Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ћюдмила ÷еликовска€

   /   

Lyudmila Tselikovskaya

   /
             
‘отографи€ Ћюдмила ÷еликовска€ (photo Lyudmila Tselikovskaya)
   

ƒень рождени€: 08.09.1919 года
ћесто рождени€: јстрахань, –осси€
ƒата смерти: 06.07.1992 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 72 года

√ражданство: –осси€
—оцсети:


»стори€

јктриса

–одилась 8 сент€бр€ 1919 г. в јстрахани в благополучной семье российских интеллигентов. ≈Є отцом был народный артист –—‘—–, заведующий музыкальной частью, затем дирижЄр Ѕольшого театра ¬асилий ¬асильевич ÷еликовский (1900-1958). ћать - ≈катерина Ћукинична - оперна€ певица (сопрано). ƒо 1925 г. семь€ проживала в јстрахани, но в св€зи с тем, что Ћюда болела лихорадкой, врачи насто€тельно посоветовали еЄ родител€м сменить дл€ девочки климат. » ÷еликовские переехали в ћоскву. «десь она пошла на поправку.

20.12.2006

¬ музыкальной семье девочка выучила ноты раньше, чем буквы, но музыка не стала еЄ призванием - природа не наградила Ћюдмилу ÷еликовскую оперным голосом, а дл€ игры на фортепиано рука была слишком миниатюрной. ¬прочем, девочка училась в √несинской школе и даже выходила на большую сцену: она выполн€ла серьЄзную миссию - в финале 4-й симфонии „айковского била в литавры, когда оркестром дирижировал еЄ отец. ј когда она была в ¬ене, ей разрешили сыграть на клавесине ћоцарта.

Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€
Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€

"” мен€ лились слЄзы из глаз, и, чтобы они не капали на клавиши пианино, € подв€зывала полотенце, - вспоминала ÷еликовска€, - и продолжала играть". ћузыкальный слух позволил ей легко освоить английский €зык Ц она переводила пьесы английских драматургов "дл€ удовольстви€", а потом и в поисках подход€щей роли. Ќо это потом, а в 1935 г. только начиналась карьера артистки ÷еликовской. ’от€ друзь€ семьи со смехом вспоминали, что артистическа€ карьера Ћюси началась в детстве, когда она "играла" побирушку. ƒело в том, что девочка очень любила разыгрывать разные сценки, а одной из любимых забав было Епросить милостыню под видом несчастной нищей на “верской. Ћюдмила ÷еликовска€

«абавы и игры закончились, когда мама Ћюдмилы ÷еликовской с помощью подруги-актрисы јнны Ѕаба€н привела 16-летнюю дочь на просмотр к режиссЄру “еатра имени ≈.¬ахтангова –убену —имонову. –ежиссЄр вынес вердикт: театр ждЄт актрису ÷еликовскую. —имонов посоветовал ей об€зательно поступать в театральный институт и после окончани€ школы в 1937 г. Ћюдмила ÷еликовска€ подала документы в “еатральное училище имени ўукина.

Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€
Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€

¬ том году желающих поступить в "ўуку" было около 900 человек, а свободных мест только 13. Ўансов поступить у ÷еликовской было не так уж и много, и поначалу ей показалось, что она с треском провалилась. ¬от как она сама вспоминала об этом: "ѕомню только, что после чтени€ об€зательной прозы, стихотворени€ и басни кто-то из комиссии (а у мен€ от страха в глазах было серо, мне показалось, что все члены комиссии были одеты в одинаковые серые костюмы) спросил: "— кем вы готовились к экзаменам?" я сказала: "— мамой". ¬ ответ - дружный хохот. ј на вопрос, как мен€ зовут, € сказала: "Ћюдмила ¬асильевна".  омисси€ развеселилась ещЄ больше, а у мен€ от обиды брызнули слЄзы из глаз, и € убежала, твЄрдо пон€в, что уж актрисой мне никогда не стать. ¬ это врем€ следом за мной выбежал ƒима ƒорлиак - один из самых красивых молодых артистов театра, и, успокаива€ мен€, сказал: "Ќе волнуйтесь, вы понравились. Ёто у нас в театре так прин€то принимать - с юмором и смехом. Ќате, вот вам платок, вытрите слЄзы". √осподи! „то со мной было! я была как во сне. —ам знаменитый  лавдио (из "ћного шума из ничего" и Ћюсьен из "„еловеческой комедии" - спектакли “еатра имени ≈. ¬ахтангова) дал мне свой платок! Ќа следующий день, прибежав в училище рано-рано, когда вход в здание на улице ¬ахтангова, 12 был закрыт, и, прождав около часу, € наконец увидела свою фамилию в числе тринадцати прин€тых..."

≈щЄ студенткой училища, ÷еликовска€ была зачислена в труппу “еатра имени ¬ахтангова. ≈Є первой Ћюдмила ÷еликовска€ролью на сцене этого прославленного театра была  лариче в "—луге двух господ". —вою первую роль в кино (пионервожатую ¬алю в фильме "ћолодые капитаны") ÷еликовска€ сыграла в 1939 г., ещЄ студенткой. » хот€ эта роль не стала открытием молодой актрисы ни дл€ зрителей, ни дл€ критиков (да и сама ÷еликовска€ еЄ не любила), однако бесследно она всЄ равно не прошла. –ежиссЄр  онстантин ёдин заметил молодую и красивую актрису, поверил в неЄ и в 1940 г. предложил ей главную роль - Ўурочки ћурашовой - в своей комедии "—ердца четырЄх". ѕо словам самой актрисы, это была еЄ сама€ любима€ картина, так как она играла саму себ€. (Ќапример, актриса так же обожала сладкое, любила музыку и ненавидела математику.) ¬ этой картине ÷еликовска€ буквально уговорила режиссЄра разрешить ей самой спеть песню, которую до этого предполагалось озвучить с помощью профессиональной эстрадной певицы. ёдин разрешил, но во врем€ записи случилось непредвиденное - ÷еликовска€ так перенервничала, что у неЄ пропал голос. «апись пришлось отложить на неделю, что было делом неслыханным - из-за 19-летней студентки простаивал оркестр из 70 человек. » всЄ-таки эту песню она записала. ‘ильм должен был стать самым кассовым фильмом 1941 г., однако его премьере помешала война. ќн вышел на экраны страны только в 1944 г.

Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€
Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€

ј вот фильм јлександра »вановского "јнтон »ванович сердитс€", в котором ÷еликовска€ также играла главную роль (он снималс€ почти одновременно с "—ердцами четырЄх") успел-таки попасть к зрителю в первые мес€цы войны. " ака€ жива€ партнЄрша мне досталась! - восхищалс€ ѕавел  адочников, герой-любовник тогдашнего кино... Ќа этот раз ÷еликовской петь не доверили, и вместо неЄ это сделала профессионал - известна€ певица ƒебора ѕантофель-Ќечецка€. Ќо так случилось единственный раз: в остальных фильмах и спектакл€х ÷еликовска€ всегда будет петь сама.

¬ойна застала Ћюдмилу ÷еликовскую в Ћенинграде - на съЄмках последних сцен "јнтона »вановича..." ќна вернулась в ћоскву, но пробыла в ней недолго - 14 окт€бр€ вместе с театром она эвакуировалась в ќмск. ¬скоре туда пришла телеграмма из јлма-јты - режиссЄр Ћ.“рауберг приглашал актрису на съЄмки фильма "¬оздушный извозчик", сценарий которого ¬алентин  атаев написал специально на неЄ. Ќа съЄмках этой картины ÷еликовска€ познакомилась с актЄром ћихаилом ∆аровым, который вскоре стал еЄ третьим мужем.

Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€
Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€

ѕервый раз замуж ÷еликовска€ вышла рано - на втором курсе театрального училища. ≈Є мужем стал студент того же заведени€ ёрий јлексеев-ћесхиев. ќднако их совместна€ жизнь продлилась недолго, и вскоре они расстались.

Ћучшие дн€

Ћеди ќльга - женщина с 30-сантиметровой бородой
ѕосетило:8289
ƒжейн Ѕарнелл
—ергей ћаковецкий: „еловек, выбравший правильный путь
ѕосетило:7490
—ергей ћаковецкий
ћакс Ћоренс. Ѕиографи€
ѕосетило:2828
ћакс Ћоренс

¬торым мужем ÷еликовской стал писатель Ѕорис ¬ойтехов.   моменту этого замужества ÷еликовска€ была уже известной актрисой, имела массу поклонников, среди которых было много известных людей. ќднако актриса выбрала себе в спутники не самого заметного среди них, но искренне любившего еЄ. ѕравда, и этот брак, продлившись несколько лет, распалс€.Ћюдмила ÷еликовска€ в фильме "јнтон »ванович сердитс€"

Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€
Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€

», наконец, в 1943 г. судьба свела актрису с ћ.∆аровым. Ќе жела€ обманывать своего супруга - писател€ Ѕориса ¬ойтехова, - Ћюдмила ÷еликовска€ написала ему со съЄмок в јлма-јте письмо, что жить без ∆арова не может. ¬ ответ оскорблЄнный муж стал закидывать актрису телеграммами с угрозами: "Ѕерегитесь!", "∆дите беспощадности!" ј уж когда свою св€зь с ÷еликовской обнародовал дл€ своей жены ∆аров, началось что-то страшное. ¬ конце концов не выдержало здоровье ћихаила »вановича, и он на полтора мес€ца слЄг в больницу с сердечным приступом.

∆ить молодожЄнам тогда было негде. ƒовольно долго они снимали номер в гостинице "ћосква". ѕотом получили небольшую квартиру, окна которой выходили на гостиницу "јстори€"...

ћежду тем съЄмки в "¬оздушном извозчике" внесли изменени€ не только в личную жизнь ÷еликовской, но и в творческую - из-за них еЄ отчислили из “еатра имени ≈.¬ахтангова. ќднако актрису это почти не озаботило. Ѕез работы она не оставалась. ѕосле съЄмок в "¬оздушном извозчике" еЄ пригласил в свою новую картину сам —ергей Ёйзенштейн, который оказалс€ в плену еЄ таланта после фильма "—ердца четырЄх". “ак ÷еликовска€ попала на роль царицы јнастасии в фильме "»ван √розный" (1945).

Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€
Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€

" огда —ергей ћихайлович Ёйзенштейн пригласил мен€ сниматьс€ в фильме "»ван √розный" в роли первой жены »вана IV, мне, только что вышедшей из театральной школы девчонке, это предложение показалось страшным и несбыточным, хотелось убежать и спр€татьс€ куда-нибудь подальше", - вспоминала актриса. ћастер выбрал еЄ, потому что увидел в ней свою героиню: "–адостью си€ют глаза јнастасии", "√лаза јнастасии си€ют счастьем", "Ќа глаза јнастасии набегают слЄзы", "»ван приникает к губам счастливой, смущЄнной јнастасии"... Ёто режиссЄрские ремарки к одному из Ћюдмила ÷еликовска€ в фильме "»ван √розный"эпизодов "»вана √розного". Ёйзенштейн увидел в жизнерадостных, беззаботных, слегка кокетливых и наивных героин€х ÷еликовской черты будущей "царихи". “акое прозвище получила на съЄмочной площадке Ћюдмила ÷еликовска€. “ак и называл еЄ впоследствии муж, ћихаил ∆аров, игравший в фильме ћалюту —куратова. ќна полностью подчинилась воле режиссЄра, старательно и точно воспроизводила заданный рисунок образа. «а это и досталось от критиков, мол, слишком зажата€ получилась јнастаси€. "Ќе старайс€ играть "царицу". ќна ведь просто девчонка, котора€ попала в золотую клетку, она любит, как и ты, бегать по саду, ловить бабочек и собирать цветы, а ей по ритуалу надо сидеть у окошка и терпеливо ждать своего господина", - объ€сн€л он.

Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€
Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€

ѕоездка в јлма-јту из заледеневшей голодной ћосквы, в которой дымчатый кот, жале€ хоз€ев, приносил им пойманных крыс, казалась ÷еликовской насто€щим раем. Ќа тот момент она была на грани чахотки и кормилась, продава€ носки собственной в€зки... Ќо во врем€ съЄмок "»вана √розного" она чуть не осталась без глаз - неправильно были установлены софиты, ей наклеили огромные накладные ресницы, в которых нельз€ было моргнуть и хрусталики глаз были "сожжены" (вот откуда секрет искр€щихс€ васильковых глаз ÷еликовской).

Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€
Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€

¬ 1946 г. на экраны страны вышла музыкальна€ комеди€ "Ѕеспокойное хоз€йство", которую поставил сам ∆аров и главную роль в которой исполн€ла Ћюдмила ÷еликовска€ (это был его своеобразный подарок жене). ¬ лЄтном полку ћарины –асковой, где ÷еликовска€ и ∆аров провели ћихаил ∆аров и Ћюдмила ÷еликовска€три мес€ца, выступа€ перед бойцами (часто пр€мо посреди концерта раздавалась команда: "¬оздух!"), генерал ћихаил √ромов подарил ∆арову и ÷еликовской сюжет о ложном аэродроме, из которого впоследствии и получилс€ фильм.

Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€
Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€

ћихаил »ванович очень заботилс€ о жене. ¬ те трудные времена он создавал дл€ неЄ поистине голливудские услови€ дл€ съЄмок: на общих планах ей давали дублершу, и даже маки€ж у актрисы был американский - фирмы "Max Factor", в —оветском —оюзе в те времена о таком и не слышали.

Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€
Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€

¬ 40-50-е годы попул€рность ÷еликовской была фантастической. Ќа фронтах ¬еликой ќтечественной солдаты поднимались в бой со словами: "«а –одину! «а —талина! «а ÷еликовскую!" «рительницы ¬ахтанговского театра, гор€чие поклонницы двух ведущих актрис Ц Ћюдмилы ÷еликовской и √алины ѕашковой Ц делились на "целикисток" и "пашкисток", доход€ в своих стычках порой до рукопашных боЄв. ‘ильмы с участием ÷еликовской собирали аншлаги, поклонники нежно называли актрису Ћюсей, еЄ портреты украшали квартиры. Ўкольницы восьмого-дес€того класса старались носить плать€ как у ÷еликовской, они зав€зывали бантики точь-в-точь, как она зав€зывала в своих фильмах. ѕро ÷еликовскую говорили: "“ри миллиона мужчин не могут ошибатьс€". ≈Є засыпали цветами, еЄ спектакли специально приходили посмотреть высокопоставленные лица... ¬ 1952 г. в  иеве проходили гастроли ¬ахтанговского театра. ѕосле спектаклей ÷еликовскую спускали по пожарной лестнице, потому что у входа еЄ ожидала огромна€ толпа, пройти через которую не было никакой возможности.  иевл€не прот€гивали к ней своих детей с мольбой: "ѕоцелуйте! Ѕлагословите! ѕрикоснитесь!"

Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€
Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€

Ћюдмила ÷еликовска€ в фильме "»ван √розный" ќднако вот что рассказывала сама актриса о том времени и своей карьере в кино: "ћен€ правительство не поддерживало. Ќапример, когда выходила кака€-нибудь комеди€ јлександрова, во всех газетах по€вл€лись статьи. » всех действующих лиц расхваливали.  огда же выходили фильмы ёдина ("—ердца четырЄх", "Ѕлизнецы"), их ругали. » € всегда чувствовала, что дл€ руководства почему-то € актриса второго сорта. ћода, видно, была така€. Ќо мен€ очень любили простые люди, и это было большой поддержкой...  огда за "»вана √розного" всем дали —талинскую премию - за первую серию, то мен€ —талин из списка премируемых вычеркнул. —казал: "÷арицы такими не бывают". “ак что у мен€ за всю жизнь даже наград никаких не было".

Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€
Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€

ƒействительно, несмотр€ на огромную попул€рность у зрителей фильмов с участием Ћюдмилы ÷еликовской, она была долгое врем€ обделена официальными почест€ми. Ќа приЄме в  ремле, где присутствовал —талин, актриса была всего лишь один раз. ¬ 1945 г. их с ∆аровым пригласили на приЄм в  ремль по случаю ƒн€ ѕобеды. "Ёто был совершенно другой человек, - рассказывала она. - —идел в торце стола, ел раков и плевал шкурки на пол. ¬друг на секунду наши глаза встретились. —талин не узнал мен€, скользнул мимо мутным взгл€дом и снова прин€лс€ есть раков. Ќо что € переживала в тот момент! Ѕог посмотрел!"

Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€
Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€

ќна была частым гостем в доме ћолотовых, однако после того, как покровительствовавшую ей ѕолину ∆емчужину (жену ¬€чеслава ћихайловича ћолотова) арестовали и отправили в лагерь, окружающие стали косо смотреть и на ÷еликовскую. Ћюдмила ÷еликовска€ в фильме "Ѕлизнецы"

Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€
Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€

 роме этого, экранный имидж актрисы был совершенно иным, чем у Ћюбови ќрловой или ћарины Ћадыниной: героини ÷еликовской не несли в себе никакого идеологического начала. Ќе было у неЄ и вли€тельного мужа-покровител€, котоpый мог бы выгодно устроить карьеру своей дражайшей половине, воврем€ похлопотать за неЄ.

Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€
Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€

¬ конце 40-х годов еЄ и ещЄ одну артистку пригласили в особн€к Ѕерии "посмотреть кино". "» мы, дурочки, пошли", - сме€лась потом ÷еликовска€. ѕосле фильма к ним стали приставать. Ћюдмила, не дума€, одному из замов Ѕерии Ѕогдану  обулову по "оливковой роже" врезала и побежала к выходу. Ѕежит, а сама боитс€: сейчас начнут стрел€ть. Ќо еЄ не тронули. –аз, думали, посмела замахнутьс€ на такого человека, может, —ам покровительствует. ј вот втора€ актриса осталась в особн€ке и спуст€ несколько лет попала в лагерь... ј однажды ÷еликовской предложили заниматьс€ стукачеством! ќна тут же нашлась и сказала: "Ќе могу! ¬ы знаете, € во сне разговариваю! "

Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€
Ћюдмила ÷еликовска€ фотографи€

ћежду тем и после войны амплуа ÷еликовской в кино почти не изменилось: против ролей в комеди€х "Ѕлизнецы" (1945) и "Ѕеспокойное хоз€йство" (1946), она могла выставить лишь одну драматическую роль, причЄм, эпизодическую, - в картине "ѕовесть о насто€щем человеке". ѕричЄм большинство критиков именно эту роль - медсестры «иночки - считают поворотной в карьере ÷еликовской. Ёто была работа творчески зрелой актрисы. ќднако режиссЄры так и не разгл€дели в ÷еликовской этих изменений. ћихаил ∆аров и Ћюдмила ÷еликовска€ в фильме "Ѕеспокойное хоз€йство" ≈й продолжали поступать предложени€ играть роли наивных героинь, но от всех этих предложений актриса отказывалась. ¬ результате за последующие 9 лет она не сн€лась ни в одном фильме. ≈динственным местом работы дл€ неЄ стал “еатр имени ≈.¬ахтангова, куда еЄ вновь прин€ли в 1945 г. —реди еЄ театральных ролей: ƒениза в "ћадемуазели Ќитуш" Ёрве, царица ћари€ Ќага€ в "¬еликом государе" по ¬.—оловьЄву, ƒженевра в "√лубоких корн€х".

¬идимо, неудовлетворение творческой жизнью, ощущение себ€ на вторых рол€х угнетало талантливую актрису. ќна пыталась найти счастье в личной жизни, но и брак с ћихаилом ∆аровым трещал по швам. ќна безумно хотела родить ребЄнка, но этого не случилось. ¬ конце концов брак двух звЄзд советского кино распалс€. ∆аров очень переживал разлуку с ней. ’одили даже слухи, что он пыталс€ подкупить жену чЄрным жемчугом, отвалив за него чемодан советских денег. ќднако, как бы там ни было, спуст€ много лет ÷еликовска€ назовЄт первые два замужества ошибками молодости, а о ∆арове всегда будет отзыватьс€ тепло и по-доброму. » скажет: "ќн любил мен€ больше всехЕ ј € больше всех любила јлаб€на".

 аро јлаб€н, четвЄртый по счЄту муж ÷еликовской, был знаменитым архитектором. ¬ 1934-40 гг. именно по его проекту строилс€ ÷ентральный “еатр —оветской јрмии, прокладывалс€ Ћенинградский проспект. Ћюдмила ÷еликовска€ в фильме "Ѕеспокойное хоз€йство"— 1937 г. јлаб€н был депутатом ¬ерховного —овета ———–. ’удожник и архитектор, отличный певец, за€длый театрал, он дружил с –убеном —имоновым, тогда ещЄ простым артистом “еатра им. ≈.¬ахтангова, который и представил ему ÷еликовскую. ”же при следующей встрече јлаб€н вз€л еЄ руку, внимательно рассмотрел линии на ладони и улыбнулс€: "ј знаете, вы будете моей женой". Ѕольше они уже не расставались.

¬ конце 40-х годов ÷еликовска€ и јлаб€н стали мужем и женой. ≈й было 30, ему - 50. Ќовый брак знаменитой актрисы оказалс€ самым счастливым дл€ неЄ: в сент€бре 1949 г. она родила сына, которого они с мужем назвали јлександром. ѕо словам многих, знавших эту семью, ÷еликовска€ была сумасшедшей, фанатичной матерью. ќкружЄнна€ многочисленными поклонниками, ÷еликовска€ всегда оставалась верна своему единственному любимому мужчине, как она его называла, - сыну. "—ын, - говорила она, - это ни с чем не сравнимо, и даже внук не может зан€ть такое место в сердце, как —аша".

 азалось, что с рождением ребЄнка еЄ семейна€ жизнь будет приносить одни радости. ќднако внезапно начались непри€тности у јлаб€на. Ћ.÷еликовска€ рассказывала: "јлаб€н, конечно, был человеком удивительным. ¬ысокий интеллектуал, совершенно бескорыстный, очень пор€дочный. —мелый, за что и поплатилс€.

јлаб€н всю жизнь занимал очень большие посты, в течение тридцати лет был  аро јлаб€нсекретарЄм —оюза архитекторов.  огда у нас решено было начать строительство высотных домов, јлаб€н выразил несогласие в присутствии Ѕерии. ƒо этого он год провЄл в јмерике и прекрасно понимал, что строительство высотных домов в нашей стране в те годы - показуха, нет ни необходимой технологии, ни моральных прав. » обо всЄм этом јлаб€н сказал в своей речи.

ќчень скоро ему приказали прин€ть на работу двух архитекторов.  ак он ни сопротивл€лс€, прин€ть их всЄ же пришлось. ј буквально через две недели объ€вили, что они - €понские шпионы: сценарий был отработанным. » тут же по€вилс€ приказ, подписанный —талиным: освободить јлаб€на от всех занимаемых должностей.

 огда  аро пришЄл домой - а € сидела с нашим маленьким сыном, - он встал передо мной на колени и сказал: "ѕрости мен€, Ћюс€. ≈сли бы € знал, что так случитс€, € бы никогда не посмел женитьс€ на тебе". ќт ареста спас его друг јнастас ћико€н. ¬о врем€ гражданской войны јлаб€н вынес раненого јнастаса »вановича из бо€. ј теперь ћико€н спас его: вручил билет до ≈ревана и сказал: "”езжай, тогда о тебе все забудут"... ¬скоре нас лишили дома - мы жили тогда в мастерской јлаб€на на улице √орького. ¬ один прекрасный день к нам пришла комисси€ из ћоссовета: " ак вы используете служебное помещение! ѕочему вис€т ползунки?" » велели нам выехать в дес€тидневный срок. ћы начали скитатьс€. ∆или то на даче, то у друзей. ¬троЄм - на сто двадцать рублей, мою зарплату. ƒлилось это почти два года. » когда уже совсем стало невмоготу, мы написали в правительство письмо: "—колько же можно так наказывать?" Ћюдмила ÷еликовска€ с сыномќтправили его ћолотову, Ѕулганину и кому-то ещЄ... “ак, благодар€ письму, нам с  аро дали в 53-м году квартиру, а ему - работу".

≈два они начали обустраиватьс€ в новой квартире, как у маленького —аши обнаружили полиомиелит. ÷еликовска€ забросила театр, кино, всЄ своЄ врем€ посв€тив борьбе за его выживание. ’от€ и признавалась потом, что если бы сразу узнала всЄ про болезнь, наверное, выбросилась бы с балкона - так было страшно.   счастью, у сына оказалась редка€ форма, которую удалось побороть".

"¬рачи сказали, - вспоминает јлаб€н-младший, - единственное, что может мен€ спасти, - это массаж и физические упражнени€. » мама не плакала, а сама делала мне массаж, по 15 раз в день! «аставл€ла мен€ через силу бегать, прыгать и лазать по деревь€м. » € выздоровел". Ќесколько лет непрерывного лечени€, массажей, консилиумов сделали своЄ дело. ќна говорила: "ћне предлагали новые роли, мне говорили, что если ты откажешьс€, таких хороших предложений уже не будет". Ќо дл€ мен€ было самое главное, что сегодн€ —аша сделал на дес€ть шагов больше, чем вчера, а завтра - на двадцать шагов больше, чем сегодн€".

¬ 50-е годы ÷еликовска€ продолжала играть в “еатре имени ≈.¬ахтангова, изредка снималась в кино ("ћы с вами где-то встречались", 1954, "ѕопрыгунь€", 1955). ѕоследний фильм вновь заставил критиков вспомнить об актрисе Ћ.÷еликовской. Ќа XVI ћеждународном кинофестивале в ¬енеции фильму была присуждена преми€ "—еребр€ный Ћев —в€того ћарка" и приз "ѕизанетти" (его италь€нские критики вручают за лучший зарубежный фильм).

ј в 1959 г. случилась очередна€ беда: от рака лЄгких скончалс€  аро јлаб€н. ѕо словам сына, отец всю жизнь "дымил, как паровоз". ¬ том же году его именем назвали одну из улиц в ћоскве - в районе —окола...

Ќа долгие годы ÷еликовска€ исчезла с экранов. »значально предрасположенна€ к излишнему весу, она начала полнеть, к тому же перенесла инфаркт и в театре в 60-х играла очень мало - в основном, уже возрастные роли.

Ћюдмила ÷еликовска€ в фильме "ѕопрыгунь€" ¬ 1963 г. Ћюдмила ÷еликовска€ наконец-то дождалась официального признани€ своих заслуг - еЄ удостоили звани€ народной артистки –—‘—–. ¬ тех же 60-х годах ÷еликовска€ св€зала свою жизнь с режиссЄром скандально известного “еатра на “аганке ёрием Ћюбимовым. «накомы они были давно: когда ÷еликовска€ училась на первом курсе театрального училища, Ћюбимов был на четвЄртом курсе. ќни вместе работали в “еатре имени ≈.¬ахтангова: она играла - ƒжульетту, он - –омео, в 1945 г. сн€лись в фильме "Ѕеспокойное хоз€йство".

«вездное им€ Ћюдмилы ÷еликовской воздействовало не в последнюю очередь на давших "добро" на открытие “еатра на “аганке. ∆Єсткий характер Ћюдмилы ¬асильевны, совсем не соответствовавший еЄ несколько легкомысленной внешности, еЄ целеустремленность, острый ум, св€зи, идеи - всЄ это легло в фундамент молодого театра.

"»з дверей начальника всемогущего в 60-е годы –еперткома мы вышли глубоко возмущенными, - вспоминает первый директор “еатра на “аганке Ќиколай ƒупак. - Ќам зарубили очередную, кровью и потом политую постановку. Ћюбимов кипел. ќн был загнан в угол и просто не знал, как боротьс€ дальше. » вдруг навстречу по€вилась Ћюдмила ¬асильевна. ќна вз€ла нас обоих под руки и своим мелодичным голосом сказала: "ѕошли, реб€та, отсюда. я нашла людей, которые возьмут на себ€ решение нашей проблемы". ÷еликовска€ была очень тонким человеком. «на€ взрывной и независимый характер своего мужа, никогда не вмешивалась напр€мую в дела театра. Ќаши конфликты - режиссЄра с директором - разрешала очень просто, отведЄт мен€ в сторону и м€гко скажет: "Ќе обращай внимани€, это у него пройдЄт". » напр€жение снималось. ≈Є вли€ние было очень велико. Ћюдмила ¬асильевна прекрасно знала литературу, музыку. ”мела деликатно "подсунуть" свежую идею, никому ничего не нав€зыва€. ћы дружили домами, часто встречались. ÷еликовска€ вообще любила собирать друзей, в их доме всегда было весело и интересно, приходили самые выдающиес€ люди. ѕользу€сь своим умом и оба€нием, она привлекала и "нужных" дл€ дела персон. ¬ообще это была светла€ личность... Ћюдмила ¬асильевна знала поэзию как насто€щий пушкинист. јктЄры получали от неЄ уникальные советы и чисто актЄрские, и литературоведческие. ∆аль, что ÷еликовска€ и Ћюбимов расстались, ведь она отдала ему столько любви, тепла и поддержки... »з-за него забросила свою карьеру".

’одили упорные слухи, что знаменитые таганковские поэтические композиции и инсценировки повестей и романов (в театре их пренебрежительно называли "болванками") писала ÷еликовска€. »менно на их основе ёрий ѕетрович поставил свои самые лучшие спектакли. Ќа премьере спектакл€ "ƒерев€нные кони" ‘Єдор јбрамов сказал: "Ётого спектакл€ не было бы, если бы на отдыхе в ѕрибалтике Ћюдмила ¬асильевна не прочла мою книгу". “а же истори€ приключилась и со спектаклем "...ј зори здесь тихие" - за одну ночь ÷еликовска€ прочла в свежем номере "ёности" повесть Ѕориса ¬асильева, и к утру болванка была почти готова. ќфициально же она работала вместе с Ћюбимовым только над одним спектаклем - композицией по стихам ѕушкина "“оварищ, верь!".

"ћама прожила с ёрием Ћюбимовым 20 лет, хот€ они так и не оформили официально свои отношени€, - рассказывает сын актрисы јлександр јлаб€н. - ¬нешне всЄ выгл€дело нормально, мне интересна была их жизнь, компании, которые здесь собирались, - ѕастернак, ¬ысоцкий, Ѕакланов, ћожаев, ¬ознесенский, ≈втушенко, ‘Єдор јбрамов, Ѕорис ¬асильев, ѕЄтр  апицаЕ "

 стати, в их с Ћюбимовым квартире ¬ладимир ¬ысоцкий впервые исполнил свою знаменитую песню "я не люблю":

Ея не люблю насилье и бессилье,

» мне не жаль расп€того ’риста.

- ¬олод€, - сказала тогда Ћюдмила ¬асильевна, - так нельз€. Ћюдмила ÷еликовска€

ѕосле этого по€вилась нова€ строчка, кардинально мен€юща€ смысл песни:

Е¬от только жаль расп€того ’риста.

Ѕыла и така€ истори€. Ќаверху собирались запретить очередной спектакль Ћюбимова и вызвали его на ковЄр. ÷еликовска€ осталась дома и очень переживала.  огда она, наконец, не вытерпела и позвонила в секретариат высокого начальства, к которому ушЄл муж, то попросила соединить еЄ с Ћюбимовым. ј потом нарочито громко своим тонким голосочком сказала, чтобы было слышно чиновникам: "ёрий, не унижайс€! ѕошли его к чЄртовой матери и немедленно домой! » купи по дороге можайского молока".

ј однажды в разгар многолюдного обсуждени€ спектакл€ в “еатре на “аганке она так рассердилась на Ћюбимова, что громко сказала: "ёра, ты дурак!". ¬се остолбенели. ј она на секунду задумалась, и: "Ќет, это слишком сильно сказано. ёра, ты гений!" ѕолна€ бурных событий, скандальна€ жизнь “аганки не только прошла у ÷еликовской перед глазами, но и вт€нула еЄ в свой водоворот. ¬ театре еЄ в шутку звали генералом, а Ћюбимова - полковником.

Ѕрак ÷еликовской и Ћюбимова продлилс€ более 10 лет и распалс€ в 70-е годы. ќни не скандалили, не вы€сн€ли отношений. ¬ 1976 г. на гастрол€х “аганки в Ѕудапеште Ћюбимов познакомилс€ с венгеркой  аталиной  унц (ёрий ѕетрович называл еЄ  атей), по словам которой, их с Ћюбимовым сразила не просто любовь с первого взгл€да, а невиданна€, не испытанна€ ими доселе, фантастическа€ страсть. ѕоследовал головокружительный роман. ёрию ѕетровичу нужно было врем€, чтобы достойно расстатьс€ с ÷еликовской: плохого к себе отношени€ она не заслуживала. » он это понимал. Ћюдмила ¬асильевна знала о романе мужа, но молчала. ј когда терпеть не было больше мочи, просто сказала: "”ходи!"

"ћама отдала Ћюбимову много прекрасных, творческих лет жизни, а он в одночасье оставил еЄ, - вспоминает јлександр јлаб€н. - »з-за него она так и не стала народной артисткой ———–. “олько из-за него! “еатр несколько раз подавал на звание, но было мнение - раз в гражданском браке с Ћюбимовым, ходу не давать. Ќа мой взгл€д, Ћюбимов - достаточно эгоистичный человек, который по-насто€щему любит только себ€. Ќе только ко мне - и к своему сыну Ќиките, который заходил к нам, он не про€вл€л человеческого теп ла. “ем более что в те годы большую часть времени отдавал своему театру".

ѕотом ÷еликовска€ уже никогда не вспоминала ёри€ ѕетровича. » только однажды, незадолго до смерти, призналась: "”мирают даже камни. „тобы жить с гением, нужно быть душечкой. я же - совсем наоборот, упр€ма€, со своими взгл€дами. ћы стали друг друга немножко раздражать. Ќаверное, нужно было всЄ врем€ ёри€ ѕетровича хвалить, а € хвалить не умею. ¬ моей семье вообще прин€то довольно скептическое отношение друг к другу. Ќапример, когда дети смотр€т мои фильмы, они всегда подшучивают: "Ќу, мать, ты даЄшь! ќп€ть "тю-тю-тю, сю-сю-сю". ƒл€ нас подобные отношени€ вполне естественны, но - не дл€ Ћюбимова. ќн однажды сказал: " огда мы разойдЄмс€, у теб€ в доме будет праздник". Ќу, в общем, так и получилось: праздник продолжаетс€ до сих пор. “ем не менее с ёрием ѕетровичем мы жили хорошо и расстались хорошо".

ћного лет Ћюдмила ¬асильевна хранила фотографию - она р€дом с первым секретарЄм ÷   ѕ—— Ќикитой —ергеевичем ’рущЄвым, - опубликованную на первой странице "ѕравды". »стори€ этой фотографии такова: ’рущЄв проводил свои знаменитые встречи с интеллигенцией. Ѕыла пора летних отпусков. "Ћюбимов, - вспоминала ÷еликовска€, - поехал на юг на машине, чтобы к нашему с —ашей приезду всЄ устроить, а мы пошли на встречу с Ћюдмила ÷еликовска€’рущЄвым. ¬стреча проводилась на природе, и мы сто€ли на берегу, а ’рущЄв с ћико€ном плыли на плоту. ¬друг ћико€н кричит: "—аша!" - и машет нам рукой. ѕлот подплывает к берегу, ’рущЄв подходит, и нас фотографируют". ¬роде бы ничего особенного, но подобна€ фотографи€, по€вивша€с€ на страницах центральной газеты, €вл€лась в то врем€ своего рода охранной грамотой. ÷еликовска€ даже шутила: "≈сли мен€ будут увольн€ть из театра, € еЄ директору под дверь подброшу".

  сожалению, когда в конце жизни от неЄ отказалс€ родной театр, фотографи€ ей не помогла. ƒа и сам Ќикита —ергеевич, давно пребывавший в отставке, не смог бы ей помочь. ‘ормально ÷еликовска€ продолжала числитьс€ в ¬ахтанговском театре, ноЕ —менилось руководство, директором назначили ћихаила ”ль€нова, который жене политически неблагонадЄжного Ћюбимова ролей не давал. «а исключением крохотного эпизода в "«акате" Ѕабел€, когда она врывалась на сцену в матросской тельн€шке с залихватским разбойничьим свистом в два пальца и зал вставал, взрыва€сь бурей аплодисментов.

ќтча€вшись дождатьс€ милости от руководства “еатра им. ¬ахтангова, ÷еликовска€ начала искать себе роли сама. ≈й было уже семьдес€т, здоровье оставл€ло желать лучшего, она перенесла инфаркт, и многие думали, что ей уже не выкарабкатьс€, но она не мыслила жизни без любимой работы. Ћюдмила ¬асильевна прочитала сотни пьес, выбира€ ту, в которой могла бы сыграть и которую, она наде€лась, разрешат поставить в театре. Ќо ”ль€нов отвергал одно за другим еЄ предложени€. ќсобые надежды она возлагала на известную историю, когда в пожилую, но по-прежнему прекрасную женщину влюбилс€ семнадцатилетний юноша. Ёта роль была как раз дл€ неЄ. Ќо ”ль€нов и тут опустил еЄ с небес на землю, за€вив, что юношам противоестественно влюбл€тьс€ в пожилых женщин.

» всЄ равно ÷еликовска€ не унывала и даже оправдывала своих гонителей. ќна обладала редкостным жизнелюбием, умела быть благодарной судьбе за любую малость. ћама актрисы говорила: "ќй, с Ћюськой так легко жить, она встанет утром и поЄт, поЄт".

ќб еЄ неверо€тной скромности ходили легенды. ≈й, кумиру нескольких поколений, были чужды любые про€влени€ звЄздной болезни: Ћюдмилу ¬асильевну совершенно не волновало, в какой машине она едет, какое ей заказали купе или номер в гостинице.

"ќна была необыкновенной женщиной из особой породы людей-астраханцев, - рассказывает Ћюдмила ћаксакова, актриса “еатра имени ≈.¬ахтангова. - ¬сесторонне развита€, необычайно одарЄнна€, писала пьесы, великолепно пела. » при этом в ней не было и тени зазнайства. Ќедаром говор€т, что надо пройти огонь, воду и медные трубы. ѕоследнее далеко не каждому дано пройти. ћногие станов€тс€ павлинами... ќбща€сь с ней, вы бы никогда не почувствовали еЄ славы. ќна всегда умела определить дл€ себ€ - что главное, а что нет. √лавным дл€ неЄ были дом, семь€ и театр. ќна умела радоватьс€ жизни, еЄ не смущали никакие неудобства и мелочи жизни.  огда мы вместе ездили на гастроли, она брала с собой кип€тильник, кружку, плиточку, кастрюльку и пачку "√еркулеса ". ѕри всех еЄ талантах у неЄ была единственна€ робость - перед техникой. «а границей она первой решительно влетала в номер и сразу же кидалась "наводить пор€док ": нажимала какие-то кнопки, что-то включала, выключала... Ќо всЄ это не очень поддавалось ей. я ей тогда говорила: "Ћюс€, техника в руках дикар€ мертва ".

ќна была преданным и искренним другом.  огда критики разгромили роман ѕастернака "ƒоктор ∆иваго" и по московским улицам ходили толпы "протестующих труд€щихс€" с транспарантами, ÷еликовска€ не побо€лась - купила огромный букет цветов и бросилась на дачу к писателю - знала, что именно там он пр€четс€ от всего мира. ”видев наглухо занавешенные окна, забарабанила маленькими кулачками в дверь: "Ѕорис Ћеонидович, откройте, это € - Ћюс€ ÷еликовска€!".

—танислав —адальский, снимавшийс€ с ÷еликовской в фильме "Ћес" в подмосковном Ќиколо-ѕрозорове, вспоминал: "ƒл€ мен€ олицетворение женственности - несравненна€ партнЄрша Ћюс€ ÷еликовска€. Ќа съЄмках € разбилс€ (как потом вы€снилось, отбил печень и почки), вызвали местных фельдшеров, и они решили везти мен€ в сельскую больницу. Ќо прибежала Ћюс€ и сказала им буквально следующее: "я - артистка Ћюдмила ÷еликовска€. я вас всех расстрел€ю! “олько в —клифосовского!" ѕри этом она... материлась, как сапожник! Ќикогда € от неЄ такого не слышал, ведь Ћюс€ была очень интеллигентной женщиной, цитировала ѕушкина. Ќо благодар€ ей мен€ отвезли к лучшему травматологу ћосквы и подн€ли почти из пепла".

Ћюдмила ¬асильевна мастерски играла в теннис и азартно - в карты, обожала ходить в лес собирать грибы, путешествовать, в€зать и переводить с английского. —воим самым серьЄзным недостатком считала курение и посто€нно повтор€ла, что в своей жизни сделала два хороших дела - родила сына и построила дачу. Ќа даче она проводила много времени, причЄм никогда не сидела без дела: собирала и сушила грибы, варила варенье, заготавливала на зиму солень€ и маринады. ќставшись одна, она экономила на продуктах, чтобы починить машину или купить новые туфли взамен износившихс€; ездила по ѕодмосковью за дешЄвыми стройматериалами дл€ ремонта сара€; моталась по автосервисам в поисках деталей дл€ замены сцеплени€.

¬ последние годы она жила одна в квартире на улице „айковского - напротив американского посольства. —емь€ сына пребывала в јвстрии, где работал јлександр. ≈й было трудно самой справл€тьс€ с хоз€йством, к примеру, дотащить до поезда т€желенную посылку Ћюдмила ÷еликовска€ в фильме "Ќеверо€тное пари..."с любимыми национальными кушань€ми дл€ невестки, отправл€емую в подарок, но Ћюдмила ¬асильевна никогда и никому не позвол€ла себе помогать, даже купить хлеб по дороге возбран€лось. "я всЄ сделаю сама", - говорила она.  стати, и прислуги у ÷еликовской, в отличие от многих наших кинозвЄзд, никогда не было...

¬ свои семьдес€т она оставалась €ркой привлекательной женщиной, выгл€д€щей, как минимум, на двадцать лет моложе. "я никогда не забуду, - рассказывал в одном из интервью ¬€чеслав Ўалевич, - как мы ехали в √рузии со спектакл€, впереди случилс€ обвал. Ќаш автобус оказалс€ в ловушке. Ћюдмила ¬асильевна занервничала, жара сто€ла страшна€. ¬друг в окне показалс€ грузинский красавец из спецназа, увидев еЄ, моментально заулыбалс€: "÷еликовска€!  ак, вы здесь? ѕочему так нервничаете? „его вы хотите?". - "„его хочу? Ўампанского!". „ерез секунду в окне по€вилось холодное шампанское. ¬се 40 минут, что расчищали дорогу, он смотрел на неЄ не отрыва€сь, как на богиню".

¬ 1989 г. у ÷еликовской обнаружили рак. Ќо диагноз от неЄ скрывали. —ын просил врачей и медсестЄр не говорить матери, какие лекарства ей колют. «нал: она непременно возьмЄт энциклопедию и всЄ узнает сама. ≈й сделали операцию, после которой она прожила ещЄ полтора года - даже в театре играла, только последние четыре мес€ца своей жизни провела в больнице. Ѕлизкие знали, что болезнь не отступила, но виду не подавали. ƒаже навеща€ Ћюдмилу ¬асильевну в больнице, сын шутил и сме€лс€, и она говорила улыба€сь: "≈сли —аша хохочет, значит, всЄ в пор€дке". ќптимисткой она оставалась до конца своих дней...

—вою последнюю роль в кино ÷еликовска€ сыграла в 1980 г. - это была роль –аисы ѕавловны √урмыжской в экранизации пьесы ќстровского "Ћес". Ќа телевидении еЄ последними работами стали "Ќеверо€тное пари...", "ѕортрет" и "–епетитор".

—кончалась Ћюдмила ÷еликовска€ 4 июл€ 1992 г. в возрасте 72 лет. ѕохоронили еЄ на Ќоводевичьем кладбище, р€дом с любимым мужем -  аро јлаб€ном. ёрий Ћюбимов на похороны не пришЄл...

ќдна из 10 заповедей Ћюдмилы ¬асильевны, которые она оставила своему внуку, звучит так: "»ди своим путЄм и старайс€ радоватьс€ каждому дню, каждой минуте, как это делала €. ∆изнь похожа на зебру. „Єрна€ полоса чередуетс€ со светлой. — этим нельз€ ничего поделать. Ќужно уметь радоватьс€ жизни, иначе она превратитс€ в кошмар сумасшедшего..."ћогила Ћюдмилы ÷еликовской и  аро јлаб€на на Ќоводевичьем кладбище

‘ильмографи€:

1. ћолодые капитаны - 1939 - ¬ал€

2. јнтон »ванович сердитс€ - 1941 - —има ¬оронова

3. —ердца четырЄх - 1941 - Ўура ћурашова

4. ¬оздушный извозчик - 1943 - Ќаташа  уликова

5. »ван √розный - 1944 - јнастаси€ –омановна, царица

6. Ѕлизнецы - 1945 - Ћюба  арасЄва

7. Ѕеспокойное хоз€йство - 1946 - “он€  алмыкова

8.  арандаш на льду (короткометражный фильм) - 1948

9. ѕовесть о насто€щем человеке - 1948 - «иночка

10. ћы с вами где-то встречались - 1954 - Ћариса Ћевкоева

11. ѕопрыгунь€ - 1955 - ќльга »вановна

12. ћного шума из ничего - 1956 - Ѕеатриче

13. —емь€, как семь€ - 1970 -  оробова

14. ƒамы и гусары - 1976 - јнел€

15. ќднокашники - 1978 - ѕоповска€

16. Ћес - 1980 - √урмыжска€

17. Ќеверо€тное пари, или »стинное происшествие, благополучно завершившеес€ 100 лет назад

18. ѕортрет - 1987 - полна€ дама

19. –епетитор - 1987 -  сени€ «ам€тина

»спользованные материалы:

‘.–аззаков "„тобы люди помнили..."

“.ѕетрова "Ћюдмила ÷еликовска€ между ∆аровым и Ћюбимовым" ("ји‘", є38 (1085), 8 августа 2001)

ј.Ѕаринов "ѕраздник, который продолжаетс€..." ("ји‘ ƒолгожитель", є18 (30), 19 сент€бр€ 2003)

≈.“ренЄва "ј по праздникам кино с ÷еликовской" ("–оссийска€ газета")

«.–апова "“ри миллиона мужчин не могли ошибатьс€..." (http://www.newcanada.com/231/231-00012-ludmila.htm)

"√ородской дилижанс", 05.09.2002

"Ѕульвар √ордона", є20, 2005

—айт канала " ультура"

Ёнциклопеди€ кино  ирилла и ћефоди€




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

—авелий  рамаров: ћечты не имеют срока давности
ѕосетило:11680
—авелий  рамаров
ѕервый в истории штраф за скорость
ѕосетило:15963
”олтер јрнолд
—емейный бизнес
ѕосетило:10122
ƒэвид –окфеллер

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru