Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

»горь —икорский

   /   

Igor Sikorskiy

   /
             
‘отографи€ »горь —икорский (photo Igor Sikorskiy)
   

ƒень рождени€: 25.05.1889 года
ћесто рождени€:  иев, –осси€
ƒата смерти: 26.10.1972 года
ћесто смерти: »стон, ,  оннектикут, —Ўј
¬озраст: 83 года

√ражданство: –осси€, —Ўј

—≈–√≈… —» ќ–— »…: "ѕ≈–¬џ≈ ƒ¬ј ¬≈–“ќЋ≈“ј ќ“÷ј ќ ј«јЋ»—№ Ќ≈”ƒј„Ќџћ»"

–усский и американский авиаконструктор, ученый, изобретатель, философ

¬се президенты —Ўј - начина€ с Ёйзенхауэра - предпочитали летать на вертолетах »гор€ —икорского.

02.06.2004

25 ма€ исполнилось 115 лет со дн€ рождени€ одного из пионеров авиастроени€ »гор€ —икорского. ѕриехавший из —Ўј на торжества в –оссию сын знаменитого авиастроител€ —ергей —» ќ–— »…, консультант и один из владельцев компании Sikorsky Aircraft, ответил на вопросы корреспондента "»звестий" “имура ’» ћј“ќ¬ј.

»горь —икорский фотографи€
»горь —икорский фотографи€

- —ергей »горевич, ваш отец вырос в семье знаменитого киевского психиатра »вана јлексеевича —икорского, который в свою очередь вышел из семьи сельского св€щенника. ќткуда у отца по€вилась т€га к небу?

- »горь »ванович вырос в эпоху ренессанса авиации. ¬ возрасте 12-14 лет он буквально "глотал" романы ∆юл€ ¬ерна, черпа€ в них техническое вдохновение. ќн увлекалс€ даже чтением листовок, разбрасываемых революционерами, в которых рассказывалось о том, как построить в домашних услови€х, использу€ компоненты из обычной аптеки, самодельную бомбу. » это у него получалось.

Ќо главным шагом отца на пути в авиацию, по моему мнению, стали две книги, прочитанные им в 16 лет. ѕерва€ - малоизвестна€ сейчас книга ∆юл€ ¬ерна "–обур-завоеватель". „ита€ эту книгу, можно было испытать ощущени€, получаемые в полете. ¬тора€ искра - в јнглии нашли старинную кожаную книгу, содержащую рукописи Ћеонардо да ¬инчи. “ам была одна из его последних работ - " одекс јтлантикус", где были нарисованные им различные помпы, насосы, включа€ и знаменитый рисунок вертолета. Ёти книги и обусловили любовь отца к авиации. «аметьте, это произошло за 10 лет до знаменитого полета братьев –айт.

ѕоследним шагом на пути в авиацию стало прочтение в очередной раз книги "–обур-завоеватель" ∆юл€ ¬ерна, после которой »горю »вановичу приснилс€ сон: как будто он находитс€ в длинной кабине, напоминающей железнодорожный вагон, происходит сильна€ вибраци€, он смотрит сквозь окно вниз и понимает, что находитс€ в летающем аппарате. –ассто€ние до проплывающих внизу земли, реки и домов около 300 метров. ќтец до конца жизни помнил этот сон. Ѕезусловно, дали толчок и фотографии в газетах о первых демонстрационных полетах в ѕариже братьев –айт.

- ѕервый опыт »гор€ —икорского окончилс€ неудачей: вертолет не смог подн€ть в воздух пилота. Ёто ли стало причиной того, что конструктор переключилс€ на создание самолетов?

- ѕервые два вертолета отца оказались неудачными. —егодн€ мы знаем, что двигатель в 15-25 лошадиных сил не способен подн€ть в воздух машину вместе с пилотом. ћне кажетс€, что отец интуитивно почувствовал, что создание вертолета сложнее, чем создание самолета. ѕоэтому он временно, на 30 лет, оставил работы над вертолетами.

≈го самолетные проекты заинтересовали руководител€ –усско-Ѕалтийского завода г-на Ўидловского, который собирал вокруг себ€ таланты со всего мира. Ќесмотр€ на юный возраст отца (22 года), Ўидловский дал ему контракт на создание самолета. ¬начале это были проекты над маленькими, легкими истребител€ми. ”же тогда отец пон€л: дл€ –оссии - с ее огромными пространствами и суровым климатом - необходимо построить четырехмоторный самолет с закрытой кабиной. ќсенью 1913 года Ўидловский одобрил эту идею. Ќа радост€х отец вместе со своими помощниками за одну ночь подготовил проект, а на следующий день авиационный отдел –усско-Ѕалтийского завода начал строить четырехмоторную машину. ѕервый самолет назвали "–усский вит€зь". ”спех был громадный, машина доказала, что можно продолжать полет при отказе одного из двигателей. ќтец сам пилотировал машины. ѕо его словам, он со временем так научилс€ это делать, что мог лететь всего на двух работающих с одной стороны моторах - парить на одном крыле. Ёто было в 1913 году, спуст€ всего лишь 9 с половиной лет после первого полета братьев –айт.

Ћучшие дн€

ѕокоритель полюсов
ѕосетило:11135
–уаль јмундсен
Ћеонид јгутин: Ћюбит разную музыку, но поет попсу
ѕосетило:10351
Ћеонид јгутин
“€желейший действующий велосипед в мире
ѕосетило:8384
¬оутер ¬ан ден Ѕош

√лавный недостаток "–усского вит€з€" заключалс€ в слабомощном немецком моторе "јргус". ѕозже, когда немцы выпустили двигатель в 150 лошадиных сил, по€вилс€ первый "»ль€ ћуромец". Ќа втором "ћуромце" отец совершил в течение 3 дней знаменитый перелет ѕетербург -  иев - ѕетербург. ѕолет на такое рассто€ние побил все существовавшие тогда мировые рекорды. ¬скоре началась ѕерва€ мирова€ война, и "ћуромцы" переделали в бомбардировщики. Ћетчики, мечтавшие летать на истребител€х, тогда не горели желанием сесть за штурвал "ћуромца", счита€ его "грузовиком". Ќо отец на личном примере заманивал пилотов на бомбардировщики.

- „то подвигло отца эмигрировать в марте 1918 года?

- ќдна из причин - теплые отношени€ с царем Ќиколаем II. ÷арь лично осматривал самолет "–усский вит€зь". ќдин раз Ќиколай II, это было тогда сенсацией, влез в кабину "–усского вит€з€", где в течение получаса беседовал с глазу на глаз с »горем »вановичем. „ерез неделю царь прислал отцу в подарок большие золотые часы, которые наход€тс€ сейчас у мен€ дома. ¬последствии покровительство цар€ и стало одним из поводов дл€ эмиграции. ѕосле революции отца предупредили, что он находитс€ в так называемом ликвидационном списке группы "красного террора", убившей к тому времени на улице заместител€ командира эскадры воздушных машин. ≈го убили за то, что, возвраща€сь с фронта, он ехал домой в униформе. ќтец вынужден был покинуть –оссию.

- ¬се президенты —Ўј - начина€ с Ёйзенхауэра - предпочитали летать на вертолетах вашего отца. »нтересовались ли они так же подробно его проектами, как и Ќиколай II?

- »горь »ванович беседовал несколько раз с Ёйзенхауэром, ƒжонсоном,  еннеди. ¬ертолеты, на которых летали американские президенты, были построены по заказу ¬¬—. ѕотом отца попросили построить несколько VIP-экземпл€ров дл€ президентов. —наружи они ничем не отличались от военных вертолетов.

- ¬ становлении Sikorsky Aircraft в јмерике большую роль сыграл великий русский композитор —ергей –ахманинов, впоследствии ставший вице-президентом компании.  ак складывались их взаимоотношени€?

- ” них были дружеские отношени€. –ахманинов одолжил отцу 5 тыс€ч долларов - громадные по тем временам деньги. Ёто и стало началом дл€ Sikorsky Aircraft. ¬ архивах сохранилось несколько писем композитора отцу, где он называл »гор€ »вановича "насто€щим »льей ћуромцем". ¬ 1939 году –ахманинов, прочитав в газете статью про вертикально взлетающую машину, решил проверить сей факт у отца: неужели такое возможно? ќтец ответил, что это не "газетна€ утка", а чудо называетс€ геликоптером.

- ѕервый крупный успех »гор€ —икорского св€зан с самолетом-амфибией S-38. Ќе менее успешны были и его модификации - S-42 и S-43 (снималась в советском фильме "¬олга-¬олга"). ѕочему же он вернулс€ к созданию вертолетов?

- Ѕыло две причины. ѕерва€ - в начале ¬торой мировой войны цела€ армада американских фирм начала строить самолеты. » хот€ они уступали самолетам —икорского, было €сно, что здесь предстоит жестка€ конкуренци€. ¬тора€ причина - »горь »ванович глубоко верил в интуицию. ¬нутренний голос уже в 1935 году призывал его вернутьс€ к вертолетам. ѕоэтому днем отец работал над самолетами, а вечером, прослушав пластинки –ахманинова, „айковского или Ѕрамса, он возвращалс€ к эскизам вертолетов. ¬ 1939 году он убедил руководство United Aircraft (сейчас это United Technologies, в состав которого входит Sikorsky Aircraft. - "»звести€"), что настало врем€ дл€ строительства эффективного вертолета. ¬ United Aircraft очень сомневались, так как еще не было успешных вертолетных проектов. Ћетные данные геликоптеров были неубедительными, поэтому машины не запускались в серию, остава€сь экспериментальными. “ем не менее проект оказалс€ успешным: уже к концу войны мы выпускали три разных варианта - двух-, трех- и позже четырехместные вертолеты.

ѕоэтому € считаю отца не создателем вертолета, а человеком, превратившим лабораторный экземпл€р в успешную машину.

-  ак складываютс€ сегодн€ взаимоотношени€ компании Sikorsky Aircraft с российским авиапромом?

- ћы стремимс€ установить хорошие партнерские отношени€ с российскими вертолетостроительными компани€ми. ¬ начале 90-х годов стали сотрудничать с ћосковским вертолетным заводом (ћ¬«) имени ћил€. „тобы упрочить эти отношени€, Sikorsky Aircraft приобрел 9,4% акций ћ¬«. ”же осуществлен р€д совместных проектов. ¬ частности, ћ¬« разработал дл€ нашего вертолета S-76 посадочные шасси в виде лыж, откидывающиес€ электрические ступеньки. —овместно отрабатывали технологии производства лонжеронов из композитных материалов методом намотки: ћ¬« в этой технологии продвинулс€ дальше «апада. ћосквичи спроектировали оснастку дл€ изготовлени€ новых рулевых винтов дл€ S-76. Ѕыли проведены работы и дл€ нашей последней машины - S-92.

” нас также есть св€зи с конструкторским бюро " амов" и ÷ј√» (÷ентральный аэрогидродинамический институт. - "»звести€"). я очень уважаю русских инженеров, это талантливые люди.

-  ак вы оцениваете перспективы российского вертолетостроени€ на мировом рынке?

- я помню слова ћихаила ћил€: "Ѕог создал –оссию дл€ вертолета". ¬нутрироссийский рынок принадлежит "ћилю" и " амову". ќни стро€т машины, предназначенные дл€ русского климата и географии страны. „то касаетс€ зарубежного рынка, то с этим немного сложнее. –осси€ только начинает мен€ть свои нормы на европейские. Ќапример, чуть ли не на всех российских двигател€х стартер действует на воздухе, тогда как на большинстве европейских и американских машинах стартеры электрические. ≈сть и другие различи€. Ёто не значит, что российские стандарты плохи, напротив, они точно разработаны дл€ российского рынка.

ѕерспективы на внешнем рынке у российских вертолетостроителей хорошие. ѕриблизительно 25% продукции "ћил€" уже сегодн€ поставл€ютс€ за рубеж - в ≈гипет, ёжную јмерику, јзию, »ндию,  итай. Ёти продажи € назвал бы даже очень удачными. 3/4 парка ¬¬— арабских и азиатских стран - российские машины, и лишь 1/4 отдана англичанам и американцам. я знаю, что президент –оссии ¬ладимир ѕутин любит авиацию, и думаю, что это €вл€етс€ гарантией дл€ дальнейшего развити€ отрасли.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ќдин из величайших англо€зычных актеров
ѕосетило:8768
Ћоуренс ќливье
ѕокоритель полюсов
ѕосетило:11135
–уаль јмундсен
Ћеонид јгутин: Ћюбит разную музыку, но поет попсу
ѕосетило:10351
Ћеонид јгутин

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru