аро јлаб€н - знаменитый архитектор, автор Ћенинградского проспекта и ÷ентрального “еатра —оветской јрмии в ћоскве. — 1937 года јлаб€н был депутатом ¬ерховного —овета ———–. ѕомимо прочего он был еще отличным певцом и за€длым театралом. ѕознакомил их –убен —имонов. Ѕуквально при следующей встрече јлаб€н вз€л ÷еликовскую за руку, внимательно рассмотрел линии на ладони, потом улыбнулс€ и сказал: "ј знаете, вы будете моей женой". “ак оно и случилось. ÷еликовска€ ушла от ∆арова к јлаб€ну - не в ее характере было совмещать семейную жизнь с тайными любовными приключени€ми.

¬споминает —ветлана ∆арова: "–ассказывали, что как-то ÷еликовска€ призналась друзь€м: "ќ чем € жалею, так это о том, что рассталась с ћишей ∆аровым. ќн был в моей жизни самым насто€щим". –азрыв с ÷еликовской закончилс€ дл€ д€ди бессоницей, сердечными спазмами, отменой спектаклей и микроинфарктом".

¬ 1948 году јл€б€н и ÷еликовска€ зарегистрировали свои отношени€, а через год у них родилс€ сын —аша. ѕо воспоминани€м знакомых, Ћюдмила была фанатичной, сумасшедшей матерью, посв€щавшей всю себ€ ребенку. ќкруженна€ многочисленными поклонниками, ÷еликовска€ всегда оставалась верна своему единственному любимому мужчине, как она его называла, - сыну. "—ын, - говорила она, - это ни с чем не сравнимо, и даже внук не может зан€ть такое место в сердце, как —аша".

Ќемилость

ѕочти сразу после их свадьбы  аро —еменович попал в немилость к Ѕерии. Ћюдмила ÷еликовска€ вспоминала: "јлаб€н всю жизнь занимал очень большие посты, в течение 30 лет был секретарем —оюза архитекторов.  огда у нас решено было начать строительство высотных домов, јлаб€н выразил несогласие в присутствии Ѕерии. ƒо этого он год провел в јмерике и прекрасно понимал, что строительство высотных домов в нашей стране в те годы - показуха, нет ни необходимой технологии, ни моральных прав. » обо всем этом јлаб€н сказал в своей речи".

≈стественно все это закончилось дл€ јлаб€на печально. ¬скоре ему приказали прин€ть на работу двух архитекторов, и как он ни сопротивл€лс€, сделать ему это пришлось. ј через пару недель объ€вили, что они - шпионы. Ёто был давно отработанный сценарий. ѕосле этого вышел приказ, подписанный —талиным: освободить его от всех занимаемых должностей.

–ассказывает јлександр јлаб€н: "ќн пришел домой, встал перед мамой на колени и сказал: "ѕрости мен€, Ћюс€. ≈сли бы € только мог представить, что такое произойдет, никогда бы не посмел женитьс€ на тебе".

÷еликовска€ никогда ни в чем не упрекала јлаб€на. Ќаоборот, в те трудные годы, когда их лишили жиль€, и им приходилось скитатьс€ по друзь€м, она вс€чески его поддерживала. ¬двоем они жили на ее зарплату в 120 рублей.

¬споминает јлександр јлаб€н: "„ерез 2 года, когда стало невмоготу, родители написали в правительство письма и отправили ћолотову, Ѕулганину, кому-то еще. ¬ результате в 1953 году нам дали квартиру, а папе - работу. ≈два родители начали обустраиватьс€ в новой квартире, у мен€ обнаружили полиомиелит. ћама забросила театр, кино, все свое врем€ посв€тив борьбе за мое выживание. ’от€ и признавалась потом, что если бы сразу узнала все про болезнь, наверное, выбросилась бы с балкона - так было страшно.   счастью, у мен€ оказалась редка€ форма, которую удалось побороть".

Ќедолго продолжалась их совместна€ жизнь. ¬ 59-м јлаб€н умер от рака легких. ѕозже его именем назовут одну из улиц в ћоскве в районе метро "—окол".

 ино и театр. 50-е годы

¬ кино ÷еликовска€ по-прежнему практически не снималась. Ћишь три фильма в середине 50-х. —амой заметной работой стала роль ќльги »вановны - жены ƒымова в драме —амсона —амсонова "ѕопрыгунь€". ƒо сих пор в активе актрисы были лишь две драматические роли - в "»ване √розном" и "ѕовести о насто€щем человеке". » вот новый насто€щий успех. ¬ 1955 году на кинофестивале в ¬енеции за эту работу ÷еликовска€ была удостоена премии "—еребр€ный Ћев —в€того ћарка" и приза "ѕизанетти" (за лучшую зарубежную картину).

ѕосле смерти јлаб€на она и вовсе исчезла с киноэкранов, продолжа€ играть в театре имени ¬ахтангова.

¬ 1963 году актриса, наконец, дождалась признани€ у себ€ на родине - ей было присвоено звание народной артистки –—‘—–.

∆изнь с ёрием Ћюбимовым

¬ тех же 60-х годах ÷еликовска€ св€зала свою жизнь с режиссером знаменитого “еатра на “аганке ёрием Ћюбимовым. «накомы они были давно: когда ÷еликовска€ училась на первом курсе театрального училища, Ћюбимов был на четвертом курсе. ќни вместе работали в “еатре имени ¬ахтангова, в 1945 году сн€лись в фильме "Ѕеспокойное хоз€йство". ѕравда в п€тый раз замуж она не вышла - с Ћюбимовым ÷еликовска€ стала жить в гражданском браке.

¬месте они прожили более 15 лет. ¬ их квартире часто собирались интересные люди: ѕастернак, ¬ысоцкий, Ѕакланов, ћожаев, ¬ознесенский, ≈втушенко, ‘едор јбрамов, Ѕорис ¬асильев, ѕетр  апицаЕ  стати, здесь же ¬ысоцкий впервые исполнил свою знаменитую песню "я не люблю":

Ея не люблю насилье и бессилье,

» мне не жаль расп€того ’риста.

"¬олод€, - сказала тогда Ћюдмила ¬асильевна, - так нельз€". ѕосле этого по€вилась нова€ строчка, кардинально мен€юща€ смысл песни:

Е¬от только жаль расп€того ’риста.

∆изнь с опальным режиссером имела и свои минусы: ей стали меньше давать ролей в театре, не приглашали в кино. ¬споминает сын ÷еликовской ј. јлаб€н: "ћама отдала Ћюбимову много прекрасных, творческих лет жизни, а он в одночасье оставил ее. »з-за него она так и не стала народной артисткой ———–. “олько из-за него! “еатр несколько раз подавал на звание, но было мнение - раз в гражданском браке с Ћюбимовым, ходу не давать. Ќа мой взгл€д, Ћюбимов - достаточно эгоистичный человек, который по-насто€щему любит только себ€. Ќе только ко мне - и к своему сыну Ќиките, который заходил к нам, он не про€вл€л человеческого тепла. “ем более что в те годы большую часть времени отдавал своему театру".

–азошлись они, как интеллигентные люди - без скандалов и вы€снени€ отношений. ѕросто в какой-то момент ÷еликовска€ сказала ему: "”ходи", и потом долгое не вспоминала о нем. Ћишь незадолго до смерти она призналась сыну: "„тобы жить с гением, нужно быть душечкой. я же - совсем наоборот, упр€ма€, со своим характером. ћы стали друг друга немножко раздражать. Ќаверное, нужно было все врем€ ёри€ ѕетровича хвалить, а € хвалить не умеюЕ ѕомню, однажды Ћюбимов сказал: " огда мы разойдемс€, у теб€ в доме будет праздник". Ќу, в общем, так и получилось: праздник продолжаетс€ до сих пор. “ем не менее, с ёрием ѕетровичем мы жили хорошо и расстались хорошо".

 ино и театр в последующие годы

‘ормально ÷еликовска€ продолжала числитьс€ в ¬ахтанговском театре, ноЕ —менилось руководство, директором назначили ћихаила ”ль€нова, который жене политически неблагонадежного Ћюбимова ролей не давал. «а исключением крохотного эпизода в "«акате" Ѕабел€, когда она врывалась на сцену в матросской тельн€шке с залихватским разбойничьим свистом в два пальца и зал вставал, взрыва€сь бурей аплодисментов.

ќтча€вшись дождатьс€ милости от руководства “еатра им. ¬ахтангова, ÷еликовска€ начала искать себе роли сама. ≈й было уже семьдес€т, здоровье оставл€ло желать лучшего, она перенесла инфаркт, и многие думали, что ей уже не выкарабкатьс€, но она не мыслила жизни без любимой работы. Ћюдмила ¬асильевна прочитала сотни пьес, выбира€ ту, в которой могла бы сыграть и которую, она наде€лась, разрешат поставить в театре. Ќо ”ль€нов отвергал одно за другим ее предложени€. ќсобые надежды она возлагала на известную историю, когда в пожилую, но по-прежнему прекрасную женщину влюбилс€ семнадцатилетний юноша. Ёта роль была как раз дл€ нее. Ќо ”ль€нов и тут опустил ее с небес на землю, за€вив, что юношам противоестественно влюбл€тьс€ в пожилых женщин.

Ќе лучше обсто€ли дела и в кино. ѕальцев одной руки будет много, чтобы перечислить фильмы в которых она сн€лась в 70-е - 80-е годы. ќдной из последних ее ролей была –аиса ѕавловна √урмыжска€ в экранизации пьесы ј. ќстровского "Ћес". Ќа телевидении ее последними работами стали "ѕортрет" и "–епетитор".

¬ ѕќ—Ћ≈ƒЌ»≈ годы жизни ÷еликовска€ т€жело болела. ” нее был рак, но, пока могла, она играла в театре. 6 июл€ 1992 года в возрасте 72 лет Ћюдмила ¬асильевна ÷еликовска€ скончалась. ёрий ѕетрович Ћюбимов на похороны бывшей жены не пришел, телеграммы тоже не прислалЕ

ќна никогда и ничего не бо€лась

≈е им€ всегда окружали легенды. ÷еликовска€, как сказали бы сейчас, была подлинным секс-символом своей эпохи.  азалось, без ее участи€ не обходилась ни одна картина того времени, а ведь на счету актрисы всего п€тнадцать художественных фильмов.

” каждого поколени€ есть свои кумиры. ÷еликовска€ была кумиром 40-х годов. —олнечна€ женщина с лучистыми глазами. ћолодые люди присылали ей письма, где предлагали руку и сердце. ќднажды она шла по улице в Ћенинграде, а навстречу шла рота солдат.  огда они увидели ÷еликовскую, остановились, вз€ли ее на руки и несли несколько кварталов на руках. ј вс€ улица ей аплодировала. ќна любила жизнь во всех ее про€влени€х. »грала в теннис, любила лес, походы за грибами, €годами. Ћюбила в€зать, переводила с английского пьесу "’элло, ƒолли!" и пьесы “еннесси ”иль€мса. ќбожала принимать гостей, причем столы накрывались отменные. ¬се готовила сама с мамой, любила угощать, поиграть в карты, спеть романсы. ќбожала музыку, живопись, книги.

¬€чеслав Ўалевич, артист ¬ахтанговского театра: "¬ ней был азарт. ќна была легендой всей страны. —о спектаклем "ƒеньги, коварство и любовь" по "√олубой книге" ћихаила «ощенко мы объездили весь ———–. ”краина, ћолдави€, √рузи€, јрмени€ - повсюду ее встречали с восхищением: "÷еликовска€!".

Ћюдмила ћаксакова: "ќна ничего и никого не бо€лась! ќднажды она мне рассказала: "ѕредставл€ешь, мне предложили заниматьс€ стукачеством! я тут же нашлась и сказала: "Ќе могу! ¬ы знаете, € во сне разговариваю!".

ƒа, она действительно никогда и ничего не бо€лась. Ќи в творчестве, ни в жизни, ни трудностей, ни бедности, ни сильных мира сего. ќна, не задумыва€сь о последстви€х, всегда делала так, как считала нужным. » никогда ни о чем не жалела. ќчень любила слова  афки: "—той под дождем, пусть пронизывают теб€ его стальные стрелы. —той, несмотр€ ни на что. ∆ди солнца. ќно зальет теб€ сразу и беспредельно". “аким было ее отношение к жизни.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

√итарист легендарной Queen
ѕосетило:12041
Ѕрайан ћэй
ёли€ ћайборода. Ѕиографи€
ѕосетило:28906
ёли€ ћайборода
’алк. Ѕиографи€
ѕосетило:13270
 ’алк

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru