Людибиографии, истории, факты, фотографии

Станислав Конюхов

   /   

Stanislav Koniuhov

   /
             
Фотография Станислав Конюхов (photo Stanislav Koniuhov)
   

День рождения: 12.04.1937 года
Место рождения: деревня Бекренево, , Лежского района, Вологодской области ,СССР
Возраст: 83 года

Гражданство: Украина

Биография

Доктор технических наук, профессор, академик Национальной академии наук Украины

С.Н. Конюхов – Заслуженный машиностроитель Украины, действительный член Национальной академии наук Украины (1992), член Международной инженерной академии, Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, действительный член Международной академии астронавтики, академик Нью-Йоркской академии. Награжден орденами Трудового Красного Знамени, «За заслуги» II и III степени, Дружбы, Почетным знаком Президента Украины.
Увлечения – работа и очень редкая возможность порыбачить.

07.11.2006

Родился 12 апреля 1937 года в деревне Бекренево Лежского района Вологодской области, в семье служащего. Отец, Николай Николаевич, - юрист, участник Великой Отечественной войны. Мать, Анна Николаевна, много лет трудилась в колхозе. Супруга – Конюхова Нинетта Исидоровна (1937 г. рожд.), 32 года проработала в ГКБ «Южное» (инженер, старший инженер, начальник бюро). Сыновья: Александр Станиславович и Юрий Станиславович (1961 г. рожд., близнецы), инженеры; Александр – кандидат технических наук. Внучки: Наталья (1980 г. рожд.), преподаватель английского языка; Дарья (1987 г. рожд.); Анна (1989 г. рожд.); Мария (2000 г. рожд.).

Поскольку отец был военнослужащим, семья часто переезжала и в 1949 году осела в Днепропетровске.

Окончив в 1954 году среднюю школу с золотой медалью, С. Конюхов решает связать свое будущее с техникой и поступает в Днепропетровский Государственный университет на физико-технический факультет (ФТФ). Когда на 3-м курсе пришло время выбирать специальность, Станислав остановился на «производстве беспилотных летательных аппаратов» и остался верен выбору по сей день. В студенческие годы Станислав активно занимался туризмом, альпинизмом, гимнастикой, штангой; в составе студенческих отрядов участвовал в освоении целинных земель. Учеба на ФТФ завершилась успешной защитой дипломного проекта на тему «Ракета для морского подводного старта». Учили студентов ФТФ в то время крупные специалисты ракетно-космической техники: В.С. Будник, М.В. Ковтуненеко, М.И. Дуплищев, П.И. Никитин, Н.Ф. Герасюта, Ф.Ф. Фалунин, М.Б. Двинин, И.И. Иванов и другие.

В августе 1959 года дипломированный инженер-механик С. Конюхов приступил к работе в конструкторском бюро «Южное» (в то время - ОКБ-586), которое возглавлял один из пионеров отечественной и мировой ракетно-космической техники, академик, дважды Герой Социалистического Труда М.К. Янгель. Свою деятельность С. Конюхов начинает в конструкторском отделе, руководимом В.Ф. Уткиным, будущим академиком, дважды Героем Социалистического Труда, преемником Главного конструктора М.К. Янгеля.

Шла разработка новой боевой ракеты стратегического назначения Р-14. Вскоре молодого энергичного инженера заметили и пригласили работать в группу ведущего конструктора этой ракеты.

Отрабатывался шахтный старт ракеты, решалась масса новых проблем. Смежные организации, командировки, совещания, протоколы, наконец, летные испытания - все это увлекло С.Н. Конюхова и уже не отпускало никогда.

Не все ладилось, случались и ЧП. На испытаниях ракеты Р-14 произошло драматическое событие: аварийный пуск ракеты стал причиной загазованности командного пункта парами компонентов топлива, которая привела к отравлению ведущего конструктора С.Н. Конюхова. Свой 25-й день рождения он встретил в госпитале. Длительное лечение и крепкий молодой организм помогли Конюхову вернуться в строй.

После выздоровления С.Н. Конюхов назначается ведущим конструктором по разработке сверхтяжелой ракеты-носителя Р-56. Молодой конструктор готовит и согласовывает правительственные документы на разработку ракеты, представляющей часть советской «Лунной программы» и последующих космических программ. Уже начала разворачиваться кооперация со смежными организациями, готовились тактико-технические задания на разработку основных частей ракеты-носителя (РН) и ракетно-космического комплекса (РКК). Однако в 1964 году вышло постановление правительства о прекращении разработки столь перспективного проекта.

Лучшие дня

Гамбургский счет Ивана Поддубного
Посетило:49481
Иван Поддубный
Ренат Акчурин. Биография
Посетило:24332
Ренат Акчурин
Максим Траньков. Биография
Посетило:24101
Максим Траньков

1960-е годы явились для КБ «Южное» годами успешного завершения работ над ракетами первого поколения. Коллектив подводил итоги и готовился к решению новых, более сложных задач. Начался процесс перестройки организационной и функциональной структуры КБ, появились новые отделы, секторы, лаборатории и даже отдельные КБ в составе КБЮ. Одновременно с этим шло расширение тематики работ, пополнялся портфель заказов как признание возросшего авторитета коллектива.

В это время начался один из самых длительных периодов трудовой деятельности С.Н. Конюхова - работа в должности начальника отдела. Вначале это был отдел научно-технической информации (ОНТИ). У этого назначения непростая история. Только с третьего раза молодой ведущий конструктор дал согласие на предложение Главного конструктора M.К. Янгеля возглавить ОНТИ - слишком непрестижной казалась ему эта работа после непосредственного участия в разработке ракет. В аргументации своего отказа от руководства отделом он использовал буквально всё, даже тот факт, что в отделе редактором работает его жена. Единственное, что удалось, так это «вырвать» условие - проработать в отделе 2 года. Время подтвердило мудрость и опыт Главного конструктора. За 2 года ОНТИ превратился в активный информационный центр, обеспечивающий все проектно-конструкторские подразделения информацией о достижениях отечественной и зарубежной науки и техники. Отдел получил статус головного ОНТИ в отрасли, его аналитико-информационными разработками широко пользовались смежные организации.

Летом 1966 года М.К. Янгель назначает С.Н. Конюхова начальником вновь созданного отдела надежности. Здесь его ожидала совсем иная по масштабу работа. В сжатые сроки была перестроена служба надежности, приглашены молодые способные инженеры, началась разработка нормативно-технической документации. Под руководством С.Н. Конюхова были разработаны «Положение о службе надежности», «Положение о системе информации», «Положение об автономной экспериментальной отработке», «Методические положения по критериям надежности комплекса». Спустя несколько лет ряд этих положений стал основой ОСТов и ГОСТов. Работая в отделе надежности, С.Н. Конюхов активно занимался научными изысканиями. Эта деятельность завершилась успешной зашитой кандидатской диссертации в 1970 году.

С.Н. Конюхов назначается начальником проектного отдела, ответственного за создание стартового комплекса. Многочисленные и сложные задачи были разбиты на две части: определение облика новейших боевых ракетных комплексов (15A14, 15А15) и разработка схемы старта ракет.

В результате появились многие «ноу-хау», ставшие классикой отечественного и мирового ракетостроения. Так, в ходе отработки так называемого «минометного» старта ракет были проведены широкомасштабные наземные испытания, названные бросковыми, техническим руководителем которых был С.Н. Конюхов. Все этапы испытаний завершились успешно и подтвердили работоспособность «минометной» схемы старта из транспортно-пускового контейнера. «Минометный» старт по праву можно назвать детищем инженерной деятельности С.Н. Конюхова. В последующем эта схема была принята многими разработчиками боевых ракет как наиболее эффективная.

Когда была поставлена задача создания боевых ракет третьего поколения, главный конструктор В.Ф. Уткин принимает решение образовать специализированное отделение при тематическом конструкторском бюро (КБ-2). В состав отделения вошла группа отделов, разрабатывающих и отрабатывающих составные части боевого оснащения. Начальником отделения с полномочиями заместителя главного конструктора КБ-2 назначается С.Н. Конюхов.

Это был качественно новый шаг в его производственной карьере. Объем экспериментальных работ оказался настолько велик, что по отдельным блокам необходимо было провести более 30 видов испытаний, начиная с автономных (на отдельные виды воздействия) и кончая государственными. В этот период по инициативе C.Н. Конюхова в отделах созданы специальные группы по отработке узлов и систем. Это позволило упорядочить большую номенклатуру опытно-конструкторских работ и успешно справиться с оперативным анализом огромного объема наземной и летной отработки. В итоге весь планируемый объем испытаний был выполнен в заданные сроки, а БРК, оснащенные новыми головными частями, успешно сданы на вооружение. За участие в этих разработках С.Н. Конюхов удостоен Государственной премии СССР в области науки и техники.

Далее С.Н. Конюхов назначается заместителем начальника проектного комплекса. В этот период под его началом разработаны и решены вопросы проектирования тонкостенных конструкций корпусов и основных элементов ракет 4-го поколения, работающих в условиях многофакторного динамического нагружения, выбраны материалы и разработаны многослойные структуры, обеспечивающие работоспособность конструкции в экстремальных условиях при минимальных весовых затратах.

Успешно проводились и работы по созданию конструкции специализированных боевых блоков, «выживающих» при прохождении различных сред в условиях высоко динамичных нагружений по физическому и математическому моделированию процессов их движения. Созданы средства и способы снижения высокодинамичных нагрузок.

Большое место в научной и инженерно-технической деятельности С.Н. Конюхова занимают разработки ракет-носителей. Благодаря широкому спектру научных и экспериментальных исследований в области динамики сложных систем, аэродинамики, прочности, термодинамики, энергетических параметров систем, надежности конструкций, участником и руководителем которых он являлся, были созданы ракеты-носители «Циклон» и «Зенит». Особое место в этом ряду занимает космическая транспортная система «Зенит». Это экологически чистый высокоавтоматизированный, энергетически совершенный ракетный комплекс, который по своим характеристикам превосходит все созданные до настоящего времени в мире комплексы такого класса. С помощью этих уникальных носителей осуществлены запуски множества космических аппаратов серии «Космос», «Интеркосмос», решены многие научные, народнохозяйственные и оборонные задачи.

В 1984 году руководство КБ «Южное» принимает решение назначить C.Н. Конюхова главным конструктором и начальником конструкторского бюро по созданию искусственных спутников Земли (КБ-3). В этом качестве C.Н. Конюхов руководил созданием космических аппаратов военного, научного и народно-хозяйственного назначения типа «Целина», АУОС, «Океан» и «Интеркосмос», предназначенных в том числе для исследования Солнца, солнечно-земных связей, механизмов переноса энергии от Солнца к Земле, взаимосвязи явлений в магнитосфере, ионосфере и верхней атмосфере и в полярных областях нашей планеты, изучения полярных сияний, исследования Мирового океана и природных ресурсов Земли.

Под его руководством и при непосредственном участии осуществлен цикл работ по созданию и внедрению комплекса автоматизированной обработки и формирования программной информации управления автоматическими аппаратами, разработаны принципы построения и эксплуатации наземного комплекса приема и обработки данных для систем исследования природных ресурсов Земли.

В конце 1986 года С.Н. Конюхов назначается на должность первого заместителя Генерального конструктора и первого заместителя начальника КБ «Южное».

Это было особое время для КБ «Южное». Никогда ранее КБ не доводилось одновременно вести отработку и летные испытания четырех принципиально различных ракетных комплексов: двух твердотопливных (шахтного и железнодорожного базирования), жидкостного комплекса тяжелого класса с четырьмя видами боевого оснащения и космического ракетного комплекса с новыми для КБ компонентами. При этом летные испытания проводились на двух удаленных друг от друга полигонах - Байконур и Плесецк и под руководством разных государственных комиссий. Генеральный конструктор вел испытания «Зенита» и «Сатаны» на Байконуре, а C.Н. Конюхову были поручены испытания твердотопливных ракет в Плесецке. Одновременно ему пришлось непосредственно участвовать в передаче технической документации на управляемый боевой блок и организации ее ведения в производстве на ПО «Стрела» (Оренбург). В этот напряженный период С.Н. Конюхов готовит и защищает докторскую диссертацию, посвященную решению проблем «минометного» старта и экспериментальной отработке многовариантного боевого оснащения (1987).

Если кратко суммировать итоги деятельности НПО «Южное» в период работы С.Н. Конюхова в должности первого заместителя руководителя, следует резюмировать следующее.

Первая ступень ракеты-носителя «Зенит» в качестве четырех ракетных блоков первой ступени сверхмощной ракетно-космической системы «Энергия» успешно выполнила свои функции при испытательных пусках. Один из пусков проведен совместно с кораблем многоразового использования «Буран». В 1988 году ракета «Зенит» в комплекте со спутником оборонного назначения принята на вооружение. На вооружение принимается ракетно-космический комплекс в составе ракеты «Циклон» и двух типов усовершенствованных спутников военного назначения. В эксплуатацию поступает опытный вариант спутника «Океан-О-1», предназначенный для океанографических исследований.

Успешно завершены летные испытания и поставлены на боевое дежурство высокозащищенный боевой ракетный комплекс (БРК) на базе тяжелой жидкостной межконтинентальной ракеты 15А18М, более известной в мире как СС-18 («Сатана») и БРК «Скальпель» шахтного и железнодорожного базирования на базе твердотопливной ракеты СС-24. Начаты летные испытания управляемых в полете боевых блоков с высокоточной системой самонаведения на цель по карте местности. Этот перечень можно продолжать.

В 1990 году в жизни КБ «Южное» произошло серьезное событие: Генеральный директор НПО «Южное» и Генеральный конструктор КБ «Южное» академик В.Ф. Уткин назначается директором ЦНИИмаша и переезжает в Москву. С.Н. Конюхов назначается на эту должность как естественный преемник В.Ф. Уткина и М.К. Янгеля, завоевавший высокий авторитет в отрасли, в республике, в стране.

Вскоре на плечи С.Н. Конюхова выпадет нелегкая ноша. С ликвидацией Советского Союза и приобретением Украиной независимости Генеральному конструктору КБ «Южное» нужно было срочно разработать программу деятельности предприятия в новой политической и экономической обстановке. Главной своей задачей С.Н. Конюхов избрал всемерное сохранение научно-технического потенциала КБ «Южное» и его рациональное использование в последующих работах.

«Тремя китами», на которых должна была опираться производственная деятельность коллектива КБ «Южное», стали: традиционные работы в области ракетно-космической техники, предложения по созданию ракетно-реактивного вооружения и боеприпасов для Вооруженных Сил Украины и, наконец, конверсионные программы.

Основу тесного сотрудничества с Россией составили ракеты-носители «Циклон», «Зенит» и запускаемые на них космические аппараты, в том числе разработанные в КБ «Южное». Настойчивость и прозорливость С.Н. Конюхова проявились в заключении соглашения о создании ракеты-носителя «Днепр» на базе снимаемой с вооружения тяжелой ракеты СС-18, являющейся собственностью России. Образована международная компания «Космотрасс» с целью коммерческого использования «Днепра» для вывода спутников связи. Совместно с Россией проводятся работы по спутнику дистанционного зондирования Мирового океана «Океан» и спутнику для исследования солнечно-земных связей «Коронас». Разработка обоих спутников была начата С.Н. Конюховым еще в бытность его Главным конструктором космического КБ.

Плодотворным оказалось стремление С.Н. Конюхова к сотрудничеству с Россией в образовании международных сообществ по коммерческому использованию ракеты-носителя «Зенит». В первую очередь, это проект «Морской старт», впервые в мире проложивший путь в космос с экватора в Тихом океане.

Главная же забота С.Н. Конюхова - формирование и укрепление позиции Украины как одной из ведущих ракетно-космических держав мира. Самое активное участие он принял в разработке и утверждении Национальной космической программы Украины.

В сжатые сроки был создан и запущен первый украинский спутник «Сич-1», создается спутник «Сич-1М». Сегодня ГКБ «Южное» занимает лидирующие позиции в вопросах создания спутниковой системы дистанционного зондирования Земли и экологического мониторинга.

ГКБ «Южное» удалось заявить себя и подтвердить свой авторитет на мировом космическом рынке. Так, в 2002 году ГКБ «Южное» побеждает в тендере на создание первого египетского спутника «Египсат-1». Этот проект находится на стадии реализации. В 2003 году на межправительственном уровне подписано соглашение между Украиной и Бразилией о развертывании работ по международному проекту ориентированного на адаптацию инфраструктуры бразильского полигона Алькантара для коммерческих запусков создаваемого ГКБ «Южное» носителя «Циклон-4». Совместно с Россией и США создается проект «Наземный старт» для коммерческих запусков с космодрома Байконур модернизированной РН «Зенит». В кооперации с Российскими предприятиями реализуется программа «Циклон-2К».

В 2001 году распоряжением премьер-министра Украины С.Н. Конюхов назначается Генеральным конструктором ракетно-реактивного вооружения на Украине. Под его руководством разработаны предложения в программу развития вооружений и военной техники Украины.

Наконец, третий «кит» - конверсия. В числе наиболее весомых конверсионных проектов ГКБ «Южное» имени М.К. Янгеля, доведенных до опытных и серийных образцов, - троллейбусы различных модификаций, зерноуборочные комбайны, ветроэлектрические агрегаты различной мощности, высокоэффективные установки золо- и сероочистки продуктов сгорания (эмульсионные и сухие), установки сжигания высокозольных углей, линии по производству масложировой продукции и другие.

С.Н. Конюхов - автор многочисленных изобретений и открытий, монографий, научных статей. Им создана научная школа современных методов проектирования ракетно-космических систем, под его руководством защищены докторские и кандидатские диссертации. Он заведует кафедрой ракетно-космической техники Харьковского авиационного института, член секции Межотраслевого научно-технического совета по космическим исследованиям в Академии наук России, член экспертного совета ВАК Украины, член спецсовета по защите докторских диссертаций при ДГУ, член редколлегии журнала НАНУ и НКАУ «Космическая наука и технология», главный редактор отраслевого научно-технического сборника «Космическая техника. Ракетное вооружение».

С.Н. Конюхов – Заслуженный машиностроитель Украины, действительный член Национальной академии наук Украины (1992), член Международной инженерной академии, Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, действительный член Международной академии астронавтики, академик Нью-Йоркской академии. Награжден орденами Трудового Красного Знамени, «За заслуги» II и III степени, Дружбы, Почетным знаком Президента Украины.

Увлечения – работа и очень редкая возможность порыбачить.

Живет и работает в Днепропетровске (Украина).




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели

Пааво Нурми : 'Летучий финн'
Посетило:14515
Пааво Нурми
Президент Российской Федерации
Посетило:59963
Владимир Путин
Ренат Акчурин. Биография
Посетило:24332
Ренат Акчурин

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru