Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ќина јрхипова

   /   

Nina Arhipova

   /
             
‘отографи€ Ќина јрхипова (photo Nina Arhipova)
   

ƒень рождени€: 01.05.1921 года
ћесто рождени€: ќмск, –осси€
ƒата смерти: 24.04.2016 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 95 лет

√ражданство: –осси€

Ђ”дача Ц это когда тебе не стыдно за сыгранную рольї

актриса

Ќовый сезон в “еатре сатиры начнетс€ с вечера пам€ти √еорги€ ћенглета Ц в этом году исполн€етс€ сто лет со дн€ рождени€ выдающегос€ артиста. ≈го супруга Ќина јрхипова недавно начала писать мемуары, в которых расскажет об их совместной жизни, о времени и о судьбе, преподносившей так много парадоксальных сюрпризов. ќ том, с какими парадоксами ей приходилось сталкиватьс€ и почему ее пугает сегодн€ любое про€вление несвободы, Ќина ј–’»ѕќ¬ј рассказала ЂЌовым »звести€мї.

29.07.2012

Ц Ќина Ќиколаевна, все-таки не каждой жене доведетс€ отметить столетие мужа.  ак вы расцениваете эту дату?

‘ото: јнатолий ћорковкин
‘ото: јнатолий ћорковкин

Ц ѕоверить в это, конечно, нелегко, поскольку когда мы познакомились, ∆орик был молод. » до самой его смерти (в мае 2001 года. Ц ЂЌ»ї) € не замечала особых перемен, ведь на склоне лет он оставалс€ таким же легким и жизнерадостным человеком. ѕриходил в театр Ц молодежь не давала ему прохода, все хотели общатьс€. я вам больше скажу: в “еатре сатиры нет ни одного человека, который когда-либо видел ћенглета брюзжащим или чем-то недовольным. ќн легко переносил даже роковые удары судьбы. Ќапример, однажды на сборе труппы ¬алентин ѕлучек объ€вил, что с этого сезона на роль ћенглета вводитс€ другой артист. ” мен€ в душе все оборвалось. ѕо сути, слова ѕлучека означали, что кто-то может сыграть лучше ∆орика. ƒумала, теперь у него начнутс€ переживани€ и бессонные ночи.

Ц Ќачались?

Ц Ќу что вы! ∆орик даже бровью не повел. —н€ли и сн€ли. ќн всегда говорил, что артист должен быть готов к любым переменам. » это была настолько взвешенна€ позици€, что даже на пенсии, когда количество ролей заметно снизилось, он не тер€л своего жизнелюби€, хот€ было видно, как он скучает по сцене. Ёто все к вопросу о возрасте. — каких-то пор цифры мен€ не пугают. я и сама перешагнула недавно дев€ностолетний рубеж. »спугатьс€ могу лишь, если по телевизору, например, произнесут фамилию, а € не пойму, о ком идет речь. ѕоэтому когда телевизор выключен, € слушаю ЂЁхо ћосквыї или ЂЅизнес ‘ћї Ц держу себ€ в напр€жении, не дай бог потер€ть ощущение времени.

Ц —егодн€ многие сетуют, дескать, в поступках наших властей все чаще проступает стилистика советской эпохи. ј какие ощущени€ у вас?

Ц “акие же. —мотрю по телевидению репортаж из  рымска Ц ну полна€ милота. ¬се, оказываетс€, давно восстановлено, люди получили компенсации, воврем€ оказана медицинска€ помощь... ќт подобных репортажей мен€ просто тошнит. ≈сли канал федеральный, почему он не может рассказать о ситуации объективно Ц так, как на самом деле? ƒаже €, сид€ в квартире, вижу, что мне пытаютс€ нав€зать некую официальную позицию Ц намеренно замалчивают проблемы. ѕочему никто не говорит о том, что люди сутками сто€т в очереди в надежде восстановить свои права и получить компенсацию? ќт жертв наводнени€ требуют бесконечные справки. Ћюди пережили горе, но должны при этом доказать, что не €вл€ютс€ мошенниками и действительно потер€ли жилье, имущество, не говор€ уже о том, что погибли их родные, друзь€ и соседи. ѕо-моему, это верх неуважени€ к человеческому горю. » дл€ мен€ это очень тревожный знак Ц € помню, как в советское врем€ мы страдали от несвободы. ѕотому что несвобода (даже элементарна€ бо€знь выразить собственное мнение) делает человека рабом.

Ц ј лично вы как-то чувствовали несвободу в те годы?

Ц „увствовала. » потому еще больше удивл€юсь, когда слышу сегодн€: Ђјх, как нам нужны сталинские меры. јх, как не хватает железной рукиї. ѕобойтесь бога!  ак было при —талине Ц € вам сейчас расскажу. ¬ 1952 году мен€ вместе с ѕавлом  адочниковым, ¬ерой ћарецкой и Ѕорисом „ирковым отправили на международный кинофестиваль в »ндию, куда впервые был приглашен —оветский —оюз. » каждый из нас представл€л ту картину, в которой снималс€. ¬ера ћарецка€ Ц Ђ„лен правительстваї, ѕавел  адочников Ц Ђѕовесть о насто€щем человекеї, € Ц Ђўедрое летої. ¬се имели большой успех, и даже мой фильм про до€рок встретили в »ндии с восторгом, поскольку у них корова св€щенное животное. » то, с какой любовью была показана жизнь советских людей, не могло не подкупить зарубежных зрителейЕ ¬ той поездке была одна проблема: перед отъездом нам прочли целую лекцию о том, как надо выгл€деть советской актрисе. Ќикакой бижутерии не надевать, должны быть только насто€щие драгоценности. Ќо главное, что плать€ надо было пошить из дорогущего бархата. » вот когда мы приехали в »ндию и на торжественный прием нацепили наши вечерние нар€ды, оказалось, что в них ужасно жарко. ” ћарецкой к волосам был приколот шиньон, но она его сн€ла и танцевала, держа его в руках.  акой-то иностранец у нее спросил: Ђ¬ам, наверное, жарко?ї ¬ера ѕетровна ответила: ЂЌу что вы, мы так привыкли к морозу, что люба€ жара дл€ нас Ц счастьеї. ¬ общем, выкручивались, как могли. Ќа другой день мы пошли искать себе открытые, легкие туалеты. Ќо мне ничего не подходило по размеру. ј вскоре € простудилась и с температурой осталась в гостиничном номере. Ќаша делегаци€ пришла мен€ навестить и вдруг Ц стук в дверь. ћне на подносе передают какое-то письмо. ¬рач немного знал €зык и тихо перевел, что в соседнем магазине готовы перекроить платье, если оно не подходит мне по размеру. я отложила бумагу на столик, ћарецка€ спросила: Ђ„то за письмо?ї я пошутила: Ђј, это местный миллионер дарит мне туалетї. ¬се посме€лись. Ќо после этой шутки руководитель нашей группы стал заметно отдел€ть мен€ от других Ц чаще бывать, задавать вопросы. ќн поверил в эту остроту. ј € не могла пон€ть, почему он так мен€ отличает, и спросила, к чему все эти расспросы. Ђј вы со мной не откровенны, Ц ответил он. Ц Ќе рассказываете, кто вам прислал платьеї. » тут € озверела Ц побежала в гостиничный номер, схватила это письмо: Ђ¬ы решили мен€ заподозрить, а € всего лишь шутила.  ак вы могли поверить в такое!ї » стала его ругать.

Ћучшие дн€

Ђ–омашки спр€тались, поникли лютикиЕї
ѕосетило:14033
Ќина —азонова
Ќепревзойденный творец мелодий
ѕосетило:10887
‘редерик Ўопен
“омас јндерс. Ѕиографи€
ѕосетило:5005
“омас јндерс

Ц –исковалиЕ

Ц Ќи о каких рисках € даже не думала, ведь мы жили с совсем другим ощущением жизни. я верила, что правда на свете есть. » когда человек выразил свое недоверие ко мне, € по-насто€щему оскорбилась. ћне было непри€тно Ц с какой стати он мен€ подозреваетЕ » долгое врем€ думала, что он все правильно пон€л и, наверное, в какой-то мере жалеет о своем поступке. Ќо не тут-то было. ѕрошло лет п€тнадцать. я уже работала в “еатре сатиры, в моей жизни по€вилс€ ћенглет, мы собирались на гастроли в ѕариж, где мне предсто€ло сыграть ‘осфорическую женщину в ЂЅанеї и «ою Ѕерезкину в Ђ лопеї. ћен€, как и полагалось, вызвали на беседу, поздравили, сказали какие-то комплименты, но при этом спросили: Ђ¬ вашем деле была истори€ с миллионером, с которым вы познакомились в 1952 году в »ндииї.  онечно, € сразу вспомнила о своей шутке, но удивилась, что это попало в личное дело, сохранилось и лежит до сих пор, хот€ прошло столько лет. я сказала: уничтожьте этот пасквиль, иначе никуда не поеду.

Ц Ќаверное, это было невозможно?

Ц ¬ы знаете, наступило все же другое врем€ Ц период реабилитаций. » человек мен€ выслушал, а потом € узнала, что донос он все-таки достал из личного дела и уничтожил. я ведь рассказала ему все, как было на самом деле, и как некрасиво индовед обращалс€ с нами. Ќапример, когда мы переезжали через границу, он накинул мне на плечи лису: ЂЌиночка, везу подарок жене, но мен€ с ним останов€т Ц провезите, как будто это вашеї.

Ц »нтересно, как много общего у вас с √еоргием ћенглетом, ведь он тоже, насколько € знаю, никому ни в чем не отказывал Ц был добрым, веселым человекомЕ

Ц ƒа, и когда мы познакомились, € была счастлива, что р€дом со мной такой человек. „истый, искренний, а главное Ц он до безуми€ любил театр. ѕеред началом спектакл€ всегда шел к закрытому занавесу и через щелочку смотрел в зал. Ќужно было видеть, что с ним делала природа в это врем€! ћенглет сразу оживал, на щеках по€вл€лс€ рум€нецЕ » потому он в кино почти не играл Ц просто не любил камеру. –ежиссеры его посто€нно уговаривали, даже по ночам звонили нам домой, но ∆орик был неприступен: не хотел играть перед машиной. ќн и жизнь свою продлил исключительно благодар€ театру.  огда в Ђ—атиреї у него уже не было ролей, к нам домой вдруг пришел человек из “еатра на Ѕеговой и предложил сыграть Ѕарона в Ђ—купом рыцареї. я замерла и подумала: Ђ— ума сойти, он ведь столько времени ничего не играл.  акой еще спектакль!  онечно, ∆орик откажетс€ї. Ќо он согласилс€. » все возрастные недуги словно отступили.  ак в молодости, он сел в свое рабочее кресло, всю семью разогнал по другим комнатам, а сам склонилс€ над ролью. –аботал молча Ц мне порой казалось, что он лепит образ, как скульптор.  онечно, тот режиссер очень милый человек, но вылепил образ ∆орик. Ќа премьеру приехало телевидение Ц был неверо€тный успех. ѕросто к нему вновь пришла удача. ¬едь в нашей профессии критерий такой: удача Ц это когда тебе не стыдно за сыгранную роль. » ему не было стыдно: на щеках по€вилс€ рум€нец, глаза засверкали. “аким счастливым € его видела в двух случа€х: когда удачна€ роль или когда побеждала в футболе его любима€ команда.

Ц ј если проигрывала?

Ц Ёто было такое горе, что € и передать вам не могу. —о своим при€телем артистом ≈вгением  равинским они рыдали в трубку, причем не притвор€лись, а переживали насто€щее горе.

Ц ¬ этом, кстати, √еоргий ѕавлович был похож на своего педагога Ц выдающегос€ режиссера јлексе€ ƒикого, который мало отличал сценическую жизнь от закулисной, и если видел, например, понравившуюс€ женщину, у него краснели глаза. —ыграть это невозможно. јртист может побледнеть, покраснеть, но чтобы глазаЕ

Ц —овершенно верно. “аких театральных де€телей, как јлексей ƒенисович, сегодн€ вы вр€д ли найдете. Ѕыла друга€ эпоха и совершенно иное отношение к театру. √лавное, что они артистами оставались вне сцены. » эту закалку перен€л, конечно, ћенглет. Ќапример, ∆орик рассказывал, как ƒикий позвонил ему однажды среди ночи из телефона-автомата: Ђ∆ора, приходи в сквер возле ѕушкинской площадиї. ∆орик пон€л, что случилось неладное, и помчалс€ спасать своего педагога. ¬ сквере он увидел ƒикого с поцарапанным лицом. –€дом сидел здоровенный пес и приветливо вил€л хвостом. Ђћенглет, Ц сказал ƒикий. Ц —ейчас мы пойдем ко мне. » ты скажешь жене, что три дн€ € репетировал с тобой, и мен€ поцарапала собакаї. ћенглет ответил: Ђ“ак ведь царапина совсем не похожа на собачий следї. Ц Ђј ты убеди. «аодно и посмотрим, какой ты артистї. » они пошли. Ќо едва отворилась дверь, ∆орик не успел сказать ни слова, поскольку жена тут же врезала ƒикому пощечину. Ђћенглет, ты свободенї, Ц громко сказал јлексей ƒенисович и уселс€ на ступеньках. ” ∆орика было неверо€тно серьезное отношение к профессии, которое про€вл€лось буквально во всем Ц даже на гастрол€х после спектакл€ он не бежал в гостиницу, а общалс€ со зрител€ми, которые подошли к служебному входу. ¬ автобусе € на него сердилась: Ђ∆орик, ну почему так долго, артисты устали после спектакл€ Ц всем в гостиницу надої. ј он разворачивал многочисленные свертки и говорил: Ђƒа ты понимаешь, € не могу им отказать, они ведь специально пришлиї. ќднажды ему подарили старинную фарфоровую чашечку, котора€ была с трещиной. ЂЌу что это за подарок, разве можно старые вещи даритьї, Ц сказал кто-то из наших артистов. Ќо ћенглет рассердилс€: Ђ„то хот€т, то пусть и дар€т. ƒл€ зрителей это очень важної.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ƒэвид Ѕайрон. Ѕиографи€
ѕосетило:14727
ƒэвид Ѕайрон
—амый высокий на планете
ѕосетило:21300
—ултан  есен
—амый высокий человек —Ўј
ѕосетило:13412
»горь ¬овковинский

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru