Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ћеонардо да ¬инчи

   /   

Leonardo da Vinci

   /
             
‘отографи€ Ћеонардо да ¬инчи (photo Leonardo da Vinci)
   

ƒень рождени€: 15.04.1452 года
ћесто рождени€: селение јнкиано, , около городка ¬инчи ,‘ранци€
ƒата смерти: 02.05.1519 года
ћесто смерти: јмбуаза, , “урень, ‘ранци€
¬озраст: 67 лет

√ражданство: ‘ранци€
—оцсети:


яркий пример 'универсального человека'

’удожник, изобретатель, инженер и анатом эпохи ¬озрождени€

ƒл€ Ћеонардо искусство и исследовательска€ де€тельность были взаимодополн€ющими аспектами посто€нного стремлени€ наблюдать и фиксировать внешний вид и внутреннее устройство мира. ќпределенно можно утверждать, что он был первым среди ученых, чьи исследовани€ дополн€лись зан€ти€ми искусством.

26.05.2016

Ћеонардо родилс€ в городке ¬инчи (или р€дом с ним), к западу от ‘лоренции, 15 апрел€ 1452. ќн был незаконнорожденным сыном флорентийского нотариуса и кресть€нской девушки; воспитывалс€ в доме отца и, будучи сыном образованного человека, получил основательное начальное образование в чтении, письме и счете.

Ћеонардо да ¬инчи фотографи€
Ћеонардо да ¬инчи фотографи€

¬озможно, в 1467 (в возрасте 15 лет) Ћеонардо был отдан в ученики к одному из ведущих мастеров раннего ¬озрождени€ во ‘лоренции, јндреа дель ¬ероккьо. ¬ 1472 Ћеонардо вступил в гильдию художников, изучив основы рисунка и других необходимых дисциплин. ¬ 1476 он все еще работал в мастерской ¬ероккьо, по-видимому, в соавторстве с самим мастером.

  1480 Ћеонардо уже получал крупные заказы, однако в 1482 он переехал в ћилан. ¬ письме к правителю ћилана Ћодовико —форца он представилс€ как инженер и военный эксперт, а также как художник. √оды, проведенные в ћилане, были наполнены разнообразными зан€ти€ми. Ћеонардо написал несколько картин и знаменитую фреску “айна€ вечер€ и начал старательно и серьезно вести свои записи. “от Ћеонардо, которого мы узнаем из его заметок, Ц это архитектор-проектировщик (создатель новаторских планов, которые никогда не были осуществлены), анатом, гидравлик, изобретатель механизмов, создатель декораций дл€ придворных представлений, сочинитель загадок, ребусов и басен дл€ развлечени€ двора, музыкант и теоретик живописи.

Ћеонардо да ¬инчи фотографи€
Ћеонардо да ¬инчи фотографи€

ѕосле изгнани€ Ћодовико —форца из ћилана французами в 1499 Ћеонардо уехал в ¬енецию, посетив по дороге ћантую, где участвовал в строительстве оборонительных сооружений, а затем вернулс€ во ‘лоренцию; сообщаетс€, что он был столь поглощен математикой, что и думать не хотел о том, чтобы вз€ть в руки кисть. ¬ течение двенадцати лет Ћеонардо посто€нно переезжал из города в город, работа€ на знаменитого „езаре Ѕорджиа в –оманье, проектиру€ оборонительные сооружени€ (так и не построенные) дл€ ѕьомбино. ¬о ‘лоренции он вступил в соперничество с ћикеланджело; кульминацией этого соперничества стало создание огромных батальных композиций, которые два художника написали дл€ палаццо делла —иньори€ (также палаццо ¬еккьо). «атем Ћеонардо задумал второй конный монумент, который, подобно первому, так и не был создан. ¬се эти годы он продолжал заполн€ть свои тетради разнообразными иде€ми на столь различные сюжеты, как теори€ и практика живописи, анатоми€, математика и полет птиц. Ќо в 1513, как и в 1499, его покровители были изгнаны из ћилана.

Ћеонардо уехал в –им, где провел три года под покровительством ћедичи. ѕодавленный и огорченный отсутствием материала дл€ анатомических исследований, Ћеонардо возилс€ с экспериментами и иде€ми, которые ни к чему не приводили.

Ћеонардо да ¬инчи фотографи€
Ћеонардо да ¬инчи фотографи€

‘ранцузы, сначала Ћюдовик XII, а затем ‘ранциск I, восхищались произведени€ми италь€нского ¬озрождени€, особенно “айной вечерей Ћеонардо. ѕоэтому неудивительно, что в 1516 ‘ранциск I, хорошо осведомленный о разнообразных талантах Ћеонардо, пригласил его ко двору, который тогда располагалс€ в замке јмбуаз в долине Ћуары. Ќесмотр€ на то, что Ћеонардо работал над гидравлическими проектами и планом нового королевского дворца, из писаний скульптора Ѕенвенуто „еллини €сно, что его основным зан€тием была почетна€ должность придворного мудреца и советника. Ћеонардо умер в јмбуазе 2 ма€ 1519; его картины к этому времени были рассе€ны в основном по частным собрани€м, а записки пролежали в разных коллекци€х почти в полном забвении еще несколько веков.

–анний период творчества. ѕерва€ датированна€ работа (1473, ”ффици) Ц маленький набросок долины реки, видимой из ущель€; с одной стороны расположен замок, с другой Ц лесистый склон холма. Ётот набросок, сделанный быстрыми штрихами пера, свидетельствует о посто€нном интересе художника к атмосферным €влени€м, о которых он позднее много писал в своих заметках. ѕейзаж, изображенный с высокой точки зрени€ с видом на пойму реки, был обычным приемом дл€ флорентийского искусства 1460-х годов (хот€ он всегда служил лишь фоном картин). –исунок серебр€ным карандашом античного воина в профиль (середина 1470-х годов, Ѕританский музей) демонстрирует полную зрелость Ћеонардо как рисовальщика; в нем искусно сочетаютс€ слабые, в€лые и напр€женные, упругие линии и внимание к постепенно моделированным светом и тенью поверхност€м, создающим живое, трепетное изображение.

Ќедатированна€ картина Ѕлаговещение (середина 1470-х годов, ”ффици) была приписана Ћеонардо только в 19 в.; возможно, более правильно было бы рассматривать ее как результат сотрудничества Ћеонардо и ¬ероккьо. ¬ ней есть несколько слабых моментов, например слишком резкое перспективное сокращение здани€ слева или плохо разработанное в перспективе масштабное соотношение фигуры Ѕогоматери и пюпитра. ќднако в остальном, особенно в тонкой и м€гкой моделировке, а также в трактовке туманного пейзажа с не€сно вырисовывающейс€ на заднем плане горой, картина принадлежит руке Ћеонардо; это можно заключить из изучени€ его более поздних работ. ¬опрос о том, принадлежит ли ему композиционный замысел, остаетс€ открытым. ѕриглушенные по сравнению с произведени€ми его современников цвета предвосхищают колорит более поздних работ художника.

Ћучшие дн€

 то придумал анастезию?
ѕосетило:13443
”иль€м ћортон
ёрий ¬ойнов. Ѕиографи€
ѕосетило:9472
ёрий ¬ойнов
‘ранциско ƒоминго ’оаким: –от до ушей
ѕосетило:7335
‘ранциско ƒоминго ’оаким

 артина ¬ероккьо  рещение (”ффици) также не датирована, хот€ предположительно может быть помещена в первую половину 1470-х годов. ƒжорджо ¬азари, один из первых биографов Ћеонардо, утверждает, что он написал фигуру левого из двух ангелов, повернутого в профиль. √олова ангела нежно моделирована светом и тенью, с м€гким и тщательным изображением фактуры поверхности, отличающимс€ от более линеарной трактовки ангела справа.  ажетс€, что участие Ћеонардо в этой картине распространилось и на туманный пейзаж с изображением реки, и на некоторые части фигуры ’риста, которые написаны маслом, хот€ в других част€х картины использована темпера. “акое различие в технике говорит о том, что Ћеонардо скорее всего закончил картину, не дописанную ¬ероккьо; вр€д ли художники работали над ней одновременно.

ѕортрет ƒжиневры деи Ѕенчи (около 1478, ¬ашингтон, Ќациональна€ галере€) Ц возможно, перва€ картина Ћеонардо, написанна€ самосто€тельно. ƒоска обрезана примерно на 20 см снизу, так что исчезли скрещенные руки молодой женщины (это известно из сравнени€ с сохранившимис€ подражани€ми этой картине). ¬ этом портрете Ћеонардо не стремитс€ проникнуть во внутренний мир модели, однако как демонстраци€ прекрасного владени€ м€гкой, почти монохромной светотеневой моделировкой эта картина не имеет себе равных. —зади видны ветви можжевельника (по-италь€нски Ц ginevra) и подернутый влажной дымкой пейзаж.

ѕортрет ƒжиневры деи Ѕенчи и ћадонна Ѕенуа (—анкт-ѕетербург, Ёрмитаж), которой предшествовала сери€ крошечных набросков ћадонны с ћладенцем, веро€тно, €вл€ютс€ последними картинами, законченными во ‘лоренции. Ќеоконченный —в. »ероним, очень близкий по стилю к ѕоклонению волхвов, также может быть датирован временем около 1480. Ёти картины одновременны первым из сохранившихс€ набросков военных механизмов. ѕолучив образование художника, но стрем€сь быть военным инженером, Ћеонардо бросил работу над ѕоклонением волхвов и устремилс€ на поиски новых задач и новой жизни в ћилан.

«релый период творчества. Ќесмотр€ на то, что Ћеонардо отправилс€ в ћилан в надежде на карьеру инженера, первым заказом, который он получил в 1483, было изготовление части алтарного образа дл€ капеллы Ќепорочного зачати€ Ц ћадонна в гроте (Ћувр; атрибуци€ кисти Ћеонардо более поздней версии из Ћондонской Ќациональной галереи оспариваетс€).  оленопреклоненна€ ћари€ смотрит на ћладенца ’риста и маленького »оанна  рестител€, в то врем€ как ангел, указывающий на »оанна, смотрит на зрител€. ‘игуры расположены треугольником, на переднем плане.  ажетс€, что фигуры отделены от зрител€ легкой дымкой, так называемым сфумато (расплывчатость и нечеткость контуров, м€гка€ тень), которое отныне становитс€ характерной чертой живописи Ћеонардо. «а ними в полутьме пещеры видны сталактиты и сталагмиты и подернутые туманом медленно текущие воды. ѕейзаж кажетс€ фантастическим, однако следует помнить утверждение Ћеонардо о том, что живопись Ц это наука.  ак видно из рисунков, одновременных картине, он основывалс€ на тщательных наблюдени€х геологических €влений. Ёто относитс€ и к изображению растений: можно не только отождествить их с определенным видом, но и увидеть, что Ћеонардо знал о свойстве растений поворачиватьс€ к солнцу.

¬ середине 1480-х годов Ћеонардо написал картину ƒама с горностаем ( раковский музей), котора€, возможно, €вл€етс€ портретом фаворитки Ћодовико —форца „ечилии √аллерани.  онтуры фигуры женщины со зверьком очерчены изгибами линий, которые повтор€ютс€ во всей композиции, и это, в сочетании с приглушенными красками и нежным оттенком кожи, создает впечатление идеальной грации и красоты.  расота ƒамы с горностаем разительно контрастирует с гротескными набросками уродов, в которых Ћеонардо исследовал крайние степени аномалий строени€ лица.

¬ ћилане Ћеонардо начал делать записи; около 1490 он сосредоточил внимание на двух дисциплинах: архитектуре и анатомии. ќн сделал наброски нескольких вариантов проекта центрально-купольного храма (равноконечный крест, центральна€ часть которого перекрыта куполом) Ц тип архитектурного сооружени€, который ранее рекомендовал јльберти по той причине, что он отражает один из античных типов храмов и имеет в своей основе наиболее совершенную форму Ц круг. Ћеонардо нарисовал план и перспективные виды всего сооружени€, в которых намечены распределение масс и конфигураци€ внутреннего пространства. ѕримерно в это же врем€ он добыл череп и сделал поперечное сечение, впервые открыв пазухи черепа. «аметки вокруг рисунков свидетельствуют о том, что его в первую очередь интересовала природа и строение мозга. Ѕезусловно, эти рисунки предназначались дл€ чисто исследовательских целей, однако они поражают своей красотой и сходством с набросками архитектурных проектов в том, что и на тех, и на других изображены перегородки, раздел€ющие части внутреннего пространства.

∆ив€ в ћилане, Ћеонардо посто€нно работал над проектом огромного конного монумента ‘ранческо —форца, отца Ћодовико, который в законченном виде должен был быть помещен на шестиметровый пьедестал и отлит из 90 т бронзы. ѕо иронии судьбы, вспомнившей об интересе Ћеонардо к военному делу, предназначенна€ дл€ пам€тника бронза была использована дл€ отливки пушек, а его глин€на€ модель была уничтожена в 1499 при вторжении французов.

“айна€ вечер€. –азмышлени€ Ћеонардо о пространстве, линейной перспективе и выражении разнообразных эмоций в живописи вылились в создание фрески “айна€ вечер€, написанной в экспериментальной технике на дальней торцовой стене трапезной монастыр€ —анта ћари€ делле √рацие в ћилане в 1495Ц1497. ѕри помощи иллюзионистических средств Ћеонардо расширил реальное пространство зала в область живописного пространства, с высоким столом, за которым сид€т ’ристос и апостолы. ќн изобразил тот момент, когда ’ристос сказал: Ђ»стинно говорю вам, что один из вас предаст мен€ї, как психологический взрыв. ’ристос Ц центр композиции, вокруг которого собираетс€ бур€ эмоций. ¬се средства использованы дл€ того, чтобы привести глаз к фигуре ’риста: основные цвета одежды (красный и синий), силуэт, выдел€ющийс€ на фоне окна. ‘игура »уды (четвертый справа от ’риста) передвинута со своего обычного места с внешней стороны стола; его изображение вместе с остальными апостолами еще более усиливает драматизм происход€щего. ƒвенадцать апостолов распределены на четыре группы по трое и изображены склоненными к ’ристу или отпр€нувшими от него. ѕоскольку расположение тринадцати человек по одну сторону стола несколько неестественно, их пр€мое сопоставление поднимает эмоциональный накал, а уход€ща€ в глубь перспектива (комната изображена в виде трапеции) создает эффект выталкивани€ фигур на зрител€. ¬озможно, черпа€ вдохновение у своего друга Ћуки ѕачоли (ок. 1445Ц1517), дл€ книги которого ќ божественной пропорции (1509) Ћеонардо сделал несколько иллюстраций, он выстроил композицию фрески по системе пропорций, аналогичной соотношени€м музыкальных интервалов; эта иде€ впоследствии легла в основу творчества архитектора јндреа ѕалладио.

ћона Ћиза. ƒе€тельность Ћеонардо в первое дес€тилетие 16 в. была столь же разнообразной, как и в другие периоды его жизни. Ќесмотр€ на увлечение математикой, он продолжал заниматьс€ живописью. ¬ это врем€ была создана картина ћадонна с ћладенцем и св. јнной, и около 1504 Ћеонардо начал работу над своей знаменитой картиной ћона Ћиза, портретом жены флорентийского купца. Ётот портрет (он находитс€ в Ћувре) €вл€етс€ дальнейшей разработкой типа, по€вившегос€ у Ћеонардо ранее: модель изображена по по€с, в легком повороте, лицо обращено к зрителю, сложенные руки ограничивают композицию снизу.

ќдухотворенные руки ћоны Ћизы так же прекрасны, как легка€ улыбка на ее лице и первобытный скалистый пейзаж в туманной дали. ƒжоконда известна как образ загадочной, даже роковой женщины, однако эта интерпретаци€ принадлежит 19 веку. Ѕолее веро€тно, что дл€ Ћеонардо эта картина была наиболее сложным и удачным упражнением в использовании сфумато, а фон картины Ц результат его исследований в области геологии. ¬не зависимости от того, был ли сюжет светским или религиозным, пейзаж, обнажающий Ђкости землиї, посто€нно встречаетс€ в творчестве Ћеонардо.

ћона Ћиза создавалась в то врем€, когда Ћеонардо был до такой степени поглощен изучением строени€ женского организма, анатомией и проблемами, св€занными с деторождением, что разделить его художественные и научные интересы практически невозможно. ¬ эти годы он зарисовал человеческий эмбрион в матке и создал последнюю из нескольких версий картины Ћеда на сюжет античного мифа о рождении  астора и ѕоллукса от соединени€ смертной девушки Ћеды и «евса, прин€вшего образ лебед€. Ћеонардо занималс€ сравнительной анатомией и интересовалс€ аналоги€ми между всеми органическими формами.

¬оенные сооружени€ и общественна€ работа. »з всех наук Ћеонардо более всего интересовали анатоми€ и военное дело. ѕочти дл€ всех своих покровителей он создавал проекты оборонительных сооружений, которые им были крайне необходимы, поскольку в конце 15 в. усовершенствование пушек привело к тому, что вертикальные стены старого образца устарели. ƒл€ защиты от пушек требовались стены с наклоном, земл€ные валы и разнообразные приспособлени€, при помощи которых можно было вести успешный оборонительный перекрестный обстрел. Ћеонардо создал множество проектов, в том числе новаторский проект крепости с низкими, расположенными концентрическими кругами тоннел€ми с амбразурами.  ак и почти все его проекты в этой области, он не был осуществлен.

¬ажнейший из общественных заказов Ћеонардо был также св€зан с войной. ¬ 1503, возможно по насто€нию Ќикколо ћакиавелли, он получил заказ на фреску размером примерно 6і15 м с изображением Ѕитвы при јнгиари дл€ зала Ѕольшого совета в палаццо делла —иньори€ во ‘лоренции. ¬ добавление к этой фреске должна была быть изображена Ѕитва при  ашине, заказ на которую получил ћикеланджело; оба сюжета Ц героические победы ‘лоренции. Ётот заказ позволил двум художникам продолжить напр€женное соперничество, начавшеес€ в 1501. Ќи одна из фресок не была закончена, поскольку оба художника вскоре уехали из ‘лоренции, Ћеонардо Ц снова в ћилан, а ћикеланджело Ц в –им; подготовительные картоны не сохранились. ¬ центре композиции Ћеонардо (известной по его наброскам и копи€м с очевидно законченной к тому времени центральной части) был расположен эпизод с битвой за знам€, где всадники €ростно бьютс€ на мечах, а под ногами их лошадей лежат упавшие воины. —уд€ по другим наброскам, композици€ должна была состо€ть из трех частей, с битвой за знам€ в центре. ѕоскольку €сных свидетельств не существует, сохранившиес€ картины Ћеонардо и фрагменты его записок позвол€ют думать, что битва была изображена на фоне равнинного пейзажа с горной гр€дой на горизонте.

ѕоздний период творчества. Ћеонардо сделал несколько набросков на сюжет ћадонна с ћладенцем и св. јнной; впервые этот замысел возник во ‘лоренции. ¬озможно, около 1505 был создан картон (Ћондон, Ќациональна€ галере€), а в 1508 или несколько позже Ц картина, наход€ща€с€ ныне в Ћувре. ћадонна сидит на колен€х св. јнны и прот€гивает руки к ћладенцу ’ристу, держащему €гненка; свободные, округлые формы фигур, обрисованные плавными лини€ми, составл€ют единую композицию.

»оанн  реститель (Ћувр) изображает человека с нежным улыбающимс€ лицом, которое по€вл€етс€ из полумрака фона; он обращаетс€ к зрителю с пророчеством о пришествии ’риста.

¬ поздней серии рисунков ѕотоп (¬индзор,  оролевска€ библиотека) изображены катаклизмы, мощь тонн воды, ураганных ветров, скал и деревьев, превращающихс€ в щепки в вихре бури. ¬ записках содержитс€ много пассажей о ѕотопе, некоторые из них Ц поэтические, другие Ц бесстрастно описательные, третьи Ц научно-исследовательские, в том смысле, что в них трактуютс€ такие проблемы, как вихревое движение воды в водовороте, его мощность и траектори€.

ƒл€ Ћеонардо искусство и исследовательска€ де€тельность были взаимодополн€ющими аспектами посто€нного стремлени€ наблюдать и фиксировать внешний вид и внутреннее устройство мира. ќпределенно можно утверждать, что он был первым среди ученых, чьи исследовани€ дополн€лись зан€ти€ми искусством.

мужик
 онь 13.04.2007 01:11:01
ќлтичный мужичок

дел€сь мнением
Peppy 08.01.2008 07:58:02
я очень люблю изучать биографии разных личностей, причем не только своей страны, но и людей известных во всем мире.ћен€ очень интересует вс€ жизнь (даже в мельчайших подробност€)Ћеонардо да ¬инчи.Ќа данном сайте € безусловно хотела расширить свои знани€ о этом человеке,но зачитав представленную информацию € разачеровалась.ћогу предположить, что не € одна...ј вообщем и в целов биографи€ точна€...
P.S. я бы хотела зарегистрироватьс€ на сайте, но не могу пон€ть как!
эсли это возможно, прошу предоставить инструкции по E-mail

Ћеонардо
21.03.2012 01:20:54
а матушка Ћеонардо оказываетс€ была арм€нкой ))




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ћаксим јверин:  ритичный, но очень душевный человек
ѕосетило:11333
ћаксим јверин
ёрий ¬ойнов. Ѕиографи€
ѕосетило:9472
ёрий ¬ойнов
‘редди ћеркьюри: ¬еликий притворщик
ѕосетило:9709
‘редди ћеркьюри

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru