Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ќина јрхипова

   /   

Nina Arhipova

   /
             
‘отографи€ Ќина јрхипова (photo Nina Arhipova)
   

ƒень рождени€: 01.05.1921 года
ћесто рождени€: ќмск, –осси€
ƒата смерти: 24.04.2016 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 95 лет

√ражданство: –осси€

Ѕиографи€

актриса

Ќина Ќиколаевна много работала на телевидении и радио. —реди самых известных ее ролей - √ертруда из телеспектакл€ "ћартин »ден" по ƒжеку Ћондону и жена комиссара ћегрэ в серии телефильмов по произведени€м ∆оржа —именона).

07.04.2005

–одилась 1 ма€ 1921 года в ќмске. ќтец - јрхипов Ќиколай ћатвеевич, служил в кавалерии. ћать - јрхипова ћари€ Ќиколаевна. —упруг - ћенглет √еоргий ѕавлович (1912 - 2001), Ќародный артист ———–, лауреат √осударственной премии –‘. ƒочери: √олубенцева Ќаталь€ јлександровна (1942 г. рожд.), «аслуженна€ артистка –оссии, более 30 лет работает на телевидении, лауреат премии "“Ё‘»"; ≈рмакова ≈лена Ѕорисовна (1953 г. рожд.), преподаватель английского €зыка. —ын - √орбатов ћихаил Ѕорисович (1953 г. рожд.), врач-кардиореаниматолог. ¬нуки: Ќикита, ƒмитрий, јлексей, ћихаил, ≈катерина. ѕравнуки: јлександр, ‘едор, »ван.

Ќина јрхипова фотографи€
Ќина јрхипова фотографи€

¬ детстве Ќина јрхипова любила петь, танцевать, играла на фортепиано. ∆ив€ в «амоскворечье, она часто посещала театры, а вскоре начала серьезно задумыватьс€ об актерской профессии. ќднако когда пришло врем€ определ€тьс€ в жизни, она решила стать юристом. Ќо мысль о театре Ќина все же не оставила: после школы решила попытать счасть€ сразу по двум направлени€м, подав документы на юридический факультет ћ√” и в театральные студии - при ¬ахтанговском и ћалом театрах, а также в √»“»—. —дала экзамены и везде была прин€та. Ћюбовь к театру, жажда "представл€ть" перевесила. Ќина јрхипова остановила свой выбор на “еатральном училище имени ўукина при “еатре имени ≈вгени€ ¬ахтангова. ≈е любимым и строгим педагогом стала знаменита€ ÷ецили€ Ћьвовна ћансурова, котора€ не только поставила ее "на ноги" как актрису, воспитывала и обучала, но и сумела передать своей ученице благоговейное отношение к театру.

≈ще студенткой Ќина јрхипова вышла на "большую сцену" “еатра имени ≈вгени€ ¬ахтангова: играла мать Ѕеату в пьесе "—ирано де Ѕержерак" Ё. –остана (1943),  атю в "—инем платочке" ¬.  атаева (1943). Ќо, пожалуй, любимым ее спектаклем был мюзикл ‘. Ёрве "ћадемуазель Ќитуш", в котором она выступала в группе "ласточек". –оль ей нравилась, и уже через несколько представлений она знала наизусть всю пьесу и втайне страстно мечтала сыграть главную героиню ƒенизу - роль, которую исполн€ли звезды - √алина ѕашкова и Ћюдмила ÷еликовска€. ≈го ¬еличество —лучай в лице –убена Ќиколаевича —имонова сыграл в судьбе юной актрисы решающее значение. ƒениза стала ее первой крупной работой на сцене (1946), принесшей ей громкий успех, любовь публики, новые роли, признание прессы, но ни малейшего признака самоупоени€, абсолютно строгое и предельно критичное отношение к своей работе.

”же с первых шагов в “еатре ¬ахтангова, когда только начиналась творческа€ жизнь Ќины јрхиповой, в молодости, красоте и оба€нии ƒенизы из "ћадемуазель Ќитуш", в ее прелестной, живущей глубокой внутренней жизнью и очень твердо смотр€щей на этот суровый и жестокий мир ћарии Ќагой из "¬еликого государ€" ¬. —оловьева (1946) рождалась неповторимость ее актерской манеры - лиризм, м€гкий юмор, бытова€ и психологическа€ убедительность. Ќа сцене театра имени ¬ахтангова актриса сыграла главную роль в "Ќовогодней ночи" ј. √ладкова (1946), служанку в "—оломенной шл€пке" (1947), «ою в "Ќакануне" ». “ургенева (1947), а также роли в спектакл€х "ѕрокл€тое кафе" ¬. Ўкваркина (1948) и "ѕоследний день" Ѕратьев “ур (1948).

∆изнь сложилась так, что два театра стали дл€ Ќины Ќиколаевны родными - “еатр имени ≈вгени€ ¬ахтангова, традиции которого она прин€ла однажды и навсегда, и “еатр сатиры, на сцене которого она играет с 1951 года по сей день. ¬ творческом багаже актрисы более 100 ролей - в театре, в кино, на телевидении. “олько в “еатре сатиры их сыграно около сорока: очень разных, но неизменно пропитанных добротой, женственностью, оба€нием и жизнелюбием.

ќрганичность, м€гкость сценического облика, природный лиризм - эти грани даровани€ Ќ.Ќ. јрхиповой очевидны и могли вызвать к жизни целый р€д одноплановых театральных героинь. ќднако удача не оставл€ла ее, и режиссеры открывали в ней ироничность, глубинный драматизм, а порой и острую характерность. «ритель помнит лиричную, задумчивую принцессу јпрелию из "¬олшебных колец јльманзора" “. √аббе (1959) и сыгранную следом за ней ’езиону ’эшебай в спектакле "ƒом, где разбиваютс€ сердца" Ѕ. Ўоу (1962) - парадоксальнейшую, ироничнейшую женщину с трагическим ощущением мира, в которой удивительным образом сочетаютс€ ранимость и мужество.

ѕо словам Ќародного артиста ———– ћихаила ”ль€нова, "в ней столь густо замешаны противоречивые черты характера, что удивл€ешьс€, как в этой милой женщине могло родитьс€ такое точное, такое беспощадное видение трагического..." »ли друга€ роль - »ветта ѕотье в спектакле "ћамаша  ураж и ее дети" Ѕ. Ѕрехта (1972) - острейший, эксцентричный рисунок роли, решенный с вахтанговской €ростью и €ркостью. –оль сыграна с поразительной откровенностью, смелостью. » р€дом с этим характером - прелестна€, поразительно оба€тельна€ Ёржи в спектакле "ѕроснись и пой" ћ. ƒь€рфаша (1970). ћила€, беспомощна€ чудачка, в чем-то смешна€, в чем-то наивна€, забита€, она вдруг от вернувшейс€ к ней любви мужа, веры в нее, от теплых лучей внимани€ расцветает в очаровательнейшую женщину, в которой под пеплом недовери€ и забытости вдруг загораетс€ огонь радости жизни и счасть€ любви. –оль Ёржи, сыгранна€ в дуэте с √еоргием ѕавловичем ћенглетом, оказалась удивительно значимой в актерской судьбе Ќины јрхиповой. ѕрелестна€ песенка "„то с тобою, милый ѕишта, что с тобою?" стала на многие годы своеобразной визитной карточкой этой замечательной актерской пары.

Ќ.Ќ. јрхипова была первой исполнительницей ролей в постановках “еатра сатиры по пьесам ¬. ћа€ковского. “е, кому удалось посмотреть спектакли "Ѕан€" (1953) и " лоп" (1955) помн€т трогательную и стойкую «ою Ѕерезкину (" лоп") и милую, простую, совсем не космическую, ‘осфорическую женщину ("Ѕан€") - роли, принесшие актрисе широкую известность не только в —оветском —оюзе, но и за рубежом (в 1963 году, в год 70-лети€ со дн€ рождени€ ¬. ћа€ковского, эти спектакли были показаны на сцене ѕалас Ўайо и “еатра наций в ѕариже). –ежиссер спектаклей ¬алентин ѕлучек утверждает, что решение этих сложнейших образов ему подсказала актерска€ индивидуальность Ќины јрхиповой.

Ћучшие дн€

–удольфо ¬алентино. Ѕиографи€
ѕосетило:7145
–удольфо ¬алентино
¬ладимир ћа€ковский: –еволюци€, любовь, смерть
ѕосетило:6791
¬ладимир ћа€ковский
–елиги€ и рок
ѕосетило:6491
ѕетр ћамонов

ќдна из интереснейших ролей, сыгранных Ќ.Ќ. јрхиповой, - ¬алентина ƒмитриевна в пьесе "√нездо глухар€" ¬. –озова (1980). —кромна€, "съеживша€с€" женщина, потер€вша€ веру в справедливость и в то же врем€ не сломленна€. ¬ небольшом эпизоде ее визита к старому школьному другу спрессована така€ человечность и в то же врем€ така€ несгибаемость этой вроде бы маленькой, вроде бы уже уставшей, вроде бы смирившейс€ женщины. ƒруга€ героин€ Ќ.Ќ. јрхиповой - синьора ‘рола в ироничной пьесе "Ёто так" Ћ. ѕиранделло (1994) - спокойна€, м€гка€, тиха€, вовлеченна€ волею обсто€тельств в нелепую комедию, находит в себе силы выжить в жутковатом мире "масок", сохранить себ€ после сокрушительных ударов судьбы. ¬ысокого драматизма достигает актриса в роли  оломийцевой в "ѕоследних" ћ. √орького (1987-1988). Ёта роль очень дорога ей прежде всего работой с замечательным актером ј.ƒ. ѕапановым, ставившим этот спектакль в качестве режиссера. — ѕапановым актрису св€зывает и совместна€ работа в фильме √еннади€ ѕолоки "ќдиножды один" (1975).

—реди ролей, сыгранных Ќ.Ќ. јрхиповой на сцене “еатра сатиры:  лотильда в спектакле "√осподин ƒюруа" по "ћилому другу" √. де ћопассана (1951), донна Ёльвира в пьесе "ƒон ∆уан, или Ћюбовь к геометрии" ћ. ‘риша (1966), Ёлла в "“емпе-1929" Ќ. ѕогодина (1971), —векровь в пьесе "–одненькие мои" ј. —мирнова (1985); роли в спектакл€х: "√де эта улица, где этот дом" ». ƒыховичного и ћ. —лободского (1953), "—вадебное путешествие" ». ƒыховичного (1954), "ѕоцелуй феи" «. √ердта и ћ. Ћьвовского (1955), "Ћожь на длинных ногах" Ё. де ‘илиппо (1957), "ƒамоклов меч" Ќ. ’икмета (1959), "12 стульев" ». »льфа и ≈. ѕетрова (1960), "ќбнаженна€ со скрипкой" Ќ.  ауарда (1960), "—лепое счастье" ј.  узнецова и √. Ўтайна (1960), "Ќад пропастью во ржи" ƒж.-ƒ. —элинджера (1965), "ѕроцесс –ичарда ¬аверли" –. Ўнайдера (1966), "—тара€ дева" ». Ўтока (1966), "»нтервенци€" Ћ. —лавина (1967), "ћой дом - мо€ крепость" ƒж.  упера (1969), "” времени в плену" ј. Ўтейна (1970), "“аблетку под €зык" ј. ћакаенка (1972), "ћаленькие комедии большого дома" √. √орина и ј. јрканова (1973), "ћногоуважаемый шкаф" ≈. „ебалина (1977), "≈е превосходительство" —. јлешина (1979), " онцерт дл€ театра с оркестром" √р. √орина и ј. Ўирвиндта (1982), " рамнэгел" ѕ. ”стинова (1983), "ћолчи грусть, молчи..." ј. Ўирвиндта (1985) и др.

ѕри своей €ркой внешности Ќ.Ќ. јрхипова еще в студенческие годы получала много предложений сниматьс€ в кино, однако дирекци€ училища этого не поощр€ла. ≈е звездным часом в кинематографе стала картина Ѕориса Ѕарнета "ўедрое лето" (1951). –оль ¬еры √орошко - насто€ща€ профессиональна€ работа - принесла актрисе большой успех, поездки на фестивали, в том числе в составе первой советской делегации на международный кинофестиваль в »ндии (1952), новые предложени€. ¬ дальнейшем она сн€лась в картинах "“елеграмма" (1972), "ќх уж эта Ќаст€!" (1972), "ќдиножды один" (1975), "ќгненный мост" (1976), "—емь€ «ацепиных" (1977), "”тренний обход" (1980), " арантин" (1983), "ƒва гусара" (1984), "  расследованию приступить" (1987), "ѕродлись, продлись, очарованье" (1987), "¬ознесение" (1988), "”томленные солнцем" (1994) и др.

Ќина Ќиколаевна много работала на телевидении и радио. —реди самых известных ее ролей - √ертруда из телеспектакл€ "ћартин »ден" по ƒжеку Ћондону и жена комиссара ћегрэ в серии телефильмов по произведени€м ∆оржа —именона). — большой теплотой вспоминает она актеров - своих партнеров по этим телефильмам - Ќ.ќ. √риценко и Ѕ.ћ. “енина. Ќ.Ќ. јрхипова - частый гость и участник многих попул€рных теле- и радиопередач.

¬ 1988 году Ќ.Ќ. јрхиповой присвоено звание Ќародной артистки –—‘—–. ќна награждена орденом ƒружбы (1996), медалью "¬ пам€ть 850-лети€ ћосквы".

¬ 1996 году в репертуаре актрисы по€вилась нова€ интересна€ роль - бабушка в полицейской комедии –обера “ома "¬осемь люб€щих женщин". Ќина Ќиколаевна, котора€ никогда не бо€лась "возрастных" ролей, с упоением играет свою озорную, лукавую героиню, интриганку и мистификаторшу. ѕо ее собственным словам, маги€ театра дл€ нее заключаетс€ в великом искусстве перевоплощени€, в возможности прожить множество жизней в разных эпохах, странах, в облике женщин различных социальных слоев и возрастов. "√лавное, - считает Ќина Ќиколаевна, - чтобы зритель улыбалс€ и грустил вместе с твоей героиней, понимал причины ее поведени€ и выходил из зала просветленным".

∆ивет и работает в ћоскве.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ѕорфирий »ванов. Ѕиографи€
ѕосетило:17220
ѕорфирий »ванов
ѕервый покоритель Ёвереста
ѕосетило:15472
Ёдмунд ’иллари
ћастер боевых искусств
ѕосетило:13282
—тивен —игал

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru