Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ќина јрхипова

   /   

Nina Arhipova

   /
             
‘отографи€ Ќина јрхипова (photo Nina Arhipova)
   

ƒень рождени€: 01.05.1921 года
ћесто рождени€: ќмск, –осси€
ƒата смерти: 24.04.2016 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 95 лет

√ражданство: –осси€

Ђ—трашно остатьс€ без ролей, когда способен еще игратьї

актриса

¬ воскресенье актриса Ќина јрхипова отметит два юбиле€: очередную годовщину со дн€ рождени€ и 60 лет работы в “еатре сатиры. ѕравда, дл€ нее это грустный праздник, поскольку в этот день исполнитс€ дес€ть лет, как ушел из жизни ее супруг Ц замечательный артист √еоргий ћенглет, которого актриса называет исключительно ∆орик и просит не исправл€ть в интервью его им€ на √еоргий. Ќакануне своего юбиле€ Ќина ј–’»ѕќ¬ј встретилась с корреспондентом ЂЌовых »звестийї.

08.05.2011

Ц Ќина Ќиколаевна, на ваших глазах “еатр сатиры переживал разные времена: бывали взлеты и падени€. ¬ советское врем€ многое запрещалось, теперь вроде бы можно все. Ќа ваш взгл€д, сейчас у театра удачна€ жизнь?

Ќина јрхипова фотографи€
Ќина јрхипова фотографи€

Ц “рудно сказать. я ведь ничего не понимаю в коммерческих делах, не разбираюсь в модных режиссерах, но могу сказать одно: теперь это уже не тот “еатр сатиры, в который € пришла в 1951 году и каким он €вл€лс€ долгие годы. Ќаверное, это хорошо: мен€етс€ врем€ Ц должен мен€тьс€ и театр. Ќо скажу о наболевшем: многие наши Ђсатировскиеї традиции упростились или вовсе исчезли. ¬едь раньше, какие шутки у нас были! јртисты раскалывали друг друга на сцене Ц соревновались в остроумии. ћенглету, кстати, это особенно удавалось. Ќапример, был спектакль, где ∆орик играл начальника города, а ћиронов Ц молодого архитектора. –оль у јндрюши была небольша€, и он сильно гримировалс€, чтобы публика не узнала его в таком амплуа. ћен€л прическу, приклеивал усы, но главное Ц надевал большие очки, к которым приделывалс€ каучуковый нос. » вот они играют спектакль. ћиронов приносит план района, ∆орик говорит: Ђјга, это мне нравитс€. «десь и школа, и больница, и зеленые насаждени€. ј в том дальнем углу, что будет?ї » в ответ ћиронов рассказывал, каким будет район. Ќо однажды ∆орик посмотрел на план и сурово сказал: Ђя ничего не вижу, дайте очкиї. јндрей опешил от неожиданности, ведь очки снимаютс€ только вместе с носом: Ђ«ачем вам очки? я и так все расскажуї. ЂЌет, дайте мне очки, € должен обсто€тельно изучить ваш планї, Ц не унималс€ ћенглет. » началс€ спор. ѕервым раскололс€ ћиронов Ц не сдержива€ смеха, он схватил свой план и убежал хохотать за кулисы. ј ∆орика расколоть было невозможно. ќн всегда говорил: самое главное достоинство артиста Ц это терпение. ѕричем он имел в виду, что артист должен терпеть не только на сцене, но и в повседневной жизни, когда годами, например, ждешь свою роль.

Ц ј вы научились терпеть?

Ц Ќе сразу. Ќапример, € долго не могла смиритьс€ с тем, что ∆орик не отпускает мен€ на съемки в кино. ќн не был эгоистом, но, признатьс€, ревновал мен€ Ц бо€лс€, что в мен€ кто-нибудь влюбитс€. ј на старости говорил в своих интервью: Ђя виноват перед Ќиночкой. –азрешил сниматьс€, только когда она постарелаї. »з-за этого € не сн€лась, кстати, во многих картинах, о чем особенно жалела по молодости. ƒумала: Ђ ак же так? »дет жизнь, а € отказываюсь от хороших сценариевЕї ќднажды терпение лопнуло, и € все-таки уехала на съемочную площадку. ¬ тот же день ∆орик позвонил моей подруге √але и заревел в трубку: ЂЌина, мо€ ЌинаЕї √алка думала, будто со мной случилось что-то страшное. ј оказываетс€, € всего лишь в кино снимаюсь.

Ц  стати, а почему сам √еоргий ѕавлович так мало снималс€? ¬ы же его не ревновалиЕ

Ц ј он просто не любил камеру. » при своей уникальной фактуре сн€лс€ всего в нескольких фильмах. –ежиссеры его посто€нно уговаривали, даже по ночам звонили нам домой, но ∆орик был непреклонен: не хотел играть перед машиной. ≈му нужен был живой зритель. ¬есь театр знал, что ћенглет перед началом спектакл€ идет к закрытому занавесу и через щелочку смотрит в зал. Ќужно было видеть, что с ним делала природа в это врем€! —разу оживал, на щеках по€вл€лс€ рум€нецЕ ќн и жизнь свою продлил исключительно благодар€ театру.  огда в Ђ—атиреї у него уже не было ролей, к нам домой вдруг пришел человек из “еатра на Ѕеговой и предложил сыграть Ѕарона в Ђ—купом рыцареї. я замерла и подумала: Ђ— ума сойти, он ведь столько времени ничего не играл.  акой еще спектакль!  онечно, ∆орик откажетс€ї. Ќо он согласилс€. » все возрастные недуги словно отступили.  ак в молодости, он сел в свое рабочее кресло, всю семью разогнал по другим комнатам, а сам склонилс€ над ролью. –аботал молча Ц мне порой казалось, что он лепит образ, как скульптор.  онечно, тот режиссер очень милый, славный человек, но вылепил образ ∆орик. Ќа премьеру приехало телевидение Ц был неверо€тный успех, можете себе представить?

Ц ¬полне могу. ¬едь речь идет о ћенглетеЕ

Ц Ќет, нет, дело не в этом. ѕросто к нему пришла удача. ¬едь в нашей профессии критерий такой: удача Ц это когда тебе не стыдно за сыгранную роль. » ему не было стыдно: на щеках по€вилс€ рум€нец, глазки засверкали. “аким счастливым € его видела в двух случа€х: когда удачна€ роль или когда побеждала в футболе его любима€ команда.  стати, из-за футбола он однажды едва не лишилс€ профессии.

Ћучшие дн€

ќна смотрела на всех с высоты
ѕосетило:9043
“рейнтье  еевер
ƒмитрий јстрахан. Ѕиографи€
ѕосетило:1245
ƒмитрий јстрахан
‘лера —улейманова. Ѕиографи€
ѕосетило:206
‘лера —улейманова

Ц ќпоздал на спектакль?

Ц ’уже. Ќе €вилс€ совсем. ѕравда, дело было еще в училище: ∆орик училс€ на курсе јндре€ ѕетровского, и тот занимал своих студентов в массовке “еатра сатиры. ∆орик ѕетровского обожал. Ќо однажды в день спектакл€ был какой-то решающий матч, и ∆орик мечтал попасть на стадион. –оль в массовке бессловесна€: нужно было выйти на сцену и посто€ть то ли с алебардой, то ли с подсвечником. » ∆орик попросил своего при€тел€ заменить его. Ќа другой день ѕетровский вызвал к себе ћенглета: Ђ то у нас художественный руководитель?ї Ц Ђ¬ы, јндрей ѕавловичї. Ц Ђј не вы?ї Ц ЂЌетї. Ц Ђј роли вы не распредел€ете?ї Ц ЂЌетї Ц Ђј кто распредел€ет?ї Ц Ђ¬ы, конечно, вы, јндрей ѕавловичї. Ц Ђј почему же вы позволили себе уйти со спектакл€, да к тому же произвели замену?ї ƒело кончилось трагично. ѕетровский не стал в упор замечать ∆орика, и так продолжалось долгое врем€.   концу учебного года он пон€л, что его отчисл€т. ќднажды пришел в училище Ц реб€та сует€тс€ возле деканата, изучают новое расписание, а ∆орик стоит в стороне: ему это расписание уже вр€д ли понадобитс€. Ќо вдруг подошел к нему ѕетровский Ц положил руку на плечо. ћенглет обернулс€ и всю его белую рубашку обслюн€вил и замочил слезами. “ак конфликт был исчерпан, но, кстати, мой муж до конца своей жизни помнил об этом.

Ц ј вам о своих поступках когда-нибудь приходилось жалеть?

Ц ƒа. — моей стороны тоже безобразный поступок был, когда € подала за€вление об уходе из “еатра ¬ахтангова, потому что директор, видите ли, не отпускал мен€ сниматьс€ к Ѕорису Ѕарнету. Ёто шестьдес€т лет назад было, после чего € перешла в “еатр сатиры. » признатьс€, всю жизнь возвращаюсь в мысл€х к этому эпизоду. — одной стороны, € ушла из своего любимого театра, где могла бы стать ведущей актрисой. ј с другой Ц в “еатре сатиры € встретила ∆орика. ¬от и решайте, где лучше. ¬ “еатре сатиры была кака€-то удивительна€ атмосфера, какой не было и не будет ни в одном театре страны. ћы очень дружили. ј у јндре€ ћиронова и вовсе был дар объедин€ть вокруг себ€ интересных людей. ќднажды он собрал друзей после репетиции и сказал: Ђј поехали к Ќине Ц она ведь недалеко от театра живетї. я говорю: Ђѕожалуйста, но только дома у мен€ ничего нет. –азве что маца (подруга привезла целый €щик)ї. ћиронова это не смутило. Ђј у нас водкаї, Ц сказал он. » вот уже через полчаса на большом домашнем столе лежала маца и масло, артисты пили водку, но и без водки нам всегда было очень хорошо.

Ц «а шестьдес€т лет вы играли в спектакл€х у самых разных режиссеров. ј кто из них наиболее близок вам?

Ц ћой режиссер Ц это ћарк «ахаров. ћой и все. ƒаже не могу объ€снить почему. ” него € играла в спектакл€х Ђ“емп-1929ї, Ђѕроснись и пойї, а в Ђћамаше  уражї он дал мне роль ѕроститутки. ћне все говорили: ЂЌина, посмотри, какую он роль тебе дал. „то это за отношение?ї Ќо € бо€лась другого: как сыграть такую женщину? ћарк говорил мне: ЂЌина Ќиколаевна, вы так уверены в том, что вы хороший человек. » все вокруг в этом убеждены. ƒаже режиссеры давали вам роли, где вы хороша€. ≈сли роль положительна€, значит, играть ее должна јрхипова. Ќо вы попробуйте сломать свое амплуа. ¬ы можете по-хоз€йски выйти на сцену и приказать: а ну-ка погасите свет и вон отсюдаї. » он добилс€ того, что € научилась так играть. ѕравда, дл€ этого он сто€л около мен€ и шептал на ухо: Ђя сама€ талантлива€. Ќикто со мной не сравнитс€. —ейчас пойду и прикажу им покинуть залї. ¬ общем, настраивал мен€. » роль удалась. ј что он сделал с ћироновым! јндрюша ведь долгое врем€ считалс€ артистом отрицательного оба€ни€. «ахаров же раскрыл в ћиронове совершенно другие черты, раст€нул его амплуа.  стати, об€зательно напишите, что уже несколько лет € не выхожу на сцену, но это не значит, будто € ничего не знаю о своем театре. я посто€нно бываю в Ђ—атиреї, слежу за премьерами и, надеюсь, что јлександр јнатольевич еще даст мне какую-нибудь роль Ц хот€ бы эпизод в новом спектакле. ¬едь дл€ артиста самое страшное Ц остатьс€ без зрителей, когда способен еще играть.

Ц ¬переди 9 ћа€. »ногда кажетс€, что чем больше времени проходит со ƒн€ ѕобеды, тем меньше наши сограждане горд€тс€ былыми подвигами ветеранов. ѕроводились исследовани€: оказываетс€, в –оссии все больше молодых людей, которые ничего не знают о ¬еликой ќтечественной войнеЕ

Ц Ёто беда нынешнего поколени€. Ќо надо пон€ть, что молодежь не виновата: разве по телевидению им рассказывают об этом? –азве став€тс€ сегодн€ спектакли на военную тему? –азве проход€т встречи с ветеранами или хот€ бы с историками? я специально узнавала: если это и есть, то совсем не в тех масштабах, чтобы охватить страну. —тираетс€ пам€ть поколений. Ќо живы еще те люди, которые могли бы рассказать о войне и о том, какой великий подвиг совершил наш народ (а вовсе не —талин, как думает теперь молодежь). ќднажды € едва осталась жива. ¬ первые мес€цы войны те вахтанговцы, которые не уехали в эвакуацию, несли дежурство в здании нашего театра. ј € была назначена ухаживать во врем€ тревоги за вс€кими жител€ми, которые приход€т к театру. — правой стороны находилс€ подвал, переделанный под бомбоубежище. ѕрозвучал гудок Ц мы бежим в укрытие, а потом Ц ба-бах! Ц раздаютс€ взрывы, начинаетс€ паника. я должна была всех успокаиватьЕ —нова наступает тишина Ц € выбегаю на јрбат и вижу, что левой части театра больше нет Ц в нее попала бомба и одни стропила торчат. » кака€-то стара€ тетка с распущенными волосами кричит: ЂЅог знает, кого покаратьЕї  онечно, это была сумасшедша€. Ќо €, кстати, ничуть не лучше. я вдруг вспомнила, что оставила в комнате отдыха на столе игру в кости Ц манжонк. » думаю: Ђћать честна€, это что же, € теперь без игры останусь?ї » полезла по стропилам собирать эти косточки. —низу кричали: Ђ»диотка, куда ты лезешь?!ї Ќо € же легка€: слава Ѕогу, конструкции не обвалились. ¬се собрала, а потом эти косточки поехали со мной в ќмск Ц в эвакуацию.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

—инди  роуфорд. Ѕиографи€
ѕосетило:9945
—инди  роуфорд
ќснователь группы Boney M.
ѕосетило:11571
‘рэнк ‘ариан
ѕосол —очи 2014
ѕосетило:20314
ќлес€ ¬ладыкина

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru