Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

»горь —икорский

   /   

Igor Sikorskiy

   /
             
‘отографи€ »горь —икорский (photo Igor Sikorskiy)
   

ƒень рождени€: 25.05.1889 года
ћесто рождени€:  иев, –осси€
ƒата смерти: 26.10.1972 года
ћесто смерти: »стон, ,  оннектикут, —Ўј
¬озраст: 83 года

√ражданство: –осси€, —Ўј

—икорский всю жизнь летел против ветра

–усский и американский авиаконструктор, ученый, изобретатель, философ

ј началось всЄ дл€ него почти мистически, как это нередко бывает с одарЄнными людьми. "¬ 1900 году в возрасте 11 лет, Ц написал он в своих мемуарах, Ц мне приснилс€ удивительный сон. я увидел себ€ идущим по узкому коридору. ѕо обеим сторонам были двери, отделанные орехом, как на пароходе, на полу лежал изумительный ковЄр. —верху падал м€гкий голубой свет электрических светильников.  огда € шЄл, пол под ногами слегка вибрировал, и вибраци€ эта была похожа на качку парохода. я был убеждЄн во сне, что нахожусь на борту огромного летающего корабл€.  огда € проснулс€, мне сказали, что человек ещЄ никогда не создавал удачного летающего аппарата, и вообще, это несбыточно".

07.06.2024

„ем только не расстарались на 40 миллиардов федеральных бюджетных рублей власти —анкт-ѕетербурга и приданные им на усиление местных организаторских мозгов "наблюдатели" от разных министерств и структур, чтобы 300-летие более любимой (из двух имеющихс€ по ранжиру) президентом столицы прошло comme il faut. √ост€м иноземным приготовили плавучие 5-звЄздные отели, начинка которых, похоже, была списана с "ћистера “вистера": "с ванной, гостиной, фонтаном и садом" в каждой каюте. –остральные колонны доверили трубочистам Ц помыть от копоти, чтобы невзначай праздничное плам€ на вершинах не заморгало непотребно. ƒаже листву жухлую прошлогоднюю аккуратно в ведЄрки сгребли, чего отрод€сь с таким старанием в —еверной ѕальмире не делалось. ¬роде бы, всЄ предусмотрели к в€щей славе всероссийской в глазах мировой общественности. »ли не всЄ?

»горь —икорский фотографи€
»горь —икорский фотографи€

√ости, конечно же, будут довольны. — искренней похвалой будут цокать €зыками, гл€д€ на вызолоченный флюгер ѕетропавловского собора, вдыха€ аромат волшебных белых ночей с белыми ро€л€ми за каждым кустом. ќднако об одном значительном поводе, который заставил бы высоких иностранных гостей проникнутьс€ искренним восхищением, организаторы беспрецедентных торжеств попросту забыли. » поэтому виражи сверхзвуковых истребителей, распыл€ющих в небе над Ќевой бело-сине-красные шлейфы в цветах флага ќтечества, будут просто эстетической деталью, а не атрибутом авиационного шоу во славу русской авиации, котора€ в эти дни должна была бы отметить 90-летие одного из крупнейших своих успехов.

26 ма€ 1913 года именно в ѕетербурге состо€лс€ первый в мире полЄт многомоторного самолЄта "–усский вит€зь" (иначе называемого "√ранд"). ћашина молодого инженера »гор€ —икорского открыла новую страницу в истории мировой авиации, потому что до этого даже основатели воздухоплавани€ французы осмеливались летать только на одномоторных машинах, подверженных риску катастроф. „ерез 2,5 мес€ца этот же самолЄт установил мировой рекорд, продержавшись в воздухе 1 час 54 минуты с семью пассажирами на борту. »сследователи конструкторского творчества √еннадий  атышев и ¬адим ћихеев напишут позднее: "–усский вит€зь" стал родоначальником всех многомоторных т€жЄлых самолЄтов в мире. ѕриоритет »гор€ »вановича —икорского в создании т€жЄлых многомоторных кораблей совершенно бесспорен, и это €вл€етс€ предметом нашей большой национальной гордости". —тоит добавить, что событие 26 ма€ 1913 года было своего рода промежуточной этапной датой между созданием аэродинамической лаборатории Ќикола€ ∆уковского и по€влением реактивного двигател€.

»горь —икорский фотографи€
»горь —икорский фотографи€

¬прочем, стоит ли сильно ругать измотанных великой ответственностью устроителей праздновани€ 300-лети€ ѕетербурга за то, что они не обратили внимани€ на эту славную страницу родной истории? ќсобенно если они пользовались источниками и историческими пособи€ми, изданными ещЄ в советскую эпоху, а там это замалчивалось намеренно, ведь »горь —икорский не захотел служить идеалам пролетарской революции и в 1919 году эмигрировал в јмерику. "—амым-самым" в становлении советской авиационной науки и техники раз и навсегда был провозглашЄн ј.Ќ.“уполев, на самом деле Ц способный продолжатель дела гениального конструктора. ј о —икорском старались даже не упоминать. ¬прочем, пару раз историческа€ справедливость всЄ же прорывалась, как жива€ трава через асфальт идеологического "табу". Ћетающа€ лодка —икорского S-43, созданна€ уже в —Ўј и закупленна€ советскими торговыми представител€ми, участвовала на родине конструктора в поисках пропавшего в северных льдах экипажа Ћеваневского и даже снималась в известной "агитке" прелестей жизни в —овдепии, фильме "¬олга-¬олга", где ее выдали за советскую. ј уже после войны президент —Ўј Ёйзенхауэр как-то прокатил на S-58, вертолЄте конструкции —икорского, своего гост€ Ќикиту ’рущЄва. —оветскому генсеку машина так понравилась, что он приказал закупить пару салонных S-58 дл€ местных командировок высшей партийной элиты государства рабочих и кресть€н. ¬от бы сейчас нашему президенту на роскошном авиашоу по случаю 300-лети€ —анкт-ѕетербурга, напомнить Ѕушу, показыва€ на мЄртвые петли ћи√ов и —” в майском небе, о том, что основатель одной из самых успешных авиационных компаний в —Ўј, чьи винтокрылые машины предрешили под конец ¬торой мировой успех военных операций против √ермании и японии, спасли 10 тыс€ч человек за годы войны в  орее, был русским. Ёто было бы эффектно. Ќо в юбилейной неделе такой пункт не значитс€. ќднако мы попытаемс€ восполнить этот пробел и напомним и о самом событии в истории русской авиации, и о человеке, благодар€ которому оно произошло.

...26 ма€ около 9 Yтра на лугу, примыкавшем к  орпусному аэродрому —анкт-ѕетербурга, клубились не только нетерпеливые стайки зевак в ожидании необычного и, что особо при€тно, бесплатного зрелища. ѕлотными группами сто€ли и серьЄзные специалисты, которые практически не сомневались в неудаче смелого экспериментатора: бытовало мнение, что даже если 4 тонны и смогут подн€тьс€ в воздух, внезапна€ остановка хот€ бы одного из двигателей немедленно приведЄт к падению летательного аппарата. Ќо... "–усский вит€зь" не только описал несколько кругов над аэродромом, но и м€гко приземлилс€ в заданной точке Ц недалеко от ставшего дл€ него родильным домом ангара. »м€ молодого студента —анкт-ѕетербургского ѕолитехнического университета »гор€ —икорского стало известно просвещЄнной публике, котора€ буквально в очереди выстраивалась, чтобы "покататьс€" над столицей и еЄ пригородами и даже "выйти на балкон" на высоте птичьего полЄта. —амые первые машины поднимались невысоко, и это экзотическое удовольствие какое-то врем€ было доступно. ј изобретатель не ограничилс€ предоставлением аттракциона дл€ питерского бомонда: во врем€ одного из испытательных полЄтов он дал ответ на реплики скептиков Ц последовательно выключал двигатели то с одной, то с другой стороны. "–усский вит€зь" сохран€л стабильность полЄта, лишь слегка покачива€ крыль€ми, за что иностранцы прозвали его "русской уткой". ќбратили на него внимание и на родине.  то бы вы думали? Ќу конечно, √енеральный штаб. » лично его императорское величество.

Ћетом 1913 года Ќиколай ¬торой выразил желание лично увидеть летающее чудо. ƒл€ этой царственной инспекции »горь —икорский прилетел в ÷арское —ело, где был высочайше пожалован наградными часами. ƒл€ 23-летнего студента это было насто€щим сокровищем Ц путЄвкой в жизнь... ј началось всЄ дл€ него почти мистически, как это нередко бывает с одарЄнными людьми. "¬ 1900 году в возрасте 11 лет, Ц написал он в своих мемуарах, Ц мне приснилс€ удивительный сон. я увидел себ€ идущим по узкому коридору. ѕо обеим сторонам были двери, отделанные орехом, как на пароходе, на полу лежал изумительный ковЄр. —верху падал м€гкий голубой свет электрических светильников.  огда € шЄл, пол под ногами слегка вибрировал, и вибраци€ эта была похожа на качку парохода. я был убеждЄн во сне, что нахожусь на борту огромного летающего корабл€.  огда € проснулс€, мне сказали, что человек ещЄ никогда не создавал удачного летающего аппарата, и вообще, это несбыточно". “рудно было ожидать иной реакции от его домашних: отец »гор€, знаменитый киевский психиатр ».ј.—икорский, в свою очередь вышедший из семьи бедного сельского св€щенника, к "делам небесным" имел особое отношение. Ќо его сын сумел осуществить свою мечту: после гимназии и учЄбы в ћорском кадетском корпусе он уехал во ‘ранцию учитьс€ воздухоплаванию в техническую школу ƒювиньо де Ћанно. “ам, старательно впитав знани€ по математике и судостроению, он пон€л, как применить механику к теории планеров Ц самолЄт нуждаетс€ в двигателе. ¬  иевском политехническом он уже организовал и возглавил студенческое авиационное общество, но столкнулс€ с первой неудачей. ≈го перва€ разработка Ц вертолЄт (тогда его называли геликоптер) с двум€ вращающимис€ в разных плоскост€х винтами мог подн€ть в воздух только свой вес в 180 кг, а пилота Ц уже нет. Ќо —икорского это не смутило: в 1910 году он построил биплан —-2, оснащЄнный 25-сильным двигателем. Ёта машина подн€лась на 180 метров, установив всероссийский рекорд. „ерез год нова€ модель уже —-5 летала на полукилометровой высоте целый час, а еЄ конструктор выиграл первый приз на соревновании, организованном военными. ¬се свои машины он собирал на деньги своей сестры в сарае в киевском имении своего отца. ѕривычка к спартанским услови€м ему ещЄ пригодитс€...

¬ том же 1911 году —икорский пришЄл к выводу, что будущее Ц не за одномоторными аэропланами, а за большими самолЄтами. Ётим открытием он об€зан... комару, который, залетев в жиклер карбюратора, едва не привЄл к остановке двигател€. »зобретатель тогда чуть не погиб, чудом извернувшись посадить самолЄт между железнодорожными вагонами и стеной. ѕоставив целью сделать большую машину, котора€ была бы способна нести груз и преодолеть серьЄзное рассто€ние, он дал старт к созданию дальней авиации. ј ещЄ, как считает генерал-лейтенант ћихаил ќпарин, его "–усский вит€зь" стал "родоначальником стратегических бомбардировщиков". ¬ 1914 году —икорский праздновал ещЄ один триумф человеческой изобретательности над природой: уже на –усско-балтийском вагоностроительном заводе он построил второй свой самолЄт "»ль€ ћуромец", со 100-сильным двигателем и размахом крыльев 31 метр, на котором совершил перелЄт из ѕетербурга в  иев и обратно. Ћично от императора —икорский получил орден —в€того ¬ладимира 4 степени и 100 тыс€ч рублей на дальнейшую работу. Ќо овации прессы потонули в вест€х с Ѕалкан: в день возвращени€ пришла новость об убийстве австрийского эрцгерцога. 23 декабр€ 1914 года решением военного министра –оссии было введено в действие положение "об организации эскадры воздушных кораблей "»ль€ ћуромец". «адуманный как транспортный, самолЄт был переоснащЄн: теперь он, дерев€нный, но в стальных "доспехах" от пуль, мог нести до 780 кг бомб, 8 пулемЄтов "ћаксим" и экипаж до 10 человек. Ќемецкие истребители "‘оккеры" ста€ми гибли от ударов русских воздушных крепостей... "ћуромцев" было построено 80 единиц, каждый новый Ц всЄ более совершенный. ¬оенные историки утверждают, что арми€ —амсонова не погибла бы на ћазурских болотах в ѕольше, пошли воврем€ командование самолЄты —икорского ей на выручку.

» царить бы –оссии в небе ≈вропы, если б не революци€. ѕосле окт€бр€ 1917 года "јвиа-Ѕалт" встал, рабочие были слишком зан€ты пролетарскими делами, а военные самолЄты оказались не нужны из-за объ€вленного "мира народам". “алантливого и энергичного генерала ћихаила Ўидловского, возглавл€вшего русские авиаотр€ды, с которым —икорский все военные годы сотрудничал и дружил, красные матросы зверски зарезали возле финской границы. ƒа и самому инженеру, обласканному старой властью, грозил арест. ¬ услови€х разрухи и анархии на скорую востребованность авиационной промышленности наде€тьс€ не приходилось, а помогать комиссарам воевать со своей страной он не видел дл€ себ€ смысла. ¬ марте 1918 он покидает –оссию.

Ћучшие дн€

Ёрнесто „е √евара: ' оманданте  убинской революции'
ѕосетило:123681
Ёрнесто „е √евара
јлександр —окуров: »сконна€ натура кинематографа
ѕосетило:10535
јлександр —окуров
–азработчик пистолета ““ и винтовки —¬“
ѕосетило:9305
‘едор “окарев

¬ —Ўј русский конструктор поначалу бедствовал Ц давал уроки математики и читал лекции по астрономии. Ќо не таков был его характер, чтобы распрощатьс€ с делом своей жизни. ѕервое созданное им конструкторское бюро на Ћонг-јйленде в Ќью-…орке размещалось... в кур€тнике. — такими монстрами как "Boeing" и "Martin" без денег конкурировать было трудно. Ќо тут ему улыбнулась удача: русский композитор —ергей –ахманинов неожиданно сделал "—икорски јэроинжиниринг  орпорейшн" рекламу, став еЄ вице-президентом и скупив акции на 5 тыс€ч долларов. √оворили, что он сделал это в пам€ть о младшем брате прапорщике Ќиколае, который служил в русской армии в 34-м корпусном авиаотр€де и погиб во врем€ сильного артобстрела. ¬место кур€тника —икорский смог арендовать ангар, и дела быстро пошли в гору.   апрелю 1924 года был готов его первый американский самолЄт S-29A.

„то было дальше? Ѕиографы —икорского говор€т, что всю жизнь он летел против ветра Ц самолЄты корЄжило при посадках, S-35, созданный впопыхах из-за нетерпени€ французского заказчика –ене ‘онка, не смог оторватьс€ от земли и сгорел... Ќо ведь летел, хоть и против ветра! —амолЄт-амфиби€ S-38 принЄс ему крупный успех и заказы компании "Pan-American". ¬ своей книге "–усские воздушные богатыри ».».—икорского"  .Ќ.‘инне пишет, что "русские лЄтчики и инженеры в јмерике сумели зарекомендовать себ€ так хорошо, что при образовании новых предпри€тий лица, их финансировавшие, ставили условием, чтобы половина инженеров была русскими". Ћетающа€ лодка —икорского S-42 в 1934 году устанавливала один за другим мировые рекорды грузоподъЄмности и скорости. Ќу а самое главное, он смог реализовать мечту своей юности, а ещЄ раньше Ц мечту Ћеонардо да ¬инчи и Ћомоносова о создании винтокрылой машины. —икорского в —Ўј прозвали "мистер ¬ертолЄт" Ц в 1952 году его S-52 совершил первый перелЄт через јтлантику и “ихий океан с дозаправкой в воздухе, а следующа€ модель S-55 вообще не знала себе равных, поэтому еЄ и облюбовали американские президенты, а вслед за ними и Ќикита ’рущЄв. ѕервые вертолЄты с автопилотом Ц тоже детище —икорского. ¬ертолЄты-краны, вертолЄты-амфибии, вертолЄты-тральщики, турбинные вертолЄты с убирающимис€ шасси. ј ещЄ Ц 15 типов самолЄтов.

Ќа родине о его успехах то ли не знали, то ли не хотели знать. «ато чужбина оценила вклад —икорского в развитие мировой авиации по достоинству. ≈го им€ включено —Ўј в Ќациональный зал славы изобретателей нар€ду с Ёдисоном, ‘ерми и ѕастером. ј почЄтна€ медаль ƒжона ‘рица "за научно-технические достижени€ в области фундаментальных наук" в области авиации была присуждена только двум инженерам Ц »горю —икорскому и ќрвиллу –айту. “олько одному русскому Ц »горю —икорскому...

¬ рамках праздновани€ 300-лети€ —анкт-ѕетербурга дата первого триумфа русского технического гени€ ».—икорского не значитс€. «ато ровно через год, тоже 26 ма€, будет ровно 80 лет, как в ———– прошли лЄтные испытани€ самолЄта, построенного целиком из металла јЌ“-2 конструкции јндре€ “уполева. “от же "»ль€ ћуромец" модели 1914 года со стальными доспехами от пуль, только более бронированный. ƒата 26 ма€ 1924 года в советских исторических календар€х присутствует. ƒвойна€ истори€, двойные стандарты.  ак вы думаете, нова€ –осси€ будет это отмечать?

ѕотр€сающа€ стать€
Dima 30.05.2006 12:25:29
—пасибо что живете авиацией и не даете забыть про –оссию

јккуратнее, понимаш...
»ван »ваныч 23.11.2006 12:32:03
ѕриравн€ть јЌ“-2 к "»лье ћуромцу", это co-o-o-o-o-l-l-l!
Ћюбопытно, видел ли борзописец фотки того и другого?

Ќу, тошнит уже!
јнатолий 23.10.2014 12:00:52
Ќу, сколько можно сравнивать неизвестно что с пальцем! —икорский, безусловно, был талантливым человеком, но вот экономика –оссии... произвела аж 60 »лей за годы войны, а экономика јнглии, к примеру - 60 тыс. ƒаже убога€ тогда по европейским меркам »тали€ - 20 тыс. ≈сть разница?
» о большевиках, воевавших со своим народом. –азве большевики устроили в феврале 1917 революцию против тех, кто отправил русский народ на жестокую мировую бойню? ќни просто скинули самозванное временное, не давшее русскому народу, шедшему за это под царские пули в ѕетрограде, ни мира, ни хлеба, ни земли




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

јлексей Ѕаталов: Ќе торгу€сь с судьбой
ѕосетило:9481
јлексей Ѕаталов
„етырехкратный победитель т€желейшего в мире марафона
ѕосетило:10257
ћохамад јхансал
Ёрнесто „е √евара: ' оманданте  убинской революции'
ѕосетило:123681
Ёрнесто „е √евара

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru